Искусство для людей с ограниченными возможностями

Искусство для людей с ограниченными возможностями

Художники с ограниченными возможностями, которые поразили мир своими талантами

Согласно статистике, около 10 процентов населения мира, или примерно 650 миллионов человек, живут с инвалидностью. Глядя на произведения искусства в нашей подборке, и не скажешь, что они были созданы людьми с ограниченными возможностями. Эти люди действительно вдохновляют. Они живут в таких условиях, которые порой и представить сложно. Но инвалидность не стала для них помехой в творчестве.

Мариуш Кедзерский родился без рук, но все-таки сумел исполнить свою мечту рисовать картины.

Хуан Гофу потерял обе руки в четыре года из-за сильного удара током. Но это не остановило его на пути к мечте, и в 12 лет он научился рисовать ногами.

Айрис Грейс больна аутизмом. Когда с девочкой, которая очень медленно училась говорить, занимался логопед, он посоветовал родителям научить Айрис рисовать. Оказалось, что у нее настоящий талант.

Питер Лонгстафф родился без рук, став жертвой талидомида, который принимала его мать во время беременности. Но он никогда не считал себя инвалидом. Он научился рисовать правой ногой.

В три года у Стивена Уилтшира диагностировали синдром саванта. А теперь он известен всему миру тем, что рисует подробные картины по памяти.

Родившийся с церебральным параличом Пол Смит рисует картины на печатной машинке, используя только один палец.

Джейси Шейтан Тенет потерял правую руку более 20 лет назад и с тех пор мог рисовать только левой. Но его друг, инженер и дизайнер, сконструировал для него протез, с помощью которого художник может набивать татуировки.

Ракан Абдулазиз Курди из Саудовской Аравии доказывает, что инвалидность творчеству не помеха.

Викторин Флойд Флад — слепой фотограф, потеряла зрение в возрасте 26 лет.

Дуг Джексон родился с церебральным параличом и рисует с помощью кисти, прикрепленной к голове повязкой.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

О талантливых людях с ограниченными возможностями и их любовью к жизни

«Когда закрывается одна дверь в счастье, открывается другая. Но мы зачастую слишком долго смотрим на закрытую дверь, чтобы увидеть, что нам открылась другая возможность». Эти замечательные слова принадлежат перу уникальной писательницы Хелен Келлер.

А вы знаете, чем она такая особенная? Еще в младенчестве после болезни у малышки Хелен пропал слух и зрение. Судьба бедной девочки была очевидна- прожить тусклую жизнь в полной темноте и тишине. Наверное так бы и было, если бы мужественная Хелен не взяла «быка за рога» и не решила сама решать судьбу. Вы не поверите, но она стала писательницей, много путешествовала и делилась с людьми своим жизнелюбием! Как ей это удалось?

Или пример из жизни печально известной художницы инвалида из Мексики Фрида Кало. Она много времени проводила в постели из-за тяжелых травм в последствии автомобильной аварии. И даже в это время, несмотря на сильные боли, рисовала. Ее творчество было единственным проводником в «настоящий счастливый мир»!

Талантливые художники и писатели инвалиды

Предлагаю вам посмотреть на жизнь глазами талантливых людей инвалидов, как бы изнутри, залезть под кожу и попробовать ощутить всю их силу и любовь к жизни. Вы скажете: «Что за бред? Зачем это делать»?

Если вас настигла хандра , или вы запутались в своей жизни , не знаете, куда хотите идти дальше, или вы стали вдруг сомневаться в своих силах – начните изучать биографии известных и успешных людей, которые смогли открыть свой потенциал, несмотря на ограниченные возможности! Уверяю вас, все выше перечисленное, как рукой снимет!

Благодаря изучению историй успеха других талантливых людей, я открыла скрытый талант художника. О моей истории читайте в отдельной статье.

Перечитывайте биографии этих людей каждый раз, когда вам кажется, что все плохо и нужна мотивация и вдохновение для реализации своих целей. Я вам обещаю, что со временем вы начнёте совсем по-другому смотреть на мир!

Сила духа и огромная вера в себя может кардинально менять судьбы людей. Если талантливые художники, писатели или актеры инвалиды смогли изменить ход истории своей жизни, почему же мы не в силах улучшить или изменить нашу?

Первая история, которой мне хочется с вами поделиться – это биография Фриды Кало– известная мексиканская художница, автор ярких и экспрессивных картин (большая часть из которых – её автопортреты).

Картина Фриды Кало «Две Фриды»

В 6 лет маленькая Фрида заболела полиомиелитом, поэтому её левая нога была толще, чем правая. К тому же, она стала хромать. «Фрида — деревянная нога» — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3–4 чулка, чтобы внешне она не отличалась от здоровой .

В 17 лет юная Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Она получила серьёзные травмы позвоночника, перелом ключицы, сломанные рёбра, перелом таза.

Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перелом. Целый год она была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Фрида Кало перенесла множество операций и месяцами находилась в больнице. Несмотря на своё огромное желание, она так и не смогла стать матерью.

Именно после трагедии она попросила у отца краски и кисти, и начала рисовать. Для Фриды смастерили специальный подрамник, который позволял ей писать лёжа.

К её кровати прикрепили зеркало так, чтобы она могла себя хорошо видеть. Первой картиной стал её автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества. Известная цитата Фриды: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Читать еще:  Испанский художник. Carmen Zaragoza Teruel

Желание жить и передвигаться помогли Фриде немного оправиться от травм и, даже, восстановить способность ходить. Но всё также она была привязана к больницам и страдала от сильных болей.

Фрида Кало и фото картины слева «Сломанная колонна»

О картине «Сломанная колонна» : страдая от сильных болей, Фрида Кало вынуждена была носить стальной корсет в течении нескольких месяцев. В таком состоянии ей было не только проблематично передвигаться, но и дышать. Не смотря на тяжелые последствия аварии, даже в такое тяжелое время своей жизни, она находила силы и мужество рисовать. Картина написана в этот период, с сильной болью во всем теле. Только через творчество художник инвалид смог передать свое состояние внутреннего израненного мира!

Она много писала картин, по видимому, это одно из занятий, которое доставляло ей больше удовольствие, чем сама жизнь. О её нелегкой сломанной судьбе снят фильм «Фрида», который я рекомендую посмотреть, чтобы ещё сильней прочувствовать силу воли и любовь к жизни этой маленькой, хрупкой женщины.

Ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. На многих картинах можно увидеть в волосах цветы, а сама Фрида находится в окружении животных.

Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой.

Автопортреты Фриды Кало

Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции, тесно связана с индейской мифологией до испанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Среди художников инвалидов есть те, которые без рук и ног, и есть и того необычные — Джонни Экк полу-человек. Предлагаю вам познакомиться и с другими талантливыми художниками с ограниченными физическими возможностями.

Другая история – не менее поразительная и вдохновляющая, знакомьтесь Хелен Адамс Келлер американская писательница, лектор и политическая активистка. Ее биография жизни зацепила меня не меньше художницы инвалида.

В раннем детстве она перенесла заболевание, которое повлекло за собой полное лишение слуха и зрения . Несмотря на это, Хелен стала первым слепо-глухонемым человеком, который смог получить степень бакалавра! Она смогла пробиться через барьер, практически без знания языка.

Слепая и глухая писательница Хелен Келлер

И в итоге – нашла способ общения с миром. Помимо этого, Хелен стала активным политическим деятелем и известным лектором. Она много путешествовала и открыто высказывала своё мнение о недопустимости военных действий, выступала за избирательные права женщин, права рабочих и социализм.

В общей сложности, она посетила 35 стран мира. Каким способом слепая и глухая женщина доносила свои мысли до других людей?

На первых порах ее общение было через произношение слов «в руку». На первый взгляд, это покажется невероятным. Как это работает? Она изображала слова пальцами на ладони. Каждая буква английского алфавита имела соответствующий эквивалент в этом языке. Этому методу её научила домашняя молодая учительница, которая провела всю жизнь рядом с будущей писательницей. К тому же, сама учительница обладала слабым зрением.

Хелен Келлер за работой

И вскоре, обучение Хелен стало существенным прорывом в специальной педагогике, она освоила принципы работы специальной пишущей машинки. Этот метод её обучения стал первым достоверно задокументированным. На нём были основаны многие методики преподавания людям с подобными отклонениями. Хелен Келлер стала символом борьбы для многих инвалидов, не только глухих и немых.

Хелен Келлер автор семи книг, написала около 478 статей о социализме, о слепоте, о религии… Одна из книг — автобиографическая повесть «История моей жизни» («Story of my life»), переведена на 50 языков, а в 2003 году книга издана на русском языке. Ее именем называют улицы во всем мире, ее имя включили в Национальный зал славы женщин США, куда включают самых значимых женщин в истории страны.

Талантливая писательница инвалид получила награду «Президентская Медаль Свободы» от президента США Линдона Джонсона в 1964 году, одной из двух наивысших гражданских наград страны.

Хелен Келлер прожила долгую и интересную жизнь, будучи инвалидом с детства. Представьте, что могла получится другая история жизни- скучная, не интересная и мы бы никогда не узнали о ее существовании и о той силе, которая жила в ней!

Так кто же в конце концов решает судьбы людей мы или предписания свыше? Не знаю как вы, но я считаю, что бог живет внутри нас, он ведет и подсказывает как поступить: принять и смериться или бороться и БЫТЬ! Умерла писательница во сне 1 июня 1968, за 26 дней до своего дня рождения. А было бы ей немного не мало 88 лет.

А что думаете вы, когда слышите удивительные истории судеб не совсем обычных людей? Какие эмоции испытываете вы при этом?

Если эта статья вас эмоционально зацепила, поддержите ее Лайком, также поделитесь ею со своими друзьями через Социальные сети с левой стороны

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Искусство для людей с ограниченными возможностями

Не давно я познакомился в Интернете с серией публикаций о творчестве аутсайдеров. Оказывается, в наше время в России существуют объединения инвалидов, таких например как группа «ИНЫЕ», которые занимаются творчеством и выставляют свои работы на выставках. В Москве таким художникам даже отводят отдельные залы. Проводятся подобные выставки и совместно с иностранными организациями. Такое искусство (лучшие его образцы) пользуется популярностью в современном обществе.

Читать еще:  За пределы сознания. Manfred Jurgens

Для обозначения такого рода искусства существует несколько специальных терминов, такие, например, как «Ар Брют» («сырое», необработанное искусство), «Аутсайдер Арт» (Искусство посторонних), Neuve Invention (Новый вымысел), Наив и др. Из истории известно, что в 1911 году по инициативе знаменитого художника-абстракциониста Василия Кандинского было организовано творческое объединение «Синий всадник», в котором профессиональными художниками создавались работы в жанре экспрессии, и где, возможно, впервые публично были выставлены работы пациентов психиатрической клиники. Примерно в то же время на западе отдельные врачи-энтузиасты занимались коллекционированием работ своих пациентов, изучали их и систематизировали. Французским художником и скульптором Жаном Дюбюффе, специально для обозначения такого рода творчества, был введен термин «Ар брют». Чуть позже был предложен более широкий и емкий термин «Аутсайдер Арт». С этого, собственно говоря, и началась история искусства аутсайдеров (инвалидов, душевнобольных, маргиналов). В наше время в столице России, начиная с 2004 года, регулярно проводится Международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «ФЕСТНАИВ».

Творчество людей с ограниченными возможностями здоровья отражает внутренний мир этих людей, который может отличаться от внутреннего мира обычных здоровых граждан. Иногда в таком творчестве обнаруживается нечто такое, чего порой недостает последним: наивность, простота, безыскусность — качества присущие детям, или же иной раз в их работах можно увидеть некую глубину, необычное, «нестандартное» мышление или отношение к давно привычным вещам и явлениям. Видимо, поэтому в обществе и существует интерес к такого рода творчеству.

…В 2015 году в турклубе «Азимут» удалось провести больше десятка мастер-классов и занятий изобразительным творчеством. На последних я хочу остановиться отдельно. В них принимали участие инвалиды и представители старшего поколения, которые занимаются в клубе. Мы рисовали акварелью, карандашами и фломастерами на свободную тему, проводили занятия по простым рисуночным тестам, раскрашивали контурные рисунки и мандалы, учились раскрашивать контурные рисунки в модной нынче технике зендудлинга. В экспериментах обычно принимали участие около 10 человек. Работы, в соответствии с принципами арт-терапии и антистресс-рисования, не оценивались и не сравнивались. Для такого рода творчества неважно умеет человек рисовать или же нет, главное это сам процесс, который помогает ему освободиться от его внутренних психологических проблем, улучшает его здоровье. Кроме того, как я уже сказал, в таких работах находит отражение внутренний мир их авторов. В принципе такое творчество доступно каждому. И все мы умели им заниматься когда-то давно в нашем далеком детстве.

Невольно возникла параллель с искусством Ар Брют при виде работ Марины, девушки, страдающей синдромом Дауна. При взгляде на ее рисунки, внимание привлекает то обстоятельство, что она легко заполняет изображением весь лист, использует широкую палитру красок, воплощает на бумаге интересные и сложные образы (естественно, для ее степени подготовки, возраста и характера заболевания), рисует легко и раскованно, при этом не комплексует по поводу того, что не умеет рисовать, и не стремится любой ценой подогнать свой рисунок под формальные общепринятые шаблоны изображения, рисует просто «для души». Как ни странно, но ее работы немного даже напомнили работы художников-авангардистов.

Конечно, следует признать, что занятие настоящим искусством — это большой труд. И часто бывает трудно убедить и вдохновить людей на то, чтобы специально учиться искусству рисования, а также заниматься такого рода творчеством в домашних условиях. Но… пусть хотя бы они занимаются простыми видами творчества в группе, это оказывается вполне по силам большинству из них. Ведь даже в этом случае люди могут раскрыть спящие в них до поры до времени способности и показать хорошие результаты.

Танцуют все. Творчество как метод реабилитации инвалидов

Люди с ограниченными возможностями здоровья — так в России называют инвалидов. Люди с особыми потребностями — так их называют во всём мире. И дело здесь не в физическом состоянии человека и не в формулировках, а в буквальной кальке отношения к инвалидам в нашем обществе. В нашем обществе люди с особыми потребностями ограничены буквально во всём. Мы не привыкли видеть их в обычных жизненных обстоятельствах: ни на улице, ни в транспорте, ни на работе или в школе, не говоря уже о сцене. Эти барьеры зачастую строим мы сами. Чтобы преодолеть их, люди с ограниченными возможностями начинают заниматься спортом и творчеством или танцами.

«Танец создаёт условия для коммуникации, поскольку человек с инвалидностью общается со своим партнёром через эмоциональный и физический контакт, — рассказывает Леонид Тарасов, директор Центра социокультурной анимации «Одухотворение». — Наши ученики выступают на концертах, конкурсах, что формирует у них чувство ответственности перед зрителями и способность доводить начатое до конца».

Зажигательная румба, страстное танго или завораживающий вальс — всё, как в обычной танцевальной школе, за исключением того, что некоторые танцоры передвигаются на инвалидных колясках, а другие, к примеру, не слышат музыку без слухового аппарата. В танцевальной паре Александра Молоканова и Евгении Винокуровой Саша передвигается на коляске, у него ДЦП. Ребята познакомились три года назад — для профессиональных танцоров срок небольшой. Но за это время эта пара успела стать лауреатами и призёрами многих конкурсов. А по-настоящему известными их сделало участие в фестивале «Inclusive Dance», который впервые прошёл в 2013 году.

Для кого такие мероприятия важнее? Наверное, для нас. Потому что они демонстрируют невероятную силу духа, целеустремлённость и реальные результаты инклюзивного взаимодействия. В России, где термин «эксклюзивный» часто используется маркетологами для увеличения продаж, «инклюзивность» — включённость, объединяющее начало, не на слуху. Но благодаря нашей паралимпийской сборной, нашим профессиональным танцорам с инвалидностью, у нас с вами появляется возможность посмотреть на проблемы инвалидов новым взглядом. Увидеть людей с ограниченными в нашем восприятии возможностями, но с такими же, как у нас, потребностями.

Читать еще:  Её картины-мечты - её личный мир. Claudia Yates

Организаторы фестиваля не рассуждают о каких-либо ограничениях, они просто показывают нам, что в танце равны все. И не только в танце. В жизни. В России есть десятки организаций, которые занимаются творческой реабилитацией инвалидов. Они создают книги для слабовидящих детей, дают уроки рисования детям с ДЦП или организуют самый настоящий театр для людей с особенностями развития. Тех, кто помогает инвалидам, объединяет понимание, что все люди, вне зависимости от состояния здоровья, не только нуждаются в поддержке и совместном досуге, но и так же, как и любой из нас, в самых простых и важных человеческих ценностях: в потребности в любви, дружбе, понимании, заботе, признании, покорении мира и преодоления себя.

«Говоря о готовности общества отдавать время и силы, чтобы помочь другим, можно сделать вывод, что люди чаще склонны перечислять деньги на лечение тяжелобольных детей и распространять информацию о них, нежели о танцевальном фестивале, что, в принципе, вполне понятно, — продолжает Леонид Тарасов. — Безусловно, те, кто может умереть в любую минуту, нуждаются в помощи, но сделать радостной жизнь человека, который живёт и будет жить, дав ему возможность проявить себя, тоже важно».

Музей на ощупь: 5 новых проектов для незрячих

Фото: © L!FE/Марат Абулхатин

» src=»https://static.life.ru/posts/2016/05/408165/1b0e3f8abc5b3cc44f25ec9b419accd7.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Объёмные картины и скульптуры, которые можно потрогать, Царь-пушка и Царь-колокол в миниатюре — Лайф знакомит с наиболее интересными музейными проектами для людей с ограниченными возможностями.

Лайф нашёл наиболее интересные инклюзивные программы российских музеев в 2016 году, которые представили на международном профильном фестивале «Интермузей».

Фото: © Государственный Дарвиновский музей

Тактильное путешествие по Кремлю

Реалистичные 3D-модели Царь-пушки и Царь-колокола, Успенского и Архангельского соборов можно ощупать в специально оборудованной «Тёмной комнате». Она не только для слепых — здесь и зрячий человек может почувствовать себя на месте незрячего, надев повязку на глаза и совершив тактильное путешествие по Московскому Кремлю. Одной из целей проекта музейщики называют обучение людей взаимодействию с инвалидами, пониманию их мира ощущений, развитие гуманности. Пока известно, что после «Интермузея» модели комнаты отправятся в детскую комнату Кремля и в библиотеку для слепых. При этом сам проект, говорят в музее, может начать работать в Кремле или в любом другом музее.

Рядом с объектами Кремля в ближайшее время появятся их миниатюры из металла с информацией на азбуке слепых. С помощью специального агрегата — аудиотактильной карты — любой человек, в том числе слепой, сможет получить информацию о главных строениях и каждой башне Кремля. Ещё в Кремле появится большое издание — аудиокарта с аудиогидом. Это путеводитель: незрячий человек может нащупать интересный ему объект Кремля, навести на него аудиогид и прослушать информацию. Кроме рассказов о зданиях, она включает звуки курантов и колоколов соборов.

Копии шедевров скульптуры

Потрогать скульптуры тем, кто увидеть их не может, теперь предлагают в Третьяковской галерее. На выставке «Язык скульптуры по Брайлю», которая проработает до конца года в здании галереи на Крымском Валу, п осетители могут осязать оригиналы настоящих скульптурных произведений искусства XX века. Они расположены достаточно низко, так, что и детям, и инвалидам-колясочникам они полностью доступны.

Поскольку знакомство с искусством у незрячих людей начинается в первую очередь с литературы, объясняют в Третьяковке, решили сделать акцент на скульптурных портретах литераторов — Чехова, Гумилёва, Маяковского, Андерсена. Здесь и б ронзовый Гоголь Виктора Губко, скульптурный Достоевский Леонида Баранова, модель арбатского памятника Булату Окуджаве . Подбирали скульптуры и из разных материалов — бронзы, гранита, дерева.

Потрогать скелеты и чучела животных; кино с субтитрами

Пионером инклюзивных методик среди музеев можно назвать московский Дарвиновский музей. Его новая программа «Мир в руках» для слепоглухих поделена на детскую и взрослую части, а также по тематикам: животный мир, растительный мир, антропогенез (эволюция человека). Для тактильного восприятия подготовлены натуральные образцы и реалистичные макеты: кусочки шкур, скелеты и чучела животных, отпечатки следов, грибы и растения, миниатюры деревьев. В основной экспозиции незрячим разрешают трогать многие экспонаты.

Кроме того, в 2016 году Дарвиновский музей обновил свою единственную в России экспозицию для самостоятельного просмотра незрячими — » Пройди путём эволюции». А в рамках Года кино в музее раз в месяц проходят инклюзивные кинопоказы с субтитрами для глухих и описательным комментированием для незрячих людей.

Силиконовые картины

Для слепых, а также для людей с интеллектуальными нарушениями и нарушениями опорно-двигательного аппарата в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля сделали уникальные 3D-картины. Предметы, которые художник изобразил на холсте, изготавливают по отдельности из силикона и размещают так, как будто они находятся перед вами. Вместе с рельефной копией полотна получается картина в двух вариантах, которую можно исследовать доступными человеку способами.

5 таких моделей уже введены в постоянную экспозицию омского музея: это картины Айвазовского, Шишкина, Врубеля, Лампи Старшего и Явленского.

Потрогать русскую историю

Программа для незрячих детей «Прочти историю руками» действует в Государственном историческом музее не первый год, но в 2016 году её решили дополнить практическим, прикладным блоком. Во время занятий дети ощупывают копии экспонатов, ходят по залам музеев, где их знакомят с эпохами развития русской цивилизации. А теперь им предложат ещё и изобразить экспонаты по специально сделанным раскраскам, слепить копии посуды и орудий или совершить раскопки в археологической песочнице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector