Прекрасная эпоха ар-деко. Stephane Gisclard

Прекрасная эпоха ар-деко. Stephane Gisclard

Скульптуры в стиле ар-деко: известные мастера

Разнообразие винтажных скульптур в стиле ар-деко

Стиль ар-деко стал, наверное, одним из самых востребованных направлений. Антикварные или винтажные скульптуры в этом стиле станет хорошим дополнением практически для любого интерьера: строгого классического мужского стиля, витиеватого модерна, гламурного голливудского стиля и лаконичного mid-century modern.

Клер Жанна Роберт Колине (1880-1950) – французский скульптор бельгийского происхождения. Одна из самых известных скульпторов стиля ар-деко родилась в Брюсселе и мало известно о ее жизни. Предполагается, что она перебралась в Париж в 1920-е годы, одним из ее наставников был бельгийский скульптор Джефа Ламбо. Известно, что в 1930-х годах Колине вступила в Союз женщин-художников и скульпторов. Ее работы часто выставлялись на выставках Salon des Artistes Francais и Salon des Independencents. Также как и Деметр Чипарус , главными героинями Колине стали танцовщицы, но в отличие от Чипаруса, который вдохновлялся балетом Дягилева, Колине восхищалась восточными танцовщицами, жонглерами и артистами кабаре. Антикварные скульптуры Клер Колине выставлялись на Парижском салоне еще в течение почти 30 лет после смерти автора.

О скульпторе Б. Грундман известно очень немного. Это немецкий скульптор, который работал в Германии преимущественно в 1920-х и 1930-х годах. Его работы с подписями «B. Grundmann» широко распространены в Германии, Франции и Соединенных Штатах. Как и работы Деметра Чипаруса, модели Грундмана воспроизводились американскими мастерами в 1970-е годы, когда в США стали модны винтажные и антикварные скульптуры в стиле ар-деко. Главными героями Грундмана стали одалиски и восточные танцовщицы. Грундман – один из узнаваемых представителей так называемого театрализованного направления, но в отличие от динамичных скульптур Чипаруса и Колине, работы Грундмана статичны, но это не делает их менее красивыми и интересными.

Еще один узнаваемый представитель стиля ар-деко – венский художник Петр Терещук (1875-1963). Он пришел в малую пластику из другой сферы: в начале своей карьеры он реставрировал полотна и пробовал себя в качестве живописца. Известно, что он учился в венской Школе искусств и ремесел, где получил специальность скульптора. Недолгое время после выпуска из учебного заведения будущий «символ венской бронзы» преподавал и даже занимал должность профессора кафедры скульптуры. Но затем он посвятил себя творчеству. Его работы выделялись на фоне других скульптур мастеров того времени: это были не полуобнаженные модели, в антикварных скульптурах Петра Терещука был психологизм. Особенно удачно ему удавались дети и лирические образы женщин. Моделями для Терещука были как крестьяне из предместий Вены, так и его собственные дети.

Арт-деко в живописи: яркость цветов и плавность линий

Арт-деко (франц. Art déco), или ар-деко — это стиль в искусстве, возникший в начале XX века во Франции. Десятилетие между 1925 и 1935 годами стало временем расцвета стиля арт-деко — таким был ответ общества на упадок, воцарившийся после Первой Мировой войны. Своё название он получил на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности, состоявшейся в Париже в 1925 году.

Арт-деко принёс в картины и другие произведения искусства элементы некоторых других направлений — экспрессионизма, модерна и кубизма. Их сочетание вместе с африканскими, восточными и другими экзотическими мотивами породило некоторую загадочность — качество, благодаря которому во всём мире быстро появилось множество поклонников арт-деко. Большое влияние на стиль оказал абстракционизм — немалую роль в этом сыграл русский художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский, с 1896 по 1914 год живший и работавший в Мюнхене. Арт-деко, в свою очередь, повлиял на развитие других направлений искусства — в частности, конструктивизма и футуризма.

Арт-деко получил широкое распространение в Европе, а затем и в США. К 40-м годам прошлого века этот стиль стал популярным во всём мире, но вскоре наступил период его упадка — интерес публики к жанру угас, поскольку многие страны в военное время перешли в режим жёсткой экономии. Очередные волны популярности стиля пришлись на 60-е и 80-е годы XX века — это было связано с появлением движения поп-арт и развитием графического дизайна.

Заметим, что такое направление эстетического искусства, как арт-деко пришло в XX веке не только в живопись — в этом стиле начали создавать коллекции одежды, разрабатывать дизайн интерьеров, строить и декорировать здания. Ярким примером служат небоскрёбы Нью-Йорка и других американских городов, которые в периоды высокого интереса к жанру украшали роскошными фасадами и сияющими неоновыми вывесками в этом стиле. Речь идёт о Крайслер-билдинг, Рокфеллеровском центре, Эмпайр-стейт-билдинг и многих других строениях. При создании предметов искусства мастера широко использовали материалы, символизирующие присущую стилю роскошь — крокодиловую кожу, слоновую кость, серебро, редкие породы дерева.

Характерные особенности арт-деко

Арт-деко в живописи можно охарактеризовать несколькими основными чертами, в числе которых:

  • геометрическая точность элементов картин;
  • уход от реалистичности;
  • яркость и насыщенность цветов;
  • простота и понятность произведений, отсутствие в них подтекста и тайного смысла в сочетании с их некоторой вычурностью;
  • плавность линий и контуров;
  • симметричность, проявляющаяся во многих картинах;
  • использование этнических орнаментальных элементов.
Читать еще:  Образы на ткани. Maciej Urbaniak

Произведения искусства в стиле арт-деко изобилуют роскошью, которая удивительным образом сочетается с прямолинейностью. Последняя появилась в картинах и других творениях под влиянием неоклассики.

Самые яркие представители стиля Арт-деко

Наибольшую известность в разные годы получили такие мастера:

  • Тамара Лемпицка (Tamara Łempicka);
  • Карлос Саенс де Техада (Carlos Sáenz de Tejada);
  • Зинаида Серебрякова;
  • Эрте (настоящее имя — Роман Тыртов);
  • Хосе де Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros);
  • Адольф Жан-Мари Мурон (Adolphe Jean-Marie Mouron), более известный как Кассандр (Cassandre);
  • Жан Дюпас (Jean Dupas);
  • Рафаэль Делорм (Raphael Delorme).

В наши дни во многих городах мира работают общества, преследующие цель сохранить стиль арт-деко, проводятся посвящённые направлению выставки. Заинтересованы? Вы можете приобрести картины и другие произведения искусства на аукционе Very Important Lot.

Стиль ар-деко: особенности и история

Стиль ар-деко (или арт-деко) называют наследником неоклассициизма и модернизма, стилем богатых и знаменитых, продолжателем эпохи Великого Гэтсби. Всеми этими эпитетами стиль награждают мировые архитекторы и дизайнеры интерьеров вот уже 80 лет. Разберемся, что такое стиль ар-деко в интерьере и откуда он взялся.

История ар-деко берет свое начало во Франции. Впервые это течение появилось в двадцатые годы прошлого века, но наибольшее развитие получило к середине тридцатых годов. Дословно термин переводится как «прикладное искусство». Образованию названия послужила Международная выставка прикладных искусств, прошедшая в Париже в 1925 году.

В то время жителям Европы необходимо было забыть о событиях Первой мировой войны, поэтому праздничный, роскошный, гламурный и элегантный стиль ар-деко сразу же пришелся по вкусу французам, а затем и всем европейцам. Новое течение быстро оказало влияние не только на интерьеры, но и на архитектуру, а также на все прикладное искусство.

Первыми, кто стал создавать интерьеры в стиле ар-деко, были большие отели и гостиницы, построенные в Париже. За ними гламур и шик в свои помещения начали добавлять рестораны, джазовые клубы и концерт-холлы. Затем из респектабельных общественных мест стиль переместился и в квартиры обычных жителей Европы.

Особенности стиля ар-деко

Особенности стиля ар-деко в интерьере выражаются в трех основных принципах, на которые опираются все дизайнеры и архитекторы.

Принцип первый

  • Строгие геометричные формы в интерьере. Треугольники, квадраты, круги и прочие геометрические фигуры перекликаются с зигзагами и прямыми линиями. В ар-деко нет плавности и «расплывчатости».
  • Контраст и насыщенность цветов. Полутона, приглушенные оттенки и расцветки не подходят. Главные цвета стиля — это бордовый, черный, золотой, бежевый, белый и шоколадный.
  • Глянец и роскошь. Гранит и мрамор, лакированное красное дерево, черные глянцевые поверхности, стекло, латунь, натуральная кожа — вот основные материалы, которые используются в стиле ар-деко.

Принцип второй

Роскошь модернизма базировалась на растительных формах, мягких и естественных. Гламур ар-деко построен на техническом прогрессе. Необработанное дерево, зеленые насаждения в помещении здесь будут неуместны.

Принцип третий

Поскольку ар-деко повлиял не только на интерьеры, но и на архитектуру в целом, к сороковым годам 20 века европейские здания начали строиться по-новому. За основу архитекторы брали римскую, египетскую или греческую архитектуру, упрощали ее формы, делали их более геометричными.

Это интересно! Один из самых знаменитых интерьеров в стиле ар-деко принадлежит отелю Regina Hotel Baglioni в Риме, где легендарный режиссер Федерико Феллини снял свою «Сладкую жизнь». Роскошь и шик проявляется там не только в дорогих материалах, но и в смелом сочетании ярких и насыщенных цветов.

Ар-деко в современной квартире

Чтобы создать стиль ар-деко в интерьере квартиры, нужно придерживаться нескольких правил.

  • Не создавайте слишком простые формы. Для ар-деко характерны многоуровневость, сочетание сразу нескольких форм в одной, сложные переходы, замысловатые переплеты. Наложенные друг на друга круг, прямоугольник и ромб — хорошо, простой квадрат — скучно. Это касается и мебели, и украшений. Например, поставить прямоугольный комод рядом с овальным зеркалом будет удачным решением. Модели комодов М026 и М027 из нашего каталога идеально впишутся в этот стиль.

  • Строгость во всем. Больше резких и четких контуров, контрастных сочетаний вместо плавных переходов цветов. Откажитесь от узоров в цветочек, лучше создать геометричные и абстрактные узоры: переплетенные линии, цепочки из геометрических фигур. Мебель тоже должна соответствовать этому правилу. Столы моделей L018, L007 и S017 — отличный вариант. В них используются классические для ар-деко цвета — черный, белый и золотой. Замысловатый дизайн ножек делает эти столы интересной интерьерной деталью, при этом не снижая их функциональности.

  • Больше деталей! Если размеры вашей квартиры не позволяют поставить посередине комнаты декоративную статуэтку, то в качестве аксессуара используйте люстры и подвесные светильники. Модели люстр SL041, SL011 напомнят о Голливуде двадцатых годов и придадут шика вашему интерьеру.

  • Больше яркости. Свет в интерьере ар-деко — один из ключевых моментов. Одной люстры будет недостаточно. Лучше сделать несколько источников света и вместе с основной люстрой использовать торшеры или подвесные светильники. Модель подвесного светильника SP002 — идеальный вариант. Сочетание розового кварца и латуни обязательно привлечет внимание ваших гостей.
Читать еще:  Правильный баланс. Martina Krupickova

  • Баланс темного и светлого. В идеале ар-деко — это контраст черного и белого с добавлением бордо, золота и хрома. Но можно подобрать и другие сочетание: белый и шоколад, черный и серебро. Мебель в стиле ар деко также стоит подбирать контрастную, не однотонную. Например, прикроватную тумбу T022 черно-золотого цвета из нашего каталога.

Создать интерьер квартиры в стиле ар-деко можно и самостоятельно, если знать все нюансы и правильные сочетания. Но ради экономии времени и во избежание ошибок лучше доверить эту задачу профессиональным дизайнерам.

Инфлуэнсеры стиля ар-деко

Развитие одного из самых удивительных направлений в интерьерном дизайне неразрывно связано со становлением современного общества. Как это происходило, и кто задает тренды современного ар-деко?

Интерьерный дизайн отражает ритм жизни и настроения в обществе, поэтому смело можно сказать, что здесь нет ничего вечного, хотя все циклично. Самым популярным, буржуазным и почитаемым стилем за всю свою историю признан ар-деко. Его смелые формы, всегда современный и величественный облик почти никогда не выходили из моды. Он возвращался в новых и новых воплощениях, каждый раз радуя публику своей многогранностью и возвышенностью. Но что и кто стоит за этим направлением сегодня?

В разных сферах искусства ар-деко зарождался в разное время, это была волна, которая медленно накрывала общество «Ревущих двадцатых» и Золотого века Голливуда. Вообще весь период с 1925-го по 1940-е прошел под роскошным черно-золотым флагом этого стиля. В те годы дизайнеры черпали свое вдохновение в технологических достижениях, что прослеживается в плавных линиях и обтекаемых объемах. Интерьеры щедро наполняли серебряными и золотыми акцентами, подчеркивающими формы лакированной корпусной мебели, а также аксессуарами из хрусталя, слоновой кости и нефрита. Эти гламурные черты определи классический облик ар-деко, исчезнувший в послевоенное время, когда массовая промышленная мобилизация сделала функциональность важнее роскоши.

Стиль ар-деко вернулся на большую арену только два десятилетия спустя, когда общество соскучилось по конформизму и роскоши первой половины века. Золотую молодежь не интересовали скучные формы, оторванные от истории и пресыщенные бездушными образами. На этом фоне величественный стиль ар-деко стал предметом вожделения, гостиные вилл и особняков стали обставлять антикварными комодами, диванами и креслами ручного производства.

Топ-модель Твигги в интерьерах ар-деко, 1960-е

Spirit of the Wind ( Дух ветра ). Rene Lalique

Именно так в мире элитного дизайна начался бум ар-деко, но стиль уже не был прежним. Сегодня к этому понятию относят не просто богато обставленный интерьер, а настоящую идеологию, определяющую стиль жизни и восприятие мира. Среди всего разнообразия образов этого направления выделяют два основных течения, которые искусствоведы приписывают как интерьерному, так и графическому дизайну:

Millennial Deco

Современный ар-деко живет по своим правилам, он отстранился от пустого шика ранних интерьеров. Роскошь больше не рассматривают в отдельности от контекста, ее аккуратно вплетают в интерьер, наполненный историческими и культурными отсылками. Предметы интерьера перестали быть величественными и безразмерными, они подчиняются строгим пропорциям, комфортным для человека. Благодаря развитию новых технологий и особенностям промышленного дизайна в повседневную жизнь прочно вошли округлые формы и новые материалы. Культовым становится не избыточный, а элегантный и спокойный интерьер, приятный для ежедневного пребывания.

Новая коллекция Giorgio Collection Charisma

Когда речь заходит о Millennial Deco, вспоминаются утонченные коллекции Visionnaire и Giorgio Collection. Оба бренда синтезировали лучшие каноны стиля и воплотили их в дворцовой классике. Giorgio Collection вообще можно назвать одним из родоначальников новой волны популярности: с момента своего появления в 1956 году бренд экспериментирует с классическими формами, постепенно добавляя им актуальные нотки. Под его влиянием все больше дизайнеров обращаются к этому направлению, получившему наибольшее распространение за счет своей универсальности. Аристократичная атмосфера подойдет и для частного дома, и для закрытого английского клуба, и для изысканного ресторана.

anna_bpguide

По Будапешту маленькой компанией

На редкость все же «мимо» название стиля. Хуже, чем «готика».
Какая тут, к черту, декоративность. Декорациями, украшениями изобилует как раз предыдущей эпохи архитектура. А тут – не до бантиков с розочками. Одна война закончилась, вторая скоро начнется.

Название условно, по имени Парижской выставки 1925 года, и странно называть архитектурный стиль, основываясь на критерии его украшенности. Будто рококо не «деко».

В Будапеште здания этого стиля поначалу не заметны. Слишком очевидно, что дух города – в доходных домах проспекта Андраши, в добропорядочной роскоши Оперы, в каменном фейерверке здания Парламента. Эклектика (тоже не самый разумный термин) в городе царит весело и азартно. И, хочется верить, точно выражает настроение общества, которому было чем гордиться и на что надеяться.

А стиль, называемый ар-деко, появляется в городе эпизодично и не массивом, а порайонно. Наибольшее скопление наблюдается в XIII районе. Újlipótváros, Уйлипотварош, Новый город Леопольда застраивался уже после того, как страна отпраздновала Тысячелетие. Что бывает после праздника? Вот именно. Кроме того, в 1918 году Венгрия проиграла Первую мировую войну, а в 1920-м потеряла две трети территории… Не приходится удивляться, что сколько-нибудь значимых зданий, сопоставимых с той же Оперой, Базиликой, Парламентом и пр., в это время в городе не появилось.

Читать еще:  Пейзажи и цветы. Румынский художник. Oana Voda

В книге Золтана Боллы перечислено 34 здания этого района, относящихся, по мнению автора, к стилю ар-деко – из четырехсот во всем городе.

Книга оказалась хорошая. Разбросанные по всему Будапешту здания, до того моего внимания особо не привлекавшие, да и сейчас не сильно радующие на фоне дворцов-тортиков, сложились в серию, в ряд, в нечто вроде отдельного архитектурного (по аналогии с биологическим) вида.

Дом, о котором идет речь – в районе соседнем, в старом Липотвароше. Так вокруг сплошные официальные здания, министерства, заведения юстиции, и вообще очень не легкомысленно. Не улица Надьмезо с театрами, не Радаи с ресторанами, не Музейный бульвар с букинистическими лавками. Строго тут.

Район вольным прогулкам не благоприятствует. И, если б муж не принес домой эту книгу, подозреваю, я с большим интересом смотрела бы на дом напротив. В нем, как-никак, присутствует и уважение к архитектурной традиции, и известная элегантность, и гуманизм…

А здесь…

Жесткая симметрия – ответ правильных пацанов богемному сецессиону, склоняющемуся к порочной асимметрии.

Повсеместные прямоугольники, складывающиеся в блоки, в которых при желании можно угадать зиккураты Месопотамии, а можно – недорисованную свастику.

Прямые углы: «Девяносто, я сказал!».

Нечеловеческие масштабы. Все детали здесь больше, чем нужно человеку. В особенности двери. Артиллерийские орудия, чтобы, собирались через них провозить?

В главную дверь передо мной вошла, отперев замок, молодая пара. И я поняла, что в этот дворик – не хочу.

Не демонстративный, но стихийный, изнутри растущий милитаризм. Это какая-нибудь ампирная триумфальная арка будет вся увешана мечами, копьями и доспехами, а глянешь – букет букетом.

Здесь же – не столько парад, сколько окоп. Наверное, детали этой архитектуры можно было бы пересказать в фортификационных терминах: редут, амбразура, бруствер…


особенно бруствер.

Архитектор этого здания – Дениш Дьердьи / Györgyi Dénes. Если б имена имело смысл переводить с языка на язык, получилось бы Денис Георгиев. Он родился в 1886 году, то есть к началу войны был уже человек с профессией, и на фронт не попал. Но когда что-то растворено в воздухе…

«A két világháború közötti sötét és szomorú magyar világ egyik legkiválóbb magyar építőművésze.» (Kós Károly)
«Темного и печального венгерского мира между двумя мировыми войнами один из самых исключительных венгерских архитекторов», – так назвал Дьердьи архитектор Карой Кош, строитель Векерлетелепа.

С первой частью формулировки соглашусь, насчет второй…

Строил он немало, в том числе павильоны Венгрии для Всемирных выставок, школы, жилые дома.


Венгерский павильон 1929 года на Всемирной выставке в Барселоне.

Жуть меня берет от такой архитектуры.

При этом, как правильно сказано, работал он во времена темные и печальные. И если архитектура должна выражать дух времени – получите. Дом, о котором речь, построен в 1926 как ELMŰ Honvéd utcai bérház – доходный дом, принадлежащий компании ELMŰ (мы и сейчас оплачиваем её счета за электричество). В двадцать-то шестом году уже всем всё понятно: прекрасная эпоха кончилась безвозвратно, империя сгинула, королевство не получилось, и боевые порядки распускать преждевременно, впереди снова война.

Не удивительно. Удивительнее, как чувствовали архитекторы войну заранее, еще ту, Первую.

Два года назад я писала о здании, которое было построено за три года до войны, в 1911-м, при жизни императора Франца Иосифа, в мирное и благополучное пока еще время…. И выглядело – как дредноут.

Архитектура – самое честное из искусств. Поскольку – самое социальное.
Это поэт может писать в стол. Художник может складывать холсты в углу мастерской и никому не показывать. А для того, чтобы в городе появилось здание, требуется определенный уровень согласия по принципиальным вопросам между архитектором и инженером, архитектором и строителями, архитектором и (самое главное!) заказчиком. Электрическая компания, как видно, вполне разделяла взгляды архитектора.

И в силу того, что искусство это самое социальное, оно самое – в математическом смысле – усредненное. Поэт говорит о себе. Гомер равным образом гений что на фоне своих современников, что на фоне всего с тех пор народившегося человечества. Рембрандт тоже – не «типичный» голландец, и Пушкин – не «обычный» русский дворянин начала XIX столетия, не надо себе льстить. Они – каждый сам за себя. А архитектор – за всех. Если он будет настолько умнее собственных строителей, насколько Гомер умнее своих слушателей, они его просто не поймут и здание построить не смогут. Да и не дойдет дело до строителей: заказчик, электрическая компания, денег не даст.
Архитектура – о настроении времени, о том, что все чувствуют, да словами выразить не могут.

Нет еще таких слов.

А формы, линии, пропорции – есть.

Другие работы Дениша Дьердьи/Györgyi Dénes (1886-1961):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector