Повествовательный стиль. Иранский художник. Bahareh Kamankesh

Повествовательный стиль. Иранский художник. Bahareh Kamankesh

Уникальные народные промыслы Ирана

Изделия ручной работы – одна из визитных карточек Ирана. Нередко туристы, приезжающие в страну, неожиданным образом выясняют, что здесь их больше всего впечатляют не красивые мечети и древние дворцы, а уникальные иранские народные промыслы. Столетиями местные мастера оттачивали свои умения, предавая его тайны из поколения в поколение. Каждый из таких видов народного искусства – продукт многовековой истории и культуры Ирана.

Галямзани

Галямзани – это вид чеканки по металлу, который имеет долгую историю. Точных сведений о возникновении этого ремесла, к сожалению, нет, однако известно, что в Иране оно появилось около 4000 лет назад. Изначально для создания галямзани брали медь. Однако сегодня мастера используют и другие металлы, такие как золото, серебро или латунь. Следует отметить, что порой рисунок стоит дороже драгоценного металла в чистом виде, а все благодаря непревзойденному мастерству чеканщиков.

Что же изображено на таких вазах-галямзани? Да все что угодно, начиная от обычных незамысловатых узоров и изображений птиц и животных, заканчивая целыми историческими событиями и сюжетами из литературных произведений.

Перед началом нанесения рисунка мастер покрывает металл специальным раствором из смолы и мела, чтобы во время чеканки ваза не потеряла свою форму. Выполняется резьба с помощью специального инструмента – «галяма». По окончанию нанесения рисунка раствор смывается, борозды натираются углем, а сама посуда полируется. Таким образом, рисунок становится ярче и четче.

Интересно то, что есть две основные техники нанесения узора – тебризская и исфаханская, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Дело в том, что в Тебризе, чтобы нанести рисунок на металл, мастер надавливает на инструмент рукой. А вот в Исфахане в данном случае будут ударять по «галяму» специальным молотком.

Галямкари

Хотя термины «галямкари» и «галямзани» похожи, сами ремесла полностью отличаются. Галямкари – это техника нанесения рисунка на хлопчатую ткань. При этом сначала краски наносят на пластину с уже заготовленным рисунком, а затем отпечатывают на изделии. Такие штампы делаются из ценных пород дерева. Для того чтобы ткань не изнашивалась годами и легко стиралась, её обрабатывают специальным раствором, а чтобы краски как можно дольше оставались яркими, готовую работу сначала долго кипятят, а затем вымачивают в ледяной воде.

Искусство галямкари стало известно в Иране во времена монгольского нашествия. Именно тогда на иранских базарах впервые появились монгольские и китайские расписные скатерти. Чтобы не отставать от китайцев иранцы сами стали производить галямкары.

Расцвет производства пришелся на времена правления Сефевидов и продолжился вплоть до Каджаров. При Сефевидах в основном из такой расписной ткани шили одежду. При Каджарах большей популярностью стали пользоваться изделия для интерьера. Традиционные рисунки на галямкари времен Сефевидов включают в себя арабески, цветочные орнаменты и всем известные «огурцы», в эпоху Каджаров добавились и другие узоры. Стоит отметить, что в свою работу мастера нередко вплетали золотые и серебряные нити.

Галямкари вы можете найти в любом иранском магазине сувениров. Однако самый большой выбор будет представлен в Исфахане.

Фирузекуб

Персидское слово «фирузе» обозначает «камень счастья» и переводится на русский язык как «бирюза». Испокон веков считалось, что добыча лучшей бирюзы в мире ведется в Иране, а именно в провинции Хорасан на Нишапурском месторождении.

Согласно древним персидским легендам образовалась бирюза из костей людей, умерших от любви. Поэтому иранцы всегда почитали этот камень и преподносили его в дар, как символ любви, нежности и страсти. Бирюза в Иране очень дорогая, однако, и самая качественная. Хотя добыча этого драгоценного камня насчитывает многовековую историю, ремесло фирузекуб считается относительно молодым, ведь ему нет и сотни лет. Но зато этот промысел уже успел стать одной из визитных карточек Ирана. Так что если вы уедете из страны, не купив такую вазу, инкрустированную бирюзой, поверьте, вы совершите большую ошибку.

Родиной этого ремесла считается опять-таки Исфахан. Здесь инкрустируют не только вазы, но и украшения, тарелки, стаканы, подносы и даже лейки. К сожалению, мастеров, занимающихся фирузекуб, в Иране очень мало, даже в самом Исфахане их можно по пальцам пересчитать. Для создания посуды или украшений, которые потом будут инкрустировать бирюзой, берут такие металлы, как медь, никель, серебро, бронзу или мельхиор. Сначала одни мастера готовят форму для будущего изделия, а затем ювелиры составляют мозаику из небольших кусочков бирюзы и припаивают их к металлу.

Минакари

Под «Минакари» понимается уникальное искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику. Традиции этого ремесла зародились около 5 тысяч лет назад, а одним из древнейших экземпляров минакари считается золотой браслет времен правления Ахаменидов, который сейчас выставляется в Лондоне в крупнейшем музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в мире – музее Виктории и Альберта.

Наибольшую популярность это ремесло приобрело во времена правления Каджаров. Процесс производства минакари невероятно сложен и делится на несколько этапов, при этом все время задействованы сразу несколько ремесленников.

Для основы обычно берут такие металлы, как медь, бронзу серебро и золото. Когда мастер придаст форму своему изделию, он покрывает её специальной глиной и подвергает обжигу, во время которого температура может достигать 750°С. Процесс повторяется трижды.

Для покраски сейчас используют различные оксиды металлов. Так, для получения красных оттенков используют оксид золота, а для бирюзового цвета берут олово, свинцовый хрусталь или медь. Все краски, конечно же, огнеупорные. Основными мотивами для росписи выступают разнообразные узоры, цветы, птицы, а иногда и персидские миниатюры. После нанесения рисунка сосуд снова отправляют в печь теперь уже для закрепления краски.

Проверить качество минакари очень просто. Достаточно провести по изделию острым ножом или пилкой. Некоторые продавцы, таким образом, хвастаются своей продукцией. Вам не стоит переживать – на качественном изделии царапин не останется.

Хатамкари

Необыкновенная персидская инкрустация по дереву, называемая «хатамкари», возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла во времена правления Сефевидов. Другие страны востока, такие как Индия, Сирия, Ирак и Палестина также имеют свои центры производства инкрустированных изделий. Однако Иран все равно остается ведущей страной в этой отрасли.

Иранцы инкрустируют всё, что вы захотите. Стулья, столы, окна, двери, шкатулки, подставки для Корана, письменные принадлежности, рамы для картин и многое другое украшается шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры могут быть и пяти-, и восьми- и десятигранными, но чаще всего вы увидите именно шестигранные.

Для получения коричневых треугольников используют апельсиновое и розовое деревья, а для черных – орех и эбеновое дерево. Белые треугольники делают из верблюжьих, слоновых или коровьих костей. Также ремесленники используют золотые, серебряные и латунные нити для заготовления треугольников соответствующих оттенков. Для мастера крайне важно, чтобы весь материал, используемый в производстве, имел трехгранную форму. Поэтому и деревянные щепки, и кусочки костей, и металлические нити пропускают через специальную машину. Трехгранные палочки складываются в шестигранные цветы, напоминающие звезды, а потом уже приклеиваются друг к другу деревянным клеем согласно задуманному рисунку.

Читать еще:  Пейзажи. Alain Lutz

Работа это очень долгая и кропотливая. Для мастера необходимо, чтобы в его работе не было никаких зазоров, и сами «цветы» плотно прилегали друг к другу. Следует отметить, что деревянная основа – необязательное условие для хатамкари. Такие пластины можно приклеивать и на медные изделия.

Уникальные народные промыслы Ирана

Изделия ручной работы – одна из визитных карточек Ирана. Нередко туристы, приезжающие в страну, неожиданным образом выясняют, что здесь их больше всего впечатляют не красивые мечети и древние дворцы, а уникальные иранские народные промыслы. Столетиями местные мастера оттачивали свои умения, предавая его тайны из поколения в поколение. Каждый из таких видов народного искусства – продукт многовековой истории и культуры Ирана.

Галямзани

Галямзани – это вид чеканки по металлу, который имеет долгую историю. Точных сведений о возникновении этого ремесла, к сожалению, нет, однако известно, что в Иране оно появилось около 4000 лет назад. Изначально для создания галямзани брали медь. Однако сегодня мастера используют и другие металлы, такие как золото, серебро или латунь. Следует отметить, что порой рисунок стоит дороже драгоценного металла в чистом виде, а все благодаря непревзойденному мастерству чеканщиков.

Что же изображено на таких вазах-галямзани? Да все что угодно, начиная от обычных незамысловатых узоров и изображений птиц и животных, заканчивая целыми историческими событиями и сюжетами из литературных произведений.

Перед началом нанесения рисунка мастер покрывает металл специальным раствором из смолы и мела, чтобы во время чеканки ваза не потеряла свою форму. Выполняется резьба с помощью специального инструмента – «галяма». По окончанию нанесения рисунка раствор смывается, борозды натираются углем, а сама посуда полируется. Таким образом, рисунок становится ярче и четче.

Интересно то, что есть две основные техники нанесения узора – тебризская и исфаханская, которые в значительной степени отличаются друг от друга. Дело в том, что в Тебризе, чтобы нанести рисунок на металл, мастер надавливает на инструмент рукой. А вот в Исфахане в данном случае будут ударять по «галяму» специальным молотком.

Галямкари

Хотя термины «галямкари» и «галямзани» похожи, сами ремесла полностью отличаются. Галямкари – это техника нанесения рисунка на хлопчатую ткань. При этом сначала краски наносят на пластину с уже заготовленным рисунком, а затем отпечатывают на изделии. Такие штампы делаются из ценных пород дерева. Для того чтобы ткань не изнашивалась годами и легко стиралась, её обрабатывают специальным раствором, а чтобы краски как можно дольше оставались яркими, готовую работу сначала долго кипятят, а затем вымачивают в ледяной воде.

Искусство галямкари стало известно в Иране во времена монгольского нашествия. Именно тогда на иранских базарах впервые появились монгольские и китайские расписные скатерти. Чтобы не отставать от китайцев иранцы сами стали производить галямкары.

Расцвет производства пришелся на времена правления Сефевидов и продолжился вплоть до Каджаров. При Сефевидах в основном из такой расписной ткани шили одежду. При Каджарах большей популярностью стали пользоваться изделия для интерьера. Традиционные рисунки на галямкари времен Сефевидов включают в себя арабески, цветочные орнаменты и всем известные «огурцы», в эпоху Каджаров добавились и другие узоры. Стоит отметить, что в свою работу мастера нередко вплетали золотые и серебряные нити.

Галямкари вы можете найти в любом иранском магазине сувениров. Однако самый большой выбор будет представлен в Исфахане.

Фирузекуб

Персидское слово «фирузе» обозначает «камень счастья» и переводится на русский язык как «бирюза». Испокон веков считалось, что добыча лучшей бирюзы в мире ведется в Иране, а именно в провинции Хорасан на Нишапурском месторождении.

Согласно древним персидским легендам образовалась бирюза из костей людей, умерших от любви. Поэтому иранцы всегда почитали этот камень и преподносили его в дар, как символ любви, нежности и страсти. Бирюза в Иране очень дорогая, однако, и самая качественная. Хотя добыча этого драгоценного камня насчитывает многовековую историю, ремесло фирузекуб считается относительно молодым, ведь ему нет и сотни лет. Но зато этот промысел уже успел стать одной из визитных карточек Ирана. Так что если вы уедете из страны, не купив такую вазу, инкрустированную бирюзой, поверьте, вы совершите большую ошибку.

Родиной этого ремесла считается опять-таки Исфахан. Здесь инкрустируют не только вазы, но и украшения, тарелки, стаканы, подносы и даже лейки. К сожалению, мастеров, занимающихся фирузекуб, в Иране очень мало, даже в самом Исфахане их можно по пальцам пересчитать. Для создания посуды или украшений, которые потом будут инкрустировать бирюзой, берут такие металлы, как медь, никель, серебро, бронзу или мельхиор. Сначала одни мастера готовят форму для будущего изделия, а затем ювелиры составляют мозаику из небольших кусочков бирюзы и припаивают их к металлу.

Минакари

Под «Минакари» понимается уникальное искусство нанесения разноцветной эмали на металл или керамику. Традиции этого ремесла зародились около 5 тысяч лет назад, а одним из древнейших экземпляров минакари считается золотой браслет времен правления Ахаменидов, который сейчас выставляется в Лондоне в крупнейшем музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в мире – музее Виктории и Альберта.

Наибольшую популярность это ремесло приобрело во времена правления Каджаров. Процесс производства минакари невероятно сложен и делится на несколько этапов, при этом все время задействованы сразу несколько ремесленников.

Для основы обычно берут такие металлы, как медь, бронзу серебро и золото. Когда мастер придаст форму своему изделию, он покрывает её специальной глиной и подвергает обжигу, во время которого температура может достигать 750°С. Процесс повторяется трижды.

Для покраски сейчас используют различные оксиды металлов. Так, для получения красных оттенков используют оксид золота, а для бирюзового цвета берут олово, свинцовый хрусталь или медь. Все краски, конечно же, огнеупорные. Основными мотивами для росписи выступают разнообразные узоры, цветы, птицы, а иногда и персидские миниатюры. После нанесения рисунка сосуд снова отправляют в печь теперь уже для закрепления краски.

Проверить качество минакари очень просто. Достаточно провести по изделию острым ножом или пилкой. Некоторые продавцы, таким образом, хвастаются своей продукцией. Вам не стоит переживать – на качественном изделии царапин не останется.

Читать еще:  Отношения между людьми. Amanda Jackson

Хатамкари

Необыкновенная персидская инкрустация по дереву, называемая «хатамкари», возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла во времена правления Сефевидов. Другие страны востока, такие как Индия, Сирия, Ирак и Палестина также имеют свои центры производства инкрустированных изделий. Однако Иран все равно остается ведущей страной в этой отрасли.

Иранцы инкрустируют всё, что вы захотите. Стулья, столы, окна, двери, шкатулки, подставки для Корана, письменные принадлежности, рамы для картин и многое другое украшается шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры могут быть и пяти-, и восьми- и десятигранными, но чаще всего вы увидите именно шестигранные.

Для получения коричневых треугольников используют апельсиновое и розовое деревья, а для черных – орех и эбеновое дерево. Белые треугольники делают из верблюжьих, слоновых или коровьих костей. Также ремесленники используют золотые, серебряные и латунные нити для заготовления треугольников соответствующих оттенков. Для мастера крайне важно, чтобы весь материал, используемый в производстве, имел трехгранную форму. Поэтому и деревянные щепки, и кусочки костей, и металлические нити пропускают через специальную машину. Трехгранные палочки складываются в шестигранные цветы, напоминающие звезды, а потом уже приклеиваются друг к другу деревянным клеем согласно задуманному рисунку.

Работа это очень долгая и кропотливая. Для мастера необходимо, чтобы в его работе не было никаких зазоров, и сами «цветы» плотно прилегали друг к другу. Следует отметить, что деревянная основа – необязательное условие для хатамкари. Такие пластины можно приклеивать и на медные изделия.

Миниатюра в исламском искусстве

В исламском мире миниатюра называлась тасвир – «создание изображения». Это были небольшие рисунки, создаваемые акварелью или гуашью, с применением золотых и серебряных красок. Изображение создавалось плоским, без учета светотеней и масштабов, пишет Ахмет Караташ.

Уже IX в. в исламском мире стали создаваться иллюстрированные рукописи. Например, переведенный на арабский язык трактат древнегреческого ученого Диоскорида «Materia Medica», получивший название «аль-Хашаш», был оформлен шестью сотнями рисунков растений, двумястами изображениями животных, а также людей. Техника изображения сильно напоминает византийскую. «Хийал аль-хандасия» механика-изобретателя Абу аль-Из аль-Джазари, который в середине XII в. поступил на службу к Артукидам, иллюстрирована цветными чертежами разных приспособлений и устройств, которых приводили в действие сила воды и шестерни. Среди них – часы, фонтан, кодовый замок и т.п.

Слоновые часы аль-Джазари / Источник: ru.wikipedia.org

Самые первые сохранившиеся образцы исламских миниатюр относятся к XII-XIII вв. Предполагается, что для мусульманских художников образцами стали иллюстрированные рукописи зороастрийцев. Вероятно, свое влияние оказало и искусство манихеев, так как первые миниатюры периода Сельджуков по типу фигур и композиции повторяют миниатюры уйгуров-манихеев.

Баркиярук – сельджукский султан / Источник: en.wikipedia.org

Миниатюра Ирана и Тимуридов испытывала сильное влияние искусства Дальнего Востока и Китая. В ранний период основное внимание уделялось пейзажу, который изображался очень детально, в то время как фигуры людей и животных были небольшими. Интерес государственных лиц к истории и искусству во времена Тимуридов стал причиной создания многочисленных книг, которые богато украшались иллюстрациями.

Искандар с семью мудрецами (эпоха Тимуридов, 1495 г.) / Источник: blogs.bl.uk

В миниатюре периода Каракоюнов и Аккоюнов фигуры людей изображались изящными, а окружающие их виды и архитектура – в стилизованном виде. Миниатюру Сефевидов отличают масштабность и живость композиции. В это время творили такие художники, как Султан Мухаммад, Мирза Али, Мир Саид Али, Шейх Мухаммад. На миниатюрах Тебриза и Казвина мы видим изящные фигуры с локонами, свисающими до щек, изогнутые луком бровями, тонкими шеями и широкими плечами. Чаще всего миниатюрами иллюстрировались рукописи «Шах-наме» и «Хамсы» Низами.

Тебризский стиль / Источник: pinterest.com

Своего расцвета искусство миниатюры достигло в Османской империи. На него оказало влияние и западное искусство, так как султан Фатих II, завоевав Константинополь, привез туда скульпторов и художников из Венеции. Османские художники создали немало прекрасных образцов миниатюры на самые разные темы. Но изображение Посланника Аллаха (САВ), его жен и дочери оставалось под запретом. Среди художников османского периода можно отметить Наккаша Османа, Насуха Матракчи, Ахмеда Накши. Миниатюры этих и других авторов несут в себе не только художественную ценность, но и являются важными историческими источниками для современных исследователей.

Селим II принимает персидского посла в Эдирне. 1567 г. (авт. Наккаш Осман) / Источник: ru.wikipedia.org

Миниатюры первоначально выступали в качестве изображения, иллюстрирующего текст, т.е. не имели самостоятельного значения. В XVI в. в Персии появилась традиция составление и оформление альбомов-муракка – образцов каллиграфии и живописи, отобранных по вкусу их владельца. В XVII-XVIII в. эта мода распространилась на Могольскую и Османскую империю. Составление таких альбомов считалось искусством, которым занимались многие лучшие персидские художники.

Альбом-муракка с каллиграфическими работами Хафиза Османа (1690 г.) / Источник: commons.wikimedia.org

В концу XVIII – началу XIX в. классическое искусство миниатюры переживало кризис. Оно сохранялось по большей части как изображение костюмов или иллюстраций к произведениям типа сафаратнаме (описания путешествия). А впоследствии миниатюра и вовсе перестала существовать как жанр.

В настоящее время в исламском мире есть художники, которые стремятся возродить это древнее искусство.

Художники с Ближнего Востока завоевывают арт-рынок
ARTinvestment.RU 15 октября 2008

Семь лет назад, после террористической атаки 11 сентября никто и предположить не мог, что современное искусство стран Ближнего Востока будут пользоваться популярностью. Тем не менее сейчас произведения художников из Ирана и арабских стран приносят миллионы на ведущих мировых аукционах. Причем покупают их не только катарские шейхи, но еще и западные коллекционеры, такие как Чарльз Саатчи (Charles Saatchi). Согласно сайту ArtTactic, публикующему информацию о развивающихся рынках искусства, объем произведений ближневосточного искусства на публичных торгах увеличился с 1 миллиона фунтов в 2006 году до 17 миллионов в 2008 году. И эта цифра может еще вырасти в два раза к концу этого года. За два года средняя цена произведения художника с Ближнего Востока выросла аж на 260 процентов.

Бум начался с первого аукциона Christie’s в Дубаи, состоявшегося в марте 2006 года. С тех пор аукционный дом часто устраивает в Эмиратах торги, на которых продаются не только произведения ближневосточных авторов, но и работы гигантов западного искусства, таких как Энди Уорхол (Andy Warhol). На последнем аукционе Christie’s в Дубаи, прошедшем в апреле, три произведения художников с Ближнего Востока принесли суммы, превышающие 1 миллион долларов. Самой дорогой работой стала монументальная бронзовая скульптура иранца Парвиза Танаволи (Parviz Tanavoli), ушедшая за 2,84 миллиона. 30 октября в Дубаи пройдут самые крупные на данный момент торги Christie’s на Ближнем Востоке, на которых будут представлены работы художников из Ирана, Ирака, Сирии, Ливана. Египта, Алжира и Объединенных Арабских Эмиратов, а также произведения западных звезд, в том числе Энди Уорхола и Христо & Жанн-Клод (Christo & Jeanne-Claude).

Читать еще:  Польская художница. Paulina Wilk

Bonhams тоже внес свою лепту в нынешнее процветание ближневосточного искусства. В марте этот аукционный дом провел в Дубаи крупные торги. Их результаты превзошли эстимейт в три раза. Топ-лотом стала работа самого модного иранского художника Фархада Мошири (Farhad Moshiri), которого называют иранским ответом Кунсу (Jeff Koons) и Херсту (Damien Hirst). Его картина Eshgh («любовь» на языке фарси) принесла 1,05 миллиона долларов. Следующие торги Bonhams в Дубаи пройдут 24 ноября.

Sotheby’s тоже не отстает. 23 октября в Лондоне состоятся первые в истории аукционного дома торги, на которых будут представлены исключительно произведения современных художников с Ближнего Востока. Недавно Sotheby’s объявил об открытии представительства в столице Катара Дохе. Произведения, которые будут представлены на октябрьском аукционе, можно будет увидеть на предаукционных показах в Дохе, Дубаи и Абу-Даби.

Представительство на Ближнем Востоке (в Дубаи) открыл и Phillips de Pury, недавно, кстати, купленный российским ритейлером Mercury Group. На аукционе 18 октября, который пройдет в Лондоне во время арт-ярмарки Frieze, будут представлены произведения арабских и иранских художников. Днем позже, 19 октября, произведения Фархада Мошири и Хоссейна Зендеруди (Hossein Zenderoudi) появятся на торгах произведениями современного искусства Christie’s, где наряду с ними будут продаваться выдающиеся картины Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon), Лусиена Фрейда (Lucian Freud) и Лучио Фонтаны (Lucio Fontana).

Специалисты называют несколько причин интереса арт-рынка к произведениям художников из исламского мира. Самая очевидная из них — экономическая развитость региона, основанная на высоких ценах на нефть. Кроме того, после 11 сентября интерес к исламской культуре сильно повысился. Творчество ближневосточных художников затрагивает очень важные и интересные темы, такие как война, противостояние западной и исламской культур, проблемы самоидентификации и положение женщин в исламском обществе. Современное арабское и иранское искусство поддерживают местные шейхи, которые тратят миллионы на аукционах и арт-ярмарках, а также открывают в своих странах крупные музеи.

Материал подготовила Юлия Максимова

ngasanova

Вспомнить, подумать.

Миниатюры – Женщины в эпоху Сефевидов

Миниатюры от Риза Аббаси

Риза Аббаси (Ок. 1575 — 1635 )

С именем Ризы Аббаси, обладавшим высочайшим мастерством рисовальщика и тонким чутьем
колориста, связывают становление и расцвет исфаханского художественного стиля
первой половины XVII века.

Муин Мусаввир. Портрет Ризы-йи-Аббаси. 1673 г. Библиотека Принстонского университета.

Почитание Ризы Аббаси как великого мастера нашло воплощение в создании (редчайший случай)
его учеником Му’ином-мусаввиром миниатюрного портрета учителя; подпись на портрете
сообщает дату смерти художника, который дал жизнь новаторскому стилю иранской живописи
на закате Средневековья.

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Woman Seated in a Tree, 1616

Миниатюра этого стиля «выросла» из одежд средневековой книжной иллюстрации, вышла за рамки
рукописи и обрела статус украшающей альбом — муракка красочной живописной картины или
рисунка с изящной подцветкой. Не связанные с каким-либо литературным сюжетом изображения
одного-двух персонажей заняли царственное положение в пространстве листа. Предпочтение
отдавалось юношам или девушкам, идеально прекрасные портреты которых наводят на мысль
о суфийской мистической поэзии, изобретательно воспевающей в образах любовной лирики
любовь к Богу.

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Lady with a Fan 1590

Будучи приверженцем традиционного стиля живописи, Реза Аббаси вводил новые сюжеты в
персидское творчество. Полуобнаженные женщины, изнеженные юноши, любовники начали
заменять героев «Шахнаме» и «Хамсе». Риза Аббаси устанавливает тон для искусства
большей части семнадцатого века, поскольку еще долгое время молодые живописцы,
чтобы развить собственный стиль, продолжают копировать его работы..

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Girl 1600

Пораженный его необычайным талантом и успехами, известный автор трактата о каллиграфах
и живописцах Кази Ахмад восторженно писал:

«Правильно, что время гордится его существованием, ибо в расцвете юности он довел до
такого мастерства изящество кисти, живописность и сходство, что… в настоящую эпоху он
не имеет соперника; …искусные живописцы, которые живут в наше время, признают его
безукоризненным. Он похитил у предшественников мяч первенства и все еще имеет дни
для совершенствования; надо надеяться, что преуспеет…».

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Woman Counting on her Fingers, Circa 1628-30

По сообщению другого автора, Ака-Риза в 1593 году стал придворным живописцем шаха
Аббаса I (1587 — 1629), который в 1598 году перенес столицу государства в Исфахан,
где с 1601—1602 года начала работать дворцовая мастерская, которую художник и возглавил.

Логично думать, что именно он в этот период присоединил к своей подписи более
почетное имя Аббаси взамен Ака — «господин».

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Saki 1609

И при жизни, и после его смерти вплоть до конца XVII века, и даже далее, художники Ирана
копировали его произведения, либо создавали вариации на их темы. Риза-йи-Аббаси был
крупнейшим персидским художником XVII века.

Пиршество на лоне природы. 1612

В пятнадцатилетний период формирования собственно исфаханского стиля (после 1605) был
создан великолепный по композиции и красочному решению диптих «Пиршество на лоне природы»
(1612, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Риза. Пиршество на лоне природы. 1612. Эрмитаж, Санкт Петербург.

Два великолепных листа с изображением пирушки на природе датированы 1612 годом.
Риза-йи-Аббаси на каждом оставил свою подпись. На правой части «Он (Бог)! Закончено
в понедельник 1 зу-л-ка’да 1020 года. Работа смиренного Ризы-йи-Аббаси»
(дата по мусульманскому летоисчислению). На левой части — «Работа смиренного
Ризы-йи-Аббаси».

Пиршество на лоне природы. 1612. Эрмитаж, Санкт Петербург.

Многофигурная композиция развернута на двух смежных листах, — царственный юноша в
окружении своей свиты пирует на лоне природы. По сюжету и общему решению она
соответствует традиции установившейся для развернутых книжных фронтисписов, которыми
открывались самые роскошные рукописи XV—XVII веков. Разноцветные, как будто драгоценные,
камни, тщательно выписанные растения, изнеженность поз, текучесть линии рисунка,
великолепные краски, в этом диптихе есть всё, что характерно для лучших образцов
персидской живописи в целом, и для блестящего искусства Ризы-йи-Аббаси в частности.

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Woman with a Veil

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Two Lovers 1630

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Reclining Nude 1590

Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Young Lovers

1595 Riza Abbasi (Iranian atist, 1565-1635) Reclining Woman

Женщина с зеркалом.
Из коллекции Детройтского музея искусств.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector