Исламское искусство и культура и Венеция

Исламское искусство и культура и Венеция

Исламское искусство и культура и Венеция

Исламская философия и Наука в Венеции

Именно потому, что Венеция оставалась настолько открытой для чужих культур, все виды философских, научных, религиозных и литературных текстов свободно циркулировали в городе на протяжении всего средневекового и ренессансного периодов. Венецианские литераторы, в основном, интересуясь греческими и латинскими произведениями, однако, понимали, что передача идей происходила и через арабские тексты.

После того как в 1469 году в Европе были установлены печатные станки, плодовитые венецианские издательства быстро увеличили количество копий арабских текстов в латинском переводе. Венецианские издатели издали астрономический труд Птолемея «Альмагест», философский труд Ибн Рушда (Аверроэса) «Разрушение разрушений» и многие другие связанные с ним тексты. В самых роскошных изданиях венецианские иллюминаторы дополняли текст изображениями ученых людей в тюрбанах, которые часто изображались с астролябиями.

Особенно в Средние века и эпоху Возрождения медицина была гораздо более продвинутой в исламском мире, чем в Западной Европе. Венецианское признание этого факта проявляется в использовании ими канона Ибн Сины (Авиценны), греко-арабской медицинской энциклопедии, известной своей полнотой и отличной организацией, в качестве основного учебника для студентов-медиков в университете Падуи. В 1521 году пресса Джунти (хунты) в Венеции выпустила пересмотренное латинское издание канона, которое заменило перевод XII века, распространенный по всей Европе.

Венецианские представления исламских деятелей

В конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков венецианские художники часто включали мусульманские фигуры в свои масштабные повествовательные циклы и алтари. Мода на эти образы, ныне известные как «восточный стиль», по-видимому, была вызвана главным образом венецианскими гильдиями и религиозными братствами, которые затем выстроили стены своих залов собраний и часовен со сценами из легенд о своих святых покровителях. Многие из этих святых, в том числе Марк, Стефан и Георгий, жили в Восточном Средиземноморье до возникновения ислама, но венецианские художники начали изображать их в окружении фигур в современной мусульманской одежде. Во многих случаях также иллюстрируется архитектура в исламском стиле, включая минареты, купола и дома, а также исламские декоративные элементы, такие как лампы мечети, керамика и гербы.

Пожалуй, самым замечательным является глубокое знание венецианскими художниками ближневосточного костюма. Во время своего визита в Константинополь в 1479-81 годах Джентиле Беллини сделал портреты Султана Мехмета II и фигурные этюды местных мужчин и женщин из разных социальных групп, включая солдат и писцов; в каждом случае он старательно описывал их костюмы. Он и его ученики позже использовали его исследования в своих картинах, что объясняет их поразительно подробные изображения османских тюрбанов и одежды. Позднее протеже Беллини Витторе Карпаччо и Джованни Мансуэти стали настоящими знатоками Мамлюкской одежды и ее декорума, что, скорее всего, явилось прямым результатом усиления мамлюкско-венецианских дипломатических отношений в конце XV-начале XVI века. Для венецианских художников эпохи Возрождения стоковые рисунки, или симили, мусульманских фигур становились ценным достоянием, передавались из поколения в поколение и распространялись среди мастерских для повторного использования.

К 1525 году были созданы последние полотна, написанные в восточном стиле для венецианских братств, многие из наиболее важных художников-востоковедов города умерли, и османы завоевали мамлюкскую империю. В конце XVI века венецианская традиция постановки больших сюжетных сцен в исламском мире не имела последователей, когда портреты мусульман, чаще всего османских султанов, или включение одной мусульманской фигуры в религиозную сцену были более характерны.

Во второй половине шестнадцатого века книги по костюмам стали популярным новым жанром и отражают больший интерес к иностранным культурам, полученным из путешествий и новых открытий. Венеция и Венето, когда, по крайней мере, девять примеров опубликованные между 1540 и 1610 годами, сыграли ведущую роль в раннем развитии костюмной книги. Наиболее известным и важным примером является книга Чезаре Векеллио «De gli habiti antichi et moderni di diverse parti del mondo» 1590 года, ставшая образцом жанра. Она включает в себя более 500 иллюстраций и уделяет особое внимание Венецианской и Османской одежде.

К шестнадцатому веку отношения Венеции с ее мусульманскими соседями становились все более сложными. Венецианские купцы продолжали вести торговлю в Восточном Средиземноморье, но агрессивный флот Турции делал путешествия более рискованными. В результате венецианцы стали представлять мусульманских подданных менее благожелательно. Мужчин в тюрбанах часто изображали агрессивными воинами или высмеивали как акробатов на венецианских картинах, рисунках, гравюрах и даже в украшениях деревянных кораблей.

Даже в изменившихся политических условиях Исламский Ближний Восток продолжал занимать место в коллективном воображении венецианцев. Богатые меценаты заказывали картины с мусульманскими сюжетами, такими как турецкие женщины, отдыхающие в гареме султана, чтобы украсить свои частные дворцы. Эти сцены служат важным прологом к новому Ориентализму, панъевропейскому феномену девятнадцатого века.

Коллекционирование исламского искусства в Венеции

Присутствие Исламского искусства в Венеции может быть задокументировано от Средневековья до сегодняшнего дня. Самые ранние предметы, прибывшие в город — такие как роскошные рельефные стеклянные и горнострелковые сосуды из фатимидского Египта в сокровищнице Сан-Марко, возможно, лучше всего можно интерпретировать как сполию или добычу, а не как признак признания исламского искусства как такового. На протяжении веков, однако, венецианские купцы и дипломаты определенно развивали вкус к Исламской керамике, текстилю, оружию и доспехам, металлическим изделиям и рукописям и выставляли их в своих домах как произведения искусства наряду с предметами из других периодов и мест. Пожалуй, нет большего свидетельства уважения исламских артефактов в Венеции, чем портреты венецианских патрицианских семей с одним из их самых ценных предметов — восточным ковром.

К восемнадцатому и девятнадцатому векам во дворцах и церквях Венеции скопилось так много исламского искусства, что город стал важным местом для коллекционеров исламского искусства, таких как немецкий куратор Вильгельм фон Боде, желающий сделать новые приобретения. Исследование происхождения показывает, что многие предметы исламского искусства, находящиеся сейчас в западноевропейских коллекциях, сначала прошли через Венецию. Однако сегодня в городе все еще сохранились крупные образцы, а количество венецианских музеев и церквей с произведениями исламского искусства поистине впечатляет; они включают в себя Национальную библиотеку Марчана, базилику и сокровищницу Сан-Марко, музей Коррера, Фонд Джорджо чини и Музей Франкетти Алла Ка д’Оро.

Исламское искусство и культура и Венеция

Исламские мотивы в Венеции. (Источник фото: http://shidtur.com.ua)

Читать еще:  Изобразительное искусство Британии. Anne Bradford

Архитектура города, построенного на воде

Почти все знают Венецию – город, построенный на воде. Даже те, кто никогда не бывал в Венеции или вовсе живёт на другом конце света, в своём воображении легко могут представить себе красоту и очарование единственного в своём роде города, являющего собой пример уникального искусства и необычной архитектуры.

Между прочим, сама по себе архитектура Венеции космополитична, объединяет в себе самые разнообразные стили: чистейшее готическое влияние с севера, романский характер, типичный для средневековой Италии, византийский и наиболее интересный для нас, исламский.

Отдельные формы оригинальной исламской архитектуры появились в Венеции и позже слились в единое целое с венецианской архитектурой. Это создало уникальный стиль, широко известный как Венецианская Готика, которую Отто Демус определил как стиль, имеющий сарацинский вкус, интегрированный с готическими темами.

До Джона Раскина и его труда, посвящённого анализу архитектурного элемента арок, считалось, что готические стрельчатые арки, идущие с севера, и те, что характерны для сооружений исламского мира, были практически идентичны.

Однако, говоря об исламском влиянии, мы не можем позволить себе ограничиться одной лишь архитектурой. Ведь для понимания причин и особенностей такого проникновения мусульманской культуры в Венецию нужно обратиться и к историческому, и географическому аспектам.

Причины проникновения мусульманской культуры в Венецию

Стоит отметить, что Венеция всегда была торговым городом, центром для переправки и реализации через морские пути Адриатики и Восточного Средиземноморья товаров с востока. Уже в XIX веке появились гипотезы о возможности венецианских торговцев импортировать и имитировать иностранные и исламские архитектурные элементы у себя дома.

С завоеванием Константинополя в 1204 году внедрение восточных элементов в Венеции было воспринято широкой публикой достаточно благосклонно.

Это внесло изменения в венецианское искусство и архитектуру, которое стало результатом перенятия новых стилей строительства, найденных в дальних уголках торговых путей Венеции, идущих до Египта и Сирии. Венеция нуждалась и хотела узаконить своё господство в Средиземном море, а потому импортировала восточные мраморы, колонны и капители, в том числе Александрийские элементы.

Торговля продолжалась даже после Крестовых походов и частичной оккупации Константинополя: Византийская столица стала Венецианской базой для торговли с Востоком, в частности с мамлюками, и Египтом. На первом этапе, между X и XII веками, Константинополь оказал сильное влияние не только на Венецию, но и на весь исламский мир. Именно поэтому в Венеции можно найти сооружения, напоминающие нам архитектуру Египта. Уже после 1180 года этот стиль стал более оформленным, включив в себя египетские и персидские черты. Венецианцы переняли арабские элементы и применили их в гражданской архитектуре. К примеру, стали появляться такие типичные элементы мечетей, как зубцы парапета.

Непрерывные путешествия на Восток и обратно домой, послужили эффективными каналами коммуникации, которые позволили сделать Венецию более открытой и доступной для восточных ценностей и культур. Истории, которые рассказывали вернувшиеся на родину путешественники, позволяли расширить знания о Востоке, в том числе через импорт архитектурных приёмов и элементов.

Ещё одним фактором, который мог оказать немалое влияние на появление исламских мотивов в венецианской архитектуре, является особенность местного населения, в котором доминировали купцы, ведущие торговые дела за Адриатикой. Неудивительно, что в скором времени сердце города стало центром влияния и ближневосточных ароматов, способствуя созданию тесных и прочных связей между коммерческой реальностью и архитектурой.

Нужно понимать, что проектировщик – это достаточно загадочная фигура, которая обладает соответствующими знаниями о направлениях в архитектуре, выражает глас своего времени, конкретного места, при этом достаточно открытая для новых веяний и коллабораций.

Раз уж мы начали говорить о предпосылках проникновения ислама в архитектуру Венеции, то отдельно стоит остановиться на геополитических событиях того времени. Процесс слияния восточных элементов с местными архитектурными предпочтениями средневековой Венеции уже тогда во многом состоялся благодаря развитой торговли и переселения мощей мучеников и святых. Такой союз сформировал образ Венеции как великого восточного торгового центра и святого города.

Реконструкция Дворца дожей в XIV веке привела к необходимости вспомнить былые торговые пути, чтобы достойно защитить торговое могущество Венеции на Востоке и ещё раз привнести в венецианских колорит великолепие мамлюкских султанов.

Именно с начала XIV века Венеция регулярно организовывала поездки на Восток, в том числе для укрепления связей с мамлюкским Египтом. Воспроизведение исламских архитектурных элементов дома, наряду с отсылками в отделке к архитектуре ближневосточных правительственных зданий, может отражать также и желание продемонстрировать силу Венеции как с коммерческой, так и с политической точки зрения.

С другой стороны, реконструкция Дворца Дожей стала своеобразным празднованием важной победы над введённым папством эмбарго.

У Венеции были сложные отношения с папой: Серениссима была раздавлена своей собственной реальностью и христианским наследием, противостоящим торговле с исламскими территориями. Концепция «архитектурного ориентализма», примененная в Венеции, может помочь нам решить такую непростую дилемму.

Ориентализм XIX века был основан на увлечении Востоком и взаимодействии с его культурой, но также опирался на колониализм, на идеологическое европоцентристское позиционирование.

Папство решительно выступало против торговли между таким христианским государством, как Венеция, и исламским миром. В 1320 году папство наложило эмбарго на любой вид коммерческого обмена с исламским миром. Венецианская экономика сильно пострадала от такого решения. При этом парадоксальное восприятие Венецией самой себя и её отношений с исламским миром было усилено ещё и тем, что город сильно зависел от торговых и дипломатических контактов с Ближним Востоком, но при этом по-прежнему гордился своим христианским наследием.

В 1344 году, после более чем 20 лет скорби, Венеция наконец убедила папу дать разрешение на отправку ограниченного флота кораблей в Египет в обмен на особые уступки папству. Венецианцы посетили мамлюкского султана и сумели восстановить свой привилегированный статус.

Как достоверно известно, именно в этот временной промежуток и был задуман проект нового Дворца дожей с его исламскими аллюзиями, которые позволяли передать весть о важной политической победе тем, кто был осведомлен о полемике с папством и был в состоянии понять символический смысл исламской архитектурной традиции, уходящей корнями в Венецию.

Дворец дожей (Фото: Каз Иша).

В частности, исламские элементы, найденные в районе Святого Марка, исследователи и архитекторы объясняют через множественность, повторение и бесконечность, традиционно используемые в исламской архитектуре для украшения абстрактной композиции, лишённой какого-либо, пусть даже схематического, изображения человеческой фигуры.

Читать еще:  Женщины востока. Lalla Essaydi

Венецианская и исламская архитектура разделяли концепцию пространства, задуманного как двумерное и текучее. Есть отдельные учёные, которые придерживаются мнения, что двухцветный ромбовидный мотив таких фасадов берёт своё начало ещё дальше на восток – от дворцов ильхана и монгольской архитектуры, являясь таким образом результатом влияния сельджуков в северном Иране.

Отсылки к исламской культуре можно встретить и во внутреннем устройстве Дворца Дожей, построенного вокруг большого резервуара с водой и предусмотренного для большой публики, что напоминает внутренний двор мечети и место для омовения. Дворец своим видом напоминает о великих религиозных комплексах султанов, которые знакомы любому, кто интересуется мамлюкским Египтом.

Цитадель Саладина, 1333-34 гг. (Египет)

Хотя можно сузить хронологическое и географическое влияние исламского мира на Венецию до времени правления фатимидов и мамлюков в Египте, роль и размер исламского влияния на архитектуру требует более тщательных исследований.

Три стиля средневекового исламского искусства

Исламское искусство необычайно богато. Оно включает в себя множество стилей и элементов. Конечно, невозможно охватить все многообразие исламского искусства в одном материале. Мы лишь остановимся на некоторых особенностях трех стилей средневекового исламского искусства – аббасидского, омейядского и фатимидского.

Аббасидский стиль

Аббасидский стиль возник в Ираке между 750 и 850 годами, когда династия Аббасидов находилась на пике своего могущества. Аббасидские халифы построили огромные и богато украшенные дворцы в Багдаде и Самарре и стимулировали развитие разных направлений искусства. В их эпоху особую значимость приобрели абстрактный стиль, который оказал сильное влияние на исламское искусство в последующие века.

Куфический почерк

При создании красивых копий Корана каллиграфы использовали утонченные формы арабской вязи, регулируемые строгой системой пропорций. Куфический почерк является самой ранней формой арабской каллиграфии. Куфический стиль стал характерным для искусства Аббасидов и использовался для надписей на зданиях и других объектах.

Виноградные листья

Виноградная лоза и другие плодоносящие растения издавна использовались для обозначения плодородия и процветания в искусстве Ближнего Востока. Они оставались популярными и в аббасидском искусстве. Узоры в виде виноградных листьев, встречающиеся в аббасидсском искусстве, очень похожи на те, которые использовались в римском искусстве. Такие узоры когда-то украшали одну из стен во дворце Аббасидов в Ираке. Также подобные мотивы напоминает узоры, существовавшие в искусстве Древнего Ирана.

Жизнь при дворе

Следуя древней иранской традиции, фигуры на чашах из аббасидского Ирака обычно изображают жизнь при дворе. Подобные узоры наносились обычно на дорогие блюда из серебра или золота.

Испанский стиль Омейядов

Династия Омейядов захватила власть в Испании в 750-е годы и отделилась от империи Аббасидов. В результате в местном искусстве развился особый стиль. Омейяды использовали многие римские и византийские формы, вероятно, чтобы их искусство отличалось от аббасидского, но в обоих направлениях использовались арабские надписи и стилизованные мотивы листьев.

Придворное великолепие

Вслед за византийскими правителями, Омейяды заказывали изысканные шкатулки из слоновой кости для своих дворцов. Но политические и религиозные сюжеты, изображенные византийцами, не могли быть использованы в исламском государстве. Поэтому Омейяды создали свои собственные сюжеты, основанные на изображении дворцовой жизни.

Почерк и орнамент

На шкатулках из слоновой кости из омейядской Испании часто встречается арабская надпись, говорящая о том, для кого они были сделаны. Она сделана изящным почерком, являющимся более поздней формой куфического стиля.

Фатимидский стиль

В 969 году Фатимиды захватили Египет и основали Каир в качестве своей столицы. По их распоряжению были созданы многие роскошные произведения искусств, которые были распространены у Аббасидов, такие как блестящая керамика и резной горный хрусталь. Но сила Аббасидов уже угасла, и Фатимидам было легко превзойти их. Их искусство демонстрирует «чистый» исламский стиль, без очевидных связей с более ранним римским и иранским искусством.

Сбалансированная конструкция

Этот выдающийся образец фатимидского горного хрусталя имеет тонкие как бумага стенки и элегантную форму. Украшения сделаны с большой осторожностью, так что резные и плоские поверхности находятся в равновесии. Главный мотив – хищная птица, нападающая на газель, вероятно, означает символ власти.

Отгоняя зло

Это очень редкая панель из дерева и слоновой кости из фатимидского Египта. Шестиконечная звезда в центре является более простым мотивом, нежели более поздние геометрические узоры из Египта. Это так называемая печать Сулеймана/Соломона, которая, как полагали, отгоняет беду.

Гид по исламскому искусству

Какие бывают мечети, какая музыка звучит во время мусульманских богослужений, как понимать книжную миниатюру и о чем сообщают самые известные надписи в исламе

Пророк Мухаммад и начало ислама

Кем был Мухаммад, как он начал проповедовать — и как новая религия одержала победу на большей части Аравийского полуострова

Кем был Мухаммад, как он начал проповедовать — и как новая религия одержала победу на большей части Аравийского полуострова

Что написано в Коране

Как слово Бога стало Кораном, из чего он состоит и как одна книга повлияла на всю мусульманскую культуру

Как слово Бога стало Кораном, из чего он состоит и как одна книга повлияла на всю мусульманскую культуру

Во что верят мусульмане

Символ веры мусульман, пять столпов ислама, а также пророки, ангелы, джинны, рай и ад, грехи, добродетели, покаяние и мусульманские святые

Символ веры мусульман, пять столпов ислама, а также пророки, ангелы, джинны, рай и ад, грехи, добродетели, покаяние и мусульманские святые

Течения и направления в исламе

Различные представления мусульман об управлении общиной, а также исламские богословские и правовые школы

Различные представления мусульман об управлении общиной, а также исламские богословские и правовые школы

История Арабского халифата

Расцвет арабо-мусульманской цивилизации: новые города, ремесла, искусства и науки

Расцвет арабо-мусульманской цивилизации: новые города, ремесла, искусства и науки

Что такое суфизм

Философия мистико-аскетического течения ислама, поэзия суфиев о любви и вине, их музыка и танцы — а также критики суфизма

Философия мистико-аскетического течения ислама, поэзия суфиев о любви и вине, их музыка и танцы — а также критики суфизма

Мусульмане и православные: от Волжской Булгарии до революции 1917 года

Как мусульмане жили в Московской Руси и в Российской империи

Читать еще:  Иранский художник. Nazanin Pouyandeh

Как мусульмане жили в Московской Руси и в Российской империи

Ислам в Советском Союзе

Как мусульмане сохраняли свою культуру в условиях переселений, закрытия мечетей, репрессий, русификации и пересмотра национальной истории

Как мусульмане сохраняли свою культуру в условиях переселений, закрытия мечетей, репрессий, русификации и пересмотра национальной истории

Ислам после распада СССР

Как русская культура и русский язык объединяют мусульман Средней Азии

Как русская культура и русский язык объединяют мусульман Средней Азии

Исламское искусство в музеях мира

Берлинский музей исламского искусства был основан немецким искусствоведом Вильгельмом фон Боде в 1904 году. Он является частью Пергамского музея, расположенного на Музейном острове в центре столицы Германии.

Формирование исламской коллекции началось после того, как османский султан Абдул-Хамид II преподнес в подарок германскому императору Вильгельму II коллекцию древних ковров и фриз дворца в Мшатте.

Попытка фон Боде создать музей, в котором были бы собраны произведения мастеров из всего мусульманского мира, натолкнулась на жесткое противодействие консерваторов. В начале ХХ века в Европе еще мало знали о древней и самобытной культуре исламских стран. Длительная просветительская работа и настойчивость понадобились для того, чтобы преодолеть предубеждения, открыв для посетителей неизвестную для них цивилизацию.

Уже самый первый экспонат будущего музея – фриз недостроенного дворца халифа аль-Валида II ибн Язида, оказался настоящим шедевром раннего исламского искусства. Руины дворца халифа были обнаружены в 30 км к югу от нынешней столицы Иордании Аммана в 1840 году. Дворец строился в период кратковременного правления одного из последних халифов династии Омейядов аль-Валида II в 743-744 гг. Вероятно, халиф хотел построить свою резиденцию в виде великолепного замка, вдали от беспокойной столицы — Дамаска, где постоянно происходили политические волнения.

Осуществить замысел аль-Валиду не удалось. Он был убит в апреле 744 года. После смерти халифа строительство дворца уже не возобновлялось. А спустя некоторое время он был разрушен землетрясением. После этого руины сооружения были занесены песком и лишь в середине XIX столетия частично раскопаны.

Фриз дворца в Мшатте представляет собой орнаментированное рельефное основание длиной 33 м и высотой 5 м с двумя надвратными башнями. Он был разбит на треугольные элементы вдоль всего фасада. В центре каждого треугольника находится по одной каменной розетте в обрамлении ажурного орнамента, ставшего впоследствии основой искусства арабески.

В период Второй мировой войны фриз из Мшатты серьезно пострадал. Авиабомба упала прямо на одну из надвратных башен. Чтобы замечательный памятник искусства смог вновь занять свое место в музее, понадобилась многолетняя работа реставраторов.

Берлинский музей исламского искусства имеет в своем распоряжении экспонаты, которые охватывают все регионы и исторические периоды. В нем представлены редчайшие экспонаты из Аль-Андалуса, Марокко, Египта, Сирии, Ирака, Персии, Афганистана, Индии и Узбекистана. Одним из самых удивительных произведений в музее является комната из Алеппо. Она была сделана сирийскими мастерами под руководством Халаба Шаха ибн Исы в начале XVII века по заказу богатого христианского купца из города Алеппо.

Комната сделана из деревянных панелей, покрытых многоцветной росписью и инкрустированна цветными металлами. Темы росписей основаны на традициях исламской книжной иллюстрации, состоящей из цветочных и геометрических композиций, выполненных в османском стиле. Кроме того, на панелях есть сюжеты из Ветхого и Нового завета. На некоторых панелях можно встретить сцены охоты и темы любовной истории Лейлы и Меджнуна поэта Низами.

В 1238 году город Гранада стал столицей одноименного эмирата. Основателем новой династии, был эмир Мухаммед I ибн Наср. В Гранаде Мухаммед I решил построить резиденцию, достойную великого мусульманского правителя, который контролировал южную часть Иберийского полуострова. Он начал сооружать великолепный дворец, получивший впоследствии название Альгамбра. Работу Мухаммеда I продолжили его наследники.

Построенный при Насридах комплекс состоит из трех дворцов: Мешуара, Комарес и Дворца львов. Кроме того, недалеко от этих дворцов, в правление эмира Мухаммеда III, был построен небольшой дворец Парталь. В 1865 году землю рядом с этим зданием купил немецкий банкир Артур фон Гвиннер. В 1891 г. он ее испанскому государству, но взамен получил разрешение вывезти в Германию декоративный деревянный куполообразный потолок работы мусульманских мастеров начала XIV века.

Купол из Альгамбры сделан из кедра и тополя. Он украшен ажурной резьбой и частично окрашен. С 1978 г. потолок дворца Порталь выставлен в Музее исламского искусства в Берлине.

Выдающимся памятником эпохи сельджуков является михраб из мечети Бейхеким в Конье. Этот михраб (молитвенная ниша) был подарен мечети бывшим врачом султана Кылыча Арслана IV и датируется примерно 1270 годом нашей эры. Его высота 395 см, а ширина 280 см. Михраб облицован глазурованной керамической плиткой и мозаикой из фаянса.

Время создания михраба относится к периоду упадка государства сельджуков, который наступил после поражения султана Кей-Касрова в битве при Кёсе-Даге в 1243 году. В этот год армия Монгольской империи вторглась в Анатолию, сжигая города и села мусульман. Безжалостный враг остановился только тогда, когда султан согласился признать себя вассалом монголов. После этого поражения сельджукское государство так и не смогло восстановить свои силы.

Междоусобные войны и вмешательство монголов подрывали силы султаната, что привело к его распаду в начале XIV века. Сам султан Кылыч Арслан IV в конце своей жизни был лишь пешкой в руках монгольских наместников. Он был убит по их приказу в 1264 году, утратив всякое политическое влияние в своей стране. Конийский султанат доживал свои последние годы, но сельджукские мастера продолжали создавать великие произведения искусства, до сих пор поражающие воображение. В Конье, столице султаната, как нигде ощущалась специфика сельджукского искусства, ставшего синтезом арабской и тюркской культурных традиций. Берлинский музей исламского искусства располагает одной из самых значительных коллекций эпохи сельджуков.

После Второй мировой войны часть коллекций Музея исламского искусства попала в руки западных союзников, а часть оказалась в зоне оккупации СССР. Многие экспонаты были вывезены в Советский Союз и только в 1958 году вновь были переданы берлинским музеям. В нынешнем виде экспозиция музея сформировалась в 2000 году. Именно тогда публике стали доступны многие, ранее малоизвестные, шедевры культуры мусульманских стран.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector