Искусство и смерть в средневековой Византии

Искусство и смерть в средневековой Византии

Художественные стили в искусстве

Средневековье Искусство Византии

Искусство Византии просуществовало приблизительно с I по XV вв. Его главной задачей стало не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей. Если античный храм был перекрыт плоской крышей, то в византийской церкви над центральным кораблем возвышался купол, возносивший зрителя ввысь, к небосводу, – и это конструктивное решение воплощало в себе основной эстетический принцип.

Античность создала идеал гармонической личности, христианство отважилось увидеть в мире дисгармонию и диспропорциональность. Поэтому вопреки внешней приверженности к античным традициям византийское искусство создает принципиально новый эстетический идеал: не гармоническое единство тела и духа, а противоречие плоти и души, причем именно духовное начало оказывается господствующим . Античного художника влекла гармоничная красота обнаженного тела, византийцы предпочитали скрывать тело под тяжесть торжественных одежд, так как для них тело как вместилище греха немогло быть прекрасным. Уходя от гармонии, византийский художник не боялся ни уродливых лиц, ни нарушения пропорциональности, более того, диспропорциональность становится художественным средством.

Творчество Византии было обращено к внутреннему миру человека и его вере в единого Бога. Поэтому красота византийской архитектуры сосредоточена внутри. Снаружи византийские церкви выглядят аскетично, сурово, иногда даже мрачно. В официальной эстетике Константинополя отделенность Бога от материального мира, греховного земного существования порождала пессимизм и мрачные настроения. Византийцев преследовал страх смерти и боязнь греха. Героем был отшельник, аскет, спиритуалист. На фоне безудержной роскоши и светских развлечений императорского двора эта коллизия казалась неразрешимой. Отсюда – противоречие эллинистических художественных форм и иррациональной христианской идеи, а также принципиальный символизм позднейшего византийского искусства. Традиции эллинистического антропоморфизма были слишком глубоки, чтобы исчезнуть совсем, поэтому в искусстве Византии, сохранявшем крепкую античную основу, главным объектом изображения оставался человек.

Начиная с X века в западноевропейской культуре господствует романский тип эстетического восприятия, который отражал время феодальной раздробленности, замкнутости, враждующих феодов, принимающих участие в регулярных набегах, сражениях, войнах. Феодальная анархия, беззаконие, право сильного создавали фактически для каждого угрозу стать объектом насилия. Кроме того, на архитектурных вкусах эпохи отразилось также стремление возродить великую Римскую империю.

Средневековая цивилизация формировалась в атмосфере постоянного беспокойства, недоверия друг к другу, неуверенности в завтрашнем дне. Человек остро переживал зыбкость, неустойчивость земного бытия, осознавал гигантский разрыв между божественной и человеческой действительностью. В противовес земному хаосу, раздорам, разладу начинают целенаправленно создаваться островки устойчивости, стабильности, умиротворенности, олицетворяющие образ незыблемой гармонии в виде романских неприступных соборов, замков, монастырей. Для архитектурных сооружений нового типа использовали камень и кирпич, отвоевывая у окружающего хаоса прочность, надежность, основательность. Толщина и непробиваемость стен были одним из важнейших критериев совершенства постройки. Романское понимание красоты представляло собой сплав рационального художественного мышления и религиозного чувства. Его характерными чертами были стремление к монументальности, мощности пластических объемов, логичности, ясности, лаконизму, простоте, целесообразности. Строгая тектоничность и функциональность не способствовала использованию изобразительных средств, разнообразных декоративных элементов .

Романский менталитет был еще слишком близок к проблемам материального мироустройства. В нем ощущалась тяжесть земного притяжения, давление утилитарных сиюминутных установок. Это лишь первая форма выявления единого Абсолюта, первый шаг приближения к Богу. Об этом свидетельствовали и господство горизонтальной линии, и элементы мифологического, непроясненного, нецентрированного сознания, воплощенного в романском искусстве. Так, например, каменная резьба, украшавшая наружные стены соборов, состояла нередко из растительного и зооморфного орнамента, изображений мифологических чудовищ, экзотических животных, птиц.

Главная особенность романской эпохи – открытость внешним влияниям. В то время в общественном сознании единственно возможным целостным государством была Римская Империя, но в то же время первые франкские короли после падения столицы Западной Римской Империи признавали почетное верховенство Константинополя. Все это и привело к тому, что в соединении сторожевых башен римских военных лагерей с греческими базиликами, византийским орнаментом и готическими шатрами и возник новый – романский – архитектурный стиль, распространившийся на всю Европу.

Готический стиль господствовал в западноевропейском искусстве в XIII – XV вв. Рождение готического стиля – пример художественного преображения утилитарности, конструкции в композицию. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной, нехудожественной задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции этот стиль вышел за границы рациональности. Формы архитектуры стали выражать не прочность и устойчивость, а христианскую идею устремленности ввысь, к небу – в высоты духа. Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Идеал готики – предельно живописное решение архитектурного пространства – воплощался с помощью витражей. Человеку, находящемуся в храме, должно было казаться, что почва уходит у него из-под ног, пространство действительно непознаваемо, а сам он летит в бесконечные миры.

Впечатлительность, бурные переживания, страстное желание встречи с чудом, свойственные людям того времени, приводили к созданию художественных форм, отвечающих готическому стилю. Форма готической статуи растворяется в пластике драпировок, складок, изломов, как бы поднимаемых метафизическим вихрем. Готическая эпоха отличалась невиданной ранее свободой тела, освобождением движения во всех направлениях. Об этом свидетельствуют изображения женщин с неправдоподобно изогнутыми спинами и выставленными вперед животами, явно выполненные в качестве образца красоты.

В эстетическом мировосприятии этого времени доминирует культ Абсолюта. Главная цель – прозреть божественное присутствие во Вселенной, ибо весь Универсум является произведением Бога, созданного по законам совершенства. Новое миросозерцание наиболее зримо воплотилось в готических соборах, которые возникали в результате органичного синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В готике утверждалось стремление достичь беспредельного в великом и малом, в продвижении к сверхчувствительному. Так рождался культ вертикальной линии, господство башен, возвышающихся до 150 метров, виртуозная орнаментика, роскошные арабески, подчиненные логике целого, витражи в сотни квадратных метров вместо стен, в которых использовались пурпурный, синий, желтые цвета. Архитектура становилась пластической, ажурной, легкой .

В рамках готического мировосприятия заметно возрастает внимание к внутренней, душевной красоте личности, соотнесенной с Абсолютом. Предпринимается энергичная попытка выстроить аскетическое понимание красоты, утвердить возвышенный образ человека. Вместе с тем, аскетическая эстетика пыталась выработать прочный иммунитет к красоте телесной, чувственной как главной опасности, стоящей на пути возвышения человеческого духа, ибо она приводила к надменности, гордыне, чувственности, греховности.

Живопись и мозаика становятся ведущими средствами выражения новой эстетики, так как язык скульптуры не позволял воплощать стремление к все большей дематериализации, спиритуализации красоты. В эстетическом мировосприятии средневековья отразилась символическая глубина, так как изобразить, запечатлеть невидимый, сверхчувственный мир можно было только с помощью символических образов. Например, готический храм олицетворял крест, на котором распяли Христа, розетки с алмазными лепестками ассоциировались с вечной розой, листья которой – души всех искупленных.

Совсем неслучайно важнейшим качеством совершенной личности средневековой культуры становится способность достойно нести бремя страданий, боли, мученичества, так как печать греховного падения лежит на земном бытии. В отличие от языческого миировоззрения христианство само страдание сделало основным жизненным ощущением, возвело в позитивный духовный опыт. Изображение скорби, боли, выражение духовного горения в дисгармоничном, изнеможденном теле, культ предельного напряжения – неотъемлемые атрибуты готического искусства.

Средневековье характеризуется тем, что впервые в истории искусство формировалось и развивалось в сфере единого для всех народов Европы христианского мировоззрения, сутью которого были символизм и аскетизм, порождавшие крайнюю экспрессию художественных образов. Влияние церкви, распространяясь на все сферы жизни средневекового человека, естественно определяло направление и содержание художественного творчества, ограничивало искусство своими догматами. Христианство действовало как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур. Это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и т. д. Основная цель готического искусства – стремление к божественной красоте, которая воплощена в гармонии и единстве природы.

Читать еще:  Дмитрий Стрелков

Искусство и смерть в средневековой Византии

Религия — христианство, восточная греческая ветвь

Государственное устройство — империя

Время существования 476 — 1453 г.г. ( до завоевания турками)

География — Балканский и Малоазийский полуострова, острова Крит и Кипр.

Искусство Византии неразрывно связано с религией — смешение восточных и античных традиций на базе христианства.

Важные исторические события —

  • Раскол Греческой и Латинской церквей — 1054 г. ,
  • Разгром и разграбление Константинополя крестоносцами — 1204 г.

От античности Византия получила:

тип здания — базилика, арку, свод, купол, ордерную систему.

От восточных стран: изощренную роскошь и богатство декора.

1. В Византии Храм — средоточие всех художественных процессов.

2. Интерьер важнее внешнего вида. Он — символически отражает образ царства Божия на земле, легкий, светоносный, богато оформлен декором.

· Внешний вид храма как бы производное, оболочка внутреннего.

· Внутреннее пространство приспособлено к особенностям церковного обряда — просторно, вместительно.

· В интерьере осуществлен синтез архитектуры с монументальной и станковой живописью.

· Конструктивные принципы скрыты от глаз — «нерукотворность», одухотворенность пространства.

· Роль скульптуры заметно снижается.

В лоне византийской архитектуры сформировались два основных типа архитектурных храмовых построек:

Первый тип храма в дальнейшем распространился в Западной Европе , второй — в Восточной Европе и в России.

Храм Святой Софии в Константинополе

Построен в 6 веке, при императоре Юстиниане, посвящен Божественной Премудрости.

Архитекторы — Анфимий и Исидор.

Представляет собой блестящее объединение базиликального плана здания с купольным перекрытием.

Центральный купол — 31, 5 метра в диаметре. Постройка купола такого размера требует исключительного умения от архитектора.

Снаружи — все продолговатое пространство храма представляет собой систему нарастающих ввысь сферических форм.

С Востока и Запада основной купол поддержан двумя более низкими полукуполами, а те в свою имеют каждый еще по два маленьких полукупола. (так гасится распор свода),

Внутри — четыре мощных столба несущих центральный купол скрыты от глаз ( они встроены в перегородки между нефами). Впечатление нерукотворности.

Тонкую оболочку основания купола прорезают 40 окон. Простенки между ними узкие — потоки света их почти стирают.

Получается — «парящий в воздухе» купол.

Интерьер — легкий, пространственный, светоносный.

Собор отличался необыкновенной пышностью декора. Блеск мрамора, золото икон и мозаик, гигантские светильники звучание торжественного хора — все это наполняло храм ощущением присутствия Божественной тайны и подчеркивало его космичность.

Внешний вид собора достаточно массивный и тяжеловесный,

внутри же — торжество света.

Это религиозная живопись, связанная с оформлением христианских храмов.

В монументальной живописи использовались техники:

В станковой живописи:

· Темперная живопись (иконопись)

И в монументальной и в станковой живописи постепенно (с 5 по 12 века) формируется и утверждается строгий канон изображения и особая иконография образов.

Необходимость канона связана с возможностью индивидуальных искажений образов высшего Божественного порядка.

Невозможность реалистическими методами изобразить духовный мир подвигло живопись Византии к формированию нового художественного языка . Происходит уход от реализма к условности, знаковости, символичности.

Теперь изображение это уже некий текст о Боге, святых и Царствии небесном, а элемент изображения — буква, которую надо правильно, по закону, писать дабы не исказить смысл.

Образы Византии анти-чувственны, всегда бесстрастны, и обращены не к эмоциям зрителя а к духовно сфере его существа.

Икона это окно в иной мир, а не портрет конкретного лица.

Сюжеты библейские, иногда исторические, прославляющие императора.

Главный пример монументальной живописи Византии — мозаики церкви сан Витале в Равенне, созданные в 6 веке н.э.

Базилика СанВитале (итал. Basilica di San Vitale) — раннехристианская базилика в Равенне

В технике мозаики используется стекло — керамический сплав — смальта.

Хрестоматийными стали изображения императора и его супруги —

«Император Юстиниан со свитой » — 6 век

«Императрица Феодора со свитой» — 6 век

Начиная от Константина, каждого императора в Византии чтут, как одного из святых, роль и место его рядом с местом патриарха Византийской церкви.

Невозможность реалистическими методами изобразить духовный мир подвигло живопись Византии к смене художественного языка от реалистичности к условности, знаковости, символичности.

Теперь изображение это уже некий текст о Боге, святых и Царствии небесном, а элемент изображения — буква, которую надо правильно, по закону, писать дабы не исказить смысл.

Образы Византии анти-чувственны , всегда бесстрастны, и обращены не к эмоциям зрителя а к духовной сфере его существа.

Икона это окно в иной мир, а не портрет конкретного лица.

Она как стекло пропускающее сквозь себя свет небесный, чистота которого зависит от чистоты души иконописца. Поэтому иконы писались монахами, людьми праведной жизни. А каноны иконописи передавались от мастера к мастеру сохраняя формы, силуэты, цвета, найденные предшественниками.

Канон Византийской иконописи полностью сформировался к 12 веку.

Примеры Византийской иконописи:

Икона Владимирской Божьей Матери12 век

Тип изображения — умиление. Икона прибыла из Византии сначала в Киев, затем в Успенский собор во Владимире, по приданию войска Тамерлана двигавшиеся на Москву, отступили в тот день, когда туда была привезена икона. С тех пор она считается чудотворной.

Икона Спас Нерукотворный12 век

Лик отпечатавшийся на полотенце, которое Христос приложил к своему лицу во время крестного пути является древним прототипом этого и всех последующих подобных изображений.

В иконописной технике деревянная доска грунтуется ( левкас — мел на рыбьем клее), используются темперные краски.

Последовательность наложения красокот темного к светлому:

Санкирь — охрения — пробела .

Лик образ Бога — человека Христа, и образ Божий в человеке, вне влияния греха.

Фон в иконописи называют — «свет», он чаще всего золотой, это знак Божественного пространства.

Обратная перспектива меняет представления человека о себе, давая ему перспективу роста.

Кроме того, в Византии были выработаны основные принципы в оформлении книги. Рукописная книга с иллюстрациями , как единый художественный организм.

Особенности византийской живописи

  • Религиозность
  • Каноничность
  • Одухотворенность
  • Условность
  • Строгость
  • Знаковость
  • Символичность
  • Плоскостность
  • Декоративность
  • Использование обратной перспективы
  • Отчетливая графичность, подчеркнутость контуров.

Искусство Византии

Собор св.Софии в Константинополе. Интерьер.

В 395 году Римская империя была разделена на два самостоятельных государства: Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. Восточную империю позже стали называть Византией, по старому греческому названию ее столицы Константинополя — Византий ( сейчас это Стамбул). В 6-м веке, при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию (даже Италия была ненадолго отвоевана) и была величественной и блестящей страной, со сложным аппаратом государственного управления и высокоразвитой дипломатией. Внушительный облик Константинополя, его могучий флот, великолепные архитектурные сооружения, ослепительная пышность придворного церемониала и церковной службы действовали неотразимо. К Византии отошла и Греция, поэтому Восточная империя хранила и продолжала греческие традиции в искусстве. Византия была христианской страной с православной церковью. За свою тысячелетнюю историю Византия переживала периоды подъема и упадка. Разные времена знало и византийское искусство.

Читать еще:  Дипломная работа Krzysztof Domaradzki

Собор Святой Софии в Стамбуле (Константинополь)


Первый его расцвет приходится на 6 век, когда правил император Юстиниан I. Тогда был воздвигнут великолепный памятник византийской архитектуры — собор Святой Софии в Константинополе. Огромное и прекрасное, оно замечательно тем, что здесь круглый купол венчает прямоугольное пространство — раньше умели перекрывать куполами только круглые в плане здания. Снаружи храм не кажется таким большим, как изнутри, где он поражает входившего своей пространственностью, воздушностью гигантского (30 метров в диаметре), как бы парящего купола. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. В подкупольным пространстве стоял украшенный драгоценными камнями амвон, здесь проходили богослужения.

Собор Святой Софии


Собор остался высшим достижением византийской архитектуры — ничего равного ему в истории Византии уже не было создано. Во времена турецкого владычества к церкви были пристроены высокие минареты, которые сильно изменили внешний облик собора Святой Софии.

Собор Святой Софии


Люди на византийских священных изображениях представлены суровыми, их фигуры удлиненны, плоски и словно бестелесны. На полутемных сводах даже светлые краски, а особенно лиловые, черные и золотые, создают торжественное, но несколько мрачное настроение. Византийские мастера много внимания уделяли живописи — это миниатюра в церковных книгах и священные картины-иконы. В странах, где исповедуют православную веру, иконопись до сих пор следует византийским традициям.

Мозаика. Церковь Сан — Витале


Во времена Юстиниана были построены также многие церкви в Италии, особенно в портовом городе Равенне. Известна восьмигранная церковь Сан — Витале, стены которой почти сплошь покрыты мозаиками. Помимо библейских событий, на этих мозаиках можно увидеть самого Юстиниана и его жену, императрицу Феодору со своей свитой. Техника мозаик сложна и требует большого искусства. Мелкие разноцветные кубики смальты (сплава стекла с минеральными красками), из которых выкладывется изображение на стене, мерцают, вспыхивают, переливаются, отражая свет. Врнмя почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Равенна известна тем. что здесь, в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодорика, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте: в конце жизни он нашел пристанище в Равенне, окончил здесь «Божественную комедию». Угасающему городу Равенне посвятил свои стихи Блок:
Все, что минутно, все, что бренно, похоронила ты в веках.
Ты как младенец спишь, Равенна, у сонной вечности в руках.

Церковь Сан — Витале


Более ста лет в Византии продолжался период иконоборчества. Иконоборцы восставали против того, чтобы изображать бога и святых в человеческом облике, усматривая в этом пережиток идолопоклонства. Было уничтожено множество икон. И все-таки иконопочитание было восстановлено. Однако стиль византийского искусства к тому времени стал очень строгим и каноническим. Именно Византия выработала и строго придерживалась прообразов в иконографии, которые потом перешли и в русскую иконопись. Вся духовная жизнь в Византии проходила под жестким контролем, отвергая все либеральное, и это не могло не наложить отпечаток на все византийское искусство.

Церковь Сан — Витале, роспись купола


В 1453 году турки завоевали Византию, однако византийское искусство продолжало жить в искусстве Древней Руси. Русь унаследовала от Византии вместе с христианством типы храмов и икон. Русские мастера развивали дальше и ее зодчество, и живопись. Первоклассные византийские мастера работали и в Киеве, и в Новгороде, и во Владимире

8.1 Культура Византии

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV — сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV — сер. VII вв.) — Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII — сер. IX вв.) — происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, «золотыми воротами» между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) — период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства — Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красоты». В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов — Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. — вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII — IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира – изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем — от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Читать еще:  Испанский стрит-арт дуэт. Pichi & Avo (street art)

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых — Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала «золотым мостом» между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Культура Византии — главные достижения, этапы и особенности развития

Основные периоды

История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.

После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:

  1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
  2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
  3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
  4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
  5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.

Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.

Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Развитие музыки

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

Особенности живописи

Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.

Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.

В старших классах школ ученики изучают искусство Византии, готовят по этой теме различные эссе, доклады, рефераты, сообщения, проекты, сочинения и рассказы. Это обширный пласт истории, который сказался на развитии России и всей Европы. Если в домашнем задании требуется рассказать о главных достижениях византийской культуры, нужно упомянуть о мозаике, иконописи и архитектуре.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации