Пейзажи на пленэре. Anthony van Gelder

Пейзажи на пленэре. Anthony van Gelder

Антонис ван Дейк (Anthony van Dyck) — художник

22 марта 1599 года, в Антверпене, родился знаменитый живописец и график Антонис ван Дейк (Anthony van Dyck). Фламандский художник создавал картины в стиле барокко, и был не только мастером придворного портрета, мифологических и религиозных сюжетов, но и создателем нового типа декоративного портрета. Ученик, помощник великого Рубенса, мастер который умел создавать картины отличающиеся изяществом и элегантностью, поражающие своей эмоциональностью.

Первые восемь лет своего творчества в многофигурных композициях (объединенные в группы фигуры) художник подражал стилю Рубенса, но не использовал его технику в виде эмалевых глазурей, а писал с довольно грубой текстурой. Цветовая гамма у Антониса ван Дейка была темнее, но теплее, а огни и тени более резкие. Фигуры изображаемых персонажей были более угловаты в своих жестах и менее гармоничны, нежели у Рубенса.

Venus in der Werkstatt des Vulkan (Thetis empfängt von Hephaistos die Waffen für Achill)

В картинах художника были преувеличены эмоции персонажей: фанатизм, экстаз, необузданная жестокость, сладострастность улыбок, опьянение до состояния оцепенения всё это характеризовало картины ван Дейка.

Anthony van Dyck / Jupiter and Antiope

Используя технику школ портрета, таких художников как Ганс Гольбейн, Антонио Моро, Тициан и Рубенс, он создавал новые вариации, но никогда не упускал из вида необходимость сохранения безупречной формальности, какой бы точной ни была схожесть. Независимо от того, чей портрет создавал художник, будь то дворяне Генуи или придворные Карла I, ван Дейку удавалось их идеализировать, не жертвуя при этом индивидуальностью.

Charles I in Three Positions (1635-36), — этот портрет был отправлен в Рим для создания бюста короля Карла I

Биография

О личной жизни Антониса ван Дейка известно мало. Ходило много слухов, что он занимался алхимией, но доказательств этому не было. Говорили что художник был нетрадиционной ориентации (находя подтверждение в некоторых картинах). Ван Дейк был низкого роста, хорошо сложен, одевался всегда «с иголочки», был обаятелен, добродушен и гостеприимен.

Self-portrait with Sir Endymion Porter, 1635

Антонис ван Дейк (Антон, Энтони; нидерландский язык: Antoon van Dyc) был седьмым из двенадцати детей богатого торговца шёлком Франса ван Дейка. Все братья и сестры были ему сводные. В 1607 году, после смерти матери, Антониса отдают в мастерскую живописца Хендрика ван Балена.

Anthonis van Dyck, 1613-1614

Первую из своих известных работ Антонис Ван Дейк создает в четырнадцать лет. К шестнадцати годам ван Дейк уже имел собственную мастерскую и сам преподавал живопись в Антверпене. Совместно с другими молодыми художниками создают серию работ «Головы Апостолов».

The Cheeke Sisters, a late double portrait, 1640

С февраля 1618 года Антониас ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, работает как помощник в мастерской у Рубенса. Ван Дейк не только помогал Рубенсу, дорисовывая детали полотен великого живописца, но иногда выполнял отдельные заказы.

Bewening van Christus, Anthony van Dyck, 1635, Royal Museum of Fine Arts Antwerp

По предложению Рубенса, ван Дейк принял участие в росписи церкви иезуитов. В 1618-1620 ван Дейк создает цикл из 13 картин на религиозные темы: образ Христа и апостолов, которые были выполнены в свободной живописной манере.

Anthony van Dyck, by Peter Paul Rubens (1627–28)

В 1620 г. художник отправляется в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Говорят, что первая поездка ван Дейка в Англию была «спровоцирована» Рубенсом, с которым у молодого и амбициозного художника к этому времени были напряженные отношения.

Антонис ван Дейк / Мадонна и младенец со святой Екатериной Александрийской

При этом Рубенс не мешал карьере молодого художника, и скорее всего именно он помог с рекомендациями во время первой поездки ван Дейка в Англию (с ноября 1620 по февраль 1621 года). Во всяком случае, известно, что в эту поездку помогал ван Дейку, поклонник Рубенса, граф Арундел.

Святой Мартин и нищие. 1618

Вскоре Ван Дейк возвращается в Антверпен, откуда перебирается в Италию, где в основном живёт в Генуе. Здесь он более подробно знакомится с искусством итальянских художников. Более всего его привлекали картины Тициана. Здесь, в Италии, он создает ряд своих знаменитых портретов.

Genoan hauteur from the Lomellini family, 1623

С 1621 по 1627 год ван Дейк также работает и в Германии. А позже опять возвращается в Антверпен, где пишет портреты фламандской знати, и становится придворным художником Изабеллы Клары Евгении (испанская инфанта).

The Vision of the Blessed Hermann Joseph c. 1629–30

В 1632 году Anthony van Dyck приглашают в Лондон, где он работает придворным художником короля Карла I. Художник создает многочисленные портреты короля. В этом же году король посвящает художника в рыцари. В 1633 Карл I жалует Anthony van Dyck статус королевского художника, и солидное жалованье. В 1634 году Антверпенская гильдия художников выбирает Антониса Ван Дейка «почётным деканом» — титул, которого ранее был удостоен только Рубенс.

Charles I with M. de St Antoine, 1633

В 1639 году художник женится на дочери лорда Рутвена, фрейлине королевы Мэри Ратвен. К концу жизни у художника было много работы. Он побывал и в Париже, где принял участие в росписях галерей Лувра. Из Франции он вернулся в Лондон с ослабленным здоровьем и 9 декабря 1641 года Антонис Ван Дейк умер. Художник был погребен в соборе Святого Павла в Лондоне, где покоятся только выдающихся британские подданные.

Rest on the Flight into Egypt, ca. 1630 (Alte Pinakothek, Munich)

В наше время, наибольшее восхищение, стали вызывать ранние работы (генуэзского периода) которым отдают предпочтение за их свежесть и непосредственность. Повышенный интерес учёных и коллекционеров всё больше проявляется и к заброшенным ранее работам, таким как масляные зарисовки, многочисленные рисунки и акварели, включая некоторые из его чувствительных пейзажей.

Дорога в сельской местности Anthonis van Dyck / Equestrian Portrait of Charles I (National Gallery, London) Cupid and Psyche, 1638 Anton Van Dyck / Christ carrying the Cross Christ Crowned with Thorns, 1620 (in the Prado) Charles I at the Hunt, c. 1635 (Louvre, Париж) Филипп, четвертый лорд Уортон. 1632 Charles I (1630s) Сэр Thomas Chaloner, 1637 Сусанна и старцы Портрет Адриана Стивенса, 1629 Портрет Джеймса Стюарта, 1632-1640 1638 г. Anthony van Dyck

Anthony van Dyck

Antoon van Dyck

Anthony van Dyck

Antoon van Dyck

  • Born: March 22, 1599 ; Antwerp, Belgium
  • Died: December 9, 1641 ; London, United Kingdom
  • Active Years: 1617 — 1641
  • Nationality:Flemish
  • Art Movement:Baroque
  • Painting School:Flemish School , Antwerp School
  • Genre:portrait
  • Field:painting , printmaking
  • Influenced by:Paolo Veronese , Titian , Hans Holbein the Younger
  • Influenced on:Frans Hals , Thomas Gainsborough , John Singer Sargent , William Dobson , Claudio Coello , Giovanni Battista Gaulli
  • Teachers:Peter Paul Rubens
  • Friends and Co-workers:Orazio Gentileschi
  • Wikipedia:en.wikipedia.org/wiki/Anthony_van_Dyck

Order Oil Painting
reproduction

Sir Anthony van Dyck (Dutch pronunciation: [vɑn ˈdɛi̯k], many variant spellings; 22 March 1599 – 9 December 1641) was a Flemish Baroque artist who became the leading court painter in England, after enjoying great success in Italy and the Southern Netherlands. He is most famous for his portraits of Charles I of England and his family and court, painted with a relaxed elegance that was to be the dominant influence on English portrait-painting for the next 150 years. He also painted biblical and mythological subjects, displayed outstanding facility as a draughtsman, and was an important innovator in watercolour and etching. The Van Dyke beard is named after him.

Antoon van Dyck (his Flemish name) was born to prosperous parents in Antwerp. His father was Franz van Dyck, a silk merchant, and his mother was Maria, daughter of Dirk Cupers and Catharina Conincx. He was baptised on 23 March 1599 (as Anthonio). His talent was evident very early, and he was studying painting with Hendrick van Balen by 1609, and became an independent painter around 1615, setting up a workshop with his even younger friend Jan Brueghel the Younger. By the age of fifteen he was already a highly accomplished artist, as his Self-portrait, 1613–14, shows. He was admitted to the Antwerp painters’ Guild of Saint Luke as a free master by February 1618. Within a few years he was to be the chief assistant to the dominant master of Antwerp, and the whole of Northern Europe, Peter Paul Rubens, who made much use of sub-contracted artists as well as his own large workshop. His influence on the young artist was immense; Rubens referred to the nineteen-year-old van Dyck as «the best of my pupils».

The origins and exact nature of their relationship are unclear; it has been speculated that van Dyck was a pupil of Rubens from about 1613, as even his early work shows little trace of van Balen’s style, but there is no clear evidence for this. At the same time the dominance of Rubens in the relatively small and declining city of Antwerp probably explains why, despite his periodic returns to the city, van Dyck spent most of his career abroad. In 1620, in Rubens’s contract for the major commission for the ceiling of the Carolus Borromeuskerk, the Jesuit church at Antwerp (lost to fire in 1718), van Dyck is specified as one of the «discipelen» who was to execute the paintings to Rubens’ designs.

In 1620, at the instigation of George Villiers, Marquess of Buckingham, van Dyck went to England for the first time where he worked for King James I of England, receiving £100. It was in London in the collection of the Earl of Arundel that he first saw the work of Titian, whose use of colour and subtle modeling of form would prove transformational, offering a new stylistic language that would enrich the compositional lessons learned from Rubens.

After about four months, he returned to Flanders, but moved on in late 1621 to Italy, where he remained for 6 years, studying the Italian masters and beginning his career as a successful portraitist. He was already presenting himself as a figure of consequence, annoying the rather bohemian Northern artist’s colony in Rome, says Giovan Pietro Bellori, by appearing with «the pomp of Zeuxis . his behaviour was that of a nobleman rather than an ordinary person, and he shone in rich garments; since he was accustomed in the circle of Rubens to noblemen, and being naturally of elevated mind, and anxious to make himself distinguished, he therefore wore—as well as silks—a hat with feathers and brooches, gold chains across his chest, and was accompanied by servants.»

This is a part of the Wikipedia article used under the Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Unported License (CC-BY-SA). The full text of the article is here →

Ван Гог, ВинсентВинсе́нт Ви́ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Детство и юность

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert ) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Теодор Ван Гог, отец Винсента.
Рисунок Винсента Ван Гога. Эттен, июль, 1881.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая1859) и Вил(Виллемина Якоба, 16 марта1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний.

Работа в торговой фирме и миссионерская деятельность

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес кЕвангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна Ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.

В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации, и отказался от стези священника.

Становление как художника

В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.

В 1886—1888 Ван Гог жил в Париже, посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога П. Кормона, изучал живописьимпрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887—1888), Музей Винсента ван Гога, «Мост через Сену» (1887), Музей Винсента ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги» (1887), Музей Родена, Париж, «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887), Музей Винсента ван Гога

Последние годы. Творческий расцвет

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах (Жёлтый дом (1888), Кресло Гогена(1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе» (1888), музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле» (1888), Музей Винсента Ван Гога, Амстердам). В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Она была свидетельством трагической смерти художника.

В январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году появилась первая критическо-восторженая статья про картину Ван Гога «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье [1] .

Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Его здоровье ухудшалось, и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), затем в Сен-Реми-де-Прованс (1889—1890), где познакомился с доктором Гаше (художником-любителем) [1] , и в Овер-сюр-Уаз, где он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы напленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях [2] .

По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент Ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз. Через 25 лет (в 1914 году) рядом с его могилой были захоронены останки его брата Тео.

Современные классики: Daniel Van Der Putten

Можно ли сегодня творить в классической манере и быть успешным художником? Пример Даниэля Ван Дер Путтена показывает как современный художник может вдохновившись творчеством голландских пейзажистов романтического периода, достичь в своих работах высокого уровня оригинальности и мастерства.

Даниэль Ван Дер Путтен родился в небольшой фермерской деревне вблизи Лейдена (Голландия) в 1960 году. В юности он работал в агрофирме отца, но затем решил резко пойти по стопам своей матери и стать художником. Путешествуя по Австралии, Даниэль встретил свою будущую жену, также художницу. Они стали работать вместе, изучали различные техники, писали картины, немалое время уделяли наблюдению ландшафтов, где путешествовали. Заметное влияние на творчество Ван Дер Путтена оказало знакомство с работами Рембрандта и других легендарных голландских художников.

После переезда в Англию он становится профессиональным художником пейзажистом. Его живопись охватывает широкий спектр различных настроений и сезонов. В свое палитре Даниэль Ван Дер Путтен использует совершенно неожиданные, интенсивные и величественные цвета, а детальная техника проработки достигает своего совершенства в небе и деревьях. Его мастерство вызывает восхищение и искреннее удивление, ведь Даниэль самоучка. Он никогда не учился в учебном заведении, а полученным в детстве знаниям живописи он обязан своей матери. Сегодня Ван Дер Путтен художник с международной репутацией. Он выставлялся в Англии, Шотландии, Канаде, США и Тайване, а его картины разбросаны по частным коллекциям по всему миру.

Пейзажи на пленэре. Anthony van Gelder

Рогир ван дер Вейден (1399/1400, Турне — 18 июня 1464, Брюссель) — нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине. Сохранив спиритуализм предшествующей традиции, ван дер Вейден наполнил старые изобразительные схемы ренессансной концепцией активной человеческой личности, дополнил их глубоким психологизмом и эмоциональной интенсивностью. В конце жизни, по словам БСЭ, «отказывается от универсализма художественного мировосприятия ван Эйка и концентрирует всё внимание на внутреннем мире человека».

Будущий классик Северного Возрождения родился в 1399 или в 1400 в Турне (герцогство Бургундия) в семье ножовщика (фр. maitre-coutelier) по имени Анри. Достоверных сведений о детстве и юности будущего мастера практически не сохранилось.

Период творческого становления Рогира (к которому, видимо, принадлежит луврское «Благовещение») также плохо освещён источниками. Существует гипотеза, что именно Рогир в молодости создал произведения, приписываемые т. н. Флемальскому мастеру (более вероятный кандидат на их авторство — его наставник Робер Кампен). Ученик настолько усвоил кампеновское стремление насытить библейские сцены реалистичными подробностями домашнего быта, что различить их работы начала 1430-х практически невозможно (оба художника не подписывали свои произведения).

Первые три года в полной мере самостоятельного творчества Рогира (с 1432 по 1435 гг.) никак не задокументированы. Возможно, художник провёл их в Брюгге с ван Эйком (с которым, вероятно, и прежде пересекался в Турне). Во всяком случае, одна из наиболее известных композиций Рогира, «Евангелист Лука, рисующий Мадонну», проникнута очевидным влиянием старшего современника.

Известно, что к 1435 г. художник вместе с семьей переехал в Брюссель, бывший тогда одним из крупнейших европейских городов и одной из важнейших резиденций могущественного Герцога Бургундского. Бургундия того времени представляла собой условную «третью силу» в Западной Европе по отношению к Франции, ведущей изнурительную Столетнюю войну, и Священной Римской империи. Формально будучи вассалами французского короля, бургундские герцоги к началу XIV века сосредоточили под своей властью обширные территории, в настоящее время относящиеся к Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и северо-восточной Франции, и реально претендовали на создание обособленного самобытного государства. Именно на этот своеобразный в истории нижних земель, ныне политико-территориально разделенных между странами Бенилюкса, период приходится жизнь и расцвет творчества ван дер Вейдена.

В связи с переездом в важнейший город герцогства, Брюссель, основным языком общения в котором был нидерландский, Мастер Роже де ля Пастюр переводит своё имя с французского на нидерландский и становится Рогиром ван дер Вейденом. В марте 1436 Рогир получает почетный титул «художника города Брюсселя» (флам. stadsschilder). В Брюсселе художник проживет до конца своих дней в 1464 году.

К началу брюссельского периода принадлежит грандиозное по эмоциональному воздействию на зрителя «Снятие с креста».

О снятии с креста Иисуса (в связи с положением во гроб) упоминают все евангелисты, однако ни одна из книг Священного Писания не свидетельствует о том, что в снятии участвовали Богородица, жены-мироносицы, Иоанн Богослов, обыкновенно изображаемые в произведениях на эту тему.Идейный центр композиции — мертвый Христос и Дева Мария, упавшая в обморок. Ван дер Вейден нарушает каноны, придавая телу Девы необычное, однако, чрезвычайно эмоционально насыщенное положение, как бы рифмующееся с положением тела её Сына. Этот смелый и необычный ход как бы символизирует идею преданности Богоматери Богочеловеку. Положение рук Христа и его матери (новых Адама и Евы) направляет взгляд зрителя на череп Адама, иллюстрируя тем самым идею и сущность искупительной жертвы, принесенной Господом во имя падшего человечества.

Другим дошедшим до нас шедевром Мастера является Алтарь Девы Марии, так называемый Алтарь Мирафлорес, экспонирующийся в Берлинской картинной галерее. Считается, что эта работа была исполнена в 1445 году по заказу кастильского короля Хуана II, который, в свою очередь, передал работу в дар монастырю Мирафлорес, что неподалеку от Бургоса. Трехстворчатый алтарь рассказывает нам о трех значительнейших эпизодах из жизни Богоматери, связанных с её Сыном: умилении Богородицы, оплакивании Христа и явлении воскресшего Сына Человеческого Деве Марии.

Отличие Рогира от грубоватого кампеновского реализма и утончённости ванэйковского проторенессанса наиболее наглядно в полиптихе «Страшный суд». Он был написан в 1443—1454 гг. по заказу канцлера Николя Ролена для алтаря капеллы госпиталя, основанного последним в бургундском городе Бон.

Примечательно, что эта работа до нашего времени находится в том самом здании, для которого её когда-то и выполнял Рогир, в городе Бон, что в окрестностях Дижона. На центральной панели — Христос во Славе, прямо под его изображением — архангел Михаил, взвешивающий на своих весах души умерших. Справа от Христа преклонила колени Богородица, заступница рода человеческого, смиренно просящая Сына простить людям их грехи. И Христос, и святые, окружающие его, восседают на огненных облаках, под которыми лежит выжженная земля. Свинцовые небеса озарены сполохами адского пламени. Туда, в ад, горестно следуют, нераскаявшиеся грешники. В противоположную сторону направляются спасшиеся. У ворот Небесного Иерусалима их встречает ангел. По размаху замысла и мастерству исполнения «Страшный Суд» — это свой собственный Гентский алтарь Рогира.

В юбилейный 1450 г. Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию и побывал в Риме, Ферраре и Флоренции. Он был тепло встречен итальянскими гуманистами (известен похвальный отзыв о нём Николая Кузанского), но сам интересовался преимущественно художниками-консерваторами вроде фра Анжелико и Джентиле да Фабриано.

С этой поездкой в истории искусства принято связывать первое знакомство итальянцев с техникой живописи маслом, которую в совершенстве освоил Рогир. По заказу итальянских династий Медичи и д’Эсте фламандец выполнил «Мадонну» из Уффици и известный портрет Франческо д’Эсте (1460, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Итальянские впечатления преломились в алтарных композициях («Алтарь Иоанна Крестителя», триптихи «Семь таинств» и «Поклонение волхвов»), выполненных им по возвращении во Фландрию.

Портретам кисти Рогира присущи некоторые общие черты, что в значительной степени обусловлено тем, что почти все они изображают представителей высшей знати Бургундии, на облик и манеру держаться которых наложили отпечаток общая среда, воспитание и традиции. Художник детально прорисовывает руки моделей (особенно пальцы), облагораживает и удлиняет черты их лиц.

К числу наиболее известных дошедших до нас портретов бургундской знати, атрибутируемых Мастеру, относятся изображения Филиппа Доброго (после 1450, Музей изящных искусств (Дижон)), его сыновей, Карла Смелого (Берлинская картинная галерея) и Антуана Бургундского, бастарда (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)), Филиппа I де Круа (1460, Королевский музей изящных искусств (Антверпен)), Лорана Фруамона (Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)).

Читать еще:  О нас изнутри. Toni Cogdell
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector