Перуанский художник. Edmundo Pita

Перуанский художник. Edmundo Pita

15 фактов о Пите Мондриане – художнике, оказавшем влияние на компьютерную реальность

1. Мондриан считается основателем De Stijl

De Stijl. это голландское движение в искусстве возникло в начале 20-го века, а его название переводится как «стиль». De Stijl — группа художников и архитекторов, которые развивали абстрактное искусство и использовали в основном простые формы, такие как линии и блоки, а картины рисовались только в черных, белых или основных (красный, желтый, синий) цветах. Мондриан, наряду с Тео ван Дусбургом, Вильмосом Хусзаром, Бартом ван дер Лек и некоторыми другими художниками, считается основателем этого движения.

2. Духовная природа объектов

Мондриан стремился передать духовную природу объектов в «ее чистом виде». В 1914 году он объяснил это голландскому искусствоведу Бреммеру в письме следующим образом: «Я выстраиваю линии и цветовые комбинации на плоской поверхности, чтобы выразить красоту самым простым способом. Природа (или, то, что я вижу) вдохновляет меня и побуждает передать ее как можно ближе к истине.

Я считаю, что это вполне возможно путем рисования горизонтальных и вертикальных линий, причем это нужно делать не по плану, а руководствуясь интуицией» .

3. От традиционного искусства к абстракции

Хотя общество De Stijl было посвящено «абсолютному низложению традиций», изначально его основатели учились именно традиционному искусству. Мондриана с раннего детства поощряли рисовать родители и его дядя, Фриц Мондриан, известный художник. Далее голландец учился в Королевской Академии искусств в Амстердаме, где увлекался пейзажной живописью.

4. Постимпрессионизм и творчество Мондриана

Творчество художника-новатора, крупнейшего представителя символизма в нидерландской живописи Яна Торопа, так впечатлило Мондриана, что он начал увлекаться постимпрессионизмом. Это влияние прослеживается в пейзажах, созданных Мондрианом в 1930-х годах.

5. Увлечение кубизмом

Когда в 1911 году Мондриан переехал в Париж, он увлекся кубизмом Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Мондриан начал экспериментировать в своем творчестве, отказавшись от ярких красок (которые были присущи ему во время былого увлечения постимпрессионизмом) и начав использовать более приглушенные тона.

6. Хотя его страстью была абстракция, официальная работа художника была прямой ее противоположностью

Люди, которым не нравится абстракция в стиле De Stijl, могут ошибочно предположить, что Мондриан не создавал более сложных картин. На самом же деле, он был весьма талантливым художником не только в абстракции. В различные моменты своей карьеры, он давал уроки рисования, делал наброски для научных исследований, а также рисовал репродукции великих произведений для музеев.

7. Самые известные работы Мондриана были созданы после Первой мировой войны

Мондриан перед войной жил в Париже. Когда началась Первая мировая, он как раз гостил у родственников в Нидерландах и не смог вернуться в Францию. После окончания боевых действий Мондриан вернулся в Париж и создал ряд произведений, которые определили его уникальный стиль, выделявшийся его даже среди единомышленников в De Stijl, а именно — «нео-пластицизм». К 1925 году эти картины были нарасхват среди элитных коллекционеров Европы.

8. Жизнь среди картин

Вместо того, чтобы обзавестись отдельной студией, он объединил свой дом и рабочее пространство, с удовольствием приглашая друзей попить чаю у него в гостиной прямо среди работ. В своих квартирах в Лондоне и Париже, Мондриан «усовершенствовал» эту систему, создав своего рода 3D — версию своих работ, покрасив стены квартир в свойственной ему технике.

9. «Белоснежку» Диснея — любимый мультфильм художника

Первый полнометражный анимационный фильм просто очаровал художника-интеллектуала после того, как он увидел «Белоснежку» весной 1938 года вместе со своим братом в Париже. Когда Мондриан переехал в Лондон, он начал посылать своему брату открытки , украшенные вырезками из рекламы фильма и написанные «в манере гномов из Белоснежки».

10. Художник и музыка

Скучный образ художника в раздумье среди абстрактных творений — это вовсе не относится к Мондриану. Хотя Мондриана часто описывают как интроверта, он упивался джазовой сценой Лондона, постоянно посещая танцпол с американской светской львицей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм.

Несмотря на весь его энтузиазм, его подруга Мириам Габо, жена русского скульптора Наума Габо, как-то вспоминала: «Мондриан был ужасным танцором. Все просто не переносили танцевать с ним».

11. Гитлер считал, что Мондриан — дегенерат

В 1937 году две картины Мондриана были включены в «Выставку дегенеративногго искусства» Гитлера. Тем самым, Мондриан был включен в нацистский черный список. Художник не стал ждать, чем это закончится, и 7 сентября 1940 года бежал из Лондона в Нью-Йорк.

12. Переезд в Америку стал новым витком в творчестве художника

В Нью – Йорке Мондриан сразу же влился в мир местной творческой элиты. Он оказывал поддержку американским художникам-абстракционистам, а его бывший партнер по танцам Пегги Гуггенхайм стала преданным сторонником и участником выставок работ художника.

В этот период творчества Мондриан начал использовать более сложные элементы в картинах, такие как двойные линии, а также и линии ярко-желтого, а не черного цвета. К сожалению, эта глава его творчества прервалась, когда Мондриан умер от пневмонии в 1944 году в возрасте 71 года.

13. Работы Мондриана вдохновили две школы современного искусства

Дело Мондриан не умерло и после его смерти. Немецкое движение Bauhaus было сфокусировано на функциональности и эффективности дизайна. Архитекторы, как и Мондриан, использовали упрощенные линии и теорию цвета голландского художника. В течении минимализма, которое возникло в 1960-е годы в Нью-Йорке, использовались геометрические формы и ограниченная цветовая палитра, подобно нео-пластицизму.

14. Мондриан стал вдохновением для моды

В 1965 году французский модельер Ив Сен — Лоран разработал шесть коктейльных платьев, которые он назвал коллекцией Мондриана. Каждое из этих платьев имело очень простую форму, а цветовая гамма была белой, с черными линиями и цветными прямоугольниками.

15. Художник вдохновлял даже программистов

Мондриан был настолько известным, что даже программисты относились к нему с огромным уважением. Они считали, что абстрактные картины художника похожи на некий эзотерический язык программирования. Дэвид Морган-Мар хотел назвать свой уникальный язык программирования «Mondrian», но назвал его в итоге «Piet» (именно так звучит имя художника на голландском). Программа на Piet выглядит как постживописная абстракция.

Синий,желтый,красный.Абстракционизм.Пит Мондриан.

Продолжаю серию публикаций о современных художниках,чье творчество меня вдохновляет.

Итак, Пит Мондриан. Настоящее имя Питер Корнелис Мондриаан.

Пит родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Голландия.

Голландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи. Его картины, представляющие собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи.
Пит родился в семье со строгими кальвинистскими убеждениями. Покинув отчий дом, Пит едет учиться искусству в Амстердам, где в 1892–1894 годах посещает амстеpдамскую Академии художеств и живет в атмосфеpе пpосвещенной и обpазованной элиты.
Первые работы Мондриана были написаны в реалистическом стиле. Начинал он преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма.

Пит Мондpиан полтоpа десятка лет писал тpадиционные pеалистические пейзажи, запечатлевал pавнины и облака, ветpяные мельницы, каналы и все пpочее, хоpошо известное каждому посетителю музеев по бесчисленным каpтинам голландских пейзажистов многих столетий.

В 1910 Мондриан совершает пеpвую поездку в Паpиж, где знакомится с твоpчеством авангаpдистов.
Осенью 1911 года на выставке кубистов в Амстердаме он знакомится с творчеством Пикассо и Брака, и оно оказало большое влияние на формирование молодого художника.

натюрморт с кувшином и имбирем 1911

В начале ХХ века в Европе уже вовсю заявляли о себе пеpвые, еще наивные, но полные сил авангаpдные течения. В Голландии можно было и не заметить совеpшающейся художественной pеволюции, но дpузья-художники посоветовали Мондpиану не засиживаться в своей тихой стpане, а ехать в Паpиж – тогдашнюю столицу искусств и мысли.
Весной 1912 года Мондриан переезжает в Париж и начинает работать в манере «высокого кубизма».

Piet Mondrian. Self-Portrait 1912-13 гг.

Он отказывается в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства. В 1914 году появляются пеpвые полностью беспpедметные холсты сорокадвухлетнего художника.

В конце 1915 г. беспредметные опыты Мондриана нашли отклик у молодых художников Тео ван Дусбурга (1883-1931) и Барт ван дер Лека, архитектора Уда, а также русского конструктивиста Эля Лисицкого (1890-1947), пытавшихся найти синтез живописи с современной архитектурой.
В 1919 художник снова уехал в Париж, где прожил до 1938 года.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Художник скрупулезно и последовательно развивал нефигуративное направление живописи. В течение тpидцати последних, самых плодотвоpных лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого.

Композиция с решеткой 1919

На протяжении практически 20 лет он пишет 70 картин в этом стиле «Композиция с красным, желтым и синим 1921», » Композиция в белом и черном 1926″.

В 1932 году становиться членом ассоциации «Абстракция-Творчество». В этом году он создает новые картины, где увеличивает количество черных полос. Начинается серия картин «решеток» , «Композиция IIс красным и синим».

Упоpство и последовательность Мондриана вознагpаждаются выставками, котоpые в 20-е годы делают его известным во Фpанции, в Голландии и по всему миpу.
В 1921 состоялась выставка Мондpиана в Паpиже, получившая большой резонанс, а в 1926 – выставка в Бpуклинском музее Нью-Йоpка.
Его каpтины охотно покупают амеpиканские коллекционеpы и выставляют амеpиканские музеи.

В 1939 Мондриан переезжает в Англию, а в 1940 году – в Нью-Йорк.

Piet Mondrian New York City, 3. 1941 г.

Piet Mondrian. Self-Portrait. 1942 г.

В одной из последних работ художника — «Буги-Вуги на Бродвее» (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма.

Piet Mondrian Broadway Boogie-Woogie. 1942-43 гг.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло и Берлине.

К сожалению, Мондриан 1 февраля 1944, скоропостижно умирает от пневмонии.

Одним из самых ярых поклонников его таланта, был великий Ив Сен Лоран, именно его на создание коллекции осень-зима1965-1966 года, вдохновило абстрактное полотно «Композиция с белым, красным, желтым и черным». В этой коллекции были знаменитые платья «Мондриан» — простые платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин знаменитого художника, который в 1960-е гг. опять вошел в моду.

Идея великого кутюрье приобрела широкое распространение и актуальна до сих пор.

Перечислять предметы, украшенные мондриановской «решеткой», можно часами. Это буквально все: от диванов, автомобилей и велосипедных седел до средств для укладки волос L’Oreal, мыла с ароматом мандарина (Mandarin Mondrian — мыловары не удержались от каламбура) и кейсов для айфона.

Конечно, Мондриан повлиял не только на поп-культуру. Множество художников создают версии его работ: вставляют на место белых блоков фотографии болота, размышляя над неприязнью Мондриана к природе, или плавят его цветную решетку, заставляя ее стекать на пол в виде головы Микки-Мауса. Если смотреть шире, то без Мондриана не было бы американского абстракционизма и, в частности, Марка Ротко. Искусство могло бы пойти совсем другим путем, если бы Мондриан не сказал: «Чтобы приблизиться к духовному в искусстве, следует как можно меньше подражать реальности, ведь реальное противоположно духовному». Имя Мондриана навсегда останется в истории культуры.

Я очень обзорно пробежалась по творчеству Пита Мондриана.

Кстати,в Третьяковке на Крымском Валу открылась его выставка ,которая продлится до 24 ноября.У кого есть возможность сходите,не пожалеете.Такие события не часто случаются,даже в Москве.

В публикации использованы выдержки из статей: «ПИТ МОНДРИАН. ГОЛЛАНДСКИЙ ГЕНИЙ АБСТРАКЦИИ», «Пит Мондриан (Mondrian). Основоположники абстракционизма». Автор: Павел Ин .» Художник — абстракционист Пит Мондриан». Доктора искусствоведения Александра Якимовича.
Иллюстративный ряд: Павел Ин,» Платье » Мондриан» -легенда 60-х от Ив Сен Лоран».

Абстракционизм чистой воды: Популярные картины Пита Мондриана

Творчество голландского художника Пита Мондриана плотно переплетается с творчеством основоположников абстракционизма — Кандинского и Малевича. Его знаменитые геометрические полотна вдохновили многих творческих личностей: от художников-модельеров до дизайнеров интерьеров. В своих геометрических картинах он использовал три глобальных цвета: красный, синий и желтый. Белый и чёрный цвет использовались в различных оттенках и вариациях. Несмотря на кажущуюся простоту, эти работы полны глубокого смысла и таинственности. Представим вам некоторые известные картины Пита Мондриана.

Лес близ Оеле (1908)

Лес в лучах заходящего солнца выглядит волшебно и гармонично. Полотно выполнено в стиле постимпрессионизма. Яркие размашистые мазки, которые повторяют форму светила и поверхности земли, контрастируют с тонкими вертикальными линиями стволов сосен.

Ветряная мельница в солнечном свете (1908)

Художник, рождённый в Голландии, должен знать о мельницах всё. В работах Мондриана этот сюжет встречается очень часто. Картина «Мельница в солнечном свете» — яркий образец удачного сочетания луминизма, фовизма и пуантилизма. В картине используются всего лишь три основных цвета: красный, синий и жёлтый. Яркие краски, прекрасный свет полотна производят незабываемое впечатление.

Вечер. Красное дерево (1910)

Пит Мондриан посвятил несколько полотен деревьям. Экспериментируя с различными стилями, он не смог обойти такое течение постимпрессионизма, как луминизм. Идея стиля состояла в акцентировании света и эффектов, связанных с ним.

Полотно «Вечер. Красное дерево» считается самой яркой работой художника, выполненной в данном стиле. Красное дерево на синем фоне волшебно. Умелая игра на контрасте синего и красного делают эту картину яркой иллюстрацией луминизма. Композиция картины безупречна, а её живописное пространство воздушно и удивительно реалистично.

Кстати, на most-beauty.ru вы можете полюбоваться фотографиями самых красивых деревьев нашей планеты.

Серое дерево (1911)

В начале своего творчества Пит Мондриан увлёкся кубизмом. Его эксперименты в этом направлении были довольно успешными. Художник тонко использовал элементы кубизма и овальную форму в изображении деревьев. Тонкое серое дерево с переплетающимися ветвями очень изящно и декоративно. В то же время оно отображает необычное цветовое решение и творческий подход художника.

Цветущая яблоня (1912)

Шедевр кубизма «Цветущая яблоня» показывает, насколько мощно Мондриан освоил этот сложный стиль. На полотне изображено дерево, состоящее из тонких переплетающихся волнистых линий. Живописное пространство мастерски обобщается художником. Серебристо-зелёные плоскости, напоминающие листья, накладываются друг на друга и создают эффект «черепицы».

Композиция с красным, синим и жёлтым (1929)

Окрашивание прямоугольных областей холста в яркие и чистые основные цвета породило движение «неопластицизм». Художниками использовались три основных цвета (синий, жёлтый и красный), два фоновых цвета (белый и чёрный) и прямой угол. Картина «Композиция с красным, синим и жёлтым» считается верхом работ художника, написанных в этом стиле. Чистота линий и форм полотна создают необыкновенную гармонию.

Это интересно! В 1965 году Ив Сен-Лоран создал свою самую знаменитую коллекцию из шести мини-платьев, окрашенных в стиле этой картины Мондриана. Коллекция носила имя художника и имела огромнейший успех у публики.

Композиция №10 (1942)

Абстрактная геометрическая картина «Композиция № 10» насыщена пересекающимися под прямым углом чёрными линиями на фоне белого цвета. Они образуют квадраты и прямоугольники различных размеров. Жёлтая, красная и синяя заливка нескольких фигур производит неуловимый баланс в композиции. Эти цветовые пятна уравновешивают её, создают впечатление основательной и прочной конструкции.

Бродвей. Буги-вуги (1942)

В середине сороковых годов музыка в стиле буги-вуги покорила Мондриана. Эти мелодии и шумная яркая жизнь Манхеттена вдохновили его на написание картины «Бродвей. Буги-вуги». Эта абстрактная геометрическая картина стала знаковой в творчестве художника. Улицы района изображены в виде пересекающихся прямых жёлтых линий. Движение транспорта и огни города — это яркие квадраты красных и синих цветов, вписанные в жёлтые линии улиц. Небоскрёбы — крупные прямоугольные фигуры на белоснежном фоне. Картина оживает на глазах у зрителей. Жизнь кипит и танцует под музыку буги-вуги.

Послесловие

Картина «Победа буги-вуги», 1944 г.

Известный голландский мастер абстракции и кубизма Пит Мондриан достиг необычайных высот, благодаря своему неуёмному творческому поиску и постоянным экспериментам в живописи. Забыть яркие и свежие картины Мондриана невозможно. Те образы, которые он создал в 20 веке, приобрели культовое значение.

Ниже мы решили разместить ещё несколько работ знаменитого нидерландского художника:

Любимая художница Ричарда Сапогова: кто рисует картины для «Внутри Лапенко»

По образованию я журналистка. Работала в печатных СМИ и на телевидении, но сейчас занимаюсь исключительно рисованием. И знаете, Конфуций со своим изречением «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» был чертовски прав. Я наслаждаюсь каждым своим «рабочим днем», разве это не сказка?

Сколько себя помню, я всегда рисовала: в детском саду, на уроках, лекциях, иногда даже на пресс-конференциях, когда работала на телевидении. Я не ходила ни в художественную школу, ни в кружки по рисованию. Я абсолютная самоучка, и мне по-настоящему нравится самостоятельно во всем разбираться, самой все изучать.

Большинство своих работ я публиковала в социальных сетях, именно там мои рисунки и начали замечать. Пару лет назад входящий в состав The Walt Disney Company телеканал Freeform заключил со мной контракт о сотрудничестве (работы Натальи Белослудцевой используются в рекламных кампаниях бренда. — Прим. ред.). Но, признаюсь, гораздо большую радость я испытала, когда со мной связались и предложили сотрудничество создатели сериала «Внутри Лапенко».

Здесь и далее — иллюстрация для сказки «Царь, яблоня и грач» и две ее вариации

О работе с командой сериала

Картины в сериях — это результат нашего творческого сотрудничества. Они были созданы специально для «Внутри Лапенко», и я указана в титрах как часть съемочной команды сериала. Я нарисовала иллюстрацию к сказке «Царь, яблоня и грач», которую рассказала Журналисту Алиса. Эту сказку написал сценарист и режиссер «Внутри Лапенко» Алексей Смирнов, а Benedique создал по ней крутую анимацию для сериала. Я представила, как могла бы выглядеть иллюстрация или даже обложка к книжке с такой сказкой, и решила воплотить эту идею.

Ричард Сапогов — типичный сказочный царь: в «фешенебельной» накидке из горностаевого меха и короне, с лучезарной самодовольной улыбкой. Таня-Яблоня — застенчивое волшебное существо, которое привязано к своему месту, ее юбка переходит в ствол дерева. Грача-Журналиста я решила изобразить довольно мрачным и даже готическим — ведь в этой истории он антагонист, который мешает исключительно положительному главному герою-королю, ну «и вообще не очень как человек».

Специально для пятой и шестой серий «Внутри Лапенко» я нарисовала еще две очень похожие картины. Наблюдательные зрители обратили внимание, что картина на стене в квартире Сапогова изменилась с развитием сюжета. Я люблю оставлять в работах не сразу заметные детали, которые нужно еще увидеть и понять их значение. Многие мои подписчики уже знают, что практически в каждой моей работе есть такие пасхалочки, ищут их и радуются, когда находят.

Мне нравится, что «Внутри Лапенко» и другое творчество Антона объединяет столько замечательных и талантливых людей: от съемочной команды до поклонников. Вообще, Антон удивительно душевный и отзывчивый человек. Несмотря на свою страшную занятость, он находит время и силы, чтобы благодарить нас за свою любовь к его творчеству. Он не просто заставляет нас смеяться и сопереживать его героям, но и вдохновляет, делает нашу повседневность чуть более яркой, светлой и позитивной, а сейчас это особенно ценно.

Перуанская мумия: первобытный ужас в музейных стенах

Мумии чачапойя — цивилизации, покоренной инками в XV веке, — потрясают зрителя: гримасы ужаса, неестественные позы, поднятые в попытке защититься руки.

Улов «черных археологов»

Безмолвный «крик» мумии чачапойя произвел неизгладимое впечатление на Эдварда Мунка. По одной из версий, именно этот артефакт вдохновил художника на создание самой известной его картины. Отчаяние, безотчетная тревога — художник жил во власти страхов и лечился в психиатрической клинике. Кричащую человеческую фигуру Мунк рисовал вновь и вновь. Исследователи полагают, что перуанскую мумию он мог увидеть на Всемирной выставке 1889 года в Париже. Как она здесь оказалась?

Мумия принадлежит чачапойя — так называлась древняя цивилизация, существовавшая в Перу до середины XV столетия и покоренная инками. Испанский священник и географ Педро Сьеса де Леон обращал внимание на необычную внешность чачапойцев: «Это самые светлокожие и красивые люди из всех индейцев, что я видел. Их женщины так прекрасны, что многие были взяты инками в жены». Жили чачапойцы высоко в горах, за что инки прозвали их «облачными воинами», и возделывали землю на ступенчатых террасах. Их первые постройки относятся к IX веку. В горах на высоте 3 тыс. метров над уровнем моря спряталась крепость чачапойцев Куэлап. К ней ведет узкая тропа, огороженная стенами. Представители древней цивилизации занимали территорию площадью около 30 тыс. квадратных километров. Противостоять стремительно растущей империи инков с регулярной армией они не могли. Чачапойцы больше преуспели в возделывании полей, нежели в военном ремесле. Инки старательно уничтожали традиции, бытовавшие среди соседей. Они завоевали чачапойцев всего за несколько месяцев до собственного покорения испанцами. Инки жестоко обходились с покоренным народом, а пленных молодых мужчин приносили в жертву богам. Чтобы умилостивить богов, они убивали и детей из подчиненных племен. Перед страшным обрядом им давали коку и алкоголь. Жертвам вырывали сердца, перерезали глотки, оставляли умирать на морозе или хоронили заживо, разложив вокруг подношения для богов. Подобные ритуалы и жестокая эксплуатация чачапойя, разумеется, делали невозможными мирные отношения с инками. Кроме того, по уже сложившейся традиции инки подвергли покоренные племена насильственному переселению. Многие из чачапойцев встали на сторону европейских завоевателей, наивно полагая, что в этом случае их ожидает лучшая участь. Они сформировали вооруженные отряды и вели с империей борьбу.

Представители древней цивилизации так и не покорились инкам. Ученые сделали этот вывод, опираясь на анализ ДНК. «Геномы жителей провинции Чачапояс содержат в себе большие вкрапления ДНК древних индейцев. Более того, их структура радикально отличается от того, как устроены гены жителей центрального и южного Перу, где находился центр империи инков и где геномы всех народов были равномерно ими «перемешаны», — заявила по результатам исследования Чиара Барбьери, сотрудница Института изучения истории человечества в Йене.

Для сохранившихся мумий чачапойя характерны неестественные позы. Многие замерли в позе эмбриона, прикрыв глаза руками, будто в попытке защититься. Это навело археологов на мысль, что инки сжигали поселения чачапойя вместе с жителями. Возможно, именно такова судьба мумии, поразившей Мунка и представленной сегодня в Музее человека в Париже. Она пополнила коллекцию музея в конце XIX века. Ее вывез из Перу «черный археолог», далее следы теряются.

Экзотика для парижской элиты

Артефакт произвел неизгладимое впечатление на представителей творческой интеллигенции. Наброски с экспоната, от которого стынет кровь в жилах, сделал Поль Гоген. Художник, картины которого в настоящее время оцениваются в несколько миллионов долларов, тяготел ко всему пестрому и экзотическому. До 7 лет он жил с семьей в Перу. Тропическая природа затмила парижскую серость, и Гоген искал вдохновения в путешествиях. Он творил в соломенных хижинах и не тосковал о плодах цивилизации. Городская жизнь для Гогена была лишена всякой прелести.

На многих его работах есть тотемы и идолы. Гоген не раз заявлял, что не хочет видеть «никого, кроме туземцев». Перуанская мумия, символизирующая первобытный ужас, поразила художника. По одной из версий, она нашла отражение в картине «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», где зашифровано множество символов. Исследователи считают, что увиденное художником отражено в фигуре старухи слева. Образы, подобные застывшей в ужасе мумии чачапойя, привлекали Гогена. Ему принадлежит высказывание: «Керамика передает ощущение огня, и потому вылепленная фигура словно корчится в адском пламени. Я думаю, что благодаря этому фигура становится более экспрессивной».

Немецкий режиссер Вернер Херцог, снявший более 30 документальных лент, намеревался снять мумию в фильме ужасов, однако впоследствии нашел подходящие экспонаты в Музее мумий в Гуанахуато. Самые ранние из них датируются 1833 годом, когда в Гуанахуато свирепствовала холера.

Мумии и артефакты, найденные учеными, пролили свет на погребальные обряды чачапойя. Трупы потрошили и набивали травами. Как и инки, чачапойя оставляли тело усопшего в сидячем положении, заворачивая в ткани.

Перуанская мумия в Музее человека в Париже уже долгие годы остается экспонатом, неизменно привлекающим внимание посетителей.

Читать еще:  Прекрасный мир. Mirjana Gotovac
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector