Портреты обычных вещей. Jette Van Der Lende

Портреты обычных вещей. Jette Van Der Lende

Натюрморты vanitas (суета сует)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) с музыкальными инструментами (1628) (Амстердам, Гос.музей)

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) Vanitas vanitatum et omnia vanitas («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).

Неизвестный художник. Натюрморт Vanitas (суета сует) с книгами (1633) (Амстердам, Гос.музей)

Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:

  • Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
  • Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
  • Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
  • Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
  • Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
  • Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
  • Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
  • Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
  • Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
  • Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
  • Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
  • Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
  • Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
  • Песочные и механические часы — быстротечность времени.
  • Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
  • Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
  • Глобус, как земли, так и звездного неба.
  • Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
  • Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
  • Красные сургучные печати.
  • Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
  • Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
  • Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
  • Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
  • Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
  • Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
  • Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:

Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего)

Якоб де Гейн I. Натюрморт с черепом (1603) (82,6 х 54) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет — персонификацию смерти. Объекты часто изображаются в беспорядке, символизируя ниспровержение достижений, которые они обозначают.

Aelbert Jansz. van der Schoor. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640-1672) (Амстердам, Гос.музей)

Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).

Edwaert Collier (ок.1640 — после 1707). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1662) (Амстердам, Гос.музей)

Читать еще:  Нидерландский художник-самоучка. Paul Arts

Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры (mors absconditus) и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

B. Schaak. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1675-1700) (Амстердам, Гос.музей)

Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне. По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.

Franciscus Gysbrechts (до 1630 — после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (115 х 134) (Антверпен, Корол.музей изящ.искусств)

Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который Бергстром в своем исследовании на тему нидерландского натюрморта объявил «центром создания vanitas в 17-м веке». Лейден являлся важным центром кальвинизма, течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу. Бергстром считал что для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Также на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрения и наследие жанра memento mori.

Harmen Steenwyck. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1640)

Jacques de Claeuw. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1650) (Амстердам, Гос.музей)

Jan Jansz. Treck (ок.1606 — 1652). Натюрморт Vanitas (Суета сует) (1648) (Лондон, Нац. галерея)

Jan Pauwel Gillemans the Elder (1618-1675). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1654) (96 x 140) (С-Петербург, Эрмитаж)

Jan van Kessel (1626-1679). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1665-1670) (20.3 x 15.2) (Вашингтон, Нац. галерея)

Joris van Son (1622-1667). Аллегория человеческой жизни (1658-1660) (124.7 х 92.7) (Балтимор, Музей Уолтерса)

N. L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1659-166) (Филадельфия, Музей искусств)

N.L. Peschier. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1660) (Амстердам, Гос.музей)

Peeter Sion the Elder. Натюрморт Vanitas (суета сует) (частная коллекция)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1628) (24,1 х 35,9) (Нью-Йорк, Метрополитен)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630) (39.5 х 56) (Гаага, Королевская галерея Маурицхёйс)

Pieter Claesz. (1596-1661). Натюрморт Vanitas (суета сует) (ок.1628) (36 х 59) (Нюрнберг, Нац. музей Германии)

Franciscus Gysbrechts (до 1630 — после 1676)). Натюрморт Vanitas (суета сует) (85.7 х 59)

Pieter Claesz. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1636) (47 х 61) (Мюнстер, Вестфальский Гос. музей истории культуры и искусства)

Pieter Symonsz. Potter. Натюрморт Vanitas (1646) (Амстердам, Гос.музей)

Stevers. Натюрморт Vanitas (суета сует) (1630-1660) (Амстердам, Гос.музей)

Бартоломеус Брейн Старший, 1-я пол. XVI в.

Филипп де Шампань, 2-я пол. XVII в.

Питер Боель, 1663

Симон Ренар де Сен-Андре, ок. 1650

Юриан ван Стрек, ок. 1670

Оригинал взят у philologist в Натюрморты vanitas (суета сует)

Портреты обычных вещей. Jette Van Der Lende

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Детали женской одежды на картинах старых художников

Я люблю моду. Современную и моду прошлых лет. Люблю рассматривать детали одежды на портретах женщин в картинных галереях тех стран Европы, где мне удается побывать, а интернет дает возможность рассматривать детали одежды на тех картинах и портретах, видеть которые мне не довелось.
Вот, например, платье Моны Лизы, в миру Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо (хотя существуют и другие версии личности Моны Лизы).

Мона Лиза, Леонардо да Винчи, 1503—1505 года.

Платье пошито из шелка зеленоватого цвета в мелких сборках, с жёлтыми рукавами в складках. Круглый вырез на груди украшен кружевными зубчиками и золотой вышивкой или тесьмой. Рукава привязывались к платью на плече, открывая белоснежное облачко нижней сорочки. У Моны Лизы это облачко белья скрыто шелковой накидкой. Такой тип платья назывался guarnello. Этот стиль одежды похож на платьях, изображенные на картинах Девы Марии и является стандартной формой одежды, которую носили ангелы в живописи.
В жизни такие платья носили дети и беременные женщины. Обычно их шили из тонкого хлопка, но жена торговца шелком могла себе позволить платья из лучших шелков, а заодно и рекламировала товар мужа.
В своем Трактате о живописи Леонардо писал, что искусство должно избегать моды. Он считал, что мужчины и женщины, которых изображают на полотнах, не должны быть одеты по последнему писку моды, чтобы избежать насмешек, на них должны быть только те вещи, которые вызывают восхищение своей красотой и изяществом.

Прекрасная Ферроньерa, школа Леонардо да Винчи

Платье пошито из красного бархата с глубоким прямоугольным вырезом лифа. Рукава можно отстегивать (на этом портрете, как раз, видны «облачка» нежной сорочки). Гладкая прическа женщины украшена обручем с подвеской — фероньеркой (у названия фероньерка есть красивая легенда, но это тема для другого поста).

Мужчины-художники эпохи Возрождения, рисующие женщин, (они же, по сути, были и модными дизайнерами того времени) считали, что лучше всего красоту и женственность подчеркивает платье из легкого материала в мелкую сборку или плиссировку с круглым вырезом, открывающим шею, и с узкими рукавами, обвитыми жемчугом или тесьмой.

Мария Магдалена, Ян ван Скорел, 1530 г.

Читать еще:  Поразительный мир. Orna Ben-Shoshan

Но женщины во все века хотели быть не только красивыми, но и модными. Эпоха Возрождения — не исключение. И хотя раньше мода менялась не так быстро, как сейчас, мода эпохи Возрождения разительно отличалась от моды Средневековой. Долой готику! и Да здравствует Ренессанс!
Прежде всего изменились каноны красоты. На смену худосочным, бледным женщинам пришли высокие, широкоплечие женщины, с роскошным бюстом.
В своем трактате «О красоте женщин» Аньоло Фиренцуолы писал: «. волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения. Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми. «.
Чтобы соответствовать новым канонам красоты, поменялась и мода на одежду. Полностью вышли из моды заниженные и завышенные пояса. Пояс стал помещаться на талии.
Женская одежда стала состоять из двух платьев: нижнего — котт и верхнего — симара.
Котт — обычно отрезное в талии платье с прилегающим лифом и широкой, заложенной крупными складками юбкой. Лиф имел декольте — спереди квадратное, сзади удлиненное.
Симара состояла из трех частей: удлиненной свободной спинки, заложенной от горловины спинки складками, и двух более коротких полочек спереди. По бокам симара не сшивалась и только спереди придерживалась поясом на талии. Такой покрой позволял драпировать симару в различных вариантах.
Платья итальянских женщин, обычно имели плавные, естественные пропорции. Флорентийки предпочитали изысканную простоту, венецианкам больше нравились более пышные формы платьев и более роскошно украшенные. Но и те и другие подчеркивали естественные формы.

Портрет дамы, Корреджо, 1518

У испанок одежда тоже состояла из двух платьев, но существовало главное различие. В испанской моде все фигуры подгонялись под определенный стандарт. Делалось это с помощью специального корсета и юбки на специальном плотном чехле с металлическими или деревянными обручами различного размера. Кроме того уничтожались любые признаки женственности. Никакого намека на грудь, девочкам-испанкам бинтовали грудь свинцовыми пластинками. По эстетическим представлениям испанцев идеальной считалась худая и стройная женская фигура. Поэтому узкий лиф затягивал фигуру с плоской грудью, узкая в бедрах юбка расширялась книзу, облегая каркас без единой складки. Позже именно испанская мода сформировала всю остальную европейскую моду.

Инфанта Изабелла Клара Евгения Испанская

Француженок не устраивала ни пышнотелая итальянская мода, ни худощавость и чопорность испанок. Они соединили жесткий испанский каркас и пышность и роскошь итальянской моды.
Узкий и жесткий лиф французского котт имел глубокое декольте, часто украшенное веерообразным жестким кружевным воротником, и широкую экстравагантную юбку на каркасе. Сверху надевался роб — верхнее платье из парчи прилегающего силуэта, распашное спереди.

Луиза Лотарингская (Луиза де Лоррейн), Франсуа Клуэ, 1575

Мода немецких женщин привнесла в общую копилку моды эпохи Возрождения декоративную вычурность и яркость. Влияние на женскую немецкую моду того времени оказала форма ландскнехтов, необычайно пестрая и кричащая. Кроме того одежда ландскнехтов обычно прорезалась в местах плечевых, локтевых и коленных сгибов для удобства движения. Модники и модницы взяли эту фишку на вооружения для своих костюмов и платьев в качестве декоративного украшения.

Екатерина Мекленбургская (1487-1561), Лукас Кранах Старший

Англичанки в своей моде использовали элементы и итальянской и испанской и немецкой моды. Их платья были самыми великолепными и роскошными. В тоже время англичанки предпочитали спокойные, уравновешенные пропорции и из роскошных тканей выбирали самые добротные и практичные.

портрет Екатерины Парр мастера Джона (1545)

типичный для того времени головной убор, платье узкое в талии, изысканная парчовая ткань, рукава узкие от плеча и широкие снизу, украшенные мехом с манжетами, прямоугольное, «бродячее» декольте (то есть во время ходьбы могло перемещаться из стороны в сторону и даже оголить случайно грудь), концы цепи с талии свисают почти до пола и заканчиваются кисточкой

Несмотря на основные тенденции, детали платьев были самыми разнообразными.
Декольте могло быть разной формы.
С круглым вырезом

Элизабет, графиня Келли, Пауль ван Сомер (1576/1578–1622)

С прямоугольным
Прямоугольный вырез был самым распространенным

Элеонора Толедская с сыном (супруга великого герцога Тосканы Козимо I Медичи), Аньоло Бронзино, 1545

Анна Болейн, королева Англии с 1533 по 1536 годы

v-образный вырез изменил размеры. На смену широкому вырезу до талии пришел вырез широкий только до груди

Камилла Мартелли (1545 — 1590), морганатическая супруга Козимо I Медичи, Алессандро Аллори

В эпоху Возрождения были модны широкие и вздутые рукава, которые чаще всего были съемными. Они позволяли видеть лишь край разрезанного рукава рубашки с оборкой на запястьях. Рукава в женском платье членили разрезами, они состояли из деталей разных форм и объемов, повторяя стиль, принятый в архитектуре.

Донна Велата, Рафаэль Санти, 1516 год.

Один из трех, так называемых, портретов Армады Елизаветы I, представляющих поражение испанской Армады в 1588 году.

Читать еще:  Позитивная вселенная. Malin Ostlund

Инфанта Изабелла Клара Евгения, Алонсо Санчес Коэльо 1588

Королевы и инфанты всегда могли себе позволить идти в фарватере моды, но о богатстве дамы свидетельствовал не модный, вздутый рукав, а узкий.

Елизавета Валуа, Хуан Пантоха де ла Крус, 1605

Кроме того, о богатстве говорил рукав, который имел разрез изначально на локтях, а затем и в пройме, обнажая нижнее бельё. Нижнее белое белье считалось самым шикарным, ведь в то время белые ткани были одними из самых дорогих.

Изабелла Португальская, Тициан, 1548

Верх рукава часто украшали специальными накладками (brodoni), а низ — манжетами

Джейн Сеймур, королева Англии, Ганс Гольбейн Младший, 1537

Эрцгерцогиня Мария Магдалена Австрийская, Пурбус, Франс Младший, 1603

Маргарита Австрийская, королева — консорт, жена короля Испании Филиппа III, Хуан Пантоха де ла Крус, 1605

Модницы эпохи Возрождения предпочитали тонкие и качественные ткани: бархат, шелк, парчу. Если человек одевается в сукно, то выглядит в нем, как в монашеской рясе, а выглядеть монахинями светские женщины того периода не хотели. Для жестких и трудных для шитья тканей, как, например, парча придумали новый покрой и новую драпировку из складок.

Королева Елизавета I, Маркус Герардс Младший, 1592

Принцесса Елизавета, а позже королева Богемии, Роберт Пик, ок 1606

Леди Дороти Кэри, Уильям Ларкин, 1615

В эпоху Ренессанса в дополнение к образу использовали веера, перчатки, носовые платочки, зеркальца, кошелечки. Эти предметы стали не только функциональными, но и декоративными

В этот период самой модной была обувь на платформе. Как женщины ходили на этих утюгах, не представляю. Платформы Леди Гаги по-сравнению с этими — домашние тапочки.

Зато украшения эпохи Ренессанса просто чудесны

Справа сверху — ароматический шарик, чтобы приятно пахнуть.

Когда старость в радость: оптимистичные работы голландского художника Marius van Dokkum

В последнее время на Ярмарке Мастеров появилось много публикаций о стильных женщинах преклонного возраста. Я как-то неожиданно для себя осознала, что читаю их с каким-то пытливым интересом, мысленно примеряя на себя каждый образ. Думаю, именно так и приходит старость в психологическом принятии себя другой, взрослой и изменившейся. И хотя у меня еще (слава Богу!) жива мама и даже бабушка (!), я полна энергии и планов на будущее и еще слышу комплименты к своей внешности, а моего внука-первокласника называют моим сыном, но все равно надо признать — время моей зрелости пришло или, как говорится, все там будем. Вот в таком настроении мне и попались в сети картины великолепного, доброго, неугомонного и весёлого голландского художника Мариуса ван Доккума.

Хочу поделиться и с вами этой энергией позитива и тепла.

Сведения о самом художнике довольно скупы: Marius van Dokkum (Мариус ван Dokkum) родился в 1957 году в деревушке Андейк (нидерл. Andijk), расположенной на озере Эйсселмер в Нидерландах. Учился в христианской академии изящных искусств в городе Кампен, по специальности иллюстрация. По окончании академии, он поселился в Апелдорн, где он в настоящее время работает как живописец, иллюстратор и дизайнер.

Гоня хандру повсюду
То шуткой, то пинком.
Я, и состарясь, буду
Веселым стариком.

Не стану по приказу
Тощать среди диет,
А буду лопать сразу
По множеству котлет!

Всегда по строгой мере
Пить соки. А тайком,
Смеясь, вздымать фужеры
С армянским коньяком.

Какое блаженство проснуться и знать,
Что вам на работу не надо бежать.
И день наступающий очень хорош,
А если болеешь, то значит — живешь.
И старость — совсем не плохая пора.
Да здравствует время свободы! Ура!

Какое блаженство подняться с асфальта
И знать, что твое небывалое сальто
Закончилось не инвалидной коляской,
А просто испугом и маленькой встряской.
Теперь вы со мной согласитесь, друзья,
Что все-таки очень везучая я.

Я буду очень милою старушкой,
Ну, может, чуть бандитского пошиба,
И закажу себе из бронзы клюшку я.
Эх, главное, чтоб память не отшибло.

Найдено в сети, автор неизвестен

Когда я стану бабушкою старенькой,
Я волосы покрашу фиолетовым.
И выброшу из дома на фиг валенки.
А, может, и оставлю их на лето.
Я заведу себе штук пять собак,
А может коз, на этаже, так, пятом.
И буду слушать, как сосед меня
За стенкою обкладывает матом.
Спать буду днём, пока все на работе,
А ночью, этих гадов сна лишая,
Я лёгким ангелом в весьма тяжёлой плоти,
Станцую вальс под музыку Раммштайна.

Автор мне неизвестен, найдено в сети

Если вдруг нечаянно исчезну я,
К небу не испытывай вражду,
Стикс — река достаточно известная,
Я тебя на пристани дождусь.

У реки построим домик маленький,
Заведём собаку и кота
И рядком усевшись на завалинке,
Станем вместе вечность коротать.

Двор засадим вишней и малиною,
Чтоб потом варить из них кисель,
Будем слушать песни соловьиные
И ловить в запруде карасей.

Спорить и прощать друг друга искренне,
Жить и верить, смерти вопреки,
И на старой лавочке у пристани
Вместе ждать вестей из-за реки.

А потом, обдумав всё заранее,
Мы звезде, летящей вниз во мгле,
Загадаем общее желание —
Заново родиться на земле.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector