Импрессионистские городские пейзажи Парижа, 1860-1900

Импрессионистские городские пейзажи Парижа, 1860-1900

Дневник живописи

В каждой картине – тайна, судьба, послание

Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров

“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”

XIX век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.

А от привычных образов и вовсе отказались, изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.

Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.

Но сопротивление было сломлено. И некоторые импрессионисты дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Другие дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.

Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов, которых знает весь мир.

1. Эдуард Мане (1832—1883).

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.

Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.

Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.

В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе , Париж.

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.

“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.

“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.

Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.

Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.

Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.

Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

2. Клод Моне (1840—1926).

Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок” .

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Импрессионистские городские пейзажи Парижа, 1860-1900

Во второй половине 19 века город Париж претерпел ряд реформ, которые повлияли на его внутреннюю морфологию, с целью преобразования французской столицы в самый современный и мощный европейский мегаполис. Наполеон III назначил Хауссамна ответственным за этот амбициозный проект-позже названный «Париж Хаусмана» — проект, рассматриваемый вместе с Барселоной Идельфонсо Серды как лучший пример европейского урбанизма 19-го века, очень критикуемый функционалистом Ван Эстереном, который назвал его «картонным урбанизмом».

В этом модернизирующем толчке Париж стал любимым живописным мотивом самого современного и мощного живописного направления той эпохи — импрессионизма. От Мане до Кайботта, от Ренуара до Писсарро и даже «не такой импрессионист», как Ван Гог, выбрали новый Париж в качестве городского мотива своего искусства.

1: Парижская равнина, выставленная на международной выставке 1878 года (авторы: Логеро и Готье), показывающая морфологию Парижа и вмешательства Хаусмана.

Главным пунктом в проекте Хаусмана было перепроектирование дорожной системы, очевидной демонстрацией чего являются бульвары. Далекий от гламурного и буржуазного значения сегодняшнего дня, Осман проектировал эти величественные дороги с очевидной военной целью: его большие размеры позволяли организовывать движение войск.

2: Гюстав Кайбот: L’homme au balcon, бульвар Хаусман (1880, частная коллекция). Хотя он не так знаменит, как некоторые его современники-Моне, Ренуар.- Кайботт, возможно, художник, который лучше всего изобразил Париж конца 19-го века и его величественные бульвары. Кайботт играет с перспективой и фокусирует взгляд зрителя на» величии » великого бульвара.

3: Пьер Огюст Ренуар: бульвары Les grands (1875, Philadephia Art Museum), полное видение Парижа Хаусмана художником, который редко использовал его в качестве мотива для своих работ. Ренуар перенес нас на точку зрения Парижского прохожего, позволив созерцать здания, обсаженную деревьями улицу и уличную мебель, показывая в левом углу уличный фонарь, мочалку и скамейку, на которой беззаботный человек читает газету.

Важным моментом проекта Хаусмана, связанного с коммуникациями, была трансформация железнодорожных станций, рассматриваемых как центральная часть города. Железнодорожные вокзалы Парижа в 19 веке считались «символами современности», одним из любимых мотивов многих художников-импрессионистов.

4: Клод Моне: «La Gare de Saint-Lazare» (1877, Париж, Орсе), импрессионистский шедевр, описанный в третьей выставке импрессионистов журналом «l’Homme libre» как: «истинное чудо». Кисть Моне олицетворяла не только движение, цвет и активность, но и радость. Это незабываемо. Станция, конечно, полна шума-визга, свиста, — слышимого сквозь путаницу облаков серого и голубого дыма. Это живописная симфония.»

Таким образом, железнодорожные станции также были важной частью иконографии импрессионистов. И среди всех них Вокзал Сен-Лазар (Gare de Saint-Lazare) сконцентрировал в себе все характерные элементы современного Парижа : активный и оживленный вокзал, окруженный величественными бульварами и мезонами , с ультрасовременным мостом Европы, новой парадигмой стальной архитектуры. Символ индустриального и республиканского будущего, микрокосмы стали и железа, станция была мотивом для некоторых из лучших художников того времени.

5,6: Гюстав Кайбот: Le Pont de L’Europe, 1876 г. (Музей дю Пети-Пале, Женева) и Клод Моне: Le Pont de L’Europe в Гар-Сен-Лазар, 1877 г. (Париж, Музей Мармоттан), две разные версии одного и того же места. В то время как Кайботт подчеркивает строгость и чистоту стальной архитектуры, Моне квалифицирует ее, затеняя ее среди дыма станции.

Читать еще:  Женщины Парижа. Isaac Maimon

Хаусман предвосхищает многие десятилетия функционалистских теорий, подчеркивающих важность больших перекрестков как агглютинационных точек движения и поворотных точек в новом городском порядке.

7: Камиль Писсарро: La Place du Theatre Francais (1898, Музей искусств округа Лос-Анджелес) или не всегда успешная попытка навести порядок в хаосе. Писсарро повторил эту необычную перспективу во многих своих картинах последних лет.

Резиденция в Париже Хаусмана была основана в «Maison de Raport», иерархии высот и социальных классов, что придавало Парижу унитарный вид. Таинства фасада имели решающее значение в этот век.

8: Винсент Ван Гог: Вид на Париж из Меудона (1886, Амстердам, Музей Ван Гога) пожалуй, самая импрессионистская из всех картин Ван Гога, по сравнению с реальной панорамой с того же холма. Часть единства в высоте была утрачена, частично из-за появления новых зон назидания (La Defense) и новых вмешательств, таких как Башня Монпарнас.

Зеленые насаждения также претерпели значительные изменения, будучи разделены на линейные элементы (обсаженные деревьями улицы и бульвары) и городские парки (экстерьеры, интерьеры и площади). Этому вмешательству очень подражали в других европейских городах.

9: Эдуард Мане: гонки в Булонском лесу (1862, частная коллекция), энергичное и динамичное представление самых важных парижских зеленых зон, предназначенных для отдыха граждан великой метрополии.

Уличная мебель уникальна в Париже, поскольку она задумана как фундаментальный элемент городского проекта, имеющий ключевое значение в городском ландшафте. Газетные киоски, скамейки, мочевые. Очень важной частью являются уличные фонари, сделавшие Париж первым европейским городом с общественным освещением.

10: Винсент Ван Гог: Монмартр, 1886 г. (Чикаго, Художественный институт Чикаго), или как уличные фонари можно рассматривать как конститутивный элемент городского пейзажа (и картины)

11: Камиль Писсарро: бульвар Монмартр (1897, Мельбурн, Галерея искусств Виктория) или живописное свидетельство «величия» городского проекта Хаусмана: общественное освещение на многих уровнях, газетный киоск и скамейки, выровненные и оснащенные монументальным бульваром Монмартр. Необычная точка зрения, организованная сливающимися линиями дорог и деревьев, дает зрителю непосредственное понимание городского пейзажа.

Путешествие-впечатление: Франция глазами импрессионистов

Импрессионизм появился во Франции в 1860-х и перевернул традиционные представления о живописи. Глядя на солнечные, дышащие жизнью и наполненные светом картины художников этого направления, сложно поверить, что их работы долгое время не пользовались признанием и считались отклонением от канонов классической живописи. «Вокруг света» предлагает отправиться в путешествие по Франции и посмотреть, как разные уголки страны запечатлены в творчестве художников-импрессионистов.

Клод Моне. «Поле маков у Аржантёя» (1873)

Картина «Поле маков. » была написана Моне в Аржантёе, который находится всего в 10 километрах от Парижа и в XIX веке был любимым местом отдыха жителей столицы. Моне со своей семьей прожил в этом предместье семь лет и создал множество ярких, полных цветов и красок полотен.

В Аржантёе художник много работал на пленэре: его всегда привлекала возможность изобразить на полотне определенный фрагмент времени, действия и пространства. На картине «Поле маков у Аржантёя» нашла отражение еще одна страсть художника — любовь к цветам. Однажды Моне даже назвал свой сад своим главным шедевром.

Эта картина четко делится на несколько частей, важнейшая из которых та, на которой изображены алые цветы, контрастирующие с более пустой правой частью полотна. Мы также видим две пары, написанные с супруги художника Камиллы и его старшего сына Жана. Их расположение помогает структурировать пространство картины и передать схваченное движение.

Во время работы над картиной Моне не смешивал краски, а наносил мазки разных цветов, которые глаз человека воспринимает как разные цветовые оттенки. При этом более значимые вещи художник прописал более тщательно. Так, акценты тут сделаны на цветах и верхней части человеческих фигур на переднем плане, в то время как поле в правой части картины и небо прописаны менее четко.

Пьер Огюст Ренуар. «Мост в Шату» (1875)

Шату — еще один живописный уголок Франции, полюбившийся художникам нового направления. Его нередко называют островом импрессионистов, поскольку в этом месте Сена разделяется на два рукава. Как и в соседнем Аржантёе, в городке Шату в XIX веке царила атмосфера веселой непринужденности и шумного оживления.

Сюда приезжали, чтобы искупаться, покататься на лодке или устроить пикник, и эти простые сюжеты находили отражение на картинах импрессионистов. Заведение папаши Фурнеза под мостом Шату, в котором можно было не только переночевать, но и снять комнаты, было любимым местом Ренуара. Именно в этом заведении художник создал свою картину «Завтрак гребцов», на которой изобразил своих знакомых и друзей. В 1990 году ресторан «Дом Фурнез» был восстановлен, в настоящее время здесь находится небольшой музей.

Картина «Мост в Шату» отличается от большей части произведений Ренуара. В отличие от Моне художник гораздо больше любил изображать людей, а также предпочитал более насыщенную цветовую палитру. И все же «Мост в Шату» — это пейзаж, на котором люди представляют собой нечеткие темные фигурки. Мост прорисован тщательнее других элементов, кроме того, тут изображено столь популярное катание на лодках. Для пейзажа характерны нечеткие линии и дымчатая световоздушная среда. Отсутствие четко прорисованных человеческих фигур вызывает чувство отдаленности, а свет и цветовая палитра помогают увидеть в обыденном радость.

Фредерик Базиль. «Пейзаж на берегу Лез» (1870)

Благодаря пейзажу Базиля мы отправляемся из центральной части Франции на юг, в родной регион художника. Имя Базиля гораздо менее широко известно, чем имена его друзей Моне и Ренуара, поскольку он умер в возрасте 28 лет. «Пейзаж на берегу Лез» является одной из последних работ художника: вскоре после завершения работы над полотном Базиль отправился добровольцем на Франко-прусскую войну, где вскоре погиб.

Художник закончил пейзаж в рекордно короткие сроки, на все ему потребовалось чуть больше двух месяцев. Во время работы родственники Базиля были в отъезде и не отвлекали его от картины. Кроме того, он хорошо знал местность. Так, в письме брату он точно указал, какое место изобразил: «Берег реки Лез близ мельницы у Навилау и дороги в Клапье».

Картина сильно отличается от пейзажей Моне и Ренуара, поскольку Базиль предпочитал писать солнце в зените, а также изображать резкий свет, отличающийся от невесомого и дымчатого света на полотнах своих друзей. Базиль также используют яркие контрастные цвета, а в работе над деталями картины более точен и тщателен. Благодаря этому мы можем распознать на полотне «Пейзаж на берегу Лез» деревья и растительность, характерные для южной части Франции.

Камиль Писсарро. «Мост Буальдьё в Руане в дождливый день» (1896)

Камиль Писсарро вошел в историю импрессионизма как мастер городского пейзажа. Он написал несколько картин, на которых запечатлел расположенный на севере Франции Руан. Писсарро отправился в этот город после того, как увидел цикл Клода Моне, посвященный Руанскому собору.

Писсарро, так же как и Моне, при создании полотен использует свет и воздух. Его привлекает возможность изображения города в качестве живого организма, который находится в постоянном движении. Он использует более темную цветовую гамму и более плотные мазки, но при этом его картины выглядят более реалистичными. Необычный ракурс часто объясняется тем, что Писсарро рисовал из окна гостиницы.

Художник стремился отразить на холсте постепенно проступающие в облике города индустриальные черты. Этим и интересен для Писсарро Руан, который, несмотря на изысканную архитектуру, в конце XIX века стал городом-портом и промышленным центром.

Поль Сезанн. «Вид на залив в Марселе со стороны Эстака» (1885)

Пейзаж Поля Сезанна снова возвращает нас на юг Франции, но при этом совсем непохож на уже рассмотренные картины. Полотно Сезанна даже неподготовленному зрителю кажется более смелым, чем работы других импрессионистов. Неслучайно художника часто называют отцом современного искусства.

Читать еще:  Живопись маслом. Christopher Zhang

Родившийся на юге страны, Сезанн часто изображал на своих картинах южные ландшафты. Окрестности рыбацкой деревушки Эстак стали одной из любимых тем его пейзажей. В 1880-х Сезанн в попытке спастись от семейных неурядиц приехал в Эстак и написал около десяти картин, на которых изобразил Марсельский залив.

«Вид на залив в Марселе со стороны Эстака» является одной из кульминационных работ этого периода и позволяет увидеть особенности живописи Сезанна, которые оказали влияние на Пабло Пикассо. Речь идет в первую очередь об особых плотных горизонтальных мазках художника, а также об использовании таких глубоких и насыщенных цветов, как оранжево-желтый. Сезанну удается добиться объемного изображения воды за счет использования разных оттенков синего цвета, а также зеленых и фиалковых вкраплений. Как и другие импрессионисты, Сезанн любил рисовать море, небо и горы, но в его изображении они кажутся более плотными и четко прописанными.

Музеи импрессионистов в Париже, которые стоит посетить

Моне, Писарро, Сезанн, Модильяни, Ренуар и Мане, которые жили и работали во Франции, являются одними из самых популярных художников в истории искусства. Их стиль — импрессионизм — собирает огромное количество поклонников по всему миру.

Париж сейчас хранит лучшую в мире коллекцию работ этого направления. Импрессионисты, главным образом, творили свое искусство именно в столице Франции. Они оставили после себя огромное художественное наследие, и найти их работы можно в различных музеях Парижа.

Имейте всегда под рукой мобильный аудиогид от команды Paris10 с самыми живыми и интересными экскурсиями! Узнайте все о кварталах, музеях и достопримечательностях города от местных профессиональных гидов тогда, когда вам это понадобится. Скачать наш аудиогид можно по этой ссылке.

Музей Орсе

Главное собрание импрессионистов находится в музее Орсе — бывшем железнодорожном вокзале. В нем собрана полная коллекция живописи, графики и скульптуры этого направления. Постоянная экспозиция содержит бесчисленные известные и не самые популярные, но важные, работы Моне, Мане, Дега, Ренуара, Делакруа, Гогена и Кайботта. Музей также исследует постимпрессионистов, поэтому здесь вы можете найти работы, например, Ван Гога. И проследить эволюцию формы и света в живописи, начиная с ранних импрессионистов.

Вход в музей для взрослых стоит 14 €, для детей до 18 лет — бесплатно. Чтобы не тратить время на очереди, покупайте билеты онлайн с приоритетным входом.

Музей работает все дни, кроме понедельника, с 9:30 до 18:00, в четверг — до 22:00. Забронируйте на удобное для вас время авторскую экскурсию по Орсе от местного русскоязычного гида. Сделать это можно по ссылке.

Музей Орсе находится на левом берегу Сены, через реку от сада Тюильри. Точный адрес: Rue de la Légion d’Honneur, 1.

Ближайшее метро — «Solferino» (линия 12) или станция RER — «Musee d’Orsay» (линия C). Можно также доехать на автобусах №24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, или 94. Не заблудиться по дороге вам поможет наше мобильное приложение-путеводитель в смартфоне. Скачивайте его тут и пользуйтесь картой города и лайфхаками от бывалых путешественников.

Музей Оранжери

Как следует из названия, Оранжери расположен в бывшей королевской оранжерее сада Тюильр и . Этот музе й извест ен тем, что является постоянным домом для знаменитых «Кувшинок» французского художника-импрессиониста Моне. Э то серия из 8 работ с водяными лилиями, для которых были специально созданы два овальных зала в здании оранжереи. Картины Моне, высотой 2 метра и общей протяженностью 100 метров, как бы полностью окружают зрителя и переносят в атмосферу знаменитых водных садов художника в Живерни.

С ерия работ создавалась 4 года во время Первой Мировой войны, как обнадеживающее желание мира после периода беспрецедентного варварства.

Помимо «Кувшинок» в Оранжери расположена импрессионистская коллекция Жана Вальтера и Поля Гийома . П редставлены замечательные работы Сезанна, Ренуара, Матисса, Модильяни и Пикассо. Об истории создания их трудов вам расскажет русскоязычный гид на экскурсии. Забронировать ее можно здесь.

Полная стоимость билета в музей Оранжери — 9 €. Есть скидки для студентов, детей и пенсионеров. Приобретя билет онлайн, например, здесь, можно избежать очередей.

Также есть возможность сэкономить при покупке одного билета сразу и в музей Орсе и в Оранжери по этой ссылке.

Полюбоваться на «Кувшинки» можно каждый день, кроме понедельника, с 9:00 до 18:00.

Музей Оранжери расположен в западной части сада Тюильри, недалеко от Лувра и напротив Площади Согласия.

Ближайшее метро — «Concorde» (линии 1, 8 и 12) .

Музей Мармоттан-Моне

Размещенный рядом с Булонским лесом в старом парижском особняке герцога Вальми, музей Мармоттан-Моне обладает значительной коллекцией работ импрессиониста Клода Моне.

Первая часть коллекции музея — собрание Поля Мармоттана — посвящена картинам и мебели эпохи Наполеона. Вторая — дополнение сына Клода Моне, который отдал внушительную коллекцию работ своего отца.

В нем также можно найти картины Дега, Мане, Сислея, Гогена, Ренуара и Синьяка — всего более 300 работ знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов.

Коллекцию Мармоттан-Моне можно увидеть каждый день с 10:00 до 17:30 за 12 €.

Музей расположен в престижном 16-ом округе Парижа, рядом с Булонским лесом. Точный адрес: Louis-Boilly, 1. Рядом с метро «La Muette» (линия 9) и «Boulainvilliers» (RER C).

Малый дворец (Пти-Пале)

В недавно отреставрированном Малом дворце (или как его еще называют Пти-Пале), расположенном недалеко от престижных Елисейских Полей, хранится 1300 произведений искусства от античности до начала 20-го века. Эта недооцененная коллекция, которую туристы часто упускают из виду просто потому, что никогда о ней не слышали. Малый дворец может похвастаться шедеврами таких художников-импрессионистов, как Гюстав Курбе, Поль Сезанн, Клод Моне и Эжен Делакруа.

Пти-Пале был открыт в 1900 году для Всемирной выставки. Вместе с соседним Гранд Пале является ярким примером архитектуры в стиле модерн и одной из жемчужин города эпохи «Belle Epoque».

Малый дворец входит в сеть городских музеев Парижа, поэтому вход на постоянную экспозицию — бесплатный для всех посетителей.

Здесь также регулярно проводятся временные выставки, посвященные современному искусству, фотографии и даже моде. Стоимость входа на них может отличаться.

Если вы добираетесь на метро, то вам подойдет станция « Champs-Elysees Clemenceau» (линия 1 и 13). Точный адрес Малого дворца: Avenue Winston Churchill.

Посетить его можно каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00.

Музей Моне в Живерни

Когда Моне получил признание, он переехал из Парижа в Живерни на долгие 40 лет, приняв непринужденную сельскую жизнь, где писал свои картины на открытом воздухе в идиллическом созданном мире.

Дом Клода Моне, в котором он нарисовал некоторые из знаковых работ, сейчас является Музеем импрессионизма. В нем регулярно проводятся выставки, посвященные изучению различных аспектов часто недооцененного движения.

Посетите потрясающе красивые сады Моне в Живерни, особенно в весенне-летний сезон. Уделите время дому, который дает понять посетителям происхождение его стиля, в том числе любовь к японскому искусству и культуре.

Дом Клода Моне расположен в 88 км от Парижа. До него можно доехать на поезде, маршрутном такси или автомобиле ( арендовать машину можно, например, тут).

Чтобы добраться из Парижа на поезде, вам нужно с вокзала Gare St-Lazare (линии метро 3, 12, 13, 14) сесть на региональный поезд SNCF до станции «Vernon». Автобус регулярно перевозит туристов из Вернона в Живерни.

Забронируйте здесь на нужные даты тур в усадьбу Клода Моне с трансфером в обе стороны на комфортабельном автобусе. В стоимость также уже будет включена экскурсия с профессиональным русскоговорящим гидом.

Также можно заказать по этой ссылке поездку в Живерни с русским аудиогидом.

Вход в музей стоит 9,5 € для взрослых и 5,5 € для детей. Часы работы зависят от сезона: с марта по ноябрь посетить дом Клода Моне можно с 9:30 до 18:00.

Париж по праву считается родиной импрессионизма, одного из самых знаменитых стилей искусства во всем мире. Такие музеи как Орсе, Оранжери или Дом-музей Клода Моне в Живерни стали обязательными для посещения для поклонников этого направления.

Читать еще:  Испанская художница и фотограф. Naiara Briones (фотограф)

Кроме этого, просто прогуливаясь по Парижу с его многочисленными садами и парками, особенно с нашими аудиогидами , вы можете уловить то вдохновение, которое черпали когда-то художники-импрессионисты.

Желаем вам узнать Париж с новой, импрессионистической, стороны!

Музей Орсе в Париже – сокровищница импрессионизма

В истории знаменитого парижского музея Орсе судьбоносную роль сыграли два обстоятельства, и оба они в той или иной степени имеют отношение к развитию в стране… железнодорожного транспорта. В конце XIX века во французской столице, на левобережье Сены, построили вокзал по проекту архитектора Виктора Лалу. По тем временам самый технологически оснащенный и продвинутый, в нем имелись даже пассажирские лифты и эскалаторы для багажа. Его открыли 28 мая 1900 года, но уже в 1939 году закрыли, поскольку с прокладкой новых стальных магистралей утратил свою значимость – это первое обстоятельство (освободилось здание). После этого бывший вокзал использовали в самых разных целях, а в 60-х годах то и дело подумывали о его сносе, но намерение не привели в исполнение – это второе обстоятельство (здание сохранилось). Решение же разместить в помещениях бывшего железнодорожного вокзала Орсе музей с тем же названием приняли во времена президентства Жоржа Помпиду в начале 70-х, однако осуществилось оно не сразу…

Бывший вокзал становится музеем

Музей Орсе (или д’Орсе) получил от своего предшественника богатое наследство. Его здание впечатляет своими красотой, величественностью и просторами. Не меньше завораживает внутреннее убранство, ведь возводившая вокзал компания не поскупилась на создание комфортных условий для пассажиров. Здесь имелись и многочисленные платформы, и ресторан, и даже комфортабельный отель на 370 номеров. Понятно, что вся эта роскошь создавалась не ради благотворительности. Расчет был на то, что с приближением железнодорожных путей к центру столицы возрастет пассажиропоток и, соответственно, доходы перевозчика. Но этим надеждам не суждено было сбыться, поскольку прогресс не стоял на месте. С наступлением эпохи электрификации железнодорожные составы стали длиннее и поэтому платформы старого образца уже не могли их принимать. В результате было приостановлено движение не только дальних, но и пригородных поездов. Хотя с вокзала Орсе, обслуживавшего юго-западные регионы Франции, в направлении Орлеана, Бордо, Тулузы и Нанта ежедневно отправлялись десятки составов.

Что делать с огромным зданием? Сначала сюда переселили театральную студию выдающегося французского актера и режиссера Жан-Луи Барро, а затем здесь проводились аукционные торги Дома Друо. В годы нацистской оккупации часть помещений бывшего вокзала была отдана под центр почтовой связи. После войны, как мы сказали, здание служило самым различным целям, пока не появилась идея сравнять его с землей – идея, которой, слава богу, не суждено было сбыться. Сейчас трудно сказать, кому именно в правительстве страны пришло в голову решение открыть в Орсе художественный музей, но оно оказалось не только своевременным, но и очень удачным. Один только высокий стеклянный купол чего стоит, будто специально сооруженный под музейное помещение. Благодаря ему экспонаты получают естественное освещение, позволяющее посетителям сокровищницы рассмотреть их во всем великолепии.

В 1978 году, уже при президенте Валери Жискар д’Эстене, зданию бывшего вокзала присваивается статус национального исторического памятника Французской Республики. Через два года идея преобразования вокзала в музей, зародившаяся еще в бытность Жоржа Помпиду, наконец-то начала воплощаться в жизнь: стартовали работы по его реконструкции, вернувшие обветшавшему зданию былые блеск и величие. Еще через шесть лет, 1 декабря 1986-го, в Орсе открылся музей по проекту знаменитой Гае Ауленти, известного итальянского архитектора и дизайнера. По этому случаю состоялась торжественная церемония, в которой принял участие тогдашний глава государства Франсуа Миттеран. Он, собственно, и открыл музей Орсе.

Сокровищница мирового значения

С первых же дней существования музей Орсе стал сокровищницей искусства мирового значения. Во многом этому поспособствовало его расположение в самом центре Парижа (VII столичный округ), да еще и на небольшом расстоянии от Лувра. Достаточно пройти по мосту на противоположный берег Сены, спуститься по набережной реки вниз по течению и дойти до сада Тюильри. Напротив него и находится этот музей изобразительных и прикладных искусств. Однако главное его достоинство, конечно же, заключается в его экспонатах. Здесь собрана одна из крупнейших в мире коллекций европейской живописи, а также скульптуры. Правда, она охватывает не самый большой по историческим меркам период (1850-1914 годы). Зато является бесценной, ведь здесь размещены экспонаты из многих известных музеев, того же Лувра. Учитывая гигантские масштабы здания и многообразие экспонатов самой различной направленности, Орсе способен удовлетворить эстетические вкусы самых даже взыскательных ценителей искусства.

Постоянная экспозиция охватывает целых три этажа. На цокольном этаже находятся центральная галерея (здесь можно увидеть скульптуру 1840-1875 годов) и примыкающие к ней боковые залы с образцами картин художников, являющихся предшественниками или современниками импрессионистов. На так называемом промежуточном этаже выставлены скульптурные работы, относящиеся ко второй половине XIX века, а также картины натуралистов и символистов и образцы декоративного искусства того периода. И, наконец, на самом верхнем этаже собраны работы ярчайших представителей импрессионизма и постимпрессионизма.

С середины позапрошлого столетия и до первой мировой войны Франция стала музой для выдающихся мастеров, работавших в разных жанрах и направлениях. Здесь творили Руссо и Гоген, Милле и Сезанн, Дега и Ренуар, Синьяк и Тулуз-Лотрек. Последний известен своими работами, изображающими жизнь знаменитого кабаре «Мулен Руж». В коллекции немало произведений декоративного искусства (стиль ар-нуво), предметов архитектуры, фотографий тех лет. Но настоящая гордость музея заключается в картинах художников-импрессионистов и постимпрессионистов, составляющих основу его коллекции.

Публика поначалу не воспринимала их работы, равно как и оба эти направления в живописи. Оно и понятно, ведь она была воспитана на классике изобразительного искусства, а тут перед глазами предстают полотна с «непонятно чем» – размытыми очертаниями изображенных объектов, какими-то цветовыми пятнами. Было от чего прийти в недоумение. Непонимание проявляли и критики. Но названные выше художники, невзирая на молву, продолжали работать и открывали одну выставку за другой. И публика не устояла перед мастерством художников, выступавших за обновленный подход к изобразительному искусству и отказ в живописи от фотографически точных рисунков (в этом и заключается смысл импрессионизма и постимпрессионизма).

Среди выставленных в Орсе картин можно увидеть «Женщину с кофейником» (автор П. Сезанн), «Наводнение в Пор-Марли» (А. Сислей), «Бал в Мулен де ла Галетт» (О. Ренуар), «Собор в Руане» и «Завтрак на траве» (Э. Мане). В Орсе также демонстрируются работы Жана Беро и Пьера Боннара, Винсента Ван Гога и Эдгара Дега, Жан-Франсуа Милле и Камиля Коро, Люсьена Леви-Дюрмэ и Жоржа Сёра, Эдварда Мунка, Доминика Энгра и Теодора Шассерио.

Кроме живописи и скульптуры в музее Орсе представлены и другие творческие направления – архитектура, музыка, фотография, опера, кино и даже мебельное искусство. Чтобы посетителям было удобнее ориентироваться, все это многообразие располагается в хронологическом порядке. Музейные критики и просто ценители искусства едины во мнении, что Орсе в своем роде уникален, поскольку охватывает исторический период, не представленный в Лувре и Центре Жоржа Помпиду. Тем самым устраняется разрыв в хронологической цепочке между двумя названными музеями.

Больше чем просто музей

Орсе сегодня это не только музей в традиционном понимании. За годы своего существования он снискал славу одного их самых популярных центров культурной жизни Парижа, где любят бывать и местные жители, и многочисленные гости столицы Франции – тысячи человек каждый день. Здесь регулярно проводятся концерты и демонстрируются театральные постановки. Орсе место проведения ежегодного фестиваля, посвященного истории киноискусства. В его стенах проходят различные форумы – круглые столы и конференции, в рамках которых участники могут обменяться мнениями в свободном и непринужденном диалоге, поделиться впечатлениями от постоянной экспозиции и временных выставок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector