Польская художница. Irena Jablonski

Польская художница. Irena Jablonski

«Утро» Татьяны Яблонской: Как художница напророчила судьбу своей дочери

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Удивительная история судьбоносного «Утра»

В 1954 году Яблонская написала потрясающую картину, ставшую символом эпохи. Главная героиня — 13-ти летняя дочь художницы Лена. Кто тогда мог предположить, что пройдут годы, и это полотно мистическим образом повлияет на судьбу девушки.

Это произведение вышло из-под кисти художницы таким светлым, энергетически радостным и теплым, что после первой публикации репродукции в журнале “Огонек” его можно было увидеть на стенах квартир по всему Советскому Союзу. А позже в учебниках на десятки лет оно будет неизменным среди иллюстраций, по которым школьники писали сочинения.

В те далекие годы в столице Казахстана мальчишка по имени Арсен вырезал эту картинку и прикрепил ее на стену. Глядя на эту маленькую репродукцию он по-детски влюбился в хрупкую девочку с косичкой, которая всем своим видом несла в его душу внутренний свет. Именно в то время он и решил, во что бы то ни стало, стать художником.

Прошли годы. Арсен вырос, но с мечтой не расстался. Он прихал в Москву, поступил в Строгановское училище. Там он и познакомился с девушкой по имени Лена Отрощенко, с которой у них завязались серьезные отношения. И однажды летом он привез ее в Казахстан, чтобы познакомить с родителями. Каково же было удивление обоих, когда Лена увидела на стене выгоревшую репродукцию картины с ее изображением. Ведь она никогда не афишировала свою причастность к знаменитой художнице Татьяне Яблонской. И откуда было знать казахскому парню, что именно Лена — это та девочка, в которую он был влюблен с самого детства.

Так неожиданно картина матери предопределила судьбу дочери. Елена с Арсеном Бейсембиновым поженились и уехали жить в Алма-Аты. Там она работала иллюстратором и мультипликатором, занималась гобеленами. Их сын Зангар пошел по стопам родителей — стал художником.

Занимательные факты о жизни Татьяны Яблонской

В феврале прошлого года широко отмечалось 100-летие со дня рождения Татьяны Яблонской, знаменитой советской и украинской художницы с мировым именем. Из династии Яблонских только ей досталась наибольшая популярность и слава. И мало кто знает, что ее младшая сестра Ольга тоже была художницей, а брат Дмитрий — архитектором. Кстати, оба ее мужа — и Сергей Отрощенко, и Армен Атаян также были художниками. Трое ее дочерей Елена, Ольга и Гаяне стали художницами. А теперь внук и внучка продолжили династию Яблонских.

Удивительна судьба знаменитой украинской художницы Татьяны Ниловны, родившейся 24 февраля 1917 года в Смоленске в очень необычной семье. И как любила шутить сама художница: «ей довелось две недели своей жизни прожить еще при царе, поскольку родилась в самый канун февральской революции.».

Отец семейства — Нил Яблонский был потомком шляхтичей Великого Княжества Литовского. Родился в семье священнослужителя, в молодости учился в Духовной академии, из которой был отчислен за участие в студенческих забастовках, когда страну захлестнула революция 1905 года. Тогда Нил Яблонский, имея, как ему казалось, талант к рисованию, попытался поступить Петербургскую академию художеств. Но пройти по конкурсу ему так и не удалось. В итоге он окончил историко-филологический факультет Московского университета. Но тяга к художественному творчеству была так велика, что азы живописи он все же получил во ВХУТЕМАСе.

В Смоленске после революции 1917 года ему пришлось преподавать словесность, литературу и рисование в гимназиях, а также иногда публиковать свои рисунки в газете «Рабочий путь». Ко всему Нилу Александровичу довелось работать хранителем картинной галереи в Смоленском музее. Он так на всю жизнь и остался художником-любителем, мечтавшем о профессиональном творчестве. А вот трое его детей мечту отца воплотили в полнейшей мере, став в будущем художниками.

Нил Яблонский был отличным отцом и всеми силами развивал у своих детей с помощью увлекательных игр, зрительную память, устраивал состязания на лучшую иллюстрацию, прочитанных книг. В их доме «издавался» журнал под названием «Сверчок», где дети поочередно «публиковали» рассказы, басни, стихи и загадки. При том каждый «автор» иллюстрировал свое сочинение. А по воскресениям Нил Александрович водил своих детей в музеи или же в походы по окрестностям города.

Была страница жизни в семье Яблонских, о которой боялись не то что говорить, а и вспоминать долгие годы. Нил Яблонский, будучи потомком шляхтичей, во время начавшихся репрессий в стране, мог в любой момент быть объявленным врагом народа. И чтобы избежать этой участи он вывозит семью на Юг Украины, где никто не знал о его происхождении.

Не приняв революцию и разочаровавшись в новых порядках, он несколько раз пытался в 1929 году вывезти свою семью за границу. Но попытки бежать через Одессу в Румынию были неудачны и ему пришлось, перевезти семейство в Луганск, откуда Татьяна и поехала в Киев поступать в художественный институт. А об истории неудачного бегства все члены семьи молчали и никогда не вспоминали. А сам Нил Яблонский во время Отечественной войны был угнан в Германию, и о его судьбе ничего не известно и по сей день.

Как знать как бы сложилась судьба художницы, окажись она тогда на чужбине в те далекие годы. А на Родине ее ждало, по тем меркам, блестящее будущее — три Государственных премии, звание народного художника СССР.

Все это будет. А пока были еще счастливые студенческие годы в художественном институте, которые подарили встречу с мужем Сергеем Отрощенко, затем зловещие годы Отечественной войны, разлучившие и разрушившие их планы на будущее. Потом рождение дочерей и развод после 11 лет совместной жизни.

И снова подарок судьбы — знакомство с Арменом Атаяном, преподавателем Ереванского художественного института. Вновь брак на 11 лет и рождение дочери Гаяне. Яблонская всегда была слишком самодостаточной женщиной, поэтому часто говорила: “Самыми счастливыми моментами в моей жизни были те, когда я разводилась”

Татьяна Ниловна всегда «фонтанировала» идеями. Помимо любимого дела, она отлично плавала, великолепно ходила на лыжах, занималась йогой. На государственную премию она купила машину, для того чтобы ездить на этюды.

Стоит заметить, что Татьяна была одной из первых женщин Киева, надевших элегантный брючный костюм. Из воспоминаний дочери Гаяне: «Мама успевала все: творчески работать и преподавать в Киевском художественном институте, заниматься общественными делами. Много ездила по стране. «

Но самыми счастливыми моментами для родных Татьяны Ниловны были те, когда семья собиралась вместе: “Она любила красоту, на праздниках всегда было очень весело: приходили ее сестра и брат с женами, мужьями, детьми, мы — три ее дочери. Все были очень дружны. Ярко праздновали Новый год: с переодеваниями, представлениями. Мама кого только не изображала: и Деда Мороза, и добрую колдунью. Рядом с ней всегда царило чувство радости”.

Болезнь, приковавшая Татьяну Ниловну к инвалидной коляске, не смогла отобрать у нее самое дорогое, что у нее было — ее творчество. Она рисовала, сидя дома у окна, запечатлевая изменяющуюся за окном природу. А иногда вдохновлялась расставленной после завтрака посудой и писала натюрморты. В связи с перенесенным инсультом, художница последние шесть лет писала левой рукой и только пастелью.

Удивительна судьба американской художницы и писательницы Таши Тудор, прожившей свою жизнь в ином измерении, и создавшей окружающую ее среду своими руками.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Польская художница. Irena Jablonski

Эту картину многие из нас знают и помнят с детства. Солнечное утро. Девочка-подросток только проснулась и делает зарядку. В открытые окна врывается шум улицы и свежий ветерок. Ощущение молодости, счастья, свободы…

Картина Татьяны Яблонской «Утро» написана в 1954 году, и ее нередко считают аллегорией первых дней хрущевской «оттепели». Был ли у художницы такой замысел, мы не знаем. Мы хотим рассказать о связанной с этой картиной историю, по которой впору снимать кино.

Татьяна Яблонская с дочерью Леной

Яблонская изобразила на картине свою старшую дочь Лену в возрасте 13 лет. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949–1955 гг. Вскоре картина стала известной, без преувеличения, каждому советскому школьнику: она была напечатана в учебнике «Родная речь», и дети писали по ней сочинения. А еще репродукция «Утра» была напечатана в «Огоньке». По всей стране люди вырезали светлую, радостную картинку из журнала и вешали на стену.

Такая репродукция висела и дома у одного мальчика из Казахстана, Арсена Бейсембинова — подросток буквально влюбился в девочку. Закончив школу, Арсен уехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Там завязался роман с однокурсницей. Арсен уговорил девушку поехать летом к нему, в Алма-Ату. Здесь однокурсница увидела на стене маленькую репродукцию и призналась: это она. Да, Лена, девочка с картины, тоже поступила в Строгановское; она не хотела учиться в родном Киеве, чтобы не подозревали в блате. И Арсен женился на девочке с картины, в которую был влюблен с детства.

Елена переехала к мужу в Алма-Ату, стала Бейсембиновой. Она работала мультипликатором, иллюстрировала книги, делала гобелены, там живет до сих пор. У них родился сын Зангар, который тоже стал художником, есть внуки и правнуки.

Немного информации о героине поста — Елене Бейсембиновой:

Елена Сергеевна Бейсембинова (по мужу) родилась 24 июля 1941 года в Саратове, во время эвакуации, в семье художников. Мать – Яблонская Татьяна Ниловна, отец – Отрощенко Сергей Борисович.

Вот ещё один портрет Лены, написанный Т. Яблонской —

«Дома за книгой» . 1954 г.

Елена Сергеевна Отрощенко закончила художественную школу им. Шевченко, затем Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) , где училась на на факультете декоративного оформления тканей.
Вышла замуж за Арсена Сарсеновича Бейсембинова (художник-мультипликатор) . Их сын Зангар пошел по родительским стопам.
Живет и работает Елена Сергеевна в городе Алматы .

Свой творческий путь начинала как художник декоративно-прикладного искусства и мультипликационного кино. К 1970-х гг. приобретает известность как автор книжных иллюстраций, станковых карандашных рисунков и серий литографий.
С 1985 года на выставках появились первые живописные полотна, закрепившие начало новой фазы творчества.
С детства Елена любит природу. Ее дом и ее творчество, вся ее жизнь наполнена любимыми животными, комнатными цветами, коллекциями бабочек. Ее творчество – радость общения с живым, радостным прекрасным миром природы.

Несколько работ Елены Бейсембиновой:

«Полки с веерами и белая кукла» 2002 год

Интервью с Piotr Jablonski

У нас в гостях замечательный польский художник Piotr Jablonski, с совершенно потрясающим стилем рисунка, за его плечами работа над рядом крупных проектов, таких как серия игр «Dishonored», работа в Arkane Studios, Петр расскажет нам о себе, своей работе и своих увлечениях.

Читать еще:  Обманчиво простые картины. Elizabeth Fox

RENDER.RU: Здравствуйте Piotr, расскажите, пожалуйста немного о себе и о том когда вы начали заниматься рисованием?

Piotr: Мне 30, живу в Польше в Белостоке. Рисую с детства и продолжаю этим заниматься до сих пор.

RENDER.RU: У вас есть художественно образование?

Piotr: Не совсем, я закончил Архитектуру и Городское Планирование в Белостоке. Но в плане рисования я полностью самоучка.

RENDER.RU: Глядя на ваши работы мне кажется, что вам нравятся классические художники, такие как Рембрандт или Делакруа. В ваших работах хорошо показан свет и объём. Как вы пришли к своему стилю?

Piotr: Я не очень большой поклонник творчества Рембрандта или Делакруа. Я вырос на творениях поп-культуры. Когда я был ребёнком, то рисовал граффити и это было большим вдохновением для меня. Мне также нравились комиксы о Спауне и стиль Макфарлена (Mcfarlane), а ещё работы Симона Бисли (Simon Bisley) и Бексински (Beksinski) и многих других художников. Именно эти художники оказали сильное влияние на развитие моего стиля. Само собой, я каждый год открываю для себя новых художников, чьё творчество меня восхищает. Каждая новая увиденная мною картина оказывает своё влияние на моё чувство прекрасного. Так что я никогда не прекращаю развивать и улучшать свой стиль. Это постоянный и непрекращающийся процесс.

RENDER.RU: Основная тематика ваших работ это тёмное фэнтези – страшные создания и необычное окружение. Мне кажется, что ваш стиль и воображение, хорошо бы подошли к вселенной Говарда Лавкрафта (например, ваша работа “Old Sea Beast” очень похожа на мифы о Ктулху). Вам так сильно нравятся ужастики?

Piotr: Не совсем. Мне нравятся атмосферные, причудливые и странные вещи. Мне нравятся сильные эмоции.

RENDER.RU: Тогда почему вы рисуете такие тёмные, пугающие работы? Вы пытались когда-нибудь рисовать, что-нибудь яркое и весёлое? Где вы черпаете вдохновение для своих работ?

Piotr: У меня есть весёлые и яркие работы, к примеру моя серия работ о коте. Я не думаю, что мне нравится рисовать тёмные, мрачные работы. Мне нравится рисовать мистические, немного похожие на древние сказания вещи. Вот в чём суть. Я не тащусь от тёмных и страшных вещей. Как я уже и сказал, мне нравятся атмосферные и эмоциональные работы. Я хочу, чтобы, глядя на мои работы, у зрителя был шанс увидеть в них свою вымышленную историю.

RENDER.RU: Вы работали над серией игр «Dishonored». Я знаю одного художника, чей стиль очень похож на ваш (и он тоже работал над Dishonored) – Сергей Колесов «Peleng». Вы знакомы с ним? Может, пересекались, когда работали над игрой?

Piotr: Да я встречался с Сергеем, когда посещал Arkane Studios в Лионе 3 года назад. Но по большей части я работал из дома как фрилансер, так что мне не довелось работать с ним напрямую.

RENDER.RU: Когда вы работали над Dishonored, то в чём заключалась ваша главная задача?

Piotr: Я делал цветные и атмосферные работы, после года работы я получил заказ на иллюстрацию, которые они хотели использовать как картину на движущейся стене в игре. После этого Себастьян (арт-директор), предложил мне сделать ещё одну иллюстрацию, которая бы изображала городские легенды из мира Dishonored. С этого и началась серия моих работ «Serkonan Legends». У меня был большой простор для творчества, так что для меня это стало поистине великолепным проектом.

Fight For Freedom

RENDER.RU: Можете рассказать о своей работе над картиной «Fight For Freedom»? Как мне известно, над её созданием трудилось сразу несколько художников. Каково это когда несколько художников работают над одной картиной? Сколько времени заняла эта работа у вас? С какими трудностями вы столкнулись при работе над ней?

Piotr: Моя картина стала частью одной большой картины, которую делали сразу несколько художников. У меня был короткий список того, что хочет увидеть заказчик, и моей задачей было вносить предложения касательно композиции, поз персонажей, движения и т.д. Я видел предыдущие работы этих художников, так что я знал какое настроение и каких цвета заказчик ожидает увидеть.
Для меня вся работа заняла около 40 дней, от начала и до конца, чтобы собрать все предложения, изменения и комментарии от клиента. Это был поистине огромный проект, почти каждый персонаж рисовался на отдельном слое, так что мне приходилось рисовать части тела, что не видны на целой картине, потому что их закрывают другие персонажи, но если сдвинуть слой, то можно увидеть всё остальное.

Читать еще:  Печать на холсте. Превращаем фотографию в картину

RENDER.RU: Как вы планируете композицию в своих работах?

Piotr: Я начинаю работу с наброска. Очень быстрый набросок маркером, ручкой или чем-нибудь другим. Иногда мне нужно всего лишь 5 минут, чтобы определится с тем, что я хочу, иногда я могу потратить целый день на поиск лучшего решения.
Конечно, я знаю правила композиции, но на мой взгляд самого лучшего эффекта можно достичь, когда вы нарушаете эти правила.

Elric of Melnibone

Three Under his Eye

RENDER.RU: У вас есть самая любимая картина среди ваших работ? Если да, то почему.

Piotr: Сложный вопрос. Когда я оглядываюсь назад, то всегда хочу изменить что-либо в своей уже готовой работе. Но если попробовать выбрать, то это, наверное, будут Elric of Melnibone или истории Стефана Грабински (Stefan Grabinski) для Centipede Press. Также мне нравятся работы, что я сделал для Dishonored, особенно «Three Under his Eye» и «Knocker at the Window».

RENDER.RU: Вы делаете штудии?

Piotr: Не совсем. Но мне нравится читать или смотреть на работы других художников. Меня привлекает всё, что связано с искусством, например, фотографии, дизайн, архитектура, постеры, скульптура, мода и т.д. Всё это по-настоящему вдохновляет меня.

RENDER.RU: У вас есть планы касательно ваших навыков художника?

Piotr: Да, надеюсь, что когда-нибудь я начну делать больше работ традиционными материалами. Я также хотел бы делать больше постеров, графики или рисунков, может быть что-нибудь связанное с типографией. А может мне организовать выставку?

RENDER.RU: У вас есть любимые художники, чьё творчество оказало на вас сильное влияние?

Piotr: Конечно. Beksinski, Shiskin, Bisley, Malczewski, Gierymski, Chełmoński, Brandt, Riepin, Dubovsky, Mucha, Wyeth, Rockwell, Leyendecker, Sergio Toppi, художники Польской школы Плаката и т.д. Ashley Wood, Jeremy Geddes, Benjamin Bjorklund, Nicolas Uribe и другие. И это лишь малая часть тех, кто мне нравится. Мне также нравится огромное количество фотографов, скульпторов, дизайнеров, архитекторов и т.д. Почти всё, что связано с искусством вдохновляет меня. А ещё Сергей Колесов, я считаю, что он номер один из цифровых художников.

RENDER.RU: Вы сталкивались с перегоранием, в своей карьере, когда не знали, что рисовать или вообще не хотели рисовать? Как Вы отдыхаете от рисования, может у Вас есть какое-нибудь хобби?

Piotr: У каждого из нас бывают плохие деньки. Для меня лучший отдых это занятия в тренажёрном зале, плавание. А ещё мне нравится путешествовать. Если бы у меня только было больше свободного времени, чтобы слетать куда-нибудь…

RENDER.RU: Ваши любимые книга, фильм, игра?

Piotr: У меня нет времени на книги (исключая артбуки), так что сейчас я читаю только книги связанные с искусством. Мне нравятся фильмы Вес Андерсона (Wes Anderson). Что касается компьютерных игр…у меня нет на них времени. Мне нравится Dishonored, Half Life, Diablo, MDK.

RENDER.RU: Что на ваш взгляд важнее всего для художника?

Piotr: Продолжайте работать, всегда старайтесь стать лучше и делайте то, что нравится вам.

RENDER.RU: Что важно для вас как для художника?

Piotr: Я должен быть доволен своими работами.

RENDER.RU: Что посоветуете начинающим художникам?

Piotr: Как я уже и говорил, делайте то, что хотите делать. Если вы хороший художник, то клиенты вас найдут. Хуже всего это делать тот шлак, что все делают, потому что это трендово и популярно. Это кажется очевидным, но я вижу многих людей, которые хотят сначала попасть в индустрии, даже если им придётся заниматься тем, что им не нравится.

RENDER.RU: Мне кажется, причина, по которой художники рисуют на популярные темы – это то, что им нравится получать лайки или хорошие отзывы. Или им кажется, что так проще найти работу художником (если мы говорим о начинающих). А как вы считаете?

Piotr: Что касается того как найти работу, то наверное мне всегда везло, потому что клиенты находили меня сами. Так что мне ещё никогда не приходилось никому присылать своё портфолио или резюме. Если позволите, то вот вам мой совет – всегда выкладывайте свои творения в интернет – возможно клиент увидит ваши работы и решит нанять вас. Иногда вы можете получить совет, предложения или критику от зрителей, это тоже неплохо. Так что не бойтесь выкладывать свои работы, это беспроигрышная стратегия.
Что же до рисунков на популярные темы – то да, я думаю, люди их рисуют потому, что им нравится получать позитивный отклик. Если вы тратите на что-то время, то вам всегда хочется получать положительные отзывы или лайки. Я вот вижу, что тема Звёздных Войн сейчас набирает кучу лайков, даже если некоторые работы по их теме выглядят так себе. Но людям нравится это. С другой стороны, нельзя забывать, что некоторым художникам нравится рисовать на популярные темы. Это тоже неплохо! ;]

RENDER.RU: Забавный вопрос напоследок: опишите Россию в 3 словах.

Piotr: Я обожаю русских живописцев!

Татьяна Ниловна Яблонская, картины и биография

  • Информация
  • Биография
  • Год рождения: 24 февраля 1917
  • Дата смерти: 17 июня 2005
  • Страна: Россия

Татьяна Ниловна Яблонская – известная советская и украинская художница, получившая за свою долгую творческую жизнь множество различных наград. Ее работы отличает особый стиль, родившийся под влиянием одного из направлений в постимпрессионизме – синтетизма. Кроме этого, в творчестве Яблонской хорошо заметно влияние народного творчества. Благодаря столь разнородному влиянию ее картины отличались необыкновенной красочностью и выразительностью в сочетании с реализмом изображения и острыми социальными тематиками.

Родилась будущая художница в 1917 году в Смоленске. Во многом ее творческая жизнь была предопределена семьей, так как ее отцом был известный художник, график и преподаватель словесности. Интеллигентная среда и тревожное время, связанное с многочисленными переменами в жизни страны наложили отпечаток и на личную жизнь, и на творчество Яблонской. Ее дед с отцовской стороны был священник, а это была прямая угроза не только отцу девочки, но и всей ее семье. В результате отец будущей художницы много лет пытался эмигрировать из Советского Союза и вывезти семью заграницу.

Когда девочке исполнилось 11 лет, ее семья переехала в Одессу, а после этого – в Каменец-Подольский. Оба переезда были связаны с попытками тайно выбраться из страны, а также с болезнью детей – Таня и ее брат с сестрой заболели воспалением легких и с трудом восстанавливались. В этом древнем городе Татьяна окончила школу-семилетку, а затем в 1934 году переехала в Луганск. На этом попытки отца избавиться от советского режима завершились.

Свое художественное образование она начала год спустя в Киевском художественном техникуме. Когда его через год закрыли, девушка поступила на живописный факультет Киевского государственного художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Закончила она учебу в 1941 году. В это время она вышла замуж за художника, семью годами старше, но семейная жизнь прервалась, едва начавшись – началась война.

Мужа Татьяны забрали на фронт, а сама она, ожидающая первенца, оказалась в эвакуации под Саратовом. В колхозе она работала наравне с местными бабами, а редкие свободные минуты писала портреты отцов, мужей, сыновей и братьев, не вернувшихся с войны – для поминок. Ее муж вернулся с войны живым, но жизнь не задалась. Татьяна родила еще одну дочь, но союз распался. Она в то время уже была известной художницей, а ее мужу слава так и не улыбнулась. Ревность к успеху убила любовь.

У Яблонской была не только успешная творческая жизнь, но и активная карьера. За свою жизнь она занимала множество высоких постов и более 30 персональных выставок на территории Советского Союза и за его пределами. Однако ее политическое положение чиновника от искусства и депутатство не сказались на ее активной жизненной позиции. Это была очень храбрая женщина, отстаивавшая право художника на самовыражение. Такое отношение расценивалось как противопоставление «воле партии» и приводило к многочисленным столкновениям с бюрократами и партийными боссами. Яблонскую лишали выставок, снимали ее картины с экспозиции, убирали с должностей. Но изменить ее отношения к искусству не смогли даже карательные меры. Она получила Сталинскую премию и отменную выволочку за «антисоветчину».

Читать еще:  Прикладное искусство: изделия из керамики

Художница прожила долгую жизнь, скончавшись в возрасте 88 лет. Последнюю картину она написала за сутки до смерти, находясь в инвалидной коляске шесть лет после инсульта, полупарализованная. Ее полотна находятся во множестве музеев стран бывшего СССР, а семья продолжила традиции талантливого мастера.

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Login Form

Творчество Татьяны Яблонской

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура советского периода Опубликовано 14.03.2019 13:32 Просмотров: 1178

Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства.

Татьяна Ниловна Яблонская родилась в Смоленске в 1917 г. Две недели прожила при царе, а затем спокойную жизнь семьи перечеркнула революция. В 1928 г. ее родители, опасаясь доносов, перебрались в Украину и поселились в Луганске. С тех пор судьба Татьяны Яблонской прочно связана с Украиной, ее мотивами, природой, народом.

Т. Яблонская. Автопортрет (1945)
Дар художника достался ей от отца. Его домашние уроки были единственным багажом Татьяны перед поступлением в киевский Художественный институт, однако их с лихвой хватило для зачисления на живописный факультет. Талант и старательность молодой студентки были подмечены преподавателями уже на втором курсе. Ее студенческие работы были отправлены на Всесоюзную художественную выставку, а в 1940 г. произошла первая в истории института персональная выставка студентки Яблонской.
За годы учебы Татьяна научилась вживаться в будущую картину, чувствовать и воплощать ее среду, цвет, детали. Началу работы предшествовало большое количество зарисовок, эскизов, необходимых для раскрытия мельчайших деталей сюжета. Манере «живописать» действительность девушка училась у своего руководителя Федора Кричевского. Живописный язык обладал богатым арсеналом средств для передачи зрителю воздушной среды сюжета, материальности цвета, значения тона и в то же время позволял сохранить цельность живописной поверхности. Именно такую живопись Яблонская считала «настоящей».
Чтобы стать мастером, тонкость восприятия живописных ощущений нужно было закреплять долгой практикой, но этому помешала война. Яблонской пришлось сменить мольберт на сельскохозяйственные и полевые работы. Три года она пасла скот, молотила пшеницу и клала стога. Первой послевоенной работой, которая стала отражением личных военных впечатлений, была картина «Враг приближается». Главная тема полотна – ощущение войны. О ней говорит каждая деталь: колонна беженцев, лица, суровое небо с сизыми облаками. Впервые в этой картине художница использовала прием диагонального построения композиции, который потом будет присутствовать во многих ее полотнах.

Т. Яблонская «Враг приближается» (1945). Холст, масло. 110 x 225 см. Полтавский областной художественный музей (Полтава)

Картина «Враг приближается» была единственной, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди. Все последующие ее работы «На Днепре, «Вышли на солнышко», «Книга с картинками», «Крещатик», «В парке» – были признаны критиками незначительными. Попытку Яблонской вернуть людям веру в жизнь, в возможное счастье, показать радость от существования в каждом мгновении критики называли показухой и оскорбительной для голодных, измученных людей попыткой приукрасить действительность.
Яблонскую выручала природная восторженность и любовь к жизни. Она продолжала писать то, что видела, пробовала новые техники и стили, меняла цветовую палитру и манеру письма. На восстановление «чувства живописности» ушло много времени. Картиной, в которой это восстановление удалось наилучшим образом, Яблонская считает полотно «На старте». Свежесть и чистоту зимнего дня, сияние молодых лиц художнице, еще не имеющей творческого опыта, удалось умело передать через краску и поверхность холста. Но и эта работа получила отрицательную оценку и была надолго погребена в запасниках Музея украинского искусства.


Т. Яблонская «На старте» (1947)
Правдой жизни художница считает и следующую свою работу – «Хлеб» (1950). Ни о каком художественном приукрашивании и соблюдении законов живописи Яблонская в момент написания картины не думала. Хотела лишь правдиво изобразить жизнь и передать людям свой восторг от самой жизни. Но сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье счастливых крестьянок, собирающих зерно, отсутствие отрицательных персонажей, сплоченный коллектив – создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду и достатку народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию.

Т. Яблонская «Хлеб» (1949). Холст, масло. 201 × 370 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 г. в одном из наиболее благополучных колхозов Украины – колхозе имени В.И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области. Она была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы».

Т. Яблонская «Утро» (1954). Холст, масло. 169 × 110 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
На картине изображена девочка, делающая утреннюю зарядку (художница изобразила старшую дочь Елену в своей киевской квартире) у ещё не заправленной постели. Передана радостная атмосфера утра, льющийся в окно солнечный свет. В изображённой девочке выражена непосредственность ребёнка, ясность и свежесть восприятия мира.
Обе двери на балкон распахнуты настежь. Дочь художницы Елена, которая позировала для картины, уточняла, что она запечатлена матерью во время разминки перед гимнастической позицией «ласточка». На столе её уже ждёт скромный завтрак, на стуле лежит аккуратно сложенная школьная форма, через его спинку перекинут отглаженный пионерский галстук. Полосатая скатерть, на которой стоит кувшин, служила семье многие годы.
О своём состоянии во время позирования матери Елена Бейсембинова рассказывает: «Меня только что приняли в пионеры, я просто летала. Сама вскакивала поутру с первыми лучами солнца и жмурилась, ощущая, как нагрело весеннее солнце пол. И мама поймала это ощущение тёплого со сна ребенка. Я занималась балетом и гимнастикой, и то, как на картине в сторону отставлена ножка и вскинуты руки, – это часть хореографии, эти движения мама и подметила. Картина очень натуралистична» (Александра Маянцева. «Утро». Продолжение. Интервью с Е. С. Бейсембиновой).
Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников в то время звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную утреннюю зарядку: наклоны, приседания. Девочка на картине Яблонской запечатлена во время такой зарядки.
Природа на картинах Яблонской хрупка и трогательна, даже если она изображает всего одну веточку или цветок. Давайте рассмотрим некоторые её импрессионистические работы разных лет.

Т. Яблонская «На лесной полянке» (1959)

Т. Яблонская «Октябрь»

Т. Яблонская «Зимнее окно» (2004)

Т. Яблонская «Барвинок и грач» (2005)
После поездки в 1972 г. в Италию Татьяну Яблонскую поразило своей высокой духовностью и искренностью искусство раннего итальянского Возрождения. Она опять меняет технику письма и пишет картину «Вечер. Старая Флоренция».

Т. Яблонская «Вечер. Старая Флоренция» (1973)
Художница всегда экспериментировала, искала новые средства выражения, своими произведениями она умела обратить внимание зрителя на прекрасные моменты жизни, которые мы в своей суете часто не можем рассмотреть. В последние годы Т. Яблонская писала в основном натюрморты, пейзажи за окном. А последней ее работой, написанной в день смерти, стал букет колокольчиков на окне.

Т. Яблонская «Колокольчики» (2005)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector