Призрачный портрет Марии Стюарт

Призрачный портрет Марии Стюарт

World of Art

Призрачный портрет Марии Стюарт

Изображение королевы Шотландии обнаружено под портретом аристократа времен Тюдоров, написанным в XVI веке

На снимке в рентгеновских лучах видно, что под портретом аристократа скрывается изображение Марии Стюарт. Courtesy: Courtauld Institute of Art

Изображение королевы Шотландии Марии Стюарт под портретом первого лорда Мейтленда Тирлестейнского Джона Мейтленда удалось обнаружить с помощью рентгена. Исследование картины, долгое время висевшей в старинном особняке в одном из районов Лондона, проходило в рамках совместного проекта Национальных галерей Шотландии и Института искусства Курто. Искусствоведы предполагают, что ее автором является голландский художник Адриан Вансон, который в то время работал в Шотландии. Иметь портрет королевы во время политических волнений после ее казни в 1587 году могло быть небезопасно, и вполне вероятно, что именно поэтому художник, не закончив работу, написал поверх нее другой портрет.

Адриан Вансон. Портрет Джона Мейтленда, первого лорда Тирлестейнского. 1589. Сopyright: National Trust Images

Исследователь Кэролайн Рей из Института Курто обнаружила портрет женщины с помощью радиографии — технологии, которая проникает под слои краски, но не может пройти сквозь материалы, содержащие частицы тяжелых металлов, такие как свинцовая краска. «Красота и трагическая судьба Марии Стюарт сделали ее чрезвычайно притягательной фигурой как для исследователей, так и для публики, — рассказала Рей в комментарии The Art Newspaper. — До нас дошло очень мало ее портретов того времени. Из документальных источников нам известно, что Мария могла заказывать и распространять их среди своих сторонников». Женщина на картине одета в платье с квадратным вырезом, ее голова наклонена влево, рука на бедре — в такой же позе изображали Марию Стюарт другие художники того времени.

Мария Стюарт, королева Шотландии, была заключена в тюрьму на 19 лет своей двоюродной сестрой Елизаветой I в 1568 году. В конце концов Елизавета, королева-англиканка, повелела казнить Марию за соучастие в заговоре католиков. Картина, которая закрывает портрет Стюарт, была написана через два года после казни Марии. Увидеть оба произведения можно на выставке, которая проходит с 28 октября 2017 года по 26 января 2020 года в Национальных галереях Шотландии.

Призрачный портрет Марии Стюарт

Изображение королевы Шотландии обнаружено под портретом аристократа времен Тюдоров, написанным в XVI веке

Изображение королевы Шотландии Марии Стюарт под портретом первого лорда Мейтленда Тирлестейнского Джона Мейтленда удалось обнаружить с помощью рентгена. Исследование картины, долгое время висевшей в старинном особняке в одном из районов Лондона, проходило в рамках совместного проекта Национальных галерей Шотландии и Института искусства Курто.

Искусствоведы предполагают, что ее автором является голландский художник Адриан Вансон, который в то время работал в Шотландии. Иметь портрет королевы во время политических волнений после ее казни в 1587 году могло быть небезопасно, и вполне вероятно, что именно поэтому художник, не закончив работу, написал поверх нее другой портрет.

Исследователь Кэролайн Рей из Института Курто обнаружила портрет женщины с помощью радиографии — технологии, которая проникает под слои краски, но не может пройти сквозь материалы, содержащие частицы тяжелых металлов, такие как свинцовая краска. «Красота и трагическая судьба Марии Стюарт сделали ее чрезвычайно притягательной фигурой как для исследователей, так и для публики, — рассказала Рей в комментарии The Art Newspaper. — До нас дошло очень мало ее портретов того времени. Из документальных источников нам известно, что Мария могла заказывать и распространять их среди своих сторонников». Женщина на картине одета в платье с квадратным вырезом, ее голова наклонена влево, рука на бедре — в такой же позе изображали Марию Стюарт другие художники того времени.

Читать еще:  Портреты акрилом. Tina Welz

Мария Стюарт, королева Шотландии, была заключена в тюрьму на 19 лет своей двоюродной сестрой Елизаветой I в 1568 году. В конце концов Елизавета, королева-англиканка, повелела казнить Марию за соучастие в заговоре католиков. Картина, которая закрывает портрет Стюарт, была написана через два года после казни Марии. Увидеть оба произведения можно на выставке, которая проходит с 28 октября 2017 года по 26 января 2020 года в Национальных галереях Шотландии.

Портрет Марии Стюарт

Мэри, королеву шотландцев записывают по верху — и почему находят скрытые картины

Незавершенный портрет Мэри, королевы шотландцев был обнаружен на картине 16-го века. Использовали рентгеновскую фотографию. Скрытый портрет — это особая находка, но она не уникальна. Благодаря тому, что ее черты раньше были нарисованы, обреченная королева оказалась в отличной компании.

Она нашлась под портретом сэру Джона Мейтланда, первого лорда Мейтленда из Тирлестане (1543-1595), висящего в галерее в Лондоне.
Он был написан в 1589 году (через два года после смерти Марии). Тогда Мейтленд был одним из самых влиятельных людей в Шотландии целый лорд-канцлер.
Работа приписывается Адриану Вансону, который позже стал придворным художником Джеймса VI, сына Марии.

Рентген показал, что вместо лица Мейтленда с характерными усами и бородкой мы можем видеть лицо женщины, слегка наклоненное и повернутое в противоположном направлении. Четко видны очертания квадратного вышитого воротника: призрачный вид того, кого, возможно, нужно было забыть.

Это Мэри, и картина могла быть начата во время ее казни. Это было бы удивительно: легко представить, что портреты ее по-прежнему пользовались спросом в Шотландии, но в какой-то момент их считали слишком опасными и Вансон предпочел повторно использовать панель, чтобы скрыть портрет казненной королевы.

История искусства полна примеров скрытых портретов. Часто политически мотивированные, они иногда известны как damnatio memoriae — осуждение памяти.
В древнем Риме сенат иногда санкционировал уничтожение изображений предыдущих императоров на монетах и ​​скульптурах в натуральную величину, в результате чего часто заменялисьтолько головы – дешевое, конечно, решение и совсем не идущее на пользу произведению.
Есть и другие интересные примеры. Итальянский епископ Бернардо де Росси поручил написать картину Мадонны с младенцем, в которой был его собственный портрет, ведь Росси переживал покушение на свою жизнь.
Но позже его записали младенцем Иоанном Крестителем. Никто из зрителей не догадывается в наши дни, что на картине когда-то был портрет епископа.

Ну и почти что наше время: Советский Союз печально известен тем, что удалял ненужные фигуры с фотографий задолго до существования Photoshop.
Николая Ежова, например, после его казни в 1940 году.
Конечно, художники иногда записывали исходные композиции по более мирским причинам, чем политика. Винсент ван Гог известен тем, что не раз переписывал холсты, чтобы сэкономить деньги.
Три года назад исследователи приписывали подобные мотивы Пабло Пикассо после того, как нашли портрет человека с галстуком-бабочкой под его знаменитой «Голубой комнатой». Не менее впечатляющим было открытие в прошлом году любимой модели Эдгара Дега под его картиной «Портрет женщины».
Кто знает, что еще может обнаружиться под грунтовкой на старых картинах и, похоже, этот процесс бесконечен: как показывают недавние события, люди любят уничтожать художественные свидетельства неугодных моментов истории. У нас сносили Луначарских, Свердловых, а в США тоже переписывают историю уничтожая памятники прошлых эпох. Возможно, в этом есть смысл – искусство воздействует сильно.

Читать еще:  Норвежский художник. Jon Boe Paulsen

Скрытый портрет Марии Стюарт

При рентгеновском исследовании портрета шотландского дворянина XVI века был обнаружен слой живописи с другой картиной, изображавшей королеву Шотландии Марию Стюарт (1542 – 1587). Об открытии сообщает британское издание The Independent.

Отцом Марии был шотландский король Яков V, который умер 14 декабря 1542 года, спустя всего шесть дней после ее рождения. Поскольку она была единственным выжившим ребенком короля, то уже в младенчестве она заняла шотландский престол. Спустя несколько лет в поисках поддержки в борьбе с англичанами и с собственными протестантами Шотландия обралась за помощью к Франции. Знаком их союза стал договор о браке юной королевы Марии Стюарт с Франциском Валуа, сыном короля Франции Генриха II. Мария, которой было шесть лет, отправилась во Францию. Она жила и воспитывалась при королевском дворе, а в 1558 году стала женой Франциска. 10 июля 1559 года Генрих II умер, и Мария стала французской королевой. Но прошел лишь год с небольшим, и шестнадцатилетний король Франциск II умер. Марии пришлось вернуться в Шотландию.

К моменту возвращения Марии Шотландия была расколота на два лагеря: протестантов и католиков, сложными были и отношения с соседней Англией, где правила Елизавета I. Королеве пришлось пережить немало приключений. Хотя ее трудно назвать прирожденным политиком, Мария, действуя силой и хитростью, смогла в течение нескольких лет удерживаться у власти. Дважды она выходила замуж за шотландских аристократов, причем третьего ее мужа, графа Ботвелла, многие считали убийцей предыдущего мужа – лорда Дарндли. В 1567 году удача отвернулась от королевы. Несколько лордов, объединившись, разбили ее армию и вынудили Марию отречься от престола в пользу ее сына Якова VI. Мария бежала в Англию, где в 1587 году была казнена по обвинению в заговоре против Елизаветы.

Обнаружение портрета Марии Стюарт имеет большое историческое значение, так как, хотя, казалось бы, ее изображений известно довольно много, на самом деле прижизненных портретов королевы, если не считать миниатюр, сохранилось всего четыре. Нынешний портрет создавался или во время заключения Марии в Англии, или же вскоре после ее казни.

Он так и не был закончен автором. Предполагают, что он писался по заказу кого-то из видных шотландских католиков, так как Мария всегда была сторонницей католической партии. Но после того, как ее обвинили в организации убийства собственного мужа лорда Дарндли, а затем в заговоре против Елизаветы, она утратила популярность даже среди своих бывших сторонников. Возможно, именно этим объясняется, что работа над портретом была прекращена.

Скорее всего, автором портрета был голландский художник Адриан Вансон, работавший с 1581 года при дворе Якова VI. Он успел закончить лицо, шею и головной убор Марии, а также сделать набросок туловища и рук. Украшения, обычные на портрете столь знатной особы, не были даже намечены. Поверх всего этого художник написал портрет шотландского дворянина Джона Мейтленда, лорда-канцлера при дворе Якова VI. Художник даже превратил черное платье Марии в мужской дублет лорда Мейтленда. Судя по дате, указанной на картине, она была закончена в 1589 году.

Читать еще:  Новое значение контраста. Massimo Marano

Портрет сэра Джона Мейтленда, первого лорда Тирлестайна (National Trust Images)

Обнаружила портрет королевы Марии историк искусства и реставратор Каролина Рэй (Caroline Rae), работающая в Университете Глазго и в Институте искусства Курто в Лондоне. Исследовательница говорит, что Адриан Вансон не мог писать портрет Марии с натуры. Он прибыл в Шотландию в 1579 году, когда бывшая королева уже находилась в Англии. Но Марию Стюарт, находившуюся в заключении в одном из английских замков, посетил другой художник – Николас Хиллиард (ранее мы рассказывали о нем в связи с гипотезой о его авторстве одного из портретов Елизаветы). Хиллиард тогда был молод, но уже приобретал известность в качестве автора портретных миниатюр. Он создал две миниатюры, изображавшие Марию Стюарт, в 1578 или 1579 году.

Мария Стюарт на портрете работы Николаса Хиллиарда (1578 или 1579 год). Музей Виктории и Альберта

Каролина Рэй полагает, что одна из миниатюр Хиллиарда послужила образцом, по которому в 1586 году в Шотландии начал работу над своей картиной Вансон. В 1587 году Мария Стюарт была казнена, и вскоре после этого Вансон начал писать на том же холсте портрет Джона Мейтленда.

Картина со скрытым изображением Марии Стюарта входит в состав коллекции Хэм-хауса, лондонского особняка, принадлежавшего Элизабет Мейтленд, жене Джона Мейтленда, в годы правления Карла II занимавшего пост лорда верховного комиссара, то есть представителя короля в парламенте Шотландии, внука того Джона Мейтленда, что изображен на портрете. Картина хранится в особняке с 1672 года. Сейчас Хэм-хаус принадлежит Национальному фонду и служит публичным музеем.

Портрет Джона Мейтленда и рентгенограмма портрета Марии Стюарт будут показаны публике на специальной выставке, которая открывается 28 октября в Национальной портретной галерее Шотландии в Эдинбурге.

Призрачный портрет Марии Стюарт

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Вдогонку к предыдущему посту — ещё одна подборка портретов Марии Стюарт.

Если не ошибаюсь, этот портрет Марии, мой самый любимый, находится в одном из украинских музеев:

Очент известный портрет тогда ещё будущей французской королевы, работы Клуэ:

А вот она во вдовьем покрывале (есть несколько вариаций этого портрета, принадлежащих кисти последователей Клуэ):

Ещё одна юная Мария в стиле Клуэ:

А эта — в стиле И.Оливера:

Портрет Марии кисти неизвестного мастера:

Ещё один неизвестный мастер, портрет находится в галерее Уфицци:

Мария в 1575 г., в заключении:

Точно неизвестно, кто изображён на этой миниатюре, но предполагают, что это Мария Стюарт опять-таки во время заключения, возможно, во время болезни:

Тоже относительно позднее изображение королевы, кисти французского мастера Декорта:

Такой изображали королеву триста лет спустя, уже в XIX в.:

Медальон с профилем Марии, конец XVI в.:

Если приглядеться, то слева изображена сцена казни:

Бюст из Вестминстерского аббатства:

И, наконец, гравюра, изображающая Марию как мученицу:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector