Драматическая фотография. Gianstefano Fontana Vaprio
Драматическая фотография. Gianstefano Fontana Vaprio
Фотограф Джан Стефано Фонтана никогда не засиживается на месте, путешествуя по всему миру, стараясь поймать в объектив своей камеры гораздо большее, чем просто колоритного персонажа с интересной внешностью, повстречавшего у него на пути, старательно документируя увиденное им.
В своих фотографиях, Джан Стефано совершает немыслимое – он без слов рассказывает истории в лицах о людях, у которых за плечами не один десяток прожитых лет, отпечатавшихся в уголках глаз и улыбках. Снимая жизнь без прикрас, фотограф старается показать то, как выглядят на самом деле люди в том или ином уголке планете независимо от пола, возраста или социального положения.
Глаза — это окно, за которым великолепно видна человеческая душа. Просто надо уметь заглянуть в это окно.
Количество работ: 115
Gianstefano Fontana Vaprio — Home | Facebook
Франко Фонтана — цвет и геометрия в фотографии
Поскольку я в последнее время начала более серьезно заниматься фотографией, то я решила и вас познакомить с итальянскими фотографами, которые мне нравятся лично или их творчество я считаю значительным вкладом в фотографию (даже если мне лично их стиль не нравится). Для первой статьи мой выбор сразу же выпал на этого замечательного фотографа, Я вам представляю — Франко Фонтана.
Франко Фонтана – итальянский фотограф, известный изобретением «фотографической линии», чаще встречающейся под названием «концепции линий». С 70-х годов XX века его работы, благодаря своему неповторимому и узнаваемому стилю, стали рассматриваться как эталоны в области цветной фотографии. Невероятное чувство композиции, истинно геометрическое построение кадра, волшебный выбор цвета – это то, что выделяет его среди сотен своих коллег.
Франко Фонтана родился в итальянском городе Модена 9 декабря 1933 года в Модене. Он не занимался фотографией до 1961 года, когда ему исполнилось 28 лет. В то время ему в руки попала в руки пленочная 35-мм камера, и он решил попробовать сделать свои первые снимки. Спустя два года у него была своя первая персональная выставка в Вене, еще через год – в Турине, а спустя семь лет после первых сделанных кадров – в родной Модене.
Сейчас у фотографа много последователей, наверное, миллионы. В пятидесятые он, когда он начал фотографировать, то метался между разными направлениями искусства, ища, к кому примкнуть, за кем следовать. Тогда господствовала черно-белая фотография, документальная, с ярковыраженной социальной подоплекой. Пейзажная же фотография была скучна и тосклива в своей графичной монохромной монументальности. А Франко видел цветные сны. Он увлекался живописью, и как-то познакомился с полотнами американских абстрактных экспрессионистов. Вот, то что надо, решил фотограф. Его стиль изменился во всех направлениях в которых он работал. А снимал Фонтано все, от рекламы всевозможных товаров, до ню и пейзажей (городских в том числе). Более всего абстракционисты-импрессионисты-минималисты повлияли на отношение фотографа к пейзажу. Первые же его работы вызвали у критиков одобрение. Его фотографии скорее кажутся картинами, чем фото.
Главное в творчестве этого фотографа — цвет. Горы, море, берег, холмы и поля предстают чередой разноцветных полос, иногда контрастных, иногда в единой гамме. Городские кадры, напротив, — это яркие контрастные комбинации, составленные из окон, крыш и стен, либо дорожной разметки, теней и текстур.
О своей пейзажной фотографии Франко говорит: “Я стараюсь изолировать в пространстве и времени все, что обычно путают с бесконечностью деталей. Извлечение и выделение некоторых наиболее значимых элементов из всего, что предстает перед человеческим взором – одно из главных моих требований. ”
На данный момент работы Франко Фонтаны были выставлены более чем в 400 галереях, а его снимки находятся в коллекциях 60 музеев. Его работы напечатаны более чем в 40 книгах по фотографии, переведенных более чем на 10 языков.
Кроме того, он занимался съемкой обнаженной натуры. Даже здесь он не отступал от своей геометрической концепции: Франко доводит свои кадры до того уровня, когда людские тела перестают быть центром композиции и воспринимаются исключительно как цветовой элемент.
Драматическая фотография. Gianstefano Fontana Vaprio
Лучо Фонтана (1899-1968). Пространственная концепция. Ожидание. 1961. Холст, водоэмульсионная краска, разрезы. Частное собрание. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019 Фото © Даниэль Молайоли
Лучо Фонтана. Пространственная концепция. 1949. Холст, бумага, дыры. Национальная галерея современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Лучо Фонтана. Портрет Терезиты. 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтаны, Милан. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Рай. 1956. Хост, масло, смешанная техника, стекло, дыры. Частное собрание. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Форма. 1958. Железо. Фонд Лучо Фонтаны, Милан. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Маленький театр. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, лакированное дерево. Национальная галерея современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Лучо Фонтана. Пространственная концепция. Ожидание. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, разрез, лакированное дерево. Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто. ©Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019
Москва, 27.11.2019—23.02.2020
Поделиться с друзьями
О выставке
27 ноября 2019 — 23 февраля 2020
Кураторы: Ольга Свиблова и Елена Джеуна в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны
При поддержке:
Департамента культуры города Москвы
Посольства Италии в России
Итальянского института культуры в Москве
Культурно-благотворительный фонд U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых
Группы компаний Unident
Банка Интеза Санпаоло
Lavazza
Выставка была бы невозможна без помощи и поддержки членов Попечительского совета МАММ: Андрея Чеглакова и Натальи Опалевой
МАММ благодарит Фонд Лучо Фонтаны, музеи, галереи, институции и частных коллекционеров, предоставивших работы на эту выставку: Национальную галерею современного искусства, Рим; Городскую галерею современного искусства, Турин; Городские музеи Флоренции — Музей Новеченто; Музей Новеченто, Милан; Галерею Карстена Греве, Санкт-Мориц; Коллекцию Прада; Коллекцию Интеза Санпаоло; Архив Уго Муласа, Милан — Галерею Лиа Румма, Милан/Неаполь, и др. Страховой партнер: АльфаСтрахование Выставка открыта с 27 ноября 2019 — 23 февраля 2020
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
По адресу: ул. Остоженка, 16
Часы работы: с 12:00 до 21:00
Выходной: понедельник
Мультимедиа Арт Музей, Москва впервые в Москве представляет ретроспективную выставку звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтаны, созданную в сотрудничестве с Фондом Лучо Фонтаны. Экспозиция, включающая более 60 работ художника из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музеев и частных коллекций, дает возможность проследить эволюцию творчества художника от фигуративных работ к абстракциям, разрушающим традиционное представление о картине.
Лучо Фонтана родился в 1899 году в Аргентине, в семье выходцев из Италии. Первый художественный опыт получил уже в детстве, когда в возрасте десяти лет начал работать подмастерьем в мастерской своего отца, скульптора Луиджи Фонтаны. В 1929 году он окончил Академию Брера (Милан). Во время Второй мировой войны жил и работал в Аргентине, а в 1947 году вернулся в Италию и опубликовал «Первый манифест спациализма» (Primo Manifesto dello Spazialismo), написанный совместно с критиком Джорджо Кайссерляном, философом Беньямино Йопполо и писательницей Миленой Милани. С этого момента в творчестве художника открывается совершенно новая глава. Лучо Фонтана ставит глобальный вопрос о взаимодействии искусства и науки, научно-технического прогресса и новых пластических средств и форм выражения.
Благодаря работам Лучо Фонтаны в послевоенном итальянском и мировом искусстве произошли тектонические изменения. Когда мы говорим о творчестве этого художника, в памяти в первую очередь всплывают работы из знаменитых серий «Разрезы» (Tagli) и «Дыры» (Buchi). Между тем, творчество Фонтаны — это не просто огромный набор инновационных приемов в использовании бесконечно разнообразных пластических материалов. Это глубокое философское размышление об окружающем нас безграничном универсуме и о том месте, которое в нем занимает стремительно меняющаяся под напором научно-технического прогресса человеческая цивилизация, а также рефлексия над тем, что есть глубинный смысл понятия «свобода».
Фирменные дыры (buchi) на работах Лучо Фонтаны были для художника выходом в новое, бесконечное измерение. Свет, обнаруженный за пределами сакрального для мира искусства пространства холста, оказался выходом в космос. И здесь идеи Фонтаны о том, что искусство может предвосхищать научные открытия так же, как научно-технический прогресс не может не влиять на художественное творчество, артикулированные в подписанных им манифестах, проявляют свою провидческую силу. Первый космический спутник будет запущен СССР в 1957 году, десять лет спустя после «космических прорывов» Лучо Фонтаны. За освоением космоса Лучо Фонтана будет следить внимательно и страстно. Одну из представленных на выставке в МАММ работ, «Пространственная концепция. Ожидание» (Concetto spaziale, Attesa) 1965 года, художник подписал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра».
Параллельно с поисками новой свободы за пределами холста, в сороковые годы Фонтана продолжал работать как скульптор, строя диалог с историей мирового искусства, его большими стилями и, прежде всего, стилем барокко, который оказался наиболее релевантным страстной эмоциональной природе самого художника. На выставке в МАММ будут представлены четыре скульптуры этого периода, а также двенадцать керамических распятий (керамика — один из излюбленных материалов Фонтаны). Керамические покрытые цветной глазурью распятия Фонтаны, созданием которых он занимался с 40-х по 60-е годы, раскрывают глубокую взаимосвязь духовных и художественных поисков художника.
В 1958 году Лучо Фонтана начнет свой самый известный цикл, «Разрезы» (Tagli), над которым будет работать до конца своей жизни. В этом цикле в картинах, объединенных названием «Пространственная концепция. Ожидания» (Concetto spaziale. Attese), появятся легендарные разрезы (tagli), которые станут кульминацией его духовных поисков и пластической презентацией его веры в бесконечность. Картина окончательно перестает быть пространством отражения материального мира, превращаясь в форму репрезентации концептуальных идей.
Уже в 1949 году в миланской галерее Навильо (Galleria del Naviglio) Лучо Фонтана представил первую работу из серии «Пространственные среды» (Ambienti spaziali) — «Пространственная среда в черном свете» (Ambiente spaziale a luce nera). Используя современные термины, эту выставку Лучо Фонтаны можно было бы назвать одной из первых тотальных инсталляций. Стратегия предъявления зрителю художественных объектов принципиально заменяется концептом погружения зрителя в тотально преображенную среду, которая открывается ему в активном интерактивном контакте. В этой инсталляции Лучо Фонтана использует прием, столь любимый современными художниками, – применяет флуоресцентные краски, проступающие в «черном» свете, проявляющем их свечение. Свет, который Фонтана открыл в своих дырах и прорезях, здесь становится главным выразительным элементом.
Поиски света приводят Фонтану к работе с неоном, с помощью которого он создавал «Пространственные среды» (Ambienti spaziali). Начиная с 60-х годов неон прочно войдет в художественную практику, его до сих пор использует множество художников.
В последнем, возможно, наиболее продуктивном периоде своего творчества, Лучо Фонтана создаст два новых цикла, работы из которых представлены на выставке в МАММ. Это «Кванты» (Quanta) 1959—1960 годов, представляющие собой многоугольные фрагменты холста, которые могут быть расположены в пространстве в произвольных сочетаниях, а также цикл «Маленькие театры» (Teatrini), который он создает в 1964—1966 годах. В этом цикле он соединяет живописные и скульптурные элементы, создавая новое многослойное пространство. В «Маленьких театрах» прослеживается связь с его предыдущей скульптурной серией «Натура» (Nature), работы из которой также будут представлены на выставке.
В начале XXI века современное искусство снова стоит перед проблемой поиска путей своего развития. Новые цифровые технологии, VR, дополненная реальность, появление нейронных сетей, а также социальные сети, ставшие реальностью сегодняшнего дня, заставляют нас заново переосмыслить мир, в котором мы живем. У искусства, как и науки, есть логика саморазвития. Взаимодействием этих двух сфер духовной жизни человечества и занимался Лучо Фонтана — патриарх итальянского искусства XX века, чье творчество было отмечено Гран-при 33-й Венецианской биеннале 1966 года.
Знакомство с работами Лучо Фонтана дает важный импульс к поиску новых путей развития искусства сегодня.
19 восхитительных фонтанов, которых вы еще не видели
Большинство из нас если не видели воочию, то уж точно знают по фильмам и открыткам знаменитый фонтан Треви в Риме. Конечно, Треви, как и другие известные на весь мир фонтаны, настоящее произведение искусства, однако нам кажется, что в мире были созданы не менее прекрасные и талантливые скульптуры со струящейся водой.
Фонтан Water Boat («лодка», «судно») находится на пляже Мальварроса в Валенсии, Испания.
Фонтан-часы на железнодорожной станции Осака, Япония. Сооружение показывает время, цветочные узоры и низвергающуюся стену воды.
Фонтан-водоворот «Харибда» был создан скульптором Уильямом Паем в 2000 году для отеля-спа класса люкс Seaham Hotel and Spa в Северной Англии. Харибда — имя сирены из «Одиссеи» Гомера, в которую попала молния Зевса и превратила ее в водоворот в качестве наказания за кражу скота у Геркулеса.
«Девять парящих фонтанов» — проект японо-американского архитектора Исаму Ногути для Всемирной выставки в Осаке в 1970 году.
24-метровый фонтан был открыт в 2009 году в торговом центре в Дубае.
Фонтан-скульптура Metalmorphosis — работа чешского скульптура Давида Черны высотой 7,6 метра и весом 14 тонн — состоит из двух десятков стальных пластин, которые вращаются независимо друг от друга.
Фонтан «Мать Земля» был представлен в 2013 году на выставке Mosaïcultures Internationales de Montréal. В настоящий момент закрыт.
Гигантская лестница воды начинается у статуи Геркулеса в немецком городе Кассель и заканчивается у большого озера дворца Вильгельмсхёэ. Сооружение впервые заработало в 1714 году.
Фонтан «Бог, наш отец, на радуге» в Стокгольме был спроектирован шведским скульптором Карлом Миллесом.
Парк Keller Fountain Park был открыт в Портленде в 1970 году. Главная достопримечательность парка — фонтан Келлер, творение Анжелы Данаджиевой.
Фонтан в Национальном музее афроамериканской истории и культуры, Вашингтон.
Фонтан Бодхисаттва Авалокитешвара, Древний город, Таиланд.
Фонтан Стравинского в Париже украшен 16 движущимися скульптурами, представляющими работы композитора Игоря Стравинского.
Магический фонтан Монжуика, Барселона. Был построен по проекту Карлоса Буигаса в 1929 году ко Всемирной выставке.
Фонтан-вулкан в Абу-Даби, ОАЭ. Был построен в 1980-х, однако в 2004 году разобран. До сих пор входит в список самых красивых фонтанов мира наряду с фонтаном Треви.
Овальный фонтан на одной из самых известных итальянских вилл XVI века, памятнике Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Фонтан-ананас в парке Уотерфронт, Чарльстон, США, был открыт в 1990 году.
«Туалетный водопад» в городе Фошань, Китай. Пожалуй, один из самых странных в нашей подборке. Построен из 10 тысяч унитазов, раковин и писсуаров, подвешенных на стене по всей 100-метровой ширине и 5-метровой высоте. К слову, во всех унитазах и писсуарах работает слив.
Фонтан «Корона» — интерактивное чудо техники в чикагском Миллениум-парке. Стеклянные башни, разделенные 70-метровым отражающим бассейном из черного гранита, подсвечиваются с трех сторон светодиодами, переливающимися разными цветами. А четвертая грань представляет собой огромный светодиодный экран, «транслирующий» лица горожан.
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
30 самых необычных и красивых фонтанов мира (29 фото + 1 гиф)
«Харибда», Сандерленд, Великобритания
Творение британского скульптора Уильяма Пайя для отеля Seaham Hall and Serenity Spa в Сандерленде. В Одиссее Харибда морской водоворот, тревожимый незримой водяной богиней.
«Лодка», Валенсия, Испания
Фонтан на пляже Ла-Мальварроса, струи конструкции повторяют контуры небольшого парусника.
«Волшебный кран», Кадис, Испания
«Мустанги Лас-Колинаса», Техас, США
Бронзовая скульптурная композиция Роберта Глена на площади Уиллиамс в районе Лас-Колинас в городе Ирвинг. Считается одной из самых больших скульптурных групп лошадей в мире.
«Часы», Осака, Япония
Оригинальный фонтан на вокзале в городе Осака, Япония. Он не только который развлекает ожидающих пассажиров красивыми водными узорами, но и сообщает время.
«Лунная Радуга», Сеул, Южная Корея
Самый длинный мост-фонтан в мире. Его общая длина составляет 1140 метров. На мосту установлено 10 тысяч LED -лампочек различного цвета, а во время шоу мощные насосы выбрасывают в минуту 190 тонн воды.
Фонтан в Дубай Молл, Дубай, ОАЭ
«Метаморфозы», Шарлотт, США
Фонтан, спроектированный скульптором из Чехии Давидом Черным. Высота скульптуры из нержавеющей стали 7,6 м, а ее вес — 14 тонн.
«Гигант», Ваттенс, Австрия
Фонтан у входа в музей Сваровски.
«Бог-отец на радуге», Стокгольм, Швеция
Работа шведского скульптора Карла Миллеса в честь основания ООН.
«Туннель сюрпризов», Лима, Перу
Протяженность фонтана 35 м, был открыт в 2007 году.
«Мать-Земля», Монреаль, Канада
Фонтан-кольцо на 71-м километре штата Огайо, США
Фонтан Джули Пенроуз, Колорадо-Спрингс, США
Идея принадлежит архитекторам Дэвиду Барберу и Биллу Берджессу. Фонтан состоит из 366 струй воды и за пятнадцать минут совершает один оборот.
Фонтан Треви, Рим, Италия
Фонтан в Национальном музее афроамериканской истории и культуры, Вашингтон, США
«Бодхисаттва Авалокитешвара», Древний Город, Таиланд
«Фонтан Богатства», Сантек-Сити, Сингапур
Символ богатства и жизни, этот фонтан в 1998 году был признан Книгой рекордов Гиннесса крупнейшим в мире.
Фонтан Стравинского, Париж, Франция
«Вулкан», Абу-Даби, ОАЭ
Этот грандиозный фонтан на набережной Корниш был построен еще в 1980-х.
«Унисфера», Нью-Йорк, США
Фонтан был спроектирован ландшафтным архитектором Гилмором Кларком для всемирной выставки 1964-1965 годов, проходившей в Нью-Йорке. Общая масса «Унисферы» составляет около 400 тонн, высота — 42,7 м, ширина — 36,6 м.
Поющий фонтан, Дубай, ОАЭ
Музыкальный фонтан, расположенный в искусственном озере площадью свыше 12 га рядом с небоскрёбом Бурдж-Халифа в центре Дубая. Проектированием занималась калифорнийская компания WET, которая также известна музыкальным фонтаном перед отелем Белладжио в Лас-Вегасе.