Ожившие картины Эдгара Дега

Ожившие картины Эдгара Дега

10 самых известных картин Эдгара Дега

Знаковые работы известного импрессиониста Дега.

Хотя Эдгар Дега старался дистанцироваться от движения, работы его авторства считаются одними из основополагающих стиля импрессионизма, который, среди прочего, характеризуется точным изображением света, яркими цветами и откровенными позами героев. Большинство его работ написаны на тему танца. Художник как никто другой славился своим умением захвата движения. Вот 10 из его самых известных картин.

#10 Дамский магазин

Год создания: 1884–1890

Миллинери являлась дизайнером и производителем головных уборов. На этой картине изображена женщина изучающая одну из шляп в магазине. Переход к заводскому производству превзошел ручную работу по многим параметрам, и эта картина — своеобразная дань художника к умирающей профессии, которую тот любил и уважал.

#9 Хлопковая контора в Новом Орлеане

Год создания: 1873

«Хлопковая контора» ознаменовала поворотный момент в карьере художника, подарив ему признание и финансовую стабильность. На картине изображен бизнес дяди живописца — Мишеля Муссона, занимающегося хлопком в брокерском деле.

Год создания: 1878

Дега известен работами, изображающими танцоров, в частности балерин. В то время как большинство из них сосредотачиваются на репетициях и подготовке к выступлению, эта работа показывает на сцене одинокую балерину. Позади неё темная фигура, вероятно, покровитель. На данный момент танцовщица купается в славе своего выступления. Именно в это время Дега начинает мастерски захватывать движение.

#7 Площадь Согласия

Год создания: 1875

Площадь Согласия является одной из главных общественных площадей Парижа. Произведение изображает курение сигары виконта Людовика-Наполеона Лепика с дочерьми и собакой, пересекающими парижскую площадь. Персонаж слева — писатель Даниэль Галеви, друг Дега.

#6 Женщина, вытирающая себя после ванны

Год создания: 1895

Произведение относится к известной серии работ, изображающих обнаженных женщин во время купания, расчесывания и т.д. в которой, зачастую, героини находятся в неудобных позах. Реакция на серию была неоднозначна и удостоилась как критики, так и похвалы. Некоторые критики обвиняли автора в женоненавистничестве, как видно, беспочвенно.

#5 Репетиция балета на сцене

Год создания: 1874

К концу жизни Дега постоянно углублялся в любимую тему, изображая балерин на работе и репетициях. Он изобразил их в сотнях различных ракурсах и позах. Данная картина изображает одну из таких работ. Один из самых знаменитых шедевров интересен необычным контрастом в выражениях и жестах танцоров.

#4 Изнасилование

Год создания: 1868–1869

Так же известная как «Похищение» и «Интерьер» — наиболее театральная композиция художника, изображающая человека и частично обнаженную женщину. Сюжет сцены остается загадкой. Анализ учеными литературных произведений того времени, из который, возможно, была почерпнута композиция, не дал результатов. Таинственности изображению придает мастерское использование света и тени.

#3 Портрет Беллелли

Год создания: 1858–1867

Одна из ранних работ мастера изображает его тетю Лору с мужем Дженнаро, их дочь Джулию и Джованну. Лаура беременна и одета в черное, так как недавно умер её отец, который показан на портрете позади. Этот портрет интересен захватом напряженности и эмоциональным отдалением среди членов семьи.

#2 Танцевальный класс

Год создания: 1871–1874

Эдгар был постоянным посетителем старой Парижской оперы и даже имел доступ к классам танца, так как был другом Жюлем Перро, известного балетмейстера. Художник наблюдал и фиксировал самые спонтанные и естественные движения танцоров. В этой амбициозной работе художник мастерски изображает смущение и движения балерин.

Год создания: 1876

Самая известная картина Эдгара Дега — представление растущей социальной изоляции в Париже, на стадии бурного роста. Женщина тускло смотрит в окно, перед ней стоит бокал абсента. Рядом с ней сидит мужчина, похожий на алкоголика. Эта парочка сидит в известном парижском кофе «Новые Афины». Английские критики высказали мнение о том, что фигуры на картине шокирующие, неуклюжие и пропащие. В настоящее время работа известна своей уникальностью и по сей день оказывает влияние на других художников.

Дневник живописи

В каждой картине – тайна, судьба, послание

Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника

Эдгара Дега причисляют к импрессионистам . Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи.

Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.

Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.

Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.

Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как ему это удаётся?

Читать еще:  Новая картина Eduardo Urbano Merino - La incertidumbre

Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко.

1. Голубые танцовщицы.

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина , г. Москва.

“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.

Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.

Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.

Более подробно об этой работе читайте также в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

2. Таз для мытья.

Более подробно о картине читайте в статье “Эдгар Дега: 7 выдающихся картин художника”.

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе , Париж.

Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.

На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.

Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.

3. Балет из оперной ложи.

Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США.

Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.

Для этого он пишет картину как бы из ложи и “в кадр” случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.

4. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо.

Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.

Знаменитая акробатка изображена под очень необычным углом. Во-первых, её фигура смещена в левый верхний угол, как будто именно зритель, а вовсе не художник смотрит на артистку.

Во-вторых, фигура нарисована снизу, что очень усложняет композицию. Нужно быть по истине большим мастером, чтобы изобразить человека под таким углом зрения.

Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Д’Орсе , Париж.

Дега был также мастером в изображении эмоций людей. Пожалуй, одной из самых ярких работ в этом плане является картина “Абсент”.

Два посетителя кафе сидят совсем рядом, но настолько погружены в себя, в том числе под действием алкоголя, что вовсе не замечают друг друга.

Для этой картины позировали в студии его знакомые актриса и художник. Дошло до того, что после её написания стали шептаться о их пристрастии к алкоголю. Дега пришлось публично высказаться, что они не склонны к этой пагубной привычке.

У картины “Абсент” также необычная композиция – обе фигуры смещены вправо. На сайте музея Д’Орсе я прочитала интересную версию, что так Дега хотел подчеркнуть не совсем трезвый взгляд посетителя, который он якобы бросает на изображённых.

6. Танцовщица в своей гримерной.

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.

Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.

Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.

Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

7. Гладильщицы.

Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж .

Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.

Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” и “Нана” являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.

Читать еще:  Отражение действительности. Janusz Szpyt

Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.

Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.

Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.

Андрей Аллахвердов. Эдгар Дега. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.

Если вам интересны жизнь и творчество Эдгара Дега, рекомендую также почитать статью:

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Эдгар Дега

Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽

Бумага от 273 ₽ / Холст от 472 ₽

Бумага от 282 ₽ / Холст от 485 ₽

Бумага от 341 ₽ / Холст от 572 ₽

Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽

Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽

Бумага от 273 ₽ / Холст от 472 ₽

Бумага от 311 ₽ / Холст от 528 ₽

Дега Эдгар — французский живописец, график, скульптор. Учился в Школе изящных искусств города Парижа, ездил в Италию с целью изучения искусства Раннего Возрождения, бывал в США, Испании. В юности был подвержен влиянию Энгра, которое было усилено пристрастием к выявлению линейной основы живописной формы. Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму, изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент».

Во многих картинах Эдгар Дега показывает поведение и облик людей, порожденные особенностями их быта, выявляя механизм профессионального жеста и позы, движения, пластической красоты («Гладильщицы»). Искусству Дега свойственно объединение прекрасного и даже фантастического с прозаическим. Художник выступает в роли трезвого и тонкого наблюдателя, одновременно фиксирующего скрывающийся за помпезной зрелищностью утомительный ежедневный труд («Экзамен танца»).

Произведения Э. Дега строго выверены и одновременно динамичны, часто имеют асимметричную композицию, точный гибкий рисунок, неожиданные ракурсы, активное взаимодействие фигуры и пространств. Поздние работы художника более интенсивны и богаты колоритом, дополненные эффектами искусственного освещения, увеличенными, почти плоскими формами, стесненным пространством, придающим напряженно-драматический характер произведению («Голубые танцовщицы»). Фото картин Дега можно увидеть ниже.

Эдгар Дега и его скульптуры

Готовясь к предстоящей выставке, приуроченной к столетию со дня смерти великого художника , реставраторы Музея Фицуильяма Кембриджского Университета на рентгеновских снимках трех его редчайших скульптур, хранящихся в этом музее, обнаружили, что они имеют довольно необычную внутреннюю «начинку».

Все три скульптуры, созданные мастером из пчелиного воска, изображают танцовщиц. «Внутренний мир» этих восковых девушек оказался весьма прозаичным.

Арабеск на правой ноге с вытянутой левой рукой

Танцовщица с бубном

Специалисты выяснили, что для придания им объема автор использовал самые простые подручные материалы. Каркасом служила металлическая проволока, объем он заполнял чем придется — пробками от винных бутылок, деревянными стружками, а после этого обмазывал статуэтки воском, нанося его слой за слоем и заглаживая их вручную. Отпечатки пальцев мастера на этих статуэтках – предмет особого восхищения его поклонников.

Рентгеновские снимки скульптур

Интересна и сама история появления этих редчайших скульптур в музее.

Эдгара Дега многие знают, как художника-импрессиониста. Его знаменитые полотна с балеринами известны всем.

Будучи необычайно наблюдательным, Дега на ходу улавливал характерные движения, жесты, позы и в дальнейшем переносил все это на свои полотна. Особенно он любил рисовать балерин во время репетиций, бегущих коней. Не уделяя особого внимания лицу или иным частям тела, он старался передать выразительное движение, неожиданную позу.

Балерины на поклонах

А как насчет скульптур?
О них известно немногим, хотя художник создавал их на протяжении всего своего творческого периода. Но только делал он их не из таких «вечных» материалов, как гипс или бронза, а из пластилина или воска, иногда с примесью мягкой модельной глины.
Дега нравилось работать с этими мягкими материалами, ведь при желании он мог легко что-либо поправить, и рассматривал он эти свои работы как трехмерные этюды для будущих картин и никогда не демонстрировал их на выставках.

Читать еще:  Образы идеализированного и красочного прошлого. Dale Joseph Rowe

Единственным исключением была скульптура “Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица”, которую Дега представил в Париже на шестой выставке импрессионистов в 1881 году, где она вызвала шквал критики за радикальный отход от традиций.

Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица

Еще бы! Мало того, что сама скульптура, сделанная из пластилина и воска, казалась такой теплой и естественной, вся ее одежда была из настоящих тканей – полотняный корсет и воздушная пачка, на ногах – мягкие холщовые туфли, на голове – парик из настоящих волос, перевязанных атласной лентой, что еще больше усиливало ощущение реальности. Посетители выставки и критики пребывали в шоке, работа им категорически не нравилась.
Кстати, внутри этой скульптуры мастер использовал в качестве каркаса свои старые кисти.

После этого Дега больше никогда не выставлял свои скульптуры, и про них мало кто знал, хотя с возрастом у него сильно ухудшилось зрение, рисовать картины он больше не мог и занимался, в основном, только скульптурами.

Умер художник 27 сентября 1917 года, и только после его смерти были найдены эти статуэтки , из них хорошо сохранившихся было 74. Все они также отражали излюбленную тему художника – танцовщицы, лошади, купальщицы.
Для того, чтобы не лишиться и оставшихся статуэток, наследники приняли очень мудрое решение — «перенести» их в бронзу. И в 20-х годах прошлого века это было сделано. С каждой статуэтки отлили по 22 бронзовые копии – одна предназначалась наследникам, одну оставлял себе литейщик Гебрар, чья фирма выполняла этот заказ, а 20 копий – для продажи или передачи в музеи.

После этого долгое время считалось, что в процессе изготовления бронзовых копий исходные восковые варианты были разрушены. Полагали, что литейщики, поместив исходные формы в жидкий гипс, после его затвердевания вытапливали воск и заливали внутрь уже гипсовых форм бронзу.
Однако, в 1955 году дочь литейщика обнаружила в подвалах мастерской своего отца почти все восковые скульптуры (69 штук) в целости и сохранности. Оказалось, что в свое время литейщик Альбино Палацоло умудрился изготовить формовки, сохранив при этом восковые оригиналы.

Наследница выставила найденные работы на продажу, и их все скупил коллекционер из Америки Пол Меллан. Впоследствии он раздал их по музеям – три ушли в Кембридж, четыре – в Лувр, девять достались музею в Вирджинии, а основное количество и поныне хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Из-за своей хрупкости восковые скульптуры Дега выставляются крайне редко, но на выставке «Дега: страсть к совершенству» в Музее Фицуильяма в Кембридже их можно будет увидеть. Работать выставка будет с 3 октября 2017-го до 14 января 2018 года.

Университет в Кембридже

«Дега бросил вызов традициям и современным методам, сопротивляясь тому, чтобы его работы были отлиты в бронзе. Поэтому глубоко иронично, что хрупкие и намеренно эфемерные, единственные в своём роде скульптуры теперь растиражированы в бронзе и представлены в публичных и частных коллекциях по всему миру», — считает хранитель этого музея Виктория Эйвери.

Эдгар Дега

Бумага от 303 ₽ / Холст от 516 ₽

Бумага от 273 ₽ / Холст от 472 ₽

Бумага от 282 ₽ / Холст от 485 ₽

Бумага от 341 ₽ / Холст от 572 ₽

Бумага от 307 ₽ / Холст от 522 ₽

Бумага от 294 ₽ / Холст от 503 ₽

Бумага от 273 ₽ / Холст от 472 ₽

Бумага от 311 ₽ / Холст от 528 ₽

Дега Эдгар — французский живописец, график, скульптор. Учился в Школе изящных искусств города Парижа, ездил в Италию с целью изучения искусства Раннего Возрождения, бывал в США, Испании. В юности был подвержен влиянию Энгра, которое было усилено пристрастием к выявлению линейной основы живописной формы. Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму, изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент».

Во многих картинах Эдгар Дега показывает поведение и облик людей, порожденные особенностями их быта, выявляя механизм профессионального жеста и позы, движения, пластической красоты («Гладильщицы»). Искусству Дега свойственно объединение прекрасного и даже фантастического с прозаическим. Художник выступает в роли трезвого и тонкого наблюдателя, одновременно фиксирующего скрывающийся за помпезной зрелищностью утомительный ежедневный труд («Экзамен танца»).

Произведения Э. Дега строго выверены и одновременно динамичны, часто имеют асимметричную композицию, точный гибкий рисунок, неожиданные ракурсы, активное взаимодействие фигуры и пространств. Поздние работы художника более интенсивны и богаты колоритом, дополненные эффектами искусственного освещения, увеличенными, почти плоскими формами, стесненным пространством, придающим напряженно-драматический характер произведению («Голубые танцовщицы»). Фото картин Дега можно увидеть ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector