Пастельная живопись. Ruth Mann

Пастельная живопись. Ruth Mann

Современные художники пастелисты

Ирина Климова, ведущий преподаватель онлайн-курса «Пастель для начинающих 2.0», автор «живых» и онлайн мини-курсов по пастели, рассказывает о 10 самых заметных художниках, работающих пастелью.

Отличная возможность вдохновиться и поразиться выразительным возможностям этого материала.

Пастель занимает промежуточное положение между живописью и графикой. Она способна вобрать в себя все богатства живописи, в то же время сохранив непосредственность наброска. Этим материалом можно полноценно работать, как тонко, используя контур, опираясь преимущественно на тональный разбор картинки, так и очень живописно, пастозно, ярко.

Мы подготовили небольшую подборку работ современных художников-пастелистов, работающих в совершенно разных манерах и техниках, но то, что их объединяет — это любовь к сухой пастели, потрясающе легкому, воздушному и бархатистому материалу.

Майкл Норман — вице-президент английского пастельного сообщества. Этот художник пользуется контуром, очень внимательно относится к тону. В его работах мы всегда четко можем проследить освещение, разбиение на свето-тень. Отношение к технике и цвету у Майкла смелое. Он использует микс тонкой растушевки и смелой работы мазком. Его работы очень атмосферные, наполнены воздухом и светом.

Фелисити из Дорсета, что в Великобритании. Эта художница работает в основном, как график, ее манеру ни с кем не спутаешь, она уникальна и необычна. Она использует живой легкий смелый контур, он как будто немного пляшет, живет своей жизнью, но в этом и есть та самая прелесть. Цветом Фелисити может проработать совершенно не весь рисунок, а тронуть только главные, крупные цветовые фрагменты, которые и закладывают основной эмоциональный посыл картины. Второстепенные элементы, подчас, так и остаются легким карандашным рисунком.

Британский художник, родился и вырос в Банбери, Англия. По манере наложения пигмента, работы Майка можно отнести к импрессионистическим. Ведь в них практически отсутствует контур, он как бы растворяется в пространстве, то исчезает, то появляется. Майк очень разносторонний художник. Он пишет и натюрморты, и портреты, но особенно привлекательны его сюжеты с птицами. Именно легкости и непринужденности стоит поучиться у этого художника.

Рита из штата Техас, США. Она работает пастелью с 11 лет. Эта талантливая художница удостоилась многих почестей и наград от американских и международных союзов. Особенный интерес для нее представляет влияние солнечного света на изображаемые объекты. Интересна серия Риты с животными. На картинах шерсть прямо-таки светится, переливается, играет на солнце. Все за счет того, что Киркман активно использует подмалевок теплого оранжеватого цвета. В таком случае холодные, голубоватые оттенки, которые она использует для собственных теней, смотрятся более насыщенно и ярко. Ведь синий и оранжевый являются дополнительными цветами, а их сочетание придает картине особую привлекательность. Кроме того, Рита любит необычный, круглый формат.

Ruben Belloso Adorna

Художник гиперреалист Рубен Беллосо Адорна (Ruben Belloso Adorna). Рубен работает в жанре портрета. Его работы впечатляют не только изысканной прорисовкой деталей, но и размером. Редко когда можно встретить портрет, написанный пастелью, размером 190 сантиметров. И как он это делает?!

Работает в технике пастели более 25 лет, предпочитает пейзажный жанр. Его работы получаются необыкновенно легкие и воздушные за счет того, что слой пастели на них достаточно тонкий. Сергей активно использует бумагу как выразительное средство. В таких работах очень важно верно подобрать ее цвет и тон под общую гамму сюжета, так как касания легчайшие и минимальные, бумага во многих местах просвечивает и остается нетронутой. Для того, чтобы сохранить эту легкость и прозрачность художник не использует растушевок, а только наложение пигмента боковой поверхностью мелка или в технике карандаша.

Величина в пастельном мире! В 2017 году Ричард был избран президентом международного пастельного сообщества. Художник очень любит пейзаж. Его, казалось бы, простые лесные сюжеты, поданы очень тонко и искусно.

Совершенно невозможно обойти вниманием эту американскую художницу. Карен абсолютный живописец и настоящий трудоголик. Если вы хотите немного раскрепоститься и уйти от срисовывания, стать более смелыми в работе с цветовой гаммой и манерой наложения мелка, вам просто необходимо посетить ее блог, где она щедро делится секретами мастерства. Помимо того, что она бесконечно экспериментирует с цветом пигментов, она также часто предварительно делает разноцветные подмалевки под живопись, эскпериментирует с форматами и сюжетами.

Современный британский художник. Его работы наполнены потрясающей энергетикой. Цвета яркие, композиции смелые и динамичные. Он также активно использует на практике теорию дополнительных цветов. Например, в его работах очень часто можно встретить сочетание оранжевого с синим, красного и зеленого. Очень необычно и то, что для самых темных мест Тони иногда использует черный маркер. Большими, лаконичными пятнами цвета он добивается необыкновенного эмоционального накала в своих небольших по формату картинах.

Художница не только рисует огромные гиперреалистичные картины, но и активно пропагандирует защиту окружающей среды. Для работы над серией картин «Chasing the Light» («В погоне за светом») она отправилась в арктическую экспедицию. Герои ее работ необычны — это вода и лед. Айсберги Зарии поражают воображение, невольно задаешься вопросом, неужели, так можно рисовать пастелью? Да!

О пастели и пастельной живописи. Русские художники

В первой части материалов по пастельной живописи мы познакомились с творчеством зарубежных художников, но в России тоже были и есть приверженцы этого прекрасной техники. Продолжим наше знакомство 🙂

Читать еще:  Портрет Риммы Кузнецовой. Степан Каширин

С момента своего появления и до конца XVIII в. пастель художники делали вручную, смешивая пигмент, связующее (чаще всего — гуммиарабик) и мел, массу прессовали, формировали из нее палочки и высушивали.* Напомним, что речь идет о сухой пастели. В настоящее время ведущие производители пастели также выпускают элитные линейки пастели ручной работы, чаще всего, такая пастель очень мягкая и очень дорогая, с большим количеством натурального красящего пигмента. Она действительно очень красиво ложится на лист и оставляет насыщенные фактурные мазки, выпускается сложных красивых цветов, но подходит не для всех целей. Для уточнения деталей, более графичных штрихов используется пастель soft (мягкая), для совсем тонких деталей используются пастельные карандаши. Твердая пастель (hard) используется больше для графических работ, практически как цветные карандаши, но с возможностью рисовать боковой частью.Она плохо растушевывается, но и не крошится. Художник сам выбирает, какой материал ему подходит для реализации своих творческих задач.

Как мы уже знаем, пастель получила большое распространение во Франции XVIII в., и далее распространилась по всей Европе, а ко 2-й половине XVIII в. дошла до России. Картины, написанные в технике сухой пастели, нуждаются в бережном хранении, поэтому в нашей стране предпочтение отдавалось масляной живописи, хотя и в XVIII в. было написано немало портретов представителей высшего света в технике сухой пастели, преимущественно приглашенными европейскими художниками.

Однако в начала XIX века у пастели появились свои приверженцы. Художники зачастую владели многими техниками, поэтому работы пастелью можно встретить и у мэтров масляной живописи. Давайте познакомимся с этой гранью их творчества.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 — 1847)

Кипренский Орест Адамович (1782 — 1836)

Репин Илья Ефимович (1844 — 1930)

Левитан Исаак Ильич (1860 — 1900)

Серов Валентин Александрович (1865 — 1911)

Бакст Лев Самойлович (1866 — 1924)

Мария Васильевна Якунчикова (Вебер) (1870 — 1902)

Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 — 1967)

Кстати, 5 апреля в Третьяковской галерее открывается выставка, посвященная творчеству Зинаиды Серебряковой. Уникальная возможность широко познакомиться с творчеством этой талантливой художницы!

Надеемся, что вас вдохновило творчество художников-пастелистов, и вы решитесь попробовать этот прекрасный живописный материал!

* Материалы по истории пастельной живописи взяты из книги Ю.Ю.Дорофеевой и А.А.Моисеева «Пастельная живопись», ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014 г. Книга будет интересна всем любителям пастели.

Практика работы пастелью: История пастельной живописи

Пастель, первоначально, была вспомогательной дисциплиной, но со временем стала одной из любимейших техник европейских художников. Свое шествие эта техника начала в далеком XVII веке и к XIX веку, достигнув своей вершины, стала одним из основных средств художественного выражения.

Если брать во внимание средний срок жизни классических техник живописи, то среди них пастельная техника будет очень молодой. Она буквально выросла из вспомогательных техник в основные (прообраз – рисунок углем). Сегодня пастель представляет собой технику, которая может дать своему адепту достаточно большие возможности. Этому способствует ее широчайшие возможности, проявляющие себя при передаче цветовых оттенков. Наиболее яркие эстетические качества пастели — нежная бархатистая фактура и матовость. Пленительная мягкость и живость красок привлекли взор не одного поколения художников (в основной своей массе портретистов) в XVII-XVIII веках и импрессионистов XIX века, которые много внимания уделяли передаче мельчайших нюансов воздуха и света. Кстати, не стоит забывать что пастель, в отличие от остальных техник, всегда готова к использованию, ведь для начала работы с ней не требуется проведения каких-либо предварительных приготовлений типа добавления воды, поэтому она очень удобна при работе за пределами студии.

Предшественники

Если первоначально рисунок был подготовительным наброском, этюдом, то уже в эпоху раннего Возрождения, он приобрел вид самостоятельного произведения искусства. С давних пор рисунки известных художников перемещаются из одной мастерской в другую, служа образцами для нескольких поколений художников. В настоящее время известно большое количество этюдов и эскизов (в основном портреты и обнаженная натура), сделанные карандашом, сангиной, пером и мелом. Именно сангина (красно-коричневый карандаш) наряду с мелом стали предшественниками пастели. Взглянув назад во времени можно обнаружить, что рисунок получил большое признание Верроккьо и его ученика Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Тициана и Рафаэля, и фламандских мастеров Рогир ван дер Вейдена, Яна ван Эйка и многих других известных живописцев. Вполне вероятно, что «техника работы сухими красками» т.е. пастелью, о которой упоминал Леонардо да Винчи в своих сочинениях, должна была включать в себя и другие цвета, кроме белого, красного и бурого, которые обычно присутствуют в рисунках, сохранившихся наших дней.

Материалы для рисунка

Художники эпохи возрождения и барокко (XV-XVII вв.) смогли добиться великолепной графической и тональной выразительности, причем используя ограниченный набор материалов. Некоторые из них применяются и в наше время художниками во время работы с использованием техники пастель. Черный камень – это аналог нынешнего угольного карандаша применяется для прорисовывания контуров и закрашивания темных участков, сангина нужна для наложения полутеней, а белый мел используют для передачи рефлексов и бликов.

Лувр, Париж (Франция). Рафаэль Санти (1483-1520). Венера и Психея. Увеличение интереса к простому рисунку, во времена эпохи возрождения, заставила художников начать поиски оригинальных цветовых эффектов при его создании. Рисунок, выполненный с использованием сангины, является ярким примером зарождения пастельной техники.

Читать еще:  Праздник жизни по-мексикански. Evangelina Portillo

Признанный мастер рисунка – Рубенс

Рубенс – автор нескольких тысяч этюдов, набросков и подготовительных рисунков для картин. Их выполнял не только мастер, но и, частично, его многочисленные ученики, так как количество заказов превышало возможности одного человека. Рисунки этого мастера отличаются необыкновенной живостью штриха и цветовой выразительностью, они являются необыкновенными образчиками шедевров, выполненных в трехцветовой гамме – черный камень, белый мел и сангина. Многие считают, что именно Рубенс способствовал рождению стиля, которому стали подражать все его последователи. Французы в XVIII века стали называть его dessin а trois crayons (рисунок 3 карандашами). Эти работы послужили основой для развития практических приемов работы пастелью.

Лувр, Париж (Франция). Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Женский портрет. Этот рисунок выполнен 3 цветами: черным (уголь), белым (мел) и красным (сангина). Столь утонченную технику нередко можно видеть и у современных пастелистов, работы которых, основаны на приемах, разработанных самим Рубенсом.

Лувр, Париж (Франция). Пьер Бриар (1559-1609). Портрет молодой женщины. Окрашенная бумага создает особую изысканность. Портрет является настоящим образчиком работы пастелью.

Как и многие другие мастера эпохи Возрождения, Рубенс в своих работах использовал слегка подкрашенную бумагу (голубой, серый, желтый и розовые цвета). Для ее приготовления на основу наносили тоненький слой клея, на который впоследствии сыпали сильно-размолотый пигмент. Цветной фон давал возможность использовать белый цвет для ювелирной передачи игры света и тени, а также задавал общее настроение всего произведения в целом. Эта техника до сих пор популярна у некоторых именитых художников.

XVIII век – век заката французского абсолютизма, стал для пастельной живописи веком, в котором она достигла пика своего развития, разработав для будущих поколений основные технические приемы работы. Она была признана самым именитыми мастерами и получила заслуженное звание высокого искусства. В этот период, пастель стала любимым изобразительным материалом мастеров той эпохи. Именно тогда были разработаны приемы, позволившие максимально возможно раскрыть все таящиеся возможности в такой простой, на первый взгляд, технике. Это был период небывалого расцвета утонченной пастельной живописи: помпезные фигуры придворных, идиллический мир аллегорических персонажей, женские образы, идеально отвечающие требованиям работы пастелью при передаче их в мягких тонах, — все это многообразие воплотилось в самых лучших образцах изобразительного искусства XVIII века.

Государственная картинная галерея, замок Шлейсгейм, близ Мюнхена. Жозеф Вивьен (1657-1734). Портрет Людовика, герцога Бургундского. В этой работе пастелью великолепно отражаются все многочисленные нюансы света и цвета, что, до этого времени, традиционно считалось доступным лишь при работе маслом.

Галерея Уффици, Флоренция (Италия). Розальба Карриера (1675-1757). Автопортрет с портретом сестры. Именитая художница XVIII века, которая посвятила всю себя пастельной живописи и смогла внести значительный вклад в развитие этой техники.

Пастель подражает маслу

Прошло не так много времени и пастель, по своим возможностям, начала приближаться к масляной живописи, при этом достигнув такого совершенства, что, смотря на некоторые портреты, выполненные великими художниками в XVII-XVIII веках, почти невозможно определить, какой материал использовался при их создании – масло или пастель. Художники, которые стремились максимально сильно использовать возможности этой техники, смогли добиться того, что пастель с большой достоверностью и экспрессивностью, впрочем, как и масло, смогла передать любой объем, фактуру, цвет и свет (включая лицо и тело человека).

Великие мастера

Многие именитые мастера XVII-XVIII века работали пастелью. Это и один из основателей Французской академии, живописец при дворе короля Людовика XIV и создатель его нескольких портретов – Шарль Лебрен (1б19-1б90); одна из наиболее утонченных портретистов в истории живописи, чьи работы характеризуются изысканностью деталей, легкостью фактуры и цветовым богатством — Розальба Карри-ера (1675-1757); художник, который всецело посвятил себя пастели, творец грандиозных картин, которые соперничают с лучшими творениями мастеров масляной живописи — Морис Кантен де Латур (1704-1788). Не стоит забывать и таких мастеров пастельной живописи как Франсуа Буше (1703-1770) и Жана Антуана Ватто (1684-1721) – которые хотя и считаются величайшими мастерами рококо, все же достаточно много времени уделяли пастели.

Кабинет рисунков, Лувр, Париж (Франция). Морис Кантен де Латур (1704-1788). Портрет маркизы де Помпадур. Помпезность и прециозность стиля смогли принести Латуру большую славу портретиста.

6 современных художников, которые рисуют масляной и мягкой пастелью потрясающие кратины

Картины можно создавать разными способами. Общепринятым вариантом рисования являются краски – масло, гуашь, акварель. Но также шедевры великих художников написаны при помощи карандашей, и мелков. У многих мастеров прошлого и современности любимыми остаются пастель и масло.

Что такое масляная и мягкая пастель

Разница между этими двумя видами пастельных карандашей очевидна. Масляная пастель произведена путем соединения цветного пигмента с мягким связующим, преимущественно воском. Такая краска не затвердевает и дает большой спектр ярких оттенков. Цвета можно соединять между собой, производя новые колеры.

Мягкая пастель более сухая, чем масляная. Цветной пигмент соединяется с белым мелом и небольшим количеством смолы для связки. Такая краска более нежная и и имеет меловой оттенок.

Современные гении

Американка Зария Форман очарована ледниками, которые и запечатлевает при помощи пастельных карандашей. Ее картины созданы с фотографической точностью. От такой живописи оторвать взгляд практически невозможно.

Еще один американский живописец Аарон Шуэрр любит творить на пленэре. Его яркие пейзажи характеризуют Америку с чарующей стороны. Картины Шуэрра — настоящее искусство!

Читать еще:  Польский художник. Agnieszka Kozien

Похоже, в США собрались самые ярые поклонники пастельной живописи. Дебора Стюард — тому подтверждение. Ее мягкая пастель, казалось, сама пишет абстрактные полотна, в которых сочетаются цвета и энергия природы. Благодаря своему увлечению художница известна как член Международной ассоциации пастельных обществ.

Ирина Плаксина – представительница русской школы пастели. Особенно удаются художнице деревенские мотивы. Работает мастерица масляными пастелями. Ее техника работы со светом и тенью достойна восхищения.

При созерцании картин Натальи Савостиной рот поневоле наполняется слюной. Уж очень реалистично изображены на полотнах фрукты и овощи. Яркие сочные краски добавляют шедеврам еще больше достоверности.

Киевская художница Вера Кавура рисует преимущественно цветы. Ее мечтательные букеты наполнены жизнью и величием. Кажется, вот-вот можно почувствовать тонкий аромат нарисованных ромашек, маков и сирени. От картин Веры Кавуры так и веет вечной весной и молодостью.

Пастель: рождение волшебства

Рисование пастелью – это один из самых простых, но в то же время самых богатых на живописные возможности способов создания картин. Пастель представляет собой спрессованный в бруски пигмент с небольшим добавлением клеящего вещества. Для того, чтобы пользоваться ею, не нужно ни кистей, ни растворителя, ни палитры. Художник просто кладет перед собой лист бумаги, берет в руки кусочек чистого цвета – и волшебство начинается!

Полный курс пастели стартует 24 мая!

Возрождение и классика

Что интересно, рисование пастелью гораздо моложе многих других способов создания картин. Триумфальному шествию пастельной живописи по Европе предшествовало развитие рисунка в эпоху Возрождения. Для создания графически выразительных работ великие итальянские мастера использовали черный камень, сангину и белый мел.

Леонардо да Винчи, Рисунок женской головы

Не смотря на ограниченный набор средств, художникам того времени удавалось передать потрясающе глубокие образы. Позже этот способ стал называться «рисунком тремя карандашами». Им в совершенстве владели такие выдающиеся мастера, как Рубенс и Ватто.

Наброски Антуана Ватто в технике «трех карандашей»

К XVIII веку палитра пастельных красок существенно расширилась, а техника использования стала настолько развитой, что перестала уступать традиционному маслу.

Розальба Каррьера, Ветер

Импрессионизм и современность

К XIX веку в живописи возрастает роль пейзажа – он перестает быть лишь фоном для портретов и жанровых сцен, все чаще природа становится основным сюжетом картины. Тут-то и вышла на первый план простота использования пастели: ее удобно брать с собой на пленэр, не нужно растворять и заранее смешивать, а следующий слой пигмента можно накладывать сразу же, не ожидая, пока предыдущий подсохнет.

Удобство, высокая скорость работы и богатые живописные возможности – все это позволило пастели стать идеальным материалом для передачи мимолетного мгновения в постоянно меняющейся жизни. Поэтому пастельную живопись очень любили импрессионисты. Во второй половине XIX века эта техника достигает своего высочайшего расцвета. Одним из величайших мастеров пастельной живописи стал Эдгар Дега.

Эдгар Дега, Голубые танцовщицы

Сейчас пастелисты уже не пытаются подражать другим техникам, а предпочитают использовать возможности своего материала в полном объеме. Ведь пастель отличается необыкновенной свежестью и чистотой цвета, а сфера ее применения практически безгранична.

Олег Ильдюков, современная пастельная живопись

Не смотря на простоту использования, некоторые особенности пастели знать все же надо. Пастель – это спрессованная смесь порошкового пигмента с растворенным в воде клеящим веществом (чаще всего гуммиарабиком). Цветовая гамма промышленных пастельных красок сегодня настолько широка, что избавляет художника от необходимости постоянно смешивать цвета. Но даже если это и приходится делать, смешивание производят прямо на рабочем листе.

Мягкая, твердая, карандаши

В зависимости от процентного содержания клеящего вещества, различают мягкую и твердую пастель . Наиболее твердые составы выпускают в виде карандашей .

Твердую пастель можно затачивать, она используется на начальных этапах рисунка и в конце работы – для прорисовки мелких деталей. Мягкая пастель рассыпчата, оставляет на бумаге насыщенные цветные пятна и легко растушевывается.

Что касается цветовой гаммы, начинающему пастелисту лучше обзавестись небольшим набором пастели из 15-20 наиболее употребимых цветов. Меньшее количество заставит часто смешивать краски, а слишком большой выбор может сбивать с толку неопытного художника.

Не менее важным материалом, чем сама пастель, является бумага. Основное требование к ней – это шероховатость. На гладкую основу невозможно наложить более одного слоя пигмента, краска будет осыпаться.

Хорошо подойдет бумага для акварельной живописи, бархатная бумага, но лучше всего – специальная бумага для пастели.

Очень часто при создании картин художники используют цветную основу. Это позволяет задать колорит всей работе, усилить выразительность и лучше гармонизировать цвета. В этом случае часть фона можно не закрашивать, и работа все равно будет выглядеть законченной. Хотя в выборе тона не существует строгих правил, но чаще всего берут бумагу по колориту и интенсивности цвета противоположную цветовому решению работы: для светлых красок подбирают темный фон и наоборот; для создания картины в теплых тонах используют холодные оттенки бумаги.

Пастельная живопись очень богата своими возможностями, что делает ее такой популярной среди художников. Эта техника прекрасно подходит и для начинающих, ведь работа с ней подобна рисованию мелом на стене. Немного решимости и терпения – и все получится!

Курс пастели у нас стартует 24 мая!

Светлана Виноградова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector