Искусство в создании шедевра – икона Николая Чудотворца

Искусство в создании шедевра – икона Николая Чудотворца

Иконы Николая чудотворца: история и описание

Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в православии. Большее количество храмов и образов посвящено только Деве Марии. На домашних иконостасах он всегда стоит рядом с Богородицей. В домах большинства христиан есть Никола — защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, воинов и путешественников.

Иконы Николая Чудотворца показывают нам самого святого, его жизненный путь, сотворенные чудеса. Ещё при жизни Господь выделили этого человека как благочестивого христианина, полностью посвятившего свою жизнь служению Всевышнему. После смерти тело Николая стало мощами. Сам же он причислен к святым.

Интересно и полезно знать об иконах Николая Чудотворца. Это поможет выбрать близкий душе образ, чтобы обращаться перед ним в молитве к святому.

Краткая история жизни

Ещё ребёнком Николай проявлял тягу к богослужению. Он днями не выходил из церкви, изучал литературу, молился. Стремление отдать себя христианству заметил в мальчике его дядя, священник местной церкви. Он взял Николу сначала чтецом, а потом назначил священником.

После смерти родителей Угодник унаследовал крупное по тогдашним меркам состояние. Он все раздал бедным, а сам ушел в монастырь, чтобы дни проводить в общении с Господом. Но ему было видение: Всевышний сказал уйти из обители, служить ему по-другому — молясь, помогая слабым, проповедуя, защищая свою веру. Естественно, Николай повиновался.

Даже краткое описание жизни, личности епископа Мирликийского дает понять, что Господь покровительствовал Николаю. Он всегда внимал его молитвам, даровал тем, о ком он просит, спасение, излечение. Самый известный случай — воскрешение моряка, который сорвался с высокой мачты.

Иконографические типы

Типы иконописи образа имеют разный смысл, по-разному показывают Николая. Два основных способа изображения Чудотворца — поясной и ростовой. Каждый из них имеет свои подвиды, которые сформировались в те или иные времена. Чаще всего одной рукой святой держит священное писание, а другой благословляет. Традиционно Николая изображают с закрытым Евангелием. Менее распространены образы, на которых книга открыта, а рука застыла не в благословляющем жесте. Его трактуют, как указание на Евангелие или как жест речи. Впервые такие изображения появились к концу XIII века.

Никейское чудо

Часто встречаются образы с поясными фигурами Христа и Божией матери наверху. Они повествуют нам о Никейском чуде. Самая древняя из таких икон написана примерно в XIII веке, то есть незадолго после крещения Руси. Описание самого чуда содержит некнижная редакция «Жития Николы», датируемая XV–XVI веками.

В 325 году царь Константин собрал всех священнослужителей страны, чтобы они обсудили учения Ария. Последний утверждал, что Иисус не единосущен Отцу, но сотворенный им. Подобное учение — еретическое, ложное Разделение сущностей Спасителя и Бога очень похоже на язычество. Во время споров Никола ударил Ария по щеке. Было ли это на самом деле так, никто не знает. Некоторые ученые говорят, что Угодника вовсе не было в Никее. Но доподлинно известно, что произошел суд, который лишил Николая епископского сана и воли.

После этого случая многим высокопоставленным духовным чинам было видение: сам Господь вручает Евангелие Чудотворцу, а Дева Мария надевает на него омофор (епископский атрибут). Впоследствии решение суда было отменено, Николаю вернули полномочия.

Никола Зарайский

Ростовые иконы Чудотворца — одни из самых древних. На них он также держит закрытое Евангелие, а другой рукой благословляет. На Руси получил распространение особый подвид таких образов, отличающийся тем, что руки святого разведены. Он напоминает иконографический тип «молящийся», или «оранта». Ранее такие иконы изредка писали в Византии. Русское искусство переняло их в XIII веке, а распространились иконы данного типа через столетие. Полагается, что такое изображение взято с очень древней, не сохранившейся до сегодня, иконы Николая Чудотворца. Известно, что её привезли из Корсуни в Зарайск в 1225 году. Поэтому все изображения Чудотворца с разведенными руками получили название «Никола Зарайский». Их полюбили иконописцы, изображающие житие святого.

Житийные иконы Угодника показывают его деяния при земной жизни и после смерти, становление как епископа, биографию. Первые из них на Руси появились в XIII–XIV веках. Основные сюжеты древних святынь — рождение, обучение письму, помазание, помощь людям. Традиционно моменты жизни (клеймы) завершает перенесение мощей святого из разрушенных Мир в город Бари. Это случилось в 1087 году. Деяние почитается православными христианами, ежегодно празднуется. Сюжет стал обязательным при создании житийных икон Николы.

Никола Можайский

Это самостоятельный образ, но иногда он появляется на житийных иконах, описывающих Николая как заступника православных городов, покровителя воинов. На изображениях данного типа епископ Мирликийский изображен в полный рост, руки раскинуты. Правой рукой он держит меч, а левой — монастырь, огороженный крепостной стеной. Прототип иконографического типа — статуя, которая, согласно легенде, охраняла город Можайск. Как-то раз на него напали полчища кочевников. Жителям оставалось только молиться о спасении. Тогда прямо над храмом появился Никола — такой, как изображен на Можайской иконе. Захватчиков охватил животный страх, они убежали. С тех пор святой считался защитником города. Со статуи написана икона Николая Чудотворца.

Не так распространены оплечные образы святого. Сохранившиеся до наших времен относятся минимум ко второй половине XVI века. Тогда они не пользовались популярностью. Зато через 300 лет их востребованность возрастает, особенно среди старообрядцев.

Сотворенные чудеса

Когда речь идет об иконах, нельзя не упомянуть сотворенные ими чудеса. Когда речь идет о Николае, можно даже не говорить о конкретных списках — он откликается на искрение мольбы, даже если они произнесены не перед иконой.

Одна молодая пара каталась на яхте, когда начался шторм. Их ребенок (ещё младенец) упал в воду. Буря была настолько сильной, что найти его было невозможно. Тогда родители начали молиться о том, чтобы их дитя было спасено. Шторм утих, отчаянная пара рано утром вернулась на берег и сразу посетила храм. Надежды на то, что ребенок уцелел, не было. Там, прямо на полу, лежал младенец. Он был мокрым, будто его кто-то вытащил из воды и сразу же положил на это место.

О чем молятся Николаю?

Никола Чудотворец считается защитником слабых, несправедливо осужденных, покровителем водной стихии, моряков, путешественников, детей. Чаще всего молитвы к нему обращены со следующими просьбами:

  • Помощь при учебе. При жизни Никола был прилежным учеником, всегда тянулся к знаниям. Он понимает, насколько порой бывает сложно. Поэтому ученики и студенты молятся святому, прося помощи в этом нелегком деле.
  • Помощь в пути. Сами путники и их родственники просят Угодника, чтобы он помогал в дороге, отводил от опасностей.
  • Наставление на истинный путь. Каждый заслуживает прощения. Поэтому люди, которые отбывают наказание или просто хотят завязать с криминальным миром, молятся Николе, чтобы он помог найти духовный путь.
  • Защита от клеветы. Бывают ситуации, в которых человек не виновен, но не может этого доказать. Тогда остается только молиться. Николай всегда откликается на подобные просьбы.

Иконография святого очень разнообразна. При выборе иконы Николая Чудотворца для своего дома важно смотреть не на её описание, историю или стоимость, а на то, насколько она близка душе.

Иконы – произведения искусства в православной церкви

Икона – то, что должно быть в доме каждого православного христианина. Обращаясь с молитвой к святому, люди укрепляют веру, восстанавливают душевное равновесие, ограждают себя от искусов и соблазнов. Сейчас образ в жилище или храме кажется нам привычным атрибутом, без которого невозможно обойтись. Но так было не всегда. Откуда взялся обычай писать иконы и как он развивался – читайте в статье.

Иконопись – истоки традиции

История образа как культового предмета чрезвычайно древняя и уходит своими корнями ещё в эпоху зарождения христианства. Первые иконы ручной работы были чрезвычайно похожи на портреты, которые писались во времена римской империи. Они являли собой небольшие дощечки, на которых рисовали лица умерших людей. Эти картины отличались живостью, яркостью, чувственностью. Их клали на саркофаги и гробницы, чтобы живые могли почувствовать связь поколений, сопереживание к тем, кто уже отошёл.

Читать еще:  Интервью с Илоной Вереск

Постепенно иконопись развивалась, возникли канонические требования к образам. Это произошло уже в эпоху существования Византии – одной из величайших мировых держав, чей расцвет пришёлся на V-Х века. В иконах, написанных византийскими мастерами, можно проследить синтез, смешение культуры Востока и Запада. Это неудивительно, ведь это государство вобрало в себя все ценности, обычаи и ритуалы Древней Греции и Египта, Палестины и Закавказья, Сирии и Ирана.

Христианство на Руси, даже в ту пору, когда оно только зарождалось, уже имело некоторые специфические особенности, отличающие веру древних славян. Как известно, в каждой религии должен быть некий материальный объект, символ, который служил бы для верующих как напоминание, прообраз духовной сути. Для язычников такими объектами были изваяния божеств в их пантеонах, для христиан им стала икона. Поэтому, хотя иконы на Руси и похожи на византийские образцы, всё же мастера старались внести в них и национальный колорит.

Благодаря ассимиляции творческого наследия Византии мастера Киевской Руси отличались чрезвычайно развитым умением иконописи, необычным для Средних веков. Образа, написанные украинскими мастерами, сразу видны по их теплоте, искренности, обращённости к жизни и личности святого. Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку.

Искусство иконописи

Создание образов божественных ликов – это анонимное искусство (подписывать свои имена на иконах запрещено), а многие нюансы изображения жёстко обусловлены каноном. Поэтому к мастерам, занимающихся созданием образов, выдвигались особые требования. Они должны были соблюдать все требования к цвету, форме, размеру изображения. Полёт фантазии был недопустим.

Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения.

Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых (часто в окружении клейм – небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника) и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились.

Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными – их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки – кулисы, драпировки, архитектурные элементы – также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события – умозрительны, что образ – лишь аллегория Небесного Царства.

Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера – минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы – масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты.

При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия – даже вода для разведения пигментов – освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики.

Краски икон – символика цветов и оттенков

Канонические требования касались не только того, как именно, в какой позе и одеждах, изображался тот или иной святой. Иконописец также должен был следить за цветовой гаммой образа. Именно поэтому, чтобы понять икону, недостаточно обратить внимание на её внешний смысл, буквальное толкование произведения. Нужно знать, что ясные и чистые краски, которыми сияют образа, не соотносятся с реальным миром, представляя нам образ горнего, священного Царства.

Хотя значения цветов постепенно менялись, всё же существовали некоторые правила, помогающие упорядочить изображения. Вот некоторые из них:

  • Чрезвычайно важно было передать тона небесного свода, ведь именно небо на иконе символизирует близость к Богу, духовное просветление святого или святой.Поэтому в распоряжении иконописца было множество подходящих для этого красок – и лазурных, и голубых, и синих. Различали, в частности, «цвет звёздной ночи», «сияние тверди», «бледный закат», «бирюзовый яркий» и множество других тонов. Иногда для воссоздания цвета использовали даже зеленоватые оттенки. Кроме того, синий считался цветом Богоматери, и чаще всего её изображали в ризах именно этого оттенка.
  • В пурпурные и алые тона чаще всего окрашивали грозные, устрашающие сцены – пожар, грозу, сошествие в ад. Иногда их использовали и для того, чтобы показать неотвратимость Божьего Суда, Его беспристрастность и справедливость. Пример этого можно увидеть на знаменитых новгородских иконах, где показан Страшный Суд – там пурпурные херувимы соединены в единую огненную преграду, вздымающуюся над фигурами апостолов.

ИСТОРИЯ ИКОНЫ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

О святом Николае Чудотворце

Легендарный духовный деятель, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд. Церковная литература считает достоверным не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничество за трех мужей в Мирах, спасение девиц от разврата, явление перед Константином Великим в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необъяснимыми происшествиями и знамениями. Даром чудотворения владеет и душа святого после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но нередко и в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские (ныне Демре, Кале), это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют «Угодником», потому что все его деяния были угодны Богу. В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).
Народный календарь отмечает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний — 19 декабря (6 декабря ст. ст.); Никола весенний (летний) — 22 мая (9 мая ст. ст.)

Базилика Святого Николая (Bari)

Читать еще:  Игра светотени. Radu Belcin

Гробница святителя Николая

В славянской традиции

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ св. Николая по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа).

По народным верованиям, Николай — «старший» среди святых, входит в святую Трону и даже может сменить на престоле Бога. Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николая по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может ассоциироваться с образом св. Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря» сближается с образом св. Георгия.

Основные функции св. Николая (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» св. Илье в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению ряда исследователей, о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества Велеса.

В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне.
Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.
Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“».

Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, они увидели у борта корабля икону Николы «круглою мерою» и доставили её князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел.

В 2005 году памятник Святому Николаю установлен в городе Николаеве (Украина). Памятник создан с помощью пожертвований жителей города арх. А. Павлов и А. Бондарь, скульптор И. Булавицкий.

ИСТОРИЯ ИКОНЫ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

О святом Николае Чудотворце

Легендарный духовный деятель, покровитель страждущих и чудотворец родился в городе Патры. Согласно преданию, еще младенцем отказывался от материнского молока по средам и пятницам (то есть в дни христианских постов). С юных лет ему был ниспослан дар чудотворения, поэтому его имя и окружено множеством легенд. Церковная литература считает достоверным не только отказ ребенка от молока, но и, например, события чудесного свойства при избрании Николая епископом в городе Миры, его заступничество за трех мужей в Мирах, спасение девиц от разврата, явление перед Константином Великим в Константинополе и ряд других широко известных деяний, сопровождавшихся необъяснимыми происшествиями и знамениями. Даром чудотворения владеет и душа святого после его смерти. Он глубоко почитается не только во всем христианском мире, но нередко и в среде язычников и мусульман. С 1807 г., когда его мощи были перевезены из города Бари в Миры Ликийские (ныне Демре, Кале), это событие торжественно празднуется у христиан повсеместно, а в России отмечается еще и день преставления святого Николая, которого у нас еще называют «Угодником», потому что все его деяния были угодны Богу. В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были перевезены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия).
Народный календарь отмечает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний — 19 декабря (6 декабря ст. ст.); Никола весенний (летний) — 22 мая (9 мая ст. ст.)

Базилика Святого Николая (Bari)

Гробница святителя Николая

В славянской традиции

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ св. Николая по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа).

По народным верованиям, Николай — «старший» среди святых, входит в святую Трону и даже может сменить на престоле Бога. Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николая по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может ассоциироваться с образом св. Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря» сближается с образом св. Георгия.

Основные функции св. Николая (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» св. Илье в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению ряда исследователей, о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества Велеса.

В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

На Никольской башне Московского Кремля находится икона Николы Можайского, в честь которой и названа башня и улица ведущая к этой башне.
Православные цыгане почитают Николая Угодника как своего покровителя.
В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой — церковь). Праздник посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке.
Почитание калмыками-буддистами Николая Чудотворца было одним из виднейших успехов калмыцкой христианизации. «Микола-бурхан» был включён в пантеон духов-хозяев Каспийского моря и особо почитался как покровитель рыбаков.
Другой буддийский народ России — буряты — отождествлял Николая Чудотворца с божеством долголетия и процветания Белым Старцем.

Читать еще:  Женщины в живописи разных эпох и направлений

«Все без исключения тункинские монголо-буряты, как шаманисты, так и ламаисты, питают глубочайшее почтение к этому (Николаю) Святителю и называют его по-русски на свой лад: „батюша Михола“, или же по-монгольски „Саган-Убукгун“».

Прообразом Санта-Клауса является Святой Николай. Первоначально именно от имени этого святого дарились в Европе подарки детям в свой день почитания святого по церковному календарю — 6 декабря. Однако в период Реформации, выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа вручающего подарки на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период контрреформации образ Святого Николая вернулся в обиход, однако он уже прочно ассоциировался с рождественскими праздниками, где стал выступать в качестве дарителя подарков. При этом если в Англии в XVII в. возник образ абстрактного «отца Рождества», то в Голландии подарки детям поныне продолжает дарить Синтерклаас, то есть святой Николай, которого изображают как величественного старика в красном епископском облачении; часть голландцев дарит подарки детям на 6 декабря, часть — на Рождество, часть — на оба праздника. В Северной Америке голландский Синтерклаас превратился в Санта Клауса (видимо в Нью-Йорке, основанном голландцами; первое упоминание 1772 г.), — образ, который окончательно оторвался от своего историко-церковного прототипа, оброс новыми мифологическими деталями и коммерциализировался.
Образ Николая Мирликийского на круглой доске предание связывает с болезнью князя Мстислава Владимировича. Князю привиделось во сне, что исцелить его может икона святителя, находившаяся на полатях Софийского собора в Киеве. Туда отправились послы, но были задержаны бурей в устье реки Мсты. Когда волны утихли, они увидели у борта корабля икону Николы «круглою мерою» и доставили её князю. Прикоснувшись к ней, Мстислав выздоровел.

В 2005 году памятник Святому Николаю установлен в городе Николаеве (Украина). Памятник создан с помощью пожертвований жителей города арх. А. Павлов и А. Бондарь, скульптор И. Булавицкий.

Творческий проект «Тайны образа Николая Чудотворца»
творческая работа учащихся по мхк (11 класс) на тему

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тайны образа Николая Чудотворца Выполнил: Кыликов Константин Михайлович, 11 «А»класс Руководитель: Фомина Светлана Викторовна, зам.директора по УВР 1

Проблема Перед нами стоит проблема исследовать иконописные образы Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских , образ которого является одним из самых почитаемых в мире. Классифицировать типы его иконописного изображения. Установить соответствие этого образа прижизненному изображению Святого. Цель исследования Сформировать побудительные мотивы изучения русского иконописного мастерства, изучения истории христианства, которые важны на современном этапе развития нашей страны, с её отрицанием всего святого и духовно чистого. 2

Задачи исследования: Выявить классификацию типов изображения Образа Николая Чудотворца. Расшифровать некоторые тайны иконописного изображения Святителя Николая, установив их историческую основу, основываясь на Житии Святого и истории русского народа. Установить, являлся ли Николай Чудотворец, епископ Мир Ликийских , реальным человеком, или это лишь персонаж преданий. Отработать навык сбор и анализа, систематизации научной, мемуарной и специальной литературы с целью более глубокого изучения исторического и фактологического материалов с использованием информационных технологий. Применить в практической деятельности знания теории, фактов и терминологии по избранной теме. 3

Икона – это, прежде всего, святыня и в ней каждый человек находит покой своей душе. Житие Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских 4

Вид руин древнего г. Патары ( Анталия , Турция) 5

Первая тайна. Типы изображения Образа Святого. 6

Типы изображения Образа Николая Чудотворца Поясной Прямостоящий с простёртыми в стороны руками Единоличное и многоличное изображение 7

Поясные образа Никола Крупицкий НИКОЛА Дворищенский 8 Прижизненный список образа

Святитель Николай Чудотворец в житии (Никола Великорецкий) 9

Прямостоящий с простёртыми руками Никола Зарайский Образ Святителя Николая резного Можайского 10

Единоличное изображение Многоличное изображение 11

Вторая тайна. Загадка возникновения Можайского образа Никола Можайский меднолитый Никола можайский 12

Третья тайна. Почему на иконе Святителя Николая изображены Спаситель и Матерь Божия? 13

Четвёртая тайна. Николай Чудотворец — прообраз Деда Мороза Николай Чудотворец Дед мороз 14

Пятая тайна. Соответствуют ли современные изображения св. Николая древним изображениям . Рака с мощами св. Николая ( г.Бари , Италия) Так выглядели мощи Святителя Николая Мирликийского , при вскрытии саркофага в базилике города Бари . Председатель православного общества «Скиния» Александр Бугаевский , автор нового жития 15

Восстановление образа святого 3 D модель лица святого Реконструкция внешности Профессор Луиджи Мартино (справа), 1953 г. 16

По строению скелета был воссоздан точный рост великого святого (167 см) 17

Современное изображение с выразительностью теряет во влиянии на душу молящегося. Далеко не столько говорит взору и через него —уму и сердцу — великий образ стал простым лицом с обычным выражением, икона не дышит прежними величием и красотой мысли Прижизненный список образа Образ XIII века СОВРЕМЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ 18

Источники Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. — Минск, 2001. Отец Джерардо Чоффари . Святой Николай в истории. Перевод Михаила Талалай . Свято-Николаевский исследовательский центр, Бари , 2007 г. Александр Бугаевский . Биография Николая Чудотворца. Скиния. 2007. Екатерина Рогожина. Раскрыта тайна Николая Чудотворца. // Статья из газеты «Жизнь. Пенза», №21(103) от 27 мая 2003 А.В. Бугаевский . Правда о Святителе Николае (Агиографическое расследование). 2007 Жития византийских святых. – СПб.: Corvus , Terra Fantastica , 1995. – с. 291-321. Пер. С.Поляковой. P. Gerardo Goffari о судьбе мощей св. Николая. Перевод с итальянского И. Бердниковой. «Реставратор», 2, 2000. ( http://www.voskres.ru/articles/stnikolay.htm ) Официальный сайт Свято-Николаевского исследовательского центра. Бари . Базилика Св. Николая. Материалы сайта http://www.krotov.info http://www.book-mekka.ru Материалы и фотографии с сайта http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Barisvetsk1_1.htm Материалы из личного архива отца Димитрия , настоятеля храма Святителя Николая (г.Пенза) Cайт храма: http://fdo.stup.ac.ru/tmp/achuni/ Мматериалы народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры» ( http://www.piter.orthodoxy.ru/ ) Материалы сайта Николай Чудотворец http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/index.htm 19

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа выполнена с благословения настоятеля храма ст. Гривенской.Техника ручного ткачества бисером.

Конспект урока по творчеству Н. Гумилева. Презентация к уроку.

Сценарий внеклассного мероприятия, праздника «Чудеса Святителя Николая Чудотворца».

В сценарии дается история жизни и подвижнической деятельности Святителя Николая, великого Чудотворца Мирликийского.

«Святитель Николай не оставил богословских трудов, не был известен как большой церковный деятель. Но любовь народа к святому угоднику безгранична.В чем же уникальность этого святого? Почему люди с так.

Православные в этот день чтут память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. В народе этот праздник называют Никола Зимний. С давних пор он пользуется большой популярностью у л.

Сегодня день памяти Николая Чудотворца. Святой родился в древней Греции, но его любят в России, так как он быстрый помощник в делах, помогает справиться с бедой.Именно в этот день люди нач.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector