Египетский художник. Hossam Dirar

Египетский художник. Hossam Dirar

В Египте сделана крупнейшая находка года (23 фото)

Только 3 октября министерство демонстрировало предыдущую партию древних артефактов – тогда сообщили об обнаружении 59 саркофагов. На этот раз запечатанные саркофаги и статуи, захороненные более 2500 лет назад, выставили у подножия знаменитой Ступенчатой ​​пирамиды Джосера в Саккаре.

На пресс-конференции министр туризма и древностей Египта Халед Эль-Энани выступил перед группой послов и представителей СМИ. Прямо на мероприятии была сделана рентгенография одной из мумий, чтобы определить ее возраст, пол и способ мумификации.
«Мы позаботились о мельчайших деталях, а ее лицо очень красиво. На мой взгляд, эта мумия принадлежит к эпохе Птолемеев», — прокомментировал Генеральный секретарь Высшего совета по делам памятников древности Египта Мустафа Вазири.

Министр древностей и туризма Египта добавил, что COVID-19 не помешал его коллегам раскапывать новые сокровища в некрополе Саккара. Эль-Энани подчеркнул, что он безмерно горд открытиями года, которые были сделаны египетскими командами без участия иностранцев.

Вазири рассказал, что деревянные саркофаги были обнаружены в погребальных колодцах глубиной в среднем 12 метров.

Династия Птолемеев правила Египтом около 300 лет — примерно с 320 г. до н.э. до примерно 30 г. до н.э.

В большинстве саркофагов находятся человеческие мумии. Предварительные исследования показали, что недавно обнаруженные гробы принадлежат фараонам 26-й династии, высшим должностным лицам и элите.

«Сегодня еще не конец этого открытия, я считаю это только началом», — заявил Эль-Энани. По словам министра, на данный момент археологам удалось открыть лишь один процент от общего числа артефактов в данной зоне.

В очень хорошем состоянии были обнаружены несколько деревянных статуй, а также цветные и позолоченные погребальные маски.

Статуэтки покровителя некрополя Саккара — бога Птаха-Сокара-Осириса были найдены нетронутыми.

Саркофаги оказались изготовленными из местной древесины.

Среди находок — несколько статуэток ушебти, которые древние египтяне клали в могилы — для служения покойному в загробной жизни.

Расписные саркофаги были спрятаны в нише погребальной камеры на дне глубокого колодца, вход в который был закрыт каменной плитой.

Все эти артефакты извлекли из колодцев, которые были запечатаны на протяжении 2500 лет.

Местечко Саккара находится примерно в 30 км к югу от Каира. Оно известно древнейшим некрополем Мемфиса — столицы Древнего Царства.

В Саккаре находится более десятка пирамид, древних монастырей и мест, где раньше хоронили священных животных.

Известный египетский египтолог Захи Хавасс сказал, что в мастерских древней Саккары занимались мумификацией и изготовлением саркофагов, а открытия этого года обогатят наши познания о технологиях и религиозных культах 2500 летней давности.

На июнь 2021 года запланировано открытие Большого египетского музея, коллекции которого пополнят находки из Саккары. Масштабный музейный комплекс возведен в двух километрах от комплекса знаменитых пирамид в Гизе. Главной его достопримечательностью станет полное собрание — 5000 предметов из гробницы Тутанхамона из нынешнего Египетского музея в Каире (которому на днях исполнилось 118 лет).

Еще 45 000 экспонатов переедут в главный музей страны из хранилищ и музеев в Луксоре, Асьюте, Фаюме, Александрии и других мест.

Теперь же Министерство туризма и древностей готовит масштабную процессию для перевозки королевских мумий из Египетского музея на площади Тахрир к месту их постоянной экспозиции в Большом египетском музее, на которую будут приглашены дипломатов из разных стран и журналисты мировых СМИ. Власти страны рассчитывают, что то событие привлечет внимание всего мира, и планируют устроить шествие, достойное грандиозной древнеегипетской цивилизации.

На новое место перевезут 22 правителей (18 фараонов и 4 их жен) и 17 саркофагов, относящихся к 17, 18, 19 и 20 династиям. Среди них будут мумии Рамзеса II, Тутмоса III, Сети I, царицы Хатшепсут и королевы Меритамен, жены Аменхотепа I, а также королевы Яхмос Нефертари, жены Яхмоса I.

Фаюмские портреты. Взляд из глубины веков

Кто из нас не останавливался в зале зале эллинистического-коптского Египта в Музее Изобразразительных Искусств им. Пушкина, где висят фаюмские портреты. Они производят сильное впечатление, хочется их рассматривать вновь и вновь.

Поэтому мне захотелось рассказать от этом пласте эллинистической культуры.

Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики в Римском Египте I—III веков н. э.

В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.


Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

Читать еще:  Закоулки разума. Костя Дворецкий

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.


Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.


Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас «живые» облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

«Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.»
В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

К сожалению, я не смогла найти название каждого портрета и музея, где он хранится. Но несколько портретов из зала музея Изобразительных искусств вы узнаете.

Текстовые материалы и фотографии для данной публикации были взяты мной из открытых источников в Интернете, а также из статьи Большакова Владимира Анатольевича.

Athanasius Kircher(1602- 1680). Часть 1.

Оригинал взят у marinni в Athanasius Kircher(1602- 1680). Часть 1.

Афанасий Кирхер ( Athanasius Kircher, 1602- 1680)

Многие видели загадочные картинки из его книг, часть книг оцифрована и есть на сайтах библиотек.

Athanasius Kircher 1667. Летучая мышь-кошка.

Один из ученейших людей своего времени, он был не менее яркой личностью, чем его современники: Ньютон, Галилей, Кеплер, Декарт, Лейбниц, Паскаль и многие другие.
Наследие Кирхера просто огромно и включает в себя не только изобретения, но и научные труды чуть ли не во всех областях науки.

Он написал монументальные труды по математике, медицине, геологии, географии, геодезии, археологии, астрономии, теологии, алхимии, чудесах и политике- 34 книги Кирхера были изданы только при жизни автора.
Кирхер придумал множество механических машин, сконструировал магнитные часы, калькулятор и аппарат для геодезических расчетов.

Афанасий Кирхер ( Athanasius Kircher, 1602- 1680)

Родился в семье профессора теологии Иоганна Кирхера.
Кирхер получил прекрасное образование, его таланты начали проявляться рано: во время обучения в иезуитском колледже Кобленца он уже сам преподавал древнегреческий язык.

Потом Кирхер преподавал грамматику, а в двадцать шесть лет уже был штатным преподавателем этики, математики, древнееврейского и сирийского языков в колледже Вюрцбурга.

Затем в Авиньоне Кирхер преподавал математику, натуральную философию и восточные языки, а в 1633 году по приглашению папы Урбана VIII читал лекции в римском иезуитском колледже.

Das Museum des Athanasius Kircher

Кирхер упоминается в качестве создателя «волшебного фонаря», проектора, к созданию прибора он отношения не имеет, зато первый придумал с помощью этого устройства создавать впечатляющие представления, где изображение дополнялось звуковыми эффектами.

Athanasius Kircher — Magic Lantern

При помощи новых изобретений того времени: телескопа и микроскопа- он смог распознать солнечные пятна там, где их никто не видел, и разглядел бациллу чумы прежде, чем микроскоп был усовершенствован для наблюдения за бактериями.

Кирхер нарисовал карту Атлантиды, выяснил, что чуму вызывают микроорганизмы и предложил бороться с заразой с помощью изоляции, карантина, ношения маски и сжигания одежды заболевшего.

Также Кирхер спас множество жизней, доказав, что прутик лозоходца не реагирует на воду или металл, если не находится в руках человека, а именно с помощью этих прутиков искали убийц.

Он описал средство вынудить вражескую армию к отступлению: запустить ночью бумажного змея в виде дракона, со свечами внутри, и надписью «Ira Dei» (лат. — «Гнев Божий»).

———————————
В 1663-м году выходит его книга «Polygraphia» с описанием «полиглотического кода на пяти языках», который мог использоваться для шифрования и передачи сообщений на латинском, итальянском, французском, испанском и немецком языках, при этом декодирование могло производиться на любом из указанных языков.

Чуть позже Кирхер сконструировал бюро для тайнописи, с таблицами на рейках, чтобы можно было быстро шифровать и расшифровывать письма. В одной из своих книг он приводит пример письма, на первый взгляд совершенно невинного, но содержащего тайное послание «предъявитель сего – предатель и убийца».

Первый «компьютер»: после смерти ученого по его чертежам построили машину, способную делать несложные арифметические, астрономические и геометрические вычисления, сочинять музыку, шифровать сообщения и вычислять дату Пасхи.

Прообраз калькулятора и стенографической машины, хранится во Флоренции:

Organum mathematicum
Istituto e museo di storia della scienza
Florenz

Athanasius Kircher, Mundus Subterraneus, 1664-1665

Читать еще:  Жизнерадостные картины. Dominique Amendola

Athanasius Kircher, Mundus Subterraneus, 1664-1665

Кирхер создал теорию вулканизма и циркуляции воды внутри тела планеты.

Athanasius Kircher, Mundus Subterraneus, 1664-1665

Athanasius Kircher, Mundus Subterraneus, 1664-1665


Земля внутри
Athanasius_Kircher_Interior_of_the_earth
————————-

Athanasius Kircher, Mundus Subterraneus, 1664-1665

Kircher Mundus Subterraneus origin of rivers

Во время своих бесчисленных путешествий, от границ Европы и до самого Китая, Кирхер занимался геологическими исследованиями, наблюдал за действиями приливов и отливов, брал пробы почв, а после извержения Везувия даже спустился по веревке в кратер, чтобы сделать замеры изнутри.


Athanasius Kircher, Mundus Subterraneus, 1664-1665


Месторождения

—————————-

Среди работ Кирхера есть и расчеты размера Ноева ковчега, и расчеты, что Вавилонская башня, будь она построена, перевернула бы землю.

Athanasius Kircher, Turris Babel 1679


Здесь он иллюстрирует, почему башня не может достичь Луны.
Turris Babel: with typical eclecticism, Kircher illustrates the impossibility of the Tower of Babel having reached the moon, 1679

—————Египет и иероглифы————-
====================================
Кирхер также известен своими трудами по египтологии с попыткой дешифровки египетских иероглифов.

Книга Кирхера «Эдип Египетский» (Oedipus Aegyptiacus, 1652–1655)

Однажды Кирхер увидел книгу, в которой были изображения египетских обелисков, сверху донизу покрытые загадочными рисунками.


Kircher Athanasius Turris Babel 1679

Это пирамиды Кирхера, похожие есть в Нубии и не там, где указал Кирхер.
The fantastic pyramids of Athanasius Kircher whose picture we have just published, scowl very improbably, like inverted icicles scattered over on the sand of the desert. However, such pyramids do exist. Even if not these, and not where Kircher placed them.

These pyramids stand in Nubia, to the south of the first cataract, the traditional border of Egypt.

————-
——-Thesaurus Hieroglyphicorum———-
======================================== ==
published in 1610 by Johann (aka Hans) Georg Herwart von Hohenburg (1554-1622).

Сначала Кирхер принял их за простые орнаменты, но текст книги уверил его в том, что это древние письмена, в которых заключена мудрость египтян, и что ключ к пониманию текста давным-давно утерян, и до сих пор никто так и не смог раскрыть эту тайну.

Естественно, Кирхер загорелся желанием расшифровать египетские письмена, правда, у него не было необходимых знаний и ключей к пониманию иероглифов, но это его не остановило. Перевод Кирхера скорее интуитивный, чем научный, но до открытия Шампольона труды Кирхера считались основополагающими.

Он составил грамматику коптского языка, и его описаниями позднее активно пользовался Шампольон, достигший первых реальных успехов.
————————-

—————-Китай————-
=======================================
Кирхер был известен как полиглот, владевший восемнадцатью языками, среди которых был китайский.

Особую известность получила составленная Кирхером Иллюстрированная Энциклопедия Китайской Империи (China monumentis: qua sacris quà profanis, nec non variis naturae & artis spectaculis, aliarumque rerum memorabilium argumentis illustrata, 1667), в которой собрал сведения и карты о Китае, поступившие от посещавших Рим иезуитов из Китая, книга объединила точную картографию с мифическими элементами.

idole sortant des eaux. Scène d’apparition. Chine. XVIIè siècle.

Египет. Искусство Древнего царства в период 5 и 6-й династий

Самый плодотворный период египетского искусства относится к ІІІ тыс. до н. э. С первыми двумя династиями, получившими название тинитских (от их столицы Тинис), начала складываться бюрократическая организация египетского общества.

В погребальном комплексе фараона Джосера (2680-2660 до н. э.) в Саккара, с так называемой ступенчатой пирамидой, впервые царская гробница ясно выделилась из сонма прочих гробниц. Верхнюю структуру в ней образовали несколько поставленных одна на другую мастаб, этого типологического предшественника пирамиды (прямоугольной формы могильные насыпи с суживающимися кверху стенками).

В мемфисский период (назван по новой столице, Мемфис), прежде всего в пору 4-й династии (2630-2510 до н. э.), централизованная власть обожествляемого фараона нашла отражение и в искусстве. Типичным памятником эпохи стала пирамида с расположенным рядом сфинксом: самые знаменитые образцы находятся в Гизе — это пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

И в круглой скульптуре, и в рельефе наблюдается подчеркнутая строгость стиля. Статуи правителей и знати почти всегда являются абстрактной идеализацией, а не портретами в подлинном смысле слова. В период 5 и 6-й династий (2510-2195) более реалистическое изображение людей ознаменовалось появлением ряда скульптурных шедевров, таких как луврский Писец и Шех эль-Балад, и дало толчок оформлению внутреннего пространства мастаб — гробниц представителей знати — рельефами со сценами охоты, рыбной ловли, домашней жизни, погребальных обрядов.

В первый переходный период (2195-2064) процесс раздробления единого государства усилиями местной знати достигает черты кризиса.

Изобразительное искусство отвечает на это отказом от жесткой регистровой композиционной схемы в пользу более индивидуализированного и инстинктивного образа пространства (внутренний декор гробниц Среднего Египта, в Бени Хасан, и близ южных границ, недалеко от Асуана).

Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство / пер. с ит. Т.М. Котельниковой. — М.: Астрель: 2007.

Писец Каи

Поджав ноги, расправив плечи и положив на колени свиток, Каи сидит, готовый в любую минуту повиноваться приказаниям своего владыки. Он не стар, но мускулы груди и живота уже ослабли. Цепкие длинные пальцы привыкли держать тростниковое перо и папирус.

Широкоскулое лицо слегка приподнято, тонкие губы поджаты, а чуть косящие глаза (они инкрустированы кусочками алебастра и горного хрусталя) почтительно устремлены на посетителя. Это уже не образ писца вообще, а реалистический портрет человека со своим характером, особенностями. Статуя Каи была найдена в 1850 году французским археологом Мариеттом.

Статуя жреца Каапера или «Шейх эль Балад».

Эта деревянная статуя жреца Каапера была найдена в Саккаре в мастабе Каапера Огюстем Мариетом в 1860 году. Рабочие, которые ее нашли дружно воскликнули, что изображение похоже на их деревенского старосту. Поэтому она известна еще и под другим названием «Шейх эль Балад» («Сельский староста

Статуя Каапера изготовлена из сикоморы. Ее высота 112 см. Мастаба Каапера датируется временем правления фараона Усеркафа из Пятой династии. Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.

Первоначально статуя жреца была покрыта тонким слоем штукатурки. В некоторых местах видны ее остатки. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имтирует подводку. Жрец изображен в традиционной позе. Левая нога выдвинута вперед в положении шага. В одной руке он держит посох, в другой, считают, что был зажат цилиндр. Одет Каапер в длинную набедренную повязку.

Палетка Нармера — загадка древних художников-символистов

Поделиться:

Палетка (тонкая каменная плитка с рельефными изображениями) была найдена в Иераконполе археологами Джеймсом Квибеллом и Фредериком Грином в сезон 1897/1898 гг. Предполагается, что она была создана в эпоху объединения Египта и возможно повествует о победе Верхнего Египта над Нижним, так как на одной стороне палетки фараон Нармер изображён в короне определённой формы, свидетельствующей о владычестве над Верхним Египтом, а на другой стороне форма короны меняется, что говорит о владычестве над Нижним.

Читать еще:  Значимые моменты нашей жизни. Chin H Shin

Древний Египет. Палетка Нармера. Лицевая и оборотная стороны. Нулевая династия. Около 3000 г. до н. э. Сланец. Высота 64 см, ширина 42 см, толщина 2,5 см. Каирский музей. Фотография: Википедия

Верхний регистр обеих сторон палетки оформлен одинаково: по краям расположены два стилизованных человеческих лица с коровьими рогами и ушами. Это – символы богини неба Хатор, покровительницы фараона. Между ними в центре помещена иероглифическая надпись с именем Нармера.

На одной стороне изображены переплетённые длинношеие львы («серпопарды»), которые, свернувшись, образуют круг, они искусно обрамляет небольшое углубление, или тарелочку, для растирания красок для декоративной росписи глаз (подобные палетки служили для этих целей), поэтому именно эта сторона, скорее всего, аверс.

Животных держат на поводках двое бородатых мужчин. Похоже образ был заимствовано из искусства древней Месопотамии, возможно иконографии Элама.

В верхнем регистре на фронтальной стороне палетки, изображение шагающей фигуры человека с бородой — правителя Древнего Египта; судя по иероглифам в рамке, расположенным между бычьими головами в верхней части обеих сторон палетки, это человек по имени Нармер.

Он изображён на одной стороне палетки в «красной короне», считавшейся символом власти над Нижним Египтом, на другой в «белой» — знак владычества над Верхним, точно в таких коронах изображены и другие фараоны, например, Рамсес III.

Фараон Рамзес III

В руках у Нармера жезл и цеп, одет он в тунику, завязанную через левое плечо, с пояса свисает бычий хвост.

Фараон участвует в процессии вместе с шестью другими людьми, среди которых выделяются две фигуры вдвое ниже него; на палетке они изображены спереди и позади фараона. Оба мужчины занимают высокое социальное положение и являются высшими чиновниками. Тот из них, который изображён слева, носитель царской обуви; в одной руке он несёт пару сандалий, а в другой маленький сосуд. У него на шее нагрудное украшение или, возможно, царская печать. Фигура чиновника справа несколько больше. Он изображён в парике и одеянии из шкуры леопарда; с его шеи свисают письменные принадлежности.

Четыре пленных хананейских (?) вождя, несут штандарты увенчанные символами или тотемами, известными по более поздним периодам, — двумя соколами, животным семейства кошачьих и странным шарообразным предметом. Справа изображены ритуально казнённые обезглавленные тела десяти врагов с головами между ног. Над обезглавленными телами расположены четыре символических изображения: дверь, сокол, лодка с носом и кормой и сокол, держащий гарпун. Художник похоже ещё не знает или намеренно не использует перспективное сокращение и совмещает в одном изображении разные точки зрения на предмет, сводит всё видимое к чисто планиметрическому решению. Так, обезглавленные фараоном тела врагов лежат на земле, но изображены как если бы на них смотрели сверху; т. е. линия горизонта поднята по вертикали. Вполне возможно, это сделано специально, чтобы наглядно показать символическое число казненных пленников.

Внизу палетки изображение быка Аписа давящего хананеянина, семита, потому что именно так египтяне изображали жителей Ханаана и от своего изобразительного канона не отходили на протяжении тысяч лет.

Покорение Рамсесом II ханаанских царей (13 в. до н. э.)

На росписи изображена группа семитов, пришедших в Египет (Гробница Ханумхотепа, 19 в. до н. э.) | NebMaatRa, Википедия

Ещё одна важная деталь – изображения дворца и крепостных городских стен, свидетельствующих, что 3000 лет до н. э. в Ханаане уже были города, а не египтяне принесли цивилизацию в этот регион, что кстати, подтверждается последними археологическими данными.

На обратной стороне палетки изображён шагающий фараон Нармер, гораздо большего размера, в «белой короне» Верхнего Египта, в той же самой тунике. На этот раз его сопровождает только носильщик сандалий (стоящий за ним или сбоку). Фараон поднял над головой палицу, которой он собирается поразить хананеянина. Булаву он держит странно, намного выше рукояти. Носильщик сандалий изображён вдвое меньшим, чем фараон. Над головой носильщика розетка и знаки «хм». Фараон держит пленника за волосы.

Возможно рассмотреть эту сцену с иной точки зрения. Некий «выступ» сверху за левой кистью руки фараона находится с внешней стороны кулака фараона и это не волосы человека, а некий предмет. Тогда выходит, что смысл изображенной на палетке сцены носит не характер убийства пленного, а форму посвящения на верность фараону. Подтверждением этого служит то, что фараон в правой руке держит жезл за середину, а не за конец ручки. Кулак левой руки фараона лежит на голове, а не ударяет по ней.

Справа от головы коленопреклоненного человекаможно разглядеть два небольших знака. Большинство египтологов считает, что это ранние иероглифы, обозначающие «гарпун» и «озеро», которые также можно было фонетически прочесть как иностранное слово «Вош» или отнести к кому-то, чьё имя, титул или место рождения могли читаться как «Гарпун» или «Озеро».

Напротив фараона, над головой его противника, египетское божество Гор (в виде сокола) сжимает верёвку с крюком зацепившим нос схематично изображённой головы пленного. Из спины этого человека торчат шесть стеблей папируса; может быть речь идёт о «6000 пленниках», поскольку каждый стебель символизирует число 1000; это обозначение сохранилось и в династический период истории Египта.

В самой нижней секции находятся две распростёртые фигуры обнажённых мужчин, которые могут быть как пленёнными, так и мёртвыми врагами. Слева от лица каждого из них расположены знаки; тела мужчин повёрнуты таким образом, что их лица обращены влево, в том же самом направлении, что лица двоих пленных, изображённых выше (и в противоположную сторону от фараона и носильщика сандалий).

Сложное содержание надписей, символов и декоративных элементов палетки Нармера — являются предметом постоянных споров с самого момента её обнаружения. Стиль изображения и отождествление фараона с Нармером указывают, что палетка была создана в конце IV тыс. до н.э. Пластинке присущи специфические признаки искусства династического периода, такие как расположение сцен по горизонтальным регистрам, комбинирование фронтальных и боковых элементов, разномасштабность фигур по социальному признаку и неправильная перспектива изображений.

  1. Shaw I. Egyptian Warfare and Weapons. — Shire, 1991.
  2. Shaw I., Nicholson P. , The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. L. — 1995.
  3. Ancient Egyptian Materials and Technology. — 2000 (редактор).
  4. Shaw I. Ancient Egypt: A Very Short Introduction. — Oxford, 2004.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector