Пастельная живопись. Jane Christie

Пастельная живопись. Jane Christie

Современные художники пастелисты

Ирина Климова, ведущий преподаватель онлайн-курса «Пастель для начинающих 2.0», автор «живых» и онлайн мини-курсов по пастели, рассказывает о 10 самых заметных художниках, работающих пастелью.

Отличная возможность вдохновиться и поразиться выразительным возможностям этого материала.

Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. Она способна вобрать в себя все богатства живописи, в то же время сохранив непосредственность наброска. Этим материалом можно полноценно работать, как тонко, используя контур, опираясь преимущественно на тональный разбор картинки, так и очень живописно, пастозно, ярко.

Мы подготовили небольшую подборку работ современных художников-пастелистов, работающих в совершенно разных манерах и техниках, но то, что их объединяет — это любовь к сухой пастели, потрясающе легкому, воздушному и бархатистому материалу.

Майкл Норман — вице-президент английского пастельного сообщества. Этот художник пользуется контуром, очень внимательно относится к тону. В его работах мы всегда четко можем проследить освещение, разбиение на свето-тень. Отношение к технике и цвету у Майкла смелое. Он использует микс тонкой растушевки и смелой работы мазком. Его работы очень атмосферные, наполнены воздухом и светом.

Фелисити из Дорсета, что в Великобритании. Эта художница работает в основном, как график, ее манеру ни с кем не спутаешь, она уникальна и необычна. Она использует живой легкий смелый контур, он как будто немного пляшет, живет своей жизнью, но в этом и есть та самая прелесть. Цветом Фелисити может проработать совершенно не весь рисунок, а тронуть только главные, крупные цветовые фрагменты, которые и закладывают основной эмоциональный посыл картины. Второстепенные элементы, подчас, так и остаются легким карандашным рисунком.

Британский художник, родился и вырос в Банбери, Англия. По манере наложения пигмента, работы Майка можно отнести к импрессионистическим. Ведь в них практически отсутствует контур, он как бы растворяется в пространстве, то исчезает, то появляется. Майк очень разносторонний художник. Он пишет и натюрморты, и портреты, но особенно привлекательны его сюжеты с птицами. Именно легкости и непринужденности стоит поучиться у этого художника.

Рита из штата Техас, США. Она работает пастелью с 11 лет. Эта талантливая художница удостоилась многих почестей и наград от американских и международных союзов. Особенный интерес для нее представляет влияние солнечного света на изображаемые объекты. Интересна серия Риты с животными. На картинах шерсть прямо-таки светится, переливается, играет на солнце. Все за счет того, что Киркман активно использует подмалевок теплого оранжеватого цвета. В таком случае холодные, голубоватые оттенки, которые она использует для собственных теней, смотрятся более насыщенно и ярко. Ведь синий и оранжевый являются дополнительными цветами, а их сочетание придает картине особую привлекательность. Кроме того, Рита любит необычный, круглый формат.

Ruben Belloso Adorna

Художник гиперреалист Рубен Беллосо Адорна (Ruben Belloso Adorna). Рубен работает в жанре портрета. Его работы впечатляют не только изысканной прорисовкой деталей, но и размером. Редко когда можно встретить портрет, написанный пастелью, размером 190 сантиметров. И как он это делает?!

Работает в технике пастели более 25 лет, предпочитает пейзажный жанр. Его работы получаются необыкновенно легкие и воздушные за счет того, что слой пастели на них достаточно тонкий. Сергей активно использует бумагу как выразительное средство. В таких работах очень важно верно подобрать ее цвет и тон под общую гамму сюжета, так как касания легчайшие и минимальные, бумага во многих местах просвечивает и остается нетронутой. Для того, чтобы сохранить эту легкость и прозрачность художник не использует растушевок, а только наложение пигмента боковой поверхностью мелка или в технике карандаша.

Величина в пастельном мире! В 2017 году Ричард был избран президентом международного пастельного сообщества. Художник очень любит пейзаж. Его, казалось бы, простые лесные сюжеты, поданы очень тонко и искусно.

Совершенно невозможно обойти вниманием эту американскую художницу. Карен абсолютный живописец и настоящий трудоголик. Если вы хотите немного раскрепоститься и уйти от срисовывания, стать более смелыми в работе с цветовой гаммой и манерой наложения мелка, вам просто необходимо посетить ее блог, где она щедро делится секретами мастерства. Помимо того, что она бесконечно экспериментирует с цветом пигментов, она также часто предварительно делает разноцветные подмалевки под живопись, эскпериментирует с форматами и сюжетами.

Современный британский художник. Его работы наполнены потрясающей энергетикой. Цвета яркие, композиции смелые и динамичные. Он также активно использует на практике теорию дополнительных цветов. Например, в его работах очень часто можно встретить сочетание оранжевого с синим, красного и зеленого. Очень необычно и то, что для самых темных мест Тони иногда использует черный маркер. Большими, лаконичными пятнами цвета он добивается необыкновенного эмоционального накала в своих небольших по формату картинах.

Художница не только рисует огромные гиперреалистичные картины, но и активно пропагандирует защиту окружающей среды. Для работы над серией картин «Chasing the Light» («В погоне за светом») она отправилась в арктическую экспедицию. Герои ее работ необычны — это вода и лед. Айсберги Зарии поражают воображение, невольно задаешься вопросом, неужели, так можно рисовать пастелью? Да!

Художник, который рисует солнечный свет — 20 чудес пастелью от Висенте Ромеро Редондо

Сам художник говорит, что старается изобразить на своих холстах «иллюзию удивления, украденный момент интимности».

Сегодня мы хотели рассказать тебе о необычном испанском художнике Висенте Ромеро Редондо, который считается чуть ли не единственным автором, который непревзойденно умеет рисовать свет.

Редондо родился в 1956 году в Мадриде и был старшим из четырех сыновей. Из-за работы отца семья вынуждена была постоянно переезжать, и, лишь когда Висенте стукнуло 15 лет они осели в Мадриде.

Уже с ранних лет мальчика его родители понимали, что он станет художником. Сколько бы школ ни сменил Висенте, в каждой из них были известны его карикатуры на учителей и одноклассников. Парня редко можно было встретить без блокнота и карандаша в руках.

Читать еще:  Прекрасный свет и красота вокруг. Gayle Faucette Wisbon

В 1982 году Редондо с отличием закончил Высшую школу искусств в Сан-Фернандо — самое престижное место в Испании — и стал… скульптуром.

Поработав некоторое время со скульптурами, Висенте понял, что по-настоящему выражать свои чувства он может только в картинах. Тогда он начал совершенствовать свою технику живописи, путешествуя по стране как уличный художник.

В конце восьмидесятых годов Висенте Ромеро Редондо женился и осел на острове Коста-Брава, где долгое время жил сам Сальвадор Дали.

Средиземноморский климат и местные пейзажи, красавица жена, уютный домик и очаровательные модели, приходившие к Редондо каждый день, создали идеальные условия для вдохновения.

Умиротворение, гармония, легкость и настоящая женская красота на картинах Висенте вскоре сделали его популярным вне родной страны. А уникальная игра света и тени стала своего рода его визитной карточкой.

Свои невероятные картины художник пишет пастелью, которая и позволяет передать такие мягкие и гармоничные цвета. Иногда Редондо пишет маслом, но эти картины мало чем отличаются от его пастельных работ.

90-е годы стали временем триумфа живописца. Его картины демонстрировали практически по всему миру, а самого мужчину звали на многочисленные выставки и другие мероприятия.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Практика работы пастелью: История пастельной живописи

Пастель, первоначально, была вспомогательной дисциплиной, но со временем стала одной из любимейших техник европейских художников. Свое шествие эта техника начала в далеком XVII веке и к XIX веку, достигнув своей вершины, стала одним из основных средств художественного выражения.

Если брать во внимание средний срок жизни классических техник живописи, то среди них пастельная техника будет очень молодой. Она буквально выросла из вспомогательных техник в основные (прообраз – рисунок углем). Сегодня пастель представляет собой технику, которая может дать своему адепту достаточно большие возможности. Этому способствует ее широчайшие возможности, проявляющие себя при передаче цветовых оттенков. Наиболее яркие эстетические качества пастели — нежная бархатистая фактура и матовость. Пленительная мягкость и живость красок привлекли взор не одного поколения художников (в основной своей массе портретистов) в XVII-XVIII веках и импрессионистов XIX века, которые много внимания уделяли передаче мельчайших нюансов воздуха и света. Кстати, не стоит забывать что пастель, в отличие от остальных техник, всегда готова к использованию, ведь для начала работы с ней не требуется проведения каких-либо предварительных приготовлений типа добавления воды, поэтому она очень удобна при работе за пределами студии.

Предшественники

Если первоначально рисунок был подготовительным наброском, этюдом, то уже в эпоху раннего Возрождения, он приобрел вид самостоятельного произведения искусства. С давних пор рисунки известных художников перемещаются из одной мастерской в другую, служа образцами для нескольких поколений художников. В настоящее время известно большое количество этюдов и эскизов (в основном портреты и обнаженная натура), сделанные карандашом, сангиной, пером и мелом. Именно сангина (красно-коричневый карандаш) наряду с мелом стали предшественниками пастели. Взглянув назад во времени можно обнаружить, что рисунок получил большое признание Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Тициана и Рафаэля, и фламандских мастеров Рогир ван дер Вейдена, Яна ван Эйка и многих других известных живописцев. Вполне вероятно, что «техника работы сухими красками» т.е. пастелью, о которой упоминал Леонардо да Винчи в своих сочинениях, должна была включать в себя и другие цвета, кроме белого, красного и бурого, которые обычно присутствуют в рисунках, сохранившихся наших дней.

Материалы для рисунка

Художники эпохи возрождения и барокко (XV-XVII вв.) смогли добиться великолепной графической и тональной выразительности, причем используя ограниченный набор материалов. Некоторые из них применяются и в наше время художниками во время работы с использованием техники пастель. Черный камень – это аналог нынешнего угольного карандаша применяется для прорисовывания контуров и закрашивания темных участков, сангина нужна для наложения полутеней, а белый мел используют для передачи рефлексов и бликов.

Лувр, Париж (Франция). Рафаэль Санти (1483-1520). Венера и Психея. Увеличение интереса к простому рисунку, во времена эпохи возрождения, заставила художников начать поиски оригинальных цветовых эффектов при его создании. Рисунок, выполненный с использованием сангины, является ярким примером зарождения пастельной техники.

Признанный мастер рисунка – Рубенс

Рубенс – автор нескольких тысяч этюдов, набросков и подготовительных рисунков для картин. Их выполнял не только мастер, но и, частично, его многочисленные ученики, так как количество заказов превышало возможности одного человека. Рисунки этого мастера отличаются необыкновенной живостью штриха и цветовой выразительностью, они являются необыкновенными образчиками шедевров, выполненных в трехцветовой гамме – черный камень, белый мел и сангина. Многие считают, что именно Рубенс способствовал рождению стиля, которому стали подражать все его последователи. Французы в XVIII века стали называть его dessin а trois crayons (рисунок 3 карандашами). Эти работы послужили основой для развития практических приемов работы пастелью.

Лувр, Париж (Франция). Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Женский портрет. Этот рисунок выполнен 3 цветами: черным (уголь), белым (мел) и красным (сангина). Столь утонченную технику нередко можно видеть и у современных пастелистов, работы которых, основаны на приемах, разработанных самим Рубенсом.

Лувр, Париж (Франция). Пьер Бриар (1559-1609). Портрет молодой женщины. Окрашенная бумага создает особую изысканность. Портрет является настоящим образчиком работы пастелью.

Как и многие другие мастера эпохи Возрождения, Рубенс в своих работах использовал слегка подкрашенную бумагу (голубой, серый, желтый и розовые цвета). Для ее приготовления на основу наносили тоненький слой клея, на который впоследствии сыпали сильно-размолотый пигмент. Цветной фон давал возможность использовать белый цвет для ювелирной передачи игры света и тени, а также задавал общее настроение всего произведения в целом. Эта техника до сих пор популярна у некоторых именитых художников.

XVIII век – век заката французского абсолютизма, стал для пастельной живописи веком, в котором она достигла пика своего развития, разработав для будущих поколений основные технические приемы работы. Она была признана самым именитыми мастерами и получила заслуженное звание высокого искусства. В этот период, пастель стала любимым изобразительным материалом мастеров той эпохи. Именно тогда были разработаны приемы, позволившие максимально возможно раскрыть все таящиеся возможности в такой простой, на первый взгляд, технике. Это был период небывалого расцвета утонченной пастельной живописи: помпезные фигуры придворных, идиллический мир аллегорических персонажей, женские образы, идеально отвечающие требованиям работы пастелью при передаче их в мягких тонах, — все это многообразие воплотилось в самых лучших образцах изобразительного искусства XVIII века.

Читать еще:  Нестандартные портреты. Ceyhun Yaman

Государственная картинная галерея, замок Шлейсгейм, близ Мюнхена. Жозеф Вивьен (1657-1734). Портрет Людовика, герцога Бургундского. В этой работе пастелью великолепно отражаются все многочисленные нюансы света и цвета, что, до этого времени, традиционно считалось доступным лишь при работе маслом.

Галерея Уффици, Флоренция (Италия). Розальба Карриера (1675-1757). Автопортрет с портретом сестры. Именитая художница XVIII века, которая посвятила всю себя пастельной живописи и смогла внести значительный вклад в развитие этой техники.

Пастель подражает маслу

Прошло не так много времени и пастель, по своим возможностям, начала приближаться к масляной живописи, при этом достигнув такого совершенства, что, смотря на некоторые портреты, выполненные великими художниками в XVII-XVIII веках, почти невозможно определить, какой материал использовался при их создании – масло или пастель. Художники, которые стремились максимально сильно использовать возможности этой техники, смогли добиться того, что пастель с большой достоверностью и экспрессивностью, впрочем, как и масло, смогла передать любой объем, фактуру, цвет и свет (включая лицо и тело человека).

Великие мастера

Многие именитые мастера XVII-XVIII века работали пастелью. Это и один из основателей Французской академии, живописец при дворе короля Людовика XIV и создатель его нескольких портретов – Шарль Лебрен (1б19-1б90); одна из наиболее утонченных портретистов в истории живописи, чьи работы характеризуются изысканностью деталей, легкостью фактуры и цветовым богатством — Розальба Карри-ера (1675-1757); художник, который всецело посвятил себя пастели, творец грандиозных картин, которые соперничают с лучшими творениями мастеров масляной живописи — Морис Кантен де Латур (1704-1788). Не стоит забывать и таких мастеров пастельной живописи как Франсуа Буше (1703-1770) и Жана Антуана Ватто (1684-1721) – которые хотя и считаются величайшими мастерами рококо, все же достаточно много времени уделяли пастели.

Кабинет рисунков, Лувр, Париж (Франция). Морис Кантен де Латур (1704-1788). Портрет маркизы де Помпадур. Помпезность и прециозность стиля смогли принести Латуру большую славу портретиста.

6 современных художников, которые рисуют масляной и мягкой пастелью потрясающие кратины

Картины можно создавать разными способами. Общепринятым вариантом рисования являются краски – масло, гуашь, акварель. Но также шедевры великих художников написаны при помощи карандашей, и мелков. У многих мастеров прошлого и современности любимыми остаются пастель и масло.

Что такое масляная и мягкая пастель

Разница между этими двумя видами пастельных карандашей очевидна. Масляная пастель произведена путем соединения цветного пигмента с мягким связующим, преимущественно воском. Такая краска не затвердевает и дает большой спектр ярких оттенков. Цвета можно соединять между собой, производя новые колеры.

Мягкая пастель более сухая, чем масляная. Цветной пигмент соединяется с белым мелом и небольшим количеством смолы для связки. Такая краска более нежная и и имеет меловой оттенок.

Современные гении

Американка Зария Форман очарована ледниками, которые и запечатлевает при помощи пастельных карандашей. Ее картины созданы с фотографической точностью. От такой живописи оторвать взгляд практически невозможно.

Еще один американский живописец Аарон Шуэрр любит творить на пленэре. Его яркие пейзажи характеризуют Америку с чарующей стороны. Картины Шуэрра — настоящее искусство!

Похоже, в США собрались самые ярые поклонники пастельной живописи. Дебора Стюард — тому подтверждение. Ее мягкая пастель, казалось, сама пишет абстрактные полотна, в которых сочетаются цвета и энергия природы. Благодаря своему увлечению художница известна как член Международной ассоциации пастельных обществ.

Ирина Плаксина – представительница русской школы пастели. Особенно удаются художнице деревенские мотивы. Работает мастерица масляными пастелями. Ее техника работы со светом и тенью достойна восхищения.

При созерцании картин Натальи Савостиной рот поневоле наполняется слюной. Уж очень реалистично изображены на полотнах фрукты и овощи. Яркие сочные краски добавляют шедеврам еще больше достоверности.

Киевская художница Вера Кавура рисует преимущественно цветы. Ее мечтательные букеты наполнены жизнью и величием. Кажется, вот-вот можно почувствовать тонкий аромат нарисованных ромашек, маков и сирени. От картин Веры Кавуры так и веет вечной весной и молодостью.

Практика работы пастелью: История пастельной живописи

Пастель, первоначально, была вспомогательной дисциплиной, но со временем стала одной из любимейших техник европейских художников. Свое шествие эта техника начала в далеком XVII веке и к XIX веку, достигнув своей вершины, стала одним из основных средств художественного выражения.

Если брать во внимание средний срок жизни классических техник живописи, то среди них пастельная техника будет очень молодой. Она буквально выросла из вспомогательных техник в основные (прообраз – рисунок углем). Сегодня пастель представляет собой технику, которая может дать своему адепту достаточно большие возможности. Этому способствует ее широчайшие возможности, проявляющие себя при передаче цветовых оттенков. Наиболее яркие эстетические качества пастели — нежная бархатистая фактура и матовость. Пленительная мягкость и живость красок привлекли взор не одного поколения художников (в основной своей массе портретистов) в XVII-XVIII веках и импрессионистов XIX века, которые много внимания уделяли передаче мельчайших нюансов воздуха и света. Кстати, не стоит забывать что пастель, в отличие от остальных техник, всегда готова к использованию, ведь для начала работы с ней не требуется проведения каких-либо предварительных приготовлений типа добавления воды, поэтому она очень удобна при работе за пределами студии.

Предшественники

Если первоначально рисунок был подготовительным наброском, этюдом, то уже в эпоху раннего Возрождения, он приобрел вид самостоятельного произведения искусства. С давних пор рисунки известных художников перемещаются из одной мастерской в другую, служа образцами для нескольких поколений художников. В настоящее время известно большое количество этюдов и эскизов (в основном портреты и обнаженная натура), сделанные карандашом, сангиной, пером и мелом. Именно сангина (красно-коричневый карандаш) наряду с мелом стали предшественниками пастели. Взглянув назад во времени можно обнаружить, что рисунок получил большое признание Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Тициана и Рафаэля, и фламандских мастеров Рогир ван дер Вейдена, Яна ван Эйка и многих других известных живописцев. Вполне вероятно, что «техника работы сухими красками» т.е. пастелью, о которой упоминал Леонардо да Винчи в своих сочинениях, должна была включать в себя и другие цвета, кроме белого, красного и бурого, которые обычно присутствуют в рисунках, сохранившихся наших дней.

Читать еще:  Основные особенности интерьерной печати

Материалы для рисунка

Художники эпохи возрождения и барокко (XV-XVII вв.) смогли добиться великолепной графической и тональной выразительности, причем используя ограниченный набор материалов. Некоторые из них применяются и в наше время художниками во время работы с использованием техники пастель. Черный камень – это аналог нынешнего угольного карандаша применяется для прорисовывания контуров и закрашивания темных участков, сангина нужна для наложения полутеней, а белый мел используют для передачи рефлексов и бликов.

Лувр, Париж (Франция). Рафаэль Санти (1483-1520). Венера и Психея. Увеличение интереса к простому рисунку, во времена эпохи возрождения, заставила художников начать поиски оригинальных цветовых эффектов при его создании. Рисунок, выполненный с использованием сангины, является ярким примером зарождения пастельной техники.

Признанный мастер рисунка – Рубенс

Рубенс – автор нескольких тысяч этюдов, набросков и подготовительных рисунков для картин. Их выполнял не только мастер, но и, частично, его многочисленные ученики, так как количество заказов превышало возможности одного человека. Рисунки этого мастера отличаются необыкновенной живостью штриха и цветовой выразительностью, они являются необыкновенными образчиками шедевров, выполненных в трехцветовой гамме – черный камень, белый мел и сангина. Многие считают, что именно Рубенс способствовал рождению стиля, которому стали подражать все его последователи. Французы в XVIII века стали называть его dessin а trois crayons (рисунок 3 карандашами). Эти работы послужили основой для развития практических приемов работы пастелью.

Лувр, Париж (Франция). Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Женский портрет. Этот рисунок выполнен 3 цветами: черным (уголь), белым (мел) и красным (сангина). Столь утонченную технику нередко можно видеть и у современных пастелистов, работы которых, основаны на приемах, разработанных самим Рубенсом.

Лувр, Париж (Франция). Пьер Бриар (1559-1609). Портрет молодой женщины. Окрашенная бумага создает особую изысканность. Портрет является настоящим образчиком работы пастелью.

Как и многие другие мастера эпохи Возрождения, Рубенс в своих работах использовал слегка подкрашенную бумагу (голубой, серый, желтый и розовые цвета). Для ее приготовления на основу наносили тоненький слой клея, на который впоследствии сыпали сильно-размолотый пигмент. Цветной фон давал возможность использовать белый цвет для ювелирной передачи игры света и тени, а также задавал общее настроение всего произведения в целом. Эта техника до сих пор популярна у некоторых именитых художников.

XVIII век – век заката французского абсолютизма, стал для пастельной живописи веком, в котором она достигла пика своего развития, разработав для будущих поколений основные технические приемы работы. Она была признана самым именитыми мастерами и получила заслуженное звание высокого искусства. В этот период, пастель стала любимым изобразительным материалом мастеров той эпохи. Именно тогда были разработаны приемы, позволившие максимально возможно раскрыть все таящиеся возможности в такой простой, на первый взгляд, технике. Это был период небывалого расцвета утонченной пастельной живописи: помпезные фигуры придворных, идиллический мир аллегорических персонажей, женские образы, идеально отвечающие требованиям работы пастелью при передаче их в мягких тонах, — все это многообразие воплотилось в самых лучших образцах изобразительного искусства XVIII века.

Государственная картинная галерея, замок Шлейсгейм, близ Мюнхена. Жозеф Вивьен (1657-1734). Портрет Людовика, герцога Бургундского. В этой работе пастелью великолепно отражаются все многочисленные нюансы света и цвета, что, до этого времени, традиционно считалось доступным лишь при работе маслом.

Галерея Уффици, Флоренция (Италия). Розальба Карриера (1675-1757). Автопортрет с портретом сестры. Именитая художница XVIII века, которая посвятила всю себя пастельной живописи и смогла внести значительный вклад в развитие этой техники.

Пастель подражает маслу

Прошло не так много времени и пастель, по своим возможностям, начала приближаться к масляной живописи, при этом достигнув такого совершенства, что, смотря на некоторые портреты, выполненные великими художниками в XVII-XVIII веках, почти невозможно определить, какой материал использовался при их создании – масло или пастель. Художники, которые стремились максимально сильно использовать возможности этой техники, смогли добиться того, что пастель с большой достоверностью и экспрессивностью, впрочем, как и масло, смогла передать любой объем, фактуру, цвет и свет (включая лицо и тело человека).

Великие мастера

Многие именитые мастера XVII-XVIII века работали пастелью. Это и один из основателей Французской академии, живописец при дворе короля Людовика XIV и создатель его нескольких портретов – Шарль Лебрен (1б19-1б90); одна из наиболее утонченных портретистов в истории живописи, чьи работы характеризуются изысканностью деталей, легкостью фактуры и цветовым богатством — Розальба Карри-ера (1675-1757); художник, который всецело посвятил себя пастели, творец грандиозных картин, которые соперничают с лучшими творениями мастеров масляной живописи — Морис Кантен де Латур (1704-1788). Не стоит забывать и таких мастеров пастельной живописи как Франсуа Буше (1703-1770) и Жана Антуана Ватто (1684-1721) – которые хотя и считаются величайшими мастерами рококо, все же достаточно много времени уделяли пастели.

Кабинет рисунков, Лувр, Париж (Франция). Морис Кантен де Латур (1704-1788). Портрет маркизы де Помпадур. Помпезность и прециозность стиля смогли принести Латуру большую славу портретиста.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector