Пленэрная живопись. Jonathan Luczycki

Пленэрная живопись. Jonathan Luczycki

Русские художники — родоначальники живописи на пленэре

Импрессионисты, обращаясь к различным сторонам действительности, запечатлели образы современников, передав и жизнь города, и состояние природы. Освободив палитру от музейной черноты, они добились небывалой чистоты и свежести красок. Импрессионисты сумели увековечить на полотне последний дрожащий луч солнца, тающую морскую пену, трепет листьев под легким дуновением ветра.

Однако стремление к точности передачи ощущения нередко переходило у импрессионистов в самоцель, в фиксирование случайно схваченных эпизодов окружающего и чисто внешних эффектов, которых так много на пленэре.

В России первым художником, работавшим на пленэре, был С. Щедрин (1791-1830). Он отказался от принятого в академических пейзажах условного коричневого тона и стал передавать яркое, раскаленное солнце Италии не интенсивными золотистыми и розовыми кварками, а холодными, серебристыми. «Еле выбрался из теплых тонов», — признавался с облегчением Щедрин, найдя те живописные средства передачи полуденного освещения, которыми большинство художников овладеют лишь много десятилетий спустя.

Многое сделал в этом направлении А.Саврасов. Его ученики И.Левитан и К.Коровин свято, безгранично любили природу. Но если Левитан тяготел к пейзажу-картине, то Коровин предпочитал работу над этюдом, доведенным до ясной завершенности и в то же время сохраняющим свежесть первого впечатления.

Коровин пришел к своей манере естественно и органично, не заимствуя ее у кого-либо механически. «Применять к нему понятие импрессионизма, – писал Б.Иогансон, — можно только в том смысле, что он старался сорвать очарование, которое в данный момент заключено в пейзаже, натюрморте или в облике изображаемого им человека».

Не следует отожествлять пленэрную живопись с импрессионизмом также, как думать, что картина, написанная в мастерской, неизбежно теряет качества произведения, созданного на открытом воздухе.

Картина ученика В. Поленова, замечательного художника А.Архипова «По реке Оке» написана далеко не в импрессионистической манере. Люди, предметы изображены объемно, материально, полновесно. Композиция тщательно продумана, типажи найдены в результате кропотливых поисков, долгой предварительной работы. В ней соединились сразу три жанра: бытовой, пейзаж и натюрморт.

Архипов великолепно передал утреннее состояние, когда дали тонут в ослепительном мареве, яркие солнечные лучи обесцвечивают все, на что падают, и краскам остается гореть и переливаться только в тенях, где буйствуют рефлексы – холодные от неба, горячие от соседних предметов. В этой картине самая что ни на есть пленэрная живопись. В.Стасов часто хвалил Архипова за глубину раскрытия образов крестьян, в то же время отмечал: «Картина создана на солнце».

Архипов часто говорил своим ученикам: «Поближе к натуре…Учитесь у натуры».

Этого принципа неизменно придерживался современник и ученик Архипова, автор задушевных лирических пейзажей С.Жуковский (1873-1944). Художник любил уходить с этюдником из дома на рассвете. В поле, на лесных опушках спешил запечатлеть быстро меняющиеся настроения пейзажа, фиксируя основные отношения земли и неба. Откладывал записанные картоны, брал новые. Это приучало точно схватывать явления природы, которые длятся считанные минуты. Жуковский любил изображать одни и те же мотивы при разном освещении, состоянии дня, времени года.

Особенно ярко подобное явление можно увидеть на этюде А. Иванова – камни около берега реки. Весь этюд, а камни особенно, разобраны во всю силу сложной и красивой многоцветности. До него никто так не видел. Каждый камень имеет свой облик. Каждый камень по цветам отличается один от другого. А вода около камней! Большая правда в этом этюде, почему он и запоминается. С такой же неповторимой выразительностью Иванов изображал богатую листву деревьев, могучие стволы и сложную паутину ветвей. Каждое изображение дерева – это история его жизни. От природы он брал ее неповторимую красоту, глубокую и своеобразную. Он и человека впервые поставил на солнечный свет. Он изучал освещение при любых условиях. Этот путь, указанный им, обогатил живописные возможности художников.

Живые краски пленэра

Пленэрная живопись (фр. «plein air» — «открытый воздух») — как свежий поток в водоеме изобразительных умений. Выход на природу ради творчества дарит часы лицом к лицу с миром. Живопись под теплым летним солнцепеком, бок о бок с цветущими растениями, или на морозном зимнем воздухе неподалеку от горных склонов не сравнить с работой в студии, какой бы уютной и подготовленной к творчеству она ни была.



Камиль Писсарро «Утренний солнечный свет на снегу. Эраньи» (слева), «Городской парк в Понтуазе».

История пленэра

Практика рисования на природе выработалась через внимание художников к живому миру. За пределами мастерских они видели предмет интереса в его естественном освещении и во всем сиянии жизни. Никакая лампа не сравнится с солнцем по равномерности распространения его лучей.



Камиль Писсарро «Бульвар-де-Фоссе, Понтуаз».

Первые волны рисования на пленэре, еще мало похожего на то, что мы представляем под этим названием сейчас, прокатились по творческой среде итальянских мастеров эпохи Возрождения. Это время отмечено интересом к науке и исследованиям в области ботаники у живописцев.

Читать еще:  Портрет по фото - выбери образ, который тебе по душе



Клод Моне «Жанна-Маргарита Лекадр в саду».

Настоящий расцвет работы под открытым воздухом мы наблюдаем в картинах Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро. Их творчество пропитано живостью красок и неудержимостью манеры импрессионистов. Живописцами этого направления выработались основные принципы рисования на природе. Они вводят понятие в активный лексикон творческих людей повсюду.

За ними и другие художники вышли на пленэр. Время рубежа XIX и XX столетий наполнено свежим, летним и весенним, осенним и зимним, воздухом. Он веет с полотен И. И. Левитана, К. А. Коровина, В. А. Серова.



Пьер Огюст Ренуар «Сена в Шату» (слева). Константин Алексеевич Коровин «Осень».

В чем секрет пленэра?

Занятие с выходным этюдником не похоже на обычное в классе. Удобнее всего проводить ученический пленэр летом или в конце весны, потому что солнце светит до самого вечера. Каждый может выбрать материал, которым будет работать: акварельная краска, масло, пастель или гуашь. В этом мастер свободен, как и в выборе предмета изображения. Изгиб реки, распускающийся цветок, девушка на лавочке в парке или ротонда на набережной – все, что покажется интересным.



Исаак Левитан «Над вечным покоем».

Внимательно нужно подготовиться к выходу. В момент вдохновения все необходимое должно быть под рукой: от бумаги разного формата и карандаша, до кисточек нескольких размеров, емкости с водой и клейкой ленты, чтобы закрепить лист.



Исаак Левитан «Березовая роща», «Осенний день. Сокольники».

Пленэр подразумевает быструю работу. День в природе никогда не повторяется дважды, и оттенок неба на следующее утро всегда будет немного отличаться. Поэтому, школа пленэра учит делать моментальный список с окружающей действительности в том неповторимом состоянии, в котором она находится именно сейчас. Лампа в мастерской неизменна, натюрморт никуда сам не уйдет – условия совсем иные.



Клод Моне «Антиб утром».

Эта особенность ведет к тому, что на воздухе нет возможности до мельчайших подробностей прорабатывать детали. Так называемые этюды отражают общую картину. Они ловят сочетания красок, изгибы архитектурных форм под навесом листвы соседних деревьев, особый румянец на щеках разгоряченных людей.



Поль Сезанн «Гарданна» 1885-86 (слева), «Вид на залив из Эстака».

С другой стороны, один и тот же пейзаж можно изображать бесчисленное количество раз и всегда по-новому. Этим увлекался Моне, возвращаясь к стогам сена. Кроме того, пленэр во многом связан, это нам подсказали импрессионисты (название направления от «impression» – «впечатление»), с личным впечатлением, ощущением. Оно возникает неожиданно и его легко упустить. Поэтому нужно спешить изобразить то, что почувствовали.


Камиль Коро «Пейзаж с рекой в Голландии».


Винсент Ван Гог «Пшеничное поле с кипарисами».


Иван Иванович Шишкин «Ручей в берёзовом лесу» 1883.

Впереди лето, а значит — пленэр! С июня по выходным целых 2 месяца шикарный курс пленэра с профессиональным педагогом. Что рисуем?

  • городской пейзаж, перспективы улиц
  • городские парки (ограды, фонтаны, беседки)
  • церковную архитектуру
  • городские водоемы (Яуза с горбатыми мостиками)

Ждем вас на пленэре!

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Пленэрная живопись

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

Возникновение

Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале ХХ вв. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.

Интересные факты

Благодаря пленэру краски стали изготавливать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Пленэр

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пленэрная живопись» в других словарях:

Die schönsten Franzosen kommen aus New York — Плакат выставки на фасаде универмага «Kaufhaus des Westens» «Die schönsten Franzosen kommen aus New York» («Самые красивые французы из Нью Йорка») название выставки, которая проходила в Берлине с 1 июня по 7 октября 2007 г. Под рабочим названием… … Википедия

Читать еще:  Прекрасный свет и красота вокруг. Gayle Faucette Wisbon

Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы… … Художественная энциклопедия

Словенский импрессионизм — Словенский импрессионизм художественное течение, существовавшее в Словении в 1900 е годы. Главными его представителями были Рихард Якопич, Матия Яма, Иван Грохар и Матей Стернен, организовавшие «Свободное сообщество группы художников Сава» … Википедия

Пленэр — (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия

ПЛЕНЭР — ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

Поленов Василий Дмитриевич — (1844 1927), живописец, народный художник Республики (1926). Сын Д. В. Поленова, брат Е. Д. Поленовой. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, передавал тихую поэзию скромных уголков русский природы, добивался свежести колорита и… … Энциклопедический словарь

Таулов — Фритс (Thaulow, Frits) 1847, Кристиания, ныне Осло 1906, Волендам, Голландия. Норвежский живописец. Учился в Академии художеств в Копенгагене (1870 1872) и Карлсруэ (Германия) у Х. Гуде (1872 1875). В 1875 1880 работал во Франции, испытал сильное … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Развитие реалистического искусства после 1848 г. — В 50 е и 60 е годы некоторые художники старшего романтического поколения еще продолжали работать, но в целом романтическое направление после революции 1848 г. уступило место широко развившемуся реализму. Быть может, никогда в истории французского … Всемирная история. Энциклопедия

Левитан Исаак Ильич — (1860 1900), российский живописец передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворённость образа («Над вечным покоем», 1894).… … Энциклопедический словарь

Воронежское художественное училище — Воронежское художественное училище художественное училище в Воронеже Содержание 1 История 2 Специальности 3 Учеб … Википедия

Русские художники — родоначальники живописи на пленэре

Импрессионисты, обращаясь к различным сторонам действительности, запечатлели образы современников, передав и жизнь города, и состояние природы. Освободив палитру от музейной черноты, они добились небывалой чистоты и свежести красок. Импрессионисты сумели увековечить на полотне последний дрожащий луч солнца, тающую морскую пену, трепет листьев под легким дуновением ветра.

Однако стремление к точности передачи ощущения нередко переходило у импрессионистов в самоцель, в фиксирование случайно схваченных эпизодов окружающего и чисто внешних эффектов, которых так много на пленэре.

В России первым художником, работавшим на пленэре, был С. Щедрин (1791-1830). Он отказался от принятого в академических пейзажах условного коричневого тона и стал передавать яркое, раскаленное солнце Италии не интенсивными золотистыми и розовыми кварками, а холодными, серебристыми. «Еле выбрался из теплых тонов», — признавался с облегчением Щедрин, найдя те живописные средства передачи полуденного освещения, которыми большинство художников овладеют лишь много десятилетий спустя.

Многое сделал в этом направлении А.Саврасов. Его ученики И.Левитан и К.Коровин свято, безгранично любили природу. Но если Левитан тяготел к пейзажу-картине, то Коровин предпочитал работу над этюдом, доведенным до ясной завершенности и в то же время сохраняющим свежесть первого впечатления.

Коровин пришел к своей манере естественно и органично, не заимствуя ее у кого-либо механически. «Применять к нему понятие импрессионизма, – писал Б.Иогансон, — можно только в том смысле, что он старался сорвать очарование, которое в данный момент заключено в пейзаже, натюрморте или в облике изображаемого им человека».

Не следует отожествлять пленэрную живопись с импрессионизмом также, как думать, что картина, написанная в мастерской, неизбежно теряет качества произведения, созданного на открытом воздухе.

Картина ученика В. Поленова, замечательного художника А.Архипова «По реке Оке» написана далеко не в импрессионистической манере. Люди, предметы изображены объемно, материально, полновесно. Композиция тщательно продумана, типажи найдены в результате кропотливых поисков, долгой предварительной работы. В ней соединились сразу три жанра: бытовой, пейзаж и натюрморт.

Архипов великолепно передал утреннее состояние, когда дали тонут в ослепительном мареве, яркие солнечные лучи обесцвечивают все, на что падают, и краскам остается гореть и переливаться только в тенях, где буйствуют рефлексы – холодные от неба, горячие от соседних предметов. В этой картине самая что ни на есть пленэрная живопись. В.Стасов часто хвалил Архипова за глубину раскрытия образов крестьян, в то же время отмечал: «Картина создана на солнце».

Архипов часто говорил своим ученикам: «Поближе к натуре…Учитесь у натуры».

Этого принципа неизменно придерживался современник и ученик Архипова, автор задушевных лирических пейзажей С.Жуковский (1873-1944). Художник любил уходить с этюдником из дома на рассвете. В поле, на лесных опушках спешил запечатлеть быстро меняющиеся настроения пейзажа, фиксируя основные отношения земли и неба. Откладывал записанные картоны, брал новые. Это приучало точно схватывать явления природы, которые длятся считанные минуты. Жуковский любил изображать одни и те же мотивы при разном освещении, состоянии дня, времени года.

Читать еще:  Нежные и мечтательные картины. Joseph Capicotto

Особенно ярко подобное явление можно увидеть на этюде А. Иванова – камни около берега реки. Весь этюд, а камни особенно, разобраны во всю силу сложной и красивой многоцветности. До него никто так не видел. Каждый камень имеет свой облик. Каждый камень по цветам отличается один от другого. А вода около камней! Большая правда в этом этюде, почему он и запоминается. С такой же неповторимой выразительностью Иванов изображал богатую листву деревьев, могучие стволы и сложную паутину ветвей. Каждое изображение дерева – это история его жизни. От природы он брал ее неповторимую красоту, глубокую и своеобразную. Он и человека впервые поставил на солнечный свет. Он изучал освещение при любых условиях. Этот путь, указанный им, обогатил живописные возможности художников.

Великие художники на пленэре

Лето, как известно – это маленькая жизнь, а пленэр для художника – маленькое арт-путешествие. Даже если выбираться в ближайший сквер. А уж если устроить себе дальнюю поездку, да еще и в хорошей компании единомышленников! Живое влияние природы и новый опыт могут стать мощным толчком в творчестве. Часто такие поездки остаются как бесценные воспоминания на всю жизнь. И сегодня такая возможность есть у всех.

Онлайн курс Пленэр: от А до Я — летнее арт-приключение. С 16 августа

Кстати говоря, великие художники прошлого тоже проводили много времени на пленэрах. И каких только случаев, связанных с ними, не хранит история!

Например, Клод Моне, обладавший инженерной жилкой, оборудовал себе передвижную студию на лодке. Благодаря этому он мог плавать вдоль по Сене, вставать на якорь в понравившихся местах и писать оба берега реки одновременно.

А его старший товарищ Камиль Коро не столько ценил место для живописи на открытом воздухе, сколько время. Великий французский пейзажист считал самым лучшим временем для пленэра раннее утро, когда поляны, ручьи и перелески окутаны таинственным очарованием. Правда, чтобы застать этот эффект просыпающейся природы, мастер вынужден был выходить из дома в 3-4 часа утра. Современники шутили, что оценить и понять Коро не так просто — чтобы сравнить его картины с натурой, приходится слишком рано вставать.

Кто не имел проблем с выбором мест для художественных экспедиций, так это русский пейзажист Шишкин. Его творчество очень ценил император Александр II и приглашал художника писать свои картины в знаменитый царский Беловежский лес. Правда, такая монаршая милость вышла мастеру боком. Хотя Ивана Ивановича и принимали как важную особу, управляющий Беловежской Пущей везде следовал за ним и просил убирать с этюдов изображения засохших деревьев. Чиновник опасался обвинений в плохом управлении лесом.

В самую, пожалуй, сложную ситуацию попал в свое время Огюст Ренуар. Произошло это в 1870, как раз в год Парижской коммуны. Далекий от политики художник выбрался на пленэр в местечко между Парижем и Версалем, в те места, которые находились между двумя враждующими лагерями. Солдаты-коммунары, глядя на работу Ренуара в стиле импрессионизма, посчитали, что тот вообще не умеет рисовать. И сочли его шпионом от вражеской стороны, который под прикрытием мольберта снимает карту местности. Только заступничество знакомого офицера спасло мастера от ареста за шпионаж.

Когда художник встречается со зрителями на пленэре, это может нести не только проблемы, но и потенциальную прибыль. Однажды к Полю Сезанну, работавшему на природе, подъехали два всадника. Это были бароны Кошены, отец и сын — знаменитые любители живописи и коллекционеры того времени. Знакомство с ними сулило Сезанну много преимуществ. К сожалению, не разобравшись в том, кто перед ним, неуживчивый мастер прогнал непрошенных зрителей. В дальнейшем им пришлось заново искать общий язык.

Совсем скоро грядет онлайн курс пленэрной живописи, в котором сошлись все плюсы летней художественной практики. Очарование пейзажей, опытный педагог, обратная связь и душевная компания – все, что нужно для приятного процесса и хорошего результата.

Пленэр: от А до вашей картины на природе. Онлайн-курс

С опытным наставником даже новички могут прочувствовать все волшебство и вдохновение пленэрной живописи. Cенсационный онлайн курс, после (и уже во время) прохождения которого вы сможете самостоятельно рисовать на пленэре. Мы дадим вам возможность самим рисовать состояния природы там, где вам этого хочется и именно те, которые вдохновляют вас. Вы будете уметь рисовать небо в разных его состояниях, облака, солнечный свет, городские виды, реки, листву. Применяя опыт и знания, полученные на курсе, вы просто и легко сможете взять нужные материалы и отправиться в свое арт-путешествие. Подробнее

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector