Ответный жест: русское искусство покажут в Ватикане

Ответный жест: русское искусство покажут в Ватикане

Ответный жест: русское искусство покажут в Ватикане

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения из коллекции Третьяковской галереи

Картину Николая Ге «Голгофа» в следующем году можно будет увидеть в Ватикане. Третьяковская галерея

В Государственной Третьяковской галерее 25 ноября открылась выставка произведений живописи XII–XVIII веков из собрания Музеев Ватикана. Это стало событием мирового масштаба: никогда ранее одновременно не вывозили столько шедевров из папской коллекции, тем более что почти все они обычно украшают постоянную экспозицию музея. Российский куратор выставки, хранитель итальянской гравюры Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов отобрал 42 произведения для показа в Москве, среди них работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Дизайн экспозиции выполнен архитектором Сергеем Чобаном, который «построил» площадь Святого Петра в миниатюре в одном из залов Инженерного корпуса Третьяковской галереи. Выставка продлится до 19 февраля.

Экспозиция «Roma Aeterna…» (название можно перевести с латыни как «Вечный Рим…») в Москве — только часть большого проекта. Осенью 2017 года в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на библейские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.

Как рассказала директор ГТГ Зельфира Трегулова, идея обмена возникла три года назад и с самого начала планировалось провести две выставки: показать шедевры из Пинакотеки Ватикана в России, а затем привезти произведения русского искусства в музей папской резиденции. «Довольно долго продолжалось обсуждение того, как именно должна выглядеть русская выставка в Ватикане. В конце концов было принято совместное решение (его поддержали в том числе и Михаил Борисович Пиотровский, и Марина Девовна Лошак), что выставка русского искусства в Ватикане будет в значительной степени основана на собрании Третьяковской галереи, потому что такие принципиальные работы, как «Христос в пустыне» Николая Крамского или «Голгофа» Николая Ге, а также этюды и библейские эскизы Александра Иванова, находятся именно здесь. Соответственно, не возникало и вопроса о том, куда поедет выставка работ из Ватикана», — пояснила Трегулова. Кроме того, когда только начались переговоры по поводу возможности проведения такого обменного проекта между российскими музеями и Ватиканом, Зельфира Трегулова была директором РОСИЗО — организации, курирующей проведение международных выставок из Музейного фонда РФ.

По словам директора Третьяковки, еще на ранних этапах обсуждения русской выставки в Ватикане Михаил Пиотровский предложил идею Аркадия Ипполитова сопоставить произведения Рафаэля и Александра Иванова. Такой смелый ход понравился и директору Музеев Ватикана Антонио Паолуччи, для которого Иванов является важнейшим русским художником. Можно предположить, что именно сопоставление работ итальянского гения эпохи Возрождения и автора главного в русском искусстве произведения на евангельскую тему станет лейтмотивом русской выставки в Ватикане.

Выбор куратора московской выставки Зельфира Трегулова комментирует так: «Я неоднократно имела возможность убедиться в том, что любая выставка, над которой он (Аркадий Ипполитов. — TANR) работает, — это умный, тонкий, интеллектуальный и при этом очень четко выраженный визуально проект. Такой тип кураторской работы я ценю больше всего: люди, не очень хорошо разбирающиеся в теме, все равно считывают послание авторов по тому, как сформирована выставка, а интеллектуалы просто купаются в тонких сравнениях, сопоставлениях и оттенках смыслов».

Известно, что над выставкой в Ватикане будут совместно работать российские и итальянские кураторы. Директор Третьяковки предположила, что их будет трое и в проекте снова примет участие Аркадий Ипполитов. Музеи Ватикана уже предложили куратора со своей стороны, но запланированная поездка итальянского искусствоведа в Москву была отложена из-за проблем с финансированием. Напомним, что еще весной 2016 года проведение выставки шедевров Ватикана в Москве оказалось под угрозой из-за нехватки средств (как правило, все расходы по страхованию и логистике берет на себя принимающая сторона, в данном случае Третьяковская галерея). На помощь музею пришел благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», оказавший масштабную поддержку выставочного проекта, в том числе профинансировавший издание каталога.

От Дионисия до Малевича: русское искусство пришло в Ватикан

Эстонский искусствовед, директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре поделилась со Sputnik Эстония своими впечатлениями от посещения ватиканской галереи, где проходит выставка русского искусства «Русский путь. От Дионисия до Малевича».

ТАЛЛИНН, 16 дек — Sputnik, Ирина Тихомирова. В Ватикане проходит выставка русского искусства «Русский путь. От Дионисия до Малевича». Это ответный жест Третьяковской галереи на экспозицию «Roma Aeterna. Шедевры из пинакотеки Ватикана» в Москве.

Квинтэссенция русского искусства выражена в особой подборке коллекции: древнерусское искусство представляют иконы таких мастеров прошлого, как Дионисий и Паисий, искусство XIX века — произведения Крамского и Левитана, Нестерова, Репина и многих других. Светскую часть коллекции составляют картины самых известных в Европе русских художников: Малевича, Гончаровой, Кандинского, Филонова. Также присутствуют работы Петрова-Водкина, Кустодиева, Дейнеки, Юона.

Читать еще:  Пейзажи пустыни Колорадо и Скалистых гор. Stacey Peterson

Куратором выставки является Аркадий Ипполитов, петербургский искусствовед, специалист по итальянскому искусству, хранитель кабинета итальянской гравюры Государственного Эрмитажа. С ним сотрудничал Святой Престол в период организации московской выставки, а в преддверии организации этой экспозиции Третьяковки Ватикан высказал пожелание, чтобы ее куратором стал петербуржец Ипполитов.

Картины общаются между собой

На выставке, организованной Святым Престолом, побывала Александра Мурре, директор Кадриоргского художественного музея. Она прибыла в Рим по приглашению Аркадия Ипполитова, с которым музей Кадриорга давно сотрудничает в деле реализации художественных выставочных проектов.

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» сформирована по принципу неожиданных аналогий. Выбор куратора исходил из места, где проходит выставка, и являет собой некое послание, заложенное в произведениях русских мастеров.

В галерее картины размещены таким образом, что они находятся в зримом диалоге — временами в споре, временами в согласии. Однако, возможно, центр экспозиции — «Явление Христа народу » кисти Александра Иванова, полотно, которое и в Третьяковской галерее не оставляет равнодушным ни одного посетителя.

Александра Мурре в беседе со Sputnik Эстония, делясь своими впечатлениями от посещения ватиканской экспозиции, заметила, что произведения общаются не по живописной или исторической оси. Диалог, задуманный куратором, имеет глубокий философский смысл и провоцирует зрителя на размышления о духовных параллелях, подводит к открытиям.

Здесь соседствуют произведения, относящиеся к совершенно разным эпохам и стилям: например, с одной стороны галереи расположен «Спас Нерукотворный», а напротив — портрет Федора Михайловича Достоевского, с одной стороны — «Троица» Паисия, копия «Троицы» Андрея Рублева (оригинал никогда не покидает пределов родной Третьяковки), а с другой — «Тройка» художника Василия Перова.

Иконе XVI века «Апокалипсис» противопоставлен «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина — рядом с иконой «Георгий Победоносец», а «Неутешное горе» Ивана Крамского — напротив иконы «Не рыдай Мене, Мати». Таким образом возникает ассоциативный ряд, который может быть прочитан зрителем очень по-разному.

Особый путь русского искусства

Эта выставка, по мнению Мурре, не рассказывает об особенностях русского искусства и не является выставкой религиозного искусства. Ее название особенно емко отражает ее суть: «Русский путь» — как избранность, миссионерство, как путь развития, служения русской культуры, духовности. Это путь от распятия — к иконе, от жертвы — к искуплению. Начинает его в залах галереи «Распятие» Дионисия, а заканчивает мажорной нотой икона «О Тебе радуйся».

«Конечно, искусство России XIX века — оно другое. В то время художники Франции боролись за новые формы в искусстве, а их русские собратья — художники-реалисты, передвижники — боролись за лучшую жизнь. Они верили, что их искусство что-то изменит, что красота действительно спасет мир. Они не писали картины только ради искусства, в их труде было нечто, о чем писал Достоевский, — миссионерство русского народа», — подытожила Александра Мурре.

Мединский посетил в Ватикане уникальную выставку

Ее уникальность заключается в том, что впервые за историю ватиканских музеев в них представлено одновременно столь значимое число (54 экспоната) произведений искусства XII-XVIII. По замыслу куратора Аркадия Ипполитова, выставка, расплодившаяся в Крыле Карла Великого — галерее колоннады Бернини базилики Святого Петра, посвящена своеобразию русского художественного менталитета и делает главный акцент на преемственности традиций, на внутренних, глубинных связях иконописи и русского реализма XIX века.

«У нас во все годы было очень тесное сотрудничество с Италией. Два года назад в Третьяковской галерее с грандиозным успехом проходила выставка шедевров итальянской живописи из коллекции Музеев Ватикана. Ее посетило около 300 тысяч человек. И вот сейчас последовал ответный жест Третьяковской галереи — крупнейшего музея русского искусства в мире, который привез в Ватикан ретроспективу религиозной и одухотворенной религией живописи: от иконописи до живописи XX века, отражающих духовные поиски наших художников. На мой взгляд, это очень интересный проект. Многие картины и иконы в Ватикане представлены впервые, и каждая из них — это безусловно шедевр мировой культуры», — рассказал в беседе с журналистами Владимир Мединский.

Напомним, что 18-19 декабря в Риме пройдут заключительные мероприятия культурного проекта «Русские сезоны». В течение двух дней в итальянской столице состоятся: закрытый показ фильма «Собибор» и общение с режиссером и исполнителем главной роли Константином Хабенским; открытие выставки работ студентов факультета живописи, архитектуры, скульптуры и графики Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина; а также пройдет торжественная церемония закрытия проекта «Русские сезоны». В рамках мероприятия состоится концерт российского пианиста-виртуоза Дениса Мацуева в сопровождении Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского под управлением В. И. Федосеева (дирижер — В. И. Федосеев). Прославленный коллектив исполнит Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Во втором отделении Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского (дирижер — В. И. Федосеев) исполнит «Сюиту» из балета «Щелкунчик» и «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского.

Читать еще:  Осколки снов и воспоминаний. Chuck Tingley

Итоги «Русских сезонов» в Италии будут подведены 19 декабря на пресс-конференции, в которой примут участие министр культуры РФ Владимир Мединский, Посол России в Италии Сергей Разов, а также кураторы проекта с российской и итальянской сторон.

Как выглядит русское искусство в Ватикане

Открывшаяся в галерее, или крыле, Карла Великого колоннады собора Святого Петра выставка русского искусства – плод большой политики. Стоит вспомнить, что после встречи в 2013 г. Владимира Путина и Папы Римского Франциска было принято решение о культурном сотрудничестве между Россией и Святым престолом. Возможности этого сотрудничества достаточно ограниченны – кинематографом и балетом в этом случае не обменяешься. Так что начало культурным отношениям положила выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», на которую два года назад в Третьяковскую галерею выстраивались длиннющие очереди.

Такую выставку можно считать чудом – никогда музеи Ватикана не вывозили из своих стен столько произведений. Наш ответ должен был быть адекватным, но не мог. Ну нет в русском изобразительном искусстве имен столь же сиятельных, что были вынесены в название ватиканской выставки. И понятно, почему директор Третьяковки Зельфира Трегулова признается, что работа над замыслом «Русского пути. От Дионисия до Малевича» была «долгой и мучительной».

Автором идеи и одним из кураторов ответа Ватикану стал Аркадий Ипполитов, отбиравший шедевры и для Roma Aeterna. Решение он нашел, можно сказать, идеальное – или просто умное: не показать отдельные произведения, а предъявить саму русскую духовность, о которой европейцы отлично осведомлены (за что спасибо русской литературе). Но не пресловутую «духовку», на которой так легко спекулировать, а проявившуюся в главных русских картинах, ставших частью национального сознания.

Так Третьяковская галерея впервые вывезла из своих стен 47 икон и картин, в том числе и те, без которых немыслима ее постоянная экспозиция: «Над вечным покоем» Левитана, «Не ждали» Репина, «Христос в пустыне» Крамского, «Тройку» Перова, «Купание красного коня» Петрова-Водкина, авторское повторение «Черного квадрата» Малевича. Поскольку без «Явления Христа народу» Александра Иванова невозможно особый русский путь в живописи предъявить, а хранящуюся в галерее огромную картину вывезти физически невозможно, то ее малый вариант привезли из Русского музея. Еще шесть музеев страны поделились для выставки своими вещами.

Третьяковская галерея показывает 42 работы из Музеев Ватикана

Соединить в одной экспозиции иконы и картины, привычно противопоставляемое искусство допетровской Руси и России проевропейской, да еще показать внутреннюю связь иконописи и реалистической и модернистской живописи – задача повышенной сложности.

Умозрительно ее еще как-то можно решить – на христианстве стоит и то искусство, что принято называть гуманистическим. Понятно, что «Неутешное горе» Крамского про то же, что и созданный на два с лишним века раньше «Спас нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати» – мать у гроба сына. Но написаны они настолько по-разному, что кажутся несовместимыми в одном пространстве. В галерее Карла Великого, построенной по проекту великого Бернини, картина и икона висят друг напротив друга не противореча. Они связаны не только сюжетно и композиционно – жена Крамского и Богородица одним жестом утирают белым платком слезы, – но эмоционально. И эта связь оказывается важнее формальной, стилистической.

На таких перекликающихся парах и держится экспозиция. Стоящий в центре выставки «Христос в темнице» – пронзительная пермская деревянная скульптура – сокрушенно смотрит на измученного Достоевского, написанного Перовым, и согбенного Христа на картине Крамского. «Богоматерь Киккская» Симона Ушакова благословляет видеть в обитателях арестантского вагона с картины Ярошенко «Всюду жизнь» святое семейство.

Когда на выставке появляется авангард, формально воспринимать соседство картин и икон легче. «Троица» Гончаровой и «Петроградская мадонна» Петрова-Водкина стилистически близки иконописи, но по смыслу едва ли. Ну и почти в финале дерзкой кураторской выходкой видится соседство «Черного квадрата» с новгородского письма «Страшным судом» второй половины XVI в. Супрематическая икона Малевича на этой выставке явно не в почете. Что и понятно, не в Ватикане же ей поклоняться.

Вообще, государство, куда приехала русская выставка, диктует непривычные для таких дипломатических событий условия. Например, на пресс-конференции не дали слова спонсору – представителю благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», хотя фонд оплатил не только большую часть расходов на «Русский путь», но и ватиканская выставка в Москве без его материальной помощи не состоялась бы. Также попросили публично не называть и сумму, в которую эта помощь вылилась. Не дали слова на пресс-конференции и Михаилу Швыдкому, как политику – представителю президента РФ по международному культурному сотрудничеству. Такие порядки в папском государстве.

Читать еще:  Польская художница. Ewa Szczekan

Трудно сказать, как примут выставку приходящие в собор Святого Петра и музеи Ватикана миллионы людей, паломников к христианским и художественным святыням. Но важно, что выставка значима и для нас, она предлагает непривычным взглядом посмотреть на главные русские картины, часть нашего менталитета. Открыть новые смыслы в знакомых с детства сюжетах. В Третьяковской галерее думают, можно ли эту выставку повторить в Москве. Но такого впечатления, как в Ватикане, она произвести не сможет. Нет у нас такого величественного и гуманного пространства, с легкостью меняющего намертво засевшие в сознании стереотипы восприятия.

В Ватикане открывается выставка из Третьяковки

На «Русском пути» покажут шедевры: от Дионисия до Левитана

19 ноября в Ватикане открывается беспрецедентный выставочный проект из России. В Крыле Карла Великого — левой стороне колоннады собора Святого Петра — покажут 54 ключевых произведения русского искусства из собрания Третьяковской галереи и региональных музеев. Никогда прежде Россия не вывозила такое количество абсолютных шедевров за рубеж. Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» станет ответным жестом на не менее значимый проект Ватикана Roma Aeterna, который проходил в Инженерном корпусе в 2016–2017 гг.

И.Н.Крамской. «Христос в пустыне», 1872, Третьяковская галерея. Фото: tretyakov.ru

— Это исключительная по своему уровню и замыслу выставка, которая для нас была огромной вехой на серьезном и очень сложном пути, — сказала директор ГТГ Зельфира Трегулова во время видеомоста «Россия—Ватикан», который состоялся в преддверии открытия. — Во время визита Владимира Путина в Ватикан в 2013 году состоялась встреча с папой римским Франциском I, и во время нее была выдвинута идея организовать две обменные выставки.

Итогом визита Президента РФ в Ватикан стала выставка Roma Aeterna в ГТГ, где были показаны 42 шедевра — произведения Беллини, Рафаэля, Караваджо и других великих итальянских мастеров. По словам директора Третьяковской галереи, выставку посетило около 200 тыс. человек за три месяца. Ответный проект России в Ватикане обещает пользоваться не меньшим успехом, тем более что место для показа шедевров выбрано знаковое и нестандартное. Крыло Карла Великого собора Святого Петра на самом деле не предназначено для экспонирования искусства, однако это место, которое не обойдет стороной ни один турист, а вход на выставку будет бесплатным. Меры предосторожности и логистика беспрецедентны, отметила Зельфира Трегулова.

Куратор проекта Аркадий Ипполитов отказался от хронологического принципа показа шедевров. Экспозиция будет построена как диалог двух традиций: древнерусского искусства и живописи второй половины XIX — первой трети XX века.

— Речь пойдет о русском духе, — сказал Ипполитов. — Выставка начинается с иконы Дионисия и завершается иконой ХIV века. Но акцент сделан на живописи ХIХ века, которая наиболее полно собрана в Третьяковской галерее и не очень известна за рубежом. Так ее еще никто не представлял…

Искусство передвижников, помещенное в контекст русских икон, представлено в новом ракурсе и обнаружит интересные связи и параллели. Специально для выставки подготовлен каталог, в который вошли статьи специалистов, где эти связи будут обоснованы с искусствоведческой точки зрения. Так, картина «Неутешное горе» Ивана Крамского окажется напротив иконы «Не рыдай Мене, Мати», а его же «Христос в пустыне» — рядом с «Христом в темнице», деревянной скульптурой XVIII века из Перми. Сольвычегодская икона «Видение Евлогия» вступит в диалог с картиной «Над вечным покоем» Исаака Левитана, а «Страшный Суд» XVI века — с «Черным квадратом» Казимира Малевича. Завершается выставка «Несением креста» Михаила Нестерова и иконой XVI века «О Тебе радуется» — символами народного единения в мирской и духовной жизни.

Среди шедевров, которые будут представлены в Ватикане, — картины «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и «Перед исповедью» Ильи Репина; «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» и «Утопленница» Василия Перова; «Что есть истина? Христос и Пилат» и «Голгофа» Николая Ге; «Демон (сидящий)» Михаила Врубеля; «Троица» Наталии Гончаровой; «Москва. Красная площадь» Василия Кандинского; «Купание красного коня» и «1918 год в Петрограде» Кузьмы Петрова-Водкина. На единственном портрете в исполнении Василия Перова изображен Федор Достоевский, многое определивший в русской культуре.

— Всему Риму не терпится посмотреть на искусство, которое малоизвестно за рубежом, — отметила в ходе видеомоста директор Музеев Ватикана Барбара Ятта. — Эта выставка позвонит нам познакомиться с произведениями, которые крайне редко покидали Россию. Это щедрый жест, который является достойным ответом на выставку Ватикана в России, когда наши музеи лишились половины своих главных шедевров на время их показа в Москве…

Всего на выставке «Русский путь. От Дионисия до Малевича» будет показано 54 произведения: 47 работ из ГТГ (40 из них — из постоянной экспозиции) и 7 из региональных музеев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector