Поющие импрессионистические картины. September McGee

Поющие импрессионистические картины. September McGee

Что смотреть на выставке «Импрессионизм и испанское искусство»: гид по главным работам

До 26 января в Музее русского импрессионизма в Москве проходит выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В экспозиции — работы восемнадцати испанских художников, творивших бок о бок с французскими импрессионистами. Вместе с музеем мы собрали гид по основным персоналиям и полотнам, которые нельзя пропустить.

Хотя идеи импрессионизма не получили моментального признания в испанском искусстве, само понятие «впечатления» (impresión) вошло в национальную живопись еще в 1850‑х. Это явление не было напрямую связано с французским импрессионизмом, но указывало на интуитивное влечение к изображениям, написанным в свободной манере на контрасте с академическими, детально проработанными картинами.

«Нотр-Дам-де-Виктуар, дождливый день», Дарио де Регойос

В середине 1880-х художник Регойос жил в Брюсселе. Поселившись рядом с площадью Саблон, он наблюдал паломников, которые собирались в церкви Нотр-Дам-де-Виктуар на майские празднества в честь Богоматери. На выставке представлен этюд маслом «Нотр-Дам-де-Виктуар, дождливый день» — размытые очертания монументального фасада, просачивающийся из витражных окон свет, разводы дождя.

«Месяц Девы Марии в Брюсселе» (1884), Дарио де Регойос

Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона

Этот этюд был подарен каталонскому художнику Микелу Утрильо и стал эскизом для следующей работы — «Месяц Девы Марии в Брюсселе», одной из важнейших работ пред-импрессионистского периода. Перед зрителем — фасад той же церкви, но к ней добавляется перспектива прилегающей улицы Режанс в один из пасмурных майских дней. Все фигуры на картине за исключением фигуры священника — женские. Этим автор акцентировал внимание на том, что католическую традицию поддерживали в первую очередь женщины.

«Ноктюрн. Замок Бельвер» (1900), Жоаким Мир

Частное собрание, Барселона

Жоакима Мира считают испанским импрессионистом, потому что основная часть пейзажей написана художником с натуры. Однако сам он не причислял себя ни к какому направлению и отличался ярко выраженной индивидуальной манерой письма.

Мир — художник-пейзажист, который много работал на пленэре. Как и художников импрессионистов, его внимание привлекают вопросы передачи естественного освещения, при этом сюжет как таковой или изображение человеческих фигур его интересуют мало. Мир часто повторял, что смешивает цвета на палитре, а не в глазах зрителя.

В отличие от импрессионистов он создавал рисунок не отдельными короткими мазками, но мощными цветовыми пятнами.

На картине «Ноктюрн. Замок Бельвер», которую Мир написал сразу по приезде на остров Мальорка, изображено знаменитое готическое здание города Пальма. Художник показывает кромешную тьму южной ночи, но при этом картина не кажется темной. Мира увлекает передача холодного лунного света от луны, его он на контрасте сопоставляет с искусственным освещением в окнах замка. Второстепенным здесь становится изображение древней крепости — художник создает его несколькими плоскостями густого синего цвета, но главным героем становится ночное впечатление, когда ночь все вокруг окрашивает в голубые и синие цвета.

«Мои отец и сестра в Париже» (1891), Игнасио Сулоага

Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса

Сулоага, переехав в Париж, поселился на Монмартре, который в те годы притягивал малоимущую богемную молодежь дешевым жильем. Тогда это был не фешенебельный центральный район, а ближний пригород, больше похожий на деревенский район, чем на городской. В этот антураж окраины большого города Сулоага поместил героев картины «Мои отец и сестра в Париже». Родственная связь здесь не так важна, хотя и вынесена в название работы: отца мы видим в профиль, а сестру и вовсе со спины. Судя по свету и по легкой дымке, окутывающей контуры дальнего пейзажа, действие происходит ранним утром. По нарядам и уставшему виду изображенных можно сделать предположение, что отец и дочь возвращаются с праздника, затянувшегося до утра.

«Торговка каштанами (1897–1900), Изидре Нонель

Музей Эл-Конвентет, Барселона

Частой темой работ Изидре Нонеля, в частности полотна «Торговка каштанами», были бедность и социальная беззащитность. Этот лейтмотив появляется в 1896 году и присутствует до самого конца его жизни. Ярко выраженный хроматизм, богатство фактуры и смелость мазка, резкая асимметрия композиции и монолитность фигур на картине «Торговки каштанами» демонстрируют, что художник вышел за рамки импрессионизма. Изможденные лица и болезненные изгибы женских тел, и на контрасте — яркая, почти неоновая палитра, предвосхищают экспрессионизм.

«Моя мастерская. Этюд» (ок. 1890), Элисеу Мейфрен

Собрание Ди Стефано Пиронти, Барселона

Мейфрен получил классическое академическое образование, в котором написание пейзажа подразумевало работу в студию, а не на пленэре. Но его близкие друзья, художники Казас, Русиньоль, в конце 80-х отказались от работы в мастерской. Именно в этот период Мейфрен также начинает активно работать на открытом воздухе и писать с натуры. Подобно импрессионистам, для этюдов на пленэре Мейфрен использует малоформатные холсты, которые затем служат ему черновиками для студийной работы над полотнами большего формата. Такой принцип вызывал множество критики, и именно критиков высмеивает Мейфрен в картине «Моя мастерская»: теперь его «мастерская» — весь окружающий мир. По тематике картина также воплощает типичный для импрессионизма сюжет: морской пейзаж, написанный легкими штрихами кисти.

На обложке: «Сорванцы на пляже» (1899), Хоакин Соролья, Музей изящных искусств Астурии, Коллекция Педро Масавеу, Овьедо.

Что смотреть на выставке «Импрессионизм и испанское искусство»: гид по главным работам

До 26 января в Музее русского импрессионизма в Москве проходит выставка «Импрессионизм и испанское искусство». В экспозиции — работы восемнадцати испанских художников, творивших бок о бок с французскими импрессионистами. Вместе с музеем мы собрали гид по основным персоналиям и полотнам, которые нельзя пропустить.

Хотя идеи импрессионизма не получили моментального признания в испанском искусстве, само понятие «впечатления» (impresión) вошло в национальную живопись еще в 1850‑х. Это явление не было напрямую связано с французским импрессионизмом, но указывало на интуитивное влечение к изображениям, написанным в свободной манере на контрасте с академическими, детально проработанными картинами.

«Нотр-Дам-де-Виктуар, дождливый день», Дарио де Регойос

В середине 1880-х художник Регойос жил в Брюсселе. Поселившись рядом с площадью Саблон, он наблюдал паломников, которые собирались в церкви Нотр-Дам-де-Виктуар на майские празднества в честь Богоматери. На выставке представлен этюд маслом «Нотр-Дам-де-Виктуар, дождливый день» — размытые очертания монументального фасада, просачивающийся из витражных окон свет, разводы дождя.

«Месяц Девы Марии в Брюсселе» (1884), Дарио де Регойос

Собрание Казакуберта Марсанс, Барселона

Этот этюд был подарен каталонскому художнику Микелу Утрильо и стал эскизом для следующей работы — «Месяц Девы Марии в Брюсселе», одной из важнейших работ пред-импрессионистского периода. Перед зрителем — фасад той же церкви, но к ней добавляется перспектива прилегающей улицы Режанс в один из пасмурных майских дней. Все фигуры на картине за исключением фигуры священника — женские. Этим автор акцентировал внимание на том, что католическую традицию поддерживали в первую очередь женщины.

Читать еще:  Портрет акрилом. Colin Staples

«Ноктюрн. Замок Бельвер» (1900), Жоаким Мир

Частное собрание, Барселона

Жоакима Мира считают испанским импрессионистом, потому что основная часть пейзажей написана художником с натуры. Однако сам он не причислял себя ни к какому направлению и отличался ярко выраженной индивидуальной манерой письма.

Мир — художник-пейзажист, который много работал на пленэре. Как и художников импрессионистов, его внимание привлекают вопросы передачи естественного освещения, при этом сюжет как таковой или изображение человеческих фигур его интересуют мало. Мир часто повторял, что смешивает цвета на палитре, а не в глазах зрителя.

В отличие от импрессионистов он создавал рисунок не отдельными короткими мазками, но мощными цветовыми пятнами.

На картине «Ноктюрн. Замок Бельвер», которую Мир написал сразу по приезде на остров Мальорка, изображено знаменитое готическое здание города Пальма. Художник показывает кромешную тьму южной ночи, но при этом картина не кажется темной. Мира увлекает передача холодного лунного света от луны, его он на контрасте сопоставляет с искусственным освещением в окнах замка. Второстепенным здесь становится изображение древней крепости — художник создает его несколькими плоскостями густого синего цвета, но главным героем становится ночное впечатление, когда ночь все вокруг окрашивает в голубые и синие цвета.

«Мои отец и сестра в Париже» (1891), Игнасио Сулоага

Музей Игнасио Сулоаги, Кастильо-де-Педраса

Сулоага, переехав в Париж, поселился на Монмартре, который в те годы притягивал малоимущую богемную молодежь дешевым жильем. Тогда это был не фешенебельный центральный район, а ближний пригород, больше похожий на деревенский район, чем на городской. В этот антураж окраины большого города Сулоага поместил героев картины «Мои отец и сестра в Париже». Родственная связь здесь не так важна, хотя и вынесена в название работы: отца мы видим в профиль, а сестру и вовсе со спины. Судя по свету и по легкой дымке, окутывающей контуры дальнего пейзажа, действие происходит ранним утром. По нарядам и уставшему виду изображенных можно сделать предположение, что отец и дочь возвращаются с праздника, затянувшегося до утра.

«Торговка каштанами (1897–1900), Изидре Нонель

Музей Эл-Конвентет, Барселона

Частой темой работ Изидре Нонеля, в частности полотна «Торговка каштанами», были бедность и социальная беззащитность. Этот лейтмотив появляется в 1896 году и присутствует до самого конца его жизни. Ярко выраженный хроматизм, богатство фактуры и смелость мазка, резкая асимметрия композиции и монолитность фигур на картине «Торговки каштанами» демонстрируют, что художник вышел за рамки импрессионизма. Изможденные лица и болезненные изгибы женских тел, и на контрасте — яркая, почти неоновая палитра, предвосхищают экспрессионизм.

«Моя мастерская. Этюд» (ок. 1890), Элисеу Мейфрен

Собрание Ди Стефано Пиронти, Барселона

Мейфрен получил классическое академическое образование, в котором написание пейзажа подразумевало работу в студию, а не на пленэре. Но его близкие друзья, художники Казас, Русиньоль, в конце 80-х отказались от работы в мастерской. Именно в этот период Мейфрен также начинает активно работать на открытом воздухе и писать с натуры. Подобно импрессионистам, для этюдов на пленэре Мейфрен использует малоформатные холсты, которые затем служат ему черновиками для студийной работы над полотнами большего формата. Такой принцип вызывал множество критики, и именно критиков высмеивает Мейфрен в картине «Моя мастерская»: теперь его «мастерская» — весь окружающий мир. По тематике картина также воплощает типичный для импрессионизма сюжет: морской пейзаж, написанный легкими штрихами кисти.

На обложке: «Сорванцы на пляже» (1899), Хоакин Соролья, Музей изящных искусств Астурии, Коллекция Педро Масавеу, Овьедо.

Импрессионизм
презентация к уроку по мхк (11 класс) по теме

Презентация к уроку МХК по теме «Импрессионизм в живописи»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Импрессионисты • Э. Мане • Э. Дега • К. Моне • О. Ренуар • А. Сислей • К. Писсарро • Г. Кайботт • Б. Моризо

Начало импрессионизма Начало в 1874 г. — Париж. Первая выставка импрессионистов Выставка объединила художников, не признанных широкой публикой и отвергаемых жюри салонов — «Салон Отверженных» Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» — «впечатление») произнесен критиком Леруа относительно картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» Выставки импрессионистов с 1874 по 1886 г. Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.

Э.Моне «Впечатление. Восход солнца»

Французский импрессионизм Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие. Импрессионисты — основоположники современного искусства . Они установили прямую связь между глазом живописца и светом . Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни Влияние света и воздуха на формы и тона предметов — одно из основных требований, предъявленных к картине. Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж ,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз. Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится

Французский импрессионизм • Этюд как законченное произведение . Перестановка акцента: то, что раньше казалось этюдом, заготовкой, стало целью их живописи. Сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. • Освещение – ключевое понятие . По возможности запечатлеваются те скоропреходящие оттенки, которые создает быстро меняющееся освещение. • Работа на пленере – открытом воздухе, а не в студии. • Очень быстрая манера письма . Такой метод изменил темпы их работы, писать надо было быстро. Следствием этого явилась подвижная импульсивная фактура их живописи. • Влияние фотографии . Взяли из фотографии — ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план • Влияние японского искусства (гравюра).

Техника и метод импрессионистов Свет – главный герой их живописи Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» — основа пленэрной живописи импрессионистов. Свет стал равноправен сюжету . Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении. Асимметрия композиции . Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей, «произвольные» срезы частей композиции, предметов и фигур самой картины. Деталь может заслонять главное, отсутствие традиционного разделения на фон и основной предмет изображения. Картина как фрагмент натуры , словно увиденного в окно или, по определению Дега, «подсмотренного через замочную скважину».

Читать еще:  Не палимся, все нормально...

Техника и метод импрессионистов Нет предварительного рисунка . Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует ; глубина не передаётся перспективой, Преимущество живым цветам солнечного спектра . Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. Разложение сложных тонов на чистые цвета. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения; Мазки разнообразной формы . Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.

Эдуард Мане Пренебрегает светскими условностями, общепринятыми идеалами красоты «Завтрак на траве» Открывает подлинную красоту в повседневном течении жизни. «Балкон» Придает поэтичности обычному, реальному образу «Олимпия»

Э.Мане. Завтрак на траве

Клод Моне Первым формулирует принципы нового направления, разрабатывает программу пленера и характерную для данного направления технику. Мир, погруженный в воздушную среду, лишается материальности, превращается в гармонию световых пятен. «Бульвар Капуцинок» Писал один и тот же мотив, исследуя эффекты освещения в разное время суток и в различные времена года. «Руанский собор» «Кувшинки» Считал, что черного цвета в природе нет, утверждал, что даже тени цветные.

К. Моне. Бульвар Капуцинок

К. Моне Кувшинки

К. Моне. Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень. К. Моне. Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете К. Моне. Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.

Камилл Писсарро Искал художественную прелесть в обыденном, а значительность – в повседневном. «Жатва» Париж и его окрестности предстают и в лиловых сумерках, и в тумане серого утра, и в синеве зимнего дня. «Бульвар Монмартр»

К. Писсарро. Жатва

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь

К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.

Огюст Ренуар «Живописец счастья» Истинное призвание – изображение человека Образы построены на гармоничных, чистых, мажорных красочных сочетаниях «Портрет Жанны Сомари» Человек – неотрывная, самая прекрасная часть природы «Завтрак Гребцов»

О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари

О. Ренуар. Завтрак гребцов

Эдгар Дега Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал картин с натуры. Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены труда. «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Скаковые лошади перед трибуной» Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны «Абсент»

Импрессионизм в живописи

Получивший развитие во Франции во второй половине XIX в., импрессионизм представлял собой событие революционной значимости в системе официальной культуры. Его представители подхватили и продолжили поиски нового, уже имевшие место в творчестве Коро и пейзажистов барбизонской школы, в реализме Курбе и романтизме Делакруа.

Подготовка

На стадии становления импрессионизма большую роль сыграла антиакадемическая программа Эдуарда Мане. Официальная критика отнеслась негативно к его картинам, тогда как писатель Эмиль Золя написал несколько статей в поддержку Мане и других художников группы.

Выставка 1874 г.

Первое организованное выступление импрессионистов состоялось в 1874 г., когда в знак полемической независимости от очередной выставки официального Салона они устроили в апреле-мае этого года в мастерской фотографа Феликса Надара собственную выставку, где были представлены работы трех десятков художников, в том числе Базиля, Сезанна, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуара, Сислея. В прессе эта выставка получила наименование Exposition impressioniste, с неологизмом, производным от названия картины Моне (Impression, soleil levant, 1872). Ядро движения сформировалось еще ок. 1860 г. из пересечения творческих интересов трех друзей — Писсарро, Сезанна и Армана Гийомена (1841— 1927). К этой группе вскоре присоединились Моне, Ренуар, Сислей и Базиль. Этих художников, весьма разных по характеру и манере, объединяла особая восприимчивость к проблемам «видения» и воодушевляло одинаковое желание выбраться из пут академических схем и классических сюжетов, скованных множеством условностей: они же стремились «трактовать сюжет ради тональных качеств, а не ради сюжета как такового: вот что отличает импрессионистов от прочих художников».

Техника импрессионистов

Живописному процессу в мастерской импрессионисты предпочли живопись на открытом воздухе, или пленэре (en plein air): вибрации света в пейзаже, вокруг объекта или человеческой фигуры, характер атмосферы фиксировались в их мгновенной изменяемости, что достигалось посредством быстрого наложения мазков открытого, не смешанного цвета. Пренебрегая пластическими эффектами рисунка и светотени, импрессионисты добивались визуального слияния объекта, пространства и атмосферы, нацеливаясь на совпадение живописного изображения с мгновенным впечатлением, физиологическим и психическим, самого художника. Разработанная техника получила теоретическое обоснование в изысканиях оптиков того времени по теме дополнительности цветов, но осуществлялась на уровне индивидуальной восприимчивости, в конкретной практике каждого художника, так что метод не был жестко определенным, в отличие от многих других течений, например дивизионизма, «отпочковавшегося» как раз от импрессионизма.

На какое-то время общий интерес к пленэру наложил на творчество этих художников печать единства, пусть не скрывая различий в манере письма и образном строе работ, однако импрессионизм так никогда и не стал организованным движением, скрепленным общей программой.

Возникновение импрессионизма: как рождалось впечатление

Импрессионисты отказались от Салона и устроили свою первую отдельную выставку в 1874 году. Их стиль, вызвавший бурную реакцию общества, формировался постепенно.

Художники-импрессионисты: в чем особенности их стиля?

Цель художника-импрессиониста — не изображение самой действительности, в своей работе он передает собственное впечатление от того, что видит, атмосферу происходящего в определенный момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от чёрного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение.

Название течения родилось благодаря попытке журналиста Луи Леруа иронизировать над стилем импрессионистов в своём фельетоне в газете «Le Charivari». Поводом употребить это слово стала картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от фр. «Impression, soleil levant»). Постепенно пренебрежение Леруа забыли, и слово «импрессионизм» превратилось в термин, точно передающий суть творчества его представителей.

Черты импрессионизма: от Веласкеса до Делакруа и Коро

Посетители выставки 1874 года восприняли стиль импрессионистов как революцию, но на самом деле его возникновение вовсе не было резким. Черты этого течения встречаются еще у Эль Греко и Диего Веласкеса в XVI-XVII веках: они пытались передать освещение в определенный момент и изобразить движение с помощью пробелов между мазками. Тем не менее, они любили использовать открытый чёрный цвет. В одно время с Веласкесом творил Питер Пауль Рубенс, тонко передававший свет и тень. Чистого чёрного цвета на его полотнах нет.

Однако гораздо более сильно на импрессионистов повлияли художники XIX века. Здесь стоит говорить о вкладе представителей барбизонской школы, особенно Шарля-Франсуа Добиньи, и близких к ней художников: Камиля Коро, Гюстава Курбе и Эжена Будена. Черты импрессионизма в их работах появились примерно в середине века. Барбизонскую школу окрестили по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где жили несколько её представителей. В окрестностях деревни работали многие художники (не только из этой школы), создавая свои пейзажи на пленэре.

Читать еще:  Портретная и пейзажная живопись. Kimberly Reed-Deemer

Барбизонец Добиньи известен лирическими равнинными пейзажами. Ему нравилось изображать воду и небо, ему была важна работа с натуры, и для нее он даже устроил себе плавучую мастерскую, в которой писал, поднимаясь по течению реки Уазы. Добиньи усердно работал со светом и добился больших успехов в воспроизведении изменчивого воздуха, улавливал мельчайшие оттенки цвета.

Много внимания освещению уделял и Коро. Он старался передать его как можно более естественно, перенеся на полотно атмосферу происходящего так, чтобы не потерять материальность предметов. Коро несколько раз мог переписывать один этюд ради того, чтобы свет и оттенки получились наиболее натурально. Для него очень много значила близость человека к природе. В его работах много серых тонов, которые он получал не из чёрного и белого цветов (их он не использовал), а с помощью смешения многих ярких красок. Коро стал любимым живописцем Альфреда Сислея.

Гюстав Курбе, мастер пейзажа, прошел путь от романтизма к реализму. Он никогда не работал на пленэре, но умел изображать открытое пространство с помощью цветовых пятен, а также контраста между яркими красками и затемненными фрагментами. Курбе преподавал и говорил своим ученикам, что они должны изображать то, что видят и чувствуют — это главная идея импрессионизма. Наибольшее влияние он оказал на Эдуарда Мане.

В отличие от Курбе, Эжен Буден не представлял своего творчества без работы на открытом воздухе. Небо и море — его любимые сюжеты. На своих полотнах ему удавалось удивительно точно передавать реальные соотношения цветов. Буден часто рисовал пастели и акварели, а не только писал маслом по холсту. Этот художник был дружен с импрессионистами и принял участие в их первой выставке в 1874 году. Именно привил Клоду Моне любовь к работе на открытом воздухе.

Более того, во время франко-прусской войны 1870−1871 годов Моне, Сислей и Писарро были в Англии, где изучали творчество Констебла, Тёрнера и Крома. Потом импрессионисты вспоминали, что эти великие английские пейзажисты сильно повлияли на их стиль.

Эжен Делакруа создал свои первые акварели с импрессионистским чертами еще в 30-е годы XIX века. Поэтому, если следовать строгой хронологии, о нём стоило бы говорить еще перед упоминанием барбизонской школы. Однако многие исследователи считают Делакруа наиболее близким к импрессионистам среди всех предшественников этого течения, и из-за этого мы описываем его творчество последним. Действительно, уже во времена работы над акварелями 30-х годов этот художник понимал различие между естественным цветом предметов и теми красками, которые им придает освещение. Он, можно сказать, предвосхитил картину Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), написав своё полотно «Море в Дьеппе». Журналист Жюль Лафорг сравнил мазки Делакруа и Моне, заметив, что оба художника передают движение в своих работах вибрирующими мазками.

Мане, Ренуар и другие

Среди самих импрессионистов главную роль в формировании этого стиля сыграл тот человек, который всегда называл себя «независимым» художником, и имя ему Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» шокировали публику еще в 1863 году в Салоне Отверженных, где были выставлены картины, не принятые официальным салоном. Эти две работы Мане можно назвать программными. Он, как и все импрессионисты, имел классическое образование и обучался академической живописи, но в этих двух картинах отошел от её стандартов, и именно это шокировало зрителей. Мане называли сумасшедшим, например, из-за того, что в работе «Завтрак на траве» он изобразил обнаженную даму среди парадно одетых мужчин. «Олимпию» возмущенные зрители несколько раз повреждали. Эти полотна поняли, пожалуй, только Эмиль Золя и Шарль Бодлер. Другая поразительная картина Мане, более ранняя «Музыка в Тюильри», тоже подверглась жесткой критике. Публика не поняла тонкую градацию цвета, назвав её «мешаниной красок», в то время как именно она вместе с обобщением форм создала взаимосвязь изображенных людей и предметов со средой, в которой они находились, и это прекрасно послужило передаче атмосферы схваченного Мане момента. Он писал то, что видел, работая с натуры, придавая огромное значение естественному освещению, выражая своё впечатление от увиденного на холсте, и Мане можно назвать главой течения импрессионистов, пусть он и не хотел связывать себя с их группой.

Пьер Огюст Ренуар достиг необычайного мастерства в жанре портрета. Он прекрасно отражал настроение модели, особенно это касается картин, изображающих женщин и детей. Этот художник больше других импрессионистов заботился о технике своей работы. Он писал то мелкими, плотными мазками, то длинными, полупрозрачными, положенными с пробелами. Часто эти приёмы соседствуют на одном полотне. Его картины запоминаются своей жизнерадостностью. Ренуар очень любил работать на открытом воздухе и творил до последних дней своей жизни, несмотря на сковавший его тело ревматизм, поразивший, в том числе, кисти рук.

Золотым временем импрессионизма в творчестве Клода Моне стали 1870-е годы. Именно он добился наибольшего успеха в передаче изменчивого естественного освещения. Этот мастер работал практически только на пленэре, создавая пейзажи, и с течением времени он всё реже изображал на них людей. Моне одним из первых начал писать серии картин, показывающих одно и то же место, но в разное время суток или года, после смены погоды. Так появились циклы изображений Руанского собора, вокзала Сан-Лазар в Париже, мостов Лондона. Такие серии помогли Моне научиться передавать свежие, яркие, естественные краски и тончайшие нюансы освещения.

Среди импрессионистов-пейзажистов стоит выделить Альфреда Сислея с его целостностью и тонким лиризмом творчества. Он любил изображать гармонию природы, очень большое значение на своих полотнах придавая небу, глубоко разрабатывая его оттенки и освещение: небеса никогда не были для этого мастера только фоном и даже могли служить главным выразителем настроения всего полотна. Постоянно работая на пленэре, художник научился переносить на полотно всю глубину открытого пространства с его струящимся воздухом. С развитием стиля Сислея спокойствие его пейзажей стало сменяться энергичностью, а цвета становились более контрастными.

К сожалению, расцвет импрессионизма не был долгим: громко заявив о себе в 1870-е годы, к началу 1890-х это течение сошло со сцены, уступив место постимпрессионизму, представители которого были заняты поисками нового в искусстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector