Искусствоведы нашли потерянную картину Иеронима Босха

Искусствоведы нашли потерянную картину Иеронима Босха

Босх его знает: 15 интересных фактов о самой загадочной картине «Сад земных наслаждений».

В Интернете существует шутка: «Если видишь на картине ты похмельный страшный бред: звери разные чудные, тех, что не было и нет, много всякой разной хрени, словно мошки мелкой дым — всем понятно, без сомненья, что это Босх Иероним!»

И вправду полотна Босха узнаваемы с первого мазка кисти по фантастическим сюжетам и мелким деталям.

Одной из самых известных работ голландского художника несомненно является его «Сад земных наслаждений», который вот уже более 500 лет вызывает горячие дискуссии критиков.

1. Неизвестно, когда именно был создан триптих, поскольку Босх не датировал свои работы. Предположительно «Сад земных наслаждений» был написан между 1500 и 1510 годом. В раскрытом состоянии ширина картины достигает почти 4 метра. Многие считают Босха предшественником Сальвадора Дали и новатором сюрреализма.

2. Триптих назван по теме его центральной панели. Поделив полотно на три части, Босх хотел условно изобразить всю человеческую жизнь — от земного опыта и до загробной жизни. На левой панели размещается рай, на правой — ад. В центре находится сад земных наслаждений. Бытует мнение, что рассматривать картину нужно начинать не с центральной части, а слева направо. Босх якобы изобразил историю человечества, сделавшего свой выбор в пользу греха, и поэтому оно должно расплатиться за это.

3. Искусствоведы считают, что в райском саду изображен 3 день после сотворения мира: это нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. А теперь немного о символике картины. Большинство историков живописи сходятся во мнении, что на средней панели изображены люди, сошедших с ума за свои грехи. Множество обнаженных фигур символизируют похоть. Считается, что цветы и фрукты — это не что иное, как временные удовольствия плоти. Предполагают даже, что стеклянный купол, прикрывающий нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло: оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений является одним из трех триптихов. Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Их можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, хаос современной жизни и ужасные последствия греховной жизни в аду.

6. Несмотря на то, что триптих носит религиозную тематику, картина была создана не для церкви, а по заказу частного лица. Хотя полотно содержит в себе откровенные сцены, где грешники придаются сладострастию, церковники на удивление были к нему благосклонны, так как видели в произведении искусства назидание тем, кто встал на дорогу греха.

7. Существует мнение, что картина была довольно популярной в свое время. Подтверждением этому служит тот факт, упоминание о «Саде земных наслаждений» впервые встречается в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис пишет об этом необычном полотне в брюссельском дворце дома Нассау.

8. Слово Божье показано на картине двумя руками. Первая сцена изображает рай, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, однако рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

9. В картине встречается крытый автопортрет Босха. Искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что художник изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части.

10. Кстати говоря, цвета картины также имеют скрытый смысл. Розовый цвет символизирует божественный источник жизни. Синий цвет относится к земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет изображает страсть. Коричневый символизирует ум. И, наконец, зеленый, который встречается только в «Раю», символизирует доброту.

11. В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. Искусствоведы предполагают, что таким образом голландский художник показывает истинную природу человека, в которой также есть животное начало.

12. Бог в облике Иисуса Христа изображен на картине молодым, что было нетипично для художников того времени.

13. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Это очень тонкая аллегория. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Босх заполонил пернатыми всё полотно, демонстрируя таким образом склонность человека к разврату.

14. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».

15. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Интересно отметить, что музыкальные инструменты здесь часто выступают орудием пыток: так, один человек распят на арфе, другой придавлен лютней.

В 2014 году американская студентка Амелия Хэмрик расшифровала нотную запись на ягодицах одного из изображенных грешников, В Интернете даже появилось несколько вариантов исполнения композиции.

Искренне надеюсь, что эта информация была интересной не только для ценителей искусства. Если ты узнал неизвестные для себя факты, делись этой статьей с друзьями с помощью социальных сетей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Разведопрос: Александр Таиров про Иеронима Босха

19 июля 2020 в 13:59

Когда мне было еще около пяти лет, я случайно увидел в телевизоре жуткую голову страшной старухи, чья голова была обута в цветастый платок, из под которого вопреки рассудку, торчало не туловище пенсионерки, а длинные ноги в резиновых калошах. Лишь много лет спустя, я догадался, что это был фрагмент картины великого нидерландского художника Иеронима Босха, любящего устрашить церковных прихожан, своими пугающими рисунками фривольного содержания.

Читать еще:  Живопись маслом. Anna Van Fleet

В те далекие времена, когда пренебрегающих гигиеной европейцев, повсюду поджидала коварная чума, а основным способом лечения было примитивное кровопускание, каждый гражданин Евросоюза, вовсе не был уверен что доживет до своей пенсии, отчего исступленно предавался греховному разврату.

Но некоторые художники подобные Иерониму Босху, неплохо наживались на церковных заказах, когда богатые священнослужители Нидерландов, нанимали Босха для написания полотен, имеющих целью запугать распустившееся население, страшными картинами божьего суда.

Вот кстати внизу слева, та самая «старушка-процентщица», что заразила меня в детстве заиканием и энурезом(шутка).

Естественно меня очень заинтересовала необычная манера рисования Иеронима Босха, в чем заключался смысл его загадочных изображений, а главное жизнь и характер самого художника. Для чего мне пришлось пересмотреть несколько документальных фильмов о знаменитом творце: «Удивительный мир Иеронима Босха», «Иероним Босх: Вдохновленный дьяволом», «Великие мастера: Загадки Иеронима Босха».

Но к сожалению среди них не оказалось достойного варианта, полностью и убедительно рассказывающего о секретах великого живописца. Но к счастью и почти случайно, мне удалось найти довольно интересное интервью в виде лекции, где многие тайны Иеронима Босха, были раскрыты знаменитым художником Александром Таировым, практически чудом пролезшим на передачу ведущего Дмитрия Пучкова(Гоблина), под жутковатым названием — «Разведопрос».

Вы хорошо видите, что выглядящие довольно интеллигентно рассказчики, вовсе не пренебрегают гранеными стаканами, с уже наполовину опустошенными крепкими напитками, однако вовсе не идущими во вред повествованию. Мне здесь очень понравилось, что тактичный Дмитрий Пучков(Гоблин), практически не перебивает гостя, а больше всего внимательно слушает собеседника.

Но конечно особую прелесть передаче, придает приглашенный художник Александр Таиров, весьма достойно разбирающийся во всех тонкостях своего нелегкого ремесла. Он словно опытный патологоанатом, дерзко вскрывает притаившиеся хитрости Иеронима Босха, заставляя по новому взглянуть, на казалось бы простенькие рисунки.

Несомненно Таиров обладает недюжинными способностями профессионального психолога, буквально по косточкам разбирая всю жизненную подноготную, преждевременно умершего от переедания вредными красками художника.

Александр будто бы загорается от его любимой темы, говоря практически без остановки и неистово размахивая руками. Удивляешься его обширным познаниям как в истории, так и в хитросплетениях художественных ребусов. Ведь и сам Иероним Босх был вовсе не так прост, поскольку тоже обладал завидными познаниями в астрологии, алхимии, музыкальных инструментах, теологии и пр.

Очень красочно Александр Таиров обсуждает отдельные картины, без всякого стеснения показывающих весь двуличный мир хотя и религиозных людей, но на самом деле изнывающих от распутных грехов и пороков.

Картина Босха: «Воз сена». Где вы хорошо можете разглядеть свору безумной черни, ворующих «по маленькому», так и шествующих позади телеги властителей религии, которым прекрасно известно, что основной куш, все равно достанется им.

Фрагмент картины «Сад земных наслаждений», где как утверждают многие искусствоведы, замаскирован лик самого Иеронима Босха.

Поэтому искренне советую вам посмотреть эту замечательную передачу, из-за которой, возможно вы сами вскоре станете писать на стенах и заборах, высокохудожественной струей творческого недержания.

Ученые обнаружили неизвестные детали в шедеврах мировой живописи

От лампочки Эдисона в «Крике» Мунка до чашки Петри в «Поцелуе» Климта

В течение многих столетий, а иногда и тысячелетий, великие произведения изобразительного искусства находятся под пристальным вниманием искусствоведов, реставраторов и простых посетителей музеев. Но даже после самого тщательного осмотра миллионами глаз, тайны некоторых шедевров не были открыты до сегодняшнего дня. Есть ли на самом деле жемчужная сережка на картине Яна Вермеера и какое отношение имеют чашки Петри к «Поцелую» Густава Климта?

Однажды американский искусствовед Келли Гровье задумалась, что делает великое искусство великим. Почему некоторые произведения продолжают вибрировать в народном воображении столетие за столетием, в то время как подавляющее большинство художественных творений ускользает от нашего сознания почти так же быстро, как мы сталкиваемся с ними? Прочесывая поверхность этих работ, она с удивлением обнаружила, что каждая из них содержит в себе оттенок странности. Например, призрачный палец, теребящий правую руку Моны Лизы и символ силы из карт Таро, скрывающийся на самом видном месте в одном из загадочных автопортретов Фриды Кало.

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений» (1505-1510).

То, что яйцо спрятано на самом видном месте в мертвой точке карнавала плотских интриг Иеронима Босха (балансирует на голове всадника), достаточно хорошо известно как критикам, так и случайным поклонникам картины. Но как эта тонкая деталь раскрывает истинный смысл произведения? Если захлопнуть боковые панели триптиха, чтобы открыть внешнюю оболочку работы, то обнаружится полупрозрачный шар, плавающий в эфире. Босх задумал свою картину как своего рода яйцо, которое бесконечно трескается и раскалывается каждый раз, когда человечество занимается сложной работой. Открывая и закрывая картину Босха, мы попеременно приводим в движение неоперившийся мир или поворачиваем руку времени вспять – к началу, когда наша невинность еще не была потеряна.

Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серьгой» (около 1665).

Может быть, вы видите блестящую жемчужину на знаменитом портрете Вермеера? Тем более, что его название напрямую об этом говорит. Но масса исследователей уверяют – ваш мозг искусно обманули. На картине с изображением девушки, бесконечно поворачивающейся к зрителю или отворачивающуюся от него, вовсе нет никакой сережки. Одним движением кисти и двумя ловкими мазками белой краски художник обманул первичную зрительную кору затылочных долей нашего мозга, создав волшебную жемчужину из тончайшего воздуха. Достаточно внимательно присмотреться к портрету и станет понятно – никакой петли, которая бы связывали украшение с ухом, просто нет. Сама его сферичность – обман. Драгоценный камень Вермеера, его жемчужина – это роскошная оптическая иллюзия, которая отражает наше собственное иллюзорное присутствие в мире.

Читать еще:  Искусство ради искусства. Stefano Sampietro

Уильям Тёрнер, «Дождь, пар и скорость – Большая Западная железная дорога» (1844).

Ни для кого не секрет, что Тернер спрятал бегущего зайца на темной дорожке приближающегося локомотива. Художник сам указал на это маленькому мальчику, который посетил Королевскую академию в день лакировки. Как эта крошечная деталь указывает на охватившие художника переживания о вторжении технологии? Почему он чувствовал себя обязанным указать на нее? С древних времен заяц символизировал возрождение и надежду. Эмоции посетителей, впервые увидевших картину в 1844 году, все еще были переполнены ужасом транспортной трагедии. Несчастный случай произошел в канун Рождества в 1842 году, когда поезд сошел с рельсов в 10 милях от моста, изображенного на картине. В результате погибли девять пассажиров третьего класса, и еще 16 получили увечья. Таким образом, Тёрнер превращает картину в пронзительную дань уважения и размышления о хрупкости жизни.

Эдвард Мунк, «Крик» (1893).

Долгое время считалось, что образ вопящей фигуры в «Крике» Эдварда Мунка – архетип страха – появился благодаря воспоминаниям художника о перуанской мумии, точнее застывшему ужасу на ее лице, на Всемирной выставке 1889 года в Париже. Но Мунк был художником, больше озабоченным будущим, чем прошлым. Его волновали темпы развития техники. На той же выставке Мунка впечатлило захватывающее зрелище огромной электрической лампочки, заполненной 20 000 меньшими лампочками, которые возвышались над павильоном. Идеи Томаса Эдисона щелкнули выключателем в сознании Мунка. После через контуры вопящего лица на картине с необычайной точностью отражают отвисшую челюсть и выпуклый череп ужасающего электрического тотема Эдисона.

Густав Климт, «Поцелуй» (1907).

Конечно, тема любви и страсти стоит на огромном расстоянии от белых лабораторных халатов и научных тестов через микроскоп. Но только не в картине Густава Климта. В годы активного творчества художника Вена жила языком тромбоцитов и клеток крови. Особенно в Венском университете, куда сам Климт был приглашен для создания картин на медицинскую тематику. Карл Ландштейнер, пионер иммунологии в Университете (ученый, который первым выделил группы крови), усердно работал, пытаясь добиться успеха в переливании крови. Если внимательно посмотреть на платье женщины в «Поцелуе», то можно заметить чашки Петри, пульсирующие клетками. Как будто художник сканирует ее душу. А «Поцелуй» – это светящаяся биопсия вечной любви Климта.

15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Триптих назван по теме его центральной панели

В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт — от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл

Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» — изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье

О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы — группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

Читать еще:  Женщины. Lucia Coghetto

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл

Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» — он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»

До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского — самая загадочная из всех незнакомок.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Иероним Босх: интересные факты из жизни

Иероним Босх — один из самых известных художников так называемого Северного Возрождения. Годы его жизни точно не установлены. Считается, что он родился около 1450 года, а умер примерно в 1516 году. Несмотря на то, что большинство его картин написаны по мотивам библейских сюжетов, персонажи, фигуры и странные существа, представленные на них, выглядят совершенно чудовищными и неподобающими для изображения христианских легенд. Сюрреалисты признавали Босха своим предшественником, и по сей день его полотна не устают восхищать. Предлагаем интересные факты из жизни гения.

1. Современные искусствоведы считают, что имя Иероним Босх было псевдонимом, а в действительности художника звали Ерун Антонисон ванн Акен. Долгое время употреблялось различное написание имени художника, в том числе Джером и Джеронимус. В первой написанной биографии Босха (1604 год) историк искусств Карел ван Мандер назвал его именно Иеронимом. Родным городом художника был Хертогенбос, который его жители называли Ден Бош или Босх. Считается, что именно в честь этого города живописец и взял себе псевдоним.

2. Исследователь живописи Ганс Бельтинг уверен, что одни из персонажей знаменитого триптиха Босха «Сад земных наслаждений» является автопортретом художника. Речь идет о человеке, тело которого имеет сходство с яичной скорлупой и который улыбается, глядя на разворачивающиеся перед ним сцены мучений.

3. Многое неясно и относительно смерти Босха. Известно, что местом его захоронения является часовня в Хертогенбосе. Но когда могилу вскрыли, то в ней не нашлось тела. Изучение кусочка надгробия с его могилы под микроскопом привело к тому, что таинственный камень начал излучать свечении и тепло, после чего раскопки решили остановить.

4. Современные артисты находят неисчерпаемый источник вдохновения в картинах Босха. В 1989 году рок-группа XTC записала композицию «Сад земных наслаждений». В 2015 году креативный ди⁠ректор Christian Dior Раф Симонс дал такое же название коллекции одежды этого дома мод.

5. Картины Босха полны узнаваемых символов, фольклорных существ и различных монстров. Некоторые исследователи творчества художника уверены, что значение многих деталей на них, очевидное его современникам, потеряно ныне и остается непонятным для нас. Поэтому мы не можем в полной мере разгадать и понять замысел художника, и во многом смысл его картин от нас ускользает.

6. Босх никогда не подписывал своих картин, но известно, что его кисти принадлежат примерно четыре десятка работ. Босх также делал гравюры, занимался кузнечным делом и росписью на стекле. Его работы были известны и популярны, их покупали знать и монархи. Король Испании Филипп II разместил картину «Семь смертных грехов» в спальне одного из своих владений и, глядя на нее, предавался раздумьям о том, сколь падок до греха человек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector