Прикладное искусство: изделия из керамики

Прикладное искусство: изделия из керамики

Мосгончар +7 (495) 971-86-78

Керамика в искусстве и повседневности

Изделия из керамики появились в древние времена, и сопровождают человека на всем пути развития цивилизации. Керамика – изготовление предметов из глины. Простота изготовления керамических изделий, доступность материала сделали их самыми распространенными изделиями в человеческой культуре.


Мастера-гончары лепили из глины кухонную утварь, вазы, игрушки, декоративные изделия. В процессе развития цивилизации глиняные изделия совершенствовались и появились предметы несущие культурную ценность. Керамика стала декоративно-прикладным искусством. От технологии производства, состава смеси керамику разделяют на виды: букеро, фаянс, изразцы, терракота.

В архитектуре используются строительные и декоративные изделия из керамики: изразцы, кирпич, черепица. Керамические изделия, как декоративный элемент, применяют для облицовки фасада здания, стен, пола. Архитектурные колонны, карнизы, барельефы, вазы, скульптуры украшают интерьер здания. В России с XVI века, изразцами отделывали печи, стены церквей и храмов.

Изделия из глины занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве всех народов. Керамика как народное искусство, в России активно развивается с XVII в. Наиболее известные художественные промыслы: Гжель, Скопин, Булхар, Дымка. Мастера-гончары создавали нарядную посуду, украшенную сюжетной росписью или орнаментом.
Декоративной скульптурой называют глиняные игрушки, фигурки, свистульки. В маленьких расписных фигурках передан характер русского народа: простодушие, удаль, талант. В древней Греции, керамика как вид художественного ремесла, достигла расцвета в V в. до н. э. Знаменитые расписные греческие вазы являются настоящими произведениями искусства.
Керамические изделия присутствуют в нашей повседневной жизни: в быту, строительстве, декоре и отделке. Фарфоровая, терракотовая и фаянсовая посуда, используется в домашнем хозяйстве. В зависимости от назначения, используем посуду: для принятия пищи и напитков, для краткосрочного хранения пищи, изделия для кухни.
Дополнением интерьера квартиры служат декоративные вазы, цветочные горшки, подсвечники из керамики. Сувенирные изделия, настенные декоративные блюда, тарелки создают уют. Оригинальная сантехника из керамики используется для ванной комнаты.
Керамическая плитка прекрасно смотрится в отделке стен и пола. С помощью кирпичей из керамики построим камин. В стоматологии, для лечения зубов, применяют керамические брекеты. Современные технологии позволяют использовать керамику в бытовой технике: обогреватели, электрические чайники.

Бытовая керамика и декоративно-прикладное искусство продолжают совершенствоваться с развитием современного мира.

Презентация. Разновидности керамики в декоративно-прикладном искусстве

Описание презентации по отдельным слайдам:

Программа профессиональной переподготовки Педагогика художественно-эстетического развития и воспитания. Организация и проведение художественно-творческой и декоративно-прикладной деятельности детей (580) Дисциплина: Технологии исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства Практическое задание №3 Модуль 3. Основные приемы Выполнил: слушатель Кузнецова Наталья Александровна Преподаватель: Авотынь Татьяна Борисовна

«Разновидности керамики в декоративно-прикладном искусстве»

Виды керамики Керамика (от греческого слова «керамос», что означает глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. В результате термической обработки керамика приобретает свойства, определяющие широкое использование ее в самых различных отраслях народного хозяйства.По совокупности физико-химических, механических и художественно-эстетических свойств керамика среди известных материалов не имеет себе равных . Она используется в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Виды керамики Гончарные изделия можно разделить на две группы: неглазированная и глазированная керамика. Неглазированная керамика: терракота и гончарная керамика — наиболее древние из всех видов керамики. Терракота — по-итальянски “обожженная земля”-керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением. Применяется в художественных, бытовых и строительных целях. Из терракоты изготавливается посуда, вазы, скульптура,черепица,изразцы, игрушки , облицовочные плитки и архитектурные детали. .

Неглазированная керамика Глазированная керамика

Гончарная керамика требует дополнительной обработки. Для придания ей водонепроницаемости ее заглаживают перед обжигом любым гладким предметом (“лощат”), уплотняя наружный слой глины до появления своеобразного блеска. “Морение” заключается в длительной выдержке глиняных изделий в дыму медленно остывающей печи. Очень древний способ обработки — “запарка”, или “обварка”: вынутое из печи изделие опускают в воду с мукой. При этом на его поверхности образуются красивые подпалины, посуда становится водонепроницаемой. В настоящее время гончарная керамика получила очень широкое распространение. Из нее делают горшки, чашки, кувшины и другие предметы домашнего обихода. И ценятся они не меньше, чем фарфоровые, стеклянные.

Глазированная (или поливная) керамика: майолика, фаянс, фарфор, шамот. Керамику покрывают слоем глазури, эмали и вторично обжигают. Благодаря глазури изделия становятся водонепроницаемыми. Также глазурь позволила изделия декорировать: матовая, бархатистая поверхность чередуется с наплывами блестящей глазури. Под глазурью хорошо смотрится роспись ангобами (окрашенными в разные цвета жидкими глинами). Ангобирование — старинный вид обработки глиняных поверхностей, однако до настоящего времени находит широкое применение. Майолика- ближайшая родственница гончарной керамики. Это слово произошло от названия средиземноморского острова Мальорка, где зародился этот вид керамики. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными глазурями — эмалями. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Майолика Фаянс

Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали,посуда, умывальники,унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Основа его — белая глина. Фаянсовый кувшин легко отличить от майоликового, стоит только обратить внимание на донышко: у гончарной керамики выступы на нем — темные, а у фаянсовой — белые. То, что отличает фаянс от майолики, сближает его с фарфором, но фаянс не обладает белизной и прозрачностью фарфора, его черепок порист и менее прочен. Изделия фаянса имеют толстые, непрозрачные стенки мягких, обтекаемых форм.

Фарфор отличается от других подобных декоративных материалов высокими параметрами прочности, устойчивости к химическому и температурному воздействию. В зависимости от долевого состава глины и сопутствующих веществ, фарфор может условно быть разделен на две категории: мягкий и твердый. Главное отличие этих категорий не в твердости состава, как можно было бы подумать, а в поведении под воздействием высоких температур. Кроме того, в мягком фарфоре больше разнообразных веществ, которые придают ему дополнительные качества – например, просвечиваемость. Мягкий фарфорчаще используют при изготовлении декоративных керамических предметов, а твердый – для посуды и в технике. Разновидность мягкого фарфора – костяной фарфор. Кроме всего прочего, в его состав входит костяная зола, богатая кальцием, придает изделиям из такого фарфора дополнительную прочность, белизну и просвечиваемость. Если при изготовлении фарфора его не покрывают ничем, и он остается матовым, его называют «бисквитом», хотя гораздо чаще можно встретить фарфор, на который нанесен слой глазури. При росписи фарфора используют две технологии – подглазурная роспись и надглазурная роспись.Надглазурная роспись смотрится более ярко за счет широкой гаммы доступных красок. К краскам при росписи фарфора довольно часто добавляют оксиды различных металлов, в том числе благородных (золото, платина). Сегодня фарфоровые статуэтки, посуда, куклы, другие элементы декора интерьера ценятся не меньше, чем несколько столетий назад. Это по-прежнему красивый и утонченный материал, который может стать настоящим украшением дома и радовать его посетителей на протяжении многих лет.

Читать еще:  Поэт и художник Александр Чулков

И фарфор, и фаянс отличаются ценой, составом и технологией производства. Чтобы не спутать благородный ъ фарфор с практичным фаянсом, нужно знать следующие отличия. В составе фарфора меньше глины и больше разнообразных добавок: полевого шпата, кварцита, каолина. Эти добавки придают фарфору белизну, стекловидность, устойчивость к высоким температурам и меньшую пористость в сравнении с фаянсом. Отличить фарфор от фаянса несложно. Посмотрите посуду на свет – тонкостенный фарфор должен просвечивать. Он тонкий и полупрозрачный, тогда как фаянс совсем не пропускает свет и обычно покрывается глазурью. Если нужно определить из какого материала сделана статуэтка, переверните ее и рассмотрите донышко. У фарфора дно не покрыто глазурью. Это связано с технологией обжига – при производстве фарфора используются более высокие температуры, чем при производстве фаянса. Для того, чтобы фарфор не прилип к подставке, глазурь счищают перед вторым этапом обжига. При выборе посуды обратите внимание на ободок на донышке. У фаянса он отличается от глазури самой посуды и бывает или светло-серым или бежевым. Если ободок белый, то скорее всего это фарфор.

Шамот (от фр. chamotte) представляет собой керамический бой, замешанный на глине. Шамот имеет грубозернистый состав, глазурь на его поверхности растекается пятнами, не покрывая ее полностью, что придает изделию из шамота особую оригинальность. Он очень ценится художниками, которые ввели его в область декоративно-прикладного искусства. Шамот разновидность морозоустойчивой керамики, обожжённая при температуре 1250 градусов. Изделия из шамотной глины могут оставаться на зиму в Вашем саду, они не боятся морозов и перепадов температур. Но важно, чтобы на изделие не попала влага, для этого его необходимо укрыть полиэтиленовой плёнкой перед первыми заморозками. Из шамотной керамики изготавливают светильники садовые и интерьерные, основания для фонтанов, вазоны и кратеры, горшки с поддонами, кашпо, фигуры животных, вазы и амфоры.

Что такое «художественная керамика»?

Изделия из обожженной глины представляют ши­роко распространенный и очень древний вид народ­ного ремесла. В нем используют легко доступный природный материал. Различного назначе­ния посуда — кувшины, миски, тарелки, фляги, горш­ки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного производства.

Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от ос­новного исходного сырья и дополнительных компонен­тов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают гла­зурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому при­меняется в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет естественный цвет обожжен­ной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их по­верхность покрывают глазурями и цветными эмаля­ми, что позволяет сделать черепок водонепроницае­мым. Декорирование майолики обогащается нанесе­нием ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это недорогой вид художественной керамики.

Фаянс в отличие от майолики имеет более тон­кий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется про­зрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершен­ный вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздейст­вию обеспечили широкие возможности при­менения в производстве изделий технического назна­чения, посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц — непремен­ные компоненты сырьевой массы — дают в резуль­тате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью ставит фарфоро­вые изделия в один ряд с наиболее ценными произве­дениями декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в ис­тории развития этих изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась в некоторых райо­нах нашей страны до сих пор. Но стремление усовершенствовать труд и добить­ся идеально собранной формы сосуда привело к ис­пользованию гончарного станка с кругом, на котором вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии предмет. Последующие измене­ния в гончарном станке касались переходов от враще­ния круга рукой к ножному приводу, а затем и к элек­тромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до настоящего времени.

На современном производстве гон­чарный станок заметно вытеснен литьем в гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу — шли­кер — заливают в форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают, оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник; за­чистка швов от литья; декорирование процарапывани­ем; заглаживание поверхности — лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому черепку. По за­вершении их изделие подсушивают. Потом художественная керамика прохо­дит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще все­го используют роспись. Этот вид украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами — тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины — связано как с покрытием поверхно­сти целиком или частично, так и с нанесением узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или гру­шей. Ангоб при этом впитывается в черепок не пол­ностью, сохраняя рельефность орнамента художественной керамики. В число декорирующих материалов вхо­дят прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрач­ные глазури. Для народных гончарных изделий ха­рактерно своеобразное применение прозрачных глазу­рей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и блестящей поверхности.

Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями — эма­лями — издавна использовались для создания живо­писных эффектов. Основной цвет черепка был при­крыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает изделию прочность, обеспе­чивает твердость черепка. Второй обжиг проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски). Подглазурная роспись требует более высокой темпе­ратуры обжига, поэтому ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире, так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.

Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись про­изводится клеевыми красками и связана с технологи­ей, не требующей обжига (подсушивание и обжиг по­луфабриката не исключены). Лишь в отдельных про­мыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно встретить во многих областях России. В центрах народного искус­ства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы природы. Поэтому в них повторяются изображения жен­ской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека яв­лений, скульптурные изображения имеют обобщен­ный полуфантастический характер.

Читать еще:  Пейзажная живопись. Brigitte Dehue

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма при­митивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игруш­ки появились изображения людей — представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горо­жан, солдат, барынь. В работах современных масте­ров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные компози­ции с изображением жанровых сцен. В силу исторических особенностей центры данного производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреп­лялась технология изготовления изде­лий, ставшая частью художественной традиции, кото­рая характеризует своеобразие искусства художественной керамики в каждом регионе нашей страны.

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно.

А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Археологи находят в древних славянских курганах бесчисленное множество черепков глиняной посуды. Ранее других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений.

Такая лепная керамика сохранилась у некоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовлятся в наши дни. Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг — простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Изобретение гончарного круга — важнейший этап в развитии производственной деятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды — своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка.

Простейший орнамент на глиняной посуде в виде ямок, вмятин возник в незапамятные времена, возможно, как технический прием уплотнения черепка для достижения лучшего его обжига, еще до появления специальных печей. Древние развитые культуры славян уже имели целую систему изображений на сосудах, содержание которых раскрывает представления людей о мире и природе, связано с трудом земледельца. Волнистые линии, например, — знак воды, прямые линии условно изображали землю и т.д. На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.

Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски, которыми с помощью гладкого камня или кости — лощила — покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая — естественного цвета красной гончарной глины.

Вторая — задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называют томленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разных районах России и сохранился до наших дней. В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли черную посуду — крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.

Их четкие формы, отделка деталей нередко подражали металлическим. Другой, более простой способ украшения — обварка — состоит в том, что горячие горшки вынимают из печи и сразу же окунают в мучную болтушку. При этом черепок становится плотнее, крепче, а на поверхности появляются округлые концентрические коричневые пятна и точки, образуя естественный орнамент. Один из видов облагораживания и украшения глиняных изделий — покрытие и роспись ангобом — жидко разведенной глиной другого цвета, чем та, из которой выполнен данный предмет.

В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую ценинную посуду — с синей и многоцветной (желто-зелено-коричневой) росписью, которую наносили на сырую (до обжига) поверхность, покрытую белой эмалью (непрозрачной глазурью). Она была освоена на заводе московского купца Афанасия Гребенщикова (открыт в 1724 г.), сын которого Иван Гребенщиков не только изучил технологию майолики, но опытным путем сумел подойти к открытию технологии изготовления фарфора.

В конце XVIII в. в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью и украшенными, как правило, одноцветной синей подглазурной росписью. Фарфор с многоцветной надглазурной росписью, открытый в России в XVIII в., позднее получил своеобразное декоративное направление у народных мастеров керамического промысла. Параллельно с фарфором и фаянсом, относящимся к тонкой керамике, продолжало развиваться народное гончарство.

В XIX- начале XX в. характерно украшение гончарной посуды цветными глазурями, процарапанным, рельефным орнаментом с помощью штампиков и налепов. Русские керамические промыслы в XVIII-XIX вв. существовали во многих селах и деревнях. Каждый, как правило, обслуживал свой небольшой район, и лишь некоторые приобрели широкое значение.

В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощеной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других — на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершенность и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоев и т.д. В других местах делали не мореную, а обычную красную, коричневую или желтоватую посуду из местной глины, украшали ее горизонтальными полосками, пятнами, кое-где веточками, нанесенными белой глиной. Такого типа гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях.

В некоторых районах покрывали красный черепок белым ангобом, а на него порошком цветной глазури наносили несложный узор в виде спиралей, полосок, пятен и слой бесцветной прозрачной глазури. В Воронежской губернии гончарные кувшины, миски украшали рельефными налепами в виде пуговок и поливали цветной глазурью. Применение трех цветных легкоплавких глазурей коричневой (марганцевой), зеленой (медной) и желтой (железной) характерно для гончарства разных районов второй половины XIX- начала XX вв. Художественная выразительность русской бытовой гончарной посуды заключена не столько в цвете или орнаменте, которые, как правило, очень скромны, сколько в пластическом решении. Нанесение цветных поясков, желобков или рельефных жгутиков, утолщение краев, подчеркивание низкого поддона или кольцевой ножки, ручек, которые хорошо входят в общий силуэт вещи, — все это части одного законченного архитектурно-скульптурного целого, гармонично объединяющегося с родственным ему бытовым окружением.

Читать еще:  Нефрит в Мезоамерике

Основные современные промыслы русской художественной керамики — это гжельский фарфор в Московской области, скопинская майолика в Рязанской области, дымковская игрушка в г.Кирове, филимоновская игрушка в Тульской области, каргопольская игрушка в Архангельской области, абашевская игрушка в Пензенской области.

Декоративно-прикладное искусство — КЕРАМИКА

• Лазурь да глина, глина да лазурь,
• Чего ж тебе еще? Скорей глаза сощурь.
» О. Мандельштам»

В общем случае, все эти предметы есть в разных цивилизациях, но, внося свою эстетику в их изготовление, и используя традиционную для всех глину, каждый ремесленник создавал творение, присущее только для данной культуры. Таким образом, используя традиционные, присущие для всех материалы и технологии производства, создавались глубоко национальные произведения.

В наши дни, употребляя те же принципы, художниками создаются новые работы, интернациональные по материалам и технологиям, и национальные по содержанию.

Глина и изделия из керамики появились на заре цивилизации одновременно в различных культурах человека, сопровождая его на всём пути исторического развития. Простота производства и доступность материала, а также долговечность, сделали изделия из керамики наиболее распространёнными в культуре человека. С развитием цивилизации, совершенствовались и изделия. Помимо простейших вещей, появились вещи, несущие не только практическую нагрузку, но и имеющие высокую культурную ценность.Керамика становится искусством.

Сейчас, в повседневной жизни, керамика появляется больше в изделиях декоративно-прикладного искусства. Ваза или кувшин в интерьере, не предназначены для хранения продуктов, а представляют собой его украшение. Надо заметить, что изделия из глины и шамота приобретают всё большую популярность. В настоящее время, при изготовлении изделий из керамики, используются, как традиционные материалы и технологии, которым тысячи лет, так и новые, в чём-то, упрощающие их производство, но расширяющие возможности художников-керамистов. В любом случае, обжиг остаётся непременным уловием настоящей керамики.

Глина, являясь интернациональным материалом, служила определённым потребностям людей, воплощая национальные особенности в конкретных, как утилитарных, так и в культовых произведениях керамики. В боьлшинстве стран, керамика использовалась в повседневной жизни в виде различной посуды, а также во всевозможных предметах декоративно — прикладного искусства.

В России имеются свои традиции в изготовлении керамики. Российские народные промыслы были частью жизни крестьян, занимавшихся изготовлением различной бытовой утвари в свободное от сельскохозяйственных работ время. Керамические свистульки и окарины, игрушки и сувениры, имели свои характерные национальные особенности, типичные для конкретной местности. Это и Дымковская игрушка и Каргопольские свистульки и многое другое. Художники народных промыслов вносят свой вклад в развитие и продолжение традиций Российской керамики.

К этническому стилю у нас, в отличие от Запада, относятся сдержанно. Появляются, правда, интересные общественные интерьеры, чаще всего рестораны, решенные в национальном колорите. Но для частных домов заказчики предпочитают роскошную эклектику или нечто вроде хай-тека, во всяком случае, чтобы все непременно было «с иголочки», ни одной старой вещи. Легче всего объяснить это отечественным снобизмом, хотя причина, возможно, не только в нем.

Европейский обыватель, устав от стандартности массовой культуры, инстинктивно потянулся к этническим вещам. Мы же, не успев насладиться благами западной цивилизации, казавшимися недостижимым эталоном, до сих пор не можем избавиться от комплексов, навязанных интернационализмом советского образца. Нас слишком долго кормили «национальным» — русским, узбекским, грузинским, предварительно пропустив народные традиции через мясорубку идеологии, придав им пристойное сувенирное обличье. Наконец, и приобрести подлинные произведения традиционного искусства стало очень непросто. Ковры ручной работы еще можно подобрать, а вот керамику днем с огнем не сыскать.

Любое керамическое изделие имеет рисунок. Однако нанесение на некоторые виды керамики рисунка — очень сложная задача, которая в итоге становится причиной высокой стоимости изделия. Самый дорогой декор на керамике — барельеф, покрытый толстым слоем прозрачной глазури. Более распространенной является майолика — высокопористая керамика, на которую наносится краска. Сегодня майолика стала не только названием типа керамического изделия, но и стиля рисунка. Покупателю могут предложить итальянскую или голландскую майолику, а также русские изразцы, которые тоже являются членом многочисленного семейства майолики.

Родина майолики — Египет. Именно в этой стране впервые была изготовлена высокопористая керамическая плитка, отлично сопротивлявшаяся жаре. На майолику легко наносилась краска, что позволяло египтянам создавать огромные панно с изображением богов, героев и фараонов. Неглазурованная майолика попала в Испанию, откуда в XI мавры привезли ее в Италию.

Флорентийский мастер Лука дела Робиа нанес на плитку молочно-белую глазурь и получил в результате удивительный по красоте предмет. Глянцевая, словно светившаяся внутренним светом майолика сразу стала пользоваться спросом у духовенства и аристократии. Позже мастер экспериментировал с другими цветами и получил фиолетовую (добавление марганца), зеленую (добавление меди) и синюю (добавление кобальта) майолику.

Современная итальянская майолика представлена в основном сине-зелеными и желто-зелеными образцами. Рисунок итальянской майолики наносится на непрозрачную глазурь или непосредственно на плитку, после чего покрывается прозрачной глазурью. Во время обжига выдерживают высокую температуру лишь указанные выше цвета, что обусловлено особенностью состава используемых красок.

Итальянская майолика хороша в ярких, творческих интерьерах ‘с изюминкой’. Для такого холодного стиля как хай-тек итальянская майолика совершенно непригодна. Главная задача майолики из Италии — вносить особое настроение в помещение. Зеленоватые тона помогут создать классический стиль интерьера 1930-х годов, а яркие желтые или светло-голубые — американский кантри.

Удачный образец использования голландской майолики — дворец Александра Меньшикова в Петербурге. Русские изразцы — это ни что иное, как голландская майолика с элементами русской народной росписи. Знаменитая фабрика гжельской керамики переняла технологию производства майолики у голландских мастеров еще в XVII веке, а позже создала ей образ исконно русской, хотя на самом деле в России майолику никогда не изготавливали.

Мастера постоянно экспериментируют с рисунком, составом глины, цветом глазури и техникой нанесения рисунка. Классическая голландская майолика отличается контрастностью цветов: на белом фоне — темно-синие или фиолетовые геометрические фигуры или изображения растений, животных и людей.

Майолика по-русски — это изразцы. Наверняка многие помнят белую со светло-голубым орнаментом керамическую плитку, изображавшую одиноко стоящую мельницу или медведя с бочонком меда. Это и есть ‘русская майолика’ или ‘изразец’.

Технология изготовления современной русской майолики не отличается от голландской технологии XVII века. Правда, на смену мельницам и мишкам пришли современные рисунки: женские силуэты, автомобильные логотипы. Однако настоящие ценители традиции русской майолики предпочитают керамику с классическим рисунком: изображения цветов, предметов быта и изящные орнаменты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector