Искусство каролингской эпохи

Искусство каролингской эпохи

Искусство каролингской эпохи

Каролинги – это императорская и королевская династия, правящая в государстве франков, а после его распада – в Западно-Франкском королевстве, в Восточно-Франкском королевстве, в Италии и в некоторых мелких государствах с 751 по 987 годы.

В конце VIII – первой половине IX вв. в Западной Европе происходит расцвет культуры и искусства. Этот культурный подъём был связан с появлением первой средневековой европейской империи – империи Карла Великого. Государство Карла включало в себя территории современной Франции, Южной и Западной Германии, Северной и Средней Италии, Нидерландов, Бельгии и северо-восточной Испании.

В период правления первых Каролингов происходят изменения в землевладении, которые привели к исчезновению прослойки мелких землевладельцев. Примитивная военная демократия теряет свою значимость и практически исчезает. Зарождается новый тип более развитого классового государства. Это государства опиралось на возрастающую мощь феодализма. Но как известно за эпохой раннего феодализма следует эпоха удельной раздробленности.

Готовые работы на аналогичную тему

Только в течении небольшого отрезка времени империя Каролингов переживает расцвет. Карл Мартелл, Пипин Короткий и Карл Великий смогли сформировать новое военное сословие, которое получило земли от центральной власти. Военное сословие, владеющее землей, было предано власти и готово бороться против неугомонных светских и церковных магнатов. Каролинги совершили много военных походов, присоединили новые территории, укрепили свою государственность и создали временное единство. Эти успехи Карл Великий попытался политически закрепить, провозгласив себя римским императором.

Для того чтобы сохранить новое государство и укрепить внутреннее единство государственный аппарат нуждался в некоторых формах античной образованности. Отсюда же идёт забота об общем культурном возрождении, о развитии искусства. Все эти стремления отразились в государственной политике по строительству дворцов и храмов, сохранении старых памятников, украшению рукописей.

Карл Великий, сам почти неграмотный, ценил образованных людей и призывал их ко своему двору из других стран. В числе его придворных учёных и философов были:

  • Алкуин;
  • Павел Диакон;
  • Павлин;
  • Петр;
  • Теодульф и другие.

Под влиянием этой образованной свиты среди франков начали выделяться грамотные и талантливые деятели. Среди таковых следует выделить помощника Карла Ангильберта, а также историка, архитектора и биографа Карла Эйнгарда.

В исторической науке даже существует понятие «каролингское возрождение», или ренессанс. Культура эпохи Каролингов была относительно примитивной, и почти исключительно церковной, поэтому термин «каролингское возрождение» относительно условен. Однако увлечённость Карла наукой и искусства сделало своё дело. Его сподвижники, впитав античное культурное наследие, использовали это наследие во многих областях искусства и культуры. Эйнгард в жизнеописании Карла стремился быть похожим на древнеримского автора Светония, создатели миниатюры старались следовать образцам позднеримской живописи, архитекторы подражали зодчеству Древнего Рима.

Искусство Каролингов

Самая яркая страница в искусстве при правлении династии Каролингов – это так называемое «каролингское возрождение».

В данный период особое развитие получает искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под личным контролем Карла Великого в Ахене была сформирована книгописная мастерская. Со временем появляются другие мастерские. Из большого количества работ, выполненных мастерскими, самыми известными стали «Евангелие Годескалька» (ок. 781-783 гг.) и «Утрехтская псалтырь» (IX в.). Эти книги оформлены прекрасными миниатюрами, которые и сегодня поражают своим великолепием, красочностью и живостью образов.

Что касается скульптурного искусства, то самым прославленным произведением времён Каролингов считается статуэтка «Карл Великий» (на настоящий момент находится в Лувре; есть мнение, что статуэтка изображает короля Карла Лысого).

В некоторых миниатюрах данного периода, к примеру, в «Евангелие Годескалька» (ок. 781-783 гг.), или в «Евангелие Ады» (начало IX в.), художественная традиция античности необычайно объединена с символикой и орнаментикой Средневековья. Специалисты в области искусства выделяют следующие школы миниатюры:

  • Дворцовая в Ахене;
  • Реймсская;
  • Турская, и др.

Архитектура. Зодчество во времена Каролингского Возрождения объединило в себе формы и особенности античной, византийской и средневековой архитектуры. Историки считают, что причиной такой эклектики были походы Карла Великого в Италию, где его специалисты перенимали опыт местных мастеров. Архитекторы Карла перенимали опыт строительства базилик, знакомились с украшениями колонн и капителей. Важно отметить, что наряду с заимствованиям, появляются местные, франкские новшества, к примеру, вестверк. В светской архитектуре тоже было немало новых явлений, например, пфальцы – «путевые дворцы», в которых временно пребывал император. В этих строениях нетрудно заметить влияние древнеримских архитектурных особенностей. Среди архитектурных памятников периода Каролингского Возрождения наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788-805 гг.), монастырские ворота в Лорше (ок. 800 г.), капелла-ротонда Санкт-Михаэль (820-822 гг.). Важно отметить, что интерьеру сооружений также отводилось должное внимание. Храмы, дворцы, и другие сооружение изнутри украшались прекрасными мозаиками и великолепными фресками.

Музыка. Карл Великий, тяготевший к наукам и искусствам, а также его близкое окружение способствовали развитию музыки, которая в те времена находилась в упадке. В период правления Карла Великого многие музыкальные элементы были взяты из итальянских обрядов. В дальнейшем это привело к распространению пения. Возникает единая система записи музыки, обучение музыке отныне стало входить в квадривиум.

Презентация по истории изобразительного искусства на тему «Искусство периода империи Карла Великого»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Искусство периода империи Карла Великого Преподаватель: Павлова Мария Сергеевна

Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул. При монастырях открывались школы и библиотеки.

Читать еще:  Искаженные картины. Elizabeth McDonald

Схема Аахенского кайзерпфальца

Дворцовая капелла Карла Великого в Аахене

Церковь Св. Девы Марии, больше известная сегодня как Аахенская капелла (Экс-ля-Шапель), является уникальным памятником архитектуры, истории и культуры эпохи Каролингов. Некогда она была частью монументального дворцового комплекса в Аахене — главной резиденции Карла Великого. Возведена в период между 790-ми и началом 800-х годов итальянскими и византийскими мастерами по проекту некоего Одона из Меца, опиравшегося на теоретическое наследие Витрувия. Освящена в 805 году римским папой Львом III. Изначально капелла соединялась при помощи длинной крытой галереи непосредственно с императорским дворцом и образовывала единый дворцово-храмовый ансамбль.

Дворцовая капелла Карла Великого. Центрическое в плане здание, входит в состав 4-х взаимосвязанных архитектурных комплексов в южной части императорского дворца.

Базилика Сан-Витале в Равенне Считается, что образцом для Аахенской капеллы послужила церковь Сан-Витале в Равенне. Однако в архитектурном убранстве прослеживаются самые разные позднеримские, ранневизантийские и протороманские мотивы. Колонны и многие элементы декора — от мозаичных панно до бронзовых дверей (так называемые сполии) — по приказу Карла Великого были специально вывезены из Рима и Равенны. Аахенский собор

Сегодня капелла является центральной частью комплекса Аахенского собора. С течением времени церковь Св. Девы Марии неоднократно перестраивалась. В частности, в XIII–XV веках к ней были добавлены хоры и капеллы, выполненные в готическом стиле. Однако восьмигранная каролингская постройка с двумя этажами галерей и колоннадой хорошо сохранилась.

Часть под куполом — Дворцовая капелла — построена в 796 г. В этом соборе (в той части, что на фото слева) покоится Карл Великий, император франков.

Внутренний вид Дворцовой капеллы. На галерее второго этажа располагается мраморное кресло, на котором восседал Карл Великий.

Трон Карла Великого

Аббатство Сен-Дени – главный монастырь средневековой Франции.

Базилика Сен-Дени. Эффигии (слева по часовой стрелке) Бертрана Дюгеклена, Карла VI, Изабеллы Баварской, Людовика де Санкерр, Карла V, Жанны де Бурбон.

План из Санкт-Галлена — это известный средневековый рисунок идеальной модели монастыря, созданный в начале IX века. Это единственный архитектурный рисунок от падения Западной Римской империи в V веке до XIII века на территории латинской Европы.

Монастырь Санкт-Галлен (Швейцария). План около 820: 1 — средний неф базилики; 2 — боковые нефы; 3 — трансепт; 4 — восточная апсида; 5 — хор; 6 — западная апсида; 7 — главный алтарь; 8 — дворики; 9 — башни; 10 — клуатр; 11 — спальня монахов; 12 — трапезная; 13 — погреб; 14 — кухня и хозяйственные службы; 15 — жилище аббата; 16 — школа; 17 — странноприимный дом; 18 — больница; 19 — дом послушников; 20 — капеллы; 21 — кладбище; 22—24 — сады и огороды.

Ворота монастыря в Лорше

Ворота Лоршского монастыря с надвратной залой (нем. Torhalle) ― часть архитектурного комплекса одного из наиболее значительных средневековых аббатств на территории Германии. По степени сохранности они являются лучшим памятником зодчества эпохи Каролингов, который дошел до наших дней.

Ворота представляют собой симметричное двухъярусное сооружение. Западный и восточный фасады здания отделаны красным и белым кирпичом. Также они украшены чередой полуколонн ― четырьмя большими в нижней части и десятью маленькими в верхней. Нижние полуколонны увенчаны коринфскими капителями, верхние ― ионическими. На верхние полуколонны опираются небольшие треугольные фронтоны. Крыша здания неоднократно перестраивалась. Та, что сохранилась до наших дней, относится к XVII–XVIII векам.

Справа от алтаря находится надпись каролингского времени, выведенная капитальными буквами. Она поддается расшифровке лишь частично: S(anctus) N(azarius) B(eatus) M(artyr) ― «святой Назарий блаженный мученик». Мощи святого Назария, ученика апостола Петра, были присланы в аббатство римским папой Адрианом I. В 774 году архиепископ Майнца освятил в честь святого соборный храм. Торжественная церемония состоялась в присутствии Карла Великого. Вверху слева от алтаря в стену встроен фрагмент античного барельефа с согнутой в локте и, видимо, приветственно поднятой рукой. Считается, что этот элемент позаимствован из римского алтаря Геркулеса.

Искусство периода Каролингов

В последней четверти 8 и первой половине 9 в. в Западной Европе происходил известный подъем искусства, связанный с возникновением первой империи средневековья — империи Карла Великого. В ней были объединены территории современной Франции, Западной и Южной Германии, Северной и Средней Италии, Бельгии, Голландии и северо-восточной Испании. При первых Каролингах в области землевладения произошел, по словам Энгельса, «полный переворот», который привел к уничтожению слоя свободных мелких земельных собственников. Примитивная военная демократия, которая еще номинально сохранялась при Меровингах, уходит в прошлое, уступая место более развитому классовому государству. Это государство опиралось на растущую силу феодальных отношений. Но в эпоху раннего феодализма натуральный характер хозяйства, отсутствие национального единства, пестрота и анархия самого феодального уклада должны были привести и привели к быстрому распаду огромную империю. Только в течение небольшого промежутка времени государство Каролингов переживает расцвет. Карл Мартелл, Пипин Короткий и Карл Великий создали новое военное сословие, получившее свои земли из рук центральной власти, преданное ей и готовое бороться против строптивых светских и церковных магнатов. Представители новой франкской династии совершили походы против захвативших Пиренейский полуостров арабов и отразили угрозу, нависшую над Западной Европой. Другие походы — против отставших в своем общественном развитии саксонских племен — укрепили новую государственность и создали временное единство, которое Карл Великий пытался политически закрепить, провозгласив себя римским императором. В стремлении к внутреннему порядку и централизации новое государство нуждалось в некоторых формах античной образованности, почти совершенно исчезнувшей среди обломков римской цивилизации. Отсюда также забота о возрождении искусства, отразившаяся в ряде правительственных мероприятий, направленных к сохранению старых памятников, строительству дворцов и храмов, украшению рукописей и т. д.

Читать еще:  Живопись маслом. David Cheifetz

Сам почти неграмотный, Карл ценил образованных людей и привлекал их из других стран. В числе его сотрудников и придворных были англосакс Алкуин, лангобарды Павел Диакон, Павлин и Петр, вестгот Теодульф и другие. Под влиянием этих людей из франкской среды начали выделяться образованные и талантливые деятели. Таковы прежде всего ближайший помощник Карла — Ангильберт и Эйнгард — его биограф, историк и зодчий. Их деятельность способствовала утверждению и распространению новых форм так называемого каролингского искусства. В буржуазной науке, изучающей раннее средневековье, возникло даже понятие «каролингское возрождение». Однако культура того времени была не только относительно примитивной, но и почти исключительно церковной, поэтому термин «каролингское возрождение» может иметь лишь условное значение. Тем не менее стремление Карла и его сподвижников использовать наследие античности сказалось в разных областях культуры: Эйнгард в жизнеописании Карла пытался подражать древнеримскому писателю Светонию, миниатюристы — образцам поздне — римской живописи, строители — архитектуре Древнего Рима. Искусство и архитектура в конце 8- в 10 в. поднялись на более высокую, чем в 6 — 8 столетиях, ступень своего развития. Новый этап в зодчестве был ознаменован созданием более значительных по размерам и сложных по формам сооружений, с поисками ясных и продуманных пропорций. От деревянных построек 8 -10 вв. ничего не осталось, но известно, что в распоряжении Карла Великого были умелые плотники, которых он даже посылал в Италию. Оттуда он выписывал мастеров, умевших возводить каменные здания. Сохранились сведения о не дошедших до нас великолепных дворцах и соборах, построенных в резиденциях императора в Аахене, Ингельсгейме, Неймегене (существуют реконструкции этих сооружений, в частности реконструкция дворца в Ингельсгейме, прообразом которого была позднеантичная базилика в Трире).

Наиболее замечательным культовым сооружением явилась дворцовая капелла, построенная архитектором Эйдом из Меца между 795 и 805 гг. в Аахене, любимой резиденции Карла Великого.

Искусство каролингов. ©Михайловская Н.А.. Каролинги Эпоха каролингов длилась от Карла Мартелла (родился около 688 года) до потомков Карла Великого, его. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЛюбовь Двораковская

Похожие презентации

Презентация на тему: » Искусство каролингов. ©Михайловская Н.А.. Каролинги Эпоха каролингов длилась от Карла Мартелла (родился около 688 года) до потомков Карла Великого, его.» — Транскрипт:

1 Искусство каролингов. ©Михайловская Н.А.

2 Каролинги Эпоха каролингов длилась от Карла Мартелла (родился около 688 года) до потомков Карла Великого, его внука (до второй половины 10 века). В 800 году Карл Великий получил корону императора. Он создал государство, которое охватывало всю Западную Европу. В это время распространилась христианская культура и сложилось средневековое общество

3 25 декабря 800 года в соборе св.Петра в Риме папа Лев 3 надел на голову Карла императорскую корону. С момента гибели Римской империи в 476 году никто на Западе до Карла не получал титул императора. А.Дюрер. Портрет Карла Великого 16 век

4 Бронзовая статуя. Начало 9 века.

5 Аахен Город находится на границе с Нидерландами и Бельгией. Это город с древней богатой историей и современной интересной культурной жизнью. В прошлом – это резиденция франкских королей. Вплоть до 1531 года здесь проходили коронации, созывались церковные соборы и рейхстаги. Городская ратуша. На главном фасаде установлены скульптуры 50 немецких королей.

6 Сегодня Аахен — маленький городок, с очень милым старым центром, который можно обойти буквально за полчаса. Во время войны больше половины города было разрушено.

7 Аахенская капелла. Дворец в Аахене (Германия) – любимая резиденция Карла. Управление строительством поручено другу Крала Эгинхарду и архитектору Эвду из Меца. Начало строительства – 794 год.

8 Центрическая дворцовая капелла в Аахене, любимой резиденции Карла Великого, во многом подражает византийской церкви Сан Витале в Равенне.

9 1. Бассейн с теплой водой. 2. Горячий природный источник 3. Ворота дворца 4. Здание для слуг и охраны. 5. – Курия (судебный зал) на втором этаже. 6. Восьмиугольная часовня с куполом. 7.Базилика. 8. Двор для отдыха и собраний. 9. Дворец с тронным залом, архивы и казна 10. Жилые помещения для Карла и его семьи.

10 Капелла в Аахене. Высота около 32 метров Нижний 16-угольный этаж символизирует землю, верхний – в плане восьмиугольный, олицетворяет небо. Во втором этаже, напротив алтаря – трон В куполе – мозаичное изображение Христа на троне в окружении 24 старцев и символов 4 евангелистов. Облицовочные плиты из дворца Теодориха в Равенне, мраморные колонны из Рима.

12 В 814 году в капелле был похоронен Карл Великий. Мраморный саркофаг Карла.

13 Современный вид церкви в Аахене

14 Карл Великий был личностью весьма замечательной. Прославленный воин, легендарный герой эпоса «Песнь о Роланде», глава огромной, хотя непрочной и недолговечной империи и своеобразный просветитель. Он устроил при дворе школу, торжественно именуемую «Академией», где он сам и его приближенные занимались «свободными науками», упражнениями в риторике, грамматике, диалектике. Так пишет Эйнгардт, современник Карла.

15 Руководил Академией монах Алкуин «муж, всячески ученый», а император был его усердным учеником. Император старался изучить иностранные языки и искусство счета, но писать так и не научился, хотя прилагал к тому много усилий: «Для этого возил с собою на постели под подушкой дощечки и листики, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха труд, начатый не в свое время, слишком поздно».

Читать еще:  Индийский художник. Sanjay Punekar

16 . По свидетельству Эйнгардта, своих наставников в науке Карл высоко чтил и «осыпал их почестями». Он поощрял и художников, желая восстановить оборванные связи с эллинистической культурой. Но при всем этом обычаи и образ жизни Карла ничем не были похожи на церемонные обычаи византийских императоров: он был постоянно в походах, никогда не расставался с мечом, сам разбирал тяжбы, носил простонародную одежду франков, «чужеземные же одеяния, хотя бы и самые красивые, отвергал».

17 Монастырские ворота в Лорше, около 800 года. Лорш – немецкий город, известен благодаря монастырю, основанному в 764 году, от которого сохранились только ворота. Ворота построены по образцу римской триумфальной арки с тремя пролетами. Ворота в традициях варварского искусства облицованы разноцветными плитками.

18 Церковь Жерминьи де Пре Многочисленные каролингские церкви и монастыри строились как крепости: толстые стены, узкие окна и приземистые башни.

19 Церковь св.Кириака в Гернроде Самым важным новшеством каролингской архитектуры являлись башни, почти не встречавшиеся в средиземноморской архитектуре, слитые с телом здания, вырастающие как по сторонам фасада, так и над средокрестием, пересечением трансепта и нефа. Их верхние части, обычно деревянные, не всегда гармонировали с каменной кладкой здания, но благодаря башням уже наметился тот силуэт здания, который стал типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху.

20 Миниатюры В живописи больше внимание уделяется изображению человека. Художники скорее ориентируются на античность, чем на прежний полихромный стиль Благословляющий Христос. Миниатюра Евангелия Годескалька.

21 Скрипторий — учреждение при монастырях, где монахи-переписчики работали с многочисленными греческими и латинскими рукописями. Минускул – особый стиль каролингского письма (от лат. «очень маленький»).

22 Миниатюра Евангелия Эбо. 816 год. Евангелист Марк. Живописная вибрирующая линия. Оттенок лихорадочного возбуждения, все охвачено трепетом.

23 Миниатюра Евангелия Эбо. Евангелист Матфей. Передача состояния охватившего евангелиста экстаза. Для этого художник прибегает к деформации – широко раскрываются глаза, змеятся волосы, вытягиваются пальцы.

24 Утрехтская псалтирь е гг. 165 рисунков, каждый соответствует определенному псалму. Эскизные живые зарисовки, много деталей из повседневной жизни.

25 Миниатюра Евангелия Ады. Евангелист Лука. Яркие нарядные цвета, динамика жеста, царственность.

26 Выводы Дальнейшее развитие всех видов искусства. Интерес к просвещению, античной культуре, книге.

Искусство каролингской эпохи

Дворцовая капелла Карла Великого в Аахене. Интерьер. Вид с северо-востока. Ок. 800

В 800 году король франков Карл Великий был коронован в Риме папой Львом III и стал императором. Уже в 40-х годах IX века империя Карла Великого оказалась разделенной между его потомками. Впервые Европа, объединенная властью одного правителя, представляла как нечто целостное и единое. Карл Великий опирался в своем правлении на две социальные силы — военное сословие и церковь, и этим он заложил основы будущего общественного развития. Наделяя своих военачальников, формирование класса феодалов, а, основывая и укрепляя монастыри, превращая их в административные и военные центры, он ввел церковь в государственную систему и заключил на многие века ее союз со светской властью.

Авторитетом, который бы поддерживал начинания Карла Великого, был древний христианский Рим. Поэтому он сознательно культивировал среди приближенной к нему знати античные формы образованности: при его дворе создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских примесей, становясь ближе к языку римлян. Искусство следовало римским образцам. Центрическая дворцовая капелла в Аехане, любимой резиденции Карла Великого, во многом подражает византийской церкви Сан Витале в Равенне. Карл Великий строил резиденции, украшая фресками, изображавшими деяние древних полководцев и франкских королей. В монастырских скрипториях копировались римские миниатюры с изображениями античных философов. В евангелиях и библиях IX века и черты унаследовали евангелисты.

Антикизирующее изображения евангелистов в каролингской миниатюре были важным и перспективным новшеством для европейского искусства. Они означали переход от варварской орнаментики к изобразительному и антропоморфному искусству. Каролингское искусство, как и раннехристианское, нуждалось в античной одежде, но по существу служило уже новым целям и отражало потребности новой, средневековой действительности. В эпоху Карла Великого каменное строительство стало нормой. Правда, отчасти это было подражанием архитектуре Рима. Церковные здания каролигской эпохи обладают чертами, которые не восходят к античности, но порождены новыми социальными и культовыми потребностями и указывают в будущее. Большое распространение получили в каролингскую эпоху крипты, предназначавшиеся для хранения реликвий и погребения знатных духовных и светских лиц. Именно в криптах впервые появляется в эту эпоху элемент, получивший впоследствии большое значение в наземных частях романских церквей — кольцевой обход вокруг апсиды, позволявший паломникам обозревать реликвии.

Самым важным новшеством каролингской архитектуры являлись башни, почти не встречавшиеся в средиземноморской архитектуре, слитые с телом здания, вырастающие как по сторонам фасада, так и над средокрестием, пересечением трансепта и нефа. Их верхние части, обычно деревянные, не всегда гармонировали с каменной кладкой здания, но благодаря башням уже наметился тот силуэт здания, который стал типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху.

Благодаря разнообразию объемов, сочетавшихся в одном здании наружный облик каролингского храма пластически обогащается, можно даже сказать, что с этого времени он начинает играть важную роль в эстетическом впечатлении, производимом архитектурой.

Хотя каролингская эпоха заложила основы будущего общественного и культурного развития Европы, после ее распада это развитие на целое столетие приостановилось. В X веке новая волна вторжений — норманнов с севера, арабов — с юга и венгров — с востока подвергла опустошению большую часть европейских стран. Культурные центры были разорены, строительная деятельность почти замерла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector