Из цветных точек и отдельных штрихов. Juchul Kim

Из цветных точек и отдельных штрихов. Juchul Kim

Урок по изобразительному искусству для обучающихся 1-х классов

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская гимназия №26»

Урок изобразительного искусства в 1 класса

по теме: «Рисуем точкой, линией, штрихом»

Тема: «Рисуем точкой, линией, штрихом».

Цель: Развитие образных представлений и осознание изобразительно-выразительных возможностей таких графических средств как точка, линия, штрих.

Тип урока : комплексный, развивающий графические навыки.

Вид урока: репродуктивная, поисковая и творческая деятельность.

— раскрыть особенности графических средств в образной поэтической форме;

— учить детей перевоплощаться, проигрывать различные роли и характеры перед другими детьми;

— учить детей с помощью различных графических средств изображать окружающий мир.

Оборудование: на доске графические изображения животных, птиц, предметов, для учителя – 1 лист ватмана, краски, цветные фломастеры; для обучающихся – заготовка модели кораблика, цветные карандаши или фломастеры.

Учитель: чтение стихотворения Ю.Филиппова «Три приятеля больших – точка, линия и штрих»;

Дорогие мои дети,

Много есть чудес на свете.

Смело их рисуют люди:

Это яблоко на блюде.

Дом, забор, собака, миска,

Вертолет, корабль и киска,

Сковородка, стол, вагон,

Только кто же их создал,

А точней нарисовал?

Три приятеля больших –

Точка, линия и штрих!

Штрих от линии кусочек,

Точка маленький кружочек,

Ну, а линия большая

И прямая, и кривая,

Может в шарик превращаться

И в зигзаги изгибаться,

Может сеточки плести,

Ведь она всегда в пути.

По секрету всему свету

Я хочу совет вам дать.

Подружиться с ними можно,

Точкой, линией, штрихом

Можно буквы написать

И зверей изображать –

Что хотите рисовать.

Только помните друзья,

Это обязательно! Вот.

Обращаю внимание детей на изображения на доске, спрашиваю, видят ли они на этих изображениях точки, штрихи, линии и прошу желающих выйти к доске и изобразить.

Изучение нового материала.

Учитель: А теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают разные, как например – характер. Характер у каждого разный. Например, у вас в классе есть ребята спокойные, это значит спокойный характер. Есть и другие – веселые забияки. У линии тоже есть характер: например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет т прыгает по листу бумаги. Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. Давайте мы с вами потренируемся в изображении линии. Возьмите лист бумаги, начинаем рисовать. Если у нашей линии есть характер, то цвет этой линии будет разный.

Спокойная линия . Спокойная линия –она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и выберите подходящий цвет к спокойной линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. А кто, ребята, хочет изобразить это линию на доске? (Такие предложения делаю после каждого вида линий).

Радостная, веселая линия . Как ее нарисовать? Как заставить двигаться руку, чтобы она нарисовала веселую линию? Это настроение вам очень поможет выразить цвет.

Хитрая линия. Давайте представим хитрую линию: как она будет выглядеть на листе бумаги, какого будет цвета? Цвет хитрости подобрать очень сложно, но мы с вами справимся.

Зубастая линия . А сейчас мы подошли к самой любимой линии детей – зубастой. Ее без труда можно выполнить.

Волнистая линия . С этим заданием дети справляются легко и просто.

Большая линия. Эта линия двигается с большим трудом, еле дышит.

Прыгучая линия . И, наконец, чтобы не заканчивать на грустном, попробуем изобразить прыгучую линию.

Лодка по порю плыла (присели)

Ветер дул, сперва, слегка (руками колыхаем еле-еле)

А потом подул сильнее, (колыхаем сильнее)

Разгулялась буря, (покружиться)

Волны лодку подхватили (волна руками, согнутыми в локте)

И хотели утопить,

Но пришло на помощь солнце (показать руками размер солнышка)

Тучи разогнало (разгоняют тучи)

Буря стихла (присесть)

И по морю наша лодка

Поплыла в дальние края (сесть за парты).

Учитель: Ну вот, ребята, со сколькими линиями мы с вами познакомились. А теперь давайте представим, что мы отправляемся в путешествие по морю.

Загадка. Без конца и края Лужа

Не страшна ей злая стужа.

В луже ходят корабли.

Далеко им до земли. (Море)

Вопрос: Какого цвета море? (Синего, голубого, фиолетового).

А какой линией можно нарисовать море? (Волнистой).

На чем отправимся в путешествие по морю? (Кораблике).

Детям раздаю заранее приготовленные шаблоны корабликов, которые дети разукрашивают при помощи линии, штриха и точки.

На доске, на листе ватмана рисую море и солнышко.

Как только дети заканчивают рисовать приклеиваю на нарисованное на ватмане море кораблики при помощи клея или скотча. Каждый кораблик подписываю именем обучающегося, который его разрисовал – он капитан этого корабля.

Признаки основных пишущих приборов, используемых при выполнении подписи

Существенное значение для выявления признаков технической подделки имеет знание экспертом морфологических свойств (наблюдаемого строения) штрихов пишущих приборов.

Самым большим классом пишущих приборов являются ручки, которые по устройству пишущего узла делятся на следующие виды: перьевые, шариковые, роллерные, капиллярные. В качестве материалов письма в перьевых ручках используются чернила и тушь, в шариковых — паста, чернила на водной или гелевой основе, в капиллярных — чернила на водной основе.

Следующей разновидностью пишущих приборов являются карандаши. Карандаши представляют собой большой класс канцелярских товаров, предназначенных для письма и рисования. Карандаши бывают трех видов: графитные, графитнокопировальные и цветные.

В качестве материала письма при изготовлении копий документов используется копировальная бумага, которая бывает многократного использования и в виде специальной ролевой бумаги.

Как свидетельствует практика производства почерковедческих экспертиз, в заключениях при описании морфологии штрихов исследуемых подписей эксперты указывают лишь цвет красящего вещества, которыми они выполняются.

Однако существуют методики, согласно которым во избежание экспертных ошибок при исследовании подписей эксперту рекомендуется производить микроскопическое исследование и описывать морфологические признаки пишущих приборов, которыми выполнялись подписи [1] . Для чего необходимо знание признаков пишущих приборов. Полагаем, что использование такого подхода повысит уровень научности, полноты и достоверности почерковедческих исследований.

Штрихи рукописных записей, выполненных чернилами для перьевых ручек, обладают следующими признаками (рис. 88):

  • — красящее вещество проникает в толщу бумаги, равномерно прокрашивая волокна бумаги в границах штриха;
  • — в штрихах видны следы давления пишущего прибора в виде углублений или бороздок с пологими краями;
  • — красящее вещество расплывается по волокнам, величина расплывов зависит от степени проклейки бумаги (основы документа);
  • — по краям штрихов могут наблюдаться расплывы, то есть красящее вещество более плотно лежит на краях штрихов;
  • — интенсивно окрашенные участки имеют блеск;
  • — ширина штрихов записей неодинакова.

Рис. 88. Микроструктура штрихов подписи, выполненной перьевой ручкой (микроскоп МСП-1, увеличение 40х)

Штрихи рукописных записей, выполненных пастой для шариковых ручек, обладают следующими признаками [2] (рис. 89):

  • — красящее вещество расположено на поверхности бумаги;
  • — имеются следы давления пишущего прибора в виде углублений или бороздок с пологими краями;
  • — наличие блеска красящего вещества в местах его скопления;
  • — края штрихов относительно ровные, расплывов красящего вещества по волокнам не имеют;
  • — неравномерное распределение красящего вещества в штрихах, интенсивно окрашенные участки чередуются со сла- боокрашенными и неокрашенными;
  • — наблюдаются локальные сгустки красящего вещества;
  • — вещество штрихов не растворимо в воде, но растворяется в органических растворителях.

Рис. 89. Микроструктура штрихов подписи, выполненной шариковой ручкой (микроскоп МСП-1, увеличение 40х)

Штрихи рукописных записей, выполненных чернилами для гелевых ручек, обладают следующими признаками (рис. 90):

Рис. 90. Микроструктура штрихов подписи, выполненной гелевой ручкой (микроскоп МСП-1, увеличение 40х)

  • — красящее вещество расположено на поверхности бумаги;
  • — имеются следы давления пишущего прибора в виде углублений или бороздок с пологими краями;
  • — края штрихов ровные, интенсивно окрашенные;
  • — расплывов красящего вещества по волокнам не наблюдается;
  • — ширина и интенсивность окрашенности штрихов постоянны, могут наблюдаться локальные сгустки красящего вещества;
  • — наличие блеска красящего вещества в местах его скопления;
  • — красящее вещество не растворимо в воде и органических растворителях.

Штрихи рукописных записей, выполненных ручкой-роллером, характеризуются следующими признаками (рис. 91):

  • — красящее вещество проникает в толщу бумаги;
  • — имеются следы давления пишущего прибора в виде углублений или бороздок с пологими краями;
  • — штрихи окрашены неравномерно, лежащие выше волокна основы (бумаги) документа окрашены более интенсивно;
  • — наличие блеска красящего вещества в местах его скопления;
  • — красящее вещество расплывается по волокнам, величина расплывов зависит от степени проклейки бумаги (основы документа).
Читать еще:  Замороженные срезы времени. Martin Wojnowski

Рис. 91. Микроструктура штрихов подписи, выполненной ручкой-роллером (микроскоп МСП-1, увеличение 40х)

Штрихи рукописных записей, выполненных капиллярной ручкой, характеризуются следующими признаками (рис. 92):

— красящее вещество проникает в толщу бумаги, распределено сплошным ровным слоем в штрихе;

  • — наличие расплывов по волокнам бумаги;
  • — в косопадающем свете следов давления в штрихах не наблюдается;
  • — возможно наличие посторонних штрихов значительно меньшей ширины, возникающих при расслоении стержня, расположенных вдоль основных штрихов;
  • — штрихи имеют матовую поверхность;
  • — красящее вещество может проникать на оборотную сторону листа бумаги.

Рис. 92. Микроструктура штрихов подписи, выполненной капиллярной ручкой (микроскоп МСП-1, увеличение 40х)

Штрихи рукописных записей, выполненных графитным карандашом, характеризуются следующими признаками (рис. 93):

  • — красящее вещество расположено на поверхности бумаги в виде частиц, обладающих характерным блеском;
  • — имеются следы давления в виде трасс;
  • — штрихи окрашены неравномерно, интенсивно окрашены волокна, лежащие выше и направленные поперек движения пишущего прибора.

Рис. 93. Микроструктура штрихов подписи, выполненной графитным карандашом (микроскоп МСП-1, увеличение 40х)

Штрихи рукописных записей, выполненных через копировальную бумагу, характеризуются следующими признаками (рис. 94):

  • — красящее вещество лежит на поверхности бумаги отдельными «глыбками», такие же «глыбки» обнаруживаются и на свободных от текста участках листа бумаги.
  • — штрихи окрашены неравномерно, вышележащие волокна основы (бумаги) документа окрашены интенсивнее.
  • — красящее вещество легко переносится на соприкасающиеся с текстом поверхности, размазывается по поверхности документа.
  • — штрихи не имеют блеска,
  • — края штрихов неровные, имеются ареолы.
  • — в зависимости от состояния подложки, нажима на пишущий прибор следы давления могут наблюдаться и в штрихах.
  • — штрихи могут быть фиолетового, черного, красного, зеленого, желтого цветов.

Рис. 94. Микроструктура штрихов подписи, выполненной графитным карандашом (микроскоп МСП-1, увеличение 40х)

  • [1] Пахомов, А. В. Судебно-экспертное исследование современной подписи : учебное пособие / А. В. Пахомов, Л. А. Сысоева. — Москва : ЭКЦ МВДРоссии Москва, 2007.
  • [2] Соклакова, Н. А. Криминалистическое исследование материалов документов / Н. А. Соклакова, В. Н. Хрусталев. — Санкт-Петербург : Питер, 2005.

Методы установления вида пишущего прибора в ходе технико-криминалистической экспертизы документов

Кравцова Е.В.
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
студентка 4 курса

Из экспертной практики известно, что в ряде случаев у экспертов вызывает затруднение установление способа выполнения записей и подписей, выполненных водорастворимыми материалами письма, а именно перьевыми, капиллярными и роллерными ручками[1]. При этом, современная методическая литература по данной проблематике практически отсутствует[2]. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что в практике назначения и производства судебно-технической экспертизы документов перед экспертами нередко стал ставиться вопрос о том, каким способом выполнена подпись/запись — рукописным или с использованием каких-либо технических средств. Анализ журналов экспертиз отдела технико-криминалистической экспертизы документов «111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны Российской Федерации» за 2012 – 2016 год показал, что вопрос установления способа выполнения рукописных реквизитов в документах ставился в 30% назначаемых экспертиз.

При отсутствии достаточных специальных знаний о морфологических признаках штрихов, выполненных разного вида пишущими приборами, появляется риск, либо «пропустить» имитацию записей с использованием средств офисной техники (сканер, принтер, плоттер), либо наоборот, ошибочно оценить редко встречающиеся признаки, как признак имитации, выполнения подписей с предварительной технической подготовкой и т.д. Избежать ошибок возможно только в случае владения экспертом специальными знаниями о морфологических признаках штрихов, которые, в свою очередь, определяет конструкция пишущего прибора и свойства материалов письма.

Изучение конструктивных особенностей перьевых, роллерных и капиллярных ручек, анализ имеющейся в специализированной экспертной литературе информации о морфологических признаках штрихов, а также экспериментальное исследование морфологии штрихов с помощью микроскопа МБС-1 с 10х-40х кратным увеличением позволили выявить присущие только определенному виду пишущего прибора признаки и в последствии надежно дифференцировать эти приборы.

При изучении конструкции перьевой ручки, было выявлено, что ее пишущим узлом (рис. 1) является перо, изготавливаемое из нержавеющей стали, белого золота, платины и других металлов и их сплавов. В зависимости от подачи материала письма перьевые ручки делятся на простые (ученические) и автоматические[3].

Простая ученическая ручка представляет собой деревянный или пластмассовый стержень, на котором с помощью лепесткового прижимного устройства закрепляется перо. Перья подразделяются на два вида: обыкновенные и специальные. К обыкновенным относятся школьные и канцелярские, к специальным – перья для автоматических ручек, чертежные, картографические, литографские, плакатные, нотные и др. [4].

Автоматическая перьевая ручка состоит из крышки – колпачка с держателем, пишущего узла и корпуса со встроенной в него ампулой для чернил. Перья для автоматических ручек бывают простые – для авторучек с открытым пером, круглые – если перо закрытое. Кончик преимущественно загнутый, у цилиндрических перьев – с напаянными шариками [5].

Перьевыми ручками можно писать тушью или чернилами. Чернила для перьевых ручек – это водные растворы или взвеси красящих веществ с добавками, представляющих собой органические водорастворимые красители. Тушь черная – это устойчивая суспензия газовой сажи в водно-щелочном растворе казеина или шеллака с добавками. Тушь иного цвета содержит краситель [6].

При изучении морфологии штрихов перьевых ручек (рис. 2) были закреплены известные из специализированной экспертной литературы признаки [7]. К ним можно отнести такие как: красящее вещество проникает в толщу бумаги, равномерно прокрашивая волокна бумаги в границах штриха; в штрихах могут наблюдаться следы давления (или бороздок от половинок пишущего кончика пера и валика между ними); интенсивно окрашенные участки имеют блеск; в отдельных случаях при использовании перьев наблюдается нарушение поверхностного слоя основы документа, например, приподнятость волокон бумаги в месте расположения штрихов; относительно равномерная интенсивность окраски; люминесценция штрихов зависит от концентрации красящего вещества и от цвета чернил [8].

Также, путем экспериментального исследования были выделены признаки, присущие только данному виду пишущего прибора. К данным признакам можно отнести: извилистую форму краев штрихов; натек красящего вещества по краям штрихов в виде узкой каемки; резкое изменение интенсивности окрашенности штрихов, выполненных одним движением.

В случае нанесения штрихов перьевой ручкой, заправленной штемпельной краской, признаки, указанные выше (наличие каемки, извилистость штрихов) не наблюдаются, что стоит иметь ввиду при исследовании рукописных записей и подписей.

При изучении конструкции ручек-роллеров было выявлено, что для их производства (рис. 3) используются чернила на водной основе, подобные чернилам для перьевых ручек. Чернила поступают к пишущему узлу через тонкую трубку, что позволяет писать с минимальным нажимом и наносить тонкие линии. Стержень роллерных ручек отличается тем, что конечная его часть запаяна с целью предотвращения вытекания жидких чернил.

При изучении морфологии штрихов роллерных ручек (рис. 4) были систематизированы и закреплены следующие признаки: одинаковая ширина штрихов, за исключением начальных и конечных элементов; края штрихов ровные, относительно четкие; наличие плотно окрашенных участков в штрихах; наличие незначительных расплывов красящего вещества по краям штрихов; в центральной части штрихов и в местах пересечения штрихов наблюдается незначительный блеск красящего вещества, красящее вещество проникает в толщу бумаги[9]. Также, в процессе исследования было выявлено, что, в штрихах роллерных ручек, по краям имеются неокрашенные фрагменты полукруглой формы.

При изучении конструктивного строения капиллярных ручек было выявлено, что они (рис. 5) имеют пишущий узел, изготовленный из волокнистого материала: фетра, лавсана, тефлона и т. д. Пишущий узел пропитывается специальными чернилами на водной основе, которые легко стекают по стержню, вставленному в пластмассовый корпус[10].

При изучении морфологии штрихов капиллярных ручек (рис. 6) были систематизированы и закреплены следующие признаки: равномерное распределение красящего вещества в штрихах, ровным слоем; наблюдаются расплывы по волокнам бумаги; возможно наличие посторонних штрихов значительно меньшей ширины, расположенных вдоль основных штрихов, проявляющихся при расслоении стержня; штрихи имеют матовую поверхность; интенсивность окраски штрихов постоянна; ширина штрихов непостоянна; красящее вещество проникает в толщу бумаги [11].

Роллерные и капиллярные ручки достаточно схожи по морфологии штрихов, но исследование показало, что за различием пишущего узла (шарикового и капиллярного) в штрихах роллерной ручки – следы давления присутствуют, а в штрихах капиллярной — нет.

Читать еще:  Золотое свечение. Елена Ильичева

Очевидно, что наблюдаемая картина зависит от степени проклейки бумаги. Данное исследование было проведено на листах бумаги белого цвета формата А4 весом 80 гр./м 3 , поступающих в реализацию в качестве бумажно-меловой продукции.

Таким образом, представленная в статье систематизация морфологических признаков штрихов поможет достоверно установить способ выполнения рукописных записей и подписей, а также дифференцировать их от имитации, выполненной при помощи технических средств.

[1] Законы России: опыт, анализ, практика №12// Судебно-техническое исследование морфологии штрихов современных пишущих приборов// Е.Н. Дмитриев, М.Л. Подкатилина//2011 г. С-80.

[3] Технико-криминалистическая экспертиза документов//Учебник ДГСК МВД России, 2-е изд., под ред. А. А. Проткина//2016г. С.206.

[4] Технико-криминалистическая экспертиза документов//Учебник ДГСК МВД России, 2-е изд., под ред. А. А. Проткина//2016г. С.206.

[5] Под ред. А. А. Проткина. Указ. соч. С.207.

[8] Технико-криминалистическая экспертиза документов//Учебник ДГСК МВД России, 2-е изд., под ред. А. А. Проткина//2016г. С.2010.

[9] Технико-криминалистическая экспертиза документов//Учебник ДГСК МВД России, 2-е изд., под ред. А. А. Проткина//2016г. С.211.

[10] Технико-криминалистическая экспертиза документов//Учебник ДГСК МВД России, 2-е изд., под ред. А. А. Проткина//2016г. С.209.

Цветотест для исследования бинокулярного зрения

Способность человека воспринимать окружающие объекты сразу двумя глазами называется бинокулярным зрением. Она позволяет видеть предметы объемными и оценивать их пространственное положение. Бинокулярное зрение является нормой, а выявить его нарушения помогают специальные тесты.

В этой статье

Чем отличаются бинокулярное, монокулярное и одновременное зрение?

Бинокулярное, или стереоскопическое зрение предполагает способность двух глаз одновременно воспринимать визуальную информацию и передавать ее в кору головного мозга, которая объединяет два изображения в единую картинку. Такое зрение помогает не просто оценивать окружающие объекты по форме и размерам, но и позволяет четко воспринимать глубину, рельеф, объемные характеристики объекта, расстояние до него, положение в пространстве. Также бинокулярность является важным условием хорошей остроты зрения и широких зрительных полей.


Если по какой-то причине в зрительном процессе участвует только один глаз, или функционирование зрительных органов не согласовано, говорят о нарушениях бинокулярного зрения.
Выделяют два основных типа зрения с расстройствами бинокулярности — монокулярное и одновременное.
Монокулярность характеризуется тем, что все предметы, которые попадают в поле зрения человека, воспринимаются только одним глазом. Это приводит к значительному сужению зрительного поля, сниженной остроте зрения. Человек с монокулярным видением может оценить форму и размеры предметов, на которые он смотрит, но возможности глубинного восприятия объектов у таких людей ограничены. По оценкам экспертов, монокулярное зрение уменьшает точность анализа пространственной глубины примерно в 20 раз.

Человек с монокулярным зрением может приспособиться к обычной жизни, но во многих профессиях, которые требуют высокой точности зрительного восприятия, неспособность видеть сразу двумя глазами может стать помехой.
Выделяют также одновременное зрение, которое позволяет видеть мир двумя глазами, но при этом картинки, полученные от разных зрительных органов, не соединяются мозгом в единый образ.

Что такое цветотест для исследования бинокулярного зрения?

Существуют разные методы исследования зрения на бинокулярность, но одним из самых распространенных и точных является аппаратный способ — четырехточечный цветотест. Он позволяет с высокой точностью определить, является Ваше зрение бинокулярным, монокулярным или одновременным.


Данное исследование называется также тестом Уорса по имени английского врача-офтальмолога, который впервые предложил использовать его для оценки характера зрения. Цветотест базируется на принципе разделения зрительных полей двух глаз при помощи цветных светофильтров. Он помогает определить характер зрения, ведущий глаз, угол косоглазия и другие офтальмологические характеристики.
В условиях клиники для проведения цветотеста используют специальный прибор. Например, в российских медицинских учреждениях широко применяется аппарат ЦТ-1. По сути он представляет собой большой фонарь круглой формы, который с одной стороны закрыт черной крышкой. В аппарате есть четыре круглых отверстия: два из них закрыты зелеными светофильтрами, один красным и другой — белым.

Для исследования бинокулярного зрения пациент должен надеть специальные очки со светофильтрами зеленого и красного цвета. Сквозь эти линзы он будет видеть одним глазом кружки только красного цвета, а другим — только зеленого. Белый цвет в норме должны воспринимать оба зрительных органа. Фонарь помещают на стене, и человек в очках-светофильтрах смотрит на него с пятиметрового расстояния.

Как проводится определение бинокулярного зрения с помощью цветотеста?

Перед началом исследования врач должен проверить качество световых фильтров. Для этого человек, который проходит тестирование, прикрывает специальным щитком поочередно левый, а затем правый глаз. В первом случае он видит только два красных кружка, а во втором случае — три зеленых. Такие результаты проверки свидетельствуют, что цветотест в норме и можно приступать к основному исследованию бинокулярного зрения.
Оно проводится при двух открытых глазах, которыми человек должен смотреть на круглые отверстия в аппарате. В зависимости от того, какое изображение он видит, офтальмолог интерпретирует результаты теста.

  • Четыре кружка — бинокулярное зрение.

Если во время теста человек видит четыре круга, это всегда означает нормальное бинокулярное зрение. Однако те цвета, в которые они окрашены, указывают на отсутствие или наличие ведущего глаза.
Два красных и два зеленых кружка означают, что ведущим глазом является правый.
Если человек видит один красный и три зеленых круга, то ведущий — левый глаз.
Один белый, один красный и два зеленых круга обозначают, что ведущий зрительный орган отсутствует.

  • Пять кружков — монокулярное зрение

Если пациент при исследовании зрения на бинокулярность рассмотрел на аппарате сразу пять кружков, то это однозначно свидетельствует об одновременном зрении.
Если левый красный круг расположен правее среднего зеленого, это указывает на косоглазие по сходящемуся типу (когда косящий глаз направлен к носу).
Если левый красный кружок расположен левее среднего зеленого, можно диагностировать расходящееся косоглазие (косящий глаз направлен наружу).
Если левый красный кружок расположен ниже или выше среднего зеленого, это является признаком косоглазия по вертикальному типу.

  • Три или два кружка — монокулярное зрение

Пациенту, который при прохождении цветотеста видит только два красных или три зеленых кружка, ставят диагноз монокулярное зрение правого или левого глаза соответственно.

Можно ли обследовать на цветотесте детей?

Бинокулярность зрения играет важную роль в развитии ребенка, поэтому необходимо своевременно определить возможные расстройства данной способности. При этом родители должны знать, что бинокулярное зрение проходит несколько стадий развития и окончательно формируется только к 12 годам.

Цветотест подходит для исследования детского зрения в том случае, если ребенок уже умеет считать до пяти, знает цвета и может определить правую и левую сторону. В возрасте пяти-шести лет большинство детей уже обладают такими навыками, поэтому смогут пройти проверку на цветотесте. В некоторых медучреждениях для детей существуют специальные аппараты, в которых отверстия имеют не круглую форму, а выполнены в виде звездочек, лошадок и других фигур. Если определить бинокулярность зрения у ребенка при помощи цветотеста затруднительно, врач-офтальмолог может предложить методы безаппаратного исследования.

Альтернативные методы определения бинокулярного зрения

Не всегда есть возможность быстро попасть на прием к офтальмологу и пройти четырехточечный цветотест. В этом случае можно использовать более простые методы исследования, которые помогут выявить возможные нарушения бинокулярности даже в домашних условиях.

Самым известным способом проверки бинокулярного зрения является метод Соколова. Он широко известен как «дыра в ладони», и для его проведения не нужны специальные приборы или сложное оборудование. Достаточно взять трубку длиной примерно 30 см (это может быть просто скрученный лист бумаги), приложить ее к одному глазу и посмотреть вдаль. Ладонь нужно поднести к краю трубки, закрывая при этом обзор свободному глазу.

Если Ваши зрительные органы работают согласованно, получают изображение одновременно, и мозг сливает их в единый образ, то Вы увидите, что в ладони образовалась «дыра». Такой эффект возникает из-за того, что картинки с правого и левого глаза накладываются друг на друга, соединяясь в цельное изображение.

Если «дыра» не появилась, то у Вас, скорее всего, монокулярное зрение, и нужно как можно раньше попасть на прием к офтальмологу. Если Вы видите «отверстие», но оно смещено от центра ладони в сторону, то можно предположить у Вас одновременное зрение.

Читать еще:  Железнодорожные картины. Christopher Jenkins

Другой способ проверить бинокулярность своего зрительного восприятия — взять два карандаша и, держа один вертикально, а второй горизонтально, попытаться их соединить в одной точке. При нормальном зрении у Вас получится это сделать без проблем. Если карандаши никак не сходятся вместе, вероятно, в зрительном восприятии принимает участие только один глаз.

Определить со стопроцентной вероятностью, есть ли у Вас нарушения бинокулярного зрения, сможет только врач-офтальмолог. При необходимости он проведет цветотест и другие исследования, необходимые для постановки точного диагноза.

Цветотест для исследования бинокулярного зрения

Способность человека воспринимать окружающие объекты сразу двумя глазами называется бинокулярным зрением. Она позволяет видеть предметы объемными и оценивать их пространственное положение. Бинокулярное зрение является нормой, а выявить его нарушения помогают специальные тесты.

В этой статье

Чем отличаются бинокулярное, монокулярное и одновременное зрение?

Бинокулярное, или стереоскопическое зрение предполагает способность двух глаз одновременно воспринимать визуальную информацию и передавать ее в кору головного мозга, которая объединяет два изображения в единую картинку. Такое зрение помогает не просто оценивать окружающие объекты по форме и размерам, но и позволяет четко воспринимать глубину, рельеф, объемные характеристики объекта, расстояние до него, положение в пространстве. Также бинокулярность является важным условием хорошей остроты зрения и широких зрительных полей.


Если по какой-то причине в зрительном процессе участвует только один глаз, или функционирование зрительных органов не согласовано, говорят о нарушениях бинокулярного зрения.
Выделяют два основных типа зрения с расстройствами бинокулярности — монокулярное и одновременное.
Монокулярность характеризуется тем, что все предметы, которые попадают в поле зрения человека, воспринимаются только одним глазом. Это приводит к значительному сужению зрительного поля, сниженной остроте зрения. Человек с монокулярным видением может оценить форму и размеры предметов, на которые он смотрит, но возможности глубинного восприятия объектов у таких людей ограничены. По оценкам экспертов, монокулярное зрение уменьшает точность анализа пространственной глубины примерно в 20 раз.

Человек с монокулярным зрением может приспособиться к обычной жизни, но во многих профессиях, которые требуют высокой точности зрительного восприятия, неспособность видеть сразу двумя глазами может стать помехой.
Выделяют также одновременное зрение, которое позволяет видеть мир двумя глазами, но при этом картинки, полученные от разных зрительных органов, не соединяются мозгом в единый образ.

Что такое цветотест для исследования бинокулярного зрения?

Существуют разные методы исследования зрения на бинокулярность, но одним из самых распространенных и точных является аппаратный способ — четырехточечный цветотест. Он позволяет с высокой точностью определить, является Ваше зрение бинокулярным, монокулярным или одновременным.


Данное исследование называется также тестом Уорса по имени английского врача-офтальмолога, который впервые предложил использовать его для оценки характера зрения. Цветотест базируется на принципе разделения зрительных полей двух глаз при помощи цветных светофильтров. Он помогает определить характер зрения, ведущий глаз, угол косоглазия и другие офтальмологические характеристики.
В условиях клиники для проведения цветотеста используют специальный прибор. Например, в российских медицинских учреждениях широко применяется аппарат ЦТ-1. По сути он представляет собой большой фонарь круглой формы, который с одной стороны закрыт черной крышкой. В аппарате есть четыре круглых отверстия: два из них закрыты зелеными светофильтрами, один красным и другой — белым.

Для исследования бинокулярного зрения пациент должен надеть специальные очки со светофильтрами зеленого и красного цвета. Сквозь эти линзы он будет видеть одним глазом кружки только красного цвета, а другим — только зеленого. Белый цвет в норме должны воспринимать оба зрительных органа. Фонарь помещают на стене, и человек в очках-светофильтрах смотрит на него с пятиметрового расстояния.

Как проводится определение бинокулярного зрения с помощью цветотеста?

Перед началом исследования врач должен проверить качество световых фильтров. Для этого человек, который проходит тестирование, прикрывает специальным щитком поочередно левый, а затем правый глаз. В первом случае он видит только два красных кружка, а во втором случае — три зеленых. Такие результаты проверки свидетельствуют, что цветотест в норме и можно приступать к основному исследованию бинокулярного зрения.
Оно проводится при двух открытых глазах, которыми человек должен смотреть на круглые отверстия в аппарате. В зависимости от того, какое изображение он видит, офтальмолог интерпретирует результаты теста.

  • Четыре кружка — бинокулярное зрение.

Если во время теста человек видит четыре круга, это всегда означает нормальное бинокулярное зрение. Однако те цвета, в которые они окрашены, указывают на отсутствие или наличие ведущего глаза.
Два красных и два зеленых кружка означают, что ведущим глазом является правый.
Если человек видит один красный и три зеленых круга, то ведущий — левый глаз.
Один белый, один красный и два зеленых круга обозначают, что ведущий зрительный орган отсутствует.

  • Пять кружков — монокулярное зрение

Если пациент при исследовании зрения на бинокулярность рассмотрел на аппарате сразу пять кружков, то это однозначно свидетельствует об одновременном зрении.
Если левый красный круг расположен правее среднего зеленого, это указывает на косоглазие по сходящемуся типу (когда косящий глаз направлен к носу).
Если левый красный кружок расположен левее среднего зеленого, можно диагностировать расходящееся косоглазие (косящий глаз направлен наружу).
Если левый красный кружок расположен ниже или выше среднего зеленого, это является признаком косоглазия по вертикальному типу.

  • Три или два кружка — монокулярное зрение

Пациенту, который при прохождении цветотеста видит только два красных или три зеленых кружка, ставят диагноз монокулярное зрение правого или левого глаза соответственно.

Можно ли обследовать на цветотесте детей?

Бинокулярность зрения играет важную роль в развитии ребенка, поэтому необходимо своевременно определить возможные расстройства данной способности. При этом родители должны знать, что бинокулярное зрение проходит несколько стадий развития и окончательно формируется только к 12 годам.

Цветотест подходит для исследования детского зрения в том случае, если ребенок уже умеет считать до пяти, знает цвета и может определить правую и левую сторону. В возрасте пяти-шести лет большинство детей уже обладают такими навыками, поэтому смогут пройти проверку на цветотесте. В некоторых медучреждениях для детей существуют специальные аппараты, в которых отверстия имеют не круглую форму, а выполнены в виде звездочек, лошадок и других фигур. Если определить бинокулярность зрения у ребенка при помощи цветотеста затруднительно, врач-офтальмолог может предложить методы безаппаратного исследования.

Альтернативные методы определения бинокулярного зрения

Не всегда есть возможность быстро попасть на прием к офтальмологу и пройти четырехточечный цветотест. В этом случае можно использовать более простые методы исследования, которые помогут выявить возможные нарушения бинокулярности даже в домашних условиях.

Самым известным способом проверки бинокулярного зрения является метод Соколова. Он широко известен как «дыра в ладони», и для его проведения не нужны специальные приборы или сложное оборудование. Достаточно взять трубку длиной примерно 30 см (это может быть просто скрученный лист бумаги), приложить ее к одному глазу и посмотреть вдаль. Ладонь нужно поднести к краю трубки, закрывая при этом обзор свободному глазу.

Если Ваши зрительные органы работают согласованно, получают изображение одновременно, и мозг сливает их в единый образ, то Вы увидите, что в ладони образовалась «дыра». Такой эффект возникает из-за того, что картинки с правого и левого глаза накладываются друг на друга, соединяясь в цельное изображение.

Если «дыра» не появилась, то у Вас, скорее всего, монокулярное зрение, и нужно как можно раньше попасть на прием к офтальмологу. Если Вы видите «отверстие», но оно смещено от центра ладони в сторону, то можно предположить у Вас одновременное зрение.

Другой способ проверить бинокулярность своего зрительного восприятия — взять два карандаша и, держа один вертикально, а второй горизонтально, попытаться их соединить в одной точке. При нормальном зрении у Вас получится это сделать без проблем. Если карандаши никак не сходятся вместе, вероятно, в зрительном восприятии принимает участие только один глаз.

Определить со стопроцентной вероятностью, есть ли у Вас нарушения бинокулярного зрения, сможет только врач-офтальмолог. При необходимости он проведет цветотест и другие исследования, необходимые для постановки точного диагноза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector