Искусствовед объяснил загадочную улыбку Моны Лизы

Искусствовед объяснил загадочную улыбку Моны Лизы

  • Evrocot
  • 25 декабря 2019 00:12
  • 1288

«Мона Лиза» — одна из самых известных и загадочных картин итальянского художника Леонардо да Винчи. Мифы вокруг произведения и восторги, касающиеся поразительного мастерства живописца, не утихают до сих пор. Но в чем заключается уникальность этого портрета и какие загадки он хранит в себе?

Произведение известно, пожалуй, всем: женщина, одетая в темную одежду и сидящая вполоборота на балконе или лоджии. На фоне изображена пустынная местность, с извилистыми реками и озером, окруженная горными склонами. На самой же картине изображена Лиза Герардини —жена влиятельного флорентийского предпринимателя.

Работа над картиной велась 3 года, с 1503 по 1506, а полное её название звучит так: «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Картина была одним из любимейших произведений художника. Леонардо посвятил «Джоконде» значительную часть своего времени, отклоняя другие заказы от влиятельных и богатых людей.

Один из коллег Леонардо, художник Джорджо Вазари писал о трепетном отношении автора к деталям, которые позволили увидеть мельчайшие складки кожи, разглядеть ресницы и даже биение пульса. Умело подобранные краски делали картину словно живой. И до сих пор ведущие искусствоведы продолжают говорить о невероятном исполнении и мастерстве художника.

Учитывая загадочную личность самого творца, многие специалисты пытались увидеть в картине какой-то скрытый смысл, откровение или зашифрованное послание. Именно поэтому люди всматриваются в мельчайшие детали произведения.

Таинственная улыбка и её секрет

Улыбка «Джоконды» — это главная загадка портрета, привлекающая к себе внимание ученых и простых обозревателей. Её феномен заключается в неуловимости: улыбка видна лишь под определенными углами и почти исчезает, если наблюдатель подойдет к произведению слишком близко.

Это породило множество разногласий в среде искусствоведов. Одни утверждают, что это вовсе не улыбка, а выражение печали. Другие, напротив, видят на лице «Моны Лизы» улыбку сердцеедки, способную влюбить в себя самого холоднокровного мужчину. Третья точка зрения говорит, что улыбка — это результат некой болезни.

По мнению американского ученого Маргарет Ливингстон, секрет улыбки заключается в оптической иллюзии. Появление и исчезновение улыбки зависит от направления взгляда и теней, нанесенных художником на портрет.

Когда человек смотрит на кого-то, он концентрирует свой взгляд на глазах. Пока наблюдатель разглядывает глаза «Джоконды», его периферическое зрение улавливает тени вокруг губ портрета, которые вырисовываются в улыбку. Однако если наблюдатель опустит взгляд ниже, на сами губы дамы, тени сливаются с ними и улыбка пропадает. Это показывает гениальность художника, изучившего особенности визуального восприятия и решившего пошутить над потомками.

Исследователи из Амстердамского университета, не умаляя мастерства Леонардо, не ищут на портрете теней и утверждают, что каждый наблюдатель видит то, что он хочет. Ведь улыбка «Моны Лизы» далека от откровенного выражения счастья. Женщина похожа на заскучавшую даму, уставшую от позирования, но сохранившую хорошее настроение.

Если наблюдатель жизнерадостен, то, смотря на портрет, он видит улыбающуюся даму. Если же у него плохое настроение или он просто в раздумьях, то улыбка может напоминать оскал или ухмылку.

Так что скорее всего, секрет «Моны Лизы» — это всего лишь двоякость её восприятия. Кто-то видит в этой картине загадку тысячелетия. А кто-то — лишь красивое изображение. Леонардо да Винчи был гением, но вряд ли он оставил скрытый смысл в своей работе.

10 загадок «Мона Лизы» великого Леонардо, над которыми и сегодня бьются учёные

2. Улыбка Джоконды

После разработки компьютерных программ «распознавания эмоций» в 2005 году голландскими исследователями было обнаружено, что картина выражает счастье на 83 процента, отвращение на 9 процентов, страх на 6 процентов, злость на 2 процента, нейтральность на уровне менее 1 процента и удивление на 0 процентов. Однако многие утверждают, что улыбка Джоконды меняется в зависимости от того, куда смотреть на картину, под каким углом и с какого расстояния. При просмотре крупным планом мелкие детали создают впечатление, что лицо имеет скромное выражение. Но издалека кажется, что Джоконда весело улыбается.

3. Секретные коды

Итальянские специалисты из Национального комитета по культурному наследию Италии благодаря микроскопическому увеличению картины обнаружили наличие серии букв и цифр, нанесенных на многочисленные элементы холста картины. Историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что в правом глазу Моны Лизы есть буквы «LV», которые теоретически обозначают собственное имя художника, Леонардо да Винчи. В левом глазу можно увидеть нечеткие очертания букв «СЕ» или, возможно, «В». На мосту на заднем плане удалось разглядеть число «72» или букву «L», за которыми следует «2», нарисованная на арке моста. Можно только догадываться, что имел в виду художник, когда он столь загадочным образом нарисовал эти буквы и цифры, причем невидимые невооруженным глазом.

4. Неизвестный мост

Итальянский историк Карла Глори предполагает, что мост за левым плечом женщины известен как Понте Гоббо или Понте Веккио («Старый мост»). Он расположен в Боббио, небольшой деревне в холмистой местности к югу от Пьяченцы на севере Италии. Теория Глори была основана на находке числа «72», тайно спрятанного в изображении каменного моста. Она предполагает, что это число относится к 1472 году. В 1472 году произошло катастрофическое наводнение. Река Треббия вышла из берегов и разрушила мост Боббио. В своей книге «Загадка Леонардо» Глори утверждает, что «Леонардо добавил число 72 под мостом, чтобы запечатлеть память о разрушительном наводнении реки Треббия».

Читать еще:  Динамизм в хаосе. Onur Karaalioglu

5. Тревожный взгляд

Мастерская манипуляция Леонардо да Винчи с красками на холсте создает чрезвычайно реалистичное ощущение глубины во взаимодействии тени и света. Именно это явление создает перспективу и придает Моне Лизе ее тревожный взгляд.

6. Скрытая картина за портретом

В 2015 году французский инженер Паскаль Котт использовал похожие методы проецирования световых лучей с различными длинами волн на полотно, после чего измерял количество отраженного света. Любопытно, что его открытие позволило увидеть секретный портрет, закрашенный современной картиной. Котт обнаружил четыре изображения под современным изображением, в том числе портрет молодой женщины с миниатюрными чертами лица и без улыбки. Появились разные теории о реальной личности женщины на картине, но, возможно, ее истинная личность навсегда останется загадкой.

7. Беременная Мона Лиза

Некоторые художественные историки считают, что женщиной на картине является Лиза дель Джокондо, и она была беременной в то время, когда да Винчи писал ее портрет. Ее руки скрещены на округлом животе, а также есть исторические свидетельства того, что дель Джокондо была беременной во второй раз на момент написания картины, и что портрет был написан как раз в честь этого. Кроме того, инфракрасные снимки указывают на то, что на ее плечах лежит драпировка (вуаль) из льна, которую в то время обычно носили беременные женщины. Было высказано предположение, что эта вуаль могла быть просто шарфом или куском ткани, наброшенным на ее плечи.

Однако, руки Моны Лизы, скрещенные над ее животом, исторически точные сроки ее беременности и использование подобной вуали на портрете беременной Эсмеральды Брандини, написанном Сандро Боттичелли, позволяют предположить, что Мона Лиза таинственно улыбается, скрывая небольшой животик.

8. Почему ее считают красивой

На протяжении всей истории портрет Моны Лизы приводился в качестве примера вечной красоты. Было бы очень наивно предполагать, что красота и интрига Моны Лизы ограничены только ее взглядом и ее улыбкой, поскольку она, кажется, является олицетворением так называемого золотого сечения (определенное соотношение длины и ширины предположительно является наиболее эстетически привлекательной пропорцией для человеческого глаза). Присутствующее в естественных структурах, таких как спиральный центр подсолнуха, и искусственных, таких как колонны Парфенона, золотое сечение было названо «божественной пропорцией» самим Леонардо да Винчи.

Если вокруг лица Моны Лизы нарисовать прямоугольник в соответствии с этим соотношением, ее подбородок, макушка и нос получаются идеально выровнены. Преобладание этого золотого сечения в произведениях искусства, возможно, объясняет таинственную интригу, ощущаемую теми, кто видит портрет. Пропорции Джоконды считаются наиболее приятными для глаз, создавая ощущение естественного равновесия и красоты. Кто знал, что математика может объяснить это чувство очарования

«Мона Лиза» была украдена в 1911 году итальянским сотрудником Лувра по имени Винченцо Перуджа. Он считал, что картина была украдена в Флоренции Наполеоном Бонапартом, и хотел, чтобы полотно «вернулось в свой настоящий дом». В течение двух лет местоположение картины оставалось полной загадкой, а СМИ во всем мире размышляли о возможных причинах отсутствия картины в музее и ее местонахождении. В 1913 году Перуджа связался с итальянским арт-дилером Альфредо Джери и попросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку «Моны Лизы» обратно во Флоренцию.

Учитывая, что Перуджа запросил за возврат картины в Италию сущие гроши (при этом 2 года хранил ее под матрасом в своей квартире), люди заподозрили, что инцидент с украденной картиной был попросту уловкой, созданной для повышения интереса к картине и галерее. Когда выяснилось, что вор, который сотрудничал с Перуджей, был не кто иной, как известный фальсификатор искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что «Мона Лиза» была украдена, чтобы сделать копию картины и продавать поддельные копии неосведомленным коллекционерам за огромные деньги.

10. Здорова ли Мона Лиза?

Загадка таинственной Моны Лизы, возможно, была, наконец, раскрыта бостонским врачом. Доктор Мандип Р. Мехра диагностировал у Моны Лизы гормональные нарушения, когда он заметил странные детали ее внешности — бледный цвет лица, редеющие волосы и слегка перекошенную улыбку. Мехра работает директором сердечно-сосудистого центра в Женской больнице Бригхэма. Врач заявил, что ему трудно не обращать внимание на клинические диагнозы. Мехра заметил наличие небольшой мясистой выпуклости во внутреннем углу левого глаза, ее редкие волосы и залысины, отсутствие волос на бровях и выпуклость рядом с указательным пальцем. В сочетании с ее желтой кожей и выпуклостью на шее (т. е. увеличенной щитовидной железой) это заставило его предположить, что странная улыбка Джоконды может быть вызвана мышечной слабостью.

Таким образом, он пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от состояния, называемого гипотиреозом. Мехра продолжил свое исследование исторических условий, связанных с рационом женщины, и обнаружил, что пища с дефицитом йода обычно была характерна для начала XVI века. Поскольку йод является важным питательным веществом, который играет важную роль в поддержании здоровья щитовидной железы, загадка любопытной улыбки Моны Лизы, наконец, может быть раскрыта.

Читать еще:  Игра светотени. Radu Belcin

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Секрет загадочной улыбки Моны Лизы раскрыли медики

Женщина, изображенная на знаменитой картине Леонардо да Винчи , улыбается. С этим давно уже не спорят. Представителям нынешнего поколения экспертов досталась другая загадка — понять, почему женщина улыбается так странно.

Недавно разгадка вроде бы нашлась. Ее предложили Мэндип Мехра (Mandeep R. Mehra, директор сердечно-сосудистого центра и женской больницы в Бригхэме (director of the Heart & Vascular Center at Brigham and Women’s Hospital) и его коллега Хилари Кэпбелл (Hilary Campbell) из Университета Калифорнии (University of California Santa Barbara). Диагноз Моне Лизе медики поставили, как и положено, предварительно ее осмотрев. Не саму, конечно, а ту, что на портрете.

Мехра и Кэмпбелл указали: у женщины, позировавшей живописцу, одутловатое лицо, отечные руки, желтоватый оттенок кожи, жидкие волосы на голове , а ниже — на бровях — их вообще нет. Выпали. Щитовидка увеличена.

Диагносты полагают, что подобные внешние проявления свидетельствуют лишь об одном: у Моны Лиза был гипотериоз — заболевание, вызванное недостатком гормона щитовидной железы.

А улыбка? Скорее всего, она не загадочная, а глуповатая. Что тоже соответствует поставленному диагнозу. Страдающие гипотериозом часто демонстрируют признаки легкого умственного расстройства.

Медики восхищаются мастерством Леонардо да Винчи, который выписал портрет невероятно реалистично — точно воспроизвел симптомы гормонального заболевания. Воспроизвел так, что их сумели распознать спустя почти 500 лет.

Если диагносты правы, то Лиза обладала грубым голосом, была вялой, медлительной. Часто зябла и быстро утомлялась. Страдала от запоров. К тому же имела склонность к полноте.

Кстати, согласно историческим хроникам, в 16-м веке гипотериоз был распространен среди населения Италии — людям не хватало йода.

КСТАТИ

Кто вы, Лиза?

По самой правдоподобной гипотезе, Мона Лиза, она же Джоконда , это Лиза Джерардини дель Джокондо — жена зажиточного купца — торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Он, собственно, и заказал ее портрет. Подтверждением тому служит найденная еще в 2005 году архивная запись, которую сделал флорентийский чиновник Агостино Веспуччи. Он отметил, что Леонардо да Винчи работает над тремя картинами. В том числе и над портретом Лизы дель Джокондо.

Лиза умерла в возрасте 63 лет — археологи под руководством профессора Сильвано Винчети(Silvano Vinceti), главы итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage), нашли свидетельство о смерти купчихи. Далее установили место захоронения — заброшенный женский монастырь Святой Урсулы во Флоренции .

У профессора Винчети была идея — добраться до останков Лизы дель Джокондо, найти ее череп и по нему воссоздать облик купчихи, чтобы наконец-то разобраться, она ли позировала живописцу.

Тайна улыбки Джоконды

Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (полное название «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо») считается одним из самых загадочных произведений живописи. Искусствоведы до сих пор спорят, куда подевались брови Моны Лизы, кто нарисован на картине; некоторые настаивают, что художник изобразил самого себя. Но самой большой тайной считается мистическая улыбка Джоконды. «Неопределённость её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. доносит до нас красочную полифонию духовной жизни» — радовался великий искусствовед В. Н. Гращенков. «Мы ощущаем присутствие существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа» — думал историк искусств Б. Р. Виппер, когда смотрел на картину. «Никто не разгадал её улыбку, никто не истолковал её мысли» — горевал З. Фрейд, величайший психиатр. А вот врач Кристофер Адур из Окленда считал, что улыбка Моны Лизы такая прекрасная и загадочная, потому что у дамы был паралич: она не могла пошевелить губами.

В 2004 году биолог Маргарет Ливингстон, профессор из Гарварда, смогла разгадать тайну улыбки Джоконды. Но чтобы понять, как Леонардо да Винчи добился своего «мистического» эффекта, нам нужно немного поговорить о том, как устроен человеческий глаз.

Свет, отражённый от видимых объектов, через зрачок попадает на сетчатку (рис. 1). Сетчаткой называется слой светочувствительных клеток. Они способны с помощью специальных белков (ретиналя) превращать энергию света в энергию электрического импульса. После того как свет преобразовался в электрический импульс, он поступает в головной мозг по зрительному нерву. То, что происходит в головном мозге с этим импульсом, — очень увлекательная история. Но мы сосредоточимся на том, что происходит в сетчатке глаза.

В сетчатке есть два типа светочувствительных клеток: колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветовое зрение, а палочки — за чёрно-белое. У нас, у людей, есть три вида колбочек: так называемые «синие», «зелёные» и «красные». Синие колбочки лучше всего преобразуют в электричество синий свет, зелёные — зелёный, а красные — красный. А все остальные цвета получаются путём комбинации этих трёх цветов.

Читать еще:  Искренние моменты. Jane Radstrom 16+

Рис. 2. Строение сетчатки. Центральная часть богата колбочками. Периферическая (боковая) — палочками

Откуда же берётся, например, жёлтый цвет, если у нас для этого нет специальной жёлтой колбочки? Дело в том, что жёлтый свет чуть-чуть активирует и зелёные и красные колбочки одновременно. Этот комбинированный сигнал поступает в мозг, а мозг уже вычисляет: возникает ощущение жёлтого цвета.

Колбочки и палочки расположены на сетчатке неравномерно: колбочки сосредоточены в центре, а палочки — по краю сетчатки. В самом центре сетчатки находится зона, в которой особенно много колбочек и совсем нет палочек. Эта зона называется фовея (рис. 1), что в переводе с латыни означает «ямка». Фовея — зона максимальной остроты зрения. Поэтому та часть изображения, которая попадёт на фовею, будет видеться чётко. Но поскольку фовея очень маленькая, нам приходится перемещать её с одной части изображения на другую, «сканировать» объект. Вот, например, траектория движения глаз при рассматривании профиля Нефертити.

А вот и разгадка великой тайны. Леонардо нарисовал улыбку Джоконды с помощью теней. Эти тени почти невидимы для фовеи, но отлично различаются краями сетчатки. Получается, что когда мы смотрим на глаза, нос, брови, мы видим эти тени, и Мона Лиза улыбается. Но как только мы переводим нашу фовею на кончики губ, эти тени пропадают, и Мона Лиза уже не улыбается. Получается, что она как бы играет с нами.

Ученые разгадали «состав» таинственной улыбки Джоконды

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, в очереденой раз изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, предложили свою версию ее расшифровки. По их данным, она содержит «83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости».

Во время анализа шедевра Леонардо да Винчи тщательно осматривались губы Джоконды, а также складки кожи вокруг глаз. Программа позволила сопоставить полученную информацию с шестью основными эмоциями, которые может выражать улыбка, сообщает «Интерфакс». Результаты исследования опубликованы в британском научно-популярном журнале New Scientist.

Попытки разгадать секрет загадочной улыбки Джоконды предпринимались не один раз. Так, в прошлом году одной из причин завораживающего воздействия на зрителей знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи был назван ее взгляд, который направлен на зрителя, с какого бы угла он ни рассматривал картину.

К такому выводу пришли ученые университета Огайо в США и искусствоведы Лондонской национальной галереи. По мнению экспертов, гениальный художник написал глаза Моны Лизы так, словно она «что-то спрашивает у того, на кого смотрит, зная его потаенные мысли».

За год до этого в Гарварде также разгадали секрет загадочной улыбки Моны Лизы. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке в Денвере (штат Колорадо) представила свою теорию объяснения этого феномена. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.

Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.

Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже — тени. «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением», — заявила Маргарет Ливингстон.

За этим эффектом можно понаблюдать на простом опыте. Чем больше смотреть прямо на одну букву печатного текста, тем хуже воспринимаются другие буквы, даже с близкого расстояния. То же самое происходит при созерцании лица Моны Лизы. Да Винчи, который был известен своими научными познаниями и отличался наблюдательностью творца, использовал этот принцип. Поэтому улыбка Моны Лизы получилась мерцающей.

В прошлом году ученому из Флоренции Джузеппе Палланти после кропотливых поисков в архивах удалось подтвердить предположение, что прототипом портрета Моны Лизы была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо. Хотя об этом еще во второй половине XVI написал известный биограф Леонардо Джоржио Вассари, существовали и другие версии на этот счет.

Согласно одной, Леонардо рисовал портрет с аристократки Беатриче Эсте, по другой — написал свой автопортрет, представив себя в виде женщины. Третья версия гласит, что художник, который якобы был бисексуалом, рисовал портрет со своего ученика и помощника Джиана Джакомо Капротти, который находился рядом с ним в течение 26 лет. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Спор по поводу этих версий был особенно оживленным после того, как в 1911 году итальянский иммигрант украл из Лувра «Джоконду», чтобы вернуть ее на родину, хотя Леонардо сам привез с собой эту картину во Францию в последние годы жизни. Итальянские власти торжественно вернули знаменитое полотно Лувру.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector