Два состояния человека. Milan Andric

Два состояния человека. Milan Andric

Два состояния человека. Milan Andric

Основная тема моего исследования — желание понять, могут ли мысли соединить два состояния человека?

Милан Андрич (Milan Andric) — сербский художник. Родился в 1981 году, в Белграде, Сербия, где до сих пор живет и работает. Он является членом Ассоциации художников Сербии (ULUS).

Интерес к искусству начал проявляться ещё в детстве. Изучал анатомию, особенности человеческой фигуры и технику её движения в центре художественного образования «Sumatovacka» в Белграде. Самое большое влияние на его творчество оказали работы художников эпохи Возрождения, особенно Леонардо да Винчи.

Во время учебы в Академии изящных искусств Белградского университета он также изучал философию, но при этом всё глубже уходил в мир искусства, стремясь найти и изобразить суть бытия. Затем Милан посвятил два года исследованиям в области портретной живописи, а позже развил идею фигуративной живописи, согласно которой она очень тесно связана с философским содержанием. После получения диплома магистра искусств, художник изучал методы живописи с использованием разных сред, но, результате многочисленных экспериментов выбрал масляную краску в качестве предпочтительной техники.

Голландские художники и многие живописцы периода барокко, неоклассицизма и экспрессионизма, также как и художники эпохи Возрождения, оказали заметное влияние на его живописную технику. Милан, в результате многолетнего и последовательного периода работы в сфере изобразительного искусства, уже создал большое количество рисунков и картин, но, по словам самого художника, ему ещё очень многое предстоит сделать. У Милана уже состоялась одна персональная выставка, а несколько его портретов украшают офис культурного развития в Белграде.

«Моя работа основана на исследованиях двойственности природы человека. Самая большая дуальность — это жизнь и смерть, именно на этом аспекте я делаю основной упор. Для того, чтобы объяснить и представить зрителю суть этих крайностей я начал изучать вопрос о том, какими понятиями являются жизнь и смерть: физическими или нефизическими?

Предположение о том, что одна крайность не может существовать без другой, побуждает меня искать связь между ними. Поскольку нефизическая сущность неуловима, я пытаюсь показать ее связь с физической субстанцией с помощью своих картин. Основная тема моего исследования — желание понять, могут ли мысли соединить два состояния человека?»

Три состояния личности по Э. Берну

Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans– приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния («Я»-состояния): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: «Стимул» первого собеседника вызывает «реакцию» второго, который, в свою очередь, направляет «стимул» первому собеседнику, т.е. почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Характеристика эго-состояний по Берну

1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.

Сильные стороны эго-состояния родителя

Слабые стороны эго-состояния родителя

Уверенность в своей правоте.

Вера в силу моральных требований.

Стремление к покровительству и защите слабого

Сознание своего превосходства и права «карать».

2. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно их рассчитывая.

Сильные стороны эго-состояния взрослого

Слабые стороны эго-состояния взрослого

Контроль над ними.

Трезвость в оценках, понимание относительности догм

Недостаток спонтанности или бедность фантазии.

Недооценка эмоциональной стороны жизни

3. Эго-состояние ребенка содержит побуждения, которые возникают у него естественным образом. Оно также содержит характер ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние ребенка отвечает также за творческие проявления личности.

Сильные стороны эго-состояния ребенка

Слабые стороны эго-состояния ребенка

Импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство

Неуверенность, беспомощность, доверчивость.

Когда человек действует и чувствует подобно тому, как это делали его родители, – он находится в эго-состоянии родителя. Когда он имеем дело с текущей реальностью и ее объективной оценкой – он находится в эго-состоянии взрослого. Когда человек чувствует и ведет себя подобно тому, как он делал это в детстве, – он находится в эго-состоянии ребенка. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трех эго-состояний. Основные особенности этих состояний представлены в табл. 4.4.

В заключение отметим, что трансактный анализ, основанный Эриком Берном, раскрывает такие рассмотренные нами три эго-состояния, в которых может находиться каждый че-

Таблица 4.4

Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка

Характерные слова и выражения

«Все знают, что ты не должен никогда. «; «Я не понимаю, как это допускают. «

«Как?»; «Что?»; «Когда?»; «Где?»; «Почему?»; «Возможно. «; «Вероятно. «

«Я сердит на тебя»; «Вот здорово!»; «Отлично!»; «Отвратительно!»

«Нас скоро заставят стрелять друг в друга»: Профессор Редько – о ситуации с масками

В прямом эфире «Первого русского» снова собрались врачи, а не чиновники, чтобы обсудить важнейший и в чём-то спорный вопрос сегодняшнего дня – ситуацию с COVID-19. В России снова замаячила тень ковид-локдауна, многие школьники и студенты уже перешли на дистант. Насколько оправданны эти меры? На вопросы ведущей круглого стола Елены Афониной ответил Александр Редько, доктор медицинских наук, профессор, председатель Санкт-Петербургской ассоциации медработников.

В прямом эфире «Первого русского» снова собрались врачи, а не чиновники, чтобы обсудить важнейший и в чём-то спорный вопрос сегодняшнего дня – ситуацию с COVID-19. В России снова замаячила тень ковид-локдауна, многие школьники и студенты уже перешли на дистант. Насколько оправданны эти меры? На вопросы ведущей круглого стола Елены Афониной ответил Александр Редько, доктор медицинских наук, профессор, председатель Санкт-Петербургской ассоциации медработников.

Читать еще:  Живопись советских художников и соц-арт

Елена Афонина: Скажите, вот мы сейчас оцениваем все эти довольно жёсткие ковид-меры, которые введены, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. Насколько они действительно действенны? Мы искренне хотим это понять.

Александр Редько: Дело в том, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге мы живём по распоряжениям Роспотребнадзора, а он живёт по каким-то циркулярам Всемирной организации здравоохранения. И даже не самой организации, а отдельных её членов. Получается, что рекомендации самой ВОЗ не приняты.

А Роспотребнадзор и Минздрав чуть ли не ежемесячно выпускают свои новые методички, по которым должны жить мы и медицинские работники. Врачи обязаны постоянно переделывать свои схемы лечения, своё поведение и так далее. И так – каждый месяц. Вот у нас уже есть восьмое распоряжение Минздрава, вернее, восьмая методичка.

Если говорить об этой надгосударственной, надправительственной надстройке Роспотребнадзоре, то действия этого ведомства, на мой взгляд, являются преступными. Я подчёркиваю – на мой взгляд, чтобы меня в суд раньше времени не потащили. Мы направили в Следственный комитет иски о признании действий Роспотребнадзора государственной изменой, поскольку нарушено сразу 11 статей Конституции. Это право на доступную бесплатную медицинскую помощь, на образование, на культуру и так далее, всё перечислять не буду. Постановления Роспотребнадзора и различные режимы вводились без учёта мнения учёных.

И что интересно – перед этим ковидом во многих регионах поубирали главных инфекционистов. Кстати, ковид был признан особо опасной инфекцией постановлением правительства № 66 от 31 января, когда мы об этой болезни и слыхом не слыхивали. Почему вдруг?

Сегодня у нас 2 миллиона заболевших, а для того чтобы перейти пятипроцентный эпидпорог, заболеть должны 7,5 миллиона. Дай Бог, чтобы этого не произошло. Однако ситуация стала тревожной не из-за этого заболевания, а из-за бездумных, неграмотных распоряжений администраций. Вот глава Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Наталья Башкетова, не имея на это никакого права, своим постановлением перепрофилировала 23 стационара, а заодно ещё и семь федеральных учерждений. А почему не председатель Комитета по здравоохранению, который является еще и советником третьего по размерам штаба по борьбе с COVID-19 (а всего их в городе 33, чтобы вы знали)?

И какая это «особо опасная инфекция»? Вы посмотрите, у нас по стране смертность от COVID-19 составляет 1,7%, а смертность от онкологии в пять раз больше, от сердечно-сосудистых заболеваний – в 25 раз больше. Почему вдруг мы эту инфекцию признаём особо опасной? Это что, чума, холера? Это ОРЗ. А мы не знаем о том, что у нас острых респираторных заболеваний было по 40-45 тысяч в день? А сегодня в Санкт-Петербурге – две тысячи случаев в день. Почему сегодня мы перестроили всю нашу жизнь? Вы посмотрите, людей без масок избивают, ломают им очки, рёбра, выбрасывают из общественного транспорта. Мы воевать начали друг с другом из-за этих режимов – одни люди сильно послушные, другие – буйно непослушные. И всё это – из-за отсутствия культуры, от непонимания того, что происходит, кому надо носить маски…

Зачем нужно ссорить население?

– А как надо носить, по вашему мнению? Как не надо – мы понимаем.

– Если человек заболел, он живёт один, а ему надо в аптеку, или сходить купить еды, или в стационар на такси поехать. Вот этот человек обязан носить маску, потому что он болен. А если человек здоровый…

Вы посмотрите, сколько противопоказаний есть к ношению масок – это и астма, и сердечно-сосудистые заболевания, и нарушения мозгового кровообращения, и аллергия – целый список. Плюс ещё психические заболевания. К слову, в первой половине 2020-го количество психзаболеваний выросло на 407% по сравнению с первой половиной прошлого года. Сколько у нас обострений старых заболеваний – никто не говорит, эту цифру скрывают. Вы посмотрите, какой у нас рост самоубийств. Почему это происходит?

Для чего нам нужно ссорить население? Вот вы сидите в маленькой студии, а у вас там уже искры – у каждого свой взгляд. Да не должно быть никакого своего взгляда, должен быть взгляд Академии наук, экспертного совета, учёных. А сегодня мы слышим – этот академик прав, а тот неправ. А Роспотребнадзор прав?

Роспотребнадзор сегодня из каждого стационара устроил рассадник, где нет ни маршрутизации, ни боксированных помещений, ни раздельной вентиляции, ничего нет. И мы сегодня имеем у одного пациента, которого госпитализировали с ложноположительным тестом на COVID-19, уже по 5-6 инфекций одновременно. То есть он приехал здоровым, а уехал больным, если вообще уехал. Вот вам и смертность в стационаре в 16 раз выше, чем дома.

Почему медики, которые работают в СИЗах – в очках, бахилах, костюмах, перчатках, имеющих третью степень защиты и в три тысячи раз более эффективных всех гигиенических масок с их нулевой защитой, – болеют в четыре раза больше, чем простые граждане? Значит, не в масках дело, значит, надо разобраться и спросить тех, кто в этом что-то понимает, а не бить по голове тех, у кого низкое давление или беременность и они из-за масок падают в обморок, потому что задыхаются.

«Всё должно быть в меру, а от масок ещё и умирают»

– Да, я понимаю, о чём вы говорите, у меня невестка – она падает в обморок, если находится в помещении в маске, а у неё проблемы с сердцем. И в этом же магазине её без маски не обслуживают.

– За 37 лет своей хирургической деятельности мы там много в марлевых масочках ходили, чтобы слюни не летели на раны. И я десятки, если не сотни раз ловил своих ассистенток, которые отваливались от операционного стола. И мы сразу понимали – у женщины либо беременность, либо менструация, либо низкое давление, либо вертебро-базилярный синдром, суженные сосуды, плохое питание головного мозга, а тут падает сатурация из-за маски и ассистентка теряет сознание.

Значит, есть противопоказания к ношению масок, от масок умирают, и в транспорте тоже. Что же вы не показываете эти смерти? Один человек – без маски, остальные – в масках, они послушные и покорные.

Нас, наше общество, сегодня разделяют и заставляют воевать друг с другом, мы скоро автоматы возьмём и масочники будут стрелять в антимасочников. Я вам скажу, что и антимасочники при отсутствии культуры, на самом деле, по-своему мракобесы. Потому что входя в магазины, где уже проходят рейды, они демонстративно снимают друг друга и показывают: а вот я какой смелый и красивый, я без маски. Всё должно быть в меру. Вспомните, как мы жили при советской власти, мы были культурными людьми, кому надо – тот носил маски, кому не надо – не носил, и никто не лез со своим дурацким мнением, брызгая через маску в меня слюной.

Читать еще:  Из цветных точек и отдельных штрихов. Juchul Kim

Ведь Роспотребнадзору надо смотреть на то, что все ходят в тряпочных масках, которые ещё и гладят, так что там столько диоксинов, столько онкогенов…. А во влажной среде маска и вовсе является разносчиком инфекции – микробы размножаются, а бактерии не дохнут. И это тоже надо понимать: в этой маске вы только увеличиваете сатурацию вирусом и больше заболеваете. А иммунитет при этом снижается.

Три состояния личности по Э. Берну

Весьма известна и получила широкое применение схема состояний личности, разработанная Эриком Леннардом Берном – американским психологом и психиатром. Известен, прежде всего, как разработчик трансакционного анализа. Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans– приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action – «действие»), лежащих в основе межличностных отношений. Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния («Я»-состояния): взрослый, родитель и ребенок. Вступая в контакт с окружающими людьми, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Согласно Э. Берну, все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения – это обмен одной трансакцией, он происходит по схеме: «Стимул» первого собеседника вызывает «реакцию» второго, который, в свою очередь, направляет «стимул» первому собеседнику, т.е. почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого в трансакциях, а также их комбинациях. Таким образом, трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для характеристики и анализа поведения человека, – как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Характеристика эго-состояний по Берну

1. Эго-состояние родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Как и все другие эго-состояния, состояние Я-родитель имеет сильные и слабые стороны.

Сильные стороны эго-состояния родителя

Слабые стороны эго-состояния родителя

Уверенность в своей правоте.

Вера в силу моральных требований.

Стремление к покровительству и защите слабого

Сознание своего превосходства и права «карать».

2. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно их рассчитывая.

Сильные стороны эго-состояния взрослого

Слабые стороны эго-состояния взрослого

Контроль над ними.

Трезвость в оценках, понимание относительности догм

Недостаток спонтанности или бедность фантазии.

Недооценка эмоциональной стороны жизни

3. Эго-состояние ребенка содержит побуждения, которые возникают у него естественным образом. Оно также содержит характер ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Эго-состояние ребенка отвечает также за творческие проявления личности.

Сильные стороны эго-состояния ребенка

Слабые стороны эго-состояния ребенка

Импульсивная жизнерадостность, фантазия, любопытство

Неуверенность, беспомощность, доверчивость.

Когда человек действует и чувствует подобно тому, как это делали его родители, – он находится в эго-состоянии родителя. Когда он имеем дело с текущей реальностью и ее объективной оценкой – он находится в эго-состоянии взрослого. Когда человек чувствует и ведет себя подобно тому, как он делал это в детстве, – он находится в эго-состоянии ребенка. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трех эго-состояний. Основные особенности этих состояний представлены в табл. 4.4.

В заключение отметим, что трансактный анализ, основанный Эриком Берном, раскрывает такие рассмотренные нами три эго-состояния, в которых может находиться каждый че-

Таблица 4.4

Основные характеристики позиций родителя, взрослого и ребенка

Характерные слова и выражения

«Все знают, что ты не должен никогда. «; «Я не понимаю, как это допускают. «

«Как?»; «Что?»; «Когда?»; «Где?»; «Почему?»; «Возможно. «; «Вероятно. «

«Я сердит на тебя»; «Вот здорово!»; «Отлично!»; «Отвратительно!»

Два состояния человека. Milan Andric

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 620 296
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 584 464

Почти на всем своем протяжении река Дрина течет узкими ущельями в горах или теснинами мрачных каньонов между отвесными скалами. Лишь кое-где расступаются горы, давая простор веселым долинам, и тогда то на одном, то на обоих берегах реки возникают ровные или холмистые пределы, пригодные для обработки и жилья. Одна такая вольная долина открывается и здесь, под Вышеградом, в. том месте, где Дрина, делая крутой поворот, стремительно выносит свои воды из глубокой расселины, образованной откосами Бутковых скал и Узавницкой гряды. Излучина так крута, а неприступные стены утесов так близко подходят друг к другу, что, кажется, река вырывается из каменной груди угрюмого сплошного массива. Но тут внезапно горы раздвигаются неправильным амфитеатром, чей поперечник, измеренный мысленно проведенной по воздуху прямой, не превышает пятнадцати километров.

Там, где Дрина всей тяжестью своей зеленой и вспененной водной лавины извергается как бы из сомкнутой стены отвесных черных гор, стоит большой каменный мост строгих пропорций с одиннадцатью широкими пролетами. От этого моста, точно от основания, расходится веером холмистая долина с Вышеградом, его предместьями и деревушками в ложбинах между холмов, лоскутной пестротой пашен, выгонов и сливняков, прихотливой сетью межей и оград, узорной россыпью перелесков и отдельными купами лиственных деревьев. И если на долину посмотреть из самой ее глубины, то так и чудится, будто из-под широких арок белого моста вытекает и разливается не только зеленая Дрина, но и весь этот благодатный цветущий край со всем, что на нем есть, и сводом южного неба над ним.

На правом берегу реки, непосредственно примыкая к мосту, сосредоточилось основное ядро города с площадью и торговыми рядами, расположенное частью на равнине, частью на отрогах гор. По другую сторону моста, вдоль левого берега реки, протянулось Малухино поле, разбросанное предместье на дороге, ведущей в Сараево. Так, соединяя два конца сараевской дороги, мост связывает город с его предместьем.

Впрочем, слово «связывает» в данном случае такая же условность, как и утверждение о том, что солнце всходит по утрам для того, чтобы людям было светло и они могли заниматься своими делами, и заходит к вечеру, чтоб дать им возможность выспаться и отдохнуть после дневных трудов. Ибо этот каменный мост, бесценное строение непревзойденной красоты, какого не имели и несравненно более зажиточные и бойкие города («таких мостов в империи всего раз-два и обчелся», – говорили в старину), был единственной постоянной и надежной переправой на всем среднем и верхнем течении Дрины и необходимым звеном той дороги, которая связывала Боснию с Сербией, а через Сербию – с прочими провинциями Турецкой империи, вплоть до самого Стамбула. Город же со всеми своими предместьями был всего лишь поселением, естественно и неизбежно возникающим на узловых перекрестках караванных путей и по сторонам важных и больших мостов.

Читать еще:  Женщины Валентины Де Чирикос. Valentina De Chirico

Лепясь к оконечностям моста, разрастался со временем и Вышеград. Порожденный мостом, он поднимался рядом с ним, питаясь соками его животворящих корней.

Чтобы полнее представить себе картину города и природу его отношений с мостом, необходимо иметь в виду, что в городе был еще один мост и еще одна река. Это – Рзав с перекинутым через него деревянным мостом. Рзав впадает в Дрину на самой окраине города, так что его центр, как и вся основная часть, не выходит за пределы песчаного клина, ограниченного двумя реками – большой и малой, сливающимися здесь воедино, а его распыленные предместья простираются по ту сторону мостов, на левом берегу Дрины и правом Рзава. Город на воде. Однако несмотря на существование второй реки и второго моста, выражение «на мосту» ни в коей мере не относится к рзавскому мосту, простому деревянному сооружению без всякой истории и красоты, не имеющему никакого иного предназначения, кроме как служить переправой местным жителям и скоту, – а исключительно и единственно к каменному мосту на Дрине.

Двести пятьдесят шагов составляют примерную длину моста и десять – ширину, почти удвоенную в самой середине за счет двух одинаковых балконов, симметрично расположенных по сторонам проезжей части. Это место получило название «ворот». Два выступа, покоящиеся основанием своим на среднем опорном столбе, расширяющемся кверху, пластично и смело вынесенные за общую линию моста, висят над шумящей в глубине зеленой водой. Выступы эти имеют пять шагов в длину и столько же в ширину и, оставаясь открытыми сверху и со стороны проезжей части, обнесены такой же каменной оградой, как и весь мост на всем своем протяжении. Правый балкон – если идти от города – называется диваном. К нему ведут две ступени, обрамлен он сиденьями, спинками которым служит ограда, и весь, вместе с приступками, скамьями и оградой, как бы отлит из одинакового светлого камня. Левый балкон на противоположной стороне моста в точности такой же, только без сидений. В середине ограда поднимается выше человеческого роста; в нее, на самом верху, вмурована белая мраморная плита с высеченной на ней витиеватой турецкой вязью – тарихом, – где в тринадцати стихах сообщается миру имя того, кто поставил мост, и дата завершения постройки. Из ограды внизу под плитой бьет тонкая струя воды, испускаемая пастью каменного змея. На этом балконе расположился содержатель кофейни со своими джезвами, филджанами, незатухающим мангалом и мальчиком, подающим кофе гостям на диване через дорогу. Таковы ворота.

На мосту и на его балконах, возле него и во взаимосвязи с ним, течет и развивается, как мы увидим, жизнь обитателей городка. Хроника событий личного, семейного и общественного характера изобилует ссылками на мост. И в самом деле, дринский мост – место первой прогулки и первых игр всей здешней детворы. Дети христиан с левого берега Дрины в первые же дни своей жизни проделывали путь через мост, ибо в ближайшее воскресенье их несли крестить в церковь. Но и все другие дети тоже, и те, что родились на правом берегу, и дети мусульман, вообще не знающих обряда крещения, по примеру дедов и отцов, большую часть детства проводили возле моста. У моста они удили рыбу или ловили голубей в его отдушинах. Совершенная гармония этого величественного сооружения из белого ноздреватого, непогрешимо точно ограненного камня с младенческих лет привычна их взгляду. Дети наперечет знали все его искусно вытесанные выпуклости и изгибы, так же как и все поверья и легенды, связанные с историей его возникновения и создания и представляющие собой диковинный и нерасторжимый сплав воображаемого и действительного, истинного и невероятного. Знали все это с рождения, бессознательно, как бы с ними придя в мир. Знали, как знают молитвы, невесть когда и от кого впервые услышанные.

Знали дети, что мост воздвиг великий визирь Мехмед-паша,[1] чье родное село Соколовичи находится неподалеку от моста за одной из окрестных гор. Да и кто же, кроме визиря, мог обеспечить всем необходимым сооружение этого бессмертного творения из камня. (Детскому воображению визирь рисуется как нечто сияющее, могучее, страшное и неясное.) Поставил же его Раде Строитель, который должен был бы жить не одну сотню лет, чтобы возвести все то прекрасное и вечное, что есть на сербских землях, легендарный и воистину безымянный зодчий, какого только и может признавать толпа, не любящая обременять свою память многими именами и чувством благодарности, пусть даже и посмертным. Знали дети также и то, что русалка, хозяйка реки, воспротивилась строительству моста, как спокон веков противятся неведомые силы всякому строительству, – и ночью рушила воздвигнутое днем. Так продолжалось до тех пор, пока Раде Строителю не был голос из воды и не дал ему совет сыскать двух новорожденных близнецов, брата и сестру, Стою и Остою, и замуровать их в средние опорные быки. Тотчас же по всей Боснии начались поиски близнецов. Тому, кто их найдет и доставит зодчему, назначена была награда.

Мехмед-паша Соколович (ок. 1505–1579), выдающийся государственный деятель Османской Турции, великий визирь при нескольких султанах. Родился в христианской семье в одном из сел возле Вышеграда, в детстве был взят в янычары и обращен в ислам. Строительство моста на Дрине, как и некоторых других сооружений в окрестностях Вышеграда, связано с его именем. Вообще многие османские высокие чиновники, уроженцы Боснии, добившись успеха и поднявшись по чиновной лестнице, помогали своим землякам и близким, строя в память о себе «на доброе дело» т. н. задужбины – общественно-полезные сооружения: мосты, школы, водоемы, крытые базары.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector