Два Кандинских

Два Кандинских

Два Кандинских

К 20-летию Чет-Нечет-Театра и Дома-музея М.Н. Ермоловой
К 140-летию Василия Кандинского

КАНДИНСКИХ — ДВА!

ЧЕТ-НЕЧЕТ-ТЕАТР
господа
Репетур Борис в роли Господина S
UND
Писаренко Дмитрий в роли Василия Кандинского
Пономаревы Ирина в роли Габриэль Мюнтер и
Александр в роли Виктора Кандинского

В спектакле звучат стихи А. Блока, А. Введенского и В. Кандинского на языке оригинала.
Музыка Арнольда Шёнберга, Модеста Мусоргского, Metallica и Чет-Нечет гРUПП

Решение Александра Пономарева при содействии Елены Степановой, Сергея Якунина

Аранжировщик и звукорежиссер Константин Шмырев
Скрипка — Людмила Фраёнова
Изготовление декораций — Сергей Лютров, Николай Тимченко и Ольга Школьникова
Содействие в изготовлении костюмов — Наталья Стурова
Консультации и перевод с немецкого и на немецкий — Владимир Инашвили
Содействие в решении электронных проблем — Дмитрий Федотов; звуковых — Андрей Смирнов, Иван Балинов и Игорь Меркулов; световых — Ольга Наумова; музинструментальных — Вячеслав Иванов.
Предоставитель коллекционных записей и слайдоператор — Андрей Кочетков
Фотохудожник Чет-Нечета — Иван Пономарев

Иллюстрации к спектаклю для оформления перекидного календаря
Дизайн и фото И. Пономарева

А. Пономарев. Технические параметры декораций

Дружеский жарж Сергея Якунина
к началу работы над спектаклеи.
Надпись на «памятнике»:
«Осенний призыв – 2005»

Песня из спектакля. Текст — Василий Кандинский, на немецком языке.
Музыка Александра Пономарева, аранжировка Константина Шмырева

Перевод текста песни:

Вот человек
В кругу сидит,
В кругу сидит
Стесненья.
Доволен он.
Он без ушей.
Без глаз он точно также.
И солнцешара
Красный звук
Его не достигает.
Все что упало,
Встанет вновь.
Все что молчало,
Запоет.
И человека
Без ушей
Без глаз — он точно также —
Тот солнцешара
Красный звук
Уже его достигнет.

Импровизация № 20 (Две лошади)

Василий Кандинский, 1911 г.

Холст, масло. 94,5х108.

Одним из основоположников абстрактного искусства был Василий Василье­вич Кандинский. Родившийся в России, он многие годы работал в Германии и во Франции. Картина «Импровизация № 20» была написана художником в тот год, когда вместе с Францем Марком он создал в Мюнхене объединение экспрессионистов «Синий всадник». Сам Кандинский разделял свои произведения на «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции» в зависи­мости от того «расстояния», какое отделяет законченный образ от первых визуальных впечатлений или интеллектуальных замыслов. «Импровизация», по мнению художника, включает более активное участие фантазии, переосмысле­ние впечатления, высвобождение интуитивного начала. «Импровизация № 20» представляет собой красочное полотно, в котором пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми линиями. Важнейшей задачей своего творчества художник считал поиск новых способов выражения духовного начала, освобождение его от материальности, которые в представлении Кан­динского отождествлялись с предметностью. Предметность в этой картине — мотив мчащейся лошади — почти преодолена. Кандинский решал здесь задачу уйти как можно дальше в область абстракций, в область чистого искус­ства, когда цвет и линия воздействуют сами по себе, уподобляясь тем самым музыкальному воздействию. Кандинский писал: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, вылива­ющемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения — есть мироздание». Поиски общих закономерностей сущест­вования живописи, музыки и танца были одной из любимых идей Кандинского. Следует отметить, что попытки Кандинского осмыслить идею синтеза живописи с танцем и музыкой совпадают по времени с поисками нового музыкального языка австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. Оба они искали некий «диссонанс», то есть нарушение традиционных правил и норм красоты, из которого рождается новая красота. В своей книге «О духовном в искусстве» Кандинский провозгласил одним из главных принципов творчества этого периода — отход от натуры к трансцендентальным сущностям явлений и предметов.

Читать еще:  Дерево и медь. Гройсман Александр

© 2012—2020 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

© 2012—2020 ЗАО «Группа ЭПОС» Дизайн, разработка, поддержка

«Конкретное» искусство Кандинского

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский — художник, теоретик искусства, основоположник абстракционизма, человек, перевернувший привычные представления о живописи, который вписал свое имя в мировую историю искусства. Его картины находятся в музеях по всему миру, а его творческое наследие стоит на аукционах миллионы долларов…

Начало пути. От науки — к живописи. 1866–1895

Кандинский родился в Москве, в семье успешного коммерсанта. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Одессу. Здесь Василий получил не только классическое гимназическое образование, но и частным образом обучался музыке и живописи.

Родители видели сына юристом, и он не ослушался их. Более того, он поступил и блестяще закончил юридический факультет МГУ. Женился, остепенился, занимался наукой. В 1893 году стал преподавателем родного факультета, а три года спустя 30-летнему Кандинскому Дерптский университет в Тарту предложил место профессора юриспруденции, но молодой ученый отказался. Он уже решил оставить науку ради живописи…

Становление художника. 1896–1911

К тому времени Василий Кандинский окончательно разочаровался в науке: «Я решил оставить свои занятия наукой. Прежде всего я убедился, что неспособен к постоянному усидчивому труду, но во мне нет еще более важного условия — нет сильной, захватывающей все существо любви к науке, а самое важное — во мне нет веры в нее».

Кандинский продолжал рисовать, будучи ученым, а все свободное время отдавал искусству, музеям, театру. В 1895 году картина «Стога» Клода Моне и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» потрясли Кандинского. И в 1896-м он отправляется в Германию, в Мюнхен, в частную школу художника Антона Ажбе. Там кроме него учились Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь.

В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.

Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.

Читать еще:  Джорджо де Кирико: модернист, не изменивший классике

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты — писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

Импровизация № 20 (Две лошади)

Василий Кандинский, 1911 г.

Холст, масло. 94,5х108.

Одним из основоположников абстрактного искусства был Василий Василье­вич Кандинский. Родившийся в России, он многие годы работал в Германии и во Франции. Картина «Импровизация № 20» была написана художником в тот год, когда вместе с Францем Марком он создал в Мюнхене объединение экспрессионистов «Синий всадник». Сам Кандинский разделял свои произведения на «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции» в зависи­мости от того «расстояния», какое отделяет законченный образ от первых визуальных впечатлений или интеллектуальных замыслов. «Импровизация», по мнению художника, включает более активное участие фантазии, переосмысле­ние впечатления, высвобождение интуитивного начала. «Импровизация № 20» представляет собой красочное полотно, в котором пятна интенсивного цвета в красивых сочетаниях пересекаются кривыми линиями. Важнейшей задачей своего творчества художник считал поиск новых способов выражения духовного начала, освобождение его от материальности, которые в представлении Кан­динского отождествлялись с предметностью. Предметность в этой картине — мотив мчащейся лошади — почти преодолена. Кандинский решал здесь задачу уйти как можно дальше в область абстракций, в область чистого искус­ства, когда цвет и линия воздействуют сами по себе, уподобляясь тем самым музыкальному воздействию. Кандинский писал: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, вылива­ющемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения — есть мироздание». Поиски общих закономерностей сущест­вования живописи, музыки и танца были одной из любимых идей Кандинского. Следует отметить, что попытки Кандинского осмыслить идею синтеза живописи с танцем и музыкой совпадают по времени с поисками нового музыкального языка австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. Оба они искали некий «диссонанс», то есть нарушение традиционных правил и норм красоты, из которого рождается новая красота. В своей книге «О духовном в искусстве» Кандинский провозгласил одним из главных принципов творчества этого периода — отход от натуры к трансцендентальным сущностям явлений и предметов.

© 2012—2020 Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

© 2012—2020 ЗАО «Группа ЭПОС» Дизайн, разработка, поддержка

Что нарисовано на картинах Кандинского?

Когда речь заходит об абстракционизме, многие далёкие от искусства люди сразу выносят свой категоричный вердикт: мазня. После этого обязательно следует фраза о том, что любой карапуз наверняка нарисует лучше, чем эти художники. При этом само слово «художники» обязательно будет произнесено с демонстративным презрением, которое в ряде случаев даже будет граничить с брезгливостью.

АиФ.ru в рамках культурного ликбеза рассказывает, что стремился отобразить на своих полотнах один из самых известных абстракционистов Василий Кандинский.

Картина «Композиция VI»

Изначально картину «Композиция VI» Кандинский хотел назвать «Потоп», поскольку в этой работе живописец намеревался изобразить катастрофу вселенского масштаба. И действительно, внимательно присмотревшись, мы можем увидеть очертания корабля, животных и предметов, будто тонущих в клубящихся массах материи, словно в волнах штормового моря.

Читать еще:  Искусство сельджуков Ирана

Сам Кандинский впоследствии, говоря об этом полотне, отмечал, что «не было бы ничего более неверного, чем наклеить на эту картину ярлык первоначального сюжета». Мастер особо указывал, что в данном случае исходный мотив картины (Потоп) был растворён и перешёл ко внутреннему, чисто живописному, самостоятельному и объективному существованию. «Грандиозная, объективно совершающаяся катастрофа есть в то же время абсолютная и обладающая самостоятельным звучанием горячая хвалебная песнь, подобная гимну нового творения, который следует за катастрофой», — объяснял Кандинский. В итоге живописец решил присвоить полотну номерное название, так как любое другое могло вызвать у ценителей искусства ненужные ассоциации, которые бы испортили им те эмоции, которые должна вызывать картина.

Картина «Композиция VII»

«Композицию VII» называют вершиной художественного творчества Кандинского в период до Первой мировой войны. Поскольку создавалась картина очень кропотливо (ей предшествовали более тридцати эскизов, акварелей и работ маслом), финальная композиция является комбинацией из нескольких библейских тем: воскрешения из мёртвых, Судного Дня, всемирного потопа и райского сада.

Идея души человека отображается в смысловом центре полотна, круговороте, намеченном фиолетовым пятном и чёрными линиями и штрихами рядом с ним. Он неминуемо затягивает в себя, как воронка, извергающая некие зачатки форм, растекающиеся бесчисленными метаморфозами по всему холсту. Сталкиваясь, они сливаются или, наоборот, разбиваются друг о друга, приводя в движение соседние. Это словно сама стихия Жизни, возникающая из Хаоса.

Картина «Композиция VIII»

Выставлена в музее: Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк

«Композиция VIII» кардинально отличается от предыдущей работы этой серии, ведь в ней вместо размытых очертаний впервые присутствуют чёткие геометрические формы. Главная идея как таковая в этой работе отсутствует, вместо неё сам художник даёт конкретное описание фигур и цветов картины. Так, по Кандинскому, горизонтали звучат «холодно и минорно», а вертикали — «тепло и высоко». Острые углы — «теплы, остры, активны и желты», а прямые — «холодны, сдержанны и красны». Зелёный цвет «уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки», красный «может создавать впечатление сильного барабанного боя», а синий присутствует «в глубине органа». Жёлтый «обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа». Синий «опускается в бездонные глубины». Голубой же «развивает звук флейты».

Картина «Смутное»

Выставлена в музее: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Название «Смутное» было выбрано для картины не случайно. Неясность и «смута» отображены в работе Кандинского драматическим столкновением центростремительных и центробежных сил, словно разбивающихся друг о друга в центре полотна. Это вызывает ощущение тревоги, нарастающее по мере «вживания» в произведение. Масса дополнительных цветов осуществляет своеобразную оркестровку главной борьбы, то усмиряя, то обостряя смуту.

Картина «Импровизация 20»

Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector