Потаскухи, наркотики, страдание

Потаскухи, наркотики, страдание

Наркотики, насилие, убийства: трагические судьбы культовых супермоделей

Звезды подиумов и обложек нередко платят слишком высокую цену за свою популярность. Одни не справляются с общественным давлением, другие становятся жертвами зависимостей, а обстоятельства смерти третьих и вовсе остаются загадкой. Рассказываем про самых известных супермоделей, чья жизнь закончилась слишком рано.

За историями успеха часто скрывается трагическая борьба. Известные супермодели постоянно находятся под давлением общества, борются со своими внутренними демонами и не всегда одолевают их. Убийства, передозировки и суицид при невыясненных обстоятельствах — рассказываем про самые известные трагедии, которые случились с культовыми супермоделями.

Джиа Каранджи

Каранджи — одна из самых культовых моделей прошлого века. Ее трагическая судьба легла в основу фильма «Джиа» 1998 года с Анджелиной Джоли в главной роли, а инсайдеры индустрии знают, что девушка была супермоделью 70-х и 80-х еще до того, как этот термин вошел в широкий оборот. Джиа появлялась на обложках журналов Cosmopolitan и Vogue в Америке, Великобритании, Франции и Италии. А ее первое крупное модельное сотрудничество состоялось с брендом Versace, когда девушке было 18 лет.

Ее меланхоличная итальянская красота резко контрастировала с общепринятыми тогда типажами светловолосых голубоглазых моделей. Карьерный взлет девушки произошел моментально: потрясающая способность перевоплощаться в кого угодно сразу сделало ее самой востребованной моделью США. В течение года она стала видной светской фигурой Нью-Йорка, звездой вечеринок в Studio 54 и любимицей рокеров, членов королевской семьи, магнатов и кинозвезд.

В основе ее трагедии лежало одиночество: даже на пике своей славы Джиа большую часть времени оставалась одна. Почти все ее друзья принадлежали к индустрии моды и красоты. Сложный насыщенный график не позволял Каранджи заниматься другими делами. По окончании съемочного дня она часто возвращалась в свою пустынную нью-йоркскую квартиру и чувствовала тотальное одиночество. С пустя время она приобщилась к наркотикам. В тот же период скончалась ее близкая наставница, известная владелица модельного агентства Вильгельмина Купер, которая и дала старт карьере девушки. Джиа не могла справиться с горем и перешла на тяжелые наркотики.

В 1981 году Каранджи арестовали за вождение в нетрезвом виде. Когда ей исполнился 21 год, Джии потребовалась операция на руке из-за постоянных инъекций и распространяющихся инфекций. Всего через два года карьера Каранджи начала разваливаться. Ее настроение постоянно менялось, она могла забыть про съемки или заснуть во время работы. Употребление наркотиков не позволяло ей работать на полную мощность, и она потеряла львиную долю контрактов. А вскоре просочились слухи, что она может быть ВИЧ-инфицированной.

После давления со стороны ее семьи она все же отправилась на реабилитацию. Правда, девушка заявила, что у нее нет ни гроша, чтобы отправиться на лечение по программе социального обеспечения. Когда через шесть месяцев Каранджи завершила лечение, она вновь вернулась к наркотикам, причем в еще больших объемах. Через год она попала в больницу: она спала на улице под дождем, синяки на теле свидетельствовали о том, что ее избивали и насиловали, а симптомы были похожи на пневмонию.

Однако анализы крови показали, что у нее был СПИД-ассоциированный комплекс (ARC), предшественник СПИДа. 18 ноября 1986 года в возрасте 26 лет Джиа Каранджи умерла, а причины ее смерти долгое время скрывались от широкой публики. А в 1998 году режиссер Майкл Кристофер снял ленту «Джиа», посвященную культовой супермодели.

Марго Хэмингуэй

Марго Луи Хемингуэй — известная американская модель 70-х и внучка культового писателя Эрнеста Хемингуэя. Головокружительная карьера девушки началась в возрасте 19 лет, когда она переехала в Нью-Йорк. Стройная блондинка быстро поднималась по карьерной лестнице, получала внушительные гонорары, выпустила знаменитый парфюм Farberge и стала первой в истории моделью, подписавшей контракт на миллион долларов.

Причем катализатором успеха была не только писательская карьера дедушки — Марго отличалась трудолюбием, природным обаянием, непринужденностью и безупречными манерами. Она снималась для журналов Elle, Vogue Cosmopolitan и Time, а спустя время решила попробовать себя в кино. Девушка снялась в ленте «Помада» 1976 года. Правда, роль Марго критики приняли довольно скептически, зато заметили ее младшую сестру Мэриел Хемингуэй.

Позже Марго приняла участие в нескольких фильмах, однако успеха эти работы ей не принесли. Тогда же на первый план стала выходить ее сестра Мэриел, которую публика и кинотикритики принимали намного теплее, чем Марго.

Соперничество с сестрой и угасающая слава привели к затяжной депрессии, которую она пыталась заглушить приемом наркотиков, алкоголя и седативных препаратов. 1 июля 1996 года Марго Хемингуэй совершила самоубийство — тело обнаружила ее близкая подруга.

Семья девушки не верила в официальную версию следствия, считая, что причиной трагедии мог быть несчастный случай. Полиция не нашла никаких предсмертных записок, поэтому истинные мотивы и обстоятельства смерти Марго до сих пор остаются загадкой.

Руслана Коршунова

Российскую супермодель Руслану Коршунову называли «русской Рапунцель» — девушка покорила мир моды своими светлыми волосами и глубокими серыми глазами. Она работала с самыми известными дизайнерами и регулярно снималась для крупнейших глянцевых журналов, а также стала лицом аромата Nina Ricci.

Жизнь 20-летней девушки внезапно оборвалась в 2008 году. 28 июня звезда подиумов выбросилась из окна своей квартиры, расположенной на девятом этаже одного из небоскребов Манхэттена. Ее смерть была признана самоубийством, однако близкие модели в официальную версию не верили. Как стало известно позже, за три месяца до трагической гибели она посещала сеансы тренингового центра «Роза мира».

Сотрудники Следственного комитета провели проверку, однако никаких весомых доказательств причастности центра не нашли. К тому же, девушка не оставила предсмертной записки, а слишком малое количество улик не позволяло следователям утверждать, что причиной смерти Коршуновой было доведение до самоубийства. Правда, тренинговый центр все же закрылся из-за плохой репутации после смерти звезды.

Дороти Страттен

В 1978 году будущая звезда Дороти Страттен продавала мороженое в ресторане Dairy Queen в бедном районе Ванкувера, когда судьба свела ее с фотографом Полом Снайдером. Красота Дороти сразу привлекла мужчину, который, по сообщениям, в то время работал сутенером.

Он увидел в девушке перспективу собственного карьерного взлета и обогащения. Пол начал ухаживать за Страттен и вскоре убедил ее сняться в стиле ню, что могло бы помочь ей начать карьеру в Лос-Анджелесе (хотя на тот момент девушке еще не было 18 лет). После этого Снайдер настоял на браке с перспективной звездой и фактически жил за ее счет, в то время как девушка получала прибыльные контракты.

Карьера Дороти действительно пошла в гору: она получила одну из главных ролей в фильме Питера Богдановича «Все они смеялись», вышедшем в 1981 году, уже после ее смерти. На съемочной площадке у Дороти завязался роман с режиссером.

Карьера Дороти оборвалась мгновенно. 14 августа 1980 года Страттен отправилась в дом к Снайдеру, чтобы попросить о разводе. Пол изнасиловал и застрелил 20-летнюю девушку, после чего покончил с собой.

Дороти Страттен в фильме «Все они смеялись»

Ее трагическая судьба легла в основу двух кинолент: телефильма «История Дороти Страттен» (1981 года) и драмы «Звезда-80» (1983 года). Кроме того, фотомодель упоминается в песне Red Hot Chili Peppers «Californication» в строчке о первенце-единороге — отсылка к книге Питера Богдановича «Убить единорога», посвященной погибшей модели.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Потаскухи, наркотики, страдание

Голые любовницы, потеря невинности и яркая тревога самого дорогого художника

Эдвард Мунк — норвежский художник, чей «Крик» стал самым узнаваемым образом в искусстве и эмблемой экспрессионизма, а одна из версий произведения была продана в 2013 году за 120 миллионов долларов и стала на тот момент самой дорогой в мире картиной. Музей Мунка в Осло выложил в открытый доступ более семи тысячи оцифрованных работ — в основном это графика и наброски к его главным произведениям, в которых живописец отражал знаковые для него темы любви, смерти и страха.

Читать еще:  Пленэрная живопись и женские горные велосипеды

Мунк потерял нескольких близких людей, лечился в психиатрической больнице, имел ряд болезненных романов, страдал от панических атак и тяжело переживал потрясения, что нашло отражение в его тревожных ярких полотнах.

«Крик» — без сомнения, самая известная картина Мунка, а также один из наиболее узнаваемых образов в искусстве, которому даже посвящен символ эмодзи. «Я шел по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил художник о поразившем его пейзаже, после которого он взялся за серию работ.

Всего он создал семь версий, из них с названием «Крик» четыре (два маслом и две пастели). Искусствоведы до сих пор спорят о том, как трактовать фигуру из «Криков», — бесполое существо сравнивают со сперматозоидом, эмбрионом, скелетом и мумией, которую Мунк мог видеть в одном из музеев.

Три возраста женщины

Картина «Три возраста женщины» (другие названия — «Женщина» и «Сфинкс») была создана около 1894 года, когда Мунк работал над циклом «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Работы из цикла располагались на четырех стенах, каждая из них соответствовала одной из подтем. «Три возраста женщины» вошли в раздел «Расцвет и закат любви».

Девушки на мосту

Серию «Девушки на мосту» Мунк начал на рубеже XIX и XX веков в городе Осгорстранне, где он проводил лето. Наброски художник делал с местных школьниц. Одна из версий «Девушек на мосту» находится в Пушкинском музее в Москве.

Изображение обнаженной Богородицы с распущенными волосами и прикрытыми в экстазе глазами вызвало скандал. У Мунка было несколько версий «Мадонны», причем на одной из них в углу был эмбрион, а на раме были изображены сперматозоиды. Предполагается, что художник пытался запечатлеть обобщенный момент зачатия, а Дева Мария для него предстает земной, близкой женщиной.

Писал Мадонну он со своей бывшей любовницы, натурщицы Дагни Юль , которую называли «пожирательницей мужчин». «Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» — говорил Мунк .

Танец жизни

«Танец жизни» — центральная работа в цикле «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». Здесь, как и в «Сфинксе», женщина предстает в трех ипостасях — как юная дева, замужняя женщина и старуха. «В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключен и я, когда они танцевали. » — рассказывал Мунк историю создания картины.

«Пепел» входил в раздел «Расцвет и закат любви» из цикла «Фриз жизни» вместе с картиной «Три возраста женщины» — и обе работы перекликаются позой героинь, заложивших руки за голову. И если в той картине это скорее проявление эротизма, то здесь — жест отчаяния.

У «Пепла», как у большинства знаковых работ Мунка, несколько версий, на одной из них он написал: «Я видел нашу любовь, лежащую на земле в виде груды пепла», — и некоторые исследователи предполагают, что художник изобразил свои воспоминания о первом романе и потере девственности.

Меланхолия

«Меланхолия» (другие названия — «Вечер», «Яппе на берегу» и «Ревность») стала одной из первых работ, в которой окончательно оформился стиль Мунка. Он изобразил своего друга Яппе, у которого в тот момент был болезненный роман с замужней женщиной. Считается, что он же изображен на нескольких картинах из серии «Крик», в том числе на первой версии, которая называлась «Настроение на закате» или «Отчание».

Двойственность картины, которая изначально называлась «Любовь и боль», описывается двумя цитатами Мунка. «Он стал словно каша. Его следовало бы вырвать из ее рук. Он прилип к ее груди — она ужасна. А у него пустые глаза и серое лицо», — говорил художник, по воспоминаниям его друга, о женившемся знакомом.

Другая цитата — из дневников Мунка — тоже описывает происходящее на картине, но в другом свете: «Он опустил голову на ее грудь — он чувствовал, как кровь текла по ее жилам, — вслушивался в стук ее сердца — он почувствовал прикосновение горячих губ на своей шее — по его телу прошла дрожь — трепет желания — и он прижал ее поближе к себе».

Искусствоведы в этой двойственности видят воплощение комплекса Мадонны и блудницы — сексуального комплекса, предполагающего разделение образа женщины как объекта заботы и полового партнера.

Автопортрет между часами и кроватью

Автопортрет был закончен в 1943 году, незадолго до смерти Мунка — в последние годы он жил в оккупированной нацистами Норвегии в постоянной тревоге, и вероятно, чувствовал приближение конца. Он изобразил себя в переходном состоянии между болезнью и смертью, которую, вероятно, воплощает кровать, и то ли безвременьем, то ли вечностью, которые символизируют часы — без стрелок.

Цыганская свадьба

«Цыганская свадьба» — автопортрет Мунка 1925 года, себя он изобразил крайним слева. Другая версия картины называется «Автопортрет за свадебным столом», но на ней других гостей нет, а художник сидит в той же позе с бутылкой.

Наркоман несчастья, или Привычка страдать

Если вас спросят, хотите ли вы быть несчастной, вы сильно удивитесь такой постановке вопроса

Иногда на своих тренингах я прошу людей вспомнить все проблемы и несчастья, павшие на их головы. И у каждого есть ровно три минуты, чтобы перечислить их.

Вот уже несколько лет я с удивлением наблюдаю, с каким удовольствием, взахлеб, перебивая друг друга, люди рассказывают о своих бедах. Если не знать предмет разговора, можно подумать, что люди делятся радостями и достижениями.

Слушая людей на консультациях, я заметила, что многие посетители вовсе не заинтересованы в решении своих проблем. Когда я предлагала им тот или иной способ сдвинуть свою ситуацию с мертвой точки, в ответ часто слышала:

  • Это бесполезно;
  • Это в моем случае не сработает;
  • Это не поможет;
  • Я это не могу и т.д.

Причем я не предлагала слетать на Луну, стать Президентом или прыгнуть без парашюта. Я предлагала весьма простые действия, суть которых сводилась к тому, чтобы взять на себя ответственность за решение своей проблемы.

И тогда я поняла: эти люди приходят не для того, чтобы улучшить свою жизнь. Эти люди приходят, чтобы пожаловаться. И чтобы кто-то улучшил их жизнь.

Наркоман несчастья

В каждом из нас живет наркоман несчастья. Нет, это не шизофрения. Это абсолютная норма.

Наркоман несчастья — это часть вашей личности, которая не заинтересована в том, чтобы вы были довольны своей жизнью. Напротив, он любит страдание, он питается страданием и делает все, чтобы вы чувствовали себя несчастной. Он упивается проблемами и хочет, чтобы они не кончались. Это маленький мазохист внутри нормального, вроде бы здорового человека.

Читать еще:  Портреты обычных вещей. Jette Van Der Lende

В некоторых людях этот наркоман несчастья полностью захватил управление всей жизнью. И тогда вы упиваетесь жалостью к себе и своей жертвенностью. Депрессивное состояние становится вашим постоянным спутником. Вы заняты смакованием проблем и вам трудно переключиться на что-нибудь позитивное. Даже если ваша жизнь — чистый белый лист, вы отыщете на нем черную точку (это может быть все, что угодно — хоть неудавшаяся с утра прическа) и сосредоточитесь на этой черной точке.

А главное — вы даже мысли не допускаете, что страдаете по большей части добровольно. Вы наверняка знаете таких людей. Среди ваших подруг, коллег и знакомых, скорее всего, есть такие «профессиональные мученики». У них вечно все не слава Богу.

А что насчет вас? Ведь у других людей мы заметим что угодно.

Как узнать в себе наркомана несчастья

  • Вы не можете искренне посмеяться над собой;
  • Ваш ум постоянно занят решением проблем;
  • На вопрос «Как дела?» вы начинаете рассказывать о том, как ужасны ваши дела;
  • Вы мучаете себя самокритикой;
  • Ваше общение сводится к обсуждению проблем;
  • У вас часто возникает стремление пожаловаться;
  • Глядя на вас, люди время от времени спрашивают: Что случилось?;
  • Глядя на себя в зеркало, вы замечаете, что ваша мимика «сползла вниз»;
  • Вам нравится, когда вас жалеют, вы и сами любите себя жалеть;
  • Вы долго помните обиды;
  • Вы часто чувствуете себя беспомощной и беззащитной.

Привычка страдать

Откуда берется эта тяга к страданию?

Страдание — это эмоция. Это грусть, тоска, страх, печаль, отчаяние и т.д. Любая из этих эмоций может быть очень сильной.

А сильная эмоция — это стресс, который вызывает выброс в кровь определенных гормонов. Это своеобразный внутренний наркотик. И, как от любого наркотика, от страдания вы получаете удовольствие. Порой весьма сильное.

Что такое, например, безответная любовь? Сильнейший наркотик. Женщина страдает? Страдает. А попробуйте лишить ее этого страдания? Ни за что! Это все равно, что стереть все краски жизни и оставить ее мутно-серой.

Или страдания на тему «Никто меня не любит, никто меня не хочет». Попробуйте разуверить в этом несчастную особу. Это будет воспринято как личное оскорбление.

Страдание доставляет удовольствие по многим причинам

  • придает чувство собственной значимости, уникальности;
  • образ страдающей женщины кажется особо утонченным, загадочным, глубоким;
  • к страдающей всегда приковано повышенное внимание;
  • если что, можно рассчитывать на помощь окружающих;
  • можно манипулировать на чувстве вины (из-за вас страдаю!).

Не зря ведь литература и вообще, все искусство построены на конфликтах, неотъемлемой частью которых является страдания и переживания героев. Если никто ни кого не убил, никто не страдает от неразделенной любви, никто не болен и все счастливы, кто будет смотреть такое кино?

На фоне всего этого счастье представляется явлением незамысловатым и пошлым. А вот попробуйте отобрать несчастье — кому вы тогда будете интересны? Поэтому несчастной быть не только приятно, но и выгодно.

Радость мимолетна, несчастьем же можно упиваться годами, иногда всю жизнь. Быть счастливой — требует усилий, стать же несчастной — легко. В любой женщине есть жажда экстремальных ощущений. Хотя бы время от времени. А счастье не бывает экстремальным. Страдание — гораздо продуктивней.

О чем страдаем?

Вот излюбленные темы, с помощью которых женщины «наслаждаются несчастьем», если можно так выразиться. Хотя могли бы наслаждаться жизнью.

Хит-парад популярных женских страданий:

  • Одиночество и вообще, отсутствие нормальных особей мужского пола. Уж полночь близится, а Германа все нет! Эта тема с годами становится все популярней. Еще лет десять, и все настоящие мужчины, похоже, перекочуют в Голливуд, и исчезнут как биологический вид из повседневной жизни.
  • Лишний вес и вообще, все проблемы, касаемые внешности — эти страдания тоже набирают обороты. Не тот нос, не тот разрез глаз, размер груди, объем бедер… В общем, спокойных на эту тему женщин становится все меньше. Через пару лет, они, похоже, исчезнут совсем.
  • Мужчина не хочет жениться. И чем дальше, тем меньше у мужчин таких крамольных желаний. Замуж сходить надо, чтобы заполнить необходимую графу своей биографии. Чтоб не стыдно было, что ты какая-то неполноценная.
  • Неудавшаяся семейная жизнь, муж-козел. Это любимая игра 90% всех замужних женщин. Она отдала ему лучшие годы жизни, а он… Да все, что угодно: денег не зарабатывает, про детей вообще забыл, ходит налево, выпивает и т.д.
  • «Неправильные» дети. Любая нормальная мать знает, какую жизнь должны прожить ее дети. Она же знает, что им нужно для счастья. А они сопротивляются.
  • Склоки в женском коллективе. Любой женский коллектив — это серпентарий. Даже если кажется цветником. И в этом серпентарии наслаждаются жертвы сплетен, интриг и подлостей.
  • Отсутствие денег на себя, любимую. Эта тема близка каждой женщине, если только она не жена щедрого олигарха.

Конечно, встречаются и более экзотические несчастья. Если скажем, по всем вышеперечисленным поводам у вас все хорошо, то есть вы молодая красивая жена преуспевающего человека, который любит вас до безумия, у вас образцовые дети, у вас нет нужды работать в женском коллективе, у вас вообще нет нужды работать, ибо вам достаточно денег на все, что вы хотите… Это, конечно, тяжелый случай, но и здесь есть выход. Обычно такие особы страдают от отсутствия смысла жизни и вселенской скуки. Это самый утонченный вид страдания — «от нечего делать». Он очень популярен среди тех женщин, у которых уже все есть.

Как лечить «наркомана несчастья»?

Наркомания несчастьем — это зависимость. Так же как зависит человек от алкоголя, сигарет, азартных игр, переедания и прочих вредных привычек.

Сложность в том, что любая зависимость лечится успешно только в одном случае: если больной сам этого хочет. Все остальные попытки обречены на провал.

И вовсе не факт, что женщина хочет избавиться от своей привязанности к страданию. В основном, это желание бывает мнимым: «Я-то хочу, но не могу не мучиться…»

Так что выхода, по большому счету два. Либо признайте, что вам нравится жалеть себя и быть жертвой, либо признайте обратное.

Только во втором случае вам придется встать у руля своей жизни и признать, что никто в ваших несчастьях не виноват. И если вам такая перспектива не понравится, можете снова окунуться в океан страданий.

Право быть несчастной — неотъемлемое право любой женщины.

Читайте Интесенс в Telegram и Instagram

Скандальная «Мадонна» Мунка.

Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895. Фрагмент

Единственное, что напоминало канонические изображения Мадонны, – нимб над ее головой, но он почему-то был красного цвета. Эта женщина была больше похожа на любовницу в момент пика чувственного наслаждения, чем на библейский персонаж. На художника обрушилась волна негодования.

Эдвард Мунк. Автопортрет с бутылкой вина, 1906

Мунк создал пять версий этой картины и литографию. Каждый из вариантов, согласно замыслу, должен был соответствовать основным этапам жизненного пути женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть. Именно в продолжении рода видел художник главное женское предназначение. Первая версия «Мадонны» также носила название «Зачатие» или «Любящая женщина». Поза женщины заставляет предположить, что она изображена лежащей, с запрокинутой головой. Вторую стадию – рождение потомства – художник изобразил в литографии 1895 г. Она повторяла первую версию, но тут в нижнем углу был изображен эмбрион, а на раме – сперматозоиды. Каждый из вариантов картины был не повторением ее темы, а дополнением и развитием.

Эдвард Мунк. Автопортрет с зажженной сигаретой, 1895

Как во всех картинах норвежского экспрессиониста, доминирующее значение здесь имеет цвет. Несмотря на выбранную тему, которая ожидаемо предполагает ассоциации с любовью, страстью и животворящей энергией, цветовая гамма производит гнетущее впечатление и вызывает ощущение тревоги. И это именно тот эффект, который намеревался создать художник, – размытые изогнутые линии словно обволакивают тело женщины и заключают его в плотное кольцо. Автору была близка идея самоотречения во имя любви и тема губительной природы человеческих страстей.

Читать еще:  Необычное сочетание. Geliografic

Эдвард Мунк. Мадонна, 1894-1895

Темная палитра красок и странная поза женщины заставляют задуматься: находится ли она на пике наслаждения или изображена в момент последнего вздоха, когда душа покидает тело? Любовь и смерть в работах Мунка часто становятся синонимичными понятиями. По мнению художника, «любовь – божественное чувство, и каждая новая влюбленность обязательно несет в себе оттенок скорби по кусочку собственного «я», принесенному в дар объекту страсти». Поэтому в глазах Мунка влюбленная женщина – это Мадонна Скорбящая. В ХХ в. критики даже усматривали в этой картине предупреждение о надвигающейся угрозе для всего человечества.

Эдвард Мунк. Мадонна, 1895

Картина «Мадонна» была впервые представлена публике в 1896 г. под названием «Влюбленная женщина». Критики назвали ее опасной для юных девушек, особенно вторую ее версию, с эмбрионом и сперматозоидами. А. Стриндберг в 1896 г. в своей рецензии на эту картину писал: «Скорее всего, здесь изображено зачатие – неважно, непорочное или грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве».

Мадонну Мунк писал с натурщицы Дагни Юль – женщины, которую называют роковой музой многих деятелей искусства того времени. Одно время она была любовницей Мунка, а на момент написания картины – женой его друга. За ее бесконечные романы Дагни именовали «пожирательницей мужчин». Тем более кощунственным было для современников увидеть ее в образе Мадонны.

Эдвард Мунк на самом деле не намеревался глумиться над христианскими ценностями, он пытался разглядеть земное в небесном, увидеть в Деве Марии обычную женщину, чтобы максимально ее очеловечить, сделать близкой и узнаваемой, возвеличить в ней земное, человеческое, смертное. В момент зарождения жизни женщина, по мнению художника, объединяет в себе святость и одухотворенность мира вместе с его страданиями и страхами. Отношение Мунка к женщинам было амбивалентным: красота для него всегда подразумевала смертельную опасность. «Женщина в ее тотальной изменчивости – это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…», – писал художник.

Картины *Крик* и *Мадонна* были похищены из музея в 2004 г.

В 2004 г. из музея Мунка в Осло «Мадонна» была похищена вместе с другой знаменитой картиной художника – «Крик». Полотна были возвращены только спустя два года. Из-за полученных повреждений они не демонстрировались в течение двух лет, пока велись реставрационные работы.

В 2006 г. *Мадонну* вернули в музей Мунка в Осло

Роковая любовь Эдварда Мунка

Как и у любого настоящего гения, у Эдварда Мунка была муза. Но вовсе не ангельская посланница небес, являвшаяся ему во снах или в дуновении ветра шептавшая о вдохновении, а самая настоящая, из плоти и крови. Красивая и порочная, сущая femme fatale. Звали её Тулла (Матильда) Ларсен. Дочь состоятельного виноторговца из Христиании (современный Осло) очаровала Мунка в 1898 году. Их бурный роман продлился четыре года, оборвавшись трагически и практически фатально.

Тулла (Матильда) Ларсен

В 1902 году Тулла, сходившая с ума от ревности и безуспешно пытавшаяся женить непокорного и свободолюбивого Мунка на себе, чуть не стала причиной гибели художника. Всё произошло как в страшном сне. Тулла, обиженная на Мунка и чувствующая, что их роман неминуемо движется к своему завершению, заставила его поверить, что она вот-вот умрёт от передозировки морфия. Приехавший к ней Мунк увидел страшную картину: Матильда, завёрнутая в саван, лежала в гробу посреди комнаты, заставленной горящими свечами. Стоило ему только подойти к гробу, как она поднялась и начала жарко обвинять его и угрожать самоубийством, размахивая револьвером. Ситуация накалилась. Прозвучал выстрел, в результате которого пуля попала Мунку в левую руку. Что это было? Случайность или совершенно осознанное действие? По одной из версий Мунк пытался остановить Туллу и отнять у неё оружие, но в пылу схватки нажал на курок.

Эдвард Мунк — Убийца

Так или иначе, после того рокового дня раненый палец пришлось ампутировать, а случившийся у Мунка нервный срыв заставил его ненадолго лечь в психиатрическую лечебницу. Мунк более не общался с Туллой, до конца своей жизни называя её лишь «та женщина». Однако «та женщина» оставила неизгладимый след не только в его судьбе, но и в его творчестве. После расставания с Туллой Мунк создал несколько работ, посвящённых смерти легендарного французского политического деятеля Марата, заколотого в собственной ванне молодой аристократкой Шарлоттой Корде. Мунк чувствовал синонимичность случившегося с ним с трагедией Марата, в которой роковая роль была отведена женщине.

Эдвард Мунк — Смерть Марата

В своих дневниках Мунк так писал о Матильде Ларсен: «Тонкое и надменное лицо… обрамляющие его волосы подобны сиянию. Удивительная улыбка плотно закрытых губ напоминает мне об образе Мадонны и вызывает необъяснимое чувство тоски». В этом описании можно увидеть одну из самых значимых картин Мунка «Мадонна» (известная еще как «Любящая женщина» или «Зачатие»), пять вариантов которой художник создал ещё за несколько лет до знакомства с Туллой. Мадонна кисти Эдварда Мунка, лишённая святости и чистоты, жертвенности и вселенской нежности, воплощает собой боль и смерть, плотскую любовь и опасность, которую несёт с собой красота.

Эдвард Мунк — Мадонна

Считается, что натурщицей для одной из версий «Мадонны» была норвежская писательница, возлюбленная Мунка времени его берлинских поездок, жена близкого друга художника, польского писателя Станислава Пшыбышевского, — Дагни Юль. Юль часто именовали «пожирательницей мужчин» за её бесконечные романы. Будучи музой многих писателей и художников прекрасной эпохи, она имела романтическую связь с драматургом Августом Стриндбергом, писателями Адольфом Паулем и Хьялмаром Кристенсеном… Умерла она, как и полагается роковой женщине, молодой, в 33 года, не дожив всего 3 дня до своего 34-го дня рождения. В номере грузинского Гранд Отеля она была застрелена одним из своих юных любовников прямо на глазах у шестилетнего сына Зенона.

В таком же возрасте умерла и мать Мунка, однако её убийцей был не человек, а страшная болезнь — туберкулёз, который через несколько лет после смерти Лауры Мунк забрал и жизнь старшей сестры художника. Драму детства Мунка скрашивало лишь присутствие доброй тёти, которая после смерти своей старшей сестры взяла на себя заботу о её детях. Карен была художницей-самоучкой, и именно она разожгла в своём племяннике страстную любовь к живописи.

Эдвард Мунк — тётя Карен в кресле-качалке

Мунк всю свою последующую жизнь пытался найти женщину, похожую на свою тётю, которая смогла бы жертвенно и нежно любить его, не требуя ничего взамен, однако вместо чистого ангела его преследовал образ женщины-демона, женщины-вампира, женщины-гибели… В лице Туллы Ларсен и Дагни Юль Эдвард Мунк, всю жизнь искавший свою Мадонну, обрёл лишь Еву и Лилит, томивших и терзавших его и так больную душу. «Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек. Человек, сводящий с ума. » — писал Эдвард Мунк.

Эдвард Мунк — Вампир

Nick Cave & The Bad Seeds/Kylie Minogue — Where The Wild Roses Grow

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector