Польский художник. Krzyzanowski Art

Польский художник. Krzyzanowski Art

Кшижановский, Петр

Новости ogirk.ru

Оглавление

Пётр Кшижановский (польск. Piotr Krzyzanowsky) — художник–живописец, график.

За участие в польском восстании в 1859 был сослан в Сибирь. Находясь в ссылке, писал иконы, пейзажи и портреты. В Государственном архиве Иркутской области имеется его акварельная копия этюда, написанного маслом художником Е. Е. Мейром на Амуре, где изображен утёс Убиенный близ гиляцкой деревни Вант. В Иркутском областном художественном музее хранится копия с прижизненного портрета иркутского купца 1-й гильдии, почетного гражданина города, статского советника, городского головы Ефимия Андреевича Кузнецова, выполненная П. Кшижановским маслом в 1861.

Иркутск. Историко–краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011

Сослан в Сибирь в 1859 г. Живя в Иркутске, работал в литографии. Занимался иконописанием, писал портреты. Среди последних известны портреты первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого (по гравюре XVIII) и купца Е.А.Кузнецова, написанного в 1861 и ныне хранящегося в ИОХМ. В октябре 1868 г. участвовал в «первой публичной» сельскохозяйственной и мануфактурно–ремесленной выставке в Иркутске. Кшижановским выставлялась картина маслом «Девушка», о которой в «Описании» выставки сообщалось: «не представляет ничего замечательного».

Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. — Иркутск, 2000. С. 190-191.

Литература

  1. Русское искусство: Каталог Ирк. обл. худож. музея. – Иркутск, 1976.
  2. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки. – Иркутск, 1986.– С.27.
  3. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. – Л., 1961. – С.29.
  4. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII – начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1976.– С.46.
  5. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII–XX вв.– Иркутск, 1952.– С.33.
  6. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.– Иркутск, 1939.– С.5.
  7. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].– Иркутск, 1989.– С.14.
  8. Описание первой публичной выставки, бывшей в Иркутске в 1868 году.– СПб, 1869.– С.55.
  9. Сибирский портрет XVIII – начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы.– СПб., 1994.– С.60, 152.
  10. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.– 1988.– N 4.– С.118, 120.
  11. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.– Иркутск, 1995.– С.41, 163.
Читать еще:  Портретная живопись. Alexandra Puleo

Выходные данные материала:

Примечание: «Авторский коллектив» означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Назад в будущее

Более ста шедевров из 14 музеев Польши (в том числе Варшавы, Кракова, Познани, Закопане, Люблина. ) можно увидеть на выставке «Символ и форма. Польская живопись 1880-1939», открывшейся в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Среди представленных художников — такие крупные мастера, как Яцек Мальчевский, Фердинанд Рушиц, Конрад Кшижановский, Владислав Слевинский, Хенрик Стажевский, Владислав Стшеминьский, и многие другие, внесшие заметный вклад в европей ское искусство.

Выставка замечательна тем, что кураторам удалось показать гораздо больше, чем яркий период истории искусств рубежа веков. Им удалось передать обаяние, боль, отчаяние и утонченность польской культуры, которая развивалась в XIX веке вопреки всему. Вопреки разделу страны. Вопреки запрету на изучение польского языка в школах. Вопреки восстаниям, утопленным в крови. Язык, культура и христианская вера отцов (разумеется, в Польше — католическая) в этих условиях оказались последним укрытием. Сокровищем, которое невозможно отнять у человека. Единственным наследством, которое остается детям. Наследством, которое к тому же приходилось прятать. Неудивительно, что знаменитый романтизм, а позже символизм в польском искусстве был гораздо большим, чем просто очередным художественным направлением. Польский художник не мог позволить себе роскошь быть реалистом. Это значило признать, что унизительное настоящее — навсегда, признать бессмысленность всего, что составляло жизнь отцов. Отсвет трагедии — практически на полотнах всех мастеров. Будь то «Станьчик» (1862) Яна Матейки, представившего себя в виде Станьчика, знаменитого королевского шута XVI века, «Порочный круг» Яцека Мальчевского или даже «Земля» Фердинанда Рушица.

Чрезвычайно любопытен путь сохранения национальной культурной идентичности. Это не был путь консервации, замыкания в местной традиции. Напротив, нынешняя экспозиция показывает, какие многообразные и прочные отношения связывали польских художников как с европейским, так и с русским авангардом. Владислав Слевинский, прошедший в Бретани французскую школу Гогена, рисует своего «Сироту из Поронина» (1906) с минималистской сдержанностью и яркой выразительностью. Никакой попытки выжать из зрителя слезу. Напротив, подчеркивается достоинство, сила характера, терпение и недетская серьезность в глазах этого ребенка. С другой стороны, творчество Владислава Стшеминьского определялось не только знакомством с французской коллекцией Щукина, но общением с Татлиным, Родченко, Малевичем. Это лишь два примера. Удивительно, но факт: именно открытость польских художников исканиям своих коллег в других странах, обеспечили очень высокий уровень их собственных работ. Уж в чем никак нельзя заподозрить польское искусство, так это в провинциальности. Диалог с миром был залогом выживания, и он оказался отличным рецептом для сохранения собственного национального лица.

Читать еще:  О важности рисования

Сегодня трагический опыт Польши оказался вновь актуальным в ситуации глобализации. Практически все европейские культуры, включая российскую, в XXI веке столкнулись с проблемой сохранения национальной культуры, собственной идентичности в глобальном мире. С этой точки зрения развитие польского искусства выглядит неоценимым назидательным уроком. Уроком самостоянья.

Польский художник Яцек Йерка, Yerka Jacek, картины, биография

Биография Яцека Йерки, Yerka Jacek

Яцек Йерка родился в 1952 г. в Торуни, (город на севере Польши и, кстати, родина Николая Коперника). Ребенком он был замкнутым и, вместо того, чтобы пойти поиграть во двор, как все нормальные дети, Яцек предпочитал сидеть дома, в своем маленьком уютном мирке и задрачивать бумагу карандашом (как я его понимаю).

Торунь, родина Яцека Йерки

Йерка потомственный художник, его родители были выпускниками местного отделения польской Академии изящных искусств ( если я правильно понял английскую вики). Естественно, ему с детства приходилось сосуществовать с токсичными красками, кисточками, картинами и разговорами о живописи.

В детстве Яцек Йерка и не думал становится художником, как его родители, а собирался заняться астрономией или медициной. Однако, на всякий случай, он все же решил попробовать писать красками, тут то его зацепило и не отпускает до сих пор.

Учеба Яцека Йерки в Университете Коперника

Jacek Yerka поступает в Университет Николая Коперника на факультет изобразительного искусства, где для Яцека начинается многолетний вынос мозга по поводу манеры его рисования.

Тем не менее, сломать твердолобого польского художника все-таки не удалось, а рисовать он все же научился. День художника был поделен на две половины, в первой он долбил академические штудии (что, впрочем, тоже полезно), а во второй рисовал то, что ему нравилось (что еще полезнее).

Со временем учителя смирились с техникой рисования Яцека Йерки и перестали иметь ему мозги. Вскоре художник Яцек Йерка получил заветный диплом и специализацию по печатной графике.

Читать еще:  Новый мексиканский реализм. Emmanuel Cruz

Становление Яцека Йерки, как художника

Ну дальше начинается обычная история, контракты с несколькими салонами, потихоньку продажа картин. В 1990 году работами польского художника заинтересовался голливудский продюсер Рене Даалдер (и кто такой, первый раз слышу, только педивикия и помогла), который от картинок Яцека Йерки пришел в дикий восторг и решил с помощью художника забацать фильм по мотивам песен Beatles — Strawberry Fields (земляничные поляны).

Картины Яцека Йерки, как нельзя подходили к несколько странным сюрреалистическим текстам песен. Некоторые свои картины Яцек специально рисовал для этого фильма, а именно «Техноберег», «Прерванный пикник» и «Зарождение жизни». Было это в 1990 году.

На официальном сайте Даалдера говорится, что фильм, оказывается, все еще создается. Очевидно, Strawberry Fields будет находится в производстве до окончания дней. И это печально.

Картины Яцека Йерки, Yerka Jacek

Jacek Yerka, как художник, пожалуй, является последователем фламандских мастеров. Да да, думайте, что я типа такой крутой, разбираюсь в живописи, а не просто в педивикии подсмотрел. Сам Яцек Йерка утверждает, что наибольшее влияние на его картины оказали такие художники, как Иеро́ним Босх, Пи́тер Бре́йгель-старший, Ян ван Эйк, Хуго ван дер Гус, ИЧСХ — все голландцы. Понятно, откуда такая страсть к мелким деталькам и тщательному выписыванию, достаточно только глянуть на полотна Босха. Впрочем, картинам Яцека Йерки это не вредит, а скорее наоборот стало своеобразной фишкой.

Именно за красоту мелких деталей а также за умопомрачительные сюжеты, сочетающие в себе технику пятидесятых, архитектуру, животных, природу и, внезапно, домашний уют, многие и любят картины Яцека.

Материалы, которые художник использует в написании картин — это в основном пастель, акриловые краски и адское терпение. Картины Яцека Йерки представлены с названиями, правда по польски или по английски, но практически все понятно.

Картины Яцека Йерки с названиями

Brontosaurus civitas, 2004 giclee, papier, 54 x 66.5 Akwarium, 2007 akryl, plotno, 65 x 73, Яцек Йерка Afternoon with the brothers Grimm, 1990, художник Яцек Йерка Trzy pory roku, 2001 Tama, The flood-gate

Множество картин Яцека есть в сети. Больше 300, поищите на популярный торрентах. Тока, тсс 😉

РЕКОМЕНДУЮ ЧИТНУТЬ. НАВОДИБЕЛЬНО И КЛИКАБЕЛЬНО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector