Пейзажи и натюрморты. Sharon Will

Пейзажи и натюрморты. Sharon Will

Неожиданные натюрморты в русской живописи

Исаак Левитан. Одуванчики

Статья из блога художницы Елены Поповой:

Неожиданные натюрморты — это потому, что мы ожидаем обычно совсем других сюжетов от их авторов. Традиционно эти художники работали в совершенно иных жанрах, предпочитая пейзаж, портрет или жанровую живопись. Лишь изредка им что-то взбредало в голову и они восклицали: «А рисану-ка я эту вазочку с туберозой!». Правда, случалось это крайне редко. Так редко, что мне пришлось полдня рыться в источниках, чтобы разыскать их натюрморты.

Марк Шагал «Белые цветы на красном фоне». 1970.У Марка всего пара-тройка натюрмортов, написанных в уже зрелом возрасте, и то он, привыкший к изображению человечески-животных фантасмагорий, ни в одном из них не удержался — хоть кусочек людской физиономии, хоть где-то с краюшку, да вставит.

Я вот, например, очень люблю натюрморты, а большинство художников — нет. Как-то не солидно это маститому творцу, все студенты изучают азы рисования с постановочных натюрмортов.

Особенно непопулярным был натюрморт во второй половине 19 века, в наибольшей степени — у импрессионистов, еще его недолюбливали наши передвижники. У некоторых из них я не нашла ни одного натюрморта. Нет таких работ и, например, у Нестерова, Куинджи, Айвазовского, Перова, Григория Мясоедова (кто найдет, подскажите, добавлю).

Виктор Васнецов «Букет» . Сказочный или былинный сюжет — пожалуйста, Киевский Владимирский собор расписать легко, а вот с натюрмортами у художника не густо. Однако они есть!

Конечно, и среди импрессионистов есть исключения — очень любил натюрморты Сезанн, хоть он и не считал себя импрессионистом. «Оторвались» на натюрмортах постимпрессионисты — Ван-Гог и Матисс (перечисленных я не буду здесь освещать — мы охотимся за редкими работами «нелюбителей» натюрморта). Но, в основном, представители этих направлений это цветочно-фруктовое дело недолюбливали — буржуазно и патриархально, без любимого пленэра — скукота! Даже Берта Моризо — единственная девчонка среди импрессионистов, и та не любила этот немного «девчоночий» жанр.

Илья Репин «Яблоки и листья» , 1879 . Натюрморт — не типично для Репина. Даже здесь композиция не похожа на классическую постановку — все это может валяться где-то на земле под деревом, никаких бокалов и драпировок.

Не всегда натюрморт переживал плохие времена. Он начал появляться в 16 веке, пока как часть жанровых живописных полотен, а в 17 веке, благодаря голландцам, перерос в самостоятельный жанр живописи. Очень популярен был в 18 и в первой половине 19 века, а потом, благодаря новаторским движениям в искусстве, популярность стала падать. Возрождение моды на натюрморт началось примерно в 20-х годах 20 века. Многие художники-представители современного искусства опять взялись за вазы и персики, но это уже были новые формы. Конечно, полностью жанр никогда не умирал, и сществовала (и сейчас существует) целая плеяда художников-натюрмортистов. Мы будем болтать об этом потом, а пока я умолкаю, только кое-что буду комментировать, а вы просто посмотрите редкие натюрморты авторов, которые писали их лишь изредка:

Валентин Серов «Сирень в вазе», 1887.
На его известных работах можно видеть только кусочек натюрморта — персики перед девочкой. Проникновеннейшему портретисту, видно, скучно было писать цветы и трупики птичек.

Исаак Левитан. «Лесные фиалки и незабудки», 1889. Гений русского пейзажа иногда писал и чудесные натюрморты. Но очень редко!Есть еще кувшин с одуванчиками — прелестный!

Василий Суриков «Букет».
Автор «Утра стрелецкой казни» любил размах и драматизм. Но сохранилось и это — немного наивные и очаровательные розочки.

Борис Кустодиев. «Натюрморт с фазанами «, 1915 . Нередко в его работах присутствуют огромные натюрморты — он рисовал купчих и румяных мужичков за столами, буквально ломящимися от яств. Да и вообще его жизнерадостные яркие полотна похожи на натюрморт, даже если это портрет, но вот отдельных изображений не купчихи, а ее завтрака, встречается немного.

Виктор Борисов-Мусатов «Сирень», 1902.
Мне очень нравятся его самобытные плотна, ни на чьи больше не похожие. Его всегда можно узнать, и в этом натюрморте — тоже .

Михаил Врубель «Цветы в синей вазе», 1886
Какой талант! Как до обидного мало успел!Цветы тоже шикарны, как и демоны.

Василий Тропинин «Дупель и снегирь», 1820-е.
Крепостной художник, похоже, относился к жанру натюрморта без особого почтения, и поэтому почти никогда его не рисовал. То, что вы видите — даже не полноценное полотно, а этюд.

Казимир Малевич. «Натюрморт» . А вы думали, и яблоки у него квадратные?

Иван Крамской «Букет цветов. Флоксы», 1884
Прямо на дачу захотелось — у меня там тоже летом были флоксы.

Василий Кандинский «Рыба на голубой тарелке».Еще не полностью все в закорючках, на картине прослеживаются глаза и даже рот, и они даже рядом!

Натан Альтман «Мимоза», 1927
Мне нравится. Что-то в этом есть.

Иван Шишкин, 1855 .
А где же мишки и лес?!

Еще хотела Петрова-Водкина вставить, но у него довольно много натюрмортов, как казалось. И у Машкова, Лентулова, Кончаловского, так что они для этого поста не подходят.

Читать еще:  Портрет Риммы Кузнецовой. Степан Каширин

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Топ-5 самых прекрасных и знаменитых натюрмортов

Помните великолепный советский мультфильм о пластилиновой вороне? А песенку, предваряющую рассказ о веселых превращениях птички? Ну ту, где поется, что «если видишь на картине… или грушу или торт, или все предметы вместе, значит это — натюрморт»? Наверняка помните и даже, возможно, вам, как и тысячам советских малышей, она послужила наидобрейшим проводником в мир живописных жанров. Так вот, о натюрмортах сейчас и пойдет речь. Точнее, о самых известных, прекрасных, загадочных… в общем, самых-самых — на наш, разумеется, взгляд.

Натюрморт с крабом. Виллем Клас Хеда

Есть мнение, что именно как жанр натюрморт оформился в Голландии, в 17 веке. Конечно, и до этого художники изображали букеты, фрукты, столовую утварь, но лишь как часть иной композиции. Более того, много лет натюрморт был неразрывно связан с религиозной живописью — цветы, в частности, обрамляли святые фигуры.

Мастера из Нидерландов изменили эту традицию. В 17-18 веках появилось несколько направлений голландского натюрморта и множество живописцев, прославивших жанр. Среди выдающихся имен — представитель «малых голландцев» Виллем Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda), чья картина «Натюрморт с крабом» сейчас хранится в российском музее Эрмитаж.

Пожалуй, среди вещей, на которые можно смотреть бесконечно, стоит упоминать и произведения Виллема Хеда. Хеда — «мастер завтраков»: на картинах сверкают хрустальные кубки, белеют скатерти, бликуют серебром кувшины, на тарелках разложена аппетитная (или не очень) снедь. Сюжеты неоригинальны, но мастерство исполнения, «живость» фактур поражают.

Пышные булочки золотятся будто только из печи, а бокалы хочется взять в руки. Мастерство художника выражается и в символизме каждого предмета «на сцене» — их расположение относительно друг друга выверено едва ли не с математической точностью. И каждый несет в себе собственный смысл. Так, к примеру, серебро означает богатство, лимон — красоту, в которой заключена горечь.

Натюрморт с черепом и пером. Клас

Соотечественник Хеда Питер Клас (Pieter Claesz) — еще один великий «малый голландец», работавший как в жанре «завтраков», так и в более мрачном, но весьма популярном в XVI-XVII вв.. направлении vanitas — «аллегоричный натюрморт». Термин имеет отношение к изречению Экклезиаста, писавшему, что все на свете — суета из сует. Собственно, “vanitas” и переводится с латыни как «суета».

«Натюрморт с черепом» реалистичен настолько, что вызывает экзистенциальную грусть. Картина глубоко метафорична и напоминает театральную сцену, где у каждого «актера» своё место, цель и даже действие. Так падающий бокал, лишенный зубов череп, угасшая лампа призваны напоминать зрителю о быстротечности жизни и непостоянстве мирского бытия. Каменная столешница словно вдвигается в пространство перед рамой, делая впечатление от полотна еще более ярким, создавая эффект присутствия. Как и другие полотна автора, «Натюрморт с черепом» отличается безупречным исполнением, тщательно выписанными деталями и фактурами.

Подсолнухи в желтой вазе. Ван Гог

Импрессионисты тоже экспериментировали с vanitas и его мрачными смыслами — стоит вспомнить хоть натюрморты с черепами, которые рисовал Сезанн. Но в творчестве ван Гога (Vincent Willem van Gogh), несмотря на весь трагизм жизненных обстоятельств художника, доминируют светлые жизнерадостные оттенки и предметы. Художник часто писал натюрморты, но визитная карточка мастера — знаменитые «Подсолнухи» в золотистой вазе.

Композиция пронизана светом и словно сама излучает его — яркий, солнечный, полный радости и ожидания чуда. Ван Гог обожал подсолнухи — для него эти цветы символичны и были исполнены глубокого смысла. В общей сложности он рисовал их около десятка раз — шедевры вошли в два цикла работ. Самый знаменитый букет подсолнухов написан в Арле, в 1888 году.

Сирень. Петр Кончаловский

А вот известные русские живописцы чаще предпочитали сирень. Исаак Левитан, Борис Кустодиев, Петров-Водкин, чья «сирень» не так давно установила мировой рекорд на Christie’s (картину продали за £9 286 250), обожали писать пушистые и душистые, белоснежные, розовые и лиловые гроздья нежного садового кустарника.

Многим школьникам довелось писать сочинения по одной из «сиреней» Петра Кончаловского. Художник стал настоящим певцом этого романтичного цветка, а его шедевры с персидской и обычной сиренью вошли и в золотую коллекцию русской живописи, и в школьные учебники. Внучка мастера Екатерина вспоминала, что в сезон ее дед писал цветы ежедневно. Все натюрморты Кончаловского прекрасны, но самый, на наш взгляд, впечатляющий — это «Героическая», на которой изображена корзина с соцветиями множества оттенков.

Откуда такое странное название? Полотно написано в самом начале эпохи сталинских репрессий, а интеллигентный, умный и глубоко порядочный человек, коим был художник, не мог не понимать сути и несправедливости происходящего. На грязноватом фоне, на неопрятного вида столешнице — яркие соцветия в солнечных лучах. Буйство оттенков, торжество жизни. Вопреки всему. Героизм?

Корзина с фруктами. Караваджо

Одним из первых «чистых» натюрмортов искусствоведы называют знаменитую «Корзину с фруктами» Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). В ней нет никаких канонов, по которым написаны композиции более позднего времени — корзина расположена практически у самого края холста так, что у зрителя создается впечатление, будто стоит протянуть руку, и в нее упадет сочный плод.

Читать еще:  Немецкий художник. Joe Brockerhoff

К слову, этот прием художник использовал, чтобы отвлечь от «бедности» композиции — большую часть холста все же занимает пустое пространство.

Заключение

Сегодня жанр натюрморта не утратил популярности. Тысячи начинающих и маститых живописцев оттачивают кисти, изображая цветы, плоды и иные предметы в самых разных стилях — от классического до кубизма. И, возможно, какие-то из этих произведений тоже когда-то станут классикой, восхищающей потомков.

Пейзажи и натюрморты. Sharon Will

09 мая 2019 год

Автор: Вадим Закиров

Прежде чем я перейду (в следующей статье) к рецепту красивого натюрморта, предлагаю Вашему вниманию подборку интересных фотографов со всего мира, работающих в жанре фотонатюрморта.

Полетт Тавормина (http://www.paulettetavormina.com/ или @paulettavormina)- американка, известный во всем мире фотограф, работающий в жанре натюрморта. Ее фотографии — продолжение классики натюрморта времен голландцев 16-17-го веков Питера Класса и Виллема Хеды. Черепа, рыба и затухающие свечи — все это можно встретить на натюрмортах Полетт.

Впрочем, много работ у Полетт и с вполне позитивным настроем. Фотографии этого автора характеризуются большим количеством используемого в съемке реквизита — еды и посуды. Не ищите у нее минимализм — все равно не найдете. Тем не менее, все предметы гармонично сочетаются в кадре:

Если Полетт — адепт классического натюрморта, то Шерон Кор (http://www.sharoncore.net/new-gallery), тоже американский фотограф и художник, нашла себя в том, что в своих фото попыталась доподлинно воспроизвести работы живописца Уэйна Тибо 1960-х годов, а также реконструировала натюрморты американского художника 18-го века Рафаэля Пила. Ее даже пытались обвинить в плагиате, что, однако, не помешало приобрести две ее работы из серии Тибо Музеем Соломона Р. Гуггенхайма — одним из старейших и самых посещаемых собраний современного искусства в мире. Ниже — одна из работ, приобретенная музеем:

И еще одна фотография Шерон:

Теперь перенесемся через океан, прямиком в Париж. Там живет и работает еще один интересный автор — Шарль РУ (https://www.charlesroux.com/albums/fictitious-feasts-1/ или @roux_charles). Его натюрморты интересны тем, что имеют прямую связь с произведениями мировой классической и не только литературы. В своих сложных работах он пытается воспроизвести атмосферу трапезы литературных героев. К примеру, ниже — натюрморт, снятый по мотивам романа Льва Толстого Анны Каренина:

А вот эта фотография, на мой взгляд, одна из самых лучших у Шарля (работа снята по мотивам постмодернистский роман ирландского писателя Джеймса Джойса «Ули́сс»):

Но не только у них, «за бугром», имеются мастера натюрморта. Классический цветочный натюрморт — это то, что привычно нашему глазу. Нашему — в смысле воспитанному на советском и пост-советском пространстве. Так вот, говоря о «нашем» натюрморте, нельзя не упомянуть Татьяну Скороход (https://500px.com/tskorokhod), украинского фотографа.

Большинство её натюрмортов выполнено в строгом академическом стиле, но в то же время они привлекают внимание яркой игрой красок и фактур. В её натюрмортах много красивых цветов, сочных и вкусных фруктов, аппетитных булочек и бокалов с вином, играющих переливами на свету. Глядя на всю эту красоту и изобилие так и хочется устроить пир души. В общем, если любите классический «натюрмортный» сюжет с пышными букетами — фотографии Татьяны Вам придутся по нраву. Вот такие, к примеру:

От невесомой романтической иллюзии до сжигающей страсти: непревзойденные воздушные акварели Виллема Хайенраетсa

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Художник Виллем Хайенраетс родился в голландском городе Херлен. С юных лет у мальчика проявился талант к рисованию, и как результат — учеба в Академии искусств города Маастрих, позже в Национальном Институте изящных искусств в Антверпене. Брал уроки у именитых профессоров, которые увидели в своем ученике достойного продолжателя традиций бельгийско-голландской школы живописи. В те годы Виллем с успехом открывает свою первую выставку, весь гонорар от которой тратит на покупку мотороллера. Что дало возможность художнику выезжать за город и писать свои воздушные пейзажи.

А чтобы как-то продержаться «на плаву» Виллему в студенческие годы приходилось писать портреты богатых людей города, чем он снискал популярность. Но вскоре материальные проблемы заставили художника перебраться в Париж, где он также писал портреты: только уже прохожих парижан. Просиживая на мостовой с мольбертом от рассвета до заката, художник смог собрать деньги на покупку дома в голландском городе Бергене.

В новый дом он привел жену и счастье, казалось, будет вечным. Художника просто захлестнула волна романтических акварелей.

Но вскоре беда перешагнула порог его дома: любимая жена Ханна погибла в автокатастрофе, оставив художника с шестинедельной дочуркой на руках. Тяжкая утрата сломала живописца, и десять лет он вел беспорядочный образ жизни. Хотя старался не забывать о работе и своей девочке, росшей без матери.

Читать еще:  Портрет Евгении Алексашиной. Степан Каширин

Вернувшись с дочкой в свой родной Херлен, поселился в маленьком замке Kasteel Terworm и окунулся с головой в любимое дело.

Счастье и уверенность вернулись в дом вместе с женщиной, которую художник взял в жены вместе с ее ребенком. А вскорости они уже все вместе радовались рождению сына. Став счастливым отцом во второй раз, Виллем со рвением принялся за работу.

Популярность и признание не заставили долго ждать: приглашения выставить свои работы поступали с Англии, США и даже с Японии, где зрители особенно были поражены манерой воздушной акварели.
Выставочная деятельность художника снискала ему мировую славу. Во многих частных коллекциях по всему миру хранится его акварельная живопись.

Став знаменитым и состоятельным, художник купил дом в Испании. Эта страна горячих мачо и страстных женщин очень повлияла на творчество мастера: поменялась техника, содержание и стиль. На смену романтической иллюзии, выраженной воздушными образами в дымке холодных тонов, пришло щемящее чувство страсти в горячих динамичных образах.

В последние годы живописец к своей волшебной акварели добавил фактурный акрил и нежную пастель, создав уникальную смешанную технику.

На сегодняшний день Willem Haenraets живет в Нидерландах и Испании, у художника крупный бизнес по изданию литографий.

Видео о акварелях живописца, не вошедших в обзор:

Воздушность многомерного пространства и чувственность женских тел сочетает в своих живописных работах и французский художник Жан Батист Валадье. .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Натюрморты. Рисуем то, что под рукой

З нойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.

«Лесные фиалки и незабудки»

Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия. Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».

«Яблоки и листья»

Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.

«Букет цветов. Флоксы»

Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.

Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.

«Селедка и лимон»

Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени». В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.

«Натюрморт с самоваром»

Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы. Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.

«Этюд с медалями»

Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector