Девушка без жемчужной серьги. Статья Tooba Soleymani Movahed

Девушка без жемчужной серьги. Статья Tooba Soleymani Movahed

Раскрыты новые тайны знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О творчестве Вермеера

«Девушка с жемчужной сережкой»

«Девушка с жемчужной сережкой» представляет молодую женщину в темном неглубоком пространстве. Использованный черный фон акцентирует и направляет взгляд зрителей сначала на саму девушку, а потом на кульминационный момент картины — жемчужную драгоценность. Темные фоны широко использовались в портретной живописи для усиления трехмерного эффекта фигуры. Во фрагменте 232 своего «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи отметил, что темный фон делает объект более светлым, и наоборот.

Девушка одета в сине-золотой тюрбан и золотисто-желтый пиджак с видимым белым воротничком. Эта картина, ставшая мировым шедевром, резко выделяется среди других работ Вермеера. Девушка не занята ничем, кроме пристального взгляда на зрителя. Полотно уникально в своей простоте и таинственности. Художник словно поймал ее взгляд в мимолетный момент, когда героина повернулась и с широко раскрытыми глазами и чуть приоткрытыми губами посмотрела на зрителя. Необычное расположение корпуса, загадочный взгляд вкупе с таинственностью ее личности заставило многих сравнить девушку с сережкой с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи (ок. 1503–19). Однако, в отличие от Моны Лизы, «Девушка с жемчужной сережкой» — это не портрет, а так называемый тронье, голландский термин, обозначающий вымышленного персонажа или тип человека. Тронье не предназначен для того, чтобы по частному заказу изобразить какого-то конкретного человека.

Неспроста художника называли волшебником света. Полотно свидетельствует о технической компетентности Вермеера. Мягкое моделирование лица и акценты на губах и сережке героини демонстрирует его мастерство в использовании света. Например, он оживил полуулыбку молодой девушки двумя маленькими белыми точками по обе стороны от ее рта, отражая блики и в ее глазах. Вермеер также изобретательно использовал свои краски, чтобы уловить эффект света, падающего на ее лицо, тюрбан и жакет цвета охры. И, конечно, искрящийся магический свет жемчужной сережки.

Интересно, что первая стоимость картины в 1881 году составила всего два гульдена плюс номинальная комиссия. В нынешней экономике это составляет менее 30 долларов. Сегодня Ян Вермеер очень высоко ценится как художник. Он получил достойную славу голландского мастера, создавшего немало известных и значимых работ. А «Девушка с жемчужной сережкой» стала одним из самых известных произведений искусства на рубеже XXI века, а также завоевала звание самой красивой картины Голландии в 2006 году путем всенародного голосования.

Открытия 2020 года

Музей Маурицхёйса в Гааге сделал удивительные открытия о знаменитом голландском шедевре золотого века Яна Вермеера. В последний раз полотно было исследовано в 1994 году, а в этом году были использованы более современные методы работы и новые технологические достижения, такие как неинвазивные методы визуализации и сканирования, цифровая микроскопия и анализ образцов краски.

Картина была помещена в специально построенную стеклянную комнату в начале 2018 года, чтобы посетители музея могли наблюдать за процессом исследований воочию. Благодаря макро-рентгеновскому флуоресцентному сканированию и микроскопическому исследованию ученые смогли доказать, что Вермеер окружил глаза девушки ресницами, которые со временем исчезли. То есть это не фантазийный или собирательный образ, а реальная девушка. Кроме того, темный фон холста оказался не сплошь черным, а первоначально изображал зеленую завесу с драппировками. Ранее считалось, что отсутствие ресниц и бесформенная пустота фона указывают на то, что Вермеер рисовал идеализированное лицо, а не реального человека.

А вот о легендарной сережке мнение, напротив, идеализировалось. Сама жемчужина — это «иллюзия», состоящая из «полупрозрачных и непрозрачных штрихов белой краски. Исследователи обратили внимание на то, как именно художник изобразил драгоценность. Вермеер написал ее, добавив всего несколько капель пигмента на фон, чтобы создать иллюзию драгоценности. У сережки нет контура, а также нет крючка, чтобы повесить ее на ухо девушки.

Исследователи также смогли определить источники пигментов, используемых в этой картине. Там был белый свинец из района Пик в северной Англии, ультрамариновый синий из лазурита из современного Афганистана, красный кошениль, сделанный из жуков в Мексике и Южной Америке. Кстати, этот синий пигмент был более ценным, чем золото в XVII веке. Благодаря процветающей торговле Вермееру, вероятно, удалось приобрести эти обширные материалы в своем родном городе Делфте.

Интересное открытие сделали исследователи и о процессе работы Вермеера над полотном. Оказывается сначала Вермеер использовал черные линии, чтобы обрисовать композицию, а затем написал лицо девушки и ее одеяние. Синий платок и жемчужная серьга были заключительными элементами, добавленными к холсту.

Интерес к этому предмету живописи настолько велик, что даже ресницы на глазах модели или их отсутствие являются предметом академической дискуссии. Да, многие тайны «Девушки с жемчужной сережкой» были раскрыты Гаагским музеем, но главная тайна остается нераскрытой по сей день — истинная личность уже реальной героини. А может и хорошо, что остаются некоторые загадки? Каждый зритель может предложить свои собственные интерпретации. И от этого популярность и притягательность полотна с каждым годом только растет.

Ничто в этом мире не происходит случайно, даже произведения искусства не создаются на пустом месте. Мы собрали 10 любопытных фактов, послуживших причиной создания известных художественных произведений.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Девушка с жемчужной серёжкой» – секреты живописца, модели и украшения

Вермеер Дельфтский, или Ян Вермеер, картины которого относят к вершине голландского искусства, был настоящим виртуозом бытовых сценок и жанрового портрета. На сегодняшний день достоверно подлинными считаются всего 34 произведения художника. Но каждое из них почти совершенно передаёт освещение и перспективу, воспроизводит настроение и характер натурщиков, погружает в атмосферу покоя и безмятежности. И наша статья поведает Вам о самом прославленном полотне мастера!

Читать еще:  Израильский поп-арт художник. Rina Mualem

Особенности картины Яна Вермеера

Эта небольшая (44,5*39 см) работа маслом на холсте, ещё известная как северная Мона Лиза – шедевр мирового класса. Портрет выполнен в стиле «трони» (от нидерландского слова «tronie» – «голова»), чрезвычайно модном в Голландии XVII ст. Это поясные или поплечные рисунки, где увековечены люди (как правило, они позировали анонимно) в диковинной одежде, с экзотичными атрибутами либо со странными выражениями лиц.

Живописец создал необычный и узнаваемый образ: молодая девушка, наряженная в землисто-жёлтое платье и лазурный с лимонным тюрбан, показана в движении – она поворачивается к наблюдателю. Благодаря чуть приоткрытому рту кажется, что юная красавица вот-вот окликнет зрителя. А в её ухе сверкает аксессуар, который и дал название произведению – серьга с крупной подвеской.

До сих пор не установлено, с кого великий художник писал свой шедевр. По одной из версий, ему позировала старшая дочь Мария или её подруга. Но это вряд ли соответствует действительности, ведь на тот момент им исполнилось не более 13 лет. Согласно другой гипотезе, моделью стала жена мастера – Катарина Болнес. И впрямь, она бывала натурщицей (в частности, для таких произведений, как «Женщина, которая держит весы» и «Девушка, читающая письмо у открытого окна»), но не для этого конкретного портрета – его героиня слишком юна.

А некоторые исследователи уверены, что муза живописца – его служанка и любовница Грид. Это предположение широко распространилось из-за книги «Девушка с жемчужной серёжкой» (в 2003 г. по ней сняли одноименный фильм) американо-британской писательницы Трейси Шевалье. Там рассказывается о Гретте – дочери бедного художника-ремесленника, чей отец разорился, и она вынужденно пошла в горничные к успешному мастеру.

Впрочем, и эта теория, вероятно, ошибочна – семья Вермеера была вполне крепкой и счастливой. Ради супруги он даже перешёл из кальвинизма (направление протестантизма) в католичество, и у них родилось 15 детей, 11 из которых дожили до совершеннолетия. Скорее всего, загадка модели портрета так и останется неразрешённой.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой»: история создания и популярность

Ян Вермеер редко датировал свои работы, из-за чего его прозвали «Дельфтским сфинксом». Поэтому время написания главного шедевра мастера определяют лишь приблизительно – 1663-1667 гг. Первое документальное свидетельство о нём – реестр 1676 г., составленный уже после смерти живописца, хотя там полотно упомянуто вскользь – как «трони в турецком стиле».

К сожалению, современникам художника больше нравились реалистичные пейзажи и зарисовки сельской жизни. Из-за этого значительная часть полотен была утрачена – их закрашивали, выбрасывали, сжигали в печах.


Картина Яна Вермеера в королевской галерее Маурицхёйс. Нидерланды

В XIX ст. творчеством живописца увлёкся его соотечественник – историк искусств и адвокат Виктор Луи де Стюр (1843-1916). Именно он убедил своего друга – военного офицера и коллекционера Арнольда Андре дес Томбе (1816-1902) – приобрести «Девушку с жемчужной серёжкой» на торгах в Гааге в 1881 г. Произведение обошлось ему в 2 гульдена и 30 центов (эквивалентно 27 $ США), так как находилось в плачевном состоянии. А в 1902 г. меценат, за неимением наследников, подарил его королевской галерее Маурицхёйс (музей в Гааге, Нидерланды), где шедевр стал одним из центральных экспонатов. В год им любуется около 2,2 млн. посетителей.

Впрочем, увидеть картину можно не только там. Кроме уже упомянутого выше фильма, полотно появляется в таких кинолентах, как «Загадочная кожа» (2004), «Одноклассницы» (2007), «Белый воротничок» (2013). В 2014 г. андерграундный художник Бэнкси выполнил его копию-граффити на доме в Бристоле (Англия), однако вместо серьги там коробка сигнализации на стене здания. Живописец-экспериментатор Адам Листер (США) попытался воспроизвести рисунок с помощью 8-битной компьютерной графики, а Кристиан Рамос (Мексика) перенёс его на крыло бабочки.


Граффити Бэнкси «Девушка с жемчужной серёжкой». Бристоль. Англия

Даже своё название картина «Девушка с жемчужной серёжкой» («Girl with a Pearl Earring») получила только в ХХ ст. В разных описях она фигурирует как «Девушка в тюрбане», «Лицо девушки» или просто «Девушка». Но в 1995 г. музей Маурицхёйс готовил шедевр к выставке в Вашингтоне и выбрал для каталога именно такое обозначение, которое и стало официальным. На нидерландском же языке оно звучит ещё короче – «Девушка с жемчужиной» («Het meisje met de parel»).

Нюансы и детали: полотно под лупой

Со дня создания портрета прошло уже более 350 лет, и безжалостное время сильно повлияло на произведение. Его реставрировали в 1915, 1960 и 1994 годах, а в 2018 г. галерея запустила проект «Девушка в центре внимания» – учёные анализировали картину, применяя сканирующие электронные микроскопы, рентгеновские аппараты, ультрафиолетовые лампы, газовые хроматографы и инфракрасные спектрометры. Вот что им удалось узнать:

  • мастер сам делал краски для произведения, нагревая льняное масло до 300̊С, а затем добавляя к нему нужный пигмент.Такая смесь была однородной, глянцевитой и лучше ложилась на холст;
  • ткань портрета соткана в Нидерландах. Это лён тонкого плетения, с 14,66 горизонтальных и 14,5 вертикальных нитей на сантиметр поверхности;

  • какими красками выполнена картина «Девушка с жемчужной сережкой»? Художник использовал довольно редкие вещества. Так, нежный розовый оттенок на губах и щеках девушки – киноварь, оранжево-алый краситель на базе сульфида ртути. Его в больших объёмах изготовляли в Амстердаме и Антверпене XVII ст. А кармин (тёмный пурпур) извлекли из телец насекомых – самок мексиканской кошенили, живущих на кактусах-опунциях;
  • на портрете много светлых участков – рубашка натурщицы, белки её глаз, отсветы на одежде и аксессуаре. Они появились в результате подмешивания свинцовых белил – довольно токсичного химического соединения, сырьё для которого добывали в восточной Германии;
  • ещё один ценный пигмент в произведении – ультрамарин (насыщенный синий). Им написан тюрбан на голове героини и прорисованы тени. А делали эту краску из растолчённого лазурита – драгоценного камня, что закупали в Средней Азии и ввозили в Европу по Шёлковому пути. Неудивительно, что она стоила дороже золота! Кстати, то, что Вермеер мог позволить себе такую роскошь, косвенно указывает на его неплохое материальное положение – вероятно, мастеру щедро платили заказчики;
Читать еще:  Духовность и божественная красота. Olga Koval

  • фон картины кажется непроницаемо тёмным, но в действительности это сложное сочетание оттенков. Сначала художник нанёс на холст угольно-чёрную подложку, а потом перекрыл её полупрозрачной изумрудной глазурью из 2 красителей – жёлтого из резеды (травянистое растение) и синего на основе порошка индиго. С годами верхний слой выцвел, покрылся пылью и трещинами – так и возникло впечатление, что лицо девушки выступает из сплошного мрака. Но в 1994 г. реставраторам всё же удалось восстановить первоначальный тон одного фрагмента у левого края произведения;
  • из-за старения полотна неразличимой стала и подпись автора. Сейчас её можно разглядеть только на рентгеновских снимках – это монограмма «IVMeer» в левом верхнем углу. Пострадали и другие мелкие детали – к примеру, изначально у модели были ресницы и брови!

Загадка украшения – что носит «Девушка с жемчужной сережкой»?

Ян Вермеер уделял много внимания костюмам и аксессуарам. Подобная точность позволяет с уверенностью опознавать разные элементы изображения – скажем, серьга с этого шедевра также присутствует на полотнах «Женщина с лютней» (1663) и «Дама, пишущая письмо» (1665). Скорее всего, она была семейным сокровищем и порой использовалась как реквизит. Но взаправду ли это жемчуг?

В 2014 г. журнал «New Scientist» напечатал статью нидерландского астрофизика и художника-аматора Винсента Ике. Он утверждал, будто размеры и характерный металлический блеск ювелирного изделия доказывают, что оно изготовлено из серебра, керамики, венецианского стекла либо полированного олова. Натуральный жемчуг, образованный тончайшими пластами кальцита, никогда не будет сверкать столь ярко – ему свойственно мягкое, рассеянное свечение.

С выводами учёного согласилась и галерея Маурицхёйс. Кураторы музея К. Бувело и А. ван Шухтелен говорят, что огромные жемчужины (а тогда их ещё не умели выращивать искусственно), как и тюрбаны, никак не могли входить в наряд обычной голландки. Это игра воображения и фантазия, а не реалистичный портрет. Вот почему картина так захватывает – на ней «всё не то, чем кажется».

Впрочем, не все блики на аксессуаре нанесены художником. Так, до 1994 г. внизу подвески-капельки виднелось крошечное белое пятнышко. Однако в процессе реставрации выяснилось, что это – кусочек краски, что в 1880-тых гг. откололся с верхней части полотна, соскользнул и прилип к жемчужине.

Девушка без жемчужной серьги. Статья Tooba Soleymani Movahed

Жемчужная серьга, присутствующая или отсутствующая, сделала утверждение о глубоких глазах девушки и чувственных полуоткрытых губах спорным

Девушка без жемчужной сережки

В этой статье я попытаюсь предложить новую точку зрения для понимания этого элемента тайны. По моему мнению, тайна — это результат противоречия между названием картины и самой картиной; непоследовательность, которая превратила это произведение в бесконечное поле битвы противоречивых гипотез об идентичности модели художника. Позвольте мне объяснить свою мысль подробнее: не посмотрев картину, название «девушка с жемчужной серьгой» приносит в наш разум образ элегантной, красивой, и самое главное, состоятельной девушки, которая может позволить себе носить жемчужные серьги, однако картина изображает скромную девушку, чья обыденная красота не имеет ничего общего с богатой, яркой, «жемчужной».

Здесь жемчужную сережку можно рассматривать как своеобразный логотип, знак, который имеет более чем одно обозначение: слово «жемчужина» в названии — ассоциируется с богатством и роскошью, но означенное изображение жемчуга в картине — это понятие чего-то добавленного, искусственного или, даже, заимствованного (так же, как в художественной литературе Трейси Шевалье, в которой Жемчужная Сережка принадлежит жене Вермеера).

Противоречие между роскошной жемчужиной и скромной девушкой превратила эту картину в арену конкурирующих догадок. Многие пытались разрешить эту несогласованность, чтобы оправдать присутствие этой жемчужины. Я упоминаю два примера: многие считают, что эта картина — tronie (разновидность портрета, одна из форм жанровой живописи, получившая распространение в Голландии в XVII веке), а не портрет, и девушка носит этот экзотический желтый с синим тюрбан и жемчужную серьгу для того, отвлечь людей от рассматривания головы и плеч.

По предположению же голландского астрофизика, Винсента Икке, Жемчужная серьга — это на самом деле полированная жесть, если судить по её размеру и зеркальному отражению. Другая версия описана в бестселлере Трейси Шевалье с тем же названием, в котором классовое неравенство является одной из главных тем романа: Гриет — бедная горничная, которая одела жемчужную серьгу жены Вермеера, чтобы тот мог представить её в качестве модели для своей картины. Оба этих примера — попытка нормализовать несоответствие между скромной, обыденной красотой девушки и роскошью жемчужины.

Теперь я хочу взглянуть на это противоречие с другой стороны и предложить не идеологическое решение, а осязаемое. Я думаю, что мы можем положить конец этому противостоянию, воссоздав картину без жемчужной серьги. Этот опыт (хотя и корявый) — моя первая попытка в подражательной живописи.

Девушка без жемчужной серьги. Как вы можете видеть, в её ухе нет серьги из жемчуга, на самом деле на ней вообще нет сережек; однако, когда дело доходит до обозначения этой имитации, отсутствие логотипа снова появляется на поверхности: «Девушка без жемчужной серьги».

Только игра слов связывает копию с оригиналом. Другими словами, чтобы подчеркнуть отсутствие жемчужины, нужно просто упомянуть об этом. Это похоже на то, что среда языка (здесь название картины) не может не положить конец этой битве противоположных полюсов.

Читать еще:  Испанский художник. Carlos Martín

Жемчужная серьга, присутствующая или отсутствующая, сделала утверждение о глубоких глазах девушки и чувственных полуоткрытых губах спорным. Жемчужная серьга, вот что превратило эту картину в загадочное произведение искусства.

И, хотя моё предположение может временно смягчить любопытство зрителя, загадка картины сохраняется, как будто наше понимание этой картины будет оставаться фрагментированным навсегда.

Девушка без жемчужной сережки

50х40, холст, масло

Моя первая попытка нарисовать портрет маслом. Иллюстрация того, что бывает, когда планируешь попытаться рисовать «Девушку с жемчужной сережкой» Вермеера, начитавшись историй о пиратах, а получается нечто непохожее ни на первое, ни на второе.

Да у тебя даже нечто похожее на человека то не получилось, не говоря уж об остальном

ага, спасибо. заметила только что

У неё базедова болезнь.

Ну как бы мала-мала да, как будь то бы йода чуть, чуть не хватает

Перед грозой

Рапсовое поле в предверии бури (30х40 масло)

На злобу дня). «Семейная прогулка» холст, масло 50х70

Мой первый портрет в Procreate

Захотелось поделиться с вами работой моей супруги. Холст, масло, 100*70.

Портрет Марго Робби в образе Анны-Генриетты из «Ведьмака»

Моя живопись маслянными красками)

Грушевое настроение

Дикая орхидея

А что обычно пишут в первом посте? Может ли он быть идеальным? Наверное — нет)

Не так давно я зарегистрировалась на пикабу, ну как сказать: «не так давно»..да не суть. В общем зарегистрировалась, читала посты, но не публиковала ничего. Надеюсь, что не зря решила написать)

Живописью я начала заниматься более 20 лет назад и даже и не думала в тот момент, что вернусь к ней спустя много лет, уже в другой стране.

Как говорили и говорят мои учителя — у меня свой почерк))

Буду рада найти единомышленников.

Приветствую! Выкладываю на всеобщее обозрение свежее творение моего отца.

Жду конструктивной критики и оценок.

Немного экспериментов вам в ленту. Смешанная техника: масло,уголь,акрил

Портрет в смешанной технике. Работа выполнена на бумаге Fabriano, черным маслом и углем.Масштаб: 60х55

И снова портрет

Рисовалось в фотошопе одной кистью — airbrush. Очень удобная 🙂

Мужские портреты сухой кистью.

Фидель Кастро, размер А3, 2016 г.

Эрих Мария Ремарк, размер А3, 2018г.

Владимир Высоцкий, размер

Киану Ривз, формат А3, 2017г (сделано на заказ).

Попытка прикоснуться к искусству

Всегда хотела попробовать скопировать картину Яна Вермеера, девушка с жемчужной серёжкой. Хотела сделать это в быстром скетче, поэтому есть погрешности)

Привет, Пикабу! Немного расписалась за этот год и вроде бы у меня стало получаться достоверно передать характер портретируемого. Так что теперь я иногда ловлю домашних и заставляю их позировать. Маслом пишу всегда разухабисто, если начну что-то приглаживать и прописывать — испорчу. Или геометрия поплывёт, или получится прилизанный пластмассовый кадавр вместо яркого и живого впечатления от человека.

К живописи маслом отношусь трепетно и нежно, масло — очень благодарный материал, с которым легко договариваться.

Учёные исследовали «Девушку с жемчужной серёжкой». У неё есть ресницы, а вот жемчужина, похоже, ненастоящая

«Девушка с жемчужной серёжкой» — известное полотно голландского живописца Яна Вермеера. По данным королевской галереи Маурицхёйс в Гааге, где оно хранится, картина написана в 1665 году. Она популярна и привлекательна, её называют голландской Моной Лизой, образ девушки часто копируют. Но тем не менее многие загадки полотна остаются неразгаданными до сих пор.

«Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера

28 апреля учёные из галереи опубликовали видео с результатами масштабного исследовательского проекта «Девушка в центре внимания», который стартовал в 2018 году. Их целью было изучить материал и техники, при помощь которых создавалась картина. В результате учёные сделали несколько открытий, которые смогли им приблизиться к разгадке её тайны.

Учёные обнародовали результаты проекта «Девушка в центре внимания»

Специалисты детально изучали слои, установив, в каком порядке Вермеер создавал картину. Прежде чем нанести следующий слой, он давал предыдущему высохнуть.

В каком порядке Вермеер создавал детали картины

Некоторые пигменты, которые он использовал, были дороже золота. Так, например, синий пигмент добывался из лазурита в Афганистане, красный — из насекомых в Мексике или Южной Америке, а для белого цвета была необходима свинцовая руда из северной Англии.

За девушкой не просто чёрный фон, а занавеска!

При помощи рентгеновских лучей учёным удалось установить, что фон картины — это не просто пустота. Блики и неравномерный цвет дали понять, что это ткань. Скорее всего, это тёмно-зелёная занавеска, так как в пространстве фона были обнаружены синий и жёлтый пигменты, которые вместе дают зелёный цвет. Под воздействием времени и света они потеряли свою насыщенность. Кроме того, зелёные занавески встречаются и на других картинах художника.

Подпись художника почти не видна глазу, но рентгену — очень даже

А вы раньше обращали на неё внимание?

И самое интересное: кажется, что у девушки нет ресниц, но они есть, присмотритесь!

Ресницы и зелёная занавеска приближают учёных к тому факту, что девушка скорее всего реальная, а не абстрактный выдуманный автором персонаж, как предполагалось ранее из-за отсутствия ощутимого фона и ресниц.

А вот жемчужина, вероятно, фантазия художника

У неё нет контура и какого-либо крепления к уху. Да и к тому же, для натурального жемчуга она слишком крупная.

«Девушка с жемчужной серёжкой» не открыла всех своих тайн, но и учёные не остановились в своей работе. А может, это и хорошо? Ведь тайны — это так завораживает!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector