Индийский художник. Abhinaya Ramadurai

Индийский художник. Abhinaya Ramadurai

Мадхубани – древний стиль индийской живописи

Мадхубани – буквальный перевод: медовый лес

Отдельные произведения и искусство в целом обычно отражают культуру и традиции времени и места, где они зародились. Но бывает и так, что древние виды искусства становятся отражением актуальных вопросов современности. Поездка по скоростной трассе 52 округа Мадхубани в деревню Ранти штата Бихар (в 160 км от Патны) расскажет вам о том, как около 2500 лет назад появилась живопись мадхубани и почему она не исчезла с тех далёких времён, а продолжает процветать и развиваться в наши дни. Вы узнаете, как мадхубани помогла спасти леса и как стала неотъемлемым элементом не только домашнего религиозного искусства, но и социальной жизни.

История зарождения мадхубани

В древности и в средние века территория округа Мадхубани входила в состав могучего и процветающего королевства Митхила в предгорьях Гималаев – родины буддизма и джайнизма. Поэтому этот вид живописи, пришедший из региона Митхила, также известен как митхильская живопись (Бхитти Читра), и практиковался он в Бихаре и Непале.

Митхила была местом рождения царицы Ситы, поэтому в необычных картинах мадхубани часто встречаются сюжеты из древнего эпоса «Рамаяна», с которым они связаны историей своего возникновения. Считается, что народное искусство 2500-летней давности, живопись мадхубани, как раз и зародилось во времена «Рамаяны», когда царь Джанака попросил художников запечатлеть свадьбу своей дочери Ситы и принца Рамы.

Обычно эти картины создавались женщинами на стенах и полах домов во время праздников, церемоний или особых случаев. Матери передавали знания своим дочерям. Они обучали их изготовлению красок и рисованию, мало известным за пределами этой местности.

О существовании митхильской живописи стало известно только в 1934 году во время сильного землетрясения в Бихаре. Во время оценки урона, нанесенного землетрясением, британский колониальный офицер случайно наткнулся на картины, украшавшие внутренние стены домов.

Особенности живописи мадхубани

Живопись мадхубани традиционно создавалась женщинами Митхилы из каст брахманов, каястхов и дусадхов. Таким образом, искусство мадхубани имеет три основных стиля, соответствующих существовавшей в те времена кастовой системе.

Первый стиль – брахманический. Картины женщин-брахманок наполнены яркими красками, изображениями различных божеств, в живописи – религиозные мотивы. Свободный доступ к священным текстам помогал им с легкостью изображать мифологические и религиозные мотивы в своих картинах.

Рождение и игры Кришны, свадьба Рамы и Ситы, изгнанипе Рамы в лес, богиня Дурга – вот некоторые мифологические сюжеты, которые изображаются в живописи мадхубани.

Второй стиль связан с кастой кайстхи. Кайстхи вторые после брахманов в иерархии каст. Их стиль рисования символизирует плодородие. Стиль практиковался с эпохи вторжения ариев и включал мотивы, символизирующие продолжение рода. Вот некоторые из них: лотос, рыба, черепаха, попугай и другие птицы, а также духовные символы.

Третий стиль относится к касте дусадхи. В этой кастовой группе было не принято использовать религиозные мотивы в своем творчестве. Их стиль рисования известен как тату или годхана. В их искусстве можно увидеть общепринятые темы – цветы и животных. С течением времени и снятием социальных ограничений исчезли тематические рамки, связанные с кастами. И сейчас дусадхи рисуют также и божеств. Интересно, что дусадхи используют яркие краски, в точности такие, как на картинах брахманок.

Как же рисуются картины? Примечательно, что митхильская живопись создаётся с помощью пальцев и веточек, а в настоящее время – также с помощью спичек и перьев. В этих картинах обычно используются яркие цвета и рисуется контур краской, сделанной из рисовой пасты. Иногда в этих картинах бывают пустые, не разрисованные пространства, но если у рисунка есть граница, то всё его пространство украшается геометрическими и цветочными узорами. В картинах используются натуральные краски, например, уголь и сажа для черного цвета, сок куркумы – для желтого, красный цвет производится из сандалового дерева, голубой – из индиго и так далее.

Для человеческих фигур, изображённых на картинах мадхубани, характерны чётко очерченные профили, выпуклые глаза, похожие на глаза рыб, и острые носы. Эти картины обычно включают в себя изображения животных, растений и другие природные символы. На них можно увидеть геометрические узоры, которые часто символизируют любовь, мужество, преданность, плодородие и процветание. Этот древний вид искусства был известен также изображением сцен свадебной церемонии, религиозных ритуалов и различных других событий, например, праздников, а также мифологических сюжетов.

Первоначально живопись использовалась только для украшения жилищ, хотя сюжеты и образы повторялись на шкатулках, в узорах рукоделий и специальных ритуальных узорах на земле у дома. Для росписи в деревенском доме отводились специальные места: семейный алтарь, комната новобрачных, веранда. Каждому помещению соответствовала своя группа сюжетов. На стенах около семейного алтаря изображались парные символы плодородия (рыбы, черепахи, змеи), а также божества, которым поклонялись в данном доме. В комнатах новобрачных – божественные супружеские пары: Радха и Кришна, Шива и Парвати, Вишну и Лакшми. На веранде в росписях обычно присутствовали перенос даров в дом жениха, свадебные процессии, стилизованные деревья, хорошо известные герои мифологических повествований.

Традиционно росписями покрывали стены покоев новобрачных в доме невесты. В центре основной росписи находилась композиция из семи мандал в виде лотосов с листьями, окруженных геометрическими фигурами и изображениями как божеств, призванных освятить своим присутствием свадебное торжество, так и самих супругов. Кроме того, непременными элементами были символы плодородия и процветания. Целью росписи брачных покоев было обеспечение счастливого, процветающего брака и здорового потомства.

Композиция и схема каждой росписи создавались наиболее опытной женщиной в семье при помощи младших женщин и девушек. После консультации со жрецом, назначавшим благоприятную дату начала ритуала, роспись начиналась с нанесения в ее центре точки красного цвета. Церемонию определения центра могла провести лишь благополучная в браке замужняя женщина.

Читать еще:  Загадочная улыбка либерала Микки

Возведение дома всегда оставалось мужской обязанностью, но украшение внутренних помещений – дело женских рук. Обязанность нанесения сакральных узоров была для женщин одним из компонентов Дхармы (Священного Закона): создание таких узоров являлось выражением того, что жена делит с мужем его традиционные обязанности – служение богам и исполнение религиозных обрядов.

Живопись мадхубани в наши дни

И по сей день живопись мадхубани практикуется многими женщинами деревни Ранти. Женщины трёх поколений в этой деревне предприняли большие усилия для сохранения этого искусства от вымирания. Они обучают мадхубани других женщин, чтобы митхильская живопись стала не просто рисунками, а образом жизни и передавалась последующим поколениям. Работы в стиле мадхубани нашли свое место в том числе в Музее Митхилы в Японии.

Интересно отметить, что картины, изображающие религию, традиции и общественные устои, помогают женщинам донести до общественности свои взгляды на социальные проблемы.

Картины мадхубани – спасители леса

В 2012 году более чем 100 деревьев были украшены картинами мадхубани. Целью этой инициативы была защита деревьев, которые должны были вырубить ради расширения дорог. Эта акция оказалась эффективным способом уберечь деревенских жителей от последствий вырубки лесов – изменения климата.

Деревенские жители использовали синтетические краски, чтобы работа сохранилась дольше, и ни одно одиночно стоящее дерево не было вырублено. Интересно, что основная причина этого заключалась в том, что деревья были украшены изображениями богов, такими, как Радха-Кришна, Рама-Сита, сценами из «Рамаяны», «Махабхараты» и других эпосов, а также другими религиозными и духовными символами. Это внушало людям почтение и тем самым предотвратило вырубку деревьев.

Живопись мадхубани – не только картины

Как деревенское народное творчество из Индии заметили во всем мире? В 1960-х, когда по Бихару ударила засуха, Всеиндийский совет по ремеслам стал поощрять женщин из деревень вокруг города Мадхубани создавать ритуальные картины на бумаге для продажи. Постепенно этот стиль живописи занял свою нишу. Сегодня искусство мадхубани интересно любителям из разных стран, таких как США, Австралия, Великобритания, Россия. Узоры, заимствованные у этого вида искусства, находят своё применение в различных предметах – сумках, постельном белье, посуде и даже ковриках для мыши.

Индийский художник. Abhinaya Ramadurai

Индийская живопись
Традиция живописи на Индийском субконтиненте уходит корнями в далекое прошлое. Доказательствами высокого мастерства индийских художников служат сохранившиеся до нашего времени фрески в пещерах Аджанты и Эллоры, буддистские манускрипты на пальмовых листьях, миниатюрная живопись могольской и раджпутской школы и многое др.
Посредством рисунка индийское классическое живописное искусство выражает радостность жизни, щедрость ее даров, религиозные чувства и торжество духовного совершенства. Характерной чертой индийской живописи является отсутствие в ней, в отличии от европейской, темы трагичности.
Индийское классическое изобразительное искусство можно условно разделить на два вида: на настенную живопись (фрески) и на миниатюру. Со временем эти виды развились в смесь различных стилей, влиявших один на другой. К примеру, от пещерной настенной живописи впоследствии возникает индийская храмовая настенная роспись.

Пещерные (наскальные) фрески
История наскальной живописи Индийского полуострова восходит ко II тысячелетию до н. э. Ярким примером этого могут служить пещерные фрески Багха, Ситтанавасала. Отдельного внимания заслуживают фрески Аджанты и Эллоры, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющие собой сокровищницу древнего художественного искусства.

Пещеры Аджанты (Ajanta), датируемые II в. до н.э. — V в. н.э., когда-то были обителью буддистских монахов. Позже, покинутые, как считается, во времена расцвета Эллоры, они были забыты вплоть до 1819 г. Обнаруженные по случайности британским охотничьим отрядом, пещеры открыли миру высшее художественное мастерство древней Индии. В пещерах находится множество великолепных фресок, написанных темперой. Отреставрированные в 20-х годах ХХ столетия фрески Аджанты демонстрируют истории из жизни Будды, а также царственных персон и окружения. Сегодня наскальная живопись Аджанты признана историческим наследием и культурным достоянием Индии.


Настенная роспись Аджанты


Падмапани Бодхисаттва (Аджанта)

В пещерном храмовом комплексе Эллоры (Ellora) наскальные фрески сохранились в основном в храме Кайласа. Одни из них изображают бога Вишну и его супругу Лакшми, другие — небесных куртизанок апсар, а также риши — святых мудрецов.


Фрески Эллоры

Высеченные в скале пещеры Багх (Bagh), расположенные в штате Мадхья-Прадеш, славятся своей настенной живописью. Согласно легенде, эти пещеры были основаны буддистским монахом Датакой. Ранее считалось, что пещеры Багх датируются VII в. н. э., но найденные в них настенные надписи указывают на то, что пещеры были созданы в период с IV по VI в. н.э.
В X в. с упадком буддизма пещеры были заброшены, но в 1982 г. их отреставрировали. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой.


Багх


Фрески Багха

Пещера Ситтанавасал (Sittanavasal/Chithannavasal) — это прекрасный пример наскальной живописи средневековой Индии, расположенный в штате Тамил-Наду. Пещера представляет собой вырезанный в скале джайнийский храм-монастырь, известный как Аривар Койл (Arivar Koil), датируемый VII-IX вв. н.тэ. Он примечателен своими фресками, которые были написаны растительными и минеральными красками на нанесённой тонким слоем мокрой штукатурке. На стенах изображены прекрасный лотосовый пруд, танцующие фигуры людей, животные, птицы.


Ситтанавасала


Фрески Ситтанавасала


Фрески Ситтанавасала

Индийская миниатюра

Миниатюра — это изящный вид живописи Индийского субконтинента. Изюминкой этого искусства является сложная и деликатная манера письма. Краски для написания миниатюр традиционно делали из натуральных материалов: минералов, растений, драгоценных камней, золота, серебра, раковин моллюсков. Написание миниатюрных картин является очень сложным, кропотливым искусством, где без внимания не остается ни одна из деталей.

Читать еще:  Иранский художник. Mostafa Keyhani

Восточно-индийская школа миниатюрной живописи XIXII вв.
Школа живописи Пала
Самые ранние экземпляры индийской миниатюры относятся к периоду правления буддистской империи Пала, охватывавшей территории современных Зап. Бенгалии, Бангладеша и Бихара. Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам, датируемым XI-XII вв. Стиль школы Пала — это искусные изящные линии, приглушенные тона, умелое моделирование фигур, использование натуральных красок. Этот натуралистический стиль напоминает идеально отлитые формы бронзовых скульптур и перекликается с фресками Аджанты. Школа Пала уделяет особое внимание символическому использованию цвета в картинах, заимствованному из тантризма.


Бодхисаттва Майтрея (Пала)


Мамаки (Пала)


Херука (Пала)

Западно-индийская школа миниатюрной живописи XIIXVI вв.
Джайнская миниатюра
Западно-индийский стиль миниатюрной живописи развился и доминировал на территориях Гуджарата, Раджастана и Мальвы. Одной из движущих сил творчества в этом регионе, на тот период времени, был джайнизм, покровительствовали которому с середины X в. до конца XIII в. правители династии Чалукьев. Огромное количество религиозной джайнийской литературы широко использовалось среди знати и богатых купцов того времени. Множество из этих манускриптов хранятся сегодня в джайнийских книгохранилищах (Бхандара/Bhandara) во многих местах Западной Индии. Рисунки в этих рукописях сильно стилизованны и искаженны. Акцент в джайнской миниатюре делается на несоразмерность частей тела, глаз, бедер и груди, на их существенное преувеличение. Джайнская школа мниатюрной живописи уделяет особое внимание чистым цветам, тяжелым золотым контурам и минимизации одежды.
Начиная с XV в. на западно-индийскую школу живописи начинает оказывать влияние персидский стиль изобразительного искусства. Об этом свидетельствуют присущие персидской живописи типы лиц на картинах, формы цветущих деревьев, присутствие сцен охоты, трава растущая пучками, небеса и облака. Особенно заметно это влияние в использовании ультрамаринового и золотого цветов, преобладающих в изобразительном искусстве Персии. Ранними примерами персидской живописи в Индии являлись иллюстрированные манускрипты, многие из которых копировались и постепенно распространялись по всему Индостану.


Бахубали (Джайнская миниатюра)

Могольская школа миниатюрной живописи
Могольская миниатюрная живопись отражает сочетание индийского и персидского стилей. Как искусство она возникла в период правления могольского императора Хумаюна (1530-1540 гг.; 1555-1556 гг.). Вернувшийся в Индию из Персии, где он находился в изгнании, Хумаюн привез с собой двух персидских художников, положивших начало развитию могольской миниатюрной живописи. Со временем персидская живопись, впитавшая местные традиций, сформировала свой характерный стиль. Основной тематикой могольской миниатюры являются сцены охоты, боя, сцены из придворной жизни, моменты из легендарных историй, природный ландшафт, изображения животных и портреты.


Джахангир

Мадхубани – живопись Индии

Митхильская настенная живопись мадхубани детально переводится как «медовый, ароматный лес». Она считается особой разновидностью изобразительного искусства древнего индийского народа и представляет собой оригинальные монохромные или разноцветные изображения на внутренних (и иногда внешних) стенах жилого помещения.

Ритуальный оберегающий рисунок

Данное направление очень стилизовано, самобытно и носит символический, ритуальный характер. Для мадхубани характерно детальное или частичное изображение основных богинь и богов индийского пантеона, а также людей и различных животных.

В ритуальных целях оформлялись внутренние стены дома и особенно спальни во время религиозных и сезонных праздников, а также во время особых событий, например, рождения первенца или свадьбы.

В случае свадебных рисунков на стенах изображались божественные супруги:

Кроме того, обязательным элементом в живописи мадхубани было раскидистое мировое дерево «кохбара», которое символизирует благодать и достаток. Считалось, что такие рисунки принесут новой семье неисчислимые блага, а божественные супруги станут их покровителями, которые уберегут от всех бед и подарят здоровое потомство.

Для простого украшения жилища рисунки носили более легкий характер и на них изображались мифологические сцены или просто ландшафтные виды природы.

Искусные художники

Настенной живописью в жилищах традиционно занимались женщины. Искусство нанесения краски и методика рисования передавалась из поколения в поколение, и каждая искусная мастерица обладала своим секретом привлечения в дом счастья посредством магического изображения. Рекомендуем также ознакомиться со статьей про бинди.

Традиция рисования прошла через века и по сей день сохранила свою самобытность. Каждая линия и каждый элемент в ней несет сакральный смысл древнего народа и отражает мечты, надежды и веру людей.

Современный мир впитывает наследие предков

Из-за религиозных и этнических аспектов жилища индийцев долгие века были закрыты для европейцев, а значит и оригинальная живопись мадхубани была скрыта от посторонних глаз. Лишь несколько десятилетий назад это самобытное искусство стало доступно всем желающим.

Как говорится в поговорке «…несчастье помогло», – о северном регионе Индии узнал весь мир во времена ужасной засухи, которая длилась с 1966 по 1968 год.

В этот период на развалинах заброшенных домов были обнаружены наскальные рисунки индийское правительство, а точнее Совет по развитию искусства и ремесла в Индии стал поощрять местных художниц на развитие данного направления.

Девушкам и женщинам было предложено перенести свои навыки на холст. Эти картины обрели ошеломительную популярность у европейских коллекционеров и моментально нашли своих покупателей. При этом многие проданные картины так и остались безымянными.

Этническое направление для массового пользователя

Сегодня тематические рисунки по мотивам индийских художниц можно встретить не только на холсте. Предприимчивые европейцы и местные жители наладили массовое производство недорогих рисунков на бумаге.

Кроме того, если вам нравится данное направление, вы можете украсить интерьер своего дома фресками или матерчатыми панно с изображениями элементов индийской мифологии.

В направлении живописи мадхубани, изображение божественного пантеона, как и другие элементы необычных картин, и по сей день наносятся на ткань, холст или бумагу вручную. Сначала рисуют монохромную основу из прямых линий, а затем пространство заполняется сочными и очень яркими красками.

Читать еще:  Изобразительное искусство Бельгии. Mathieu Bassez

Индийский художник. Abhinaya Ramadurai

Самая дорогая художница Индии. Ее имя входит в список «Девяти Мастеров», чьи работы были объявлены достоянием национальной культуры.

«Первая и самая известная женщина-художник Индии ХХ века, Амрита Шер-Джил один раз записала в своем дневнике такие слова: «Европа принадлежит Пикассо, Матиссу, Браку и многим другим. Индия принадлежит только мне». »

Амрита родилась в 1913 году в Будапеште, в семье сикхского аристократа и оперной певицы-венгерки. В 1921 году семья переехала в Шимлу. С раннего детства Амрита рисовала, но ее формальное обучение живописи началось в девять. В 1923 году ее мать уезжает в Италию, куда берет с собой одну из дочерей, Амриту (младшая Индира остается с отцом).

Во Флоренции девочка поступает в школу искусств. Но там она учится всего год и в 1924 году снова возвращается в Индию. Именно благодаря этому году в работах Амриты чувствуетя влияние итальянских мастеров.

Когда Амрите было шестнадцать она с матерью уезжает в Париж чтобы выучиться живописи. Она поступила в «Académie de la Grande Chaumière», а в 1930-1934 гг. Амриту вдохновляла живопись Пола Сезана и Поля Гогена.

В своих письмах за 1934 год она писала о неком чувстве долга как художника и необходимости в связи с этим вернуться в Индию. Вскоре она открыла для себя традиции индийской живописи, которым следовала всю оставшуюся жизнь.

В 1938 году Амрита вышла замуж за своего венгерского кузена и вместе с ним переехала в доме родителей отца в Горакхпуре (Уттар Прадеш). Здесь начинается вторая фаза в ее живописи, которая
оказалась под значительным влиянием современного индийского искусства.

В сентябре 1941 года пара переехала в Лахор — крупный культурный и художественный центр Британской Индии. В этом же году за день до открытия ее персональной выставки в Лахоре Амрита тяжело заболела и впала в кому. ОАмрита Шергил умерла 6 декабря.

Индийский художник. Abhinaya Ramadurai

Не дождавшись окончания переговоров о покупке Туркестанской серии, художник в апреле 1874 года покинул Россию и отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года. Верещагин живет в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринимает трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875, новое продолжительное и трудное путешествие в области, пограничные с Тибетом, — Кашмир и Ладак. Он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. Путешествие в Сикким имело целью восхождение на высочайшие вершины Гималаев. Предпринятое вопреки предостережениям в зимние месяцы, путешествие это едва не стоило Верещагину жизни: он чуть не замерз, покинутый проводниками, на высоте 14 000 футов, но даже в этот бедственный момент его, опухшего от мороза, измученного страшными головными болями, не оставляет жгучее желание наблюдать и фиксировать открывающиеся ему поразительные красочные гармонии. «Другой раз надобно придти сюда со свежими силами и сделать этюды всех этих эффектов, их увидишь только на таких высотах. — читаем в путевых очерках. — Кто не был в таком климате, на такой высоте, тот не может составить себе понятия о голубизне неба, — это что-то поразительное, невероятное, краска сильнее всякого чистого кобальта, это почти ультрамарин с небольшою дозою кармина. Розовато-белый снег на этом фоне является поразительным контрастом».

В Индии создано около ста пятидесяти этюдов. Верещагин покорен оригинальностью и высотой ее культуры (в дальнейшем он увидит подобное только в Японии), той «выработанностью во всем», которую он находит и в архитектуре храмов, и в древней настенной живописи, и в ритуальном танце и пантомиме, и в современном костюме и бытовой утвари. После туркестанских ландшафтов с их сухостью и неизменной, ровной солнечностью Индия кажется экзотически яркой, роскошной.

Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874

Браминский храм в Адельнуре, 1874-1876

Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сиккиме

Гималаи. Главная вершина, 1875

Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881

Всадник в Джайпуре. Около 1880

Монастырь в скалах. Ладакх, Северная Индия, 1875

Западный Тибет. Местные жители, 1870-е годы

Северная Индия. Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх, 1877

Буддиский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1875

Индия. Факиры в Варанаси

Мавзолей Тадж Махал близ Агры. Индия, 1875

Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875

Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре

Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели

Посмертные памятники в Ладакхе

Гималайский пони, 1874

Бхил (Бхилы — одно из горных племен Декана). 1874

Сикким. Индийские мотивы, 1870-е годы

Гробница Шейха Селима Чешти в Фатехпур Сикри, 1875

Гималаи вечером, 1875

Горный ручей в Кашмире, 1876

Агра. Моти Масджид — Жемчужная мечеть

Индия. Дели. Повозка богача

Священник парс (огнепоклонник). Бомбей

Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876

Непал. Молитвенный барабан, 1875

Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре

Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). 1874

В Индии. Снега Гималаев. 1874-1876

Северная Индия. Монастырь Хемис в Ладакхе

Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким. 1874

Развалины в Чугучаке

«В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает ‘все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector