Прикладное искусство. Резьба по камню, Китай

Прикладное искусство. Резьба по камню, Китай

Резьба по камню в Китае

Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст которого насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, и им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства.

Давайте посмотрим как это выглядит .

Старая китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Цвет нефрита разнообразен: от бело молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В древности круглые яшмовые диски как символы Неба и квадратные пластины как символы Земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски; кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками.

В эпоху древних империй появилась художественная резьба: из яшмы изготавливали украшения, фигурки мифических животных, предметы личного и домашнего обихода и т.п. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать. Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.

Резьба по камню-один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза,горный хрусталь, аметист,коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала.Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень прежде всего ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.

Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Этот камень традиционно является одним из самых высоко ценимых в Китае. В древности китайцы считали нефрит священным камнем, поэтому ограничивались минимальной обработкой естественного камня. Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Поэтому, как гласят древние легенды, «хорошим резчиком по нефриту или яшме мог стать человек с сильной волей и доброй душой». Ведь изготовление скульптурной композиции из нефрита требовало длительного времени и большого терпения. Множество китайских текстов посвящено описанию цвета нефрита и соответствующих ему свойств. Более всего ценится в Китае белый нефрит «Бай юй», который добывается в Кашгарском крае (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район), области на границе со Средней Азией, мирового центра по добыче нефрита.

В древнем Китае изделия из нефрита широко использовались в различных ритуалах. Так, например, кусочек яшмы или нефрита в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Обязательной принадлежностью китайского императора была вырезанная из нефрита печать. Эти и многие другие изделия из яшмы и нефрита были найдены при раскопках и являются свидетельством развития художественного ремесла в древнем Китае.

Вырезанные из камня печати популярны в Китае и по сегодняшний день, и если раньше их обладателями были император и знать, то сегодня такую печать может иметь каждый желающий. Личная печать заменяет подпись. Она представляет собой прямоугольный брусок из металла (золото, бронза, медь), камня, как правило, нефрита, дерева или слоновой кости. С одной стороны бруска, на плоскости квадрата врезаны или даны выпукло иероглифы имени, обычно в древнем начертании. В Китае изготовления личных печатей является отраслью искусства.

Со временем в Китае нефрит утратил свое ритуальное значение, но китайцы навсегда сохранили особую любовь и уважение к этому камню. И в настоящее время из него изготавливают самые разные предметы личного и домашнего обихода, от дорогих украшений, до ваз, подсвечников и статуэток богов.

С 1949 года, т.е. с момента образования Китайской Народной республики, китайские ремесленники создали множество выдающихся произведений из нефрита. Очень известны так называемые «четыре чуда Пекина» — это групповые нефритовые скульптуры Пань Бинхэна, нефритовые цветы Лю Дэина и нефритовые птицы Чжан Юньхэ. А такие шедевры китайских резчиков по камню, как «Блюда креветки» и «Драконовое блюдо», выполненные в Пекине из агата, а также «Радужная ваза», выполненная шанхайскими мастерами из красного жадеита, были признаны национальным достоянием. Эти работы завоевали широкое признание, как в Китае, так и за его пределами.

Искусство резьбы имеет в Китае древнюю историю и богатую традицию. Оно прошло долгий путь от примитивных изделий эпохи неолита, до высокоразвитой культуры, которая обрела мировую известность.

В Китае еще в глубокой древности достигли высокого мастерства резчики по слоновой кости. Их работа по ценности уступала лишь резьбе по нефриту и яшме. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, заколки для волос, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши и многое другое.

В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.

Предметов изготовляемых в Китае из слоновой кости великое множество. Это и статуэтки, курительные трубки, фигуры для игры в шашки и шахматы и многое — многое другое.

Одной из самых распространенных в Китае является резьба по дереву – материалу доступному и податливому. Китайские мастера использовали для обработки многие породы деревьев – тополь, ароматный сандал, твердое грушевое дерево, камфорное, пробковое дерево и бамбук. Сюжеты для работ обычно берутся из многочисленных мифов и легенд, которыми так богата китайская мифология. В последние несколько столетий художественная резьба по дереву в Китае достигает своего расцвета. Широкой популярностью у китайских и иностранных модниц пользуются китайские деревянные коробочки и шкатулки для украшений, украшенные резным орнаментом из цветов или декоративных узоров. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома. Деревянная мебель в древнем китайском стиле не потеряла своей популярности и в современном Китае. Особенной популярностью пользуются столы с резной поверхностью, кровати с резными спинками, резные ширмы, подставки и прочие.

Еще одна область применения резьбы по дереву – это маски для народных театральных представлений. Такие маски, вырезанные из дерева, были особенно популярны на юго-западе Китая. Они изображают различных богов, персонажей народных сказаний и сказочных существ, таких как дракон, тигр и др.

Наиболее искусные резчики по дереву использовали в своих работах ствол и корень бамбука. Как вид искусства, резьба по бамбуку и его корню стала известна в 15-м веке, при династии Мин. Именно в те времена мастерство резьбы по бамбуку достигло очень высокого уровня. В последние несколько столетий этот вид народного искусства продолжает развиваться. В Китае известно немало мастеров высокого класса в этом ремесле. Самыми распространенными изделиями из бамбука являются стаканы для кистей и ручек, на которых вырезаны различные рисунки.

Читать еще:  Ощущение кристальной чистоты. Zdravko Derek

Говоря о различных видах резьбы нельзя не упомянуть об искусстве резьбы по рогу носорога. Ведь мало кто знает, что внешняя форма и внутренняя структура рога носорога очень необычны. Он заметно отличается от коровьего и бараньего рогов, да и к тому же является более редким материалом. Как утверждают древние записи, добывать этот необычный материал начали примерно с эпохи Хань. В Китае в основном использовали рог носорога, привозимый из других стран. В течение всей своей долгой истории, изделия из рога носорога представляли собой роскошные вещи для высших слоев общества.

Резьба по камню в Китае

Мировой известностью пользуются китайские резные изделия из камня. Искусство резьбы из твердых горных пород было известно в Китае с глубокой древности и уже в первом тысячелетии до нашей эры достигло высокого совершенства, о чем свидетельствуют археологические находки.

Глубокое понимание материала и его особенностей, а также замечательная техника обработки позволяли народным мастерам создавать в то время великолепные украшения, символические изображения, сосуды, фигуры и другие изделия, которые высоко ценились и служили украшением дворцов и одежды чиновной знати. В настоящее время резьба по камню продолжает развиваться в целом ряде центров на юге и на севере страны. Особой известностью пользуются тонкие по исполнению изделия Пекина и Шанхая, где работает много талантливых мастеров.

Обработка камня требует от мастеров огромного труда и большого опыта.

Используя природную красоту материала, его структуру и цвет, мастер обычно намечает композицию и обрабатывает камень при помощи стальных инструментов на простом ножном станке.

Белла-Роза.ру — здесь вы можете букет из 51 розы купить, сделав заказ по интернету или позвонив по телефону.

Часто в процессе обработки камня какое-нибудь неожиданно выступившее пятно или прожилка заставляют изменять композицию, а иногда и форму изделия.

В настоящее время в государственных мастерских для облегчения труда мастеров пытаются применять электромоторы для сверления и шлифования камня, что позволяет значительно ускорить весь процесс обработки изделия.

Пекинские мастера широко используют для своего творчества не только нефрит, но также и его разновидности — нефритовый камень и жадеит, отличающиеся красотой расцветок. Для более мелких изделий часто применяется мягкий агальматолит, легко поддающийся обработке.

Используют также горный хрусталь, кварц и даже бирюзу.

В Пекине творчество мастеров-резчиков тесно связано с традициями прошлого. Треножники классической формы, вазы в виде бронзовых древних сосудов с подвесными кольцами на ручках, изображения животных и птиц, а также украшения в виде подвесок — все это по своему характеру очень близко к изделиям прошлых веков. Новые сюжеты и формы занимают еще незначительное место в творчестве пекинских мастеров. Для выставки прикладного искусства народным скульптором Лю Ши-мином была исполнена из камня группа, изображающая современную семью, что указывает на стремление к поискам новых путей для дальнейшего развития этого вида прикладного искусства.

Резные изделия мастеров Шанхая по своему характеру близки к пекинским. Здесь также можно видеть великолепное знание художественных традиций прошлого. Чувство скульптурной формы и глубокое понимание материала позволяют народным мастерам Шанхая создавать изделия, высокие по своему художественному качеству. Особой изысканностью отличаются изделия из халцедона, агата и горного хрусталя. О богатстве скульптурных приемов шанхайских мастеров можно судить по изделиям из коралла, которые еще в XVIII веке высоко ценились в европейских странах. Статуэтка прославленной красавицы древности Си-ши, исполненная из коралла в 1950 году, несмотря на известную стилизацию, полна пластической выразительности.

Сложной композицией отличается также декоративная ваза, вырезанная из темно-розового коралла и украшенная красиво расположенными ветками вьющихся роз. С большим пониманием материала мастер использовал теплый по тону цвет самого материала, который прекрасно сочетается с изображением тонко вырезанных роз.

Особо широкой популярности достигла народная скульптура из камня, выполняемая в провинциях Фуцзянь и Чжэцзян. Здесь, в деревнях, художественная резьба из агальматолита (или, как его часто называют, жировика) является подсобным промыслом крестьян. Из агальматолита, сравнительно мягкого камня красивых зеленоватых и розово-серых оттенков, крестьяне вырезают разнообразные изделия и мелкую скульптуру.

Резчики Фуцзяни создают живые образы окружающей их богатой природы Южного Китая. Мастер Хуан Хэн-сун с большим искусством выполняет скульптурные группы животных. Небольшая статуэтка его работы, изображающая буйволов, свидетельствует о пристальном внимании и непосредственном наблюдении животных, переданных жизненно и пластично. Мастер Го Гун-сэнь создал трогательный образ девочки-пастушки. Прекрасный художественный вкус виден в работах резчика Линь Шоу-шэнь, который создает красивые по форме пепельницы, стопки для кистей и другие изделия, предназначенные для широкого распространения в быту.

С пониманием назначения предмета выполнена Линь Шоу-чжанем небольшая пепельница из агальматолита в форме листа лотоса с маленькими крабами.

Большой народный вкус также ярко проявляется и в резных изделиях провинции Чжэцзян, где выполнение скульптуры из камня получило особо широкое распространение. Поражает сложностью своей композиции работа народного мастера Лю Су-цзу, создавшего из розовато-серого агальматолита подставку для лампы в виде ствола дерева, оплетенного виноградной лозой, среди гроздьев и листвы которого изображены белки и птицы.

Одним из замечательных мастеров Чжэцзяна является также Пань Юй-чэнь, который в своей скульптуре «Бессмертная мать» сумел отразить героизм корейской женщины, выступившей против иностранных захватчиков. Его же группа «Крестьянка, рабочий и солдат» привлекает внимание не только своим пафосом, выразительностью образов, но также и умелой передачей единства всех фигур. Эти современные образы свидетельствуют о настойчивых поисках новых творческих путей, о новых замыслах, которые, несомненно, с каждым годом будут все более находить свое яркое воплощение в работах народных скульпторов.

Огромные сдвиги, происходящие в общественной жизни страны, не могли не отразиться в их искусстве. Все чаще привычные фигуры божеств и легендарных персонажей сменяются новыми, живыми образами действительности. Народные скульпторы и резчики по камню в течение последних лет настойчиво стремятся к созданию новых образов современности, которые дороги и понятны широким народным массам. Они стремятся к изготовлению красивых массовых изделий, которые служили бы украшением как общественных зданий, так и жилищ трудящихся, радуя свежестью замысла и благородством формы.

Прикладное искусство. Резьба по камню, Китай

Одним из древнейших искусств Китая является резьба по камню, возраст которого насчитывает более четырех тысячелетий. Секреты этого искусства бережно хранятся китайскими мастерами, и им одним известно, как из простейшего булыжника получить тончайшей резьбы произведение прикладного искусства.

Давайте посмотрим как это выглядит …

Старая китайская пословица гласит: «Золото имеет цену, нефрит же бесценен». Цвет нефрита разнообразен: от бело молочного до темно-зеленого. Из нефрита делали императорские регалии, знаки отличия чиновников, декоративные вещи, украшения, чаши для вина. Китайские мастера любили также яшму, которая считалась воплощением творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В древности круглые яшмовые диски как символы Неба и квадратные пластины как символы Земли использовались в религиозных церемониях. Из этого камня делали ритуальное оружие, служебные регалии, украшения и маски; кусочек яшмы вкладывали в рот покойному, а его одежду скрепляли яшмовыми застежками.

Читать еще:  Немецкий художник-самоучка. Dietrich Weisenborn

В эпоху древних империй появилась художественная резьба: из яшмы изготавливали украшения, фигурки мифических животных, предметы личного и домашнего обихода и т.п. Обязательной принадлежностью императора и его приближенных была яшмовая печать. Популярным камнем был и агальматолит (китайский жировик или мыльный камень), из которого делали декоративные и бытовые вещи. В ювелирном деле также использовались халцедоны и агат, они шли на производство ювелирных украшений, флакончиков для косметики и лекарств.

Резьба по камню-один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, бирюза,горный хрусталь, аметист,коралл и другие камни, которые еще древних мастеров привлекали разнообразием красок, твердостью и звонкостью материала.Китайского резчика отличает отношение к материалу, если на Западе камень прежде всего ценится за его ровную окраску и прозрачность, китайских мастеров привлекает причудливость естественной расцветки камня, и природная форма. Они-то и вдохновляют китайского мастера ни создание самой изысканной композиции. Поэтому, выбирая кусок породы, он долго изучает его форму и направление жилок, старались впоследствии использовать каждое пятно и прослойку.

Известно, что из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера отдавали предпочтение нефриту. Этот камень традиционно является одним из самых высоко ценимых в Китае. В древности китайцы считали нефрит священным камнем, поэтому ограничивались минимальной обработкой естественного камня. Но почитание нефрита в Китае объясняется еще и тем, что этот твердый камень с трудом поддается обработке. Поэтому, как гласят древние легенды, «хорошим резчиком по нефриту или яшме мог стать человек с сильной волей и доброй душой». Ведь изготовление скульптурной композиции из нефрита требовало длительного времени и большого терпения. Множество китайских текстов посвящено описанию цвета нефрита и соответствующих ему свойств. Более всего ценится в Китае белый нефрит «Бай юй», который добывается в Кашгарском крае (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район), области на границе со Средней Азией, мирового центра по добыче нефрита.

В древнем Китае изделия из нефрита широко использовались в различных ритуалах. Так, например, кусочек яшмы или нефрита в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, вновь оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Обязательной принадлежностью китайского императора была вырезанная из нефрита печать. Эти и многие другие изделия из яшмы и нефрита были найдены при раскопках и являются свидетельством развития художественного ремесла в древнем Китае.

Вырезанные из камня печати популярны в Китае и по сегодняшний день, и если раньше их обладателями были император и знать, то сегодня такую печать может иметь каждый желающий. Личная печать заменяет подпись. Она представляет собой прямоугольный брусок из металла (золото, бронза, медь), камня, как правило, нефрита, дерева или слоновой кости. С одной стороны бруска, на плоскости квадрата врезаны или даны выпукло иероглифы имени, обычно в древнем начертании. В Китае изготовления личных печатей является отраслью искусства.

Со временем в Китае нефрит утратил свое ритуальное значение, но китайцы навсегда сохранили особую любовь и уважение к этому камню. И в настоящее время из него изготавливают самые разные предметы личного и домашнего обихода, от дорогих украшений, до ваз, подсвечников и статуэток богов.

С 1949 года, т.е. с момента образования Китайской Народной республики, китайские ремесленники создали множество выдающихся произведений из нефрита. Очень известны так называемые «четыре чуда Пекина» — это групповые нефритовые скульптуры Пань Бинхэна, нефритовые цветы Лю Дэина и нефритовые птицы Чжан Юньхэ. А такие шедевры китайских резчиков по камню, как «Блюда креветки» и «Драконовое блюдо», выполненные в Пекине из агата, а также «Радужная ваза», выполненная шанхайскими мастерами из красного жадеита, были признаны национальным достоянием. Эти работы завоевали широкое признание, как в Китае, так и за его пределами.

Искусство резьбы имеет в Китае древнюю историю и богатую традицию. Оно прошло долгий путь от примитивных изделий эпохи неолита, до высокоразвитой культуры, которая обрела мировую известность.

В Китае еще в глубокой древности достигли высокого мастерства резчики по слоновой кости. Их работа по ценности уступала лишь резьбе по нефриту и яшме. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, заколки для волос, палочки для еды, рукоятки ножей, чаши и многое другое.

В настоящее время основными центрами резьбы по кости являются Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь и Нанкин. Причем каждая школа имеет свои отличительные особенности. Например, в Пекине изготовляются статуэтки и другие изделия, сохраняющие естественный оттенок материала. В Гуанчжоу изготовляют т.н. мячики из слоновой кости, или как их еще называют «шары в шаре». Они выполняются так, что внутри костяного шарика, помещаются несколько других шариков. Только гуанчоуские мастера могли вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга шаров. Эта работа требовала от умельцев огромного терпения и безупречной точности руки.

Предметов изготовляемых в Китае из слоновой кости великое множество. Это и статуэтки, курительные трубки, фигуры для игры в шашки и шахматы и многое — многое другое.

Одной из самых распространенных в Китае является резьба по дереву – материалу доступному и податливому. Китайские мастера использовали для обработки многие породы деревьев – тополь, ароматный сандал, твердое грушевое дерево, камфорное, пробковое дерево и бамбук. Сюжеты для работ обычно берутся из многочисленных мифов и легенд, которыми так богата китайская мифология. В последние несколько столетий художественная резьба по дереву в Китае достигает своего расцвета. Широкой популярностью у китайских и иностранных модниц пользуются китайские деревянные коробочки и шкатулки для украшений, украшенные резным орнаментом из цветов или декоративных узоров. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома. Деревянная мебель в древнем китайском стиле не потеряла своей популярности и в современном Китае. Особенной популярностью пользуются столы с резной поверхностью, кровати с резными спинками, резные ширмы, подставки и прочие.

Еще одна область применения резьбы по дереву – это маски для народных театральных представлений. Такие маски, вырезанные из дерева, были особенно популярны на юго-западе Китая. Они изображают различных богов, персонажей народных сказаний и сказочных существ, таких как дракон, тигр и др.

Наиболее искусные резчики по дереву использовали в своих работах ствол и корень бамбука. Как вид искусства, резьба по бамбуку и его корню стала известна в 15-м веке, при династии Мин. Именно в те времена мастерство резьбы по бамбуку достигло очень высокого уровня. В последние несколько столетий этот вид народного искусства продолжает развиваться. В Китае известно немало мастеров высокого класса в этом ремесле. Самыми распространенными изделиями из бамбука являются стаканы для кистей и ручек, на которых вырезаны различные рисунки.

Говоря о различных видах резьбы нельзя не упомянуть об искусстве резьбы по рогу носорога. Ведь мало кто знает, что внешняя форма и внутренняя структура рога носорога очень необычны. Он заметно отличается от коровьего и бараньего рогов, да и к тому же является более редким материалом. Как утверждают древние записи, добывать этот необычный материал начали примерно с эпохи Хань. В Китае в основном использовали рог носорога, привозимый из других стран. В течение всей своей долгой истории, изделия из рога носорога представляли собой роскошные вещи для высших слоев общества.

Читать еще:  Натюрморты и пейзажи. Chong Wong

Прикладное искусство. Резьба по камню, Китай

Прикладное искусство Китая

Культура Китая – одна из древнейших в мире. Она включает в себя не только художественные направления: музыку, литературу, танцы и живопись, но и прикладное искусство. Ни для кого не секрет, что многие новшества пришли на запад из Китая. Китайские мастера уже в древности умели делать бумагу, изготовлять порох, создавать лучшие в мире шелковые ткани. Китайские ремесленники в течение пяти тысячелетий создавали неповторимые произведения искусств из камня, делали самый лучший в мире фарфор, а также лаковые изделия, ткани многое другое.

Декоративно-прикладное искусство Китая

Одним из древнейших видов прикладного искусства Китая считается резьба по камню. Уникальные предметы древности из нефрита, жадеита и яшмы, созданные руками китайских мастеров, хранятся сегодня в самых известных музеях мира.

Искусство резьбы по камню

В Китае проживают представители разных народов. На западе страны в Синьцзяне среди уйгур распространены такие традиционные ремесла как ковроделие, изготовление музыкальных инструментов и предметов обихода. Уйгурские ковры из шелка были одним из главных предметов торговли в городах на Великом Шелковом пути, а сегодня они по праву являются одними из лучших в мире наряду с туркменскими и персидскими.

Китайская вышивка – удивительное искусство

На сегодняшний день, мировой известностью пользуется китайская керамика, в частности фарфор. Великолепные декоративные вазы, покрытые нежнейшей глазурью и декорированные скульптурой, фарфоровые статуэтки, созданные с помощью метода резьбы по фарфоровому тесту – все это результат многовекового творческого поиска талантливых китайских мастеров, которые из поколения в поколение передавали свои знания потомкам.

Китай — родина фарфора на протяжении более трех тысяч лет. За это время он стал вершиной китайского прикладного искусства.

В Китае фарфор стали производить примерно в 6-7 веке. Благодаря совершенствованию технологий и подбору удачных компонентов изделия делались все более изящными, отличающимися белизной и тонкостью. Китайский фарфор менялся вместе с развитием страны, традиции изготовления зависели от региона, где проживали мастера.

Фарфор искусно расписывался. На рисунках часто воссоздавались флора и фауна Китая. На вазах, тарелках, чашках и другой посуде расцветали лотосы, орхидеи, розы и еще много прекрасных цветов. Лучшие образцы фарфоровых изделий приобретались императорским двором, или шли на экспорт. Цзиндэньчженский фарфор вместе с бархатом и парчой отправлялся по Великому шелковому пути на Средний Восток и в Европу.

Золотым веком фарфора стал 18 век, время правления династии Цин. В это время глазурь, покрывавшая фарфор, обрела невероятное богатство вариантов. К этому же времени относится изобретение розовой эмалевой краски.

В конце 19 века произошел спад в фарфоровом производстве. Революции и народные волнения задерживали мирную жизнь. Но после образования КНР правительство стало восстанавливать разрушенные фарфоровые заводы.

Сегодня Китай до сих пор изготавливает фарфор высокого качества и высокой художественной ценности, что свидетельствует о продолжении древней традиции и новых достижениях.

Огромной популярностью до сих пор пользуются мастера резьбы по дереву. Как известно, почти все древние и средневековые памятники архитектуры Китая построены из дерева. Дворцы, пагоды, сады с беседками, храмы – все они были декорированы резьбой по дереву. Современные китайские мастера ни в чем не уступают, а во многом и превосходят своих далеких предков.

Декоративно-прикладное искусство Китая – это часть культурного наследия всей китайской нации, которое тщательно оберегалось и передавалось из поколения в поколение. Различные виды ремесел, которые существуют сегодня в Китае, наглядно показывают все богатство и разнообразие китайской культуры.

Муравьева, В. Цзиндэчжэнь — столица китайского фарфора / В. Муравьева // Институт Конфуция .- 2015. — № 5. – С. 48-57.

Юаньюань, Ту. Фарфор — имя тебе «Китай-China» / Т. Юаньюань // Институт Конфуция. – 2011. — № 3. – С. 68-71.

Юэ, Ши. Китайский лак: красный глянец на зависть Чан Э / Ш. Юэ // Институт Конфуция .- 2014. — № 4. – С. 50-58.

Исаева, Людмила. Традиционная китайская мебель / Л. Исаева // Китай. — 2015. — № 1. — С. 76-77.

Китайская резьба по кости.

Китайская резьба по кости.

Лес. Слоновая кость.

Натюрморт. Резьба по кости.

Девушка с павлином. Китайская резьба по кости.

Китайская резьба по кости,

или роскошь из слоновой кости.

Сегодня слоновая кость является редким и ценным материалом, так как найти ее в природе трудно, а охота на этих животных теперь почти везде запрещена. Основным поставщиком сырья для изделий является Африканский континент, часть которого даже назвали «Берегом Слоновой Кости». Но качество его среднее – сравнительно мягкие, темноватые и малопрозрачные фрагменты часто имеют трещины или разломы. А высший сорт материала, твердый, полупрозрачный, практически не желтеющий, придающий готовым предметам особую изысканность и эксклюзивность, привозят из Гвинеи. В основном продаются клыки весом до 10 кг. Однако встречаются экземпляры длиной около 2,5 м, весящие до 90 кг. Чаще клыки дугообразно изогнуты, но могут двояко искривляться, напоминая бычьи рога. Основание их и часть длины полые, но по направлению к острому концу стенки утолщаются, заполняя все пространство.

При распиливании слоновой кости пользуются тонкой пилой с небольшой разводкой зубцов, периодически смачивая ее водой, чтобы избежать перегрева и растрескивания материала. Шлифуют поделки смоченным водой хвощом, а потом обрабатывают пемзой, вымоченной в воде. Полировку поверхности производят, используя влажную ткань и мед.

Фигурки из слоновой кости, выполненные вручную, декорированные оригинальной резьбой и узорами, издавна являлись дорогими украшениями обстановки домов знатных особ. И сегодня аксессуары из этого материала остаются востребованными и актуальными. Правильно обработанные изделия зачаровывают своим восхитительным видом. А их немалая стоимость подчеркивает высокий статус и материальное благополучие владельца.

В Китае резьба по кости является одним из самых ранних направлений декоративно-прикладного искусства. Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита. На раскопках развалин столицы династии Ин, существовавшей 3700 лет назад, были обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости. Свое развитие этот промысел получил во время правления династии Сун (960 — 1279гг.), а совершенствовался во времена династий Мин (1368 -1644гг.) и Цин (1644 -1911гг.)

Для резчиков по кости китайских мастеров характерна утонченная резьба с глубокой прорисовкой мельчайших деталей с преобладанием национальных мотивов. В Китае сформировались две основные школы резьбы по кости – Кантонская (Гуанчжоуская) и Пекинская.

Техника кантонских мастеров отличается тонкостью и роскошным декором, а также белизной. В Гуанчжоу слоновую кость отбеливали, отчего она и приобретала сияющий белый цвет. Там же была изобретена совершенно невероятная техника плетения абажуров и корзин для цветов из нитей расщепленной слоновой кости.

Пекинская школа отличалась более сдержанным декором и лаконичностью. В основном мастера Пекина изготавливали фигурки людей, для большей декоративности подкрашивая кость. Их изделия отличались тщательной полировкой, подчеркивающей природную текстуру кости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector