Единственная форма правды. Mathieu Bernard-Martin

Единственная форма правды. Mathieu Bernard-Martin

Кем на самом деле была Марианна, ставшая символом Французской Республики

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

История появления Марианны

С падением монархии в результате Великой Французской революции 1789 года пришла пора и других государственных символов. Прежние были упразднены, а от новых требовалось ничем не напоминать о монархах и тирании, а, напротив, олицетворять республику и ее идеалы, в том числе и девиз «Свобода, Равенство, Братство». По решению Национального собрания на новой государственной печати появилось изображение женщины с копьем в руке и в «шапочке якобинцев», или фригийском колпаке. Такой головной убор носили в римскую эпоху освобожденные рабы.

Почему Марианна? Есть версия, что в те годы в народе была очень популярна песенка, героиня которой носила это имя. Так или иначе, а среди женщин-простолюдинок – крестьянок, служанок – тогда чаще всего встречались именно Мари и Анны, поэтому объединение двух самых распространенных имен в одно прекрасно продолжало идеи народной революции. Образ Марианны не только украсил новую государственную печать, но и дал художникам и скульпторам мощный источник вдохновения.

Самая, наверное, знаменитая из картин, где изображена Марианна – произведение Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ», но она была написана не под влиянием событий Революции 1789 года, а после июльского переворота 1830 года, когда был положен конец правлению Карла X и режиму Реставрации. Образ Марианны тогда стал чрезвычайно популярен. В 1848 году был объявлен конкурс на лучшее изображение этого символа Франции.

Победили два варианта, один – «Марианна мудрая», с подвязанными волосами, достаточно скромно одетая, и «Марианна борющаяся» — с распущенными волосами, во фригийском колпаке, с открытой грудью и с оружием в руке. Образ в стиле «топлесс», правда, вскоре был запрещен.

Символический образ и символические связи

На первый взгляд может показаться, что авторы картин и скульптур, посвященных Марианне, руководствовались лишь эстетическими соображениями при создании произведений, но образ Марианны в искусстве был наполнен многими символами. Ее порой изображали в короне – знак непобедимость Франции, со сломанными цепями – знаком свободы. Обнаженная грудь символизировала эмансипацию, скрещенные руки – братство.

Во времена Второй империи, с 1852 по 1870 годы, когда Францией правил Наполеон III, изображения Марианны оказались под запретом. А с началом периода Третьей республики ее образ вернулся и, более того, стал куда популярнее, чем прежде. В семидесятые годы XIX века скульптуры Марианны стали украшать собой официальные учреждения, ратуши, суды, заменив собой бюсты Наполеона III.
Марианна олицетворяла собой Францию, и даже была «выдана замуж» в 1963 году за персонифицированный образ другой страны, Германии. Так было отмечено подписание Елисейского договора между двумя странами – Францией и ФРГ.

Скульпторы, которым доставался заказ, в качестве моделей привлекали своих возлюбленных и жен, профессиональных натурщиц, просто красивых случайно встреченных женщин.
В конце шестидесятых годов прошлого века заказ на создание бюстов Марианны получил скульптор Ален Аслан. Он решил пойти по новому пути, взяв в качестве модели самую популярную на тот момент француженку, которая к тому же считалась одной из красивейших женщин во всем мире – Брижит Бардо.

Количество проданных экземпляров бюста превысило двадцать тысяч. Так появилась традиция «живых Марианн», когда образ Франции олицетворяет существующая в реальности женщина, та, что хорошо знакома французам и по кому судят об их стране во всем мире.

«Живые» Марианны

Марианну выбирают мэры французских городов, происходит это тогда, когда наступает время обновлять отслужившие свой срок бюсты – ведь в стране они используются в тысячах учреждений. После Брижит Бардо, в 1972 году, «Марианной» стала киноактриса Мишель Морган. Скульптором, создавшим бюст по ее внешнему облику, стал Бернар Потель.

В 1978 году на эту роль была выбрана певица Мирей Матье, скульптурное изображение вновь создавал Ален Аслан.
Через семь лет стать символом республики выпало актрисе Катрин Денев, а в 1989 году – Инес де ля Фрессанж, топ-модели. Это событие привело к некоторым неприятным последствиям: с Инес расторг контракт дом моды Шанель, Карл Лагерфельд, его глава, объявил, что Марианна – воплощение всего скучного, буржуазного и провинциального, и что он не намерен «одевать памятник».

В двухтысячном году «Марианной» стала другая модель – Летиция Каста. Спустя три года выбрали Эвелин Тома, телеведущую – это решение было воспринято, в отличие от предыдущих, неоднозначно. В отличие от своих предшественниц, Тома, с общепринятой точки зрения, не отличалась ни изысканной красотой, ни харизмой. Она вела на телевидении шоу, в котором затрагивала разные «неудобные» темы – и этим очень полюбилась простым французам, далеким от мира моды и шоу-бизнеса. Кстати сказать, Эвелин Тома в тот раз обошла Софи Марсо, Карлу Бруни и Сесилию Саркози.

А в 2012 году, опередив в результате подсчета голосов Марион Котийяр и Ванессу Паради, «Марианной» была наконец избрана актриса Софи Марсо.
Изваяния женщины, олицетворяющей Французскую Республику, можно увидеть не только в госучреждениях. Марианна украшает собой площадь Республики в Париже, а также площадь Нации – там она изображена на колеснице, запряженной двумя львами, окружена фигурами, олицетворяющими материнство и детство. Вся композиция обращена в ту сторону, где находилась когда-то Бастилия.

Впрочем, и знаменитая американская Статуя Свободы была создана благодаря все тому же образу – французы передали США не просто колоссальную скульптуру, но и свое видение независимости — Марианну.

А самым востребованным среди бюстов Марианны до сих пор остается тот, что был создан по образу Брижит Бардо. Кстати,никакого обязательного требования о размещения таких скульптур нет, это лишь выражение любви и восхищения своей Марианной, красивой метафорой, олицетворяющей собой Францию.

В карьере Катрин Денев избрание на роль Марианны стало важным событием, несмотря на многочисленные виражи судьбы французской «холодной красавицы».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читать еще:  Интерьерная фотография и бизнес - главные преимущества для предпринимателей

Подборка книг «Список чтения от Мартина Идена»

Герой романа Джека Лондона Мартин Иден из неуклюжего малограмотного матроса с помощью самообразования, т.е. чтения разного рода литературы, на глазах читателя превращается в эрудита, интеллектуала и одного из лучших писателей своего времени.

Проследить, какие именно книги так грандиозно повлияли на судьбу героя, сперва казалось очень простой затеей. Вот он в одной из первых глав берет у богачки Руфь две книги, потом заходит в библиотеку и уносит домой еще несколько томов. Но глава за главой эрудиция Мартина растет в геометрической прогрессии, и тут уже сам Джек Лондон не поспевает за его чтением, не то что рядовой читатель.

Итак, в связи с тем, что Иден по сюжету прочел неимоверно много книг, в том числе выдуманных или сугубо научных, и Лондон не считает нужным их все перечислять, в этой подборке решено было собирать вообще всё то литературное, что есть на ЛЛ и могло на повлиять на формирование Мартина Идена, т.е. книги всех писателей, упоминающихся в произведении.

Что входит в подборку:
✔ книги, которые читает Мартин (за неимением конкретного названия — сборник данного автора или самое популярное его произведение);
✔ книги, которые читают знакомые Мартина и обсуждают при нем;
✔ книги авторов, которые реагировали на творения самого Мартина.

Всё, что не вышло добавить в подборку, постаралась уместить ниже в трех списках.

Предположительно не существуют в реальности либо неправильно переведены имена:
• Гейли, автор «Классических мифов»
• Ромсис (Роумейнз — в др. переводе)
• Критики: Прапс, Вандеруотер, Колетт Берджес
• «Рифмоплеты»: Брюс, Вирджиния Спринг, Сержуик.
• Генри Воген Марло (поэт)
• Сейлиби, автор «Цикла жизни»

Упомянуты без конкретного автора:
• «Война религии и науки»
• «Памяти Генри Халама»
• «Любовные сонеты с португальского»
• «Курс эстетики»

Реальные авторы/произведения, но больше не издаются:
• Джон Фиск (1842—1901) — американский писатель, профессор философии. («Открыл Фиска. и принялся читать. Но первый же абзац поставил его в тупик, и он принялся читать сначала».)
• «Философия стиля» и «Автобиография» Спенсера (вообще со Спенсером на ЛЛ туго, есть только антикварные издания, похоже, после Идена никто его не читал)
• «Письмо в защиту отца Дамьена» Стивенсона
• Любимый поэт Идена — Уильям Эрнст Хенли. Он много раз упоминается в тексте романа, например как автор «Привидений» и «Больничных зарисовок». Мартин отзывается о его стихах с восторгом, несколько раз цитирует их напамять. Единственная книга на ЛЛ с его стихами — эта, но её добавлять бессмысленно, т.к. бедный Хенли затерялся в миллионе других авторов.
• Поэтесса Россетти (отсутствуют переводы на русский)
• Ричард Рилф (1832-1878), поэт. Известен тем, что на смертном одре назвал бездарных критиков «жалким галочьим племенем».
• Хемфри Уорд (Humphry Ward, 1851-1920), поэтесса
• Брандер Мэтьюз (Brander Matthews, 1852-1929)
• Крукс, Уильям (1832-1919) — английский химик и физик.
• Сэр Оливер Джозеф Лодж (1851-1940) — английский физик и изобретатель.

Проклятый ницшеанец! с

«Мартин Иден» подходит к концу. Осталось всего 61 страница, и, как всегда, когда дочитываю понравившуюся мне книгу, накатывает грусть и волнение – кажется, что ничего более совершенного я уже не прочту, а, если и прочту, то будет жалко, что что-то по силе воздействия может перебить вот-вот познанный шедевр. Стремление к дальнейшему познанию идет бок о бок с жаждой сохранить на вершине то, чем я живу на данный момент.

И вот я читаю те главы, в которых Мартин знакомится с Рассом Бриссенденом. Читаю, затая дыхание. Ибо вижу литературное воплощение человека, который оказался в моих глазах ярче самого, казавшегося мне идеальным, Мартина Идена. Да что там! Ярче самого их создателя! И, что хуже или лучше – не могу решить, это то, что именно этот полувыдуманный… (а я верю, что Лондон большинство своих героев писал с реальных людей, и, исходя из фактов его биографии в отношении творчества, могу предположить, что все им написанное частично автобиографично или же биографично в отношении тех, с кем сводила его судьба)… так вот, именно этот полувыдуманный герой буквально в паре-тройке абзацев своей речи указал мне всю ничтожность моей жизни и мелочность моей души. И даже то, что после, несколькими главами далее, Лондон напишет об уважении человека к своей жизни, к себе, о том достоинстве, которое должен испытывать человек по отношению к своей божественной природе, даже это не улучшило моего настроения, не подняло мой дух из уныния. Кто бы знал, как в тот момент мне было горько, зло и как мучила меня безысходность своего положения по отношению к таким людям, как Джек Лондон, к таким персонажам, как Мартин Иден и Расс Бриссенден! И как жалко и страшно становилось от мысли, что таких людей нет в моем окружении, что нет возможности не то, что пообщаться, а даже увидеть подобные личности, просто посмотреть, что они из себя представляют, какие они на самом деле, послушать их речь, их убеждения. Еще хуже мне стало, когда со всей, свойственной мне внутренней откровенностью я осознала, что даже будь такие люди вокруг меня, знай я их, они ни за что не станут общаться с таким подобострастным, низким и трусливым человеком, как я. Нет, не станут. Выслушают из вежливости, но, моментально оценив отсутствие природной искренности, не будут во мне заинтересованы. И осознав это, мне захотелось орать. К сожалению, я слишком труслива, чтобы позволить себе такое в общественном месте. Да даже будь я дома, я знаю – не заорала бы.

Вот он, этот кусок текста этого поистине великого романа, тот кусок, где в лице «буржуа», «душных» людишек, малодушных неженок и любителей прописных истин я узрела себя. Себя, которая всю жизнь, все свои до сих пор прожитые 28 лет стремилась к тем, кто «… умирая, жадно любил жизнь, каждую кроху бытия».

Читать еще:  Искусство и деньги

///
Он вдруг умолк, посмотрел на Мартина. И тут его осенило, он все понял. Ужас и недоумение выразились на его лице.
— И вы написали свои потрясающие «Стихи о любви» в честь этой жалкой девицы, этой бледной немочи!
Миг — и Мартин схватил его за горло, стиснул, затряс так, что у того застучали зубы. Но, заглянув в глаза Бриссендена, Мартин не увидел там страха, нет, — разве что любопытство да язвительную усмешку. Мартин опомнился, одним движением швырнул его поперек кровати и разжал руку.
Минуту-другую Бриссенден задыхался, мучительно хватал ртом воздух, потом засмеялся.
— Был бы я вашим должником на веки вечные, если б вы окончательно вытрясли из меня душу, — сказал он.
— Последние дни я на взводе, — извинился Мартин. – Надеюсь, ничего худого я вам не сделал. Сейчас приготовлю свежий пунш.
— Эх вы, юный эллин! — продолжал Бриссенден. — Вы хотя бы гордитесь своим телом? Оно того стоит! Ну и силач же вы! Молодая пантера, львенок. Ну-ну, придется вам поплатиться за этакую силищу.
— То есть? — не поняв, переспросил Мартин и протянул Бриссендену стакан. — Вот выпейте и не ругайте меня.
— Из-за. — Бриссенден отпил глоток и одобрительно улыбнулся. — Из-за женщин. Они будут вас донимать всю жизнь, уже донимают, или я ничего не смыслю. А душить меня не надо, я все равно свое скажу. Это, конечно, юношеская любовь; но во имя Красоты в следующий раз покажите, что у вас есть вкус. Боже милостивый, да чего вы ждете от буржуазной девицы. Забудьте про них. Найдите женщину пылкую, с горячей кровью, чтоб потешалась над жизнью, и насмехалась над смертью, и любила, пока любится. Такие женщины есть, и они полюбят вас с такой же готовностью, как любая малодушная неженка, выросшая под колпаком в буржуазной теплице.
— Малодушная? — вскинулся Мартин.
— Именно, все они — мелкие души, долбят убогую прописную мораль, которую сызмальства вдолбили в них, а жить настоящей жизнью боятся. Они будут любить вас, Мартин, но свою жалкую мораль будут любить больше. Вам нужно великолепное бесстрашие перед жизнью, души крупные и свободные, ослепительно яркие бабочки, а не какая-то серенькая моль. Но если, на свою беду, вы протянете еще долго, вам успеют надоесть и женщины. Да нет, не протянете вы. Не вернетесь вы к кораблям и морям, а потому будете слоняться по этим рассадникам заразы, по городам, пока гниль не проест вас до костей.
— Отчитывайте меня сколько угодно, спорить не стану, — сказал Мартин. — В конце концов, у каждого своя мудрость, в зависимости от склада души, моя для меня столь же бесспорна, как ваша для вас.
Они смотрели по-разному на любовь, на журналы и еще на многое, но полюбились друг другу, и Мартин всем сердцем привязался к Бриссендену. Они виделись каждый день, хотя в душной комнатенке Мартина Бриссенден мог выдержать не больше часа. Он всегда приносил с собой бутылку виски, а когда они обедали вместе где-нибудь в городе, за едой то и дело потягивал шотландское виски с содовой. Он неизменно платил за обоих, и благодаря ему Мартин испробовал разные деликатесы, впервые выпил шампанского, отведал рейнвейна.
И однако Бриссенден оставался для него загадкой. По облику аскет, он, несмотря на слабеющее здоровье, отнюдь не отказывался от чувственных радостей. Смерти он не боялся, с едкой горечью высмеивал любой образ жизни, но, умирая, жадно любил жизнь, каждую кроху бытия. Он был одержим безумным желанием жить, ощущать трепет жизни, «все испытать на краткий миг, пока и я — пылинка в звездном вихре бытия», как выразился он однажды. Он рисковал пробовать наркотики, шел и на другие странные опыты в погоне за новой встряской, за неизведанными ощущениями. Он рассказал Мартину, что однажды прожил три дня без воды, нарочно промучился, лишь бы изведать во всей полноте восторг, с каким утоляешь жесточайшую жажду. Кто он, откуда, Мартин так и не узнал. Был он человек без прошлого, чье близкое будущее — неминуемая могила, а настоящее — горькая лихорадка жизни.
///

А ведь мне хочется, жадно, неостановимо хочется быть среди этих великих любителей жизни. Мне хочется и быть таким человеком, и чувствовать так же полно и честно, и жить, не размениваясь на мелочи, и, в тоже время, находится в кругу подобных людей, дышать с ними одним воздухом. И чем больше я этого жажду, тем отчетливее понимаю, что подобный человек не стал бы тянутся к Мартину Идену и за Мартином Иденом, не стал бы он думать о себе, как о великом или же ничтожном, не стал бы писать все эти умозаключения, какие пишу здесь я, дабы они в молчании не мучили мою душу, нет, ничего подобного ему бы и в голову не пришло. Такой человек сам был бы Мартином Иденом. И этим все сказано.

Но я буду работать. Ибо, как написал Жан-Поль Сартр в «Мертвые без погребения» — «… надо работать. Спасение придет само собой». И вера в эту фразу ни раз меня спасала.
Да, пускай «мартины идены» и «рассы бриссендены» никогда не признают меня своей, никогда не увидят во мне жизненной искренности и душевной чистоты (ибо думать об этом для меня уже поздно), пускай. Я сама возьму от них самое лучшее, что в них есть, то, что могут преподнести страницы книг, и то, что я могу увидеть среди людей (а я знаю, судьба одарила меня возможностью видеть многое). И хотя бы сама перед собой буду честна. Буду честна в том, что отныне по возможности никогда не стану сидеть, сложа руки, не стану мечтать там, где можно сделать, не стану умалчивать там, где захочется сказать. Как бы ни было страшно, буду преодолевать страх. И даже если мне суждено прожить жизнь «маленькой буржуазки», я проживу ее как можно искренне.
И, Господи, спасибо тебе за то, что подарил этому миру Джека Лондона и всех тех, кто подобен ему.

Читать еще:  Искусство - это игра. Alexander Daniloff

Французский язык

Автор: Valentina, 14 Окт 2012, Рубрика: Праздники Франции

Одиннадцатого ноября во Франции чествуется Святой Мартин. Чем же так знаменит пресловутый Святой Мартин? Легенды гласят, что в один прекрасный зимний вечер несший тогда службу в одном из римских легионов Мартин встретился недалеко от Амьена, что на северных окраинах Франции, лицом к лицу с бедным продрогшим и замерзшим нищим. Мартин сжалился над бедолагой и, вытащив острый меч из ножен, разрезал свою теплую меховую накидку/мантию на две половины, презентовав затем одну из них нищему. Позже, задремав, Мартин увидел во сне того самого бедного странника, но уже с ликом Христа. Это сновидение так потрясло молодого человека, что он оставил действующую армию, посвятил себя служению Богу и стал впоследствии епископом Тура. С тех пор французы каждый год одиннадцатого ноября склонны лишний раз находить подтверждение безграничности таких вечных ценностей, как милосердие/добро.

Раньше именно со дня ST. Martin начинались последние грандиозные ежегодные ярмарки на территории всей Европы. По старой народной традиции в этот день принято пробовать вино, а также идет широкая торговля гусями, жирными утками, свиными колбасками. Именно на эту дату было принято забивать свиней.

Французы массово приходили на ярмарку, чтобы продегустировать молодое виноградное вино — дар последнего урожая, а также попробовать, так называемого, пива Рождества, которое варилось специально ради этого случая. Многие также пользовались предоставляемой им возможностью для ведения переговоров по поводу арендной платы и приглашения новых сельскохозяйственных рабочих на следующий активный год.

И поныне широко употребительным в рамках французского языка считается выражение le mal de Saint-Martin (зло Св. Мартина), фиксирующее опьянение, вызываемое чрезмерным употреблением спиртных напитков в ходе ярмарки и празднеств в день saint martin. Однако, отдать дань Святому Мартину у французов означает не только хорошо выпить, но и знатно откушать, ведь будучи последним днем карнавала, этот праздник считается настоящим торжеством изобилия/избытка, предваряя собой начало собственно Рождественского поста. Интересно, что более поздние новогодние базары и сейчас нередко называют «внуками» (petits-fils) ярмарочных торжеств/пиршеств Святого Мартина.

Особенно широко в настоящее время Saint-Martin празднуется в северных французских областях, где можно наблюдать настоящие шествия детей, проходящих по городским улицам с фонариками, повторяющими форму разных овощей (чаще всего свеклы) в руках и дружно распевающих песни/оды, прославляющие Святого Мартина. Тем самым здесь знаменуется конец сложных ежегодных сельскохозяйственных работ.

Святой Мартин чествуется не только во Франции, но еще и в Австрии/Германии, где в знаменательную ночь взрослое население посещает соседние дома, отдавая по общему признанию смышленым/послушным деткам сладкие сдобные хлебцы, проказникам же и шалунам не достается ничего. Никак здесь не обойтись и без традиционного обще-семейного ужина, на который подается непременный жареный гусь.

Французский язык

Автор: Valentina, 14 Окт 2012, Рубрика: Праздники Франции

Одиннадцатого ноября во Франции чествуется Святой Мартин. Чем же так знаменит пресловутый Святой Мартин? Легенды гласят, что в один прекрасный зимний вечер несший тогда службу в одном из римских легионов Мартин встретился недалеко от Амьена, что на северных окраинах Франции, лицом к лицу с бедным продрогшим и замерзшим нищим. Мартин сжалился над бедолагой и, вытащив острый меч из ножен, разрезал свою теплую меховую накидку/мантию на две половины, презентовав затем одну из них нищему. Позже, задремав, Мартин увидел во сне того самого бедного странника, но уже с ликом Христа. Это сновидение так потрясло молодого человека, что он оставил действующую армию, посвятил себя служению Богу и стал впоследствии епископом Тура. С тех пор французы каждый год одиннадцатого ноября склонны лишний раз находить подтверждение безграничности таких вечных ценностей, как милосердие/добро.

Раньше именно со дня ST. Martin начинались последние грандиозные ежегодные ярмарки на территории всей Европы. По старой народной традиции в этот день принято пробовать вино, а также идет широкая торговля гусями, жирными утками, свиными колбасками. Именно на эту дату было принято забивать свиней.

Французы массово приходили на ярмарку, чтобы продегустировать молодое виноградное вино — дар последнего урожая, а также попробовать, так называемого, пива Рождества, которое варилось специально ради этого случая. Многие также пользовались предоставляемой им возможностью для ведения переговоров по поводу арендной платы и приглашения новых сельскохозяйственных рабочих на следующий активный год.

И поныне широко употребительным в рамках французского языка считается выражение le mal de Saint-Martin (зло Св. Мартина), фиксирующее опьянение, вызываемое чрезмерным употреблением спиртных напитков в ходе ярмарки и празднеств в день saint martin. Однако, отдать дань Святому Мартину у французов означает не только хорошо выпить, но и знатно откушать, ведь будучи последним днем карнавала, этот праздник считается настоящим торжеством изобилия/избытка, предваряя собой начало собственно Рождественского поста. Интересно, что более поздние новогодние базары и сейчас нередко называют «внуками» (petits-fils) ярмарочных торжеств/пиршеств Святого Мартина.

Особенно широко в настоящее время Saint-Martin празднуется в северных французских областях, где можно наблюдать настоящие шествия детей, проходящих по городским улицам с фонариками, повторяющими форму разных овощей (чаще всего свеклы) в руках и дружно распевающих песни/оды, прославляющие Святого Мартина. Тем самым здесь знаменуется конец сложных ежегодных сельскохозяйственных работ.

Святой Мартин чествуется не только во Франции, но еще и в Австрии/Германии, где в знаменательную ночь взрослое население посещает соседние дома, отдавая по общему признанию смышленым/послушным деткам сладкие сдобные хлебцы, проказникам же и шалунам не достается ничего. Никак здесь не обойтись и без традиционного обще-семейного ужина, на который подается непременный жареный гусь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector