Польский художник. Zofia Blazko

Польский художник. Zofia Blazko

Зофья Стрыенская — Zofia Stryjeńska

Зофия Стрыенская ( урожденная Любаньская ; 13 мая 1891 г., Краков — 28 февраля 1976 г., Женева ) — польская художница , графический дизайнер , иллюстратор , сценограф , представитель ар-деко . Вместе с Ольгой Бознаньской и Тамарой де Лемпицкой она была одной из самых известных польских художниц межвоенного периода . В 1930-х годах она была номинирована на престижную Золотую лавру Польской литературной академии , но отклонила предложение.

Содержание

Стрыйенская была старшей из шести детей Францишека Любаньского. В детстве она часто рисовала и рисовала. Сначала она посещала ремесленную школу, затем учительскую семинарию и до 1909 года частную художественную школу Леонарда Стройновского. В 1909 году она начала заниматься живописью в женской художественной школе Марии Недзельской. В 1911 году окончила с отличием по специальности «Живопись и прикладное искусство». В 1910 году она присоединилась к своему отцу в поездке в Италию через Австро-Венгрию , во время которой они посетили галереи и музеи Вены и Венеции . В юности она работала в таких журналах, как «Роль» и «Голос народа».

1 октября 1911 года она была принята в Академию художеств в Мюнхене ; были приняты только 40 из около 200 претендентов. Она использовала имя своего брата, Тадеуш Гжимала Любаньски, и одевалась как мальчик, потому что в то время академия не принимала женщин. Через год ее однокурсники начали подозревать. Вернулась в Краков, где занималась живописью и литературой. Ее первый художественный успех пришел в 1912 году, когда Краковское общество друзей изящных искусств включило в свою выставку 18 ее акварельных иллюстраций к польским басням.

В мае 1913 года художественный критик польского журнала «Time» Ежи Вархаловский подробно рассказал о Софии Любаньски, сделав ее известной и положив начало ее карьере. В то время семья переехала в богемный Краков, где она познакомилась с Зеленским, Здиславом Яхимецким , Пушетовым и Войцехом Коссаком . Она подружилась с Магдаленой Самозванец и ее сестрой Марией Павликовской-Ясноржевской .

Межвоенный период

4 ноября 1916 года Зофия вышла замуж за Кароля Стрыенского, архитектора закопанского стиля . У них родилось трое детей: дочь Магда и близнецы Яцек и Ян. Стриженски познакомил жену со своими друзьями, художниками и представителями мировой литературы. Она познакомилась, в частности, с Владиславом Скочиласом , Хенриком Куне, Стефаном Жеромским , Владиславом Реймонтом , Станиславом Игнацием Виткевичем, а затем с несколькими поэтами из группы Скамандер .

В период 1921-1927 гг. Она жила в Закопане, где ее муж работал директором Школы деревообрабатывающей промышленности. Этот период начался счастливо и творчески. Однако с годами она все больше отдалялась от Кароля, что в конечном итоге привело к открытому конфликту и разводу в 1927 году. Кароль умерла в 1932 году.

После развода она переехала в Варшаву, где в 1929 году вышла замуж за актера Артура Клеменса Соха. Брак вскоре был расторгнут, так как она обнаружила, что он болен сифилисом . К концу 30-х годов ХХ века ее связали, тоже на короткое время, с архитектором и приятелем Ахиллом Брезом, а затем с путешественником и писателем Аркадием Фидлером .

В первой половине 1930-х она была забытым художником. Стрыенская не хотела добиваться признания. Ей отчаянно нужны были деньги, так как она продала мало картин. Лишь в 1938 году она получила несколько заказов от польского МИДа, в том числе на килим для императора Японии Хирохито . Принимала участие в оформлении интерьеров польских пассажирских судов «Баторий» и «Пилсудский», а также во внутренней отделке кафе Веделя. Люди снова стали покупать ее картины на славянские и исторические темы.

Вторую мировую войну провела в Кракове. В 1943 году она обнаружила, что у нее сифилис, от которого страдали ее глаза, и иногда она не могла рисовать. В начале 1945 года в город вошли русские, установив коммунистический режим. Стрыенская решила покинуть Польшу. Она присоединилась к своим детям в Женеве. После многих лет в Париже она поселилась в Женеве, где жила ее дочь и сыновья. Она пыталась уехать в США, ища помощи в Фонде Костюшко. Однако правление фонда ей отказало. Она продолжала жить очень скромно в Женеве, ей помогали ее дети. Она оставалась эмоционально связанной с Польшей и польской культурой, Швейцария оставалась для нее чужой страной. Она умерла в 1976 году в Женеве и была похоронена на местном кладбище Шен-Бур.

Произведение искусства

Стрыенская входила в состав арт-группы «Ритм». Возможно, на нее также повлияла молодая Польша ( Młoda Polska ), стилистически разнообразное художественное движение, действовавшее в период с 1890 по 1918 год. В основном она использовала технику темпера , создавая литографии, рисунки, плакаты, создавая игрушки, гобелены, декорации, сценические костюмы и т. Д. изготовление книжных иллюстраций.

Среди ее самых известных работ: пастораль , цикл «Славянские идолы» и « Песах» , а также иллюстрации к поэме «Monachomachii» епископа Красицкого , « Времена года» , « Рождественские гимны» , « Четыре польских танцев» и таинства .

Она сделала часть украшения польского павильона на Международной выставке художественного искусства и индустрии современного искусства в Париже в 1925 году, серию из шести картин за двенадцать месяцев, показывающих сельскую деревенскую жизнь и сезонные изменения. Эта работа принесла ей общеевропейскую известность и пять премий Всемирной торговли. В 1927 году она написала серию картин с изображением польских артистов народного танца.

Во многих произведениях она изображает дохристианских славянских богов, которым поклонялись в Польше. Однако сама артистка всегда считала себя христианкой. Она была воспитана католичкой, но на короткое время обратилась в Евангелическую церковь, чтобы развестись и снова выйти замуж. Ее увлечение верованиями древних славян следует рассматривать исключительно как художественный интерес.

Читать еще:  От фото реализма до абстракции. Jean-Pierre Kunkel

Стрыенская хотела дать своим детям хорошее образование. Она написала руководство по этикету своего времени, используя псевдоним «профессор Хилар». Ее мемуары «Хлеб почти каждый день» были опубликованы в 1995 году. Ее сочинение отличается свободным языком и богатым словарным запасом.

Мечислав Грыджевский в «Литературных новостях» назвал ее «ее королевское высочество, принцесса польского искусства». В 1930 году правительство вручило ей высшую награду — Polonia Restituta. в 1936 г. Польская литературная академия наградила ее Золотым академическим венком за вклад в польское искусство в целом. После Второй мировой войны она отказалась вступать в Союз польских писателей, управляемый коммунистами . Поэтому официальная политика заключалась в том, чтобы игнорировать ее как артиста и систематически называть незначительной. Тем не менее, правительство широко воспроизводило ее искусство без выплаты гонораров. Она не жаловалась на пропущенный доход, но сожалела о низком качестве репродукций. В 1974 году Фонд Альфреда Юржиковского в США вручил ей награду. Лишь в 1989 году ее реабилитировали в Польше и снова признали великой польской художницей. В 1991 году Мария Гронская представила свою работу в виде монографии. В 2008 году Национальный музей в Кракове организовал большую ретроспективную выставку работ Стрыенской. В 2009 году выставка посетила Национальный музей в Познани и Национальный музей в Варшаве . Выставка сопровождалась богато иллюстрированным каталогом и библиографией под редакцией Святослава Ленартовича, куратора выставки. В 2011 году Стриженская стала предметом памятной польской монеты номиналом 2 злотых .

Смотрите также

Примечания и ссылки

СМИ, связанные с Зофией Стриженской на Викискладе?

ru.knowledgr.com

Zofia Stryjeńska (родившийся 13 мая 1891 в Kraków, умер 1976 в Женеве) — польский живописец, графический дизайнер, иллюстратор, театральный художник, представитель ар-деко, жена Кароля Stryjeński. Наряду с Ольгой Boznańska и Тамара де Лемпицка, она была одним из самых известных польских женщин — художников периода между войнами. В 1930-х она была назначена на престижный Золотой Лавр польской Академии Литературы, но отклонила предложение.

Stryjenska был самым старым из шести детей Францисзека Lubański. Как ребенок, она часто тянула и рисовала. Она сначала училась в школе ремесла, затем семинария учителя, и до 1909 частная художественная школа Леонарда Стройновского. В 1909 она начала изучать живопись в школе изобразительного искусства Марии Нидзилски для женщин. Она получила высшее образование в 1911 с отличием для живописи и применила искусство. В 1910 она присоединилась к своему отцу в поездке в Италию через Австро-Венгрию, во время которой они посетили галереи и музеи в Вене и Венеции. Как молодая девушка она работала на журналы, такие как «Роль» и «Голос Людей».

1 октября 1911 ее допустили в академию изящных искусств, Мюнхен; только 40 приблизительно из 200 претендентов были взяты. Она использовала имя своего брата, Тадеусза Грзымалы Lubański и оделась как мальчик, потому что в то время, академия не принимала женщин. После года ее сокурсники начали становиться подозрительными. Она возвратилась в Kraków, где она работала над живописью и литературой. Ее первый артистический успех прибыл в 1912, когда Общество Kraków Друзей Изобразительного искусства включало 18 из ее иллюстраций акварели польских Басен на ее выставке.

В мае 1913 Иржи Warchałowski, искусствовед польского журнала «Time», обсудил Софью Lubański экстенсивно, делая ее известной и начав ее карьеру. В то время семья двинулась в богемский Kraków, где она встретила Зеленского, Zdzisław Jachimecki, Пасзетова и Войцеха Коссэка. Она стала друзьями с Магдаленой Замоцваник и ее сестрой Марией Поликовска-Джеснорзевской.

Период между войнами

4 ноября 1916 Зофия женился на Кароле Stryjeński, архитекторе стиля Закопане. Она родила его три ребенка: дочь Magdę и близнецы Джека и Яна. Stryjeński представил свою жену его друзьям, художникам и представителям мировой литературы. Она встретилась, среди других Владислава Скоцзыласа, Хенрика Кьюна, Штефана Żeromski, Władysław Реймонт, Stanisław Ignacy Witkiewicz и позже несколько поэтов группы Skamander.

В период 1921 — 1927, она жила в Закопане, где ее муж работал директором Школы для Деревянной Промышленности. Этот период, начатый счастливый и с богатой креативностью. Однако за эти годы она раздельно проживающий все больше от Кароля, который в конечном счете вел, чтобы открыть конфликт и развод в 1927. В 1932 Кароль умер.

После развода она переехала в Варшаву, где в 1929 она вышла замуж за актера Артура Клеменса Зоху. Брак был скоро закончен, поскольку она обнаружила, что он страдал от сифилиса. К концу 30-х она была связана, также в течение короткого времени с архитектором и бонвиваном Ахиллесом Брезом и затем с путешественником и писателем Аркадием Фиедлером.

В первой половине 30-х она была художницей, о которой забывают. Stryjeńska не сделал и не хотел искать признание. Ей отчаянно были нужны деньги, когда она продала немного картин. Только в 1938 сделал она получает несколько заказов от польского Министерства иностранных дел, включая одно для ковра для Императора Японии Хирохито. Она приняла участие во внутреннем художественном оформлении польских пассажирских судов «Bathory» и «Пильсудский» и внутреннее художественное оформление кафе Веделя. Люди начали покупать ее картины славянских и исторических тем снова.

Она провела Вторую мировую войну в Kraków. В 1943 она обнаружила, что у нее был сифилис, который поразил ее глаза так, чтобы время от времени она не могла нарисовать. В начале 1945 русские вошли в город, установив коммунистический режим. Stryjeńska решил уехать из Польши. После проживания в течение многих короткого времени в Женеве, Париже и Брюсселе, она поселилась в Женеве, где ее дочь жила. Позже, ее сыновья присоединились к ним. Она попыталась поехать в США, обращающиеся за помощью из Фонда Косциусзко. Однако Комиссия по Фонду, отказался от нее. Она продолжала жить очень скромно в Женеве, как правило отказываясь от помощи, даже от ее сыновей. Она осталась эмоционально связанной с польской и польской культурой, и Швейцария осталась зарубежной страной ей. Она умерла в 1976 в Женеве и была похоронена на местном кладбище Chenebourg.

Читать еще:  Портреты маслом. Emma Tooth

Произведение искусства

Stryjeńska был частью художественной группы «Rytm» (ритм). Она, возможно, также была под влиянием Молодой Польши (Młoda Polska), стилистически разнообразное художественное направление, активное между 1890 и 1918. Она, главным образом, использовала метод темперы, производя литографии, рисунки, плакаты, проектируя игрушки, гобелен, декорации и реквизит, костюмы стадии и делая книжные иллюстрации.

Среди ее самых известных работ: пастораль, славянский цикл Идолов и Пасха, а также иллюстрации стихотворения «Monachomachii» епископа Крэзики, Сезоны, Рождественские гимны, Четыре польских Танца и причастия.

Она сделала часть из художественного оформления польского павильона в Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes в Париже в 1925, серии шести картин в течение этих двенадцати месяцев, показав сельскую деревенскую жизнь и сезонное изменение. Эта работа принесла ее известность всей Европы и пять премий Мировой торговли. Она сделала серию картин, изображающих польских художников народного танца в 1927.

Во многих работах ей изображающий дохристианских славянских богов поклоняются в Польше. Однако сама художница всегда считала себя христианином. Она была образована как католик, но преобразована в течение короткого времени в Евангелическую церковь, чтобы развестись и вступить в повторный брак. Ее восхищение верованиями древних славян должно быть расценено как артистический интерес только.

Stryjeńska хотел дать ее детям хорошее образование. Она написала руководство по этикету ее времени, используя псевдоним «профессор Хилэр». Ее биография, «хлеб почти каждый день» был издан в 1995. Ее письмо характеризуется свободным плавным языком и богатым словарем.

Мечислав Гридзьюский назвал ее «ее Королевское Высочество, принцессу польского искусства» в «Литературных Новостях». В 1930 правительство дало ей свою высшую премию, Polonia Restituta. в 1936, польская Академия Литературы наградила ее Золотым Академическим Венком за ее вклад в польское искусство в целом. После Второй мировой войны она отказалась присоединяться к управляемому коммунистом Союзу польских Художников. Поэтому, официальная политика должна была проигнорировать ее как художника и систематически называть ее незначительной. Все же правительство широко воспроизвело ее искусство, не платя ее лицензионные платежи. Она не жаловалась на пропущенный доход, но сожалела о низком качестве воспроизводства. В 1974 американский Фонд Альфреда Юрзыковского представил ее премия. Только в 1989 был она реабилитированный в Польше и признала снова великим польским художником. В 1991 Мария Гронска представила свою работу в монографии. В 2008 Национальный музей в Kraków организовал большую ретроспективную выставку работы Stryjeńska. В 2009 выставка посетила Национальный музей в Познани и Национальный музей в Варшаве. Выставка сопровождалась богато иллюстрированным каталогом и библиографией, отредактированной Святославом Ленартовицзой, хранителем выставки. В 2011 Stryjeńska был предметом польской юбилейной монеты за 2 злотых.

Польские художники в Замке Варминьских епископов – Польша

Заехав совершенно случайно в польский городок Лидзбарк-Варминьски, мы обнаружили прекрасный средневековый замок – резиденцию Варминьских епископов. В замке жили епископы, прибывшие вместе с рыцарями Тевтонского ордена в завоёванную древнепрусскую Вармию. В замке – тоже случайно – мы открыли для себя польскую живопись.

Войти в замок сразу и даже за деньги у нас не получилось. Потому что наличных у нас с собой не было, а банковские карты в кассе замка не принимаются. Спрашиваю у сотрудников: «Что там вообще в замке находится? Есть что-то интересное, что заслуживает внимание?».

«Конечно, – отвечают сотрудники замка, – есть оружейная комната, комнаты с предметами из жизни епископов, небольшая картинная галерея с работами польских художников Вильнюсской школы».

«Ах! Вильнюсская школа! – восклицаю я, не имея ни малейшего представления об этом направлении в польской живописи. – «Где бы я ни был, везде с большим почтением посещаю выставки местных художников. Тем более это Вильнюсская школа! Как жаль, что нельзя хотя бы одним глазком взглянуть на них».

Молодой сотрудник музея просит подождать, исчезает за массивными дверями замка, а вернувшись, приглашает меня пройти внутрь.

«Мне разрешили показать Вам только галерею с польскими художниками! Бесплатно,» – смущенно объясняет он на скромном английском. Я готов был его расцеловать в этот момент 🙂

От Калининграда до польского городка Лидзбарк-Варминьски всего каких-то два часа на машине. Это без учёта времени на границе.

Кстати, ехать всё-таки лучше через пограничный переход «Мамоново-2/Гжехотки». Граница в Багратионовске/Безледах – ужас ужасный с многочасовыми очередями.

В конце 19-го – начале 20-го веков Вильнюс (Литва) был одним из тех городов, куда устремлялись художники. Жить и писать в Вильнюс приезжали живописцы из Варшавы, Санкт-Петербурга, Кракова, Парижа и Мюнхена. В то время в Вильнюсе проводились многочисленные художественные выставки, а Вильнюсская школа искусств считалась одним из крупнейших очагов искусства в восточной Европе.

Вильнюсские художники, среди которых были поляки, русские, евреи, литовцы, немцы и французы, были приверженцы самых разных тенденций в живописи, но писали в основном в таких стилях как реализм, импрессионизм, символизм и модернизм.

Читать еще:  Поп-арт жив. Susanne Boehm

«Вильнюсская школа» существовала до 1918-го года, когда после провозглашения Литвой независимости Вильнюс отошёл к Польше, а столица страны была перенесена в Каунас.

«Похоронный дом», Михал Роуба (1893–1941)

Автопортрет, Зофия Вендорфф-Серафинович (1905–1989)

«Обнажённые», Казимир Квятковски (1893–1964)

«Три женщины», Казимир Квятковски (1893–1964)

«Натюрморт с красными цветами», Тимон Нисиоловски (1882–1965)

Людомир Следзински (1889–1980)

Людомир Следзински (1889–1980)

Людомир Следзински (1889–1980)

Спасибо, дорогие сотрудники замка Варминьских епископов, за чудесные несколько минут в Вашей галерее современных польских художников!

Семейные узы сестер Босак из Rainbow Six Siege

Несмотря на то, что выход персонажей Ela и Zofia состоялся еще в 2017 году, их биография остается одной из самых интересных в Rainbow Six Siege. История этих оперативников действительно заслуживает Оскара… ну или, как минимум, отдельный выпуск в передаче «Пусть говорят»:

«…Отец садист с раннего детства издевался над девочками…» или «…младшая дочь Ela сбежала с возлюбленным в Берлин, где позже вступила в ИГИЛ (запрещенная в России организация — прим. ред.). » — именно так рассказывал бы Андрей Малахов о сестрах Босак под оглушительные аплодисменты от проплаченных бабулек.

Ян Босак, отец сестер Босак, служил в польском спецподразделении GROM. Он был довольно скромен и не любил говорить о своих военных подвигах, обычно всегда отвечал: «…да в штабе там, писарем просидел…». Но к военно-патриотическому воспитанию своих дочерей подошел основательно.

Вместо того, чтобы как обычные дети того времени смотреть по утрам «Дисней-клуб», сестры Босак проходили испытания, придуманные на основе боевых флешбэков своего отца. По результатам таких «веселых стартов» Зофия была назначена Яном Босаком любимой дочерью, а Эла оказалась жертвой материнского капитала.

Далее сестры вместе поступают в Варшавскую академию МВД имени Н. Коперника. Зофия преуспевала в рукопашном бою, стрельбе, выживании и оказании первой медицинской помощи. Но особые успехи она делала в освоении нецензурных выражений (в оригинальной озвучке игры Зофия часто употребляет самое популярное ругательство польских школьников). Возможно, отличные навыки великого и могучего польского помогли Зофии набрать максимальные баллы ЕГЭ для поступления в специальное подразделение GROM.

А вот Элу армейская романтика со всеми ее прелестями в виде «круглое носить, квадратное катать» и песнями «гоп-стоп, зелень…» не привлекала. Вместо этого она забирает свой вещмешок и отправляется в Берлин заниматься изобразительным искусством и попутно подрабатывать в одном из маленьких ЧОП. После смерти отца Эла была вынуждена покинуть Германию и поступить на службу в GROM, ведь в Берлине прекрасно помнят последствия того, когда обиженный художник меняет род деятельности.

Неизвестно, на каком этапе жизни произошли разногласия между сестрами, но они оказались весьма существенными. Либо это случилось во время разделения унаследованной после смерти отца двухкомнатной хрущевки на окраине Вроцлава. либо же это произошло намного раньше, когда Эла обзавелась прекрасной фигурой (одна часть тела так вообще стала визитной карточкой Элы), а Зофия получала первые награды за успехи в военном деле.

Спустя время, Зофия на правах старшей сестры все же решила сделать шаг к примирению с младшей сестрой. К этому времени у Зофии уже появились муж и ребенок. Дочь Зофии срочно нуждалась в той самой тетушке, которая на каждый день рождения говорит тост в стиле: «…я помню тебя еще такой малюсенькой…». Говорить о потеплении в отношениях между сестрами пока рано. Но Зофия ясно дала понять: «Кто сестру тронет, завалю!».

На сегодня все. Берегите себя и своих близких.

Zofia Stryjeńska/Зофья Стрыенская. Открытка двойная чистая. Польша

3.42$. Приблизительное значение в американских долларах, эквивалентное значению указанному в украинских гривнах.

3.42$. Приблизительное значение в американских долларах, эквивалентное значению указанному в украинских гривнах.

Размеры открытки в сложенном виде—14.6Х10.2см.
Перед покупкой прошу внимательно смотреть фото и размеры, при необходимости — задавайте вопросы до ставки.
Зофья Стрыенская-художница, иллюстратор, дизайнер тканей, плакатов и игрушек. Родилась в 1891 г., умерла в 1976 г.
Учиться живописи начала под руководством Л. Стройновского, а продолжила (с 1909 года) в частной женской Школе изящных искусств Марии Недзельской в Кракове. В 1911 году, выдав себя за мужчину, поступила в мюнхенскую Академию художеств, которая тогда еще не принимала женщин в ряды студентов. В 1916 году вышла замуж за архитектора Кароля Стрыенского. С 1921 по 1927 гг. жила в Закопане, где Стрыенский получил должность директора Школы деревообрабатывающей промышленности. В 1918 году поступила на работу в общество «Краковские мастерские» в качестве дизайнера игрушек и автора графических работ. В 1917-1918 гг. создала цикл из пяти написанных темперой работ «Пасха», в котором религиозные мотивы сочетаются с фольклорной традицией. Издала два сборника цветных литографий под названием «Славянские божки» (1918, 1922), в которых воскресила мотивы древней славянской мифологии. Занималась декоративной живописью, которая гармонично сочеталась с архитектурой. К основным ее работам того периода относятся: фрески в Промышленно-техническом музее в Кракове (1917), полихромное оформление залов в Сенаторской башне на Вавельском холме в Кракове (1917), а также декор интерьеров винного магазина Фукера в Варшаве. Среди монументальных композиций выделяются картины из цикла «Охота богов» (1921), а также «Утро», «Вечер» и «Концерт Берио» (1923).
Как участница Ассоциации польских художников «Ритм» (с 1922 г.) Стрыенская в 1925 году участвовала в Международной выставке декоративного искусства в Париже. Она украсила главный зал польского павильона (построенного по проекту Ю. Чайковского) шестью панно, изображающими Обрядовый год в Польше.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector