Импрессионизм в работах Talya Johnson

Импрессионизм в работах Talya Johnson

Как сиюминутное становится вечным: 5 историй жизни импрессионисток

В Международный день художника ЕLLЕ вспоминает о самых влиятельных женщинах в живописи и их выдающихся работах

Хрупкие силуэты творческих женщин часто теряются на фоне мужских фигур, несмотря на бытующий миф о равноправии. Как и гении литературы, такие как Джейн Остин и сестры Бронте, художницы, рожденные в конце девятнадцатого — начале двадцатого столетия, вынуждены были доказывать свои права и отстаивать интересы. Для того, чтобы получить образование в сфере изобразительных искусств, необходимо было как минимум родиться в обеспеченной семье, которая могла оплачивать услуги преподавателя. И все равно юные и талантливые ученицы (часто посредственных художников) вынуждены были выслушивать гнетущие опасения по поводу своей будущей неприкаянной судьбы и плыть против течения. Быть сильными вопреки обстоятельствам и железной хватке патриархального общества. Бороться с личными внутренними комплексами, непринятием семьей и даже любимыми мужчинами. ELLE собрал удивительные истории пяти художниц-импрессионисток, которые выбрали свой путь и доказали, как важно оставаться собой.

1. БЕРТА МОРИЗО (1841-1895)

С именем молчаливой и задумчивой, сдержанной и независимой Моризо тесно связано имя Эдуарда Мане. История любви, которая разворачивалась на картинах, в свое время потрясла весь Париж, но сначала стоит рассказать о самой художнице. Первая женщина-импрессионист Берта Моризо родилась в Париже в семье известного мастера стиля рококо Фрагонара, который впоследствии познакомил свою внучатую племянницу с Камилем Коро. В двадцать Берта стала его ученицей и переняла стиль Барбизонской школы, к которой относился Коро. Ее картины отражали жизнь конца 19-го века и в основном быт, который ее окружал. В творчестве Моризо много сцен домашней жизни и портреты друзей, а также встречаются редкие городские ландшафты. К слову, именно пейзаж «Вид Парижа с холма Трокадеро» произвел особое впечатление на Мане, который выделил работу начинающей художницы среди известных имен. Спустя пару недель Берта была представлена известному мастеру, что стало триггером к началу безмолвного романа двух живописцев. Сначала Мане предложил ей позировать, а впоследствии принял в свой круг импрессионистов, вдохновлял на творческие поиски и продвигал в Салонах. Мане был женат, а Моризо не стремилась к браку, но спустя время обратила внимание на брата Эдуарда — Эжена. Именно за него она и вышла замуж, получив перед свадьбой прощальную картину Мане — букет фиалок, олицетворяющий прощание.

Через 4 года после свадьбы у Берты и Эжена родилась дочь Жюли, которая стала лучшей моделью Моризо и открыла для нее новый смысл живописи: сиюминутное делать вечным. И все-таки Берта Моризо попала в список мастеров, которые оказали влияние на Эдуарда Мане и у которых он заимствовал мотивы. В 1872 году Берта написала женщину и девочку у забора, а в 1873 Мане повторит эту композицию в одном из своих шедевров. «Как же все-таки мастерски она умеет вписывать фигуру человека в пейзаж!»

2. Мэри Стивенсон Кэссетт (1844 — 1926)

Американская импрессионистка Мэри Кэссетт была близкой подругой Эдгара Дега и большую часть своей жизни прожила во Франции, продвигая в своем творчестве идею тесной связи матери и ребенка. Будущая художница родилась в богатой и интеллигентной семье американских банкиров: ее родители считали путешествия неотъемлемой частью образования, и к 10-ти годам Мэри успела побывать во всех европейских столицах. В 17 она решила стать художницей и, несмотря на негатив со стороны родителей, поступила в Пенсильванскую академию изящных искусств, а позже уехала во Францию. Отец, который начал всерьез сопротивляться выбранному ею ремеслу, стал оплачивать только ее основные жизненные потребности. Но благодаря приобретенному авторитету среди американских художников Кэссетт получила крупный заказ от Питтсбургского архиепископа на исполнение копий картин итальянских мастеров. Благодаря этому Мэри смогла оплатить свое возвращение в Париж, где и познакомилась с Писсарро, Дега, Бертой Моризо и братьями Мане. К слову, множество произведений Кэссетт исполнила подобно Дега — пастелью. Этот материал как нельзя лучше подходил для ре­шения задачи, которую ставила перед собой художница, изображавшая женщин с детьми, детские игры, писавшая женские портреты. Нежная бархатистость кожи, влажный блеск глаз, мягкие складки материи, приглушенный тон шел­ка, трепетность световоздушной среды прекрасно переданы в произведениях художницы. Вдохновляясь своими друзьями, а также японскими живописцами, Кэссетт стала главным импрессионистом Америки. Ей подражали молодые художники, с ней советовались крупнейшие коллекционеры, и в настоящее время американцы считают Мэри Кэссетт своим национальным художником. Ее произведения — соб­ственность музеев в Бостоне и Ворчестере, Люксембургского музея в Париже, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Мо­скве и многих других музеев и частных коллекций.

Дневник живописи

В каждой картине – тайна, судьба, послание

Художники-импрессионисты. 7 великих французских мастеров

“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его”

XIX век. Франция. В живописи произошло невиданное. Группа молодых художников решила пошатнуть 500-летние традиции. Вместо четкого рисунка, они использовали широкий “небрежный” мазок.

А от привычных образов и вовсе отказались, изображая всех подряд. И дам лёгкого поведения, и господ сомнительной репутации.

Публика была не готова к живописи импрессионистов. Их высмеивали, ругали. А самое главное, ничего у них не покупали.

Но сопротивление было сломлено. И некоторые импрессионисты дожили до своего триумфа. Правда им было уже за 40. Как Клоду Моне или Огюсту Ренуару. Другие дождались признания лишь в конце жизни, как Камиль Писсарро. Кто-то до него не дожил, как Альфред Сислей.

Что же революционного совершил каждый из них? Почему публика так долго их не принимала? Вот 7 самых прославленных французских импрессионистов, которых знает весь мир.

1. Эдуард Мане (1832—1883).

Андрей Аллахвердов. Эдуард Мане. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Мане был старше большинства импрессионистов. Он был их главным вдохновителем.

Сам Мане на роль лидера революционеров не претендовал. Он был светским человеком. Мечтал об официальных наградах.

Но признания он ждал очень долго. Публика желала видеть греческих богинь или натюрморты на худой конец, чтобы красиво смотрелись в столовой. Мане же хотел писать современную жизнь. Например, куртизанок.

В результате появился “Завтрак на траве”. Два денди отдыхают в обществе дам лёгкого поведения. Одна из них как ни в чем ни бывало сидит рядом с одетыми мужчинами.

Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863. Музей д’Орсе , Париж.

Сравните его “Завтрак на траве” с работой Тома Кутюра “Римляне во времена упадка”. Картина Кутюра произвела фурор. Художник мгновенно прославился.

Читать еще:  Деловые аксессуары - стиль в каждой детали

“Завтрак на траве” обвинили в вульгарности. Беременным абсолютно серьезно не рекомендовали на неё смотреть.

Тома Кутюр. Римляне времён упадка. 1847. Музей д’Орсе, Париж. artchive.ru.

На картине Кутюра мы видим все атрибуты академизма (традиционной живописи XVI-XIX вв.). Колонны и статуи. Люди аполлоновской внешности. Традиционные приглушённые цвета. Манерность поз и жестов. Сюжет из далекой жизни совсем другого народа.

“Завтрак на траве” Мане – другого формата. До него никто не изображал куртизанок вот так запросто. Рядом с респектабельными горожанами. Хотя многие мужчины того времени так и проводили свой досуг. Это была реальная жизнь реальных людей.

Мане пробовал считаться со вкусами публики. Писал портреты на заказ. Но из этого ничего не вышло.

Однажды изобразил одну респектабельную даму. Некрасивую. Он не смог польстить ей с помощью кисти. Дама была разочарована. Ушла от него в слезах.

Эдуард Мане. Ангелина. 1860. Музей д’Орсе, Париж. Wikimedia Commons.

Поэтому он продолжал экспериментировать. Например, с цветом. Он не пытался изобразить так называемый природный колорит. Если серо-бурая вода ему виделась ярко-синей, то он и изображал ее ярко-синей.

Это, конечно, раздражало публику. «Ведь даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, как вода у Мане» – язвили они.

Эдуард Мане. Аржантей. 1874. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikimedia Commons.

Но факт остаётся фактом. Мане вкорне изменил предназначение живописи. Картина становилась воплощением индивидуальности художника, который пишет так, как ему заблагорассудится. Забыв о шаблонах и традициях.

Новаторства ему долго не прощали. Признания дождался только под конец жизни. Но оно уже было ему не нужно. Он мучительно угасал от неизлечимой болезни.

2. Клод Моне (1840—1926).

Андрей Аллахвердов. Клод Моне. 2017. Личная коллекция художника Allakhverdov.com

Клода Моне можно назвать хрестоматийным импрессионистом. Так как он был верен этому направлению всю свою долгую жизнь.

Он писал не предметы и людей, а единую цветовую конструкцию из бликов и пятен. Раздельные мазки. Дрожание воздуха.

Клод Моне. Лягушатник. 1869. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Metmuseum.org.

Моне писал не только природу. Ему удавались и городские пейзажи. Один из самых известных — “Бульвар Капуцинок” .

В этой картине есть многое от фотографии. Например, движение передано с помощью размытого изображения.

Обратите внимание: дальние деревья и фигуры словно находятся в дымке.

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.

Перед нами остановленный момент бурлящей жизни Парижа. Никакой постановочности. Никто не позирует. Люди изображены как совокупность мазков. Такая бессюжетность и эффект “стоп-кадра” — главная черта импрессионизма.

К середине 80-х годов художники разочаровались в импрессионизме. Эстетика — это, конечно, хорошо. Но бессюжетность многих угнетала.

Лишь Моне продолжал упорствовать, гипертрофируя импрессионизм. Это переросло в серии картин.

Один и тот же пейзаж он изображал десятки раз. В разное время суток. В разные времена года. Чтобы показать, насколько температура и свет могут изменить один и тот же вид до неузнаваемости.

Импрессионизм (статья из Ж.Ж.)

Муз Марчелло. (Музыка и вечность)

Хотите видеть глазами Ван Гога, Моне, Писарро
Идите по миру в любую погоду,
пусть солнце – в глаза и бес пусть – в ребро;
Откройте глаза, что у вас на затылке,
и те, что устроены в ваши виски;
импрессионизм возникает не пылко;
мерцания мира далёко-близки.
Импрессионизм – боковая реальность,
В которой царят сотни красок и свет,
И пусть в нём теряется ночи печальность*
Он — Реальность, которой реальнее нет.

***
Облучитесь импрЕссионизмом,
Посмотрите глазами вприщур
Мир предстанет, изломленным в призме,
Словно слепленный с тысяч натур.
Кем –то были нашлёпаны краски.
Опьянёнными, бликом цветов и,
Боясь непременной огласки,
Все скрывались в толпе городов;
То расцветят бульвар, кафе-бары,
Танцовщиц кабаре Мулен Руж,
Предосенние леса пожары…
Их холсты сохраняли для стуж.
И сегодня в любую погоду
Можно греться у этих холстов,
К Впечатленью любовь не проходит,
Ну, а встреча с ним каждая – новь.

Заболел я вами, заболел навек,
Вашими холстами, слышь, Тулуз Лотрек?
Твоим Мулен Ружем, где богемный дух,
Импрессионизмом болен я за двух.
Нахожу я силы всех смотреть до слёз,
Да, в их жанр влюблён я на века, всерьёз.
Пусть Ван Гог без уха, пусть он неказист,
Но без глаз и слуха не увидишь жизнь
Что, как Бог, он создал на холстах своих
Что ни холст, то вижу гениальный стих.
Жаль, что я не гений, чтоб воспеть вас всех,
Чьи холсты, при жизни, вызывали смех.
Впечатленье* жизни вижу на холстах,
И зависла радость на моих устах,
Заискрилось счастье, за моим окном,
А холсты надолго будут моим сном.

***

Расплывшееся время на песке.
Оно стекает со стола и стульев.
И затхлый пруд — ОНО, и — гадина в руке,
ОНО, как гул роёв в пчелиных ульях.

Непостоянство памяти — ОНО.
И с возрастом, свою, меняя ценность,
Став парадоксом мира, так давно
Живут, обнявшись — Вечность и Мгновенье.

Туманы грёз, в которых наша жизнь,
Как паранойя, часто ирреальна,
Сквозь сон нам шепчет: — ну, остановись…
Что выберешь, то будет идеальным.

* в импрессионизме практически не используется чёрный цвет.

Весной 1874 г. группа «отверженных» французских живописцев, картины которых не были приняты официальным Парижским Салоном, организовала выставку в Париже в ателье Надара на бульваре Капуцинов. Участвовали в показе: Э. Дега, К. Моне, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, П. Сезанн, А. Сислей и другие художники. Всех их объединило неприятие консерватизма и академизма в искусстве, стремление отражать непосредственные впечатления от быстро меняющейся современной жизни.

Одна из картин выставки, написанная К. Моне в 1872 г., — туманный пейзаж с восходом солнца в Гавре, — вызвала затруднение с названием. Тогда, по совету автора, составлявший каталог выставки О. Ренуар, написал: «Впечатление. Восход солнца» (франц. Impression. Soleil levant). Молодых художников упрекали в «незаконченности» и «неряшливости живописи», отсутствии вкуса и смысла в их работах, «покушении на истинное искусство». Через неделю после открытия выставки ее посетил критик Л. Леруа. Остановившись перед изображением восхода солнца Моне и прочитав название картины в каталог

Читать еще:  Испанский художник. Elena Garcia de la Fuente

Импрессионизм Название стиля импрессионизм ( impressionnisme) произошло от французского слова impression – впечатление. Это название стиль, оказавший серьезнейшее влияние на развитие мирового искусства, получил, благодаря острому язычку французского журналиста. В 1874 году состоялась первая выставка группы французских художников, называвших себя «независимыми». Молодых художников, объединяло неприятие консерватизма царившего тогда стиля академизм. На выставке «независимых» была представлена работа Клода Моне «Восход солнца. Впечатление». Вот по поводу этой работы журналист Л.Леруа позволил себе весьма ироничные выпады, склоняя во всех вариантах слово «впечатление», журналист утверждал, что impression заменило в картинах художниках подлинное искусство. Оставим критические замечания на совести журналиста, но отметим, что многие названия модернистских стилей возникли также благодаря острым язычкам парижских журналистов, например «кубизм», «фовизм». Конечно, художественный вкус журналистов вызывает сомнения, но стоит отметить остроту пера. Ироническое название прижилось, поскольку как нельзя лучше передавало суть нового художественного языка – стремление художников к передаче субъективного впечатления от цвета, света, пространства. Так картина Клода Моне, «маленький этюд из света, тумана и воды», как сказал о ней Уильям Зейтц, дала название новой эпохе в живописи. Художники-импрессионисты старались как можно более точно передать свои впечатления от окружающего мира. Ради этой цели они отказались от соблюдения существующих правил живописи и создали свой метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок внешнего впечатления от света, тени, их рефлексии на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето — воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве: «Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений». Хронологические рамки существования стиля «импрессионизм» во Франции охватывают время от 70-х годов 19 века до начала 20 века. В начале ХХ века на сцену истории мировой живописи выходят ранние модернистские направления: экспрессионизм и кубизм, их появление означало начало совершенно новой эпохи в развитии искусства. А импрессионизм стали называть прелюдией нефигуративного искусства. Но, к счастью, для истории развития искусства характерна, скорее, полифония, чем строгая линейная логика развития. Импрессионизм оказал большое влияние на развитие мирового искусства и, бесспорно, относится к числу великих стилей. По сути, он никогда не терял своей актуальности, вовлекая в сферу своего влияния все новые формы и виды искусства. Импрессионизм в музыке нашел свое воплощение в творчестве Дебюсси и Равеля, в литературе – в поэзии П.Верлена, К. Бальмонта, И. Анненского, Мандельштама. А черты импрессионизма присутствуют в прозаических произведениях многих известнейших писателей. Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст как струпья положил. Он понял масла густоту, — Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето, Расширенное в духоту. А тень-то, тень все лиловей, Свисток иль хлыст как спичка тухнет. Ты скажешь: повара на кухне Готовят жирных голубей. Угадывается качель, Недомалеваны вуали, И в этом сумрачном развале Уже хозяйничает шмель. О. Мандельштам. Многие искусствоведы подчеркивают, что мир живописи после французских импрессионистов стал уже другим. После периода бурного протеста против новаторского стиля художников последовало признание их стиля. Но далеко не всеми. О.Шпенглер писал «Пейзаж Рембрандта лежит где-то в бесконечных пространствах мира, тогда как пейзаж Клода Моне – поблизости от железнодорожной станции». Что же так раздражало даже людей с развитым художественным вкусом в живописи импрессионистов? Позволю себе предположить, что импрессионисты в своем стремлении запечатлеть мгновенье, изменчивость, подвижность мира покусились на неизменность и стабильность нашего восприятия реальности. Они показали, что в зависимости от освещения, трава может быть синей, а небо может казаться зеленым. Прав был Максимилиан Волошин, говоривший, что мы воспринимаем мир «глазами своих живописцев». Импрессионисты первыми показали человечеству всю относительность его восприятия мира. А.Бенуа писал в своих размышлениях об импрессионизме: «Импрессионизм – это не живопись, это открытие». Он подчеркивал, что их метод — это не временное течение, а вечная основа искусства». Особенно большой вклад импрессионисты сделали вы развитие пейзажной живописи. А. Сислей, К.Писсарро, К.Моне создали систему пленэрной живописи, они писала свои полотна на открытом воздухе и, на первый взгляд, будничный мотив изменялся, преображаясь в вибрациях света и воздуха. Для живописи импрессионистов характерно стирание жанровых рамок, они позволяли себе объединять жанровую живопись с пейзажем, бытовой жанр с портретом. Конечно, далеко не только пейзаж был любимым жанром импрессионистов. Всемирно известны портреты О.Ренуара, его жизнерадостная живопись никогда не теряла популярности. В центре внимания Эдгара Дега находилось изображение человека. Его любимыми темами были изображения актрис балета, гладильщиц и прачек за работой, различные бытовые сценки. Когда вглядываешься в полотна П. Сезанна, Э.Мане, К. Писсарро, К. Моне невольно ловишь себя на мысли, что вместе с ними заново открываешь для себя мир.

Импрессионизм в работах Talya Johnson

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Импрессионизм и Экспрессионизм. Как отличить одно от другого?

Импрессионизм (impression — впечатление)

1) Начало и сущность: 1874г. — первая выставка в Париже, на которой
экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Суть
этого течения — в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особой
манере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистых
красок, беглых декоративных штрихов.

2) Причины возникновения: одна из главных причин возникновения
импрессионизма — противостояние молодого поколения художников
условностям академизма, классицизма и романтизма.

3) Представители: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега,
Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль, Берта Моризо.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — Отче Наш для импрессионизма.

Огюст Ренуар «Молодая девушка с ромашками»

Эдгар Дега «Мытье»

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

4)Жанры: пейзаж, портрет, бытовой жанр, позже натюрморт.

5)Основные темы и мотивы: природа, повседневная жизнь современного
города, быт и труд горожан. Импрессионизму свойственно отсутствие
интереса к какой бы то ни было проблематике. Так сказать, искусство
ради искусства.

6)Особенности техники: отказ от четкого контура, замена его мелкими
раздельными и контрастными мазками, впоследствии отказ от черного цвета.

7)Влияние на культуру: Импрессионизм стал одним из самых влиятельных
течений в искусстве, проявив себя не только в постимпрессионизме, но и
в других видах искусства, таких как литература (Малларме, Рембо, Вульф),
музыка (Дебюсси, Равель) и кинематограф (Эпштейн, Делюк).

Читать еще:  Живопись как катализатор. Claudy Khan

Экспрессионизм (expression — выражение)

1) Начало и сущность: первые десятилетия 20 века. Зародился в Германии
и Австрии, и там же достиг наибольшего расцвета. Иконой экспрессионизма
считается «Крик» Э.Мунка, 1883г. Суть этого течения — в выражении
субъективного видения мира художника.

2) Причины возникновения: Экспрессионизм возник как острейшая реакция
на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и
революционные движения.

3) Представители: : Оскар Кокошка, Эгон Шиле, Макс Бекман, Франц Марк,
Франк Ауэрбах, Альбер Блох, Пауль Клее, Мильтон Эвери, Август Маке.

Эдвард Мунк «Крик»

Эгон Шиле «Агония»

Оскар Кокошка «Девочка с куклой»

Пауль Клее (название не смогла найти, я бы назвала «Самый веселый
человек на свете»)

4)Жанры: портрет, натюрморт и другие. Формальные признаки определенного
жанра большую роль не играют.

5)Основные темы и мотивы:война, смерть, уродство, болезни, смерть, страх,
разочарование, боль, крик, хаос, рок.

6)Особенности техники: упрощенность форм, часто жесткая линия контура,
контрастность, деформация форм, нарушение пропорций, эстетика уродства.

7)Влияние на культуру: Экспрессионизм проявил себя также и в других видах
искусства: танце, музыке, архитектуре. Отдельно нужно сказать, что это
первое направление в искусстве, ярко проявившее себя в кинематографе
(Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, Р. Вине). А также стал предвестником «второй волны»
экспрессионизма — абстрактного экспрессионизма середины 20 века.

А теперь маленький лайфхак, как отличить одного от другого:

Работы импрессионистов обычно не отходят от более или менее
реалистического изображения действительности. Они стремятся как раз ее
уловить, пусть и по своему. Экспрессионисты же стараются от нее отойти,
выплеснуть свои эмоции и переживания в искаженных, фантастических,
невероятных формах.

Конечно же, это не универсальное правило. Подгонять искусство под какие-то
жесткие правила и рамки — занятие довольно глупое, но тем не менее оно
может помочь отличить хрестоматийные примеры одного течения от другого.
Например вот эти:

А теперь догадайтесь, которая из них принадлежит кисти Сислея,
а которая Блоха?)

Всё, теперь вы эксперты! Поздравляю).

Чем импрессионизм отличается от экспрессионизма?

Импрессионизм и экспрессионизм представляют собой различные направления в искусстве.

Импрессионизм (от англ. impression — впечатление) зародился во Франции в конце 1860-х годов. Его представители пытались передать сцены из реального мира, передав при этом свои впечатления от них. Художники этого стиля накладывали краски отдельными мазками и использовали контрастные тона (красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и голубой) на одном участке картины. Отличительной особенностью картин импрессионистов является эффект мерцания красок. Картины импрессионистов не затрагивали острые социальные проблемы.

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Его представители стремились не только изобразить окружающий мир, но и передать художественными способами эмоциональное состояние автора.

Откуда произошли названия стилей?

Слово «импрессионизм» происходит от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», которая была представлена на выставке 1874 года. Журналист журнала «Le Charivari» Луи Леруа, посетив выставку, обозвал художников, которые в ней участвовали, «импрессионистами», желая выразить тем самым свое пренебрежение к игнорированию участниками выставки классического жанра. Название тем не менее прижилось и потеряло свой первоначальный отрицательный смысл.

Термин «экспрессионизм» был введен чешским историком искусств Антонином Матешеком в 1910 году в противоположность термину импрессионизм.

Что послужило предпосылкой для возникновения импрессионизма?

Импрессионизм возник на сломе общественно-исторических эпох и отразил наиболее характерные моменты своего времени. Некоторые молодые художники, стремясь отойти от религиозного воздействия и академического искусства, которое выражало вкусы правительственных кругов, начинают искать новые средства выражения стиля.

Основоположниками стиля были его наиболее яркие представители — Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Клод Моне. Художники резкими мазками накладывали на холст краски, которые в глазах зрителя, отошедшего от картины на достаточное расстояние, создавали желаемый результат. Художники стремились использовать те приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, но с восприятием самого художника. Например, земля на картинах импрессионистов может быть фиолетовой, сиреневой, голубой, розовой или оранжевой, но никогда — коричневой. Чтобы добиться желаемого результата, художники часто прибегали к технике оптического смешения, они не смешивали цвета между собой, а накладывали их на полотно рядом. В результате мелкие мазки красной и синей краски зритель видел как фиолетовые. Благодаря владению цветом, импрессионистам удавалось отражать в картинах движение облаков, игру света, порывы ветра, струи дождя или падающий снег.

Наиболее типичной для импрессионистов темой был пейзаж, однако они в своём творчестве художники затрагивали и многие другие темы — такие, как сцены повседневной жизни современного города, быт людей и развлечения.

Изначально импрессионизм был встречен критиками насмешками и травлей, но, уже с конца 1880-х годов новая техника в живописи была подхвачена представителями академического и салонного искусства. К 1886 году импрессионизм завоевал весь мир искусства и распространился в США, Великобритании, Германии, Скандинавии.

Как возник экспрессионизм и кто был его основателем?

Экспрессионизм возник как реакция на события Первой Мировой войны, которые разрушили привычный быт и те начала, на которых покоилась европейская культура. Художники восприняли действительность субъективно, и через свои эмоциональные картины, наполненные разочарованием, тревогой и страхом, пытались воздействовать на публику.

Для выражения чувства раздражения, отвращения и тревоги экспрессионисты использовали угловатые, искорёженные линии, деформацию предметов, быстрые и грубые мазки, кричащий колорит. Художники отдавали предпочтение контрастным цветам для того, чтобы усилить воздействие на зрителя и не оставить его равнодушным.

Своими предшественниками экспрессионисты считали постимпрессионистов. Первое сообщество, с которого началось развитие экспрессионизма, возникло в 1905 году, и получило название «Мост». Четверо студентов-архитекторов дрезденской Технической школы организовали коллектив, в котором художники проявляли свою индивидуальность. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером, и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель.

В 1906 году художники организовали первую выставку, которую положительно восприняла общественность. В 1912 году к течению присоединилась еще одна группа «Синий всадник», организованная Василием Кандинским. В ее состав также вошли немецкие художники — Август Макке, Генрих Кампендонк, Франц Марк, Пауль Клее и др.

С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы. Несмотря на запрет, художники продолжали работать в рамках экспрессионизма на протяжении многих десятилетий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector