Интенсивный импрессионизм. Daniel Wall

Интенсивный импрессионизм. Daniel Wall

Выставка «Импрессионизм и пленэр» в Мадриде

Живопись от Коро до Ван Гога в музее Тиссен-Борнемисса

Фердинанд Ходлер El Niesen visto desde Heustrich, 1910

С 5 февраля по 12 мая в мадридском музее Тиссен-Борнемиса проходит выставка работ художников под названием «Импрессионизм и пленэр». Как видно из названия, экспозиция посвящена одному из лидирующих направлений в живописи конца XIX — начала XX века и популярной художественной технике под названием пленэр — изображение объектов при естественном свете и в естественных условиях. Основоположником техники стал английский художник Джон Констебль, но широкое распространение она получила благодаря кисти французских импрессионистов. Впоследствии основы пленэра воплотились в натурализме и вплоть до конца XIX века имели большое значение в живописи, воплотившись и в творчестве постимпрессионистов — Ван Гога и Сезанна.

Поль Сезанн «Лесной пейзаж с камнями», около 1893

Всего на выставке будет представлено около 100 работ, созданных в период с 1780 по 1900 годы. Среди авторов заявлена целая плеяда величайших мастеров этого времени: Моне, Коро, Курбе, Констебль, Сислей, Ренуар, Ван Гог, Сезанн и многие другие. Их пленэрную живопись на выставке распределили по семи разделам. Часть «Руины, террасы и крыши» составили картины начала XIX века, продолжающие живописные традиции прошлых столетий, «Камни» появились на полотнах Коро и Сезанна, «Горы» запечатлели Вальдмюллер и Ходлер. Констебль, Руссо, Моне и многие другие авторы представлены работами на темы «Деревья и растения», «Водопады, озера, ручьи и реки», «Небо и облака», а также составляют заключительный зал выставки, посвященный морской теме.

Не так давно выставку французской пленэрной живописи открыл и нью-йоркский музей Метрополитен. Благодаря ему и мадридскому Тиссен-Борнемисса мы всю весну мы можем любоваться прекрасными пейзжами, оказавшись на одной из выставок в США или Испании.

Джон Констебль «Дождь над морем», 1824-1828

Густав Курбе «Замок Шильон», 1874

Клод Моне «Бурное море в Этрета», 1883

Камиль Коро «Крестьянин и лес в Фонтенбло»

Винсент Ван Гог «Пейзаж под штормовым небом», 1889

Винсент Ван Гог «Госпиталь в Сан-Реми». 1889 год

Самые знаменитые художники-экспрессионисты

Экспрессионизм возник в конце XIX — начале XX века и стал открытием в европейском искусстве эпохи модернизма. Как и многие другие течения в живописи он возник как протест — в данном случае против того, что человек все более удаляется от природы. Экспрессионистов раздражало засилье мещанского китча, лживый лоск и вульгарная бравурность современного общества. Вдохновленный импрессионизмом, он изображает не реальность как таковую, а реакцию человека на эту реальность.

Именно поэтому в картинах экспрессионистов так много ярких мазков, выразительных деталей и гипертрофированной экспрессии чувств, на грани душевного эксгибиционизма — в пику общественным «ценностям» и «приличиям». К слову, сам термин «экспрессионизм» (от латинского expressio — «выражение») был, как говорят, предложен искусствоведом из Чехии А. Матешеком в 1910 году. Причем название призвано было отделить его от «импрессионизма» (от франц. «впечатление») и подчеркнуть разницу между ними — грезящий наяву импрессионизм и живущий в непрезентабельной реальности, страдающий экспрессионизм. Вот самые яркие и известные представители жанра.

Макс Бекман

Одно из известнейших имен в мире живописи — немецкий художник, портретист, экспрессионист Макс Бекман (Max Beckmann). Именно ему, кстати, средневековый триптих обязан своим возрождением.

Более всего Бекман прославился как портретист — его портреты в стиле веризм украшают знаменитые галереи и частные коллекции. Авангардные шедевры художника поражают ярковыраженной эмоциональностью.

Полотна в мрачных тонах со скупо прорисованными лицами, гротескные позы и мимика, контрасты, тяжелые, порой грубые мазки — все эти приемы очень точно передают эмоцию страдания, создают атмосферу тревожности сродни предчувствию скорого апокалипсиса.

Эдвард Мунк

Норвежский живописец Эдвард Мунк (Edvard Munch) — прямое опровержение тезиса о скандинавской невозмутимости и сдержанности эмоций. Его агонистический «Крик» — квинтэссенция скорби, поражающей своей силой и глубиной.

Глубокое влияние на творчество художника оказали книги Достоевского и произведения импрессионистов — одна из известнейших картин Мунка «Больная девочка» написана после посещения им выставки импрессионистов в Париже, где состоялось его близкое знакомство с творчеством Поля Гогена (Paul Gauguin) и Винсента ван Гога (Vincent van Gogh).

Читать еще:  Захватывающие дух картины. Lilla Kuizs

Нельзя сказать, что жизнь художника была переполнена серьезными трагедиями, но те из них, которые все же случились, оставляли в его душе и живописи глубокий след. Так, после глупой выходки любовницы Мунк на полгода оказался в психиатрической клинике, после выхода из которой манера его письма резко изменилась — мягкие и плавные линии, смягченные цвета полностью трансформировались, превратившись в свои противоположности.

Эрнст Людвиг Кирхнер

Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) вошёл в историю как один из основателей немецкого экспрессионизма — наряду с Бекманом. Полотна живописца своей драматичностью и экспрессивностью не уступают шедеврам ван Гога, отличаясь от последних большей экологичностью. К слову, творчество ван Гога произвело на Эрнста Людвигаа Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) неизгладимое впечатление — настолько сильное, что он даже решился заимствовать некоторые из его сюжетов. Так, кисти Кирхнера принадлежит картина «Женский профиль и подсолнухи», где подсолнухи весьма напоминают вангоговские.

Кирхнер испытывал большой интерес к искусству примитивных океанских и африканских племен — этот интерес к примитивной живописи можно увидеть во многих полотнах мастера. Как и на творчество других экспрессионистов, на живопись Кирхнера оказали сильное влияние события и того непростого периода (Первая мировая война, гитлеровский «крестовый поход» против «дегенеративного искусства»), и личные драмы.

В конце концов, художник, будучи человеком тонкой нервной организации, измученный болью и душевными муками, покончил с собой в 1938 году.

В работах австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele) можно отчетливо разглядеть признаки влияния творчества ван Гога, Мунка и Густава Климта.

С последним живописец познакомился и сдружился еще будучи студентом в венской Академии художеств. Увы, живописец прожил недолго — всего 28 лет.

Эпидемия «испанки», бушевавшая в Европе в 1918-м унесла и его жизнь. Наследие художника — в него вошли три сотни картин, несколько тысяч рисунков, — сегодня служит предметом гордости известнейших мировых музеев.

Василий Кандинский

Именно ему принадлежит идея создания известного немецкого объединения экспрессионистов «Голубой всадник» — столь же известного, как и знаменитая группа «Мост».

Василий Кандинский, начинавший как художник-экспрессионист, постепенно отошел от жанра и пришел к идее превосходства формы над содержанием — абстрактному экспрессионизму.

Рожденный в России и прошедший обучение живописи в Мюнхене, он по возвращении с удовольствием принимал участие в становлении искусства Страны Советов. Однако уже в 1921 году художник эмигрировал в Германию, а затем в Париж.

Самые знаменитые художники-экспрессионисты

Экспрессионизм возник в конце XIX — начале XX века и стал открытием в европейском искусстве эпохи модернизма. Как и многие другие течения в живописи он возник как протест — в данном случае против того, что человек все более удаляется от природы. Экспрессионистов раздражало засилье мещанского китча, лживый лоск и вульгарная бравурность современного общества. Вдохновленный импрессионизмом, он изображает не реальность как таковую, а реакцию человека на эту реальность.

Именно поэтому в картинах экспрессионистов так много ярких мазков, выразительных деталей и гипертрофированной экспрессии чувств, на грани душевного эксгибиционизма — в пику общественным «ценностям» и «приличиям». К слову, сам термин «экспрессионизм» (от латинского expressio — «выражение») был, как говорят, предложен искусствоведом из Чехии А. Матешеком в 1910 году. Причем название призвано было отделить его от «импрессионизма» (от франц. «впечатление») и подчеркнуть разницу между ними — грезящий наяву импрессионизм и живущий в непрезентабельной реальности, страдающий экспрессионизм. Вот самые яркие и известные представители жанра.

Макс Бекман

Одно из известнейших имен в мире живописи — немецкий художник, портретист, экспрессионист Макс Бекман (Max Beckmann). Именно ему, кстати, средневековый триптих обязан своим возрождением.

Более всего Бекман прославился как портретист — его портреты в стиле веризм украшают знаменитые галереи и частные коллекции. Авангардные шедевры художника поражают ярковыраженной эмоциональностью.

Полотна в мрачных тонах со скупо прорисованными лицами, гротескные позы и мимика, контрасты, тяжелые, порой грубые мазки — все эти приемы очень точно передают эмоцию страдания, создают атмосферу тревожности сродни предчувствию скорого апокалипсиса.

Читать еще:  Дистилляция ностальгии. Leah Lopez

Эдвард Мунк

Норвежский живописец Эдвард Мунк (Edvard Munch) — прямое опровержение тезиса о скандинавской невозмутимости и сдержанности эмоций. Его агонистический «Крик» — квинтэссенция скорби, поражающей своей силой и глубиной.

Глубокое влияние на творчество художника оказали книги Достоевского и произведения импрессионистов — одна из известнейших картин Мунка «Больная девочка» написана после посещения им выставки импрессионистов в Париже, где состоялось его близкое знакомство с творчеством Поля Гогена (Paul Gauguin) и Винсента ван Гога (Vincent van Gogh).

Нельзя сказать, что жизнь художника была переполнена серьезными трагедиями, но те из них, которые все же случились, оставляли в его душе и живописи глубокий след. Так, после глупой выходки любовницы Мунк на полгода оказался в психиатрической клинике, после выхода из которой манера его письма резко изменилась — мягкие и плавные линии, смягченные цвета полностью трансформировались, превратившись в свои противоположности.

Эрнст Людвиг Кирхнер

Эрнст Людвиг Кирхнер (Ernst Ludwig Kirchner) вошёл в историю как один из основателей немецкого экспрессионизма — наряду с Бекманом. Полотна живописца своей драматичностью и экспрессивностью не уступают шедеврам ван Гога, отличаясь от последних большей экологичностью. К слову, творчество ван Гога произвело на Эрнста Людвигаа Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner) неизгладимое впечатление — настолько сильное, что он даже решился заимствовать некоторые из его сюжетов. Так, кисти Кирхнера принадлежит картина «Женский профиль и подсолнухи», где подсолнухи весьма напоминают вангоговские.

Кирхнер испытывал большой интерес к искусству примитивных океанских и африканских племен — этот интерес к примитивной живописи можно увидеть во многих полотнах мастера. Как и на творчество других экспрессионистов, на живопись Кирхнера оказали сильное влияние события и того непростого периода (Первая мировая война, гитлеровский «крестовый поход» против «дегенеративного искусства»), и личные драмы.

В конце концов, художник, будучи человеком тонкой нервной организации, измученный болью и душевными муками, покончил с собой в 1938 году.

В работах австрийского экспрессиониста Эгона Шиле (Egon Schiele) можно отчетливо разглядеть признаки влияния творчества ван Гога, Мунка и Густава Климта.

С последним живописец познакомился и сдружился еще будучи студентом в венской Академии художеств. Увы, живописец прожил недолго — всего 28 лет.

Эпидемия «испанки», бушевавшая в Европе в 1918-м унесла и его жизнь. Наследие художника — в него вошли три сотни картин, несколько тысяч рисунков, — сегодня служит предметом гордости известнейших мировых музеев.

Василий Кандинский

Именно ему принадлежит идея создания известного немецкого объединения экспрессионистов «Голубой всадник» — столь же известного, как и знаменитая группа «Мост».

Василий Кандинский, начинавший как художник-экспрессионист, постепенно отошел от жанра и пришел к идее превосходства формы над содержанием — абстрактному экспрессионизму.

Рожденный в России и прошедший обучение живописи в Мюнхене, он по возвращении с удовольствием принимал участие в становлении искусства Страны Советов. Однако уже в 1921 году художник эмигрировал в Германию, а затем в Париж.

Австрийский экспрессионизм

Энциклопедический словарь экспрессионизма. — М.: ИМЛИ РАН. . Гл. ред. П.М.Топер. . 2008 .

Смотреть что такое «Австрийский экспрессионизм» в других словарях:

Экспрессионизм (литература) — Первое издание романа Кафки «Замок» Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений в рамках европейского … Википедия

Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… … Музыкальная энциклопедия

Музыкальный экспрессионизм — Термин “экспрессионизм” применяют к музыке по аналогии с другими искусствами, прежде всего с живописью, литературой, драматическим театром. Среди первых известных примеров музыковедческого употребления термина статья австрийского композитора и … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Шёнберг, Арнольд — У этого термина существуют и другие значения, см. Шёнберг (значения). Арнольд Шёнберг Arnold Schoenberg … Википедия

Друскин, Михаил Семёнович — Друскин Михаил Семёнович Дата рождения 14 января (1 января) 1905(1905 01 01) Место рождения Киев Дата смерти … Википедия

Читать еще:  Женщины в живописи разных эпох и направлений

Шёнберг А. — (Schцnberg) Арнольд (13 IX 1874, Вена 13 VII 1951, Лос Анджелес) австр. композитор, педагог, муз. теоретик и дирижёр. Глава т. н. новой венской школы. Род. в семье небогатого купца. В детстве учился играть на скрипке и виолончели, тогда… … Музыкальная энциклопедия

Австрия — (Оsterreich), Австрийская Республика, государство в Центральной Европе. На территории Австрии найдены многочисленные памятники искусства палеолита и неолита (в т. ч. знаменитая Венера из Виллендорфа , Естественноисторический музей, Вена) … Художественная энциклопедия

Перуц, Лео — см. Австрийский экспрессионизм … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Кертиц, Михаэль — см. Австрийский экспрессионизм … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… … Литературная энциклопедия

История импрессионизма

Джон Ревалд

«История импрессионизма» Джона Ревалда — самый знаменитый и самый полный труд на эту тему. В третьем, улучшенном издании значительно увеличено количество иллюстраций, тщательный отбор которых произведен при помощи ведущих искусствоведов страны.

Огромный материал, собранный автором, будет полезен не только ценителям живописи, но и всем, кто интересуется истоками и обстоятельствами одного из величайших художественных и мировоззренческих переворотов в истории.

Лучшая рецензия на книгу

21 февраля 2018 г. 22:57

5 Энциклопедия импрессионизма

Эта книга не про личности. Она про дружбу и взаимодействие людей, чьё творчество опережает эпоху. У меня не сложились в голове индивидуальные образы, но осталось ощущение той невероятной борьбы, которую вели художники.

Пожалуй, с этой книги стоит начинать знакомство с импрессионизмом. Не стоит пугаться обилия имён — не каждое из них запомнится. Здесь важнее последовательность событий. И этой же книгой стоит продолжать и углублять дружбу с импрессионизмом, когда биографии его представителей уже изучены более детально. Но это мне ещё предстоит сделать.

ISBN: 978-5-17-064461-2, 978-5-271-33042-1, 978-5-98986-461-4

Год издания: 2011

Твердый переплет, 480 стр.
Тираж: 3000 экз.
Формат: 84×108/16 (205х260 мм)

Подробнее о книге

Напишите рецензию!

15 февраля 2015 г. 14:15

Ничто так не стимулирует чтение, как необходимость отдать книгу. Так что «проглотила» импрессионистов за неделю. С одной стороны, слишком быстро. С другой, все равно я почти все забуду. Иллюстраций в книге катастрофически не хватает, но интернет спасает, конечно.

Книга эта и поверхностная, и глубокая одновременно. Поверхностная — потому что про всех, но без подробностей. Глубокая, потому что автор озвучивает суть, говорит, что пытался сделать художник, куда надо смотреть и что там можно увидеть. Так что для знакомства с импрессионизмом — самый раз. Дальше можно выбрать себе «любимцев» и читать целенаправленно про них.

Открыла для себя до-импрессионистов Йонгкинда и Добиньи. Заинтригована Сезанном, хотя до сих пор не могу понять, почему он «наше все» в живописи. Хочется больше узнать про…

24 января 2013 г. 14:19

С этой книгой у меня связан целый ряд попыток её прочитать. Начинал несколько раз, в электронном виде, в разных форматах, но, в конце-концов, плюнул и купил в прекрасном бумажном издании с огромным количеством репродукций.

Что такое импрессионизм — событие, движение художников, стиль или только протест? И первое, и второе, и третье, и четвёртое. А есть и пятое, и шестое и, наверное, двадцать седьмое. Я несколько раз пытался уяснить, что же это такое — импрессионизм, но все книги, прочитанные ранее, не давали полной картины и не рассказывали, так документально точно, как Ревалд, об одном из величайших событий в истории мирового искусства. Искания, скорее всего, я продолжу, не только путём чтения, но и знакомства с самими картинами, т.с. воочию, но для начала достаточно обратиться к мнению…

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector