Пейзажи. Kim Stenberg

Пейзажи. Kim Stenberg

Кто такие братья Стенберги — главные дизайнеры сталинской Москвы

Классики конструктивизма братья Стенберги Слева — Владимир, справа – Георгий известны прежде всего как мастера киноплаката. В 1923 году они приступили к работе в «Совкино» и успели создать больше 300 работ — в том числе плакаты к фильмам «Броненосец «Потемкин» и «Человек с киноаппаратом». В то же время — с 1928 по 1932 год — Владимир и Георгий Стенберги занимали должность главных художников парка Горького. Они придумали для него световое оформление, в том числе и напоминающие цветы фонари Ландышевых аллей, и устраивали массовые празднества. В 1933 году Георгий Августович погиб в автокатастрофе. А Владимир Августович работал оформителем Всероссийской выставки сельского хозяйства и — вплоть до 1962 года — главным художником-оформителем Красной площади.

Воинственные скворцы, 1926. Офсетная печать
Фильм: США, 1924. Режиссеры Фред Гиол, Тед Уайлд

Паровоз «Генерал», 1927. Офсетная печать
Фильм: США, 1926. Режиссеры Клайд Брукман, Бастер Китон

Дело уличного торговца, 1922. Офсетная печать
Фильм: Франция, 1922. Режиссер Жак Фейдер

Зарэ, 1928. Офсетная печать
Фильм: СССР, 1926. Режиссер Амо Бек-Назаров

Паровоз «Генерал», 1927. Офсетная печать
Фильм: США, 1926. Режиссеры Клайд Брукман, Бастер Китон

Который из двух, 1927. Офсетная печать
Фильм: Германия, 1926. Режиссер Нунцио Маласомма

Мулен Руж, 1929. Офсетная печать
Фильм: Великобритания, 1928. Режиссер Эвальд Андре Дюпон

Ниниш, 1927. Офсетная печать
Фильм: Германия, 1924. Режиссер Виктор Янсон

Таинственная гациенда, 1927. Офсетная печать
Фильм: США, 1925. Режиссер Артур Россон

Третья Мещанская, 1927. Офсетная печать
Фильм: СССР, 1927. Режиссер Абрам Роом

«На выставке будут плакаты с гастролей Камерного театра в Париже в 1923 году. Тогда братья Стенберги только начали работать в Камерном театре Таирова, где остались на десятилетие. История их плакатной деятельности в кинематографе тоже начиналась с 1923 года и длилась фактически до бесконечности — до конца жизни и одного и другого. Меня продолжает удивлять, насколько современными выглядят их работы: Стенберги не просто опередили свое время, но весь XX век предсказали в эстетике и монтаже своих невероятно ярких плакатов. Но не только в области плаката многое сделано впервые — они занимались оформлением города, сотрудничали и дружили с великим архитектором Константином Мельниковым. Это молодое время, когда они занимались парком, стало самой счастливой эпохой в их жизни.

Работали Стенберги очень быстро: я вот считаю, что талант у художника есть, когда он работает быстро. Вечером они смотрели фильм, а утром решение было готово. Люблю вспоминать одну семейную историю: мой дед Владимир Стенберг подходил к моей бабушке Надежде и говорил: «Мамочка, благослови». Жена целовала ватман — будущий плакат, — и только тогда братья начинали работать. Это благословение срабатывало: их плакаты принимали почти всегда без переделок. Стенберги вообще любили работать без переделок, не допускали никакого руководства и цензуры».

Стенберги братья
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Владимир Августович, Георгий Августович 1918–1933 Купить работу Предложить работу на аукцион AI Предложить работу в частной сделке АРТкредит

4 апреля 1899 (Москва) — 1 мая 1982 (Москва)

20 марта 1900 (Москва) — 15 октября 1933 (Москва)

Дизайнеры — оформители зданий и городских площадей, архитекторы, театральные художники, плакатисты, мастера книжного дизайна.

СТЕНБЕРГ Владимир Августович

4 апреля 1899 (Москва) — 1 мая 1982 (Москва)

СТЕНБЕРГ Георгий Августович

20 марта 1900 (Москва) — 15 октября 1933 (Москва)

Дизайнеры — оформители зданий и городских площадей, архитекторы, театральные художники, плакатисты, мастера книжного дизайна.

В 1912–1917 учились в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве у В. Е. Егорова, П. В. Кузнецова, А. С. Янова. В 1915 В. А. Стенберг выполнил декорации и скульптуры для постановок в киноателье А. А. Ханжонкова для Киевского театра оперетты (совместно с художниками Е. Ф. Бауэр и А. А. Уткиным). В 1916 В. А. Стенберг оформил около 10 постановок для театров оперетты братьев Зон, «Луна-парк» в Москве (совместно с отцом, художником И. К. А. Стенбергом).

Читать еще:  Необычные фотографии. Miles Aldridge

В 1918-1920 братья Стенберги учились в Первых государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) в мастерской Г. Б. Якулова. К тем же годам относится начало совместной работы В. А. и Г. А. Стенбергов. Они работали над проектом оформления интерьеров московского клуба железнодорожников, оформляли клуб работников Управления водного транспорта, создавали эскизы декораций для спектаклей этих клубов. В 1918 создали праздничное оформление зданий Высшего Совета народного хозяйства и Главпочтамта к 1-й годовщине Октябрьской революции.

С 1919 участвовали в выставках Общества молодых художников (ОБМОХУ) в Москве, где экспонировали цветоконструкции, конструкции из стекла и металла, индустриальные модели, проекты афиш. Создали декорации к спектаклю «Царь Эдип» Софокла в Государственном Показательном театре.

Выполняли агитплакаты. В 1921 начали работать в Институте художественной культуры (ИНХУК). В 1922–1931 работали (поначалу совместно с К. К. Медунецким) в Московском Камерном театре под руководством А. Я. Таирова над оформлением спектаклей «Желтая кофта» Д. Бенримо и Д. Хазлтона (постановка не осуществлена), «Федра» Ж.-Б. Расина (совместно с А. А. Весниным), «Вавилонский адвокат» А. Б. Мариенгофа, «Гроза» А. Н. Островского, «Святая Иоанна» Б. Шоу, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (постановка не осуществлена), «Кукироль» П. Г. Антокольского, А. П. Глобы, В. Г. Зака, В. З. Масса, «Косматая обезьяна» и «Любовь под вязами» Ю. О’Нила, «День и ночь» Ш. Лекока, «Сирокко» Л. А. Половинкина, «Негр» Ю. О’Нила, «Наталья Тарпова» С. А. Семенова, «Опера нищих» Б. Брехта и К. Вайля, «Линия огня» Н. Н. Никитина.

В 1922 выполнили оформление Охотного Ряда и площади Свердлова к праздникам 1 мая и пятой годовщине Октября. Демонстрировали свои работы на первой выставке советского искусства в Берлине и Амстердаме. В «Кафе поэтов» в Москве вместе с Медунецким организовали выставку «Конструктивисты». В 1923 выполнили проектировочные и оформительские работы для павильона «Скотоводство» 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (совместно с А. А. Весниным и А. А. Экстер). С 1923 работали над созданием киноплакатов. В 1924 участвовали совместно с Медунецким (группа «Конструктивисты») в 1-й дискуссионной выставке Объединений активного революционного искусства.

В 1925–1926 на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже были награждены серебряной медалью за театральные работы; оформили площади Революции и Свердлова к праздничным торжествам. Участвовали в московской выставке киноплаката.

В 1927 выполнили проект перестройки и оформления Московского мюзик-холла. На Международной выставке в Монце-Милане (Италия) за театральные работы и киноплакаты были удостоены диплома. Экспонировали свои киноплакаты на выставке советского искусства в Японии.

В 1928 на конкурсе проектов праздничного оформления Красной площади работа художников была отмечена первой премией. С 1928 по 1962 становятся главными художниками-оформителями Красной площади к праздничным торжествам, в 1928–1932 — главными художниками Днепростроя, в 1928–1933 — главными художниками ЦПКиО им. М. Горького. В 1928–1929 оформили обложки книг, выпускаемых московским издательством «Земля и фабрика». В 1928–1931 участвовали в выставках советского искусства в Англии, Франции, Нидерландах, США, Германии. В 1929 выполнили эскизы декораций для оперы «Новости дня» П. Хиндемита (Гос. академ. Большой театр, постановка не осуществлена). Оформили представление-ревю «Туда, где льды» С. А. Воскресенского и В. Я. Типота (Московский Мюзик-холл). В 1929–1932 преподавали в Архитектурно-строительном институте в Москве на кафедре рисунка и проектирования. В 1931 выполнили проект перестройки и оформления Камерного театра и Музыкального театра массового действа в Харькове, оформили спектакль «Сон Святой Магдалины» Н. Р. Эрдмана и В. З. Масса в Московском мюзик-холле.

В 1932 участвовали в конкурсе проектов строительства здания Дворца Советов. Проект отмечен премией, но не осуществлен. Выполнили проектирование и оформление комплекса строительства Автозавода в Горьком; здания и клуба Наркомата легкой промышленности, Дворца культуры Пролетарского района (ныне Дворец культуры ЗИЛ). Принимали участие в организации Московского союза советских художников (МОССХ). В 1933 выполнили проект и оформление магистрали Москва — Минск.

Читать еще:  Норвежский художник. Jon Boe Paulsen

В том же году погиб в автомобильной катастрофе Г. А. Стенберг. После его смерти многие работы В. А. Стенберг выполняет вместе с сестрой, Л. А. Стенберг. В 1934 В. А. Стенберг назначен главным художником-оформителем Красной и Советской площадей (1934–1962), Сокольнического района Москвы, главным художником Моссовета. В 1935 он создал декорации к спектаклю Гос. театра им. В. Мейерхольда «Одна жизнь» Е. И. Габриловича по роману Н. Островского «Как закалялась сталь» (постановка не осуществлена). Назначен главным художником-оформителем Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории ЦПКиО им. Горького. Создал проект планировки Юго-Западного района Москвы.

В 1936 оформил площади, магистрали, здания Москвы и Тушинский аэродром ко Дню авиации. Назначен художественным консультантом Наркомата путей сообщения СССР. Занимался художественным проектированием вагонов метро, спальных вагонов, вагонов-ресторанов и вагонов-салонов, специальных скоростных дизельных трехвагонных поездов, разработал новый тип вентиляции для Центрального вагоноконструкторского бюро. В 1939–1940 выполнил оформительскую работу к Дням авиации, Дням физкультурника, Международному юношескому дню, Дню железнодорожника. В 1941 назначен главным художником музея В. В. Маяковского в Москве.

В годы Великой Отечественной войны создавал портреты летчиков — героев Юго-Западного фронта, агитплакаты, проекты саморазгружающихся и самоохлаждающихся резервуаров для хранения горючих веществ (проекты осуществлены).

С 1945 работал вместе с сыном, С. В. Стенбергом. В 1949–1952 был главным художником Мосгороформления. В 1950 был назначен главным художником павильона «Дальний Восток» на ВСХВ. В 1954 оформил здание Политехнического музея и выставку народного хозяйства, науки и искусства Украинской ССР, посвященную 300-летию воссоединения Украины с Россией. В 1959 выполнил декоративное панно для павильона «Нефть, уголь, газ» на ВДНХ СССР. В 1961 выполнил проект оформления отдела «Нефть, уголь, газ» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже и пять декоративных панно для вводного зала. В 1968–1980 занимался восстановлением проектов конструкций, исполненных в 1918–1924, эскизов театральных декораций и макетов спектаклей Камерного театра и театра им. В. Мейерхольда.

В творчестве братьев Стенбергов прослеживается отказ от «чистого искусства» в пользу идеи индустриального конструктивизма с характерной для него функциональностью, утилитарностью. Наряду с Л. С. Поповой, А. М. Родченко, В. Ф. Степановой, они стали первооткрывателями новой сферы приложения художественных сил, каковой явился дизайн.

Квартира архитектора Анастасии Стенберг в Копенгагене

Анастасия Стенберг спроектировала квартиру для своей семьи в пригороде Копенгагена, в доме 1953 года постройки. Архитектор перепланировала пространство, но сделала все, чтобы сохранить аутентичный скандинавский дух.

По теме: Надежда и Гиви Ананьевы: европейская квартира в Москве

Квартира находится в местечке Charlottenlund на окраине датской столицы, недалеко от моря. Когда-то резиденция датской знати, сегодня — любимое место отдыха датчан, с огромным зеленым массивом и бескрайними видами моря, которых лишены жители центра. На побережье сохранился форт — флеши и пушки, в свое время охранявшие королевство от шведов.

«Нет ничего хуже, чем делать квартиру для самих себя, — смеется Анастасия. — Прожив до этого длительное время в доме (точнее, в половине дома) с прекрасными соседями, мы поняли, что с нашим образом жизни, когда моя работа находится в Москве, нам все же больше подходит квартира. Поиски заняли почти год. Потому что мы не хотели уезжать из любимого района. И старались найти что-то не в новостройках, а со сложившийся инфраструктурой и историей».

Здание построено в 1953 году. Точнее, это кондоминиум из двух вытянутых трехподъездных домов, между которыми находится прекрасный сад и «врытый» в него гараж в форме подковы. Дома — трехэтажные, в подъездах всего по шесть квартир. У каждой квартиры два входа, расположенные рядом. Основная, дверь, хозяйская — чуть крупнее. Вторая ведет в комнату прислуги.

Читать еще:  Необычные и удивительные произведения. Catalin Ilinca

«Мы оставили вторую дверь, дополнительный вход, которым пользуются трое наших взрослых детей (один живет постоянно, двое бывают наездами), не беспокоя родителей. Впоследствии, благодаря этой двери, можно отсечь две комнаты и душевую в отдельную маленькую квартирку», — объясняет Анастасия.

Анастасия Стенберг — архитектор, всегда отталкивается от планировки. Справедливо полагает, что в любой момент можно поменять кресло или светильник на более модные, переклеить обои и даже переложить плитку, а вот неудачно спланированное, неэргономичное пространство переделать крайне сложно. Поэтому работа над проектом началась с изменения плана: поскольку семье требовались три спальни, этот этап был неизбежен.

Изначально за главной входной дверью находились: большой холл, гостиная с эркером, кабинет, спальня, ванна при спальне, лоджия, объединяющая гостиную и спальню. Слева от гостиной — столовая с видом на сад. За ней — кладовка и душевая, кухня, коридор и комната прислуги.

В итоге кухня переехала на место бывшего кабинета, главная спальня расположилась в бывшей столовой. Чтобы открыть общественные зоны, пришлось прорубить два дополнительных проема, а для этого — заниматься согласованием: общаться и с инженерами, и с местным комитетом по архитектурному наследию. «Да и «старшие по дому» захаживали, проверяли, все ли идет в соответствии с утвержденнным проектом», — вспоминает Анастасия Стенберг.

Благодаря всем переделкам, в квартире, с одной стороны, появилось больше открытых пространств, а с другой — четыре приватные комнаты. В одной из этих комнат расположена часть старой кухни: несмотря на площадь в 8 кв. метров, она вмещает в себя и мини-буфет, и гостиную, и столовую. «Здесь, в лучших советских традициях, все любят «посидеть и поболтать», — рассказывает Анастасия.

Анастасия Стенберг

Архитектор

Квартира имела как преимущества, так и недостатки дома, построенного в 1953 году: большие окна, камин, красивый подъезд , лестница, ретро-лифт — и при этом скрипучие полы, множество ненужных дверей, как шлюзы, очень маленькая кухня. Архитектор постаралась сохранить дух Скандинавии 1950-х, все, что можно, — оставила и отреставрировала: двери, шкафы с дверцами из настоящего махагона, каменные подоконники, часть старой кухни. И даже бетонное корыто-кашпо в эркере, закрепленное на старинных кронштейнах. Старую вытяжку проапгрейдили и разместили в новом интерьере. Паркет пришлось заказывать новый, так как старые полы скрипели безбожно, но его уложили тем же рисунком — классическим шевроном.

Камин тоже подвергся переделке. Его декорировали керамической плиткой хотя и современной, но близкой по стилю ко времени постройки дома. Рукомойник в маленький санузел архитектор тоже искала «по образу и подобию» оригиналов тех лет.

Марки в проекте использованы в основном скандинавские: Eilersen, Warm Nordic, Louis Poulsen, Montana, Norr 1, &tradition. Высокие стулья Findahls гармонируют с кухней Invita. Созвучными по стилистике оказались светильники от итальянских компаний Vibia, Flos, Sеletti. Кресло датского бренда Norr11 выступает ярким солистом. Сами создатели представляют его как «нордическую версию традиционного марокканского плетеного сиденья», из слов Nordic и Moroccan образовано название модели — Nomad. Необыкновенно красива композиция, образованная подсервантником марки Woud и круглой, черно-золотой настенной лампы Cattellani & Smith — этот предмет Анастасия называет в числе своих любимых.

Не обошлась архитектор и без дизайнерской классики 1950-х, стульев DSR Чарльза и Рей Имз — эту модель из-за ажурного металлического каркаса часто называют Eiffel Chair, — а также настенного светильника авторства Сержа Муя: его присутствие сразу заявляет о хорошем вкусе и заказчиков и автора проекта.

Цветовую гамму — молочные, охристые, оливковые и серые тона — подсказал сам дом: его стены сложены из желтого кирпича. Лейтмотивом в интерьере проходят черные графичные акценты: каркасы светильников, столиков, комодов, плинтусы и дверные наличники. Они придают обстановке изящный, модный, современный облик.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector