Природа и грезы. Cecile Berce Busson

Природа и грезы. Cecile Berce Busson

Пауль Буссон

Главная / Биографии авторов / Короп / Пауль Буссон

Буссон, Пауль (Busson,Paul, 09.07.1873- 08.07.1924)

Почти забытый австрийский романист, драматург, лирик, время от времени обращавшийся к тайному, фантастическому и мрачному. Он родился в Инсбруке в доме «Дикий человек». За год до этого его отец, Арнольд Буссон (1844-1892), стал профессором общей истории в инсбрукском университете, а в 1886 году даже его ректором. Этот человек был признанным историком, авторм многочисленных публикаций, особенно по истории XIII столетия.

Пауль был старшим из десяти детей в семье. В 1891 году Буссоны переезжают в Грац, куда пригласили на работу отца. Но уже в следующем году профессор скоропостижно умирает в возрасте 48 лет.

Как свидетельствует фамилия, семья была французского, точнее, бретонского происхождения. Из-за террора французской революции ей пришлось бежать в Германию, в город Мюнстер, что в Вестфалии. Там, в Мюнстере, и родился в 1844 году Арнольд Буссон. Связь с Инсбруком возникла благодаря знаменитому историку Юлиусу фон Фикеру, который тоже был родом из Мюнстера и на тот момент занимал пост ректора инсбрукского университета. Он посоветовал Арнольду написать научную диссертацию под началом профессора Альфонса Хубера.

Пауль Буссон вырос в доме, где разговоры о литературе и исторических изысканиях были в порядке вещей. Годы детства, отрочества и юности, проведённые в Инсбруке, наложили неизгладимый отпечаток на жизнь и творчество писателя. Неоднократно он старался в своих книгах отразить впечатления от школы, первых книг, посещений театров и проб пера в лирике, описать дружбу и вражду юных сверстников, историю Тироля. Прощание с Инсбруком далось 18-летнему юноше нелегко. Но ещё хуже сказалась на большой семье преждевременная смерть отца.

С 1892 года в Гарце Буссон изучал медицину. Затем следует год добровольной службы в Восьмом гусарском полку. В 1897 году он выбирает военную карьеру и на 4 года становится профессиональным офицером . За время смен дислокации (от Кернтена до Галиции) полка лейтенант кавлерии Буссон знакомится с обширными частями австро-венгерской империи с её многонациональным составом. Гарнизонная служба в Галиции побуждает его как и многих других австрийских офицеров, к писательству. «Умолкнувшие фанфары», так называется собрание его впечатлений и эпизодов того времени. Тоненькая книжка вышла, правда, лишь в 1923 году.15 новелл из жизни армии дунайской монархии относятся к лучшим описаниям полной лишений жизни солдат на восточной границе Европы. Оглядываясь назад, Буссон писал: «Они возникли большей частью в счастливые и спокойные времена до великой катастрофы Первой мировой войны, похоронившей наряду с многими другими вещами и тот пёстрый, радостный мир, в котором они разыгрывались». Четыре года незабываемых встреч с разными людьми… Их влияние определило его жизнь и творчество. В отличие буквально от всех австрийских и немецких писателей той поры, опъянённых милитаристкой пропагандой, Буссон никогда не прославлял войны.

Ранняя смерть матери поразила 26-летнего офицера. Отношения с ней были очень близкими. Мать с участием следила за его писательскими попытками. Вскоре после этого, служа в Галиции, он сам заболел так тяжело, что в 1900 году вынужден был оставить военную службу. В период выздоровления возникла пьеса «Бесхарактерный». Пьесы и лирика не давали достаточных для жизни средств, поэтому, встав на ноги после болезни, Буссон устроился журналистом в популярную «Новую венскую ежедневную газету». В последующие два десятилетия Буссон всё время распределял свои усилия между журналистской подёнщиной и литературными амбициями. Особенно следует выделить его сотрудничество с мюнхенским сатирическим журналом «Симплициссимус». Именно в это время он познакомился с Густавом Майринком.

С 1903 года он пишет короткие истории, рассказы, очерки, делится впечатлениями о пространных путешествиях, предпринятых им на должности редактора уважаемого фельетонного отдела вышеупомянутой газеты. Отдел он возглавил в 1914 году. Писатель побывал в Лондоне, Париже, Константинополе, на Балканах. Перед самой войной – в Албании и Скандинавии. С 1900 года Буссон живёт в Вене, на Гамбургской улице, дом 10.

Его первые литературные пробы, собранные в «Стихах» (1901 год, сборник неуклюжих слабых стихов), «Среда на первой неделе великого поста» (1903, 11 горестных эскизов, пронизанных влиянием французского декаданса), «Побеждённый» (1905, сборник новелл) и небольшой роман «Азраэль» (1904) в стиле модерн навеяны декадансом. В романе «Азраэль» автор описывает последние месяцы жизни смертельно больного драматурга. В нём отразилась борьба самого Буссона с ангелом смерти Азраэлем.

В 1909 году последовал ещё один сборник новелл «Бедные привидения» (нефантастический). В 1911 году был опубликован сборник «Кровь Нельсона» (нефантастический).

Пауль Буссон писал также заказные работы: «Венские настроения» (1913), «Земмеринг и его горы» (1913), «Вена ,её достопримечательности и развлечения» (1914).

После женитьбы в 1915 году на молодой Хедвиг Йозефине Пайнлих он работает корреспондентом от военного пресс-ведомства на различных театрах военных действий. За эту деятельность его наградили Рыцарским крестом ордена Франца-Иосифа.

Военная катастрофа Первой мировой войны и крушение дунайской монархии глубоко потрясли Буссона и, вероятно, услилили его очевидную склонность к мистическому (например, новелла «Фадльс Крис» из сборника «Побеждённый»). Возможно, ухудшение болезни сердца способствовало такому настроению.

После войны Буссон оставил журналистскую деятельность как главную в своей жизни, уехал из Вены и уединился в небольшом красивом и уютном охотничьем замке, расположенном в лесном районе на северо-западе от Дуная в местечке Нойнцен.

Читать еще:  Ощущение чистоты и ясности цвета. John Murray

Болезнь сердца тем временем прогрессировала. Буссон умер 8 июля 1924 года в Вене. Последовал целый ряд некрологов. Читатели его фельетонов были обескуражены, когда вместо очередного фельетона прочитали известие о смерти писателя в возрасте 51 года.В 1926 году на центральном венском кладбище ему воздвигли памятник. Автором стал скульптор Густав Екель (родился в 1877 году в Шёнберге, Моравия), выигравший конкурс на лучшую заказную работу. Натуральный блок унтерсбергского мрамора с рельефным портретом Пауля Буссона был последним желанием писателя.

Главные фантастические произведения Буссона вышли в послевоенное время. Среди них особо выделяется роман «Возрождение Мельхиора Дронте» (1921).Это, пожалуй, самая лучшая книга Буссона вообще, переиздаваемая до сих пор и переведённая на английский (США). В форме романа воспитания рассказывается история жизни австрийского барона 18-го века, в конце концов казнённого в Париже и пережившего сознательную реинкарнацию. Всё время всплывающая мысль о переселении душ, предсуществовании была одной из центральных в творчестве Буссона. В романе один молодой человек испытывает на себе все жестокости войны и французской революции, изображаемые прямо-таки с гипнотической силой, увлекая читателя в кошмарный мир. Тема – безысходность человека, предавшегося злу. Мотив дежа вю придаёт роману жуткую силу. Видный знаток тёмной литературы Цондергельд так оценивает творчество Буссона: «Одно из самых восхитительных изображений мотива переселения душ в фантастической литературе можно найти у Буссона в его главном труде, правда, немного попахивающем местами жадной страстью к сенсации, романе «Возрождение Мельхиора Дронте» (1921). Как и в поздних произведения Майринка, в своём романе Буссон глубоко погружается в оккультные учения, одновременно не теряя из поля зрения цель развлечь читателя. Другие работы временами очень популярного автора не достигают этого уровня».

Единственный сборник новелл, составляющий преимущественно фантастику, вышел с 1919 году – томик «Странные истории». Сборник и новеллу об оборотне «Выстрел на Ведьмином болоте» (1923) вполне можно отнести к самым убедительным произведениям Буссона.

Его первый крупный роман „F.A.E“ (что значит Frieden auf Erden, то есть «мир на Земле») вышел в 1919 году. Это наивная пацифистская утопия с немецкими националистическими чертами. Незамысловатая история рассказывает об учёном, принуждающем с помощью своих изобретений все правительства к миру во всём мире. Его изобретения – это взрывчатка «хаосит» и средство для сушки растений «пацифер», находящиеся на оснащении «карликовых мух»: крошечных стеклянных и поэтому почти невидимых самолётов, бесшумно преодолевающих любой противовоздушный отпор.

Роман „Die Feuerbutze“ (1923) – исторический роман об освободительной борьбе в Тироле против Наполеона. В романе играет большую роль некая тайная секта фанатиков. В целом книга не относится к разряду фантастики, но несёт в себе элементы мистицизма.

6 лет спустя после смерти автора вышел роман «Vitus Venloo» — романтическое изображение молодости Буссона в Инсбруке.

В немецкоязычной литературе есть, пожалуй,два всплеска активного интереса к страшному, тёмному, оккультному. Сначала наполеоновские войны инициировали волну страшнных и сверхъестественных рассказов (например, рассказы Гофмана, пережившего в 1813 году бомбардировку Дрездена в ходе столкновения французов с русско-прусско-австрийскими войсками). Второй пик пришёлся на декаданс, конец 19-века. Настроения были усилены Первой мировой войной. Густав Майринк публикует в 1915 году «Голема», Перуц — «Третий шар» и т.д.

Фантастическое занимает существенное место в творчестве Буссона. Любимые его мотивы: переселение душ и роковая женщина. Некоторые новеллы написаны под влиянием декаданса и хотя не являются фантастикой в чистом виде, очень близко приближаются к ней. В некоторых реалистических произведениях автора присутствуют элементы мистики.

Жан-Батист Грёз: забытый гений эпохи рококо

Благотворительница

Художник Жан-Батист Грёз (Jean-Baptiste Greuze) родился во Франции в Турню, 21 августа 1725 года. Его карьера началась с обучения у знаменитого лионского живописца Грандона. С 1750 года художник начал учиться в парижской Академии художеств у Натуара.

Автопортрет

С 1769 года, став академиком, художник Жан-Батист Грёз, решил заняться исторической живописью и отправился в Рим, для изучения работ итальянских живописцев, которые писали исторические полотна.

Вернувшись в Париж Jean-Baptiste Greuze представил публике некоторые из своих работ на историческую тему, но публика встретила эти полотна достаточно прохладно. И художник снова начал писать жанровые картины, и очень скоро завоевал себе славу одного из лучших живописцев Франции.

Во времена Французской революции художник жил уединённо, в политическую борьбу не вмешивался, продолжал писать и постепенно сколотил достаточно приличное состояние, но занялся инвестициями и очень скоро стал нищим. Он умер бедным и забытым своими соотечественниками в марте 1805 года, в Лувре.

Сегодня Жана-Батиста Грёза называют одним из величайших художников в мире.

Картины художника Жана-Батиста Грёза (Jean-Baptiste Greuze)

Неблагодарный сын (Отцовское проклятие)

Посещение священника

Наказание сыновей

Паралитик

Деревенская помолвка

Невинность, увлекаемая любовью

Посещение Эгины Юпитером (Зевсом)

Жест неаполитанца

Разбитые яйца

Большое семейство

Девушка лежащая в постели

Балованное дитя

Разбитый кувшин

Девушка в сиреневой тунике

Девочка с куклой

Голова девушки в чепце

Портрет графини Шуваловой

Разбитое зеркало

Портрет мужчины

Девушка

Бедность (Балованная итальянка)

Гитарист

Девушка в белой накидке

Сладострастие

Сюжет 2

Сладострастие 2

Мечтательница

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Yosa Buson [Taniguchi] (与謝 蕪村)

Yosa Buson [Taniguchi] (与謝 蕪村)

  • Дата рождения: 1716 г. ; Kema, Settsu Province, Japan
  • Дата смерти: 17 января 1784 г. ; Kyoto, Japan
  • Национальность:японец
  • Направление:Период Эдо (1603–1867)
  • Сфера:живопись
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Ёса_Бусон

Заказать
репродукцию

Ёса Бусон, также Буссон, Еса, Эса, Тэсо, Пса, Танигути и др. псевдонимы (яп. 与謝蕪村; 1716 год, Кэма в провинции Сэтцу (сейчас это Миякодзима — один 24-х районов Осаки), Япония — 25 декабря 1783 года, Киото) — японский поэт XVIII века, мастер жанра «хайку», также известен как писатель, эссеист и художник. Наряду с Мацуо Басё и Кобаяси Исса, Бусон считается одним из величайших японских поэтов периода Эдо.

Бусон — это псевдоним, которым поэт подписывал свои произведения в зрелые годы. До этого он использовал другие псевдонимы. Постоянное применение псевдонимов характерно для японской культуры. В Японии не было принято заниматься поэзией вне какой-то школы или течения. Поэтому, начиная публиковать свои стихи, поэт в обязательном порядке становился членом поэтического общества, и, согласно традиции, в этот момент должен был избрать себе псевдоним. Псевдоним позволял ощутить себя как человека, испытавшего новый поворот в своей духовной жизни, а поскольку таких поворотов могло быть много, да и поэтические школы могли меняться, то и псевдонимы могли меняться или накапливаться.

Бусон родился в деревне Кэма провинции Сэтцу. Настоящее имя его неизвестно. Считается, что он был сыном деревенского старосты по имени Танигути (отсюда псевдоним Танигути). Мать была родом из местечка Ёса, поэтому впоследствии поэт часто называл себя Ёса Бусон. Бусон получил хорошее образование, читал китайских и японских классиков, учился живописи. Рано потеряв родителей, в двадцатилетнем возрасте уехал в Эдо (ныне Токио), где изучал поэзию и живопись под руководством Хаяно Хадзина (1676—1742) — одного из крупнейших мастеров хайкай того времени, продолжавшего линию Басё. В 1751 году переселился в Киото. Бусон никогда, даже добившись определённых успехов, признания и материального благополучия, не возвращался на родину. Причины этого неизвестны. Между тем в поэтическом творчестве Бусона очень сильны настроения ностальгии. Есть даже целый ностальгический цикл «Весенний ветерок над дамбой Кэма».

Под влиянием своего кумира Басё, Бусон много путешествовал по Японии (около 10 лет), в частности по северным окрестностям Хонсю, которые вдохновили в своё время Басё на написание его знаменитого дневника «По тропинкам Севера». Бусон то жил у своего друга поэта Ганто в местечке Юки, то бродил по району Тохоку. В отличие от Басё, Бусон не оставил цельных прозаических произведений. В 1744 году он опубликовал заметки («хайбун» — японская форма эссе) о своих странствиях, впервые использовав имя Бусон в качестве своего псевдонима. В дальнейшем Бусон станет его основным поэтическим псевдонимом; как художник он был известен под именем Тэсо.

В возрасте 45 лет Бусон женился, у него родилась дочь Куно. Обосновавшись после своих путешествий навсегда в Киото, Бусон преподавал и писал поэзию в Сумия, чайном домике, сохранившемся в Симабаре до сих пор. В 1770 Бусон был объявлен главой школы поэтов «Полночная беседка», как преемник Хадзина. Бусон принял псевдоним своего учителя Хадзина и стал писать под именем Яхантэй (яп. 夜半亭). Бусон получил звание «тэндзя», которое давало право быть судьёй на поэтических турнирах. Это было не только почётное, но и выгодное звание, так как за судейство хорошо платили. С этого времени Бусон смог гораздо больше внимания, чем раньше, уделять поэзии, потому что теперь он мог зарабатывать и в этой области, а не только, как художник. Именно в последние 15 лет жизни Бусон и написал лучшие из своих стихотворений, став с 1770 года профессиональным поэтом.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ёса Бусон — о поэте

Информация

Ёса Бусон, также Буссон, Еса, Эса, Тэсо, Пса, Танигути и др. псевдонимы (яп. 与謝蕪村) — японский поэт XVIII века, мастер жанра «хайку», также известен как писатель, эссеист и художник. Наряду с Мацуо Басё и Кобаяси Исса, Бусон считается одним из величайших японских поэтов периода Эдо.

Бусон — это псевдоним, которым поэт подписывал свои произведения в зрелые годы. До этого он использовал другие псевдонимы. Постоянное применение псевдонимов характерно для японской культуры. В Японии не было принято заниматься поэзией вне какой-то школы или течения. Поэтому, начиная публиковать свои стихи, поэт в обязательном порядке становился членом поэтического общества, и, согласно традиции, в этот момент…

Ёса Бусон, также Буссон, Еса, Эса, Тэсо, Пса, Танигути и др. псевдонимы (яп. 与謝蕪村) — японский поэт XVIII века, мастер жанра «хайку», также известен как писатель, эссеист и художник. Наряду с Мацуо Басё и Кобаяси Исса, Бусон считается одним из величайших японских поэтов периода Эдо.

Бусон — это псевдоним, которым поэт подписывал свои произведения в зрелые годы. До этого он использовал другие псевдонимы. Постоянное применение псевдонимов характерно для японской культуры. В Японии не было принято заниматься поэзией вне какой-то школы или течения. Поэтому, начиная публиковать свои стихи, поэт в обязательном порядке становился членом поэтического общества, и, согласно традиции, в этот момент должен был избрать себе псевдоним. Псевдоним позволял ощутить себя, как человека, испытавшего новый поворот в своей духовной жизни, а так как таких поворотов могло быть много, да и поэтические школы могли меняться, то и псевдонимы могли меняться или накапливаться.

Бусон родился в деревне Кэма провинции Сэттю. Настоящее имя его не известно. Считается, что он был сыном деревенского старосты по имени Танигути (отсюда псевдоним Танигути). Мать была родом из местечка Ёса, поэтому впоследствии поэт часто называл себя Ёса Бусон. Бусон получил хорошее образование, читал китайских и японских классиков, учился живописи. Рано потеряв родителей, в двадцатилетнем возрасте уехал в Эдо (ныне Токио), где изучал поэзию и живопись под руководством Хаяно Хадзина (1676—1742) — одного из крупнейших мастеров хайкай того времени, продолжавшего линию Басё. В 1751 году переселился в Киото. Бусон никогда, даже добившись определённых успехов, признания и материального благополучия, не возвращался на родину. Причины этого неизвестны. Между тем в поэтическом творчестве Бусона очень сильны настроения ностальгии. Есть даже целый ностальгический цикл «Весенний ветерок над дамбой Кэма». Аналогия такому поведению есть в русской литературе. Владимир Набоков отказался посетить родные места, когда в эпоху перестройки ему предоставилась такая возможность. Набоков объяснял это тем, что не хотел разрушать сложившиеся в его памяти образы столкновением с реальностью.

Под влиянием своего кумира Басё, Бусон много путешествовал по Японии (около 10 лет), в частности по северным окрестностям Хонсю, которые вдохновили в своё время Басё на написание его знаменитого дневника «По тропинкам Севера». Бусон то жил у своего друга поэта Ганто в местечке Юки, то бродил по району Тохоку. В отличие от Басё, Бусон не оставил цельных прозаических произведений. В 1744 году он опубликовал заметки («хайбун» — японская фрма эссе) о своих странствиях, впервые использовав имя Бусон в качестве своего псевдонима. В дальнейшем Бусон станет его основным поэтическим псевдонимом; как художник он был известен под именем Тэсо.

В возрасте 45 лет Бусон женился, у него родилась дочь Куно. Обосновавшись после своих путешествий навсегда в Киото, Бусон преподавал и писал поэзию в Сумия, чайном домике, сохранившемся в Симабаре до сих пор. В 1770 Бусон был объявлен главой школы поэтов «Полночная беседка», как преемник Хадзина. Бусон принял псевдоним своего учителя Хадзина, и стал писать под именем Яхантэй (яп. 夜半亭). Бусон получил звание «тэндзя», которое давало право быть судьёй на поэтических турнирах. Это было не только почётное, но и выгодное звание, так как за судейство хорошо платили. С этого времени Бусон смог гораздо больше внимания, чем раньше, уделять поэзии, потому что теперь он мог зарабатывать и в этой области, а не только, как художник. Именно в последние 15 лет жизни Бусон и написал лучшие из своих стихотворений, став с 1770 года профессиональным поэтом.

Бусон умер в возрасте 68 лет и был похоронен в Киото.

ОСЕННИЕ ГРЁЗЫ

Неси меня, мой друг Пегас,
В родные вольные просторы!
Наверно нынче в самый раз
Потешить душу разговором.

На облетевшую листву,
На поле смутных ожиданий
Положим первую главу
Осенних грёз, воспоминаний.

Начнём рассказ издалека,
Из нашей юности крылатой,
Когда полней была река
И облака великоваты.

И мы, лихие сорванцы,
С утра из дома убегали,
Искали в грядках огурцы
И окуней с реки тягали.

По горло было разных дел,
Но не пугали нас заботы.
Наш чёрный список не редел,
Когда проказничали что -то.

Никто нас сильно не искал
И не отчитывал серьёзно.
Никто за патлы не таскал
И не стращал нас казнью грозной.

И только к вечеру с реки
Спешили, словно в норы змейки,
Играть в лапту и в ручейки,
Или шептаться на скамейке.

Или на танцы посмотреть
Ватагой шли под своды парка.
Хотелось быстро повзрослеть
И закосить под эту марку.

За анекдотом — анекдот,
За небылицей — небылица.
И первым был лишь только тот,
Кто не сумел остановиться.

И каждый лез из кожи вон
(Бывало даже матом крыли)
Чтобы его со всех сторон
Девчонки взглядом оценили.

Давились дымом папирос,
К винцу помалу привыкали.
Мужицкий дух в нас рос и рос.
Мы что-то новое искали.

Вот в царство юных мужиков,
Как неожиданная птица,
Влетела первая любовь
И всех заставила влюбиться.

Она.. Её прекрасней нет.
Она одна на белом свете
Через всю жизнь проложит след.
Вы не порвёте сети эти.

Но это после, а тогда
Казалось мне, что я летаю,
Светился счастьем, как слюда,
И думал что вот- вот растаю.

Счастливый миг был очень мал,
Но для души хватило стресса.
Я так и не поцеловал
Свою прекрасную принцессу.

Зато огонь влюблённых глаз
Мне в жизни светит и поныне,
И эта пара нежных фраз
Мне, как родник, большой пустыне.

Вот снова осень за окном
И осень жизни одночасно.
И не зальёшь печаль вином,
И скука правит полновластно.

Пегас! наверно ты устал
Носить меня по детским тропам.
Я сотни дней перелистал,
Былыми стёжками протопал.

Теперь, тревожа седину,
Осенний ветер дует в спину.
Пожалуй, долго не усну
И пост поэта не покину.

А листья вновь летят, летят,
И будто снова укрывают
Тот вечер, тот весенний сад
Где бродит странница живая.

Она гуляет даже здесь,
Но для других, я верю в это.
В ней доброта и нежность есть,
Глоток страстей и лучик света.

Когда остынет в теле кровь
И остановит ритм сердечный,
Подарок — Первая Любовь —
В стихах останется навечно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector