Отражение окружающего мира. Ruth Cowell

Отражение окружающего мира. Ruth Cowell

ЭФФЕКТ ЗЕРКАЛА: Мир отражает нам только то, что мы думаем

То, что человека раздражает в окружающих, есть в нем самом.

То, что человек не хочет слышать от других людей, есть то, что ему важнее всего услышать на данном жизненном этапе.

Другой человек может служить для нас зеркалом, помогая нам открыть то, что мы не видим, не знаем в себе.

Если человек то, что его раздражает в других, исправит в себе, судьбе ни к чему будет посылать ему такое зеркало. Избегая всего того, что нам неприятно, избегая людей, вызывающих у нас негативные чувства, мы лишаем себя возможности изменить свою жизнь, лишаем себя возможности внутреннего роста.

Человек своим мироощущением создает свой, индивидуальный слой мира или «отдельную» реальность. В целом эта картина индивидуальной реальности зависит от того, как человек настроен по отношению ко всему, что его окружает, в чем он убежден, во что верит или не верит. Но парадокс еще и в том, что в то же время его настрой обусловлен тем и зависит от того, что происходит вокруг в его «индивидуальной» реальности. Что же получается? А получается так называемая «замкнутая петля обратной связи» – «Реальность формируется как отражение образа мыслей человека, а образ, в свою очередь, во многом определяется самим отражением».

Если мы определим окружающую нас реальность, как наше зеркало, то становиться видно , как наше «зеркало» отражает именно нас, т.е. наш «внешний» мир отражает наш мир «внутренний», наш мир внутренних верований, убеждений, страхов, радостей и печалей.

Представим человека, который, стоя перед зеркалом, устремляет на него все свое внимание, не пытаясь взглянуть на себя изнутри. Т.е. смотря в мир внешний, избегая своего внутреннего мира. В такой схеме главную роль в цепи обратной связи играет не образ, а отражение. И в такой ситуации человек находится во власти зеркала, потому что, словно завороженный, смотрит на свою копию. И ему даже не приходит в голову, что изменив сам оригинал, т.е свой внутренний мир он изменит и свое отражение, т.е. мир «внешний».

Как результат этой зацикленности внимания на отражении мы часто получаем то, чего активно не желаем.

Все мы помним еще из детства старые мудрости:

  • «За что боролся – на то и напоролся»;
  • «В соседском глазу соринку усмотрю, а в своем и бревна не замечу»

Но приведу пример того, как же работает наше «Зеркало» реальности:

Внешность. Можно заметить, что практически все маленькие дети очень симпатичны. Откуда же берется столько взрослых, недовольных своим внешним видом? Все оттуда же — из зеркала, которое возвращает обратно все претензии. Вырастают красивыми те, кто внутренне уверен в своей красоте — вот в чем их секрет.

Действует правило: «Если я себе нравлюсь, то у меня появляется все больше оснований для этого». Но тут надо учитывать, что человек при этом должен быть тотально искренен сам с собой. Действительно ли он в этом уверен или он только думает, что он уверен или хочет в это верить – это «две большие разницы», как говорится.

Наши внутренние установки, программы транслируются нам на экране нашей «внешней» реальности. Мир очень изобретателен и оперирует бесчисленным количеством образов, и самое интересное во всей этой истории, что образы у каждого свои , так же как и установки, стереотипы и убеждения у каждого свои индивидуальные. Например, мы все по-разному понимаем одно и то же слово. Так как с каждым словом у нас связаны свои индивидуальные ассоциации и свой индивидуальный опыт.

Проведем эксперимент. Я называю слово «Человек». Какой образ у вас сейчас возник в голове? Уверена, что у каждого свой, кто-то представил мужчину лет 40, кто-то бесполый образ трафарет, кто-то видит его полным, кто-то худым и т.д. Т.е. у каждого свои ассоциации с этим словом, т.к. опыт у каждого свой. И такой эксперимент мы можем провести почти со всеми словами нашего словаря. Вот так мы и общаемся.

Теперь вернемся к нашему «Зеркалу» реальности. Что же чаще всего мы видим в «зеркале»? А мы видим то, на чем больше всего сконцентрировано наше внимание.

Например, какие-то переживания всецело владеют вниманием человека. Он озабочен ими и тем, что его не устраивает. При этом думает о том, чего не хочет, и не хочет того, о чем думает. Вот такой парадокс. Но Зеркало внешнего Мира не учитывает наши желания или нежелания — оно просто в точности передает содержание внутреннего Мира, отражаемого образа.

Еще один пример работы «зеркала»: Что очень не любишь, то и получаешь в своей жизни в избытке. В результате еще больше раздражаешься, тем самым увеличивая силу своего чувства. Мысленно отправляешь всех «куда подальше»: «Да пошли вы все. »

А что «зеркало»? Оно возвращает этот бумеранг обратно. Ты послал, и тебя послали туда же. Количество неприятностей возрастает в жизни. Если стоять перед зеркалом и вопить: «Чтоб ты провалился!» — какое отражение там возникнет? Правильно, отражение « Как ты проваливаешься вместе со своим миром». Теперь давайте посмотрим на склонность к пессимистическим ожиданиям со стороны. Правда же выглядит малопривлекательно?

А состояние: «А, все равно ничего не получится!» — подобно садомазохизму. Иногда можно подумать, что пессимист получает извращенное удовлетворение, упиваясь своей тяжкой долей: «Мир так плох, что дальше некуда. Ничего не изменишь. Полная фатальность. Вот и поделом ему и мне вместе с ним!» Интересно, но такая патологическая привычка находить упоение в негативизме, развиваясь, порождает предрасположенность к обидам: «Я такой замечательный! А вы не цените! Вот он, верх несправедливости! Все, я обиделся, и не уговаривайте меня! Вот умру, тогда узнаете!»

И что в итоге получаем?

  • То чего мы боимся больше всего, то и получаем.
  • То чего пытаемся избегать, то с тем и сталкиваемся.
  • Как мы думаем о себе, так и мир думает о нас.
  • Мир отражает нам только то что, мы думаем, т.е. наши мысли.
  • Мир Внешний — это зеркало нашего Внутреннего Мира.

Новое видео:

Онтология отражений. Хроники Амбера и сновидения

В романе Роджера Желязны «Хроники Амбера» описано место, которое является архетипом бесчисленных отражений – Амбер. Каждое из его отражений – параллельный мир, в котором реализуется альтернативная по отношению к другим отражениям вероятностная линия развития событий. Отражения плавно переходят друг в друга, а в качестве их центра выступает Амбер. Смещая вероятность событий, принцы Амбера путешествуют по отражениям. Мир читателей романа Желязны – отражение Земля – всего лишь один из вариантов бесчисленных отражений, куда однажды занесло одного из принцев.

Читать еще:  Прекрасная эпоха ар-деко. Stephane Gisclard

Описанное в романе путешествие по отражениям очень похоже на перемещение по вероятностным событийным линиям в сновидениях. Если в сновидении человек совершает неожиданный поступок, то он смещается в параллельную реальность, в которой этот поступок является закономерным. Время сновидения разветвляется, оставляя возможность возвращения в исходную событийную линию. Эти две событийные линии развития не исключают друг друга, благодаря чему возможно путешествие по параллельным сновидениям.

В бодрствовании подобные путешествия, как правило, не удаются. Объясняется это особенностью трансцендентальной структуры волевого акта. В бодрствовании волевой акт реализует один из моментов волевой потенции, исключая альтернативные варианты реализации воли. Акт воли результируется в факте, не допускающем актуализации своих альтернатив. Именно потому человек воспринимает событийную линию своей жизни как линейную последовательность событий.

В сновидении актуализация потенции воли в акте не исключает своей самореализации в альтернативном акте. Поэтому развитие жизни в одной событийной линии не исключает ее развития в параллельной событийной линии. Это определяет отличие априорной структуры времени сновидения от априорной структуры времени бодрствования. В сновидении событийные временные линии могут разветвляться, сливаться, пересекаться или развиваться параллельно, открывая возможность путешествия по ним. После пробуждения человек может помнить сразу нескольких параллельных событийных линий сна. Однако память в бодрствовании подчинена линейной априорной структуре времени, поэтому все эти событийные последовательности сновидения проецируются на один линейный ряд, в результате чего возникает смешивание разных сновидческих образов, например, ковер может оказать страной, человек кустом, автомобиль сыром и т.д. Поскольку время сновидения многомерно, то в самом сне подобной путаницы не возникает, и всегда четко различается принадлежность образов определенным событийным линиям.

Развивая аналогию мира сновидений с онтологией Р. Желязны, мы можем предположить существование своего Амбера для мира сновидений. Желязны описывает Амбер, как архетип всех отражений, предстающих его бесконечными вариантами. Амбер является принципом космического упорядочивания параллельных миров, и по мере удаления от Амбера усиливается хаос.

Сновидения, как правило, носят неустойчивый характер, что является признаком хаотичности. Соответственно, приближение к Амберу сновидений должно усиливать устойчивость, которой характеризуется бодрствование. Стремление к устойчивости сновидения определяет направление движения к Амберу. Для этого требуется специальная практика сновидений.

Восприятие окружающего мира выстраивается вокруг восприятия собственного тела, тем самым расширяя его. При изменении ощущения тела изменяется и мир. Различие тела сновидения и тела бодрствования определяет различие в восприятии реальностей. Сновидческая реальность неустойчива потому, что тело сновидения воспринимается неясно, хаотично, будучи склонным к трансформациям. Разрозненность отражений определяется тем, что и тело сновидения воспринимается не целостно, а разорвано на отдельные впечатления. Каждое впечатление относится к определенной событийной линии, а неясность впечатления ввергает эту событийную линию в хаос. Практика прояснения восприятия тела ведет к устойчивости реальности, тем самым, приближая сновидца к Амберу сновидений. Когда все разрозненные впечатления тела сновидения, разбросанные по разным отражениям, собираются воедино, тогда сновидец оказывается в Амбере.

К. Кастанеда говорил о возможности выведения тела сновидения в мир бодрствования, описывая необходимые для этого практики, направленные на обретение устойчивости восприятия (я буду говорить о них в собственной вариации). Практика рассредоточения сознания предполагает скольжение по образам сновидения. Например, при чтении книги сосредоточение на странице разорвет неустойчивую ткань сновидения и вызовет трансформацию текста. Чтобы этого избежать, нужно скользить вниманием по комнате, время от времени захватывая страницу книги. Благодаря этому текст приобретает устойчивую определенность. Точно также скольжение по реальности позволяет удерживать в ней детали, которые выпадали при хаотичном восприятии сновидения (например, замечать материал, из которого изготовлен пол, текстуру покрытия дивана и т.д.).

Благодаря этой практике, становится возможным удерживать в восприятии и отдельные детали своего тела. Можно начинать с рук, как предлагается у Кастанеды, потом переходить ко всему остальному. Обретаемое устойчивое восприятие собственного тела должно дополняться его восприятием в другой событийной линии. Устойчивость тела нисколько не ограничивает способности перемещаться по отражениям Амбера сновидений, так как эта способность определяется не характером восприятия тела, а априорной структурой волевого акта. Смещение по реальностям должно восстанавливать целостность тела сновидения, пока оно не обретет полную безупречность в Амбере, благодаря чему может быть смещено и в мир бодрствования.

В связи с этим встает вопрос: что является аналогом Амбера сновидений в мире бодрствования, и можно ли его достичь? Пользуясь аналогией с миром сновидений, можно предполагать, что движение к Амберу в бодрствовании также должно определяться психосоматической практикой обретения целостности своего тела. История духовной культуры предлагает самые разнообразные пути: алхимическая практика, классическая индийская йога, даосская практика достижения бессмертия и т.д. В христианской традиции путь обретения целостности достигается в «цело-мудрии» – особой аскетической практике обретения целостности души и тела в сердце. Соответственно, Амбером здесь является Царство Божие, в котором все люди воскресают в нетленных телах.

Мир отражений

Скачать книгу в формате:

Кейт думала, что самое плохое с ней уже произошло. Она потеряла память и оказалась неизвестно где, среди незнакомых людей. Конечно, девушке помогли, привезли в закрытый городок. Вот только, что-то происходит со всеми окружающими. С каждым днём они всё более странно себя ведут.

А ещё смущает собственная реакция на двух парней, с которыми она познакомилась. Ведь набрасываться на первого встречного не в её стиле. Но именно так и произошло.

Сможет ли Кейт разобраться в происходящем? От кого прячутся люди за высокими стенами? Да и люди ли они…

Популярные книги

  • 42875
  • 2
  • 1

Поселягин Владимир Геннадьевич Наемник. Трилогия АННОТАЦИЯ Владимир Поселягин НАЕМНИК Пролог .

Наемник. Трилогия

  • 34076
  • 4

Колин Кэмпбелл, Томас Кэмпбелл Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования.

Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья

  • 40205
  • 6
  • 2

Арнольд Шварценеггер: Вспомнить всё Арнольд Шварценеггер Вспомнить все: Моя невероятно правдив.

Вспомнить все: Моя невероятно правдивая история

  • 116511
  • 12
  • 18

«Текст» – первый реалистический роман Дмитрия Глуховского, автора «Метро», «Будущего» и «Сумерек».

  • 39836
  • 21
  • 7

Мэделин Ру Приют Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой, Над старинными томам.

  • 121620
  • 14
  • 3

Она была странным ребенком и вместо детских игр занималась…. уборкой. В старших классах ее подру.

Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

Уважаемые читатели, искренне надеемся, что книга «Мир отражений» Ангерд Эстрелла окажется не похожей ни на одну из уже прочитанных Вами в данном жанре. С невероятным волнением воспринимается написанное! – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к отгадке едва уловим, постоянно ускользает с появлением все новых и новых деталей. Не остаются и без внимания сквозные образы, появляясь в разных местах текста они великолепно гармонируют с основной линией. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий, интригующий с первых же страниц. В романе успешно осуществлена попытка связать события внешние с событиями внутренними, которые происходят внутри героев. В процессе чтения появляются отдельные домыслы и догадки, но связать все воедино невозможно, и лишь в конце все становится и на свои места. «Мир отражений» Ангерд Эстрелла читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

Читать еще:  Немецкий художник. Markus Frager

  • Понравилось: 1
  • В библиотеках: 4

Что такое смерть? По сути, каждый думает и делает выводы по-своему. Но если действительно… смерть.

Неучтённый фактор. Быть живым

Что такое смерть? По сути, каждый думает и делает выводы по-своему. Но если действительно… смерть.

Книга предназначена для военных врачей, фельдшеров и санитарных ин-структоров, участвующих в подго.

Тактическая медицина

Книга предназначена для военных врачей, фельдшеров и санитарных ин-структоров, участвующих в подго.

— Ты пришла, — послышался из темноты вкрадчивый бархатистый голос. У меня по телу побежали мурашки.

«Хэллоуинские страсти. Ночь для инкуба»

— Ты пришла, — послышался из темноты вкрадчивый бархатистый голос. У меня по телу побежали мурашки.

Онтология отражений. Хроники Амбера и сновидения

В романе Роджера Желязны «Хроники Амбера» описано место, которое является архетипом бесчисленных отражений – Амбер. Каждое из его отражений – параллельный мир, в котором реализуется альтернативная по отношению к другим отражениям вероятностная линия развития событий. Отражения плавно переходят друг в друга, а в качестве их центра выступает Амбер. Смещая вероятность событий, принцы Амбера путешествуют по отражениям. Мир читателей романа Желязны – отражение Земля – всего лишь один из вариантов бесчисленных отражений, куда однажды занесло одного из принцев.

Описанное в романе путешествие по отражениям очень похоже на перемещение по вероятностным событийным линиям в сновидениях. Если в сновидении человек совершает неожиданный поступок, то он смещается в параллельную реальность, в которой этот поступок является закономерным. Время сновидения разветвляется, оставляя возможность возвращения в исходную событийную линию. Эти две событийные линии развития не исключают друг друга, благодаря чему возможно путешествие по параллельным сновидениям.

В бодрствовании подобные путешествия, как правило, не удаются. Объясняется это особенностью трансцендентальной структуры волевого акта. В бодрствовании волевой акт реализует один из моментов волевой потенции, исключая альтернативные варианты реализации воли. Акт воли результируется в факте, не допускающем актуализации своих альтернатив. Именно потому человек воспринимает событийную линию своей жизни как линейную последовательность событий.

В сновидении актуализация потенции воли в акте не исключает своей самореализации в альтернативном акте. Поэтому развитие жизни в одной событийной линии не исключает ее развития в параллельной событийной линии. Это определяет отличие априорной структуры времени сновидения от априорной структуры времени бодрствования. В сновидении событийные временные линии могут разветвляться, сливаться, пересекаться или развиваться параллельно, открывая возможность путешествия по ним. После пробуждения человек может помнить сразу нескольких параллельных событийных линий сна. Однако память в бодрствовании подчинена линейной априорной структуре времени, поэтому все эти событийные последовательности сновидения проецируются на один линейный ряд, в результате чего возникает смешивание разных сновидческих образов, например, ковер может оказать страной, человек кустом, автомобиль сыром и т.д. Поскольку время сновидения многомерно, то в самом сне подобной путаницы не возникает, и всегда четко различается принадлежность образов определенным событийным линиям.

Развивая аналогию мира сновидений с онтологией Р. Желязны, мы можем предположить существование своего Амбера для мира сновидений. Желязны описывает Амбер, как архетип всех отражений, предстающих его бесконечными вариантами. Амбер является принципом космического упорядочивания параллельных миров, и по мере удаления от Амбера усиливается хаос.

Сновидения, как правило, носят неустойчивый характер, что является признаком хаотичности. Соответственно, приближение к Амберу сновидений должно усиливать устойчивость, которой характеризуется бодрствование. Стремление к устойчивости сновидения определяет направление движения к Амберу. Для этого требуется специальная практика сновидений.

Восприятие окружающего мира выстраивается вокруг восприятия собственного тела, тем самым расширяя его. При изменении ощущения тела изменяется и мир. Различие тела сновидения и тела бодрствования определяет различие в восприятии реальностей. Сновидческая реальность неустойчива потому, что тело сновидения воспринимается неясно, хаотично, будучи склонным к трансформациям. Разрозненность отражений определяется тем, что и тело сновидения воспринимается не целостно, а разорвано на отдельные впечатления. Каждое впечатление относится к определенной событийной линии, а неясность впечатления ввергает эту событийную линию в хаос. Практика прояснения восприятия тела ведет к устойчивости реальности, тем самым, приближая сновидца к Амберу сновидений. Когда все разрозненные впечатления тела сновидения, разбросанные по разным отражениям, собираются воедино, тогда сновидец оказывается в Амбере.

К. Кастанеда говорил о возможности выведения тела сновидения в мир бодрствования, описывая необходимые для этого практики, направленные на обретение устойчивости восприятия (я буду говорить о них в собственной вариации). Практика рассредоточения сознания предполагает скольжение по образам сновидения. Например, при чтении книги сосредоточение на странице разорвет неустойчивую ткань сновидения и вызовет трансформацию текста. Чтобы этого избежать, нужно скользить вниманием по комнате, время от времени захватывая страницу книги. Благодаря этому текст приобретает устойчивую определенность. Точно также скольжение по реальности позволяет удерживать в ней детали, которые выпадали при хаотичном восприятии сновидения (например, замечать материал, из которого изготовлен пол, текстуру покрытия дивана и т.д.).

Благодаря этой практике, становится возможным удерживать в восприятии и отдельные детали своего тела. Можно начинать с рук, как предлагается у Кастанеды, потом переходить ко всему остальному. Обретаемое устойчивое восприятие собственного тела должно дополняться его восприятием в другой событийной линии. Устойчивость тела нисколько не ограничивает способности перемещаться по отражениям Амбера сновидений, так как эта способность определяется не характером восприятия тела, а априорной структурой волевого акта. Смещение по реальностям должно восстанавливать целостность тела сновидения, пока оно не обретет полную безупречность в Амбере, благодаря чему может быть смещено и в мир бодрствования.

В связи с этим встает вопрос: что является аналогом Амбера сновидений в мире бодрствования, и можно ли его достичь? Пользуясь аналогией с миром сновидений, можно предполагать, что движение к Амберу в бодрствовании также должно определяться психосоматической практикой обретения целостности своего тела. История духовной культуры предлагает самые разнообразные пути: алхимическая практика, классическая индийская йога, даосская практика достижения бессмертия и т.д. В христианской традиции путь обретения целостности достигается в «цело-мудрии» – особой аскетической практике обретения целостности души и тела в сердце. Соответственно, Амбером здесь является Царство Божие, в котором все люди воскресают в нетленных телах.

Читать еще:  Португальский художник. Ricardo Passos

Образное восприятие окружающего мира.

Модельный характер познающего мышления.

Образное восприятие окружающего мира.

Известно, что обработка мозгом информации, поступающей из внутренней и внешней среды имеет три уровня:
Первичное отражение. Оно протекает на уровне подкорковых образований и даже периферических ганглиев, обычно не осознается и по объему значительно превосходит все остальные потоки информации.
Сознательное представление иерархически обработанной информации. В каждый данный момент времени организм имеет представление, где он находится, какое положение занимает тело, в каком состоянии находится внутренняя среда организма, какие виды деятельности проводятся в настоящее время и т. п. Этот уровень является вторичным отражением, в котором задействованы различные участки мозга, содержит конкретную информацию в каждый данный момент, исходящую от внешней или внутренней среды.
«Внутреннее мышление». Представляет настолько далеко отстоящую информацию от момента ее порождения, что фактически никакой временной, а иногда и других типов связей с первично породившими ее объектами уже не удается отметить. Это третичное отражение, с которым мозг оперирует внутри себя самого, в отсутствие внешних раздражителей.
«Дискурсивное мышление, как правило, не дает новых идей: его функция накапливать и передавать прошлый опыт в рутинных формах. Все же новое в сфере мысли связано с образами ассоциативно-метафорического мышления, рождаемого в таинственных и неподконтрольных нам психических процессах.» (Р. Л. Хейлброннер).
Мозг является высшим уникальным коллектором информации, в который стекается вся информация из внешней и внутренней среды организма. Мозг способен работать в автономном режиме, при минимальном участии внешних раздражителей. Все процессы в нем являются отражениями, в конечном счете, различных внешних и внутренних влияний на организм, моделями таких влияний, на основании которых производится анализ и делаются определенные заключения о внешней среде и собственном состоянии организма и мозга. Человеческое сознание способно воспринять весьма ограниченный объем информации, а реально наблюдаемые явления столь сложны и содержат такое множество процессов между взаимодействующими объектами, что их исчерпывающее описание оказывается невозможным. На практике исследуемая система сознательно упрощается путем ее замены моделью, учитывающей только самые важные элементы и процессы. По мере развития модели усложняются, постепенно приближаясь к реальности.
В общем случае под моделями понимают такие материальные системы, которые замещают объект познания (оригинал) и служат источником информации о нем. К классу моделей относят так называемые идеальные модели — образы объектов (модели-представления) и знаковые модели. Сходство модели и оригинала характеризуется с помощью ряда понятий (аналогия, изоморфизм, гомоморфизм и т. п.). Сама модель не есть аналогия, она представляет собой лишь один из членов отношения аналогии. Аналогия модели и оригинала по ряду признаков — основа экстраполяции (переноса) знаний с модели на оригинал. Модели — такие аналоги, сходство которых с оригиналом существенно, а различия не существенны в данной конкретной познавательной задаче.
Механика, а за ней физика и все естествознание стали опираться на идеальные образы, которые легли в основу моделей. Основными понятиями стали пространство, время, масса, сила. Вслед за Галилеем ученые стали считать доказательной проверку моделей на опыте. Он считал, что если «книга Природы написана на языке математики», то должны приниматься только математические доказательства. Значимость Галилея для науки заключается не только в его открытиях, но и в используемом им методе и образе мышления. Он не только ввел эксперимент в исследования природы, но сумел интерпретировать явления на языке математики.
По Платону, идеи — духовные сущности, представляющие собой не знание о вещах, а некоторые реально существующие в природе прообразы, — идеальные «образцы» вещей. «Идеи эти, — утверждал Платон, — пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходствуют с ними и являются их подобиями, и самая причастность их идеям заключается не в чем ином так, как только в уподоблении последним.» Аристотель положил начало пониманию идей как форм мысли. Противоположные позиции в вопросе об идеях занимают эмпиризм и рационализм. Эмпиризм, абсолютизируя опыт и игнорируя специфику мышления, считает идеей результат любого акта познания, отождествляет идею с представлением (Д. Локк). Рационализм, напротив, отрывая мышление от опыта, бессилен объяснить объективность идей и вынужден постулировать их врожденность (Р.Декарт).
Объекты материального мира в доступных нашему восприятию областях представлены человеку в виде своих моделей. Сущность объектов познается нами через их модели, причем сами модели нельзя рассматривать как нечто постоянное, статичное. Используя методы логической обработки дополнительной информации об объектах, полученные нами с помощью технических средств, расширяющих область восприятия информации, мы в состоянии изменить наше представление в сторону сближения характеристик моделей с характеристиками реальных объектов.
Понятие информации связано с некоторыми моделями реального мира, которые отражают сущность реальных вещей в той степени, в которой это необходимо. Под информацией нужно понимать не сами модели и процессы, а их представительные характеристики, отображенные в виде чертежей, формул, символов и т. д. Сама по себе информация может быть отнесена к области абстрактных категорий, однако она всегда появляется в материальной форме.

Фундаментальной основой структуры познания в наиболее развитых отраслях науки является анализ предмета исследования, выделение абстрактных элементарных объектов и последующий логический синтез из них единого целого в виде теоретической модели. На основе этой модели, представляющей собой один из возможных вариантов объяснения какого-либо фрагмента реальности, неизбежно расхождение идеального с реальным.
Человеческий мозг способен создавать абстрактные образы — многомерные динамические модели внешних объектов и событий, и модели «самого себя». Воспринимая внешний мир, человек в состоянии установить как сходства объектов природы, так и различия — с целью перехода к более общим моделям, объединяющим рассматриваемые модели, и в пределе к модели Мира. Модельный характер познающего мышления нашел отражение в теоретическом познании окружающего мира. В частности, теоретической кибернетикой разработан метод изучения объектов и процессов — машинное моделирование. Возможность исследования объекта по математической модели ставит теоретическую кибернетику, наряду с математикой, в разряд синтетически обобщающей науки. Обладая собственным специфическим предметом исследования — системой управления — кибернетика ставит математический эксперимент в качестве нового метода исследования, охватывающего большую часть возможных применений. Метод моделирования направлен на изучение более сложных систем, чем классические математические методы. Он становится необходимым средством как в познании, так и в преобразовании действительности, находя применение в естественных, технических и гуманитарных науках.
В настоящее время можно говорить о преобразовательной функции моделирования, выполняя которую оно вносит прямой вклад в оптимизацию сложных систем. Преобразовательная функция моделирования способствует уточнению целей и средств реконструкции реальности. Свойственная моделированию трансляционная функция способствует синтезу знаний — актуальной задаче на современном этапе изучения мира.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector