Отражение действительности. Janusz Szpyt

Отражение действительности. Janusz Szpyt

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Отражение — действительность

Отражение действительности в мышлении истинно лишь в том случае, если оно конкретно. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов ( Ленин В. И., Соч. В этом смысле чувств, познание само по себе абстрактно, поскольку объект отражается в нем как единичный, вне закономерной связи, в к-рон он выступает лишь как составная часть. Поэтому конкретность мышления измеряется не непо-средств. [1]

Будучи обобщающим отражением действительности , мышление выражается посредством языка. Когда человек мыслит, действуют те же нервные механизмы, используются те же речевые сигналы, что и при высказывании мыслей вслух. [2]

Моделирование как отражение действительности производится с помощью математических формул. [3]

При документировании отражение действительности идет по объектно-предметному принципу. В фокусе всегда какой-либо объект, но сам он может иметь баснословную сложность. Поэтому в процессе моделирования выбирается одна или несколько структур — предмет. Эти структуры мысленно вычленяются в объекте и как бы представляют, замещают его. [4]

Специфической формой отражения действительности в искусстве является, как уже отмечалось, художественный образ. [5]

Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму интересов классов, наций, политических партий и других политических сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая психология, она выражает некий уровень понимания политической действительности и направленность на ее преобразование, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений. [6]

Моделирование как форма отражения действительности широко распространено и достаточно полная классификация возможных видов моделирования крайне затруднительна, хотя бы в силу многозначности понятия модель, широко используемого не только в науке и технике, но и в искусстве, и в повседневной жизни. [7]

Без такой формы чувственного отражения действительности , как представление, человек был бы привязан к непосредственной ситуации ( в плане жизненного опыта); благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он располагает, вовлекая в сферу своего ощущения и восприятия мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей. [8]

Учение, являющееся отражением действительности , обобщением практики, человеческого опыта. Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела. [9]

Художественное произведение является отражением действительности с помощью знаковой системы, несущей художественную информацию. [10]

Всякое мышление является обобщенным и опосредствованным отражением действительности и идет прямо или косвенно от непосредственного чувственного восприятия действительности и через это восприятие. В силу этого мы можем говорить о структурном изоморфизме процесса познания и процесса непосредственного зрительного восприятия предмета, а отмеченная связь восприятия с объективными отношениями действительности позволяет искать изоморфные отношения между этой структурой некоторым специфическим строением воспринимаемого объекта. [11]

Мысль должна зависеть от отражения действительности аппаратурой мозга. [12]

При использовании экономико-математического моделирования отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей — формул. [14]

Сама по себе правильность отражения действительности в соответствии с теорией познания всегда носит условный характер, поскольку связана с уровнем развития знаний на данном этапе развития общества или отдельных социальных групп и индивидуумов. [15]

Отраженная действительность

В неосмысленном мире жить страшно, как страшно оказаться в погруженном во тьму незнакомом доме. Мир осмысливается каждым по-своему в меру накопления житейского опыта и в качественном соответствии этому опыту. А функцию коллективного осознания действительности отчасти выполняет искусство.

Оно, искусство, именно поэтому необходимо. Никто из известных нам живых существ не способен творчески отображать окружающую действительность, тем более – действительность умопостигаемую. Человек же, если поймет что-то, восхитится чем-то, устрашится чего-то, тут же постарается переплавить опыт в песню, притчу, храм и роспись храма.

Искусство – лакмус, индикатор, причем одновременно – как наличного состояния, так и вектора устремленности.

Человек подходит к искусству с немым вопросом: «Помоги мне понять себя». И всем знакома радость узнавания, когда в книге, или пьесе, или фильме человек угадывает себя и свою эпоху. Глядя на себя со стороны, человек тогда получает уникальный опыт оценки действительности. История и религия тоже отчасти служат этим целям, но уроки искусства наглядны и незаменимы.

Если я в искусстве не вижу себя, то либо я выпал из гнезда, либо искусство ушло куда-то в сторону. Классическим именуется и признается то искусство, в котором может узнать свой внутренний лик человек любой эпохи. Если я не нахожу себя в произведениях, переживших века, значит, я живу вне главных смысловых координат. Знакомство с лучшими произведениями мировой культуры и сочувствие им говорит мне, что я к общечеловеческой семье принадлежу.

Если у Шекспира или у Данте я себя нашел, а в современном искусстве меня мало что трогает, значит, эпоха и я – скрытые враги. Я – враг эпохи, потому что не ем предлагаемое ею. А она – враг мой, потому что безразлична ко мне и рано или поздно я начну ей мешать.

У советской эпохи было культурное лицо. Были фильмы, не утомляющие в сотом просмотре, были гениальные поэты, как печатавшиеся, так и писавшие в стол, были серьезные философы. И хотя все жаловались (было на что), лик эпохи был сложен и рельефен. А сегодня есть у времени культурное лицо? Наверное, есть, но мы, находясь к нему слишком близко, черт разобрать не в силах. Но может, этого лица и нет вовсе, вернее – есть какая-то рожа или собачья морда.

Читать еще:  Превзойти реальность. Claudia Johns

А иначе откуда это бандитско-ментовское экранное наводнение и дешевые любовные треугольники, помещенные в богатые интерьеры? Что, больше ничего не происходит? Или нечто важное, непременно происходящее на глубине жизни ускользает от взгляда художников? Или народ разучился понимать что-либо за пределами бандитско-денежно-сексуальных отношений? Если на любой из этих вопросов ответить «да», сразу вслед за этим следует слушать «Реквием».

Отдельный человек видит и соприкасается с очень ограниченным числом людей, по которым трудно сложить мозаику эпохи, тем более – лик человечества. К тому же каждый из нас специфически ограничен своим видом деятельности. Шофер разговаривает с шоферами, кассир смотрит на мир из маленького окошка, для работника общепита весь мир хочет есть. Если таким взглядом на мир ограничиться, то ни алкоголизм, ни наркоманию победить нельзя будет в принципе. Искусство именно должно показать нам человека в том, с кем мы не встречаемся повседневно. А оно вместо этого пичкает нас вышеупомянутой смесью.

Европе все еще интересен человек. Связка бандита с полицейским – само собой, и уличная женщина – само собой, но не только. Интересен человек, уставший от однообразия повседневности, интересна динамика отношений в многолетнем супружестве, интересна неосознанная тоска молодости и уютный ужас обеспеченной старости. Бомж интересен и профессор с мировым именем, поздняя любовь и сложные отношения с повзрослевшими детьми. Попросту говоря, человек как таковой все еще интересен европейскому искусству, хотя Европа подлинно гниет, и не понимает ровно ничего тот, кто не понимает этого гниения.

Но нам почему никто не интересен, и почему мы не угадываем великое в немногом? Искусство отображает и осмысливает жизнь. Иногда оно пытается осветить дорогу тусклым фонариком интуиции. Но сначала должна быть жизнь. Если нет искусства, значит, нет жизни. Скажите это, и вы не ошибетесь. У коров нет искусства, потому что они не люди. У народа нет искусства, потому что он либо не умеет осознавать и пропускать через сердце многообразие бытия, либо самого бытия у него нет, а есть коровье (волчье) существование. Нельзя никого удивить балетом или загипнотизировать кинематографом, если вы никого не любите и ни о чем не плачете; ничего не читаете и ни к кому не прислушиваетесь. Сначала – внутренняя жизнь, потом – все остальное.

Говорят «Давайте снимем кино. Где взять денег?» Но не говорят «Давайте обсудим один из уже снятых фильмов» А ведь шедевры имеют каприз рождаться от диалога, и для гения нужна среда обитания. Вне специфической среды гений – заурядный обыватель и тоскующий налогоплательщик. Специфическая среда человека, умеющего под орех разгрызать смыслы, это вовсе не СПИДоносная богема и не циррозно-алкоголический бомонд, а пара-тройка людей, погруженных в смысловое поле и между собой общающихся.

Такие люди есть. Их даже много. Но, видимо, они не общаются. Не общаются же люди либо от самодовольства, либо от уныния. Наше общество больно и тем, и другим. Одна его часть унывает, а другая – надувается от любви к себе, как жаба. За первых нужно молиться, вторых Бог смирит, как Сам знает. Получается, что люди, которым есть о чем говорить, молчат по углам, а люди, не имеющие ни одной своей мысли, трещат, не закрывая рта. Буквально все не совсем так, и я сгущаю, но тенденция именно такова.

Во времена одичания то искусство, которое не просто развлекает или развращает, но которое в поисках природных черт лица стремится смыть с современника бесовскую сажу, является другом Церкви. И Церкви предстоит узнать друга в том искусстве, которое не жертвует совестью ради кассовых сборов. А серьезному искусству было бы важно ощутить свои корни в небольшой книжечке под названием Новый Завет. Иначе будет то, о чем сказал некто проницательный и небезразличный: «Искусство расцерковлено, а Церковь обескультурена». Эта фраза настолько емкая и точная, что может служить диагнозом, и в нее стоит вдуматься и вдумываться.

Высшей и главной целью Церкви является превращение земного человека в наследника вечной жизни и Божиего Царства. Но есть и локальные или промежуточные цели. Сегодня такая цель – не дать человеку перестать быть человеком, посредством оживления совести удержать человека от полной деградации. У высокого искусства та же задача. Поэтому Церковь и искусство сегодня по определению – союзники.

Сейчас допишу и включу телевизор. А потом долго буду вверх-вниз прокручивать пару сотен каналов и, так ничего путного и не найдя, постараюсь уснуть.

Контрольная Психология Вариант 1 2014

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными тезисами? Найдите в них ошибки и неточности, если они есть.
1. Сознание есть отражение действительности – истинное или превратное.
2. При объективном изучении человека психолог не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Сознание и его подразделения, являются, поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить – внезамаскированной, правда, форме – старое религиозное понятие души.
3. Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания.
4. Сознание способно отражать и самое себя, явления субъективной реальности. Эта особенность сознания именуется его рефлексивностью или способностью отражать отраженное.
5. Моеотношение к моей среде есть мое сознание.
6. Если психика связана с рефлексами, значит, психика и сознание есть рефлекс.
7. Сознание – это коллективное идеальное.
8. Бессознательное немыслимо без осознаваемого.
9. Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальностью.

Читать еще:  Пастельная живопись. Ruth Mann

Ответ:
1. Верно
2. Верно отчасти
3. Верно
4. Верно
5. Верно (К. Маркс).
6. Неверно
7. Верно отчасти
8. Верно,тк «Приближение к бессознательному — сознательное или невольное»
9. Верно (Карл Фридрих Фон Вайцзеккер)

Задание 2. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям:
А) по цели применения, б) по процедуре проведения, в) по содержанию.
Тесты профессионального отбора, социометрические методики, тесты интересов, клинические тесты, опросники, диагностика темперамента, тестыспособностей, личностные тесты, проективные тесты, диагностика стрессоустойчивости.

а) по цели применения
б) по процедуре проведения
в) по содержанию
Тесты профессионального отбора
Опросники

Социометрические методики
Диагностика темперамента
Проективные тесты
Тесты интересов
Личностные тесты
Диагностика стрессоустойчивости
Клинические тесты
Тесты способностей

Задание 3. Прочитайте текст. Определите названиеи автора теории. Перечислите стадии и механизмы развития личности согласно предлагаемой теории. В чем, на ваш взгляд, достоинства и недостатки этой теории в отличии от других известных вам?
«… Специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из такихконфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет…»

Ответ:
Речь идет об эпигенетической теории развития Э. Эриксона, согласно которой специфические, связанные сразвитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла.
В книге Эриксона «Детство и общество» (1963) представлена его модель «восьми возрастов человека». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Психосоциальная адаптация, достигаемая человеком на каждой стадии развития, в более позднем возрасте может изменить свойхарактер, иногда — коренным образом. Например, дети, которые в младенчестве были лишены любви и тепла, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних стадиях им уделялось дополнительное внимание. Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается кжизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.
Суммируя 15 лет практической и теоретической работы, Э. Эриксон выдвинул три новых положения, ставшие тремя важными вкладами в изучение человеческого «Я»:
— предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Отражение (часть 8)

– Там. там. за дверью кто-то есть. Я слышала, как он шевелился. И наверно в замочную скважину за мной подсматривал. Ой, мамочки, ужас какой, – хватая пани Марысю за руки, кричала Света.

– Ну да, там наверняка кто-то живёт. Глупо было бы предположить, что комната пуста. Если мне не велят туда заходить, значит это не просто так, – спокойно ответила пани Марыся.

Светочка задохнулась от возмущения. Первое мгновение она стояла, беззвучно открывая рот, не в силах вымолвить ни слова.

– Пани Марыся, вы. вы. вы просто железная леди какая-то. Неужели вам не страшно находится в доме, зная, что за вами наблюдают? Да хрен его знает, кто там сидит. Может это уродец с двумя головами, шестью руками, и. я даже не знаю.

Пани Марыся рассмеялась.

– Да уж, ну и фантазия у тебя.

Наверху заскрипела дверь, у Светочки душа ушла в пятки. Она, собрав всю свою смелость, которой у неё было мало, в кулак, принялась стойко лицезреть того, кого рисовало её буйное воображение. Наверху появилась фигура женщины, совсем не двух головой.

– Итак, я вижу вы, барышня, очень удивлены. Да, я всего лишь обычный человек, без каких-либо патологий, – гордо вскинув голову, сказала она.

– Простите, я не знала, что вы там прячетесь, – ответила девушка, краснея от смущения.

– Я не прячусь, я там живу. И попросила бы покинуть сегодня мой дом. Вы внесли в мою тихую, размеренную жизнь хаос. Марыся, вы закончили с уборкой?

– Да. Ужин на плите, продукты на два дня в холодильнике.

– Очень хорошо. Вы можете быть свободны. До свидания.

Светлану распирали чувства возмущения, любопытства, страха и желания свалить отсюда как можно быстрее.

– У меня в голове не укладывается всё это, – возмущалась девушка, сидя на кухне пани Марыси.

– Дитя моё, ты перенервничала. Сейчас я приготовлю тебе мятный чай, и ты пойдешь отдохнёшь.

– Да, отдохнуть нужно, но завтра же я уезжаю домой. Дура я, что повелась на это. И зеркало это мне не нужно, и фамилия эта не нужна. Была я Захарова, Захаровой и останусь. А все эти тайны, ну их к лешему, – возмущалась Светочка.

Агнета поняла, что по добру кольцо ей не добыть, поэтому решила здесь задержаться. Обращения к зеркалу результатов не дали. Оно и понятно, зеркало себе не враг, чтобы лишать себя пищи.

Читать еще:  Новые формы и цвета. Walter Girotto

Бабка с каждым днём становилась всё чуднее и чуднее. То она вздумает крышу разобрать, чтобы нечисть из дома вылетела. Агнета насилу уговорила её спуститься вниз, заманив в дом яблочным штруделем, за который бабка душу готова была продать.

То чуть не сожгла дом. Ходила со свечой в руке, гоняя ту самую нечисть по углам, пока не подожгла занавеску. Агнета во время вернулась с рынка, сорвала занавеску, отчитала бабку.

Так и жила Агнета с безумной бабкой почти два года. В перерывах между присмотром она обследовала каждый уголок дома, залезла в каждую трещинку, перекопала подвал, но всё тщетно.

– Ну куда же ты его дела, горе ты моё, – плакала от отчаяния Агнета.

– Гномы, гномы растащили всё моё богатство. Ты знаешь какие у меня сундуки с драгоценностями были? Вот такие огромные. А гномы, чтоб они сдохли, всё уволокли – отвечала старушка, разводя в сторону руки, показывая какие огромные были сундуки.

– Да лучше бы они тебя уволокли, – утирая слёзы, отвечала Агнета.

Старушка умерла внезапно, во сне. Агнета её похоронила, как полагается со всеми почестями, чем заслужила одобрение односельчан. Идти ей было некуда, так она и осталась жить в доме бабки. Периодически устраивала в доме и его окрестностях большую уборку, на предмет поиска кольца. Но все усилия не дали результата. Она уже начала верить в гномов, о которых всё время твердила бабка.

Но однажды случилась беда, разрушилась труба на крыше. Печник, разбирая остатки трубы, обнаружил какой-то конверт с сургучной печатью.

– Хозяйка, здесь какое-то письмо.

Агнета взяла конверт, сорвала печать, и едва не лишилась чувств. В письме было кольцо и записка.

«Если ты держишь в руках это письмо, то значит я умерла. Кольцо по праву принадлежит тебе. Заслужила.

Как происходит отражение действительности в чувствах и че? оно отличается от отражения в познавательных процессах?

1.В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.Чувственное отражение выступает в трех основных формах: в виде ощущений, восприятий и представлений. Что представляет каждая из этих форм?

Ощущения — это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса. восприятие.

Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов. Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением? Мышление — это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их. Это понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скобки в их содержании. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия — это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Наконец, умозаключение — форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса: индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector