Индийский фигуративный художник. Harisadhan Dey
Голод, смерти и COVID-19: что еще напророчил индийский вундеркинд, предсказавший пандемию
Увлечение астрологией сделало индийского подростка по имени Абинья Ананд знаменитым. По расположению планет Абинья смог предсказать пандемию коронавируса и связанные с ней последствия.
«Жизнь многих людей сильно изменится»
В августе 2019 года 13-летний индийский подросток Абинья Ананд опубликовал на YouTube ролик под названием «Серьезная опасность для мира с ноября 2019 по апрель 2020-го». В нем он предупредил о глобальных бедствиях, которые ожидают человечество в ближайшие месяцы.
«31 марта станет кульминацией кризиса, – вещал на английском и хинди индийский мальчик. – Китай будет существовать в сильном напряжении. Вьетнам, Пакистан, а также США, Соединенное Королевство, Израиль, Саудовская Аравия – экономика богатых и развитых стран будет разрушена, жизнь многих людей сильно изменится. Это отражение глобальной кармы, и не стоит воспринимать это легкомысленно».
Абинья предупреждал, что планета не будет разрушена, мир придет в порядок, и это случится 29 мая. В ролике подросток ничего не говорит про коронавирус или просто про вирус, но заявляет про глобальные бедствия по всему миру и тысячи смертей. YouTube удалил видеозапись Абиньи из-за нарушения правил платформы, но интернет помнит всё. В 2020 году, когда коронавирус охватил весь земной шар, пользователи вспомнили о предсказании индийского мальчика. Его оригинальное видео стало вирусным, в сети начали появляться видео других пользователей с пересказами предсказания Абиньи. И если раньше над словами индийского подростка про глобальную карму посмеивались, то после тысяч смертей от коронавируса многие серьезно задумались: может, это действительно предупреждение природы-матушки эгоистичному человечеству, которое уничтожает ее ради своих меркантильных интересов?
Юный астролог из касты брахманов
Ролики с Абиньей гуляют в интернете, у него есть аккаунт в фейсбуке и блог в инстаграме, в которых он выкладывает свои новые предсказания. Однако про самого индийского вундеркинда известно очень мало. Абинья родился в штате Карнатака, а сейчас живет с родителями в городе Ченнай (ранее Мадрас), на юге Индии.
Семья Абиньи – брахманы. Брахманы являются высшей кастой традиционного индуистского общества. Эти люди – интеллектуальная элита Индии, как правило, они занимают высокие должности, имеют средний и высокий достаток. Поэтому можно предположить, что родители Абиньи тоже не из простых. У него есть младшая сестра Абхидея, она часто снимается в его роликах.
В Индии брахманы – высшая каста
В некоторых англоязычных источниках упоминается, что Абинья очень хорошо учится, получил начальное и среднее образование в государственной школе в Карнатаке, а также имеет диплом по аюрведической микробиологии одного из колледжей. Но особенно хорош Абинья в астрологии, которой увлекается продолжительное время.
Канал на YouTube Conscience (в переводе с английского «сознание») Абинья начал вести в 2012 году, в этом ему помогали родители. Его первые видео посвящены двум важнейшим индуистским текстам, кладезям древней философской мысли: это Бхагавадгита (древнеиндийская книга на санскрите, мальчик хорошо им владеет) и Венкатешвара-супрабхатам (индуистский утренний гимн на санскрите).
В Индии вундеркинда признали еще до его пророчества о глобальной мировой катастрофе. В 2015 году он получил премию Bhagavad Gita Award, в 2016 году стал обладателем Child Prodigy Award и Sloka Praveena Award. Но интерес к нему вырос в марте 2020 года, когда карантин объявили во многих странах. С тех пор Абинья стал более активно публиковать свои предсказания и вести блоги.
В своих советах мальчик призывал увеличить потребление витамина С, есть побольше куркумы и в целом повышать иммунитет. Для профилактики коронавируса Абинья рекомендовал людям, особенно впечатлительным, не смотреть и не читать новости о пандемии. В такие моменты, по его словам, начинает вырабатываться гормон стресса и защитные реакции организма снижаются. Об этом, впрочем, говорят и многие психологи, Америку он тут не открыл.
Абинья также дает советы взрослым по домашнему обучению, в частности советует им предоставлять возможность детям с самого раннего возраста изучать аюрведу. «Ваши дети станут экспертами к тому времени, когда им исполнится 10», – пишет он.
Для привлечения новых подписчиков парень раздает индивидуальные астрологические прогнозы. Желающих узнать свое будущее хватает. «Пожалуйста, дай мне прогноз, я очень хочу знать всю правду о моем муже», – пишет ему домохозяйка Сумита из индийского города Дургапур.
Голод и тысячи смертей
Но не куркумой единой. В июле парень, который стал героем ток-шоу и гуру для многих людей во всем мире, опубликовал новое предсказание, которое тоже стало вирусным. По его астрологическим подсчетам, мир с декабря 2020 года по март 2021 года ждут новые беды, которые будут намного страшнее предыдущих испытаний.
«В это время Юпитер и Сатурн перейдут в один знак зодиака, и вполне вероятно наступление новых потрясений, таких как эпидемия холеры (этим словом в своих видео он называет любые инфекционные болезни. – Ред.), голод и тысячи смертей», – говорит Абинья.
Новое предсказание Ананда: с декабря 2020-го нас ждет
еще более страшный кризис
Об опасном сближении этих планет в ноябре – декабре предупреждают и другие астрологи, правда, не сулят столь радикальных последствий. Российский астролог Василиса Володина, например, заявляет о возможном втором пике коронавируса в это время.
Пиком описанного им кризиса Ананд называет февраль 2021 года. В этот период, предупреждает он, нужно быть особенно осторожными, не рисковать здоровьем и финансами. Правда, непонятно, что Абинья имеет в виду: какой-то другой вирус или мутировавший COVID-19, новый штамм все того же коронавируса.
Кроме этого, мальчик предсказывает, что человечеству стоит готовиться к масштабному голоду, который затронет большую часть населения Земли. Его опередил с этим предсказанием глава Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бисли. В интервью мировым СМИ он заявил, что из-за пандемии недостаток продовольствия испытывают 270 млн человек и риск голода может достигнуть библейских масштабов.
Поклонники Абиньи при упоминании декабря 2020 года вспомнили пророчество болгарской провидицы Ванги, якобы она говорила о проклятии пяти двоек: дата, в которой сойдутся пять двоек, станет судьбоносной для всего мира. В дате 22.12.2020 их как раз пять, а значит, по мнению верящих в пророчество, апокалипсис уже близко. В очередной раз.
У Абиньи, как и у любого известного в медиапространстве человека, есть свои хейтеры – те, кто считает, что мальчик мелет чепуху и вообще он самый обычный шарлатан, который ищет внимания и нагнетает негатив. Они досконально изучают его предсказания, находят многочисленные несостыковки и цепляются ко всему. Мол, этого не может быть, потому что не может быть никогда.
Мы тоже решили немного «пованговать» и даем свой, не астрологический прогноз от Sobesednik.ru: спорить о способностях Абиньи будут до тех пор, пока не закончится пандемия. Но факт есть факт: парень действительно разбирается в астрологии и аюрведе, весьма начитан, всесторонне развит, отслеживает мировые новости, интересуется мировой политикой и экономикой. Звание вундеркинда он заслужил, брахман из него получился вполне достойный, а какой из него пророк, поживем – увидим.
Материал вышел в издании «Собеседник+» №09-2020 под заголовком «Мальчик, предсказавший пандемию».
Праздник Дхантерас
9 ноября 2015 года: Дхантерас
Праздник Дхантерас приходится на тринадцатый день темной половины месяца Карттик, и широко отмечается последователями индуизма по всей Индии и по всему миру (слово «дхан» обозначает богатство, а терас – «тринадцать» — указывает на дату праздника). Обычно выпадающий на конец октября – начало ноября, он знаменует начало пятидневного празднества огней — Дивали.
Особо связанный с богиней богатства и процветания Лакшми, а также с частичным воплощением Шри Вишну – бога-целителя Дханвантари, с глубочайшей древности этот день считается особенно благоприятным для молитв о здоровье и материальном благополучии, для поклонения богине Лакшми, для приглашения ее в свои старательно прибранные, украшенные и ярко освещенные дома. Также принято в этот день покупать различные механизмы и металлы, такие как золото, железо, бронзу, медь, серебро. Перед входами делают разноцветные узоры ранголи и ставят масляные лампы, чтобы привлечь богиню Лакшми. В эту дату приобретаются образы божеств Ганеши и Лакшми для главного празднования Дивали.
С праздником Дхантерас связано множество различных преданий, самое известное из которых –легенда о явлении бога-целителя Дханвантари. Покровитель науки здоровья и долголетия (Айюр-веды), этот бог пришел в мир при сбивании богами и асурами Молочного океана. Сказано, что некогда в попытках добыть нектар бессмертия боги и асуры стали взбивать Молочный океан, используя в качестве мутовки гору Меру, а веревкой им служил божественный змей Васуки. Тогда из глубин океана последовательно появилось множество чудесных существ и вещей, а в итоге, наконец, перед богами и их демоническими противниками, асурами, с кувшином нектара бессмертия в руках предстал бог Дханвантари. Его появлению предшествовало явление из океана богини Лакшми, восседающей на лотосе. Между богами и асурами возник спор о праве первыми вкусить нектар, и тогда Господь Вишну, в своей манере создавать иллюзию для демонических существ, обманул асуров, нектар достался богам и богиня Лакшми взяла их под свое особое покровительство.
Сказано, что именно в этом состоит причина, по которой в праздник Дхвантерас люди и боги поклоняются Шри Лакшми – богине богатства и процветания.
Упомянем здесь еще одну замечательную историю, объясняющую другое название этого дня – Яма-дипан. В этой истории рассказывается о шестнадцатилетнем сыне царя Химы. Согласно астрологическому предсказанию, на четвертый день после свадьбы ему была суждена смерть от укуса змеи, и история повествует о том, как молодая жена всю ночь пыталась спасти от укуса змеи своего молодого супруга.
На пороге спальни она сложила свои украшения, золотые и серебряные монеты, она ярко осветила спальню множеством лампад и всю ночь напевала песни и рассказывала удивительные истории. Когда бог Смерти, Господь Яма, в обличье змеи проник в спальню, его глаза были ослеплены множеством светильников, блеском золота и драгоценностей. Пережидая ослепление, он устроился на груде монет, и, плененный замечательным пением и рассказами, мирно оставался на ней до утра. Так молодая супруга спасла своего мужа от смерти, и в память этого события, всю праздничную ночь люди ярко освещают свои дома светильниками, охраняя помещения от проникновения духов зла.
Мы желаем всем нашим читателям и посетителям нашего сайта обильных благословений Шри Лакшми и Дханвантари в этот замечательный праздник.
Шанти Деви: самое убедительное из доказательств реинкарнации
Как известно, некоторые религии, в частности, индуизм, джайнизм, сикхизм и буддизм, во многом основаны на вере в переселение душ.
Вплоть до двадцатого столетия доказывать реальность реинкарнации не требовалось: верующие и так в ней не сомневались, а учёные не считали этот вопрос входящим в сферу их компетенции. Тем не менее технический прогресс, а также масштабные политические и культурные потрясения привели к массовому распространению атеизма или просто безразличия к религиозным догмам. Но в 1926 году, как раз тогда, когда уровень скептицизма был близок к своему максимуму, в Дели родилась девочка по имени Шанти Деви. Её жизнь стала, возможно, самым убедительным из доказательств реальности реинкарнации.
Второе рождение Лугди Бай
Родители Шанти Деви долгое время беспокоились из-за того, что она почти не разговаривала, произнося лишь отдельные слова. Но когда девочке исполнилось четыре года, она неожиданно начала рассказывать о своём муже и детях, а также о подробностях своей жизни в городе Матхура (известен также под названием Муттра). Со временем Шанти Деви назвала имя своего мужа в прошлой жизни, описала его внешность и привычки.
В конце концов родители Шанти Деви, а также приглашённый ими врач решили проверить достоверность рассказов девочки. К своему удивлению, они действительно обнаружили в городе Матхура человека по имени Кедарнатх, жена которого, Лугди Бай, умерла за год до рождения Шанти Деви. Каким-то образом вся эта история попала в газеты – видимо, это случилось уже после того, как Кедарнатх приехал в Дели и после личного знакомства с девочкой пришёл к выводу о том, что та действительно обладает душой его покойной супруги.
Молодая Шанти Деви
Махатма Ганди и Ян Стивенсон
Странной историей Шанти Деви заинтересовались многие известные в Индии люди, в том числе и политики. Особенно большое внимание этой девочке уделил Махатма Ганди. После нескольких бесед с Шанти Деви по его инициативе был созван комитет, в который вошли члены парламента, журналисты и другие известные люди – всего 15 человек. 24 ноября 1935 года этим комитетом была проведена дополнительная проверка: девочку отвезли в Матхуру и проследили за её поведением. Шанти Деви легко узнала всех ближайших родственников Лугди Бай и без подсказок нашла дорогу к своему бывшему дому. Кроме того, выяснилось, что она в совершенстве знает местный диалект.
Результаты работы комитета документированы и сохранены в архиве. Значительно позже, уже в 70-е годы, именно эта информация дала возможность известному исследователю Яну Стивенсону заявить о том, что Шанти Деви является живым и достоверным доказательством реальности переселения душ. Следует отметить, что труды этого канадского психиатра до сих пор считаются наиболее солидной работой, посвященной проблеме реинкарнации.
Слева — взрослая Шанти Деви, справа — малышка Шанти Деви на руках у своего отца
Вопросы остаются
Можно ли считать доказанным факт переселения души Лугди Бай в тело Шанти Деви? Увы, это всё же не совсем так. Конечно, рассказы выглядят более чем убедительными. Однако в них наблюдаются разночтения. Например, в одной версии Шанти сразу же узнала того сына, чьё рождение стоило жизни Лугди Бай, а в другой, наоборот, говорится, что она сослалась на то, что не успела его запомнить. Кроме того, в материалах комитета Ганди говорится о том, что первый ребенок Лугди родился мёртвым, а в повествовании Стивенсона все дети этой женщины были живы, когда Шанти приехала в Матхуру.
Следует отметить, что Ян Стивенсон считал наиболее достоверными рассказы о реинкарнации в тех случаях, когда об этом говорили дети в возрасте от двух до четырех лет. Между тем, его беседы с Шанти Деви состоялись за несколько лет до её смерти, которая наступила в 1987 году. Другими словами, исследователь пошёл против собственной методики.
Есть и другие детали, которые позволяют усомниться в достоверности истории Шанти Деви, тем более, что зачастую единственным источником информации была сама эта женщина. И всё же документы, составленные по указанию Ганди, сохраняют свою значимость, и со временем, возможно, удастся сделать более достоверные выводы, чем сегодня.
katia_peshakova
индийский дневник
Б.Г. Шарма по праву считается наиболее выдающимся мастером миниатюры в современном индийском искусстве. Он снискал себе известность благодаря необычности композиции, дизайна и использования орнамента, повлияв своим неординарным видением мира на творчество многих других художников. Шарма родился 10 августа 1925 года в брахманической семье в священном городе Натхадвара, который находится в Раджастане. Его отец и дед посвятили его в тайны искусства миниатюры.
В детстве Шарма частенько бегал в близлежащий храм четырёхсотлетней давности. Это был храм Шринатхджи, считающийся одним из самых священных храмов в Индии. Там Шарма поклонялся Божеству Шринатхджи — детской форме Господа Кришны. Храмовые флаги виднелись с террасы их дома, что вдохновляло молодого художника на творчество и повлияло на становление его личности.
Впоследствии Шарма обучался в традиционных школах искусства в Кангре, Кишанагаре и Мугхале, но художественный стиль этих школ не прижился в его искусстве. Скорее он тяготел к той манере, которую привил ему его дед Шри Лаладхарджи. Художник помнил, как в детстве старик давал ему, пятилетнему, небольшую дощечку из тикового дерева и показывал, как наносить на неё первый слой грунта.
Темой первых набросков юный Шарма выбрал Ганешу – необычное существо с телом человека и головой слона. Ганеша считается богом богатства, предусмотрительности и мудрости, покровителем бизнесменов, астрологов, писателей. Его индусы призывают на помощь, предпринимая любое важное дело.
Одиннадцатилетним юношей Шарма принялся писать портреты паломников и преданных, приходивших, чтобы увидеть Шринатхджи. Так, постепенно, он сделался самым популярным портретистом из всего сообщества художников Натхадвары.
Позже, начав посещать школу искусств «Ти Джей» в Бомбее, он тут же привлёк к себе внимание её директора, так как его манера писать и впрямь отличалась своей необычностью. Он обладал собственным уникальным художественным стилем, который многое привнёс как в традиционную, так и в современную концепцию искусства.
Шарма пишет сюжеты на тему ведических повествований — такие, как, например, его знаменитая картина о битве на поле Курукшетра, которая описана в «Бхагават — Гите».
Героями его миниатюр являются персонажи, упомянутые в Ведах — Бог Любви Кришна, Его возлюбленная Радхарани, а также их вечные спутники и друзья, их мир,их игры и развлечения. Не забывает художник и о других Божествах индуистского пантеона.Постепенно Шарма становился всё более знаменитым, а его авторский стиль стал именоваться в Индии как «стиль Б.Г. Шармы».
В 1955 году в Бомбее Шарма занялся изданием репродукций и плакатов с изображением своих картин, которые расходились грандиозным массовым тиражом по всей Индии. Несомненно, это был успех.
В 1967 году он покончил с коммерцией и поселился в Удаипуре, но пресса не оставляла его без внимания: о нем писали журналы «India Today» и др. Помимо этого, художник не раз давал интервью на радио и телевидении, высказываясь в пользу классического искусства живописи.
Работы Шармы включены в сборник изобразительного искусства «The Cow Book», составитель которого, Марк Галлант, собрал картины с изображением коров художниками более чем из 25 стран, отобрав из индийских работы только работы Шармы. В 1979 году его картины выставлялись в художественной галерее «Дженагар» в Бомбее и в Рабиндра Бхаване в Дели.
В 1980 году прошла выставка в India House в Лондоне, там он дал интервью Би-Би-Си.
В 1983 году картины Шармы попали на выставку в Музей Барода. Позднее в том же году, в официальном открытии выставки работ Шармы в Ананда Бхаване в Удаипуре принимал участие Раджив Ганди.
В декабре 1980 индийское правительство сделало заказ на портрет в миниатюре на слоновой кости Её Величества Королевы Елизаветы II. Шарма написал портрет и презентовал его Принцу Чарльзу во время визита последнего в Джайпур.
Несколькими месяцами позже портрет появился в журнале «Connoisseur» (Лондон). Красивую миниатюру на слоновой кости получил также премьер-министр Австралии сэр Малком Фрейзер во время своего визита в Удаипур в 1983 году.
Год за годом Шарма получал различные награды: в том же 1983 г. ему присудили престижную в то время Премию Народного Искусства за Мастерство;
в 1984 г. он удостоился чести стать членом Союза художников миниатюрной живописи, причём его кандидатура была представлена Министерством Образования и Культуры в Нью-Дели.Весной 1985 г. индийское правительство отправило Б.Г. Шарму представлять традиционное индийское искусство в Германии. Этот тур включал 18 городов. В том же году он посетил Вашингтон, Колумбию и презентовал там президенту Рейгану и его супруге их миниатюрные портреты на слоновой кости.
К концу 80-х работы Шармы входили в лучшие коллекции музеев Англии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Голландии, Японии, Саудовской Аравии и США.
Последние 20 лет своей жизни Б.Г. Шарма посвятил основанию своей художественной галереи в Удаипуре. На сегодняшний день в этой галерее выставлены 150 работ художника, на которые приезжают полюбоваться ценители искусства со всего мира, а также многочисленные туристы.Невзирая на лавры, этот знаменитый мастер гравюры сохранял простоту, скромность и непритязательность. Он поднимался рано утром, по возможности используя светлые дневные часы для работы. Шарма просто одеваелся, носил традиционную одежду: дхоти и курту, придерживался строгой вегетарианской диеты и регулярно посещал храм в родном городе Натхадваре, чтобы получить «даршан» (аудиенцию) Божества Шринатхджи.
За последние десятилетия ХХ века Шри Б.Г. Шармаджи больше, чем кто-либо другой способствовал развитию и выходу в свет классического индийского художественного стиля, а также стиля Натхадвары.
Садхгуру, философ и йогин
Садхгуру – личность многогранная и яркая. Любитель путешествий и мотоциклов, преподаватель йоги, бизнесмен, гольфист и “фрисбист”, укротитель змей, ценитель размышлений в уединённой обстановке – это Садхгуру.
Влияние Садхгуру велико как на его родине – в Индии, так и во всём мире.
Он выступал на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000-го года, участвовал во Всемирном экономическом форуме в 2006 и 2007 годах.
В этой статье, помимо биографических данных, будет затронута и критика деятельности и личности Садхгуру: кроме сторонников, у Джагги Васудева хватает и противников.
Биография Садхгуру Джагги Васудева
Садхгуру Джагги (Джагадиш) Васудев родился 3 сентября 1957 года в Индии в городе Майсур. Он был младшим из четырёх детей – двоих мальчиков и двоих девочек. В семье говорили на языке телугу – одном из дравидийских языков.
Его отец работал офтальмологом на индийских железных дорогах. Поэтому семья Васудева часто переезжала.
С самого детства Васудев сильно отличался от других. Природу он любил больше, чем обучение в школе. Много времени проводил в лесу около своего дома. Джагги Васудев мог часами сидеть на ветках деревьев, убаюкиваясь их покачиваниями. В эти моменты он испытывал глубокие медитационные состояния.
В возрасте 12 лет Васудев встретил Малладихалли Шри Рагхавендру Свамиджи, который обучил его ангамардане – разновидности йоги, направленной на укрепление сухожилий и конечностей. Обучившись йоге в таком юном возрасте, 12-летний Джагги регулярно и дисциплинированно, не пропуская ни дня, занимался йогической практикой.
Пройдя обучение в Демонстрационной школе и колледже Махаджана в Майсуре, Джагадиш поступил в Майсурский университет, который окончил со степенью бакалавра по английской литературе. Он не был прилежным студентом в обычном понимании этого слова, но, благодаря острому от природы и натренированному медитациями и йогой интеллекту, Джагги легко прошёл период университетского обучения.
Следуя своей страсти к путешествиям и получению ярких впечатлений, будущий духовный учитель исколесил на мотоцикле половину Индии.
Просветление на холме Чамунди
Когда Васудеву было двадцать пять лет, он пережил удивительный опыт.
23 сентября 1982 года Джагги Васудев отправился на холм Чамунди. Сидя на камне, он любовался окружающими красотами. В какой-то момент он испытал высшее экстатическое переживание. Васудев чувствовал себя так, словно он был не только в теле, но и в деревьях, цветах, птицах, облаках, небе. Это было переживание полного, абсолютного единства со всем сущим.
Ему казалось, что этот восторг длился недолго, минут десять. Но, взглянув на часы, увидел, что прошло четыре с половиной часа.
В последующие дни, недели и месяцы Васудев ещё не раз переживал этот невероятный духовный опыт. В эти моменты, которые могли продолжаться несколько часов или даже дней, Васудев старался быть в одиночестве.
Переживание на Чамунди полностью изменили его. Джагги Васудев решил посвятить жизнь передаче этого опыта и идей, которые открылись ему, другим людям.
Через 6 недель после того озарения на холме он оставил бизнес своему другу и стал много путешествовать. После приблизительно года медитации и путешествий он начал преподавать йогу, чтобы поделиться своим внутренним опытом.
В 1983 году Васудев провел первый урок йоги с семью участниками в Майсуре. Со временем он начал проводить занятия йогой в Карнатаке и Хайдарабаде, путешествуя между городами на мотоцикле.
В 1992 году Садхгуру и его последователи у подножия священных гор Веллиангири в Пунди, недалеко от Коимбатура, основали Фонд Иша и ашрам. Фонд расположен на площади в 50 акров. Здесь находится величественный Дхьяналингам, храм для медитации. В комплексе также есть многоконфессиональный храм, строительство которого было завершено в 1999 году.
Поклонниками Садхгуру – как и самим Джагги Васудевой – считается, что Дхьяналингам обладает целительной силой, дарует благосостояние и процветание, помогает легко входить в медитацию. Поскольку это медитационный храм, утверждается, что он является источником энергии от людей, которые там медитировали. Люди могут сидеть внутри Дхьяналингама и медитировать столько времени, сколько захотят.
Созданный Садхгуру, Фонд Иша управляет более чем 25 центрами йоги, медицинским центром и детским домом в Индии. В Соединенных Штатах Америки Фонд управляет тремя центрами йоги.
С 2011 года Фонд начал проводить программы, в которых участвовали до 10-ти и 15-ти тысяч участников одновременно. Всего в этих масштабных программах приняли участие более 600 миллионов человек.
Критика личности Садхгуру и его деятельности
Критика и гнев относительно личности Садхгуру – тема, на которой мы особенно хотели остановиться.
Некоторых людей раздражает то, что Садхгуру пытается увлечь своей личностью людей власти. Тот факт, что премьер-министр Индии Нарендра Моди почтительно ходил по ашраму Садхгуру, выводит из равновесия противников Джагги Васудева.
Но ещё более оскорбляет критиков история с женой Садхгуру Виджи, скончавшейся в 1996 году. Сторонники Садхгуру смерть Виджи расценили как её добровольный уход из жизни в виде акта махасамадхи.
Отец Виджи утверждал, что Джагги убил его дочь из-за романа с другой женщиной и что тело его дочери было сожжено слишком быстро, что было весьма подозрительно.
На наш взгляд, несмотря на популярность и публичность персоны Садхгуру, история кончины его супруги является в высшей степени конфиденциальной и интимной, относящейся в настоящее время только к личности Садхгуру (и их дочери) – и ни к какой личности более.
Кроме того, Садхгуру обвиняется в принудительности сбора добровольных пожертвований за занятия йоги.
Фонд Иша арендует помещения для проведения временных занятий йогой, продолжительность которых варьируется от 7 до 15 дней.
За начальный 7-дневный курс Фонд взимает плату от 2000 до 2500 рупий. Фактически эта сумма является не добровольной, а обязательной платой за участие в занятиях йогой. Но когда сумма выплачивается, в квитанции, предоставляемой для оплаты, указывается, что это «пожертвование», и оно освобождается от сборов в соответствии с законом о подоходном налоге.
В Фонде на всех занятиях йогой продаются различные предметы, такие как книги Джагги Васудева, аудио- и видеокассеты и др. При продаже всех этих товаров в квитанции указывается, что это «пожертвование», а не обычная купля-продажа.
Также многим не нравится, что на территории Фонда Иши было построено несколько комфортабельных коттеджей для иностранных учеников, номера в которых сдаются по высоким ценам.
Также предъявляются претензии к Фонду Иша в связи с вторжением в экосистему Индии и нарушении закона об охране окружающей среды. Якобы строительство зданий помешало так называемому “слоновьему коридору” – месту, где проходят слоны. А статуя Адийоги высотой 34 метра была построена на территории Фонда Иши без разрешений соответствующих органов.
Фонд Иша отвергает любые обвинения в нанесении урона окружающей среды. Как заявили представители фонда, в ходе строительства зданий не был затронут “слоновий коридор” (Фондом Иша указывается, что через территорию Фонда не проходят никакие пути слонов). Также не было никакого вторжения в лесные угодья.
Критики с багажом академических знаний снисходительно указывают на противоречия в высказываниях Садхгуру.
Они считают, что он с ошибками доносит до своих слушателей основные научные положения (например, теорию Дарвина об эволюции). Также Джагги Васудев приводит в доказательство полезности йогических практик несуществующие исследования (например, критики указывают на слова Садхгуру о неком исследовании Калифорнийского университета о пользе практики Шамбхави Махамудры, тогда как само это исследование найти не удалось).
Садхгуру – великий человек или великий манипулятор и лжец?
Самого обычного взгляда на Садхгуру достаточно, чтобы понять, что перед нами – неординарный человек. Какими бы истинами и суждениями он не делился с многомиллионной аудиторией, всегда найдутся люди, которые увидят противоречия в его словах. И в этом нет ничего странного. Садхгуру – не коллективный разум и не суперкомпьютер, чтобы регулярно и с исключительной точностью убеждать в истинности своих взглядов как простых обывателей, так и научных экспертов.
Садхгуру если и оценивать, то целиком. А в целом деятельность этого пассионарного человека направлена на духовный прогресс каждого индивида и эволюцию всего человечества.