Искусство должно помогать людям. Leonardo Montoya

Искусство должно помогать людям. Leonardo Montoya

Леонардо Да Винчи – homo universale

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Ты победил старинный плен.
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!

Уже, как мы, разнообразный,
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазн
Всего, что двойственно, проник.

И у тебя во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены,—
И не безгрешна их печаль.

Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня,
О, Леонардо, ты — предвестник
Еще неведомого дня.

Смотрите вы, больные дети
Больных и сумрачных веков
Во мраке будущих столетий
Он, непонятен и суров,—

Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется навек —
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в селении Анкиано близ Винчи недалеко от Флоренции, «да Винчи» означает просто (родом) из города Винчи. Полное его имя по-итальянски: Leonardo di ser Piero da Vinci , то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо жил с матерью. Затем Пьеро забрал своего трехлетнего сына к себе. Разлученный с матерью, Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих картинах. Отец Леонардо прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Семейной профессией – правом – он не смог заинтересовать Леонардо.

Существует легенда о том, как впервые ярко проявился талант Леонардо к живописи. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин, который попросил найти художника для росписи щита из фигового дерева. Пьеро доверил работу сыну. Леонардо принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите медузу. Отец, оценивший способности Леонардо, отправил его учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо.

Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведением Леонардо – “Поклонение волхвов” (Галерея Уффици, Флоренция). С 1481 до 1499 г. состоял на службе герцога Лодовико Моро, занимался вопросами гидротехники, организацией придворных фейерий. В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (около1495-1497 гг.) – это произведение считают вершиной европейского искусства. – Картина сохранилось в сильно повреждённом виде – было применено масло с темперой.

До 1506 г. Леонардо да Винчи работал во Флоренции. Историки и искусствоведы не сомневаются в авторстве Леонардо портрета Джоконды., хотя в рукописях и дневниках Леонардо нет упоминаний об этой работе. Картина выполнена в технике “сфумато”, изобретенной да Винчи, которая позволила ему сделать изображение объемным и реальным.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат “Св. Анна с Марией и младенцем Христом” 1500-1507 гг., “Иоан Креститель”1513-1517 гг. и другие.

В 1516 г. по приглашению своего близкого друга, короля Франциска I, Леонардо уехал во Францию, где уже почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе Леонардо почти не вставал с постели, и скончался в Кло-Люсе 2 мая 1519 г. на 67-м году жизни. По словам биографа, писателя Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, и был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства»…

Леонардо да Винчи оставил огромное количество рисунков, которые хранятся главным образом в Королевской коллекции в Виндзорском замке. Его записные книжки и рукописи бесценны.

Леонардо да Винчи опередил свое время на несколько веков. Он был гением во много областях науки, искуства и спорта: инженер, изобретатель, механик, оптик, гидравлик, вело- и авиаконструктор, математик, геометр, геолог, палеонтолог, гидролог, химик, пиротехник, физик, астроном, учёный-естествоиспытатель, анатом, ботаник, зоолог, художник, скульптор, архитектор, строитель, дизайнер, модельер, музыкант, создатель музыкальных инструментов, один из лучших в свое время певцов, философ, филолог, лингвист, прозаик, поэт, баснописец, искусствовед, сценограф, фокусник, прекрасный наездник, фехтовальщик, пловец, и, наконец, провидец… А его изобретения актуальны и вейчас!

Леонардо был настоящим «универсальным человеком» (лат. homo universale) – идеалом итальянского Ренессанса. Как только не называли его современники: чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом…

Внешне Леонардо был красив – высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли “ангелом”. Джордже Вазари восторженно писал о “несравненной физической красоте” Леонардо, который обладал благородной осанкой, изяществом движений, атлетической фигурой., голыми руками гнул подковы, легко останавливал под уздцы несущихся лошадей!

Леонардо был амбидекстром – в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и к современной нейролингвистике, для обострения своего восприятие мира, улучшения памяти и развития воображения.

Один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

В “Дневниках” да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъёмки!

Он вёл очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на “ты”, отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: “прикажи показать тебе…”, “ты должен показать в своем сочинении…”, “прикажи сделать две дорожные сумки…”

Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна – всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая – невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.

Да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, по-видимому, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые “Пророчества” (вначале – серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым либо сейчас являются нашим настоящим. Вот некоторые выдержки из этих пророчеств:

“Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать” – речь, несомненно, идёт о телефоне.

“Люди будут ходить и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит” – телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

“Люди… будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места” – передача телеизображения.

“Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя” – очевидно, прыжки с парашютом.

“Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры” – тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.

Леонардо даже предвидит путешествия в космос: “И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…” – запуск живых существ в космос.

Гений да Винчи: все изобретения Леонардо на одной выставке!

«Я убеждён в безотлагательной деятельности. Знать недостаточно, мы должны применять. Хотеть недостаточно, мы должны делать». Леонардо да Винчи Большинству землян Леонардо да Винчи известен, прежде всего, как великий живописец, автор знаменитых полотен «Мона Лиза», «Мадонна Литта», «Тайная вечеря» и других. В то же время известно, что Леонардо был, пожалуй, самым ярким примером «универсального человека» — он был талантлив во всем.

Кстати, да Винчи был признан гением ещё при жизни. По-крайней мере, ходят легенды, что умер Леонардо на руках короля Франции Франциска I, своего близкого друга. На могильной плите в замке Амбуаз, где был похоронен да Винчи, выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Изобретениями Леонардо считаются парашют, водолазный костюм, танк, автомобиль, велосипед, прожектор, двухлинзовый телескоп, катапульту, простейшего робота и лёгкие переносные мосты для армии — все они представлены на выставке в Казани, которая будут работать до 13 января.

Читать еще:  Женщины в живописи. От древности до нашего времени

Печально, но лишь одно полезное изобретение Да Винчи получило распространение при его жизни — это колесцовый замок для пистолета, использовавшийся до XIX века — он позволял стрелкам отказаться от использования фитилей и открытого огня. Остальные же его изобретения не могли быть собраны при жизни изобретателя лишь потому, что он на сотни лет обогнал своё время. Современные испытания устройств, выполненных по чертежам Леонардо, показали — они работают!

Нам все эти устройства тоже пригодятся. Друзья, пожалуйста, угадайте, какое назначение имели изобретения Леонардо, фотографии которых представлены под катом. Оцениваться будет не только правильность ответов, но и чувство юмора и ваше воображение. Победителей конкурса будете выбирать вы сами — через три дня после конкурса я проведу онлайн-голосование. Лучший комментатор в итоге получит пригласительный билет на два лица на выставку «Гений да Винчи». Ну что, приступим? 😉
1

Изначально да Винчи работал над созданием летательного аппарата, основываясь на принципе маховых движений крыльев. Он анализировал характеристики полёта птиц и летучих мышей, а также изучал анатомию их крыльев. Он верил в то, что человек сможет научиться летать, если сконструирует, а затем приведёт в действие аппарат, имитирующий машущий полёт птиц.

Некоторые из его рисунков изображают лежащего вниз лицом человека, который собирается взлететь с помощью механизмов, присоединённых к крыльям. Другие рисунки демонстрируют более сложные крепёжные системы. Есть и рисунки человека с машущими крыльями, расположенного вертикально, и нажимающего на педали аппарата руками и ногами.

Однако позже да Винчи приходит к выводу о том, что человеку просто не хватит мускульной силы в туловище и руках для того, чтобы подняться в воздух подобно птице. В результате он начинает изучать возможность полёта без маховых движений, углубляясь в изучение скорости ветра и способов использования воздушных потоков для полёта.

4. Это не подруга Леонардо. Это моя любимая девушка Лиза )

Одним из самых известных изобретений Леонардо стал усовершенствованный им «Архимедов винт», использовавшийся для передачи воды из низколежащих водоёмов в оросительные каналы, гидравлическая пила, акваланг, двухкорпусное судно, колёсное судно и спасательный круг.

Фантазия да Винчи была столь велика, что именно ему принадлежит проект первой подводной лодки и тактики подводной атаки на неприятельское судно.

Да Винчи занимался проектированием военной техники в ранние годы своего пребывания в Милане (примерно с 1483-1490 годы) и по возвращении во Флоренцию приблизительно в 1502-1504 годах. В обоих городах он считался уважаемым стратегом, давая советы генералам и государственным деятелям.

Объяснение тому простое — Леонардо был пацифистом по своей натуре, но, тем не менее, жил во времена воинственные, когда большинство итальянских городов враждовали друг с другом и с соседней Францией. По этой причине состоятельные покровители, поддержкой которых заручился Леонардо, были более заинтересованы в военной технике, нежели в живописи.

13. От этой штуки мне как-то не по себе, если честно (

Мало кто знает, чтов числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров.

Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Кроме того, Да Винчи виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

17. Нет, это вовсе не человек-паук )

Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево — в зеркальном отражении.

Многие думают, что таким образом он хотел защитить свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть сведения, что ему было проще писать так, чем привычным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

Интересен тот факт, что да Винчи считают изобретателем карикатурного рисунка — благодаря тому, что он часто изображал изуродованные человеческие тела.

Удивительно, но диаграмма, нарисованная Леонардо, помогла британскому кардиохирургу в 2005 году придумать новый способ лечения повреждённого сердца. Кроме того, есть мнение, что именно да Винчи открыл такие болезни, как атеросклероз и артериосклероз.

В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство.

Однажды Верроккьо, учитель Леонардо, получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента.

Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, биограф Да Винчи, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

«Скоро уж четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней». Грюйе, конец XIX века

Полное название картины — Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (Портрет госпожи Лизы Джокондо). Впервые название «La Joconda» упоминается в 1525 году в списке наследства художника Салаи, наследника и ученика да Винчи, который оставил картину своим сёстрам в Милане. Картина фигурирует в списке как портрет дамы по имени Ла Джоконда.

Сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зелёные тона. Французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры, было дано почётное право создать серию снимков «Моны Лизы» в высочайшем разрешении. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра

Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими.

А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!

Выставка содержит также репродукции наиболее известных картин Леонардо, собрание анатомических рисунков, знаменитый полномасштабный рисунок фрески «Битва при Ангиари», а также 3D-версии полотен «Мона Лиза», «Тайная Вечеря», «Витрувианский человек», «Лошадь Сфорца».

Мона Лиза — автопортрет да Винчи. )

Кстати, по одной из популярных в Интернете версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника. Если на портрет Джаконды наложить фрагмент флорентийского автопортрета Леонардо, становится заметно, что предполагаемые черты лица Да Винчи и Моны Лизы схожи.

Однако вопрос подлинности автопортрета до сих пор рождает в кругах учёных бурные дискусии, а в 2005 году учёные из Гейдельбергского университета выяснили, что на портрете действительно изображена жена флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Учёные изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи.

В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини».

В зале «Секреты Моны Лизы» играла загадочная тягучая музычка. У меня такой нет, поэтому ставлю любимых Duo Infernale:

Выставочный проект «Гений да Винчи»

Адрес: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань, ул. Карла Маркса, 57

Часы работы: в будние дни с 10.00 до 20.00, в субботу и воскресенье — с 11.00 до 21.00, без выходных, без перерыва на обед. Касса закрывается за 1 час до окончания работы выставки.

Читать еще:  Живопись современного художника Александра Луфера

Телефон: +7 (843) 236 69 31, 245 10 08. Для записи на экскурсии: +7 (843) 236 69 31, 245 10 08

Сайт выставки: Davinci-genius.ru. Стоимость билета — 300 рублей. Информация о специальных предложениях и скидках по ссылке.

Зы: При подготовке текста использовались материалы сайта выставки и Википедии.
Альбом с фото выставки ВКонтакте — по ссылке.

Почему этот рисунок стал знаменитым? Леонардо да Винчи и секрет «Витрувианского человека» (9 фото)

Что здесь нарисовано?

Здесь нарисовано ровно то, что написано в названии работы — «Витрувианский человек». Но поскольку сегодня мало кто помнит, что это такое, давайте расшифруем это титулование.

Во времена Юлия Цезаря жил-был в Риме известный архитектор по имени Витрувий. Не известно, реально ли он был великим как строитель. Главная его заслуга перед историей искусства в том, что он написал «Десять книг об архитектуре»: такой огромный компендиум, куда собрал все правила, хитрости и приемчики античной архитектуры, как римской, так и древнегреческой. Дальше он умер, а книге подфартило — она уцелела! С античными книгами, особенно про точные науки, а не про про пошловатую мифологию, это не всегда случалось. В эпоху Возрождения с нее отряхнули средневековую пыль и стали использовать по прямому назначению, как инструкцию.

Плоды сего мы пожинаем до сих пор: это и московский Большой театр, и американские Капитолий с Белым домом, советские станции метро. да куча всего.

Станция метро Электрозаводская (Москва). Фото: Wikimedia Commons (cc)

Помимо описания всяких колонн, пилястр, орнаментов и всяких финтифлюшек чисто архитектурных, Витрувий вдруг еще внезапно, между главами о циклах морозостойкости кирпичей и качестве затирки (шутка), подробно остановился на размерах и пропорциях homo sapiens. Потому что именно от человеческих пропорций и зависит комфортное пребывание внутри интерьера и ощущение от фасадов, что они красивые. Все должно быть соразмерно, тогда подсознанию приятно.

Описана вся эта система пропорций без авторских картинок, только словами. Причем так, что без стакана не разберешься: высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (24 ладони), длина руки составляет ⅖ его высоты и так далее. Выведена она была Витрувием на основе античных теорий красоты, прежде всего, канона скульптора Поликлета.

Витрувий бросил эти несколько слов, что здания должны иметь пропорции человека, а тело человека — это модель пропорции. И с вытянутыми руками и ногами тело идеально вписывается сразу в 2 идеальные геометрические фигуры — квадрат и круг.

Для людей эпохи Ренессанса, фанатевших по античным трактатам, как дети по Гарри Поттеру, это высказывание стало практически религиозным догматом, воплощением целой философии. Оно иллюстрировало тезис идеального порядка, красоты, познания эстетики с помощью разума.

Ренессансные люди, еще до Леонардо да Винчи, обсасывали это высказывание Витрувия так и эдак, пытались его нарисовать. Но получалось фигово.

Новое в блогах

10 фактов о Леонардо да Винчи, чьи идеи опередили время на несколько столетий

15 апреля празднует свой день рождения «универсальный человек» — Леонардо да Винчи. Многим он знаком как живописец, однако сложно назвать ту область знаний, в которой он не оставил свой след. Не имея образования, художник, инженер и астроном создавал сложные механические машины, объяснял природные явления, изучал анатомию человека, писал стихи и сказки.

Мы в AdMe.ru любим узнавать что-то новое из жизни гениальных людей, поэтому решили получше изучить работы Леонардо да Винчи, идеи которого значительно опередили свое время. Вот несколько фактов о великом мастере.

Не имел образования

Научного образования у да Винчи не было, но он не стеснялся этого и называл себя «неученым человеком». За это его идеи часто отвергало научное сообщество. Леонардо всю жизнь занимался самообразованием, в его библиотеке было более 200 книг на самые разнообразные темы — от кулинарии до философии.

Сам да Винчи считал себя практиком, а не теоретиком и был убежден, что опыт и практика искусства могут дать даже больше, чем ученые степени. Но науку художник не отрицал: «Наука — это полководец, практика — солдаты».

Пользовался зеркальным письмом и страдал дислексией

Большинство своих записей Леонардо да Винчи делал странным способом: он писал левой рукой справа налево, при этом буквы были перевернуты. Человеку с обычным почерком приходилось бы читать такую надпись с помощью зеркала. Одни исследователи считают, что это был специальный шифр, который использовал ученый. Другие исследования подтверждают, что такой способ Леонардо просто находил более удобным.

При изучении работ да Винчи обнаружили, что у ученого были проблемы с чтением и письмом. Он часто пропускал или путал буквы, разделял слова, что является признаком дислексии.

Был музыкантом и гончаром

Рисунок Леонардо да Винчи.

Наравне с рисованием Леонардо да Винчи увлекался и другими видами искусства. Есть многие подтверждения тому, что да Винчи практиковался в гончарном мастерстве. Некоторые исследователи считают, что это оставило свой след и на живописи: фигуры на его картинах показаны трехмерно и открываются со всех сторон, как будто вращаются на гончарном круге.

Леонардо был силен и в музыке. Он превосходно играл на лире и даже сделал свой усовершенствованный инструмент — в форме лошадиного черепа.

Ввел в обиход салфетки для вытирания рук

Леонардо да Винчи 13 лет служил распорядителем пиров при дворе герцога Миланского Лодовико Сфорца. Он составлял меню и придумывал блюда, старался упростить процессы приготовления. Его инженерному уму принадлежат такие изобретения, как вертел для мяса, штопор для левшей, прототип миксера и яйцерезки и многие-многие другие.

Искусство сервировки также не осталось без внимания да Винчи. Он ввел в обиход полотняные салфетки для вытирания рук. Раньше для этой цели использовали шкурки кроликов, поэтому, когда Леонардо предложил альтернативу, многие не понимали, как этим пользоваться: на салфетки садились, игрались ими, сморкались в них.

Мечтал летать

Мечта о полете всегда преследовала Леонардо да Винчи. Сначала изобретатель исследовал птиц и старался сделать машину с крыльями: человек располагался в ней лежа и крутил педали, приводя в движение крылья. Затем Леонардо стал задумываться об идее планирующего полета. Так, в его чертежах обнаружили разработку дельтаплана и парашюта.

О прижизненных испытаниях аппаратов ничего не известно, но расчеты инженера оказались верны. В 2000 году прошло удачное испытание парашюта, сшитого по разработке Леонардо. А в 2002 году испытатели построили дельтаплан по чертежам да Винчи и смогли подняться на нем на высоту 10 метров и пролететь 17 секунд.

Придумал водолазный костюм

Наравне с желанием подняться в воздух да Винчи мечтал опуститься под воду. Леонардо разработал водолазный костюм. Он был сделан из свиной кожи, к нему крепился кожаный бурдюк для хранения воздуха. Инженер придумал маску со стеклами, на которой была установлена броня от хищных рыб. Да Винчи усовершенствовал и дыхательную трубку: он установил на верх пробковый круг, который не давал трубке тонуть.

Для удобного передвижения использовалась перчатка с перепонками — прототип современных ласт. И опять все разработки оказались пригодными. Уже в наши дни ныряльщик смог погрузиться в пруд в костюме от Леонардо и продержаться под водой несколько минут.

Создал протез ноги

Леонардо да Винчи увлекался и анатомией. Художник получил разрешение проводить анатомические вскрытия в местном госпитале. Так получился целый сборник анатомических тетрадей с подробным описанием человеческого тела. В своих записях да Винчи пытался понять, как устроены мышцы человека, и размышлял над созданием протезов.

В 2008 году по эскизам Леонардо был сделан протез ноги из металлических проволок, которые, по мнению ученого, больше всего напоминали человеческие мышцы. А кардиохирург Фрэнсис Уэллс переосмыслил подход к оперированию клапана сердца. Вдохновленный работами да Винчи, он придумал новый метод и успешно прооперировал свыше 80 пациентов.

Придумал танк

Леонардо да Винчи жил в не самое мирное время, а значит, военные разработки не могли обойти его стороной. В своих дневниках инженер писал, что ненавидит войну и машины для убийств, но его авторству принадлежат многие военные разработки. Конечно, это были не полноценные орудия, но они точно обогнали военную мысль своего времени.

Читать еще:  Испанский художник. Angel De Caceres Garcia

Например, да Винчи создал прототип пулемета и танка. Наиболее известен «мушкет в форме органной трубы»: на вращающейся платформе установлены 3 ряда мушкетов — 11 стволов, из которых можно выстрелить 3 раза до перезарядки.

Объяснил, почему небо голубое

Ученый был первым, кто дал ответ на детский вопрос «почему небо голубое?» В своих дневниках он описал, что такой цвет образуется из-за толщи освещенных частиц влаги между Землей и небесной чернотой.

Леонардо да Винчи также первым установил, что лунный свет — это отраженный свет Солнца, и описал явление, называемое пепельный цвет Луны. Это эффект, когда вся поверхность лунного диска видна, несмотря на то что освещенная Солнцем часть совсем мала. Леонардо да Винчи сделал верное предположение, что свет на спутник отражает наша планета.

А мы так и не знаем, как да Винчи выглядел на самом деле

Самый известный автопортрет да Винчи — «Туринский автопортрет», на котором изображен старик. Считается, что художник нарисовал его в 60 лет. Также некоторые исследователи полагают, что самая знаменитая картина мастера — «Мона Лиза» — на самом деле является автопортретом.

Сегодня ученые сомневаются, что те рисунки, которые долгое время считались автопортретами мастера, на самом деле изображают его. Несмотря на все то огромное наследие, которое оставил Леонардо да Винчи своим потомкам, как выглядел художник, ученый и инженер, доподлинно неизвестно.

Зло ради знания: как Леонардо да Винчи разрабатывал смертоносное оружие

Жизнь да Винчи подробно расписана биографами, но один из периодов жизни итальянца до сих пор остаётся самым таинственным и противоречивым. Этот период — его служба при дворе Чезаре Борджиа, гениального, по свидетельству многих современников, политика и совершенно беспринципного, по тем же свидетельствам, человека.

Леонардо да Винчи служил военным инженером ещё у герцога Милана Людовико Сфорца: в 1482 году Людовико пригласил его на службу в качестве архитектора, гидротехника и конструктора военных машин. Леонардо предложил правителю проекты пушек, мортир и лёгкого вооружения новой удобной формы, сильно отличающегося от всего известного; вооружённых повозок, неуязвимых и неприступных. Правда, многие из них в жизнь так и не воплотились. В 1499 году Сфорца был свергнут, и придворный оружейник Леонардо остался не у дел.

До тех пор, пока не попал на работу к Чезаре Борджиа. Борджиа, герцог Валентино, главнокомандующий папской армией, планировал объединить воюющие государства под властью папы. По свидетельствам современников, был очень вспыльчивым и совершенно непримиримым к врагам, при этом отличался политической хитростью, жёсткостью и властолюбием. Ходили слухи, что именно он убил своего брата и других родственников в борьбе за власть. Борджиа планировал серьёзный военный поход через центральную Италию, чтобы двинуться дальше — к рубежам, где воевали Франция и Испания.

Семейство Борджиа Леонардо называл «святыми чертями», отмечая, что их великие пороки уравновешиваются великими же достоинствами.

Он посетил очень много городов в области Центральной Италии Романье, сделал для Борджиа шесть больших карт.

Да Винчи видел, как Чезаре повесил четырёх уличённых в измене офицеров. Леонардо даже принял участие в одном из сражений — захвате Сан-Сепокло. После этого он стал избегать военных акций, но он не мог не видеть, какое разрушение несут походы герцога Валентино. Однако, что удивительно, продолжал на него работать. Возможно, потому что пользу от этого сотрудничества считал гораздо более значимой.

Борджиа считал большинство идей да Винчи непригодными на практике, но всё равно очень их ценил — и полностью оплачивал. В 1502 году Леонардо официально становится придворным военным инженером. «Наш глубокоуважаемый и любимый друг, архитектор и генеральный инженер Леонардо да Винчи имеет поручение осматривать все долговременные укрепления и крепость, свободно передвигаться и в любой момент по своему усмотрению всё измерять и оценивать», — говорится в приказе Борджиа.

За время работы у Борджиа Леонардо создал много интересных военных разработок.

Прообраз танка

Леонардо разработал фургон на трёх колесах в форме черепахи, вооружённый со всех сторон пушками и окованный бронёй. По сути — прообраз танка. Внутри должно было находится восемь человек, которые и будут приводить эту махину в движение. Машина должна была внезапно пробиться сквозь строй противника и разбить ряды, неся хаос и разрушение. По периметру «танка» располагались пушки, которые могли стрелять во всех направлениях.

Автоматическое огнестрельное оружие

Леонардо придумал устройство для открывания ёмкости с порохом и одновременного его поджога. Позже усовершенствовал систему автоматического зажигания от огнива — пускового механизма, расположенного в центре винтовой пружины, которая цепью соединяется с колесом. А вот колесо, по задумке автора, при вращении будет задевать огниво и высекать искру!

Залповый огонь

В рисунках многоствольных пушек он оснастил обычную пушку подъёмным блоком, позволяющим корректировать угол стрельбы и повысить точность поражения. По сути — это предтеча систем залпового огня.

Военно-морские орудия

Леонардо предполагал установить на корабле большую мортиру, рассчитанную на одного стрелка. Она крепилась на вращающееся основание, тем самым позволяла повысить эффективность обстрела.

Модифицированная катапульта

Леонардо усовершенствовал одно из старейших видов оружия — катапульту. Катапульта Леонардо с гибкой лебёдкой имела гибкое «плечо» и ковш, куда по приставной лестнице помещали камень. Засов лебёдки открывался, освобождая плечо, и оно било по ковшу, выбрасывая камень.

Килевидные снаряды

Леонардо был одним из первых, кто догадался, что воздух влияет на траекторию полёта пушечных ядер. Тогда он разработал килевидные снаряды с аэродинамическим контуром и направляющими крыльями — такая форма актуальна и в наше время.

Скорострельный арбалет

Передовая система арбалетов, расположенных в большом колесе, была практически полностью автоматическая. Чтобы привести в действие этот эффективный механизм, нужен был всего один человек.

Разрывные ядра

Разработка Леонардо для поражения движущихся целей — специальные разрывные ядра. По задумке, при падении ядра его центр поджигает другие ядра, центральное ядро взрывается и разрывает остальные, которые вспыхивают мгновенно.

Стрельба паром

Леонардо мечтал создать альтернативу пороху. Доработав идею Архимеда, он пытался создать пушку, стреляющую с помощью пара. По проекту, это была медная пушка, дымоход которой разогревался паяльной лампой. Потом в раскалённый докрасна дымоход заливали воду, которая «немедленно превращалась в такое огромное количество пара и дыма, что, казалось, произошло чудо; для глаз это ярость и гнев, для ушей — ожесточённый рёв». Давление пара возрастало и выбрасывало в воздух железный шар, находящийся в стволе.

Дионисово ухо

Хитроумное устройство — прообраз современных систем прослушки — представляло собой комбинацию слуховых труб, через которые звук из одного помещения легко переносился в другое. Система, известная ещё со времён античности, но да Винчи доработал её сначала для миланского герцога Людовико Сфорца, потом — и для Чезаре Борджиа, которому устройство пришлось по вкусу.

О том, что гений да Винчи, кроме изобретения смертоносного оружия, разрабатывал ещё и страшные орудия пыток, ходит много слухов. Тема часто поднимается в художественной литературе — так, герой романа «Код да Винчи» профессор Лэнгдон говорит, что Леонардо изобрёл «ужасные, прежде не виданные орудия пыток». Однако в дневниках да Винчи никаких упоминаний этого нет. Хотя, наверное, и не стал бы он это писать — гения очень заботило его доброе имя, которое он хотел оставить в веках незапятнанным. Разработка оружия — некоторая уступка совести итальянского гения, ведь карт-бланш от Чезаре Борджиа позволил ему провести многие очень важные для него эксперименты. Передовые разработки учёных всегда поддерживались военными — хоть в XV, хоть в XXI веке.

Интересно, что Леонардо да Винчи служил при дворе Борджиа одновременно с другим великим итальянцем — Николо Макиавелли, при этом, по свидетельствам современников, да Винчи и Макиавелли связывали между собой дружеские отношения. Однако ни один из них практически не упоминает другого в своих работах. Быть может, по негласной договорённости?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector