Есть ли у художественной критики цель?

Есть ли у художественной критики цель?

Художественная критика

Одним из аспектов связи искусства с культурой своего времени является художественная критика. Ее цель – связывать искусство с его аудиторией и той культурой, в рамках которой развивается искусство. Поскольку никакая иная критика, кроме художественной, упоминаться не будет, можно говорить просто о «критике».

Иногда художественная критика рассматривается как некая «прикладная» эстетика, а сама эстетика истолковывается как собрание важных и полезных советов, которыми художественной критике надлежит руководствоваться в процессе анализа конкретных произведений искусства. Эта позиция является, как будет показано далее, ошибочной.

Задачи критики

Иногда утверждается, что искусствознание слагается из трех частей: истории искусства, теории искусства и (художественной) критики. Подобное деление искусствознания содержит логическую ошибку. Искусствознание представляет собой науку, но критика наукой не является. Критика – это определенного рода деятельность, и как деятельность она не может в отличие от искусствознания претендовать на истину.

Критика является изложением представлений критика об обсуждаемом им произведении искусства, направлении, течении, художественном стиле и т.д. с намерением убедить читателя, что эти представления являются единственно приемлемыми, наиболее обоснованными, согласующимися с традицией, отвечающими требованиям современного стиля, современной культуры и т.п. В процессе критической аргументации, более близком к художественной литературе, чем к философии, могут использоваться некоторые разрозненные идеи, которые критик почерпнул из философии искусства или из искусствознания, но это, в общем-то, не обязательно.

Между эстетикой и критикой существуют, тем не менее, многообразные связи. Критика является одним из источников теоретических проблем, рассматриваемых эстетикой. В практике критики иногда используются те концепции, которые развиваются в рамках эстетики. Это не только придаст самой критике известную теоретичность, но и позволяет приложить к конкретному материалу искусства те абстрактные концепции, которые развиваются в эстетике.

Необоснованно утверждать, как это делает, например, М. Бердсли в книге «Эстетика: проблемы философии критики», что критика – это та область, в которой эстетические теории искусства могут и должны проверяться и, по крайней мере частично, подтверждаться или опровергаться [1] .

Отношения между эстетикой и критикой мало напоминают отношения между эмпирической наукой и ее приложениями, в ходе которых выдвигаемые в рамках такой пауки теоретические концепции подвергаются косвенной опытной проверке, в результате чего они хотя бы частично подтверждаются или ставятся под сомнение. Тем нс менее приложения положений эстетики в критике, если они оказываются возможными (что бывает не так уж часто), дают некоторый сырой материал для оценки если не истинности, то эффективности, практической значимости и т.п. эстетических представлений об искусстве. Эстетика может в определенной мере способствовать совершенствованию критики путем исключения из нее тех форм критики, которые слишком уж равнодушны к природе искусства и руководствуется совсем далекими от искусства критериями.

Однако значение эстетики для критики не должно переоцениваться: критик, как и его читатель, стоят гораздо ближе к конкретному по самой своей природе искусству, чем к являющемуся по необходимости абстрактным эстетическому теоретизированию о нем. «Даже если критик и принимает во внимание существование науки о литературе, – пишет о литературном критике Р. Барт, – он, тем не менее, остается совершенно обезоруженным, поскольку неспособен воспользоваться языком как неким достоянием или инструментом: критик – это человек, который нс знает, на что бы он мог опереться в науке о литературе. Даже если определить эту науку как сугубо “излагающую” (а не объясняющую) дисциплину, критик все равно останется в изоляции от нее, ибо то, что он излагает, есть сам язык, а вовсе не его объект» [2] .

  • [1] См.: Beardsley М. С. Aest hetics: problems in Philosophy of Criticism. New York, 1958. P.65.
  • [2]Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. С. 369–370.

Зачем нужна художественная критика?

Журнал «PostKlau» опубликовал в своем юбилейном, апрельском выпуске третью часть статьи Сергея Заграевского «Может ли возродиться российская художественная критика?». Вот только несколько выдержек из нее:

«…галерист и критик обычно требуют от художника абсолютно различных качеств: галерист – стабильности, критик – вдохновения, развития и творческих поисков. Критик никогда не будет воспринимать художника как цех по производству картин, галерист же – сплошь и рядом. Критик пытается формировать художественный вкус покупателя, галерист – всячески потакать любым капризам клиента, который «всегда прав». Так и получается, что денег на современном художественном рынке критикам взять неоткуда.

Есть еще одна причина того, что и профессиональные, и потенциальные художественные критики занимаются чем угодно, только не критикой. И похоже, именно эта причина стала воистину роковой. А состоит эта причина в том, что участники современного художественного рынка России слишком хорошо восприняли принцип западного пиара: «антиреклама» тоже является рекламой, и идейных и творческих оппонентов лучше вообще не упоминать, чем критиковать.

Анатолий Кантор в свое время писал, что критика должна отделять себя от рекламы. Но, к сожалению, сейчас любые упоминания в СМИ и Интернете, да и вообще все публичные упоминания в любом контексте воспринимаются как реклама: это еще один принцип западного пиара. Как можно ввести художника в контекст художественной жизни страны и мира, не упоминая его коллег, которые с точки зрения рынка являются конкурентами? Да никак. Для этого художника придумываются многочисленные восхваления, перечисляются исключительно позитивные биографические факты вроде «награжден тем-то», «провел столько-то выставок», «картины находятся в таких-то коллекциях», в лучшем случае отмечается, что «ученик такого-то», но разве это можно назвать контекстом художественной жизни страны и мира? И разве это можно назвать художественной критикой?

Читать еще:  Изображения цветов. Vie Dunn-Harr

Если объективная, авторитетная, научно обоснованная художественная критика в России не сможет возродиться, то наша эпоха рискует вообще выпасть из истории русского изобразительного искусства. Ведь никто не сможет объективно описывать и анализировать происходящие в стране художественные процессы, открывать публике молодые таланты, порождать истину в спорах… На что тогда будут опираться потомки, составляя мнение об искусстве нашего времени? На собственный вкус, который сформируется неизвестно когда и непредсказуемым образом? На рыночную стихию, выносящую наверх непредсказуемые имена безо всякой оглядки на историю искусства?

Пока еще основу современного искусства России составляют «старые запасы» – художники, получившие от критиков «путевку в жизнь» еще во времена советской власти и в «золотое десятилетие». Но если без художественной критики пройдет еще двадцать-тридцать лет, то что нас ждет тогда? Стихийный и непредсказуемый рынок? Повсеместное торжество принципа оценки на уровне «нравится – не нравится»? Ценообразование в зависимости не от имени художника, а от материала и размера произведения? Низведение великого русского искусства до уровня сувениров? Не дай Бог». Источник

Художественная критика и метод критического анализа

Известная роль во взаимодействии с произведением искусства принадлежит критике. Осуществляя широкую социальную корректировку художественной деятельности, она способна оказывать влияние как на сам процесс создания художником произведения, так и на ход и характер его последующего эстетического потребления, на постижение и присвоение публикой художественной концепции, заключенной в произведении. Как утверждал И.А. Ильин,

Задача художественного критика, состоит не в том, чтобы опубликовывать, что ему «понравилось» и что ему «не понравилось» — это дело личное, частное, так сказать, биографическое. Писатели совсем не призваны и не обязаны «угождать» читателям или критикам, доставлять им «удовольствие» или «наслаждение». Художник вправе дать читателю и радость, и горе, и наслаждение, и муку, и утешение, и ужас. Он обязан показывать то, что видит, хотя бы это шло наперекор всем запросам и вкусам «современности», хотя бы это было ненавистно толпе и «неприемлемо» для господ критиков. Он призван повиноваться своей собственной религиозной и художественной совести, внутренно взывая к тому неизвестному Мудрому Критику, которому доступны и постигнутый им предмет, и его творческий акт, и самый закон художественного совершенства, которого он, может быть, никогда не встретит. А такой Критик никогда не позволит себе подменить вопрос о «совершенстве — несовершенстве» вопросом о том, что ему лично «понравилось — не понравилось [1] .

«Понравиться» может и нехудожественное создание: то своим стилем, то интригующей фабулой, то сценами из «знакомого, милого быта», то «яркими», «забавными» «типами», то «благополучной развязкой». И наоборот, художественно-совершенное произведение может и «не понравиться»: или своим напряженным, насыщенным стилем, или по своему тонкому, трудно воспроизводимому эстетическому акту, или своей сложной, запутанной фабулой, или сценами из чуждого, экзотического быта, или отсутствием «комического», или трагической развязкой. Одному «нравится» то, что другому не «нравится»; это вопрос субъекта и решается он субъективно. Вопрос же художественного совершенства трактует не настроение читателя, а само произведение; он касается данного «объекта» и решается его восприятием и исследованием.

Формируя общественное мнение вокруг произведения, критика способствует его социальному функционированию, осуществлению, таким образом, самого бытия художественного произведения в его предметно-физической и духовной данности. Определение критикой ценностного статуса произведения в сложной системе художественной культуры, безусловно, оказывает влияние на аудиторию, на формирование ее художественных вкусов и социальных ориентаций. В способности критики воздействовать на сознание и социальную активность воспринимающей искусство личности как раз и заключена, пожалуй, ее наибольшая общественная значимость и необходимость.

Критика воздействует на восприятие мира художником, ориентируя его на постижение тех или иных сторон жизни, на преимущественное внимание к той или иной тематике и проблеме. Осуществляя эту функцию, критика тяготеет к постановке острых социально-политических и философских проблем.

Художественное творчество, — отмечал И.А. Ильин, — нередко бывает несравненно мудрее своего носителя; а сам художник редко обладает столь зорким и глубоким сознанием, которое проникало бы в глубину и утонченность его собственного творческого процесса. Именно этим объясняется то обстоятельство, что поэт нередко плохо разумеет «самого себя» — сильные и слабые стороны своего творческого акта, его строение, его пределы и его опасности. И еще труднее бывает поэтам осознать свой эстетический предмет — настолько, что они бывают склонны или совсем отрицать его наличность, его значение и его смысл, или же говорить о нем неверные, несоответственные слова [2] .

Так, А.П. Чехов, считал сначала свою пьесу «Три сестры» веселой комедией и был изумлен и встревожен, когда режиссура и труппа Московского художественного театра в его отсутствие начали истолковывать ее как тонкую психологическую драму. Он успокоился и согласился с артистами только тогда, когда он по приезде в Москву увидел свою драму на сцене. Этот наглядный пример показывает, что критик не может и не должен смущаться, если критикуемый художник воспринимает самого себя и истолковывает свои произведения (или тем более оценивает их) иначе. Художник часто знает о своем произведении меньше, чем его произведение «может сказать» о себе самом через талантливого критика.

Читать еще:  Живые цвета. Raquel Sarangello

Критика влияет на творческий процесс создания художником произведения и поэтому включает в себя некоторые проблемы психологии творчества и художественного мастерства. Анализ творчества других художников и предшествующего творчества данного автора необходим при создании нового произведения, такой анализ дает творческому процессу важные импульсы и ориентиры.

Критика формирует поле общественного мнения вокруг художественного произведения, что способствует его социальному функционированию, осуществлению самого бытия произведения как предметно-физического, реального и как общественнодуховного, идеального явления.

Творчество художника может оказаться невостребованным современностью, если критика не подготовит аудиторию к восприятию и пониманию нового слова в искусстве. Ценностное рассмотрение художественных явлений — один из важных моментов художественной критики. Познание воздействия критики на публику происходит с помощью конкретно-социологических исследований. Искусство пробуждает в своих читателях и зрителях творческий дух.

Критика стимулирует и направляет активное вторжение в жизнь воспринимающей искусство личности. Интерпретацией произведения и прямыми социальными выводами критика способна воздействовать на сознание и социальную активность реципиента. Достоевский подчеркивал, что всякий критик должен быть публицистом и обязан не только иметь твердые убеждения, но и уметь проводить их в жизнь. Критика выводит художественное произведение на сцену общественной жизни, погружает его в контекст социальной борьбы. Поэтому для критики столь важны публицистическое и гражданское начала.

Объект исследования критики — произведение и художественный процесс в целом. Критика определяет ценностный статус каждого художественного произведения. Для ориентации критики в пространстве мировой художественной культуры большое значение имеет опора на эстетику.

Теория не является инструментом критического анализа. Между исследователем и предметом исследования стоят не только теоретические суждения о данной сфере жизни, но и вытекающая из них методология. Она-то и дает инструменты анализа. Иными словами, для критического прочтения произведения мало привести в движение эстетику, ее понятийный и категориальный аппарат, надо еще вооружиться выработанными на основе познанных закономерностей искусства установками, принципами, приемами, процедурами, которые в своей совокупности и составляют метод критического анализа, нужно также привести в движение риторику и герменевтику.

  • [1] Ильин И.А. О Тьме и просветлении // Собр. соч. В 10 т. М., 1996. Т. 6. кн. 1.С. 192.
  • [2] Ильин И.А. Указ. раб. С. 194.

Художественная критика

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Художественная критика» в других словарях:

Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… … Литературная энциклопедия

Критика — КРИТИКА литературная вид литературного творчества, предметом которого служит сама литература. Подобно тому, как философия науки теория познания, гносеология орган самосознания научного творчества, так критика орган самосознания творчества… … Словарь литературных терминов

Критика музыкальная — (греч. xritikn искусство судить, разбирать) изучение, анализ и оценка явлений муз. иск ва. В широком смысле К. м. входит в состав всякого исследования о музыке, поскольку оценочный элемент является неотъемлемой частью эстетич. суждения.… … Музыкальная энциклопедия

критика — и, только ед., ж. 1) Обсуждение, разбор чего л. с целью оценить достоинства, обнаружить и исправить недостатки. Объективная критика. Резкая критика. Критика работы нового правительства. 2) Особый литературный жанр, посвященный разбору… … Популярный словарь русского языка

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — одна из специализированных сфер культуры, функционально ре шающая задачи интеллект. чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Изучением Х.к. традиционно занимались… … Энциклопедия культурологии

КРИТИКА — (греч. krittke, от krino сужу). Разбор и суждения о достоинствах и недостатках какого либо предмета, труда, особенно сочинения; обсуждение, оценка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРИТИКА греч.… … Словарь иностранных слов русского языка

“КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ” — “КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ” (Kritik der Urteilskran) работа И. Канта, анализирующая эстетическую способность человека. Опубликована в 1790; первое введение к ней в 1914. Вошла в шестптомное собрание Сочинений (т. 5. M., 1966). Работа… … Философская энциклопедия

«Критика» — украинский ежемесячный журнал, посвященный вопросам марксистского литературоведения, критики и библиографии; является проводником линии партии в литературно художественной политике. Издается Гизом Украины в Харькове с февраля 1928, размером в 10… … Литературная энциклопедия

Художественная промышленность — изготовление индустриальными методами декоративно прикладных художественных изделий, служащих для оформления быта и интерьера (одежда, плательные и декоративные ткани, ковры машинной выработки, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс … Большая советская энциклопедия

Читать еще:  Желание понять гламур. Philip Munoz

Критика литературная — получила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами эстетики и литературной критики, но писали целые трактаты о них. Так, по словам Диогена Лаэртского, Демокрит написал несколько … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Русская критика и современное искусство — цели, задачи, значение

Критика — определение понятия

Критика (греч. kritike – обсуждение, разбор явления, предмета, поступка) – это вид определенных социальных отношений, которые предполагают высказывания порицательного характера об отдельном предмете или объекте.

Как правило, применительно к искусству обычно говорят о критике общественных, социальных, психологических и иных пороков. Однако критика, в частности литературная или общехудожественная, вовсе не обречена лишь на такое отрицание или осмеяние. Для этого существует специальный жанр – сатира, к которому относятся собственно сатирически окрашенные произведения – памфлеты, пародии, фельетоны, эпиграммы и проч.

Критические жанры — традиция и задачи

К числу собственно критических жанров можно отнести следующие:

  • Обозрения, очерки, рецензии,
  • циклы тематических статей, программные манифесты,
  • эссе, аннотации, диалоги, обзоры.

Какова же задача современной российской критической мысли, способной разобраться во всех хитросплетениях и непонятностях, которыми буквально кишит современное искусство нашей страны, да и не только ее.

Очевидно, что отечественное критическое направление нынешнего периода истории должно оставаться в рамках тех традиций, которые наработала русская критика прошлых веков, и основной ее задачей также должен остаться такой род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельности, который направлен на понимание и оценку современных произведений в любом виде искусства.

Разумеется, это совсем непростое занятие, ведь от современной критической аналитики ждут:

  • первичной оценки совсем нового текста
  • первичной оценки нового имени
  • первичной оценки нового литературного течения или направления

И не в последнюю очередь такой автор должен владеть самыми различными способами анализов и сопоставительных разборов, уметь заражать других своими личными предпочтениями, но главное, современный критический деятель просто призван квалифицированно направлять интересы читателей.

В силу сложившейся традиции критическое направление началось и развивается вместе с русской литературой . Она осмысляла и оформляла историю отечественной словесности. И в наше время художественная критика большей частью ориентирована именно на литературное творчество.

Однако эти искания в России проходили всегда с перехлестом самого объекта исследования, когда в расчет принимались не только вопросы собственно литературные, но и:

  • Осмысление самого литературного процесса
  • Осмысление истории культуры и социального, правового, и даже политического бытия страны.

Видный французский культуролог и семиотик Р.Барт определял место критики (литературной) как

промежуточного положения между наукой и чтением, а в ее задачах он видел стремление понять и объяснить художественное произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов и подготовку читателя к встрече с чужим авторским творчеством.

Очевидно, что современное искусство настолько объемно и сложно в своих масштабах, параметрах и критериях, что для серьезной критической работы по его осмыслению и донесению понятого до читателя или зрителя требуются значительные корреляции с различными областями знаний: философией, филологией, историей, культурологией, эстетикой и т.д.

Современная критическая мысль испытывает существенное воздействие этих смежных гуманитарных сфер, и сама, в свою очередь, провоцирует их развитие.

Отличительные свойства современной критики, сложившиеся в новейшей русской истории

  • Ее оперативность
  • Усиление градуса диалогической активности
  • Ее литературоцентричность
  • Публицистическая одушевленность
  • Традиционное ориентирование на классические образцы
  • Обращение к извечным «проклятым вопросам» русской жизни.

Очевидно, что нынешнюю ситуацию представляют здесь несколько направлений:

  • Профессиональная
  • Писательская
  • Читательская

И если с читательской критикой у нас особых сложностей нет, да и с писательской тоже, то вот профессиональная — явно пребывает в небольшом упадке, который отличает именно слабый профессионализм. Не всегда он заключается в отсутствии у автора критических статей знаний. Зачастую это выражается в отсутствии личного эстетического опыта и умения понять и оценить новое произведение, исходя из внутренних посылок самого текста и многосторонних запросов современного общества.

А с другой стороны, явно отмечается рост профессионализации российской критической сферы, он выражается в потребности и создании специализированных отделов в СМИ, в интернете, а также массового создания различных объединений.

Отличает же этот современный критический феномен в некоторых случаях его «эксклюзивность» и «элитарность», когда ни обсуждаемые вопросы, ни поднимаемые темы, ни характер изложения подчас недоступны основным читательским массам.

Важно понимать, что и в нынешней ситуации, как и в прошлые века, слова рецензента могут способствовать успеху автора так же, как и его неприятию или отторжению, могут создавать или разрушать литературные авторитеты, литературную или художественную славу, моду и т.д.

Как бы там ни было, но ответственность и значение этой деятельности для современного искусства — велико.

«Конечно, критика не сделает дурака умным и толпу мыслящею, но она у одних может просветлить сознанием безотчетное чувство, а у других – возбудить мыслию спящий инстинкт» —

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector