Индийский художник. Shaji Panthayil

Индийский художник. Shaji Panthayil

Удивительная история любви бедного индийского художника и шведской девушки — ФОТО

Более сорока лет назад началась эта красивая история любви между индийским художником и шведской девушкой. Пережив все удары судьбы, эта пара всё ещё вместе. Day.Az со ссылкой на Mixstuff представляет их историю.

Прадьюмна Кумар Маханандиа родился в семье, принадлежащей к касте «неприкасаемых» в далёкой индийской деревушке в 1949 году. Согласно пророчеству астролога, сделанному сразу после рождения Кумара, он должен был жениться на девушке из далёкой страны, рождённой под знаком Тельца, занимающейся музыкой и владеющей лесом.

«Я крепко поверил в это предсказание и сейчас точно знаю, что всё на этой планете предрешено», — сказал Кумар корреспонденту журнала National Geographic.

Мужчина очень чётко помнит тот день, когда предсказание сбылось. Эта прекрасная история началась 17 декабря 1975 года. В то время Кумар был уличным художником. Красивая блондинка с голубыми глазами по имени Шарлотта фон Шедвин попросила нарисовать её портрет.

«Когда она появилась возле моего мольберта, я почувствовал себя в невесомости, — говорит Кумар. — Нет подходящих слов, чтобы описать это чувство. Её глаза были такими большими и голубыми, и мне казалось, что она смотрит не на меня, а внутрь меня, как рентген».

Из-за волнения мужчина не смог нарисовать портрет женщины своей мечты с первого раза, поэтому попросил Шарлотту прийти ещё.

«Она приходила трижды, и я нарисовал три портрета, — говорит он. — Во второй раз я почувствовал, что она и есть та единственная».

Оказалось, что таинственная иностранка родилась под знаком Тельца, владеет лесом и играет на флейте, точно как говорилось в предсказании. Тогда Кумар сказал ей, что она станет его женой, и что им суждено было встретиться.

Шарлотта, которой тогда было 19 лет, не испугалась такого неожиданного признания и перед тем, как вернуться в Швецию, она провела несколько недель вместе с Кумаром.

Эта история любви могла так и закончиться, но молодой и смелый Кумар решил иначе. Через полтора года художник продал всё, что у него было, и купил велосипед. С очень небольшим количеством денег и благодаря помощи нескольких неравнодушных людей, которых он встретил в дороге, Кумару удалось преодолеть больше девяти тысяч километров, чтобы снова увидеть Шарлотту.

«Самым большим препятствием были мои собственные мысли и сомнения», — говорит мужчина.

Закончилось всё тем, что двое влюблённых поженились и живут вместе уже более 40 лет. Они вырастили двоих детей, и их любовь так же сильна, как и прежде.

Ранголи — рисунок счастья

Ранголи, также известное как Колам или Муггу — народное искусство Индии. На полу в жилых комнатах или дворах создаются узоры из цветного риса, сухой муки, цветного песка или из цветочных лепестков. Это обычно делается во время индийских фестивалей Дивали, Онама, Понгал и других. Они предназначены для обозначения священных мест приветствия индуистских божеств. Узоры древних символов передавались на протяжении веков от поколения в поколение, сохраняя как художественную форму, так и традиции.

Подобной практике следуют в разных штатах Индии: в штате Тамил Наду – существует такая же традиция Колам; Мандана в Раджастане; Чаоокпурна в штате Чхаттисгарх; Алпана в Западной Бенгалии; Арипана в Бихаре; Чоук Пуджан в штате Уттар-Прадеш; Муггу в штате Андхра-Прадеш и другие.

Давайте посмотрим на эту традицию подробнее …

Ранголи, или альпона (рисунок-молитва) — нанесение орнамента на внешние стены дома — особенно вокруг входной двери — и на тщательно расчищенную и утрамбованную площадку перед входом в дом. У разных народов Индии типы этихрисунков различны, причем многие уходят корнями в глубочайшую древность, в те исторические эпохи, когда им приписывали магическое значение и наносили на земле возле алтарей и мест жертвоприношений. Можно проследить прямую связь некоторых из них с узорами на печатях и сосудах, найденных при раскопках в долине Инда.

На заре, когда мужчины еще спят, женщины, зачерпнув в горсть краску (обычно порошковую) и пропуская ее узкими струйками между пальцами, неуловимыми движениями кисти руки быстро и безошибочно вырисовывают на полу и на земле тонкий и сложный орнамент. Иногда он бывает одноцветным, но чаще двух и трехцветным, и требуется огромный навык для того, чтобы вовремя зажать пальцы, перекрыв, где нужно, струйки краски.

Сейчас в городах стали продавать полые трубки с дырочками, расположенными в определенном порядке. Продавцы насыпают в них красящий порошок и катят по асфальту. Узоры получаются кружевные, но все они имеют характер полос, тогда как настоящие традиционные альпона состоят из сложнейшего переплетения линий в квадрате, круге, звезде или любом другом контуре. Подобной техникой пользуются и тибетские монахи для создания песочных мандал (мандала).

Ранголи – это больше, чем просто искусство, это традиционная молитва, некое таинство и трепетный процесс создания красочных и ярких орнаментальных рисунков из цветов, риса и рисовой муки.

Искусство рисования ранголи – чрезвычайно кропотливая и трудоемкая работа. Начинать ее следует с создания основы, которую обычно делают из песка, мраморной пыли, опилок, а также из крошеного кирпича. Затем узоры аккуратно засыпаются, преимущественно, рисовой мукой и цветным мелом, и сверху украшаются зернышками, бусинками или же цветами. Важно, чтобы в рисунке ранголи не было разорванных линий, чтобы не запустить злых духов.

Тематика и узоры ранголи самые разнообразные: небесные символы — солнце, луна, звезды, природные элементы – цветы (особенно популярен лотос), деревья, птицы, звери, рыбы, изображают также человечески фигуры и геометрические элементы — круги и полукруги, треугольники, квадраты и прямоугольники.

В Индии издревна существует много ритуалов, призванных принести в дом мир и гармонию. Одним из таких ритуалов, служащим для отпугивания злых духов, является рисование ранголи на полу возле главного входа в дом.

Ранголи происходит от соединения двух слов на хинди –«ранг», что
означает «цвет» и «аволи», что означает «ряд». В настоящее времяранголи – это традиционное искусство Индии. Очень популярны цветочные ранголи, без них не обходится ни один праздник.

А в Малайзии еще в ходу название колам, пришедшее из южного штата Индии Тамилнаду, откуда родом большинство малайзийских индийцев.
Одна из легенд о происхожденииранголи рассказывает о том, что когда умер сын главного жреца, сам бог Брахма явился перед плачущими и попросил жреца нарисовать образ сына, чтобы снова вдохнуть в него жизнь. Так было нарисано первое изображение ранголи.

Читать еще:  Ирландский художник. Colin Watson

Основание ранголи обычно делают из песка, мраморной пыли, опилок или крошеного кирпича. Материалом для самого рисунка служит как мука, так и целые зерна разных круп. Некоторые художники выкладывают границы орнаментазернами, а »закрашивают» мукой. Некоторые выкладывают весь орнамент либо мукой, либо зернами. Крашеной рисовой и пшеничной мукой дело не ограничивается. В ход идут даже разноцветные специи: куркума, порошок чили и рава.

Часто ранголи украшают цветами и бисером, а в середину рисунка ставят подставку с лампадой или фонариком, делая композицию трехмерной.
Традиционными считаются ранголи с геометрическими узорами, где каждая линия, точка и фигура символичны.

Мотивами рисунков становятся цветы лотоса, трезубцы, павлины, морские раковины, фрукты манго и отпечатки стоп богини удачи Лакшми, изображение Ганеши…

Этими орнаментами женщины в Индии украшают пороги своих домов, храмов, магазинов, офисов. Считается, что если дом красиво украшен, его обязательно посетит Лакшми – богиня счастья, а вот тот дом, чьи хозяева поскупились на украшения, она обойдет стороной.

Само слово Rangoli имеет санскритское происхождение.Kolam — тамильское название, которое распространено во всей Южной Индии. В Раджастане это искусство назывется Madana. В штате Бихар это — Aripana, аAlpana — бенгальское название.

9. Во время фестиваля Ганеша на улицах Пуне над созданием узоров трудятся профессиональные художники.

Ранголи — ежедневный радостный ритуал в жизни индийской семьи. Особенно старательно украшают вход в дни праздников или если ждут гостей.

Есть версия, что узором у двери жена выражает свою любовь, уважение, покорность мужу, хозяину дома. И такое толкование вероятно: ведь узор этот высыпают женщины. Но мне кажется, что это слишком узкое объяснение искусства ранголи.

В зависимости от ситуации,орнаменты бывают очень сложными и красивыми, а бывают – повседневные.

10. Использование съедобных материалов для создания красочных религиозных картин на земле неслучайно. Остатки ранголи поедают насекомые или птицы. Таким образом, этот вид искусства является также символом гармоничного сосуществования со всеми живыми существами.

11. Иногда используют только какой-то один вид материала. Данный узор полностью выполнен из лепестков цветов.

12. В дни праздников узоры становятся более красочными.

13. Буйство красок.

14. В каждом районе Индии свои традиционные узоры.

15. К вечеру узор уже сотрется, но на следующее утро будет опять нанесен новый.

16. Удивительные узоры.

Есть легенды, объясняющие происхождение Ранголи. Тамильская легенда повествует о некоей богине, которая мечтала выйти замуж. Ей это удалось: она поразила воображение своего избранника-бога красивым орнаментом ранголи… С тех пор девушки стали рисовать ранголи, посвященные все тому же богу, чтобы он послал им хороших женихов.

В Индии можно видеть, как в праздники брахманы раскрашивают полы в храмах, служащие — в учреждениях, дети — в школах. В домах отводят специальную комнату для совершения обряда«пуджи» — благодарственной молитвы. У каждой пуджи свой узор ранголи на полу.
17.

Чаще всего ранголи делают на праздник Дивали (Дипавали), в день, когда по всей стране зажигаются миллионы свечей и лампад в память о возвращении царя Рамы с острова Шри-Ланка после победы, одержанной над демоном Раваной. Поэтому горящий светильник – также немаловажный элемент узора.

Если ранголи создается перед входом в храм, для него используются только те вещества, которые считаются «чистыми»: рис, куркума, гулал (разновидность смолы). Порошок берут руками и, растирая между большим и указательным пальцами, аккуратно тонким слоем наносят между линиями. Можно заполнить рисунок и подкрашенными зернами риса, а потом – украсить лепестками цветов.
18.

В современной Индии техникойранголи создаются целые живописные полотна, проводятся всеиндийские конкурсы ранголи. Порой сложно представить, что такие рисунки выполнены сухим порошком.

К сожалению, обычно рисункиранголи долго не живут. Через пару дней рисунок сдувает ветром или его просто сметают. В чем же секрет популярности этой техники? Индийцы говорят, что для них важен не столько сам узор, сколько процесс его создания.
19.

20. Наносят ритуальные узоры только женщины и девушки.

Существует и так называемая «влажная» техника нанесения ранголи, когда порошок (обычно белый и красный) разбавляется водой, и полученная смесь втирается в глиняный или земляной пол. Такие рисунки более долговечны, но для их выполнения требуется большое мастерство.

Мастера ранголи не устают экспериментировать. Недавно был предложен еще один легкий способ создания красивого и тонкого узора. На поверхность наносится равномерный слой древесных опилок, сверху кладут трафарет с вырезанным узором, а потом через сито высыпают муку. Такие ранголи получаются особенно аккуратными.

Ранголи называют «рисунком-молитвой»: создавая его, человек обращается к богу со своими просьбами и благодарностью. Именно поэтому, даже сейчас, когда для искусства нет запретных тем, среди рисунковранголи мы не найдем неприятных сцен или насилия: разве могут они обрадовать капризную богиню удачи или заглянувших в дом гостей?
21.

22. Приобрести цветную рисовую муку для проведения ритуала можно в лавке.

katia_peshakova

индийский дневник

Б.Г. Шарма по праву считается наиболее выдающимся мастером миниатюры в современном индийском искусстве. Он снискал себе известность благодаря необычности композиции, дизайна и использования орнамента, повлияв своим неординарным видением мира на творчество многих других художников. Шарма родился 10 августа 1925 года в брахманической семье в священном городе Натхадвара, который находится в Раджастане. Его отец и дед посвятили его в тайны искусства миниатюры.

В детстве Шарма частенько бегал в близлежащий храм четырёхсотлетней давности. Это был храм Шринатхджи, считающийся одним из самых священных храмов в Индии. Там Шарма поклонялся Божеству Шринатхджи — детской форме Господа Кришны. Храмовые флаги виднелись с террасы их дома, что вдохновляло молодого художника на творчество и повлияло на становление его личности.

Впоследствии Шарма обучался в традиционных школах искусства в Кангре, Кишанагаре и Мугхале, но художественный стиль этих школ не прижился в его искусстве. Скорее он тяготел к той манере, которую привил ему его дед Шри Лаладхарджи. Художник помнил, как в детстве старик давал ему, пятилетнему, небольшую дощечку из тикового дерева и показывал, как наносить на неё первый слой грунта.

Читать еще:  Дамы из картона. Christian Tagliavini

Темой первых набросков юный Шарма выбрал Ганешу – необычное существо с телом человека и головой слона. Ганеша считается богом богатства, предусмотрительности и мудрости, покровителем бизнесменов, астрологов, писателей. Его индусы призывают на помощь, предпринимая любое важное дело.

Одиннадцатилетним юношей Шарма принялся писать портреты паломников и преданных, приходивших, чтобы увидеть Шринатхджи. Так, постепенно, он сделался самым популярным портретистом из всего сообщества художников Натхадвары.

Позже, начав посещать школу искусств «Ти Джей» в Бомбее, он тут же привлёк к себе внимание её директора, так как его манера писать и впрямь отличалась своей необычностью. Он обладал собственным уникальным художественным стилем, который многое привнёс как в традиционную, так и в современную концепцию искусства.
Шарма пишет сюжеты на тему ведических повествований — такие, как, например, его знаменитая картина о битве на поле Курукшетра, которая описана в «Бхагават — Гите».

Героями его миниатюр являются персонажи, упомянутые в Ведах — Бог Любви Кришна, Его возлюбленная Радхарани, а также их вечные спутники и друзья, их мир,их игры и развлечения. Не забывает художник и о других Божествах индуистского пантеона.Постепенно Шарма становился всё более знаменитым, а его авторский стиль стал именоваться в Индии как «стиль Б.Г. Шармы».

В 1955 году в Бомбее Шарма занялся изданием репродукций и плакатов с изображением своих картин, которые расходились грандиозным массовым тиражом по всей Индии. Несомненно, это был успех.

В 1967 году он покончил с коммерцией и поселился в Удаипуре, но пресса не оставляла его без внимания: о нем писали журналы «India Today» и др. Помимо этого, художник не раз давал интервью на радио и телевидении, высказываясь в пользу классического искусства живописи.

Работы Шармы включены в сборник изобразительного искусства «The Cow Book», составитель которого, Марк Галлант, собрал картины с изображением коров художниками более чем из 25 стран, отобрав из индийских работы только работы Шармы. В 1979 году его картины выставлялись в художественной галерее «Дженагар» в Бомбее и в Рабиндра Бхаване в Дели.
В 1980 году прошла выставка в India House в Лондоне, там он дал интервью Би-Би-Си.
В 1983 году картины Шармы попали на выставку в Музей Барода. Позднее в том же году, в официальном открытии выставки работ Шармы в Ананда Бхаване в Удаипуре принимал участие Раджив Ганди.

В декабре 1980 индийское правительство сделало заказ на портрет в миниатюре на слоновой кости Её Величества Королевы Елизаветы II. Шарма написал портрет и презентовал его Принцу Чарльзу во время визита последнего в Джайпур.
Несколькими месяцами позже портрет появился в журнале «Connoisseur» (Лондон). Красивую миниатюру на слоновой кости получил также премьер-министр Австралии сэр Малком Фрейзер во время своего визита в Удаипур в 1983 году.

Год за годом Шарма получал различные награды: в том же 1983 г. ему присудили престижную в то время Премию Народного Искусства за Мастерство;
в 1984 г. он удостоился чести стать членом Союза художников миниатюрной живописи, причём его кандидатура была представлена Министерством Образования и Культуры в Нью-Дели.Весной 1985 г. индийское правительство отправило Б.Г. Шарму представлять традиционное индийское искусство в Германии. Этот тур включал 18 городов. В том же году он посетил Вашингтон, Колумбию и презентовал там президенту Рейгану и его супруге их миниатюрные портреты на слоновой кости.

К концу 80-х работы Шармы входили в лучшие коллекции музеев Англии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Голландии, Японии, Саудовской Аравии и США.

Последние 20 лет своей жизни Б.Г. Шарма посвятил основанию своей художественной галереи в Удаипуре. На сегодняшний день в этой галерее выставлены 150 работ художника, на которые приезжают полюбоваться ценители искусства со всего мира, а также многочисленные туристы.Невзирая на лавры, этот знаменитый мастер гравюры сохранял простоту, скромность и непритязательность. Он поднимался рано утром, по возможности используя светлые дневные часы для работы. Шарма просто одеваелся, носил традиционную одежду: дхоти и курту, придерживался строгой вегетарианской диеты и регулярно посещал храм в родном городе Натхадваре, чтобы получить «даршан» (аудиенцию) Божества Шринатхджи.

За последние десятилетия ХХ века Шри Б.Г. Шармаджи больше, чем кто-либо другой способствовал развитию и выходу в свет классического индийского художественного стиля, а также стиля Натхадвары.

Мадхубани – живопись Индии

Митхильская настенная живопись мадхубани детально переводится как «медовый, ароматный лес». Она считается особой разновидностью изобразительного искусства древнего индийского народа и представляет собой оригинальные монохромные или разноцветные изображения на внутренних (и иногда внешних) стенах жилого помещения.

Ритуальный оберегающий рисунок

Данное направление очень стилизовано, самобытно и носит символический, ритуальный характер. Для мадхубани характерно детальное или частичное изображение основных богинь и богов индийского пантеона, а также людей и различных животных.

В ритуальных целях оформлялись внутренние стены дома и особенно спальни во время религиозных и сезонных праздников, а также во время особых событий, например, рождения первенца или свадьбы.

В случае свадебных рисунков на стенах изображались божественные супруги:

Кроме того, обязательным элементом в живописи мадхубани было раскидистое мировое дерево «кохбара», которое символизирует благодать и достаток. Считалось, что такие рисунки принесут новой семье неисчислимые блага, а божественные супруги станут их покровителями, которые уберегут от всех бед и подарят здоровое потомство.

Для простого украшения жилища рисунки носили более легкий характер и на них изображались мифологические сцены или просто ландшафтные виды природы.

Искусные художники

Настенной живописью в жилищах традиционно занимались женщины. Искусство нанесения краски и методика рисования передавалась из поколения в поколение, и каждая искусная мастерица обладала своим секретом привлечения в дом счастья посредством магического изображения. Рекомендуем также ознакомиться со статьей про бинди.

Традиция рисования прошла через века и по сей день сохранила свою самобытность. Каждая линия и каждый элемент в ней несет сакральный смысл древнего народа и отражает мечты, надежды и веру людей.

Современный мир впитывает наследие предков

Из-за религиозных и этнических аспектов жилища индийцев долгие века были закрыты для европейцев, а значит и оригинальная живопись мадхубани была скрыта от посторонних глаз. Лишь несколько десятилетий назад это самобытное искусство стало доступно всем желающим.

Как говорится в поговорке «…несчастье помогло», – о северном регионе Индии узнал весь мир во времена ужасной засухи, которая длилась с 1966 по 1968 год.

Читать еще:  Живописец, график, монументалист. Вячеслав Протопопов

В этот период на развалинах заброшенных домов были обнаружены наскальные рисунки индийское правительство, а точнее Совет по развитию искусства и ремесла в Индии стал поощрять местных художниц на развитие данного направления.

Девушкам и женщинам было предложено перенести свои навыки на холст. Эти картины обрели ошеломительную популярность у европейских коллекционеров и моментально нашли своих покупателей. При этом многие проданные картины так и остались безымянными.

Этническое направление для массового пользователя

Сегодня тематические рисунки по мотивам индийских художниц можно встретить не только на холсте. Предприимчивые европейцы и местные жители наладили массовое производство недорогих рисунков на бумаге.

Кроме того, если вам нравится данное направление, вы можете украсить интерьер своего дома фресками или матерчатыми панно с изображениями элементов индийской мифологии.

В направлении живописи мадхубани, изображение божественного пантеона, как и другие элементы необычных картин, и по сей день наносятся на ткань, холст или бумагу вручную. Сначала рисуют монохромную основу из прямых линий, а затем пространство заполняется сочными и очень яркими красками.

Б.Г.Шарма и его живопись

В детстве Шарма частенько бегал в близлежащий храм четырёхсотлетней давности. Это был храм Шринатхджи, считающийся одним из самых священных храмов в Индии. Там Шарма поклонялся Божеству Шринатхджи — детской форме Господа Кришны. Храмовые флаги виднелись с террасы их дома, что вдохновляло молодого художника на творчество и повлияло на становление его личности.

Впоследствии Шарма обучался в традиционных школах искусства в Кангре, Кишанагаре и Мугхале, но художественный стиль этих школ не прижился в его искусстве. Скорее он тяготел к той манере, которую привил ему его дед Шри Лаладхарджи. Художник помнил, как в детстве старик давал ему, пятилетнему, небольшую дощечку из тикового дерева и показывал, как наносить на неё первый слой грунта.

Темой первых набросков юный Шарма выбрал Ганешу – необычное существо с телом человека и головой слона. Ганеша считается богом богатства, предусмотрительности и мудрости, покровителем бизнесменов, астрологов, писателей. Его индусы призывают на помощь, предпринимая любое важное дело.

Одиннадцатилетним юношей Шарма принялся писать портреты паломников и преданных, приходивших, чтобы увидеть Шринатхджи. Так, постепенно, он сделался самым популярным портретистом из всего сообщества художников Натхадвары.

Позже, начав посещать школу искусств «Ти Джей» в Бомбее, он тут же привлёк к себе внимание её директора, так как его манера писать и впрямь отличалась своей необычностью. Он обладал собственным уникальным художественным стилем, который многое привнёс как в традиционную, так и в современную концепцию искусства.
Шарма пишет сюжеты на тему ведических повествований — такие, как, например, его знаменитая картина о битве на поле Курукшетра, которая описана в «Бхагават — Гите».

Героями его миниатюр являются персонажи, упомянутые в Ведах — Бог Любви Кришна, Его возлюбленная Радхарани, а также их вечные спутники и друзья, их мир,их игры и развлечения. Не забывает художник и о других Божествах индуистского пантеона.Постепенно Шарма становился всё более знаменитым, а его авторский стиль стал именоваться в Индии как «стиль Б.Г. Шармы».

В 1955 году в Бомбее Шарма занялся изданием репродукций и плакатов с изображением своих картин, которые расходились грандиозным массовым тиражом по всей Индии. Несомненно, это был успех.

В 1967 году он покончил с коммерцией и поселился в Удаипуре, но пресса не оставляла его без внимания: о нем писали журналы «India Today» и др. Помимо этого, художник не раз давал интервью на радио и телевидении, высказываясь в пользу классического искусства живописи.

Работы Шармы включены в сборник изобразительного искусства «The Cow Book», составитель которого, Марк Галлант, собрал картины с изображением коров художниками более чем из 25 стран, отобрав из индийских работы только работы Шармы. В 1979 году его картины выставлялись в художественной галерее «Дженагар» в Бомбее и в Рабиндра Бхаване в Дели.
В 1980 году прошла выставка в India House в Лондоне, там он дал интервью Би-Би-Си.
В 1983 году картины Шармы попали на выставку в Музей Барода. Позднее в том же году, в официальном открытии выставки работ Шармы в Ананда Бхаване в Удаипуре принимал участие Раджив Ганди.

В декабре 1980 индийское правительство сделало заказ на портрет в миниатюре на слоновой кости Её Величества Королевы Елизаветы II. Шарма написал портрет и презентовал его Принцу Чарльзу во время визита последнего в Джайпур.
Несколькими месяцами позже портрет появился в журнале «Connoisseur» (Лондон). Красивую миниатюру на слоновой кости получил также премьер-министр Австралии сэр Малком Фрейзер во время своего визита в Удаипур в 1983 году.

Год за годом Шарма получал различные награды: в том же 1983 г. ему присудили престижную в то время Премию Народного Искусства за Мастерство;
в 1984 г. он удостоился чести стать членом Союза художников миниатюрной живописи, причём его кандидатура была представлена Министерством Образования и Культуры в Нью-Дели.Весной 1985 г. индийское правительство отправило Б.Г. Шарму представлять традиционное индийское искусство в Германии. Этот тур включал 18 городов. В том же году он посетил Вашингтон, Колумбию и презентовал там президенту Рейгану и его супруге их миниатюрные портреты на слоновой кости.

К концу 80-х работы Шармы входили в лучшие коллекции музеев Англии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Голландии, Японии, Саудовской Аравии и США.

Последние 20 лет своей жизни Б.Г. Шарма посвятил основанию своей художественной галереи в Удаипуре. На сегодняшний день в этой галерее выставлены 150 работ художника, на которые приезжают полюбоваться ценители искусства со всего мира, а также многочисленные туристы.Невзирая на лавры, этот знаменитый мастер гравюры сохранял простоту, скромность и непритязательность. Он поднимался рано утром, по возможности используя светлые дневные часы для работы. Шарма просто одеваелся, носил традиционную одежду: дхоти и курту, придерживался строгой вегетарианской диеты и регулярно посещал храм в родном городе Натхадваре, чтобы получить «даршан» (аудиенцию) Божества Шринатхджи.

За последние десятилетия ХХ века Шри Б.Г. Шармаджи больше, чем кто-либо другой способствовал развитию и выходу в свет классического индийского художественного стиля, а также стиля Натхадвары.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector