Датский художник. Jan Esmann

Датский художник. Jan Esmann

«Природная гармония есть в женщине-художнице. » Датская художница Bertha Wegmann (1847 – 1926)

Весенний букет с собачкой

Берта Вегманн родилась в Швейцарии, поэтому некоторые источники называют ее швейцарской художницей. В возрасте пяти лет, в 1853 году, ее родители переехали в Данию. Отец Берты, мануфактурщик-фабрикант, в юности сам хотел быть художником, поэтому, когда он обнаружил у своей дочери талант к живописи, он первым сам стал давать ей уроки рисования.

В 1860 году Берта стала учиться в Копенгагене, а через 7 лет продолжила обучение в Мюнхене. Вскоре после прибытия в Мюнхен, она познакомилась со шведской художницей Жанной Баук. Девушки подружились и стали жить вместе. Знаком их дружбы стало то, что Вегманн неоднократно писала портреты подруги.

В 1881 году Берта удостоилась права выставить свои работы в Парижском Салоне, где получила Почетное упоминание, что приравнивалось к официальному признанию художницы критиками и коллегами. В следующем году на выставке Салона Вегманн получила Малую золотую медаль за портрет своей сестры.

В 1883 году уже дома, в Дании, Вегманн стала первой женщиной, когда-либо избранной кандидатом в члены Академии художеств. В 1887 году Берта Вегманн стала членом Академии, а позднее в этом году она была избрана в Комитет Шарлоттенбурга, хотя до сих пор это было исключительной прерогативой мужчин-художников.

В 1892 году Берта Вегманн стала первой женщиной, получившей Золотую медаль за заслуги «Ingenio et Arti». Медаль «Ingenio et Arti» является личной наградой датского короля и присуждается видным датским и зарубежным ученым и художникам.

Портрет художницы Жанны Баук

Портрет Сесилии Триер

Женщина, шьющая в интерьере

Интерьер с пианино

Женщина в интерьере, освещённом солнцем

Натюрморт с берёзовыми ветками и цветами в вазе

Последнее приветствие осени

Сосновый лес в Тироле

Молодая мать с ребёнком в саду

Анна Зеекамп, сестра художницы

Женщина с книгой

Картина Жанны Баук. «Датская художница Берта Вегман пишет портрет»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Всё об Армении

Жансем — «художник отверженных»

Французский художник армянского происхождения Жан Жансем (Ованес Семерджян) — один из самых востребованных художников нашего времени. Его имя — настоящий бренд. Жансем остается последовательным проводником национальной исторической памяти, которую он привносил в изобразительное искусство на протяжении всей своей жизни .

Сегодня его произведения легко узнаваемы и хранятся в крупных музеях мира, их также активно раскупают коллекционеры.

Ованес Семерджян родился в семье прядильщика шелка (1920 г.) в городе Селез, Турция , откуда семья Семерджян эмигрировала в Грецию , спасаясь от резни . Жили они там очень бедно: из-за нехватки еды и средств, болезнь забрала отца. Оставшись в семье за главного , мальчик подрабатывал подмастерьем. Он работал не покладая рук, чтобы получить хоть какие-то крохи на еду и оплату жилья.

Однако, не соблюдая осторожности, Ованес сломал ногу и оказался в тяжелом состоянии. Греческие врачи не давали никаких надежд на выздоровление Ованеса, они говорили, что нужно принять срочные меры, чтобы не оставить мальчика без ноги. Во избежание ампутирования, мать верила, что есть другие методы лечения единственного сына и переехала с ним в пригород Парижа, Иси ле Мулино. Там подростку оказали необходимую помощь и предотвратили ампутацию.

С самого детства художника преследовали тяжелые воспоминания о пережитых в детстве страшных событиях. Безмерное чувство одиночества и боли можно заметить в его картинах из-за обилия холодных тонов и красок.

«В моем детстве все мальчики играли в жестокие игры, часто избивая друг друга. Я же вечно сидел где-нибудь в углу, рисовал или читал книгу. По словам моей матери, я был спокойным мальчиком. Она говорила, что я никогда не смеялся после того, как мы покинули родную деревню», — говорил Жансем, — «Я помню запах дыма. Спасаясь, многие бросались в воду, а на лодках добирались до родных мест. Мы тоже бежали с греками в Салоники. Помню – море было зеленым, небо красным, с лодок свисали руки, кругом же были кровь, огонь и пламя. Возможно, я получил некую травму, но так как люди особо не задумывались об этом, они просто говорили: он грустный мальчик».

Ованес оставался грустным до того как переехал с матерью во Францию. По его словам, общаясь с французами и выражая любовь к живописи, его жизнь изменилась, и он стал другим. Рисовать он начал еще в детстве.

« В отличие от других детей, которые те ряют интерес к рисованию в 11-12 лет, я продолжал рисовать. Для меня холст — это белая поверхность, где можно передать все состояние души и быть одновременно свободным от своих мыслей», — говорил Жансем.

Свободная академия Монпарнаса стала первой профессиональной школой Ованеса, где он учился вплоть до 1936 года. Двумя годами позже, он закончил парижскую высшую школу декоративного искусства, и в течение нескольких лет оттачивал свое мастерство в мастерской Сабатье.

«Иногда мне казалось, что нужно быть очень наивным, чтобы всю жизнь садиться перед холстом и размазывать на нем краски, стараясь что-то выразить. Но я люблю это дело, и получается у меня довольно-таки неплохо», — скромничал Жансем.

Читать еще:  Индийский художник. Amit Bhar

В 1944 году была организована его первая выставка, прошедшая с молниеносным успехом. А в начале 50-х, Жансем удостоился нескольких премий во Франции и в других странах Европы. Это привело его к избранию президентом салона молодых художников, где он выступил с персональными выставками в Париже, Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Токио, Риме, Брюсселе, Лозанне, Бейруте,и еще во многих городах и странах. Так он приобрел себе славу и имя под псевдонимом «Жансем».

Среди творений Жансема, можно найти цикл работ карнавалов, театральные действия, артистов, которые он собирал в некую «венецианскую» среду.

«В свое время я очень любил гулять и проводить много времени вне дома. В середине 60-х во Франции царило общее сумасшествие и жизнь мне казалась карнавальной», -рассказывал Жансем.

Но даже в этих работах всегда присутствует драма жизни, доходящая временами до подлинной трагедии. В работах Жансема, персонажи изображены с незабываемой тоской в глазах и душевным страданием, несущие отпечаток его детских воспоминаний. Возможно, именно поэтому французские теоретики называли его мизераблистом – художником отверженных.

Армению Жан Жансем впервые посетил в 1973 году. После впечатлений от своего визита на родину , он написал множество картин. Среди них «Голубой геноцид», «Эпизод резни», «Беженцы», «Уныние», «Насилие» и другие работы, которые возвращают художника вновь и вновь, в те сложные для него времена. В итоге появляется целый цикл из 34 картин, объединенных под общим названием «Геноцид». В 2001 году приехав в Армению вновь, в знак уважения и памяти к погибшим, он подарил их Музею Геноцида армян.

«Очень сложно выразить национальную трагедию через искусство. На протяжении нескольких лет, по рассказам матери я провел через себя всю трагедию пережитого, долго переосмысливал и, наконец, позволил себе начать работу над картинами. Тема геноцида — это проблема, которая до сих пор живет во мне», — говорил Жансем.

Жан Жансем умер 27 августа в 2013 году. Перед смертью, он часто задавался вопросом, почему он всю жизнь прожил во Франции, если он не француз ни сердцем и не душой. Возможно, ответ кроется в самом страшном для нас слове — геноцид. Именно по этой причине он, как и многие другие жертвы оказался вдали от родины.

Jan Mankes

Как обычно последнее время по средам, с удовольствием делюсь ссылками на художников и произведения, которые нравятся.
Раз нравятся мне, то, возможно, понравятся и вам 🙂
Сегодня у нас на повестке дня голландский художник, работавший в самом начале ХХ. Belle Epoque, так сказать.

Белый кролик.
х. м.,17х29.5 см.,
1909 г.

На мой взгляд, совершенно удивительный по своей тонкости автор.
С одной стороны, он вполне органичен в голландской живописной традиции. С другой, его колорит уникален и моментально узнаваем. Не знаю, у кого как, но у меня, честно говоря, дух захватывает от такого неимоверного колористического изящества.

Кувшин с вереском.
х. м., 40.5х36.5 см.,
1911 г.

Jan Mankes (1889–1920)

Родился в городе Meppel 15 августа 1889 г. в семье налогового служащего Beint Mankes и Jentje Hartsuiker.

В 1903 г. семья перебралась в Делфт.

В 1904–1905 годах Jan Mankes поступает учеником в стекольную мастерскую в Делфте. В свободное время он обучается искусству витража, а также посещает вечерние занятия в Академии изящных искусств в Гааге. По воскресеньям он часто сбегает из Делфта в Гаагу, где изучает коллекцию музея Mauritshuis. Там на него произвели огромное впечатление работы Вермеера и Гольбейна.

В 1908 г. Jan Mankes уходит из стекольной мастерской и выбирает карьеру художника.

Лесная дорога в Оранджвуде.
х. м., 31х49 см.,
1912 г.

Знакомство с творчеством Хокусая в 1912 г. сильно повлияло на Jan Mankes, и он увлекся ксилографией.

Стул.
ксилография, 18.3х12.4 см.,
1913 г.

В 1918 г. художник заболел туберкулезом, и через 18 месяцев, 23 апреля 1920 г., умер.

Уже при жизни его называли «самым деликатным голландским художником». Это определение довольно точно описывает его творчество.

Зима в Еербеке.
х. м., 28х35.7 см.,
1917 г.

Все его произведения, созданы между 1907 и 1918 гг. Творческое наследие автора включают в себя около 150 картин (в основном небольших размеров), 100 рисунков и более 40 гравюр (в основном офорты и ксилографии).

Работы Jan Mankes можно найти во многих голландских музеях. Наиболее значимыми из них являются коллекции Музея современного искусства в Arnhem, Музея реалистического искусства Scheringa и музея Belvedere.

Работы художника можно посмотреть здесь: http://www.mankes.nl (к сожалению, сугубо по-голландски)

Ну и традиционная голосовалка. Вы уж не ленитесь, пожалуйста, высказать свое мнение 🙂

СКАНДИНАВСКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ. Дания. Часть 1.

«Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил. «

Осип Мандельштам
Все те, кто интересуется историей живописи, хорошо знают, как много написано об импрессионизме, особенно о французском импрессионизме, его родоначальниках и последователях.Я и сама писала об особенностях итальянского, испанского, немецкого, американского и русского импрессионизма, о главных представителях этого направления и их работах.Оказывается, на севере Европы, в Норвегии, побывал сам Клод Моне и оставил нам много картин, написанных там под впечатлением величественной северной природы.

Читать еще:  Жизнь бедняков. Laxman Aelay


Но сегодня речь не о нем. Перед своей поездкой в Скандинавию в этом году я мечтала побывать в музеях и познакомиться с творчеством скандинавских художников, потому что кроме Мунка я, к своему стыду, не знала ни одного. Но маршрут тура был составлен так, к моему сожалению, что не предусматривал музеев изобразительных искусств, кроме Парка скульптур Вигеланда, и не оставлял времени на их свободные посещения. Вот теперь я решила найти материал и рассказать, разумеется, не обо всех художниках этих стран, а только о некоторых представителях скандинавского раннего и «зрелого» импрессионизма.
Датские художники одними из первых в Европе обратили внимание на развитие во Франции нового художественного направления в искусстве, в первую очередь в живописи. Уже в 80-х годах 19 века они начали перенимать у французских импрессионистов любовь к пленэру, передавать впечатления от ускользающего момента, наполнять светом и воздухом свои полотна. Так в группе Скагенских (по названию рыбацкой деревушки на севере Дании, где они обосновались) художников реалистического направления начали робко появляться элементы импрессионизма, а некоторые работы уже начинали отвечать основным его особенностям.
Можно это видеть на примере творчества двух художников мужа и жены Анны и Микаэля Анкер, считающихся реалистами, но явно «заразившимися вирусом импрессионизма».

Aннa Aнкер (18.08.1859 — 15.04.1935. Скаген) — родилась в семье торговца, далекой от искусства, но с детства любила рисовать и была знакома со многими из общины художников, поселившихся в Скагене. Основные мотивы ее творчества — интерьеры, сценки из жизни простых людей, в ее реалистической манере заметны уже робкие импрессионистские элементы в игре со светом и солнечными бликами.

Те же первые попытки внести элементы импрессионизма в свое творчество можно видеть и в работах ее мужа.

Микаэль Анкер (9.06.1849— 1909.1927) родился в семье торгового агента, учился в Академии художеств в Копенгагене, в начале своей карьеры поехал в Париж, чтобы познакомиться там с творчеством ведущих французских художников. По возвращении в Данию присоединился к группе скагенских художников, женился на Анне.

Многие его картины посвящены сценкам из жизни датских крестьян, представителей высшего света, рисовал он и портреты, любил изображать рыбаков и их нелегкий труд.

В знак уважения ко вкладу этих художников в искусство Дании супруги Анкер были изображены на 1000-кроновой купюре 1997 года выпуска.

К этой же группе художников принадлежали и супруги Крёйер, особенно, на мой взгляд, близок к импрессионизму был
Педер Северин Крёйер (23.07.1851 — 21.11.1909 ).

Он родился в Норвегии, но был усыновлен датским зоологом из-за лишения родной матери родительских прав. В Копенгагене уже с 9 лет начал учиться рисовать, а в десять лет был принят в Технический институт. Крёйер несколько раз ездил в Париж, жил там и был знаком со многими импрессионистами, творчество которых оказало на него сильное влияние.

В 1889 году он женился на художнице Марии, которая, правда, в замужестве почти не занималась живописью.

В основном писала натюрморты, вот одна из ее работ этого периода.

Крёйеры всю теплую половину года проводили в Скагене, как и многие другие датские художники того времени. Там они работали, встречались, обсуждали свои дела и вместе отмечали успехи товарищей и своей колонии.

Педер унаследовал от матери психическое заболевание, часто лежал в больнице, и относительно рано умер от сифилиса в возрасте 58 лет.
Одним из наиболее известных художников Скагена был
Вигго Йохансен (3.01 1851— 18.12.1935),

еще в юности проявивший свой талант и ставший впоследствии профессором живописи и директором Датской академии художеств. В 1885 году он участвовал в выставке в Париже и познакомился там с Клодом Моне, творчество которого его увлекло и оказало на него большое влияние.

Его картины стали светлее, чаще стали появляться пейзажи, он начал экспериментировать со световыми эффектами , солнечными бликами и тенями.

Интересны судьба и творчество еще одного художника из этой группы.
Лауриц Туксен (09.12.1853 – 21.11.1927) был не только датским художником и скульптором, профессором Копенгагской академии художеств, но и некоторое время придворным художником российского императора Александра III, писал также портреты представителей королевских семей разных стран. Для нашей темы наиболее интересны его пейзажи Северного моря.

Проводя летние месяцы в Скагене, Туксен много времени посвящал изображению жизни датских моряков, их нелегкому и опасному труду.

И пару слов об еще одном скагенском художнике, рисовавшем в основном пейзажи, особенно морские, осенние и зимние.

Торвальд Нисс (07.05.1842 — 11.05.1905), родился в семье маляра, в 18 лет уехал из дома в Ассене и стал учеником художника в Копенгагене, затем посещал вечернюю школу при Академии художеств, зарабатывая на жизнь декоратором на фарфоровой фабрике. В 1887 году он побывал в Скагене и стал членом колонии художников.

Северная природа, берега Средиземного моря в Италии и Греции, посещение Парижа и знакомство с французскими художниками — все это повлияло на его творчество, он все больше отходит от реализма.

Несколько последних лет жизни Нисс страдал от тяжелого нервного заболевания, приведшего к смерти в 1905 году, в возрасте 63 лет.
Группа Скагенских художников была довольно большой и, как я сказала выше, придерживалась в основном реалистического направления в живописи, но тенденции мирового искусства, особенно французского импрессионизма, не обошли их стороной, как мы увидели на примере творчества нескольких художников Скагенской группы.
Почти одновременно с нею, образовалась художественная община на острове Фюн, о которой — во второй части. После второй части можно будет посмотреть и видеоклип об импрессионистическом направлении в датской живописи.

Читать еще:  Искусство движения. Lazer Fundora

про датских художников

Прочла чудесную книжку, каталог выставки, приуроченной к визиту датской королевы в 2011 году.

Первая половина 19 века именуется Золотым веком датского искусства.

Далее пересказ краткой истории, изложенной во введении, своими словами, но со вставками). Текст уж больно хорош)).

В 1754 году тогдашний датский король рещил импортозаместить иностранных художников и повелел открыть Академию художеств.
К 1780 году наконец преподавать в академии стали сами датчане и королевский план был выполнен.
В книжке приводятся имена двух преподавателей, мастера исторической живописи Николая Абильгора и пейзажиста Йенса Юля. Неясно, были ли в академии другие художники или хватило двух.
Но «после обучения художникам порой не удавалось заработывать себе на жизнь искусством» и многие бедствовали, «даже признанные мастера».
«Около 1800 года некоторые из них, не выдержав трудностей, покончили жизнь самоубийством».

Дания придерживалась нейтралитета до 1807 года, но потом ее втянули в войну на стороне Наполеона, после его поражения пришлось отдать Норвегию Швеции и в стране наступил экономический кризис до 1830 года.
Со времен наполеоновских войн большую роль во всех сферах стала играть буржуазия, в том числе и в искусстве.

В 1803 году в академию поступил Кристофер Вильхельм Экерсберг, будущий профессор и основатель датской (копенгагенской) школы живописи или «школы Экерсберга». Видимо, понятие датской школы несколько шире экерсбергской школы, но позже.
Кристоферу посвящена большая часть исторического очерка.

Во время учебы на него повлияли и Абильгор и Юль. Хотя Юль и умер уже к тому времени, но его вдова показала Вильхельму картины мужа и Вильхельм проникся.
Искусство Юля было реалистическим, но в ранних пейзажах Экерсберга, написанных под его (Юля) влиянием, заметны романтические настроения, которые совершенно исчезли после пребывания в Париже.

Абильгор умер в 1809 «и не осталось никого, кто бы мог прийти им на смену. В художественной жизни Дании наступило многолетнее затишье.»
В 1810 году Эккерсберг отправился в заграничное турне, сначала в Париж, потом в Рим. Вернулся в 1816, в 1818 стал профессором академии и затишью через пару лет настал конец.

«Во время своего пребывания в Риме в 1813-1816 годах он разработал существенные художественные новации, которые легли в основу художественной эпохи, получившей название Золотой век датской живописи 1815-1850.»

Новации были следующие: этюды на пленэре и разработка учения о перспективе.

Наиболее почитаемым жанром в академии в то время была историческая живопись (точнее, библейские сюжеты) и студенты должны были писать конкурсные картины на эту тему. Победители отправлялись в европейское (итальянское) турне, но проигравшие тоже могли туда отправиться. «На практике это [получение награды] не имело большого значения, поскольку почти все желающие могли рассчитывать на получение средств для путешествия.»

Помимо Экерсберга большую роль в датском искусстве играл критик Нильс Лауритс Хойен, профессор истории в академии. Он влиял на выбор сюжетов.

Упоминаются два художника, не относящиеся к ученикам Кристофера, закончившие обучение в академии в период «многолетнего затишья», портретист Йенсен и норвежский пейзажист Даль. У кого они обучались, не уточняется.

Остается неясным вопрос о кризисе. Возможно, он коснулся не всех.
Йенсена жалко((

Ученики Экерсберга «не увлекались романтизмом», но «хорошо усвоили учение о перспективе».
Цитата про любовь датчан к путешествиям):

В упоминании одного из художников присутствует занятная фраза о Мюнхене, ставшем «новым международным центром», куда этот художник отправился вместо Италии в 1836-1838 гг.

Дальше настали трагические времена, в которых видятся некие параллели с современностью.
Пересказывать не буду, это стоит прочесть в первоисточнике.
(Сорри за разноразмерность, но по-моему, это жжшная проблема, изначально файлы примерно одинаковые)

Как-то отделение от немцев привело к изоляции внезапно, несмотря на наличие неотделенной Италии.


Дитлев Бланк (1798-1854). Батальный живописец Йорген Соне в своей мастерской. 1826.


Альберт Кюхлер (1803-1886). Девушка с Амагера принесла фрукты на продажу в мастерскую художника. 1828.


Йохан Вильхельм Гертнер (1818-1871). Мастерская Торвальдсена в Королевской Академии художеств в Копенгагене. 1848.

Торвальдсен единственный всемирно известный датский художественный мастер. Сорок лет прожил в Риме, правда.


Вильхельм Бенц (1804-1832). Натурщик. 1824 или 1827-1831.


Константин Хансен (1804-1880). Три молодые девушки. Сестры художника Альвильда, Ида, Хенриетта. 1827.


Это церковь?


Йохан Томас Лундбю (1818-1848). Гусиная башня в Вординборге, Зеландия. 1842.


Данкварт Драйер (1816-1852). Пейзаж близ Тёринга в Ютландии. 1843

Дикая датская природа.


Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783-1853). Вид Тибра поблизости от Понте-Ротто. 1813-1816.


Константин Хансен (1804-1880). Храм Весты в Риме. 1837


Кристофер Вильхельм Экерсберг (1783-1853). Два русских линейных корабля салютуют. 1827.


Йорген Рёд (1808-1888). Рыночная площадь в Пиперно. 1843.


Мартинус Рёрбю (1803-1848). Нижняя церковь в монастыре Сан-Бенедетто в Субиако. 1838.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector