Искусство иллюстрации в период Ильханидов

Искусство иллюстрации в период Ильханидов

Искусство иллюстрации в период Ильханидов

Искусство иллюстрирования книг в период Ильханидов (Хулагуидов. Потомки Хулагу, внука Чингис-хана; монгольская династия, правившая на Ближнем и Среднем Востоке в середине XIII — середине XIV вв.) достигло беспрецедентного уровня не только в количественном, но и в качественном отношении.

Новые правители дали толчок книжному производству после того, как они обосновались в своих столицах Мараге, Тебризе и Багдаде и развили интерес к историческим трудам как средству для дальнейшего утверждения своих притязаний на власть над чужой землей. Неудивительно, что они выбрали Шахнаму (книгу царей) как своего рода официальную династическую историю, в которой Ильханиды отождествляли себя с царями и героями иранского прошлого.

«Нуширван, едящий пищу, принесенную сыновьями Махбуда», Фолио из Шахнамы (Книга Царей)

Однако отношение монголов к силе слова и изображения не является достаточным для объяснения беспрецедентного использования высококачественной бумаги, богатства освещения, утонченности каллиграфии и расцвета иллюстраций, которые Иран и Ирак наблюдали в период правления Ильханидов. Монголы принесли с собой интерес к искусства живописи. Местные художники охотно впитывали новые художественные влияния Китая, передаваемые через свитки и рисунки, и интегрировали их в тот тип живописи, с которым они были наиболее знакомы, — книжную иллюстрацию. В конце XIII века ранняя интеграция иностранных элементов была затруднена (Тарих-и Джахан-Гуша, Национальная библиотека Франции, Париж). Однако в течение двух десятилетий художники создали новый эклектичный стиль, который достиг высшей точки благодаря двум мастерам Ильханидской живописи: Джами аль-тавариху Рашида ад-Дина и Великой Монгольской Шахнаме.

Quranic Compilation Page

Динамичная, почти драматическая фаза ильханидской живописи постепенно сменится в последние годы правления династии новым, более сдержанным и утонченным стилем, который послужит основой для развития в последующие два столетия. Позднее персидские ученые настолько остро осознали важность этих изменений, что описали период Ильханидов как время, когда «завеса была снята с лица персидской живописи».

Фолиант из книги Муниса Аль-Ахрара фи дахаик Аль-ашар (Спутник свободного человека в тонкостях поэзии) Джаджарми

Именно в столицах Тебриза и Багдада искусство Ильханидов достигло своего наивысшего расцвета, достигнув апогея с созданием Великой Монгольской Шахнамы. Его драматический стиль живописи был заменен тихим миром, который соответствовал видению вновь прибывших монгольских покровителей, Джалаиридов (1340-1411), которые были очарованы персидской поэзией, в которой иллюстрации батальных сцен и героических подвигов стали просто символическими и почти неподвижными. Джалаириды сыграли важную роль в создании моста между Ильханидами и Тимуром (Тамерланом), который считал себя и свою династию Тимуридов (1370-1507) законными преемниками монголов.

Очарование персидской миниатюры

Придворное искусство Персидской империи прославилось величайшими художниками, талант которых расцветал под королевским покровительством. До наших дней сохранились уникальные экземпляры персидской миниатюры — яркие, самобытные и искусно прорисованные иллюстрации к религиозным и светским текстам, даже спустя столетия привлекающие внимание коллекционеров и искусствоведов.

Цель иллюстрирования была внятной — художник визуально отображал отдельные эпизоды, чтобы увлечь читателя и усилить эмоциональное впечатление от сюжета книги. Но творческим людям всегда сложно жить и работать в ограниченных рамках, поэтому вскоре в миниатюрах появились детали, которых не было в тексте. Живописцы с головой уходили в творчество, вкладывая в небольшой рисунок все силы, умения и фантазию. Они приглашали читателя в сказочное царство, открывали неизведанный мир с новой стороны. Да, и удивлять было чем — главными темами миниатюр становились древние предания, легенды и мифы.

Ходили слухи об умельцах, которые настолько блестяще владели искусством миниатюры, что для создания произведения им требовался всего один волос вместо кисти. Сначала художники рисовали водяными красками на бумаге, затем в Иран проникла европейская культура и в ход пошли масляные краски и холсты.

Персидская миниатюра эпохи Ильханидов

Основные художественные центры в период правления Ильханидов располагались на территории современного Тебриза и Багдада. Живописцы, как правило, делали иллюстрации к религиозным и светским текстам, но под влиянием Китая от классических орнаментов художники постепенно перешли к изображению лотосов, пионов и драконов.

Это было интересное время, когда одинаково часто использовали бумагу и текстиль, а мастера искусно переносили рисунки с одного материала на другой. Одним из самых известных художников эпохи Ильханидов называют Дуста Мухаммада, «приоткрывшего лицо живописи».

Персидская миниатюра эпохи Джалаиридов

В период правления Джалаиридов излишний драматизм в живописи сменился спокойствием и степенством. Джалаириды запомнились любовью к персидской поэзии, поэтому неудивительно, что самые яркие и эффектные картины были нарисованы как иллюстрации к стихотворным описаниям батальных сцен и героических подвигов. Историки выделяют Джунейда, ученика Шамс ад-Дина как самого талантливого художника той эпохи.

Персидская миниатюра эпохи Тимуридов

Тимур, основатель последней династии из среднеазиатских степей, привозил из завоеванных земель в Самарканд мастеров и художников. Тимуриды поддерживали книжное дело, брали под свой патронаж художников, архитекторов и поэтов. Именно в это время усилила влияние Гератская школа, на существование которой пришелся расцвет персидской миниатюры. Кемалю ад-Дин Бехзаду, творившему в те годы, удалось вдохнуть в обычный рисунок жизнь и индивидуальность. Его люди и животные очень реалистичны, растения и цветы — изящны, камни и скалы — монументальны. При этом, как и у всех авторов миниатюр, явно прослеживается идеализирование жизни и героев. Такой себе микс вымысла и реальности, где обычные люди со счастливыми лицами слушают поэзию и песни, танцуют, поют, наслаждаются жизнью и любовью в райских садах.

Главные школы исламской книжной живописи

Как смотреть миниатюры разных эпох и понимать их скрытый смысл

Из всех видов изобразительного искусства ислама (архитектурный декор, изображения на металле, керамике, текстиле) книжная миниатюра, пожалуй, самый известный. Она формировалась под влиянием искус­ства дворцовых стенных росписей Сирии, Египта, Ирака, Ирана, Средней Азии, Закав­казья. После включения этих регионов в территорию расширяющегося халифата Арабский халифат — исламское государство, возглавлявшееся халифами. Возникло в резуль­тате мусульманских завоеваний в VII–IX веках. старое искусство повсеместно существо­вало еще очень долго, постепенно адапти­руясь под требования и вкусы нового времени. С другой стороны, на исламскую книжную миниатюру повлияла и книжная иллюстрация пред­шествующих периодов.

Читать еще:  Искусство в создании шедевра – икона Николая Чудотворца

К сожалению, самые ранние образцы миниатюры переходного периода и све­­­дения об их художниках не сохранились. Но арабские источники сообщают о парад­ных сасанидских Сасанидская империя ( 224–551 ) госу­дар­ство династии персидских правителей Саса­нидов, было завоевано арабами в сере­дине VII века, включая знаменитый дворец в их сто­лице — Ктесифоне. рукописях с царскими портретами. Важно отметить влияние сиро-христианской (несторианской) и манихей­ской традиций. Последняя к моменту воз­никновения ислама пустила корни по всей Евразии и создавала богато украшенные иллюминированные кодексы, поражавшие мусульман роскошью.

Изобразительное искусство того времени изобиловало изображениями живых существ. Однако изве­стно, что в исламе даже хране­ние таких изо­браже­ний порицается. Например, в одном ­из хадисов (изре­че­ний пророка Мухаммада) говорит­ся, что в Суд­ный день Бог прикажет вла­дельцам ожи­вить их. В другом утвер­ждается, что ангелы не войдут в дом, где хранятся изображения живых существ. Арабы встречали изображения повсюду на покоренных ими быв­ших территориях Византии или империи Сасанидов, особенно на дорогих тканях, предметах торевтики Торевтика — искусство создания рельефных изображений на металле: чеканка, тиснение, гравировка, ковка и т. д. , драго­ценной утвари, иллюминированных руко­писях. Обладание такими предме­тами, оформление помеще­ний росписями считалось престиж­ным среди вче­рашних кочевников и стало показателем высокого статуса. Фигуратив­ная живопись вторгалась даже в экстерьер мечети и на страницы Корана Например, экстерьер мечети в Диярбакыре (Турция) XII века, портал мечети Анау (Туркме­нистан) XV века, львы на портале самарканд­ского медресе XVII века Шердор (Узбекистан) и так далее. . Вообще, отношение к изображениям менялось в разные эпохи.

При дворах правителей постепенно начали формироваться книжные мастер­ские (на пер­сидском — китабхана), ставшие центрами развития искусства. С мигра­циями мастеров в ходе крупных катаклиз­мов и политических изме­нений, таких как монгольское завоевание, походы Тимура (Тамерлана, 1336–1405 ), создание новых государств, центры книжного оформления перемеща­лись в другие области.

Наличие миниатюр резко повышало цену книги. Оплатить роскошно выпол­нен­ную рукопись могли только представители элиты. Они же и высту­пали главными заказчиками. Рукописи переходили от вла­дельца к владель­цу, что часто отражалось во владельческих пометах на первом листе. В рос­кош­ных рукописях, предназначенных для особо высокопо­ставленных заказ­чи­ков, калли­графы оставляли страницы для миниатюр чистыми. Позже худож­ник наклеивал на них особые листы, на которых и писались миниатюры Они покрывались специальной грунтовкой на гуммиарабике. Бумага тщательно лощи­лась агатом или хрустальным яйцом. Рисунок набрасывался водяными линиями. Затем красным или черным обводились контуры. И только после отдельными маленькими кис­тями накладывались густые краски. Тон­чай­шие линии наносились кистями из бе­личь­­его волоса или бородки птичьих перьев. . Часто простран­ство, зарезервированное переписчиком под миниатюры и живопис­ные заставки, годами и даже веками оставалось незаполненным, пока у руко­писи не появ­лялся состоятель­ный владелец, которому подобные затраты были по силам.

В более простых случаях миниатюр фигуры переносились методом трафа­рета: изобра­жения, выполненные известными мастера­ми, копировались путем нанесения проко­лов по контуру рисунка на листе бумаги и присыпа­нием через проколы красного порошка (метод припороха).

Многие иллюминированные рукописи поз­же расшивались, продавались по отдель­ным листам (так они стоили значительно дешевле). Поэтому богато иллюстрирован­ные сочинения, дошедшие целиком, — колоссальная редкость.

Миниатюра строго подчинена формиро­вавшемуся веками классиче­скому канону, базовые элементы которого сохранялись вплоть до XX века. Главная ее задача — отображение внутреннего, скрытого смысла вещей, поэтому в основном изобра­жение лишено четкой привязки к тексту, воспроиз­водя некую альтернатив­ную реальность.

Домонгольская персидская миниатюра

Образец домонгольской персидской миниа­тюры — рукопись романа XI века поэта Аййуки о приключениях двух возлюбленных «Варка и Гулшах» была создана в персоязыч­ном Хорезмийском государстве (со столицей в Самар­канде); детали костюма и вооруже­ния героев отражают реалии сельджукского периода.

На миниатюре, изображающей сражение Варки с Раби‘, Гулшах (справа), пере­одетая мужчиной, наблюдает сцену конной битвы своего возлюб­ленного Варки (в центре) и его соперника Раби‘ (слева). Имена героев подпи­саны сверху, чтобы сориентировать читателя — эта традиция сохранится впоследствии в арабском лубке, адресован­ном простому зрителю.

Композиция ярких миниатюр к роману отли­чается строгим симметричным построением. Пейзаж выполняет в них сугубо декоратив­ную функцию, худож­ник не за­трудняется его детальной прорисовкой. Изобра­же­ния некоторых миниатюр раз­мещены на сплош­ной орнамен­тированной поверхности и окра­шенном фоне — в этом проступает влияние монумен­таль­ной живописи.

Цветовая гамма, как и всё в миниатюре, имеет символическое значение: свет­лые тона маркируют положительных персонажей, темные — отрица­тельных.

Тезхип – искусство золочения. Часть 2

Исламское искусство художественного оформления книжных страниц (тезхип), о котором было рассказано в первой части статьи, имеет длительную и богатую историю, однако наибольший расцвет оно получило в эпоху Тимуридов. Традиции тимуридской школы были продолжены и усовершенствованы ее преемниками в Османской империи и Сефевидском Иране. На протяжении столетий это искусство развивалось и менялось, дополняясь новыми элементами и стилями.

Эпоха Тимуридов – период расцвета искусства тезхип

Пожалуй, одним из самых значительных периодов в истории развития искусства тезхип, был период Тимуридов (1370-1507). Известно, что эти правители и сами были людьми, неравнодушными к различным искусствам, поэтому при их дворцах активно строились библиотеки и наккаш-хане, способствовавшие расцвету книжной культуры на исламском Востоке.

При поддержке и покровительстве двора в то время в Герате развиваются каллиграфия, искусство миниатюры, оформление переплетов книг и тезхип. Появляются новые стили и прекрасные произведения, из которых складываются неповторимая гератская школа и гератский стиль в искусстве. Несомненно, одним из лидеров данного направления является мюзеххип и мусаввир Хаджи Али Тебризи. В его произведениях преобладают золотые, красные и черные цвета, а также цвет бадахшанского лазурита.

Читать еще:  Залезем в бутылку?

Среди художественных мотивов, используемых при оформлении тезхибом, на передний план выходят «мюнхани», а живые и яркие цвета обеспечивают выразительность узора и раскрывают художественный замысел автора. Характерной особенностью гератской школы является то, что тезхип внутренней части переплета книг в большинстве своем оформлялся в виде круга или диска.

Вторым представителем золотого века тезхиба периода Тимуридов является Камал ад-дин Бехзад, живший в эпоху султана Хусейна Байкары. Его работы считаются классикой этого искусства. К примеру, Священный Коран, который был оформлен им в 1485 году и хранится сегодня в стамбульском музее Топкапы, ярчайшим образом демонстрирует абсолютно все особенности гератской школы тезхиба.

Расцвет искусства в Анатолии

Другим, не менее важным периодом в развитии искусства техзип является Сельджукский или так называемый Конийский период (1037-1326). Мюзеххибы того времени проявили все свое мастерство в оформлении различных изданий «Маснави» – легендарного труда мусульманского поэта и суфия, основателя братства «Мавлявийа» Джелаладдина Руми.

Оформление самого раннего издания (1278 год) принадлежит кисти Мухлиса бин Абдуллаха аль-Хинди. Данный экземпляр «Маснави» хранится в музее Мевляны в городе Конья. Для данного периода характерно использование геометрических фигур в оформлении тезхибом. Однако, применялись и другие художественные мотивы, такие как «руми» и «мюнхани». Основными цветами, которые использовались в наккаш-хане города Конья при оформлении различных книг, являются золотой, черный, темно-синий и белый. Считается, что конийская школа тезхиба заложила основы османского стиля и османской школы.

Если в книге или письме, украшенном тезхибом явно просматриваются крупные художественные мотивы «хатаи», то можно смело утверждать, что это произведение было выполнено в Османский период (1299-1919), так как цветочные узоры являются отличительной чертой именно османской школы.

Особенно ярко эти черты проявились в работах Баба Наккаша, который жил и работал во времена султана Мехмеда Фатиха. Другой отличительной чертой данного периода является кажущаяся трехмерность лиственных и цветочных узоров. Мастера добивались такого эффекта с помощью техники многократного наслоения. В работах этого периода очень часто встречались такие художественные мотивы, как «руми» и «саз йолу». Появлялись новые стили, названные в честь знаменитых мастеров – стиль Али Ускюдари, стиль Кара Меми, стиль Ахмеда Ата Эфенди и другие. Примечательно, что для стиля Ахмеда Ата Эфенди, который жил на рубеже XVIII-XIX веков, характерно смешение традиционного османского стиля и европейского рококо.

Ильханиды, Мамлюки и Сефевиды

Золотым веком искусства тезхип в эпоху Ильханидов и Мамлюков считается XIV век. Именно этому времени принадлежат лучшие образцы данного искусства, среди которых есть различные экземпляры Священного Корана и другие книги особенно большого формата. Наиболее известными мастерами этого периода считаются Мухаммед бин Айбек бин Абдуллах, Абу Бакр (известный под псевдонимом Сандал), Мухаммад бин Мубадир, Айдогду бин Абдуллах аль-Бадри и Ибрагим аль-Амиди.

Завершая рассказ о периодах развития искусства тезхип, необходимо особо отметить период Сефевидов (1501-1736). В этот период основными центрами развития не только тезхиба, но и многих других видов мусульманского искусства были такие города как Тебриз, Казвин, Шираз и Исфаган. Характерной особенностью этого периода является совместное применение техники тезхиба и миниатюры при оформлении одного произведения.

Кроме традиционных художественных мотивов, в период Сефевидов также широко использовалось изображение животных и птиц или же мифических животных из различных легенд и преданий. Еще одним отличием этого периода стала личная подпись мюзеххиба, которая ставилась на самом видном месте узора. Среди самых знаменитых и известных мюзеххибов этого периода можно назвать таких мастеров как Рузбихан Мюзеххиб, Наккаш Бикзад Ибрахими, Абдуллах Ширази и других.

«Их нравы»: как османы «золотили» Коран крыльями птиц и цветочными листьями

Тезхип – искусство золочения на Востоке

Казанский исследователь и колумнист «Реального времени» Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. Сегодняшнюю свою колонку он посвятил тезхипу — искусству золочения Корана.

Дело тонкое

Наверняка, многие, держа в руках Коран, обращали внимание на изящное оформление титульных страниц и полей, представляющее собой замысловатый геометрический или же растительный орнамент. Данный вид оформления страниц, зародившийся в среде уйгуров в далеком древнем Китае и, потихоньку перекочевавший в Среднюю Азию, Ближний Восток, Иран, Анатолию и на территории Османской империи, называется тезхип, который происходит от арабского слова «зэхэб», что означает «золото» или «золочение». Однако при оформлении книг, альбомов, альманахов и специальных указов правителей, наряду с золотом, использовались и различные краски натурального происхождения и тезхибом стали именовать практически все виды украшения страниц. А техника украшения страниц только лишь золотом получила название «халкар». В данной технике растертое золото смешивали с желатином и полученную смесь наносили на специальную бумагу с помощью тонкой кисти.

Необходимо отметить, что тезхип — это коллективный труд. Художников, выполнявших тезхип, называли «мюзеххип», а их произведения «мюзеххеп». После того, как каллиграф заканчивал работу над текстом книги, он выделял края страниц золотыми или черными чернилами, или же краской красного цвета, именовавшейся «сурх». На выделенные места мастера или подмастерья буквально «вытряхивали» узор, подготовленный мюзеххибом. Затем один или два мюзеххиба завершали процесс нанесения красок. Все эти художественные процедуры проводились в специально оборудованных мастерских «наккашхане», что были при дворцах различных правителей, или же в ателье известных мюзеххибов.

Процесс «вытряхивания» узора происходил следующим образом:

  • мюзеххип наносил орнамент на бумагу;
  • затем мастер или же подмастерья ставили эту бумагу на твердую поверхность и прокалывали узор иголками, тем самым, подготавливая трафарет;
  • далее трафарет помещали на поверхность, куда необходимо было нанести тезхип и сверху посыпали угольным порошком;
  • после этого снимали трафарет, а из угольного порошка, перешедшего через него, с помощь кисти, состоящей всего из одного волоска, завершали выкладку узора.

Тезхип обычно наносили после того, как работа над книгой была завершена каллиграфом. Это можно понять по тому, что если строка выходит за поля, то орнамент тезхиба огибает эту строку. Однако, существовали примеры книг, страницы которых были сначала оформлены тезхибом и переплетены, а уже затем был написан основной текст. Такие книги можно было узнать по наличию пустых страниц в конце книги, где сами страницы оформлены тезхибом, но на них нет никакого текста.

Читать еще:  Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

Во избежание копирования

Необходимо отметить, что мюзеххибы при нанесении какого-либо узора или рисунка не копировали природные оригиналы, а рисовали объекты так, как они себе их представляли. Поэтому, тезхип — это не копирование, а своеобразная стилизация под оригинал. Поскольку слепое копирование могло быть расценено как соревнование с Творцом, мастера тезхиба старались избегать этого и, в своих работах всячески подчеркивали непревзойденность Всевышнего.

В качестве основных художественных мотивов в искусстве тезхип использовались следующие виды узоров:

  • «руми» — орнаменты, напоминающие крылья и клювы птиц;
  • геометрические фигуры, в основном треугольники, шестиугольники и восьмиугольники;
  • «мюнхани» — различные кривые, наслаиваемые друг на друга;
  • «хатаи» — цветочные орнаменты;
  • «саз йолу» — орнаменты, стилизованные под листья и ветки;
  • «тыг» — вспомогательные орнаменты в виде крючков и завитков, толстые в основании и утончающиеся к острию.

Необходимым условием при оформлении тезхибом является соблюдение пропорций не только между выбранными орнаментами, но и между пустым пространством и пространством, заполненным орнаментами. Важную роль при решении данной задачи, как раз-таки и выполняли орнаменты «тыг», которые обеспечивали балансировку объектов, наносимых на бумагу. Результат должен был радовать глаз и не вызывать чувства перенасыщенности.

Развитие искусства

Пожалуй, одним из самых значительных периодов в истории развития искусства тезхип, был период Тимуридов (1370—1507). Известно, что их правители и сами были людьми неравнодушными к различным искусствам, поэтому при их дворцах активно строились библиотеки и наккашхане, которые способствовали расцвету книгопечатания на исламском Востоке. При поддержке и покровительстве дворца в то время в Герате развиваются каллиграфия, искусство миниатюры, оформление переплетов книг и тезхип. Появляются новые стили и прекрасные произведения, из которых складываются неповторимая гератская школа и гератский стиль в искусстве. Несомненно, одним из лидеров данного направления является мюзеххип и мусаввир Хаджи Али Тебризи. В его произведениях преобладают золотые, красные и черные цвета, а также так называемый цвет бадахшанского лазурита. Среди художественных мотивов, используемых при оформлении тезхибом, на передний план выходят мюнхани, а живые и яркие цвета обеспечивают выразительность узора и раскрывают художественный замысел автора.

Характерной особенностью гератской школы является то, что тезхип внутренней части переплета книг, в большинстве своем оформлялся в виде круга или диска. Вторым представителем золотого века тезхиба периода Тимуридов является Хусейн Байкара. Его работы считаются классическими. К примеру, священный Коран, который был оформлен им в 1485 году и который хранится в Стамбульском музее Топкапы, ярчайшим образом демонстрирует абсолютно все особенности гератской школы тезхиба.

Другим, не менее важным, периодом в развитии искусства техзип является Сельджукский или так называемый Конийский период (1037—1326). Мюзеххибы того времени проявили все свое мастерство в оформлении различных изданий «Маснави» — легендарного труда мусульманского поэта и суфия, основателя братства «Мавлявийа» Джелаладдина Руми. Оформление самого раннего издания (1278 год) принадлежит кисти Мухлис бин Абдуллах аль-Хинди. Данный экземпляр «Маснави» хранится в музее Мевляны в городе Конья. Для данного периода характерно использование геометрических фигур в оформлении тезхибом. Однако применялись и другие художественные мотивы, такие как «руми» и «мюнхани». Основными цветами, которые использовались в наккашхане города Конья при оформлении различных книг, являются золотой, черный, темно-синий и белый. Считается, что конийская школа тезхиба заложила основы османского стиля и османской школы.

Если в книге или письме, украшенном тезхибом явно просматриваются крупные художественные мотивы «хатаи», то можно смело утверждать, что это произведение было выполнено в Османский период (1299—1919), так как цветочные узоры являются отличительной чертой османской школы. Особенно ярко данные моменты отражены в работах Баба Наккаша, который жил и работал во времена Фатих Султана Мехмеда. Другой отличительной чертой данного периода является кажущаяся трехмерность лиственных и цветочных узоров. Мастера добивались такого эффекта с помощью техники многократного наслоения. В работах этого периода очень часто встречались такие художественные мотивы, как «руми» и «саз йолу». Появлялись новые стили, такие как стиль Али Ускудари, стиль Кара Меми, стиль Ахмед Ата Эфенди и другие. Примечательно, что для стиля Ахмед Ата Эфенди, который жил на рубеже XVIII–XIX столетий характерно смешение традиционного османского стиля и европейского рококо.

Золотым веком искусства тезхип в период Ильханидов и Мамлюков считается XIV век. Именно этому времени принадлежат лучшие образцы данного искусства, среди которых различные экземпляры священного Корана и другие книги, особенно большого формата. Наиболее известными мастерами этого периода считаются Мухаммед бин Айбек бин Абдуллах, Абу Бакр, который был известен под псевдонимом Сандал, Мухаммад бин Мубадир, Айдогду бин Абдуллах аль-Бадри и Ибрагим аль-Амиди.

Завершая рассказ о периодах развития искусства тезхип, необходимо особо отметить период Сефевидов (1501—1736). В этот период основными центрами развития не только тезхиба, но и многих других видов мусульманского искусства были такие города, как Тебриз, Казвин, Шираз и Исфахан. Характерной особенностью этого периода является совместное применение техники тезхиба и миниатюры при оформлении одного произведения. Кроме традиционных художественных мотивов в период Сефевидов также широко использовалось изображение животных и птиц или же мифических животных из различных легенд и преданий. Другой отличительной особенностью этого периода является подпись мюзеххиба, которая ставилась на самом видном месте узора. Среди наиболее знаменитых и известных мюзеххибов можно назвать таких мастеров, как Рузбихан Мюзеххиб, Наккаш Бигзад Ибрахими, Абдуллах Ширази.

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector