ДНК с картин да Винчи может помочь воссоздать облик их творца

ДНК с картин да Винчи может помочь воссоздать облик их творца

ДНК Леонардо да Винчи поможет воссоздать его облик

Волосы художника могут дать ответ ответ на то, как он выглядел.

Подробно:
В руки итальянских ученых попала прядь волос, вероятно, с головы Леонардо да Винчи, который умер ровно 500 лет назад. Исследователи собираются доказать это с помощью анализа ДНК, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на ChangeUA.

Ранее волосы, подписанные как Les Cheveux de Leonardo da Vinci («Волосы Леонардо да Винчи»), находились в частной коллекции в США. Со 2 мая они будут выставлены в качестве экспоната Музея Леонардо да Винчи в итальянском городе Винчи (близ которого и родился знаменитый художник). “Мы рассчитываем, что эта необыкновенная реликвия позволит нам продолжить исследование ДНК да Винчи“, — отмечают директор музея Алессандро Веццози и президент Фонда наследия Леонардо да Винчи Агнезе Сабато.

Выставка приурочена к 500-летию смерти художника. Также 2 мая волосы да Винчи показали на пресс-конференции в библиотеке «Леонардиана», тоже расположенной в Винчи. “Эта историческая реликвия, прядь волос, долгое время была скрыта в американской коллекции, — говорит Веццози. — Теперь она будет выставлена вместе с документами, подтверждающими ее древнее французское происхождение“.

В 2016 году Веццози и Сабато объявили, что они обнаружили прерванную линию, идущую от единокровного брата да Винчи, Доменико — до 35 потомков мужского пола, проживающих в основном в Тоскане. “Эта находка — то, что нужно, чтобы сделать наши исторические заявления более убедительными с научной точки зрения, — говорит Сабато. — Мы планируем провести анализ ДНК реликвии и сравнить его с ДНК живых потомков Леонардо, а также с костями, найденными в захоронениях да Винчи, которые мы обнаружили в последние годы“.

Также Сабато рассчитывает, что анализ ДНК пряди волос позволит разрешить спор относительно предполагаемых останков художника в гробнице в городе Амбуаз во Франции. Леонардо был похоронен в часовне Сен-Флорен в замке Амбуаз, но замок пострадал во время Французской революции. Найденные в нем кости были перезахоронены в другой часовне, Сен-Юбер, но до сих пор неизвестно, действительно ли это останки да Винчи.

В 2016 году итальянские врачи выяснили, что да Винчи скончался от инсульта. Они составили «дневник жизни Леонардо да Винчи», в котором проанализировали состояние его здоровья в период от 1517 до 1519 года (в 1519 году художник умер в возрасте 67 лет). «Дневник» был основан на свидетельствах современников, записях самого художника и предыдущих работах, анализирующих его здоровье.

В «Дневнике» указывается, что у Леонардо да Винчи парализовало правую руку, когда ему было 65 лет. «Тем не менее ученый продолжал писать и рисовать», — отметили исследователи. По словам врачей, паралич наступил из-за первого инсульта. Повторный инсульт, случившийся в 1519 году, по мнению специалистов, и стал причиной гибели художника. В том же году стартовал проект по восстановлению внешности да Винчи с помощью анализа ДНК чешуек кожи и волос, сохранившихся на картинах и записных книжках художника. Работу возглавили специалисты из Института Крейга Вентера в Калифорнии, которые вели работу по секвенированию человеческого генома.

Ученые начали исследования с анализа картины “Поклонение волхвов“, которая хранится во Флоренции. Сравнивать полученную ДНК будут с генетическим материалом ныне живущих родственников да Винчи, а также с ДНК, извлеченной из предполагаемых останков его родителей. Генетики полагают, что, если работа пройдет успешно, специалисты смогут не только составить «генетический портрет» ученого, но и восстановить определенные черты его внешности. Кроме того, сведения о ДНК да Винчи могут помочь исследователям обнаружить точное место его захоронения. Еще одна задача исследователей — попытаться найти генетические «корни» необычайных талантов да Винчи, отмечается на сайте проекта.

На сегодняшний день часть работы уже сделана — исследователи подтвердили, что с помощью анализа картин и других произведений искусства можно выделить подходящий биологический материал. Также они изучили микробную флору, «населяющую» дерево, холст, каменные, мраморные и гипсовые скульптуры, и установили, что бактериальные сообщества на них различаются. Кроме того, ученые выделили определенные штаммы, которые могут быть причиной разрушения и выцветания картин — это поможет как можно дольше сохранить подлинники в целости.

ДНК Леонардо да Винчи поможет воссоздать его облик

ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Волосы художника могут дать ответ ответ на то, как он выглядел.

Подробно:
В руки итальянских ученых попала прядь волос, вероятно, с головы Леонардо да Винчи, который умер ровно 500 лет назад. Исследователи собираются доказать это с помощью анализа ДНК, сообщает Хроника.инфо со ссылкой на ChangeUA.

Читать еще:  Женщины в творчестве 16+ Jo King

Ранее волосы, подписанные как Les Cheveux de Leonardo da Vinci («Волосы Леонардо да Винчи»), находились в частной коллекции в США. Со 2 мая они будут выставлены в качестве экспоната Музея Леонардо да Винчи в итальянском городе Винчи (близ которого и родился знаменитый художник). “Мы рассчитываем, что эта необыкновенная реликвия позволит нам продолжить исследование ДНК да Винчи“, — отмечают директор музея Алессандро Веццози и президент Фонда наследия Леонардо да Винчи Агнезе Сабато.

Выставка приурочена к 500-летию смерти художника. Также 2 мая волосы да Винчи показали на пресс-конференции в библиотеке «Леонардиана», тоже расположенной в Винчи. “Эта историческая реликвия, прядь волос, долгое время была скрыта в американской коллекции, — говорит Веццози. — Теперь она будет выставлена вместе с документами, подтверждающими ее древнее французское происхождение“.

В 2016 году Веццози и Сабато объявили, что они обнаружили прерванную линию, идущую от единокровного брата да Винчи, Доменико — до 35 потомков мужского пола, проживающих в основном в Тоскане. “Эта находка — то, что нужно, чтобы сделать наши исторические заявления более убедительными с научной точки зрения, — говорит Сабато. — Мы планируем провести анализ ДНК реликвии и сравнить его с ДНК живых потомков Леонардо, а также с костями, найденными в захоронениях да Винчи, которые мы обнаружили в последние годы“.

Также Сабато рассчитывает, что анализ ДНК пряди волос позволит разрешить спор относительно предполагаемых останков художника в гробнице в городе Амбуаз во Франции. Леонардо был похоронен в часовне Сен-Флорен в замке Амбуаз, но замок пострадал во время Французской революции. Найденные в нем кости были перезахоронены в другой часовне, Сен-Юбер, но до сих пор неизвестно, действительно ли это останки да Винчи.

В 2016 году итальянские врачи выяснили, что да Винчи скончался от инсульта. Они составили «дневник жизни Леонардо да Винчи», в котором проанализировали состояние его здоровья в период от 1517 до 1519 года (в 1519 году художник умер в возрасте 67 лет). «Дневник» был основан на свидетельствах современников, записях самого художника и предыдущих работах, анализирующих его здоровье.

В «Дневнике» указывается, что у Леонардо да Винчи парализовало правую руку, когда ему было 65 лет. «Тем не менее ученый продолжал писать и рисовать», — отметили исследователи. По словам врачей, паралич наступил из-за первого инсульта. Повторный инсульт, случившийся в 1519 году, по мнению специалистов, и стал причиной гибели художника. В том же году стартовал проект по восстановлению внешности да Винчи с помощью анализа ДНК чешуек кожи и волос, сохранившихся на картинах и записных книжках художника. Работу возглавили специалисты из Института Крейга Вентера в Калифорнии, которые вели работу по секвенированию человеческого генома.

Ученые начали исследования с анализа картины “Поклонение волхвов“, которая хранится во Флоренции. Сравнивать полученную ДНК будут с генетическим материалом ныне живущих родственников да Винчи, а также с ДНК, извлеченной из предполагаемых останков его родителей. Генетики полагают, что, если работа пройдет успешно, специалисты смогут не только составить «генетический портрет» ученого, но и восстановить определенные черты его внешности. Кроме того, сведения о ДНК да Винчи могут помочь исследователям обнаружить точное место его захоронения. Еще одна задача исследователей — попытаться найти генетические «корни» необычайных талантов да Винчи, отмечается на сайте проекта.

На сегодняшний день часть работы уже сделана — исследователи подтвердили, что с помощью анализа картин и других произведений искусства можно выделить подходящий биологический материал. Также они изучили микробную флору, «населяющую» дерево, холст, каменные, мраморные и гипсовые скульптуры, и установили, что бактериальные сообщества на них различаются. Кроме того, ученые выделили определенные штаммы, которые могут быть причиной разрушения и выцветания картин — это поможет как можно дольше сохранить подлинники в целости.

Ученые исследовали микробиом зарисовок да Винчи

В микробиоме рисунков Леонардо да Винчи присутствуют грибки, неожиданно большое число бактерий и человеческая ДНК, очевидно, принадлежащая реставраторам, выяснили австрийские ученые. Эти данные позволят как подбирать наиболее подходящие условия для хранения работ да Винчи и других художников, так и определять подделки.

Группа ученых из Австрии и Италии под руководством специалистов из австрийского Университета природных ресурсов и прикладных наук исследовала микробиом рисунков Леонардо да Винчи. О работе они рассказали в статье в журнале Frontiers in Microbiology.

«Наше культурное наследие — это ценное имущество, которое мы должны защищать, чтобы передать его нашим будущим поколениям, — пишут авторы работы. -— Одно из величайших удовольствий — это посещение постоянных и временных выставок. Наиболее ценные произведения выставляются или хранятся в определенном музее, библиотеке или выставочном зале в оптимальных для них условиях. Но также эти произведения обычно используют для определенных тематических выставок в других музеях или выставочных залах по всему миру.

Читать еще:  Живопись маслом. Armel Jullien

Поэтому необходимо разработать метод мониторинга рисков микробного заражения, которое может произойти во время упаковки, транспортировки и выставления на других объектах, и обеспечить возможность сравнения до и после этих выставок».

Сейчас существуют методы, позволяющие оценить влажность, температуру и другие параметры окружающей среды, которые важны для сохранности картин и прочих произведений искусства. Однако знания о микробиоме работ позволят подбирать оптимальные параметры.

Объектами исследования стали семь работ да Винчи — зарисовки насекомых, лошадей, человека, а также автопортрет (впрочем, о его авторстве ведутся споры — он может быть и подделкой под работы художника). С помощью систем микроабсорбции ученым удалось получить «слепки» микробиома рисунков.

У рисунков оказался весьма богатый микробиом с большим количеством бактерий, грибков и человеческой ДНК. Большая часть этого материала попала на бумагу спустя долгое время после смерти да Винчи и, очевидно, принадлежит реставраторам и другим людям, взаимодействовавшим с работами. Исследователи не изучали человеческую ДНК настолько досконально, чтобы можно было определить, кому именно она могла принадлежать.

Сюрпризом для исследователей стало большое количество бактерий, особенно по сравнению с грибками — обычно на бумаге преобладают именно грибки. Но на рисунках да Винчи было много бактерий, характерных для людей и насекомых — вероятно, мух, которые испражнялись на бумагу (ученым удалось визуализировать помет). Также бактерии могли проникать с мелкой пылью в контейнеры, где хранились рисунки.

Кроме того, микробиомы рисунков, на момент исследования хранившихся в одном месте, оказались схожи.

«Мы отметили некоторые сходства, на которые могло повлиять географическое расположение рисунков, — пишут исследователи. — Некоторые таксоны были обнаружены только на рисунках, хранящихся в Туринской королевской библиотеке, в то время как другие таксоны были обнаружены только на рисунках, хранящихся в Корсинской библиотеке в Риме».

«В целом, биологическая информация, содержащаяся в исследуемых рисунках, показала очень специфические микробиомы, которые можно использовать в качестве био-архива истории объектов, предоставляя своеобразную дактилоскопическую информацию для настоящих и будущих сравнений», — заключают они.

Полученные данные можно использовать также для обнаружения микроорганизмов, способных повредить картину. Кроме того, они могут быть полезны при поиске подделок — если стиль художника можно скопировать, то воссоздать характерный микробиом будет уже проблематично.

Ранее исследователи из Университета Пуатье обнаружили набросок, на основе которого создавалась «Мона Лиза». С помощью технологии, способной обнаруживать свет, отраженный на 13 длинах волн, они выявили угольные линии в более светлых областях картины.

Спольверо — это появившаяся в Италии техника, при которой контур рисунка переносится на холст, стену или другую поверхность с помощью наполненного темным порошком (например, древесным углем) полотняного мешочка, который прикладывают к прижатому к поверхности перфорированному эскизу на бумаге или пергаменте. Порошок проникает через проколотые на бумаге отверстия, оставляя контуры рисунка в виде образованных мелкими точками линий.

Более ранние исследования показали, что да Винчи использовал спольверо для создания других своих известных картин — например, «Дамы с горностаем», «Портрета Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньеры».

Однако это первый раз, когда на «Моне Лизе» удалось обнаружить следы спольверо, отмечают авторы работы.

А, значит, есть шанс, что где-то сохранился и сам набросок, сделанный рукой Леонардо да Винчи — и, вероятно, поза Моны Лизы на нем другая. По проявленному наброску видно, что да Винчи внес коррективы в окончательную композицию.

Ученые составят портрет Леонардо да Винчи по его ДНК

Источник иллюстрации / фото: Depositphotos

Ученые из Италии смогли получить от одного из американских коллекционеров прядь волос Леонардо да Винчи. Теперь в планах исследователей провести ДНК-тест. Если он подтвердит принадлежность волос великому художнику, то это даст возможность получить подтверждение подлинности останков, которые находятся во Франции. Также это поможет понять на генетическом уровне, чем обусловлены выдающиеся таланты Леонардо да Винчи.

В 2016 году итальянские медики смогли определить, что причиной смерти да Винчи является инсульт. Специалисты составили так называемый «дневник жизни да Винчи». В него они заносили результаты анализов здоровья художника за последние три года его жизни.

Дневник был составлен на основании рассказов современников, записей самого да Винчи и его более ранних работ, по которым ученые проанализировали здоровье художника.

В данном документе указано, что у да Винчи была парализована рука, когда ему исполнилось 65 лет. Несмотря на это, художник и ученый не оставил рисование и продолжил описывать свои наблюдения и выводы. Врачи считают, что рука оказалась парализованной в результате первого инсульта.

Читать еще:  Интимные драмы. Julio Reyes

Помимо установления причины смерти да Винчи, в том же году ученые начали восстанавливать внешность художника. Для этого они использовали анализ ДНК кожи и волос, которые смогли сохраниться на картинах и записях.

Будет проведен сравнительный анализ полученной ДНК с аналогичным материалом потомков да Винчи, которые проживают в настоящее время, а также с генетическим материалом, извлеченным из останков предполагаемых родителей да Винчи.

Ученые считают, что если результаты работы будут успешными, появится возможность восстановления «генетического портрета» художника и даже некоторые черты его внешности. Помимо этого, информация о ДНК ученого может помочь в обнаружении точного места его захоронения.

В настоящее время определенная часть исследований уже сделана. Ученые подтвердили, что, имея на руках результат анализа картин и иных произведений искусства, появится возможность выделения необходимого для исследований биологического материала.

Помимо этого, они подвергли глубокому изучению микрофлору, которая имеется на дереве, холстах, мраморных, гипсовых и каменных скульптурах, а также смогли установить, что бактерии, их населяющие, отличаются между собой.

Исследователи установили и конкретные штаммы, которые, возможно, являются причиной того, что картины разрушаются и выцветают. Эти знания помогут сохранять подлинные произведения искусства как можно дольше в целости и сохранности.

Генетики попытаются воссоздать геном Леонардо да Винчи

Международный консорциум ученых представил план по реконструкции генома великого Леонардо да Винчи — творца и мыслителя, изобретателя и провидца эпохи Возрождения. Об этом сообщает научно-технологический блог Gizmodo, называя идею «блестяще безумным планом».

Десять лет назад идея получения даже фрагмента ДНК от человека, умершего в эпоху Возрождения, показалось бы абсурдной, пишет издание. Но достижения в области геномики уже позволили реконструировать из фрагментов древнего материала геном шерстистого мамонта и неандертальца. Экспертам, тем временем, удалось адаптировать эти инструменты для извлечения отпечатков ДНК из волос, капель крови, слюны и даже отпечатков пальцев.

«Все больше и больше разрабатывается методов восстановления ДНК по вещам, к которым прикасаются люди», прокомментировала смелый план генетик из института Института Крейга Вентера в Калифорнии Ронда Роби (Rhonda Roby) — именно она будет заниматься восстановлением генома да Винчи. При этом она сослалась на многочисленные дневники Леонардо как на возможный источник материала для извлечения генетических отпечатков. «Я думаю, что есть также возможность получить биологический материал внутри картин», заметила доктор Роби, добавив, что значительно «труднее будет получить этот материал, не повредив произведения искусства».

Для того чтобы достигнуть конечной цели, команде придется проделать поистине гигантскую работу. Все понимают, что трудностей на пути будет много. Например, необходимо найти и уговорить пройти исследования ДНК ныне живущих потомков великого гения. Вероятность отказа велика, так как процедура и ее результаты чреваты раскрытием конфиденциальной информации. Впрочем, часть этой работы уже проделал директор музея Леонардо да Винчи, реконструировавший его отцовскую линию, а в настоящее время он уже занялся изучением и материнской линии.

Хотя проект и может похвастаться длинным списком академических партнеров, восстановление генома (хотя бы частичное) зависит в том числе от сотрудничества правительств, частных музеев и частных лиц. Например, сооснователь Microsoft Билл Гейтс (Bill Gates) владеет знаменитым Кодексом Лестера — оригинальным сборником научных трудов Леонардо да Винчи. Эксперты проекта должны будут обратиться к миллиардеру, чтобы получить разрешение собрать пыль с книги стоимостью в 30 миллионов долларов.

Есть и еще одна цель — идентифицировать и изучить бренные останки Леонардо. Считается, что он похоронен в старинной часовне Сен-Юбер (Saint-Hubert ) в замке Амбуаз (Франция), но точное местонахождение захоронения неизвестно. Ученым придется договариваться с правительством Франции о предоставлении им доступа к могиле.

«Проект Леонардо» объединяет генетиков, специалистов по генеалогии, археологи, искусствоведов из Италии, Испании, Франции, США и других стран. Все этапы работы предполагается завершить за три года, приурочив их к 500-летию со дня смерти Леонардо.

Джесси Осубель (Jesse Ausubel), директор программы по проблемам окружающей человека среды в Университете Рокфеллера (спонсора проекта) надеется, что общественность признает огромный научный и культурный потенциал того, что намерен сделать консорциум ученых. Помимо того, что воссоздание генома Леонардо прольет свет на его жизнь, проект может также послужить «испытательным полигоном» для новых технологий, по сути — для воссоздания генома других известных исторических личностей и артефактов.

— Сам Леонардо был человеком любившим головоломки. Он любил криптологию, — добавил Осубель. — Я думаю, что немалая часть волнения и удовольствия от этого проекта состоит в том, что это, своего рода — вызов, который он и сам бы создал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector