Изобразительное искусство Британии. Anne Bradford

Изобразительное искусство Британии. Anne Bradford

Изобразительное искусство Англии

Национальная школа английской живописи сложилась в XVIII в. Ведущую роль в искусстве играл портрет. Это было связано с тем, что государственная религия Англии — протестантизм — в отличие от католицизма не нуждалась в церковной живописи и скульптуре. Портрет отвечал интересам всех слоев общества, особенно буржуазии, постепенно становившейся ведущим классом.

Уильям Хогарт (1697—1764) наиболее ярко воплотил в своем творчестве идеи общества. Художник сочинял истории, обличавшие нравы, разделял их на акты и каждую сцену воспроизводил в виде отдельной картины, написанной маслом, а затем размноженной в гравюрах. Эти циклы под названием «Модный брак», «Карьера мота», «Прилежание и леность» оказывали сильное воздействие на общество. По картинам Хогарта до сих пор продолжают ставить театральные постановки. Творчество Хогарта не ограничивается только сатирической живописью, бичующей нравы. Он стал автором великолепных работ: «Автопортрет», «Девушка с креветками», написал трактат «Анализ красоты» (1753) — одну из важнейших книг по теории изобразительного искусства.

К середине XVIII в. в Англии появились несколько великолепных мастеров кисти. Этому способствовала деятельность Королевской академии художеств, открывшейся в 1768 г. Ежегодные академические выставки позволяли художникам обмениваться профессиональными взглядами и мнениями. Портрет в это время приравнивали к «исторической» живописи. Сэр Джошуа Рейнолдс (1723 — 1792) — первый президент Королевской академии — вошел в историю искусства в качестве крупнейшего портретиста. В своем искусстве Рейнолдс стремился выразить героический идеал времени. Он писал портреты ученых, полководцев, литераторов, государственных деятелей, уделяя должное внимание положению каждого в обществе и одновременно придавая своему герою аллегорические черты. Знаменитой актрисе Сарре Сиддонс он придал черты музы трагедии, леди Гамильтон — Венеры, стыдливо закрывающей лицо. Полковник Тарлитон олицетворял боевой дух Англии. Рейнолдс считал, что не следует передавать в деталях черты лица, а костюм не должен напоминать современную одежду.

Томас Гейнсборо (1727— 1788) был не менее популярен, чем Рейнолдс. В отличие от светского, аристократического Рейнолдса Гейнсборо тяготился столичной жизнью. Его единственными учителями были голландские мастера XVII в., а также ван Дейк, работавший в свое время в Англии и написавший множество портретов английской аристократии. Гейнсборо принадлежит разработка особого типа романтического портрета-настроения, которое во многом определяет пейзажный фон его картин: тенистые парки старой Англии, пшеничные поля, дальние леса, тревожное грозовое небо, летняя заря, утренний рассвет. Портреты и пейзажи Гейнсборо отличались какой-то свежестью, искренностью, безыскусностью. Поздние картины Гейнсборо, относящиеся к 1780-м гг., посвящены сельским сценам, напоминающим идиллии. В них прослеживается сильное влияние испанского мастера XVII в. Мурильо. Тонкие, свежие, лирические пейзажи Гейнсборо положили начало замечательной английской школе пейзажной живописи, которая достигла расцвета в начале XIX в.

Презентация на тему «Живопись Англии «

Описание презентации по отдельным слайдам:

Живопись Англии Составила учитель русского языка, литературы и МХК МОУ Нижнебузулинской СОШ Пушкарева Н.С.

Живопись Англии на мировом небосклоне искусства отмечается эпизодическим развитием. В эпоху Просвещения мировое признание получила целая плеяда английских живописцев, в том числе Хогарт, Рейнолдс, Гейнсборо, Констебл. Вторая половина XVIII века стала вершиной портретной живописи Англии.

Уильям Хогарт (1697-1764) Основоположник критического и сатирического реализма. Сочинял «сериалы» – 6-8 полотен , связанные общим сюжетом, обличающие лицемерие, чванливость общества. Например, сериал «Модный брак»

Визит к шарлатану

Вскоре после свадьбы (Утро в доме молодых)

Дуэль и смерть графа

А также сериалы «Карьера проститутки», «Прилежание и ленность» и др. Художник издевается над теми, кого изображает. В работах прослеживается далеко не скрытая драматургия с печальным концом: «Мот в сумасшедшем доме»; « Дуэль и смерть графа» и «Смерть графини».

Особенности манеры Хогарта Изображает очень много деталей: герои, вещи, мелкие вещички, статуэтки, безделушки и т.д. Показывает состояние души героев По его картинам легко составить рассказ. В этом он сближается с творчеством русского художника Павла Федотова, а по стилю он близок Гоголю.

Творчество Хогарта относится к демократическому направлению, на своих полотнах он изображает представителей третьего сословия. Например, «Девушка с креветками» – это реалистический портрет, на котором прослеживается характер героини.

Творчество великих портретистов

Джошуа Рейнолдс (1723-1792)

Первый президент Британской академии художеств, приверженец политики, отличался изысканными манерами и остроумием. Входил в состав «сливок общества» и изображал его представителей. Его не удовлетворяли просто портреты, он изображает картины с использованием аллегории, иносказания , как и русский художник Левицкий.

Леди Кэролайн Скотт в виде ‘Зимы’

Миссис Сиддонс в виде музы трагедии

Изображает античных и мифологических героев

Самый обаятельный и одарённый художник Англии XVIII века. Родился в местечке Садбери в семье суконщика и рос беспечным и весёлым ребёнком, не очень усердствуя в приобретении знаний. Музыка и живопись – две страсти, две стихии, которые полностью завладели им. Он просто преуспел в этих видах искусства, но победила живопись, хотя музыку он не оставлял никогда – не зная нот, играл почти на всех известных тогда музыкальных инструментах .

Томас рано оставил дом — он был отправ-лен в Лондон, где учился у художника- гравёра, кроме этого, превосходной шко-лой для него стали коллекции картин, особенно популярного в то время голланд-ского художника Ван Дейка, украшавшие особняки английских аристократов, куда со временем он стал вхож.

Первыми моделями для него стали члены его семьи, друзья и их жёны. Влияние голландской школы живописи сказалось в том, что всё на его картинах тщательно выписано. Более всего он любил писать пейзажи, но жизнь заставляла писать портреты: их заказывали, за них платили. Поэтому при всей нелюбви к писанию портретов Гейнсборо создал их более 700. Особенно хороши его женские образы. В те времена в Англии был в моде определённый тип женской красоты: пышные волосы, розовые щёки, удлинённые линии тела.

Ллойд с сестрой

Портрет Сары Сиддонс В отличие от Рейнолдса, изобразившего актрису в образе музы трагедии, чопорной и манерной. Гейнсборо показал жи-вую женщину, уверен-ную и прекрасную.

Он пишет портреты аристократов и королевскую семью, что принесло ему большую славу. По сравнению с Рейнолдсом, он изображает портретируемых в более спокойных позах, они сдержанны, но поэтичны.

Утренняя прогулка. Молодая супружеская пара, изображённая художником, очень типична для этого периода. Благородные, красивые лица, изысканная одежда, деревья и кусты, словно окутанные дымкой, — всё здесь радует глаз и заставляет вспомнить французское рококо.

И даже сын торговца Джонатан Баттл, на портрете под названием «Мальчик в голубом» выглядит истинным аристократом.

Реалистический пейзаж в английской живописи

Джон Констебл (1776-1837)

Констебл родился на мельнице в Суффокле. Родная земля сделала из него художника. Он написал много портретов, при чём некоторые из них были удачны. Работа в качестве портретиста была для него практически важной: она давала средства к жизни. Но Констебл стремился стать «живописцем природы» и поэтому самостоятельно начал изучать деревья, поля, небо, море.

С 1802г. И до конца жизни он выставлял свои работы в Лондонской академии, но его картины ценили невысоко – отчасти из-за предубеждения, с которым тогда относились к пейзажу. Пейзажи Констебла носят лирический характер, он живёт в провинции и живописует её. Он писал: «Моё искусство можно обнаружить в любой тропинке». Особенности его манеры: не любил ярких красок, использовал приглушённый колорит.

Подведём итоги С живописью какой страны мы познакомились? Каких наиболее ярких её представителей вы можете назвать? Какой художник относится к демократическому направлению? Кому более по нраву было рисовать пейзажи и с 1802г. Выставлять их в Лондонской академии? Творчество каких художников явилось вершиной английской портретной живописи 2-ой половины XVIII века? Какие полотна этих художников заполнились и почему?

Читать еще:  Искусство - это игра. Alexander Daniloff

  • Пушкарева Наталья Сергеевна
  • Написать
  • 498
  • 19.12.2019

Номер материала: ДБ-868083

  • 19.12.2019
  • 147
  • 19.12.2019
  • 46
  • 19.12.2019
  • 41
  • 19.12.2019
  • 213
  • 19.12.2019
  • 66
  • 19.12.2019
  • 27
  • 19.12.2019
  • 38
  • 18.12.2019
  • 27

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Изобразительное искусство Британии. Anne Bradford

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Живопись Англии при Тюдорах. Гольбейн Painting in England under Tudors. Holbein

Новый период в английском искусстве и первое путешествие Гольбейна

В 1531 году закончился средневековый период в английском искусстве: церковный синод в Кентербери признал Генриха У111 главой церкви Англии, и протестантское государство отказалось от религиозной живописи. Моду на сцены из классической мифологии еще не привезли из Италии, и единственным жанром, в котором развивалась в эту эпоху национальная традиция, был портрет.

В 1532 году Генриху У111 и всей Англии судьба сделала неслыханный подарок: в Лондон приехал Гольбейн. Приехал, чтобы остаться тут навсегда.

Ганс Гольбейн-младший родился в Аусбурге в 14978 и учился там же и, до своего переезда в Базель в 1519 году, посетил северную Италию (в частности Ломбардию). Как Дюрер до него, в своем искусстве Гольбейн соединил черты итальянского и северного Ренессанса.
Художник был близок к кругу базельских гуманистов, таких, как Эразм (чьи работы он иллюстрировал) и Фробен, для которого он создал множество гравюр. Если бы не беспорядки, вызванные религиозной реформой в Базеле, которые вынудили его искать работу в Англии, он был бы, вероятно, великим религиозным художником. Но вышло так, что его зрелые работы были выполнены большей частью в жанре портрета, в котором он остается непревзойденным по выверенности композиции, глубине передачи характера модели и богатству и чистоте стиля.

В 1526 году, перед первым визитом в Англию, он написал маленькую «Венеру» и «Лаис» (обе в Базеле), которые показывают знакомство художника как с Леонардо, так и с Рафаэлем.

Лаис Коринфская
1526
Limewood, 34,6 x 26,8 cm
Kunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basle
Здесь в образе знаменитой куртизанки, взятом из классической литературы, запечатлена Магдалена Оффенбург.


Венера и Амур
1524-25
Limewood, 34,6 x 26,2 cm
Kunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basle

Осенью этого же года он прибыл в Англию, будучи наследником лучшей и благороднейшей из традиций европейского искусства.
Гольбейн приехал с письмом из Базеля от Эразма к его другу Томасу Мору. «Здесь, — говорит Эразм, — искусства покрываются коркой льда, он едет в Англию, дабы наскрести несколько золотых монет».
Романтический ореол первых лет царствования Генриха У111 (во всяком случае, для Эразма, который, вероятно, посоветовал Гольбейну совершить эту поездку) еще не развеялся: в это время ученик Эразма, лорд Маунтджой, наставник юного принца Генри, писал своему старому учителю (1509 год): «Нашего короля больше привлекает не золото, украшения или драгоценные металлы, но добродетель, слава и бессмертие». То, что столь радужные перспективы могут привести к весьма скромным результатам, казалось оптимисту Эразму невероятным, но Мор, отвечая другу, пишет: «Ваш художник – удивительный человек», — и добавляет, — «боюсь, что поездка не окажется столь плодотворной, как он надеялся». Так и случилось, но, тем не менее, здесь шансов найти заказчиков было больше, чем в Базеле.

Первая поездка продлилась только до весны или лета 1528 года, и патронами Гольбейна были члены той небольшой группы (самым известным из них был Мор), которая поддерживала связь с международным движением гуманизма: «Архиепископ Уорхэм», 1527 (Лувр), «Сэр Томас Мор» (1527, коллекция Фрика, Нью-Йорк), «Джон и Томас Годсэлви (1528, Дрезден), и астроном «Никлас Кратцер» (1528, Лувр).
Тогда же был написан знаменитый «Портрет Дамы со скворцом и белкой» (1527-8, Лондон).


Портрет Уильяма Уорхэма, архиепископа Кентерберийского
1527
Oil on oak, 82 x 67 cm
Musée du Louvre, Paris


Двойной портрет сэра Томаса Годсэлви и его сына Джона
1528
Resin tempera on oak, 35 x 36 cm
Gemäldegalerie, Dresden

Портрет Никласа Кратцера
1528
Tempera on oak, 83 x 67 cm
Musée du Louvre, Paris


Портрет Дамы со скворцом и белкой
1527-28
Oil on oak, 54 x 38,7 cm
National Gallery, London
Дама, изображенная на портрете, — предположительно Анна Эшби — жена сэра Фрэнсиса Лоуэлла из Восточного Харлинга (Норфолк). Белка здесь — не только домашний любимец, но и указание на герб Лоуэллов. Скворец — возможно, аллюзия на семейное поместье в Восточном Харлинге.
Портрет был заказан в честь рождения наследника весной 1526 года.

Шедевром этой поездки стала утерянная работа «Семья сэра Томаса Мора», написанная акварелью, эскиз к которой хранится в Базеле, а поздняя копия маслом – в аббатстве Ноустелл; семь сохранившихся портретных зарисовок находятся в Виндзоре. Эта группа рисунков по виртуозному владению техникой и глубине портретных характеристик превосходит схематичные и быстро выполненные более поздние работы Гольбейна.
Сэр Томас Мор, тогда лорд-канцлер, первое лицо государства, реформатор, автор «Утопии» (1516), был, ко всем своим достоинствам, замечательным отцом большого семейства.

Семья Томаса Мора (1526–7)
the Kunstmuseum Basel, Kupferstichkabinett
Pen and brush with black ink over chalk preparatory drawing on paper
389 x 524 mm


Элизабет Донсей (1526–7).
Коллекция королевы, Виндзор
Black and coloured chalks on paper
371 x 262 mm

Элизабет Донсей — вторая дочь Томаса Мора.


Джон Мор-младший (1526–7)
Коллекция Королевы, Виндзор
Black and coloured chalks on paper
383 x 284 mm
Джон Мор — единственный сын сэра Томаса Мора.
В 1529 г. женился на Анне Кресакр. После смерти Мора был ненадолго заключен в Тауэр


Анна Кресакр (1526–7)
Коллекция королевы, Виндзор
Black and coloured chalks on paper
375 x 268 mm
Анна Кресакр (1511–77) воспитывалась в семье Мора с 1512 года, после смерти своего отца, и в 1529 году стала женой Джона Мора-младшего.


Сесили Херон (1526–7)
Коллекция королевы, Виндзор
Black and coloured chalks on paper
384 x 283 mm
Сесили Херон, младшая дочь сэра Томаса Мора, была замужем за Жилем Херон. В 1540 году он был повешен за измену. Поза Сесили напоминает о портрете Чечилии Галлерани работы Леонардо (сейчас хранится в Кракове, Польша) и призвана скрыть ее беременность.


Сэр Джон Мор(1526–7)
Королевская Коллекция, Виндзор
Black and coloured chalks on paper
354 x 276 mm
Во время первой поездки Гольбейна в Англию адвокату сэру Джону Мору, отцу сэра Томаса Мора, было 75 лет. На картине он показан в своей судейской мантии, но здесь на нем отороченный мехом камзол. Рисунок демонстрирует виртуозное владение художником техникой: от быстрых зигзагов на мехе к мягким линиям волос и бровей.


Маргарет Гиггс (1526–7)
Королевская коллекция, Виндзор
Black and coloured chalks on paper
385 x 273 mm
Маргарет Гиггс — приемная дочь сэра Томаса Мора. В 1526 году вышла замуж за Джона Клемента, который вскоре стал придворным врачом.

Читать еще:  Испанский художник. Chelin Sanjuan

Группа портретов, написанных во время первого визита, более изысканна по манере письма и композиции, чем поздние работы, и не имеет наследников в английской живописи. В качестве эталона стиля можно взять портрет Томаса Мора.


Сэр Томас Мор
1527
Tempera on wood, 74,2 x 59 cm
Frick Collection, New York

За исключением работ Тициана, ничего подобного по благородству репрезентации модели не было создано в европейской портретной живописи эпохи, но средства, используемые художником – доминирование линии над цветом – абсолютная противоположность Тициану. Фигура выступает в ясно определенном пространстве, кубический объем которого намеренно уменьшен занавесом; черты лица, руки, осанка – все одинаково передает характер, и всей работе свойственна шекспировская глубина. Кажется, она создает цельный образ европейца. Сама зрелость стиля сделала подобные портреты редкостью для Англии, свойственной только кругу гуманистов, и, когда Гольбейн опять приехал в Лондон, его стиль стал менее изощренным.

The National Gallery Companion Guide. L., 1997
Waterhouse, Ellis. Painting in Britain, 1530-1790. L., 1997
Foister, Susan. Holbein in England. Exhibition catalogue (26 September 2006 -7 January 2007). L., 2006

Английский город Брэдфорд

Начавшийся во время промышленной революции бум изменил Брэдфорд (Bradford) от сельского поселения с шерстяной мануфактурой до загрязнённого индустриального города. В дни расцвета города в Викторианскую эпоху он был самым крупным в мире производителем одежды из камвольной ткани, линия его горизонта была отравлена чёрным дымом из труб фабрик, его холмы заполнились домами, стоящими впритык друг к другу, как в любом северном городе.

Современный Брэдфорд старательно вытравляет любые ассоциации с обветшавшим городом, и, хотя его ещё нельзя сравнить с соседним Лидсом по туристическим достопримечательностям Англии, он успешно стремиться к созданию собственного облика: планируется перестроить весь городской центр и сделать его городским парком и культурным кварталом. Национальный музей фотографии, кино и телевидения (National Museum of Photography, Film and Television) и близлежащая модельная деревня Солтейр (Saltaire) являются главными достопримечательностями Брэдфорда.

Обязательно посетите знаменитые брэдфордские дома карри (curry house) – любимые места тех, кто имеет корни на Индийском субконтиненте. Брэдфорд и его большая текстильная промышленность всегда были приманкой для иммигрантов: немецкие и еврейские торговцы, ирландские рабочие в XIX веке и значительное количество людей из Пакистана, Индии и Бангладеша в 1950-х и 1960-х годах приезжали сюда работать. Позднее они привезли сюда свои семьи, что сделало Брэдфорд практически самым мультикультурным центром в Англии после Лондона: люди с южноазиатским происхождением составляют около 18% общего населения города.

Прибытие, информация и питание в Брэдфорде

Поезда и автобусы прибывают на Брэдфорд Интерченж (Bradford Interchange) возле Бридж-стрит, немного на юг от центра города. Есть также более маленькая станция на Форстер-сквер (Forster Square), идти через город, для поездов до Кейли (на Хауорт). Туристическое бюро (понедельник 10.00-17.00, вторник-суббота 9.30-17.00) расположено в городской Ратуше на Сентинэри-сквер, в 3 минутах пути, который обозначен, от Интерченж или в 5 минутах от Форстер-сквер. Главное событие года – Брэдфорд Мела, двухдневный праздник искусств, культуры, кухни и спорта Индийского субконтинента, который проходит в июне и июле.

Рестораны Брэдфорда

1). Ресторан Akbar’s – Шумный, элитный дом балти (азиатское блюдо), расположенный на восток от Брэдфорда, на Лидс-роуд, в Торнбери, на машине это близко. Цены умеренные. Местонахождение: 1276-1287 Leeds Road;

2). Ресторан Kashmir – В двух минутах по дороге, которая проходит между театром Альгамбра и национальным музеем, находится первый дом карри в Брэдфорде. Подобно многим другим в городе, он не лицензирован, но вы можете принести собственную выпивку. Открыто до 3.00. Недорого. Местонахождение: 27 Morley Street;

3). Ресторан Mumtaz – Просторный современный ресторан, где можно купить блюдо по весу – 220 грамм или 440 грамм, более крупная порция подаётся в два этапа – а сладкий ласси просто легендарен. Алкоголь не допускается, находится в 20 минутах ходьбы от университета, но вы не будете разочарованы. Открыто до полуночи, недорого. Местонахождение: 386-400 Great Horton Road.

Достопримечательности Брэдфорда

Главное место в центре города – Сентинэри-сквер (Centenary Square), которое увековечило не основание города – «брод форд» был известен до прибытия римлян, – но сотую годовщину пожалования хартии города королевой Викторией в 1897 году. Городская Ратуша (City Hall) позади него громко заявляет о своих викторианских полномочиях, это работа местных архитекторов Локвуда и Моусона, которые также дали Брэдфорду Сент-Джордж Холл (Saint George’s Hall), неоклассическое экстравагантное здание на Бридж-стрит, которое всё ещё используется как концертный зал.

Эдвардианские аудитории позднее стали группироваться вокруг завершающегося минаретом театра Альгамбра (Alhambra Theatre), который находится напротив Принсесс-уэй (Princes Way), он также великолепно реставрирован. Прямо напротив от этого места, на подъёме, находится Национальный музей фотографии, кино и телевидения (National Museum of Photography, Film and Television) (вторник-воскресенье 10.00-18.00; бесплатно), один из самых посещаемых национальных музеев вне Лондона, который расположился вокруг самых больших киноэкранов в Британии, где ежедневно показывают фильмы IMAX и 3D.

Сам музей переполнен мемориальными вещами и аппаратурой, включая самые большие объективы в мире, первый пример движущихся картинок и другие исключительные вещи. Выставки посвящены каждому нюансу кино и телевидения, включая такие темы, как цифровое изображение, свет и оптика, компьютерная анимация, делаются также зигзаги в механику рекламирования и новые приобретения – есть даже архив классического британского ТВ, где можно делать поиск. Кинотеатр Пикчервилль (Pictureville) в музее имеет круглогодичный репертуар и программу (фильмы от 5 £) и принимает у себя несколько крупных кинофестивалей, например Брэдфордский кинофестиваль в марте и Bite the Mango в сентябре.

Если вернуться назад, напротив Сентинэри-сквер, пешая прогулка проходит мимо здания шерстяной биржи (Wool Exchange) венецианской готики и идёт на Маркет-стрит, давая полное представление о богатстве Брэдфорда в XIX веке. Здание теперь практически полностью занято Уотерстонс, его главный зал заполнен книгами, над ним возвышается статуя Ричарда Гобдена, государственного мужа и экономиста, который провёл кампанию (1838-1846 годы) против ограничительных Зерновых законов. Дальше на восток, на север от Лидс-роуд, тесная сетка улиц, называемая Маленькая Германия (Little Germany), сохраняет анклав зданий складов и офисов, где переселившиеся сюда торговцы – немцы и евреи – вели свою торговлю шерстью.

Чтобы ещё лучше понять, что делало город раньше примечательным, посетите Брэдфордский индустриальный музей (Bradford Industrial Museum) (вторник-суббота 10.00-17.00, воскресенье 12.00-17.00; бесплатно), который является старой викторианской фабрикой на берегу болота и находится на Мурсайд-роуд (Moorside Road) в Экклсхилл, в 3 милях на северо-восток от центра. Выставки и особые мероприятия документируют промышленное наследие города, показывая работающие машины текстильной промышленности, сохранившиеся примеры прежних коттеджей рабочих и тяжеловозов, которые тянули разные виды винтажных трамваев и автобусов. Автобус № 896 идёт из Брэдфорда до музея (кроме воскресенья).

Окрестности Брэдфорда (деревня Солтейр)

В трёх милях от Брэдфорда по направлению к Кейли, вдоль трассы А-650 на север, никто не упустит возможности заехать в Солтейр (Saltaire), модель индустриальной деревни и текстильной фабрики, построенной промышленником сэром Титусом Солтом. Поезда до вокзала Солтейр идут от Брэдфорд Форстер-сквер, или садитесь на автобус № 679 от Брэдфорд Интерченж, который останавливается в деревне Солтейр.

Деревня (там всё ещё живут люди) является идеально защищённым местом площадью 25 акров, в котором реализована точка зрения и промышленная утопия одного человека. Солтейр был построен между 1851 и 1876 годами в стиле итальянского Ренессанса, об этом периоде напоминает явное сходство с Британией XIX века, поскольку культурные и социальные успехи в обеих эрах стали возможны благодаря коммерческой деловой хватке текстильных баронов. Фабрика Солта (Salt’s Mill) по размерам больше, чем собор Святого Павла в Лондоне, была самой большой фабрикой в мире, когда она открылась в 1853 году.

Читать еще:  Искаженные фигуры. Mattias Sammekull

Фабрика была окружена школами, больницами, вокзалом, парками, банями и прачечными, плюс 45 приютов для престарелых и примерно 850 домов. При всей филантропической прыти Солта, схема была весьма патерналистской: из 22 улиц деревни, например, – кроме Виктория-стрит и Альберт-стрит – были названы по имени членов его семьи. Кроме того, по прихоти хозяина церковь была закончена первой из общественных зданий, и самое характерное – в деревне не было ни одного паба.

Фабрика Солта остаётся центром притяжения всей деревни, фокусом которого является галерея 1853 (1853 gallery) (ежедневно 10.00-17.30/18.00; бесплатно), три этажа отданы самой большой ретроспективной коллекции в мире работ родившегося в Брэдфорде Дэвида Хокни. Там есть магазины, где продаются изделия искусства, ремёсел и мебели, где можно побродить, плюс Salt’s Diner на втором этаже, с его логотипом, меню и глиняной посудой, созданными Хокни, и более роскошным Cafe Opera на третьем этаже.

10 шедевров Британского музея: от рукописей до гравюр

1. «Алмазная сутра» («Ваджраччхедика Праджняпарамита сутра», или «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества как удар молнии») – один из основополагающих текстов в буддизме. В древнем манускрипте, который выкупил археолог Марк Стейн у китайского отшельника в начале XX века, содержится описание поведения, мыслей, речей тех, кто встал на путь просветления (путь «бодхисаттв»). Свиток длиной 4,8 метров является первым образцом печатной книги и датируется 868 годом до н.э.

2. Единственный в мире экземпляр рукописи англосаксонской поэмы «Беовульф». Действие эпоса разворачивается в Скандинавии, где страшное чудовище Грендель нападает на племя данов. Военачальник Беовульф в одиночку сражается с чудовищем и побеждает его, после чего из морской пучины восстает мать Гренделя и начинает мстить воину. Этот эпос «варварских народов» Европы, созданный в 8 веке н.э., состоит из более чем трех тысяч строк текста на древнеанглийском языке — произведение является самым длинным в англосаксонской литературе.

3. Розеттский камень (название дано в честь египетского города Розетта, возле которого он был обнаружен в 1799 году). По сути, эта реликвия представляет из себя каменную плиту с начертанными на ней идентичными текстами на трех языках – древнегреческом, древнеегипетскими иероглифами и древнеегипетским демотическим письмом (одним из поздних форм древнеегипетского языка). На камне выбита благодарственная надпись, адресованная египетскому монарху Птолемею V Эпифану. Благодаря этой находке лингвистам удалось положить начало расшифровке египетских иероглифов — идентичный текст сопоставили на уже известном в то время древнегреческом языке с египетскими символами.

4. Моаи с острова Пасхи. Один из символов чилийского острова Пасхи — каменный дольмен из твердого базальта и муджиерита теперь является жемчужиной коллекции Британского музея. История каменных «истуканов» острова Пасхи гласит, что они были изготовлены полинезийскими племенами где-то между 1250 и 1500 гг. н.э. По представлениям историков и археологов, моаи могли обозначать погибших родственников или символизировать глав кланов полинезийских племен. На сегодняшний день было раскопано 887 статуй, средняя высота их составляет 3-5 метров, вес – около 5 тонн, но есть среди находок и более крупные образцы – высотой 21 м, а весом 270 тонн.

5. Мраморы Элгина (Эльджина). Коллекция скульптурных фризов, когда-то украшавших греческий Акрополь, была вывезена в Великобританию в начале XIX века английским послом лордом Элгиным. Сегодня в британском музее можно увидеть статуи, украшавшие афинский Парфенон, часть рельефного фриза «Панафинейская процессия», фризы храма Бескрылой Победы в Афинах, статую Диониса и другие образцы древнегреческого искусства. Вокруг этого собрания не утихают споры — Греция настаивает на возвращении уникальных экспонатов на историческую родину, тогда как Британский музей ссылается на легитимность нахождения экспонатов в музее, в соответствии с документами об их покупке у Турецкого правительства в 1802 году (тогда Греция входила в состав Турции).

6. 347 страниц Синайского кодекса Библии. Т.н. «Синайский кодекс» или список Библии с полным текстом Нового Завета и неполным – Ветхого, был обнаружен немецким ученым-исследователем в Синайском монастыре (Египет) в 1844 году. Сегодня Синайский кодекс признан древнейшей рукописью Библии, которая была создана в IV веке н.э. Кодекс состоит из нескольких частей, некоторые фрагменты до сих пор не найдены. В конце XIX века рукописи Ветхого и Нового Завета Синайского кодекса попали в Российскую Империю – после долгих переговоров русским послам удалось выкупить их у синайских монахов. В 1933 году советское правительство по личному распоряжению Иосифа Сталина продало практически весь Кодекс Британскому музею за 100 тысяч фунтов стерлингов. В настоящее время в России остались лишь несколько страниц Кодекса, которые хранятся в одном из музеев Санкт-Петербурга.

7. Библиотека Ашшурбанипала. Около 25 тысяч глиняных табличек с клинописными текстами – крупнейшее собрание текстов древней Месопотамии. Библиотека создавалась в течение 25 лет по приказу царя Ассирии Ашшурбанипала в VII веке до н.э. По приказу монарха многочисленные писцы отправлялись в разные регионы страны и делали копии всех текстов, которые они встречали на своем пути. Кроме того, создавались копии и всех храмовых архивов, которые затем пересылались в столицу Ассирии Ниневию. Сегодня вся найденная археологами коллекция хранится в Британском музее — она была вывезена частями в конце XIX века с территории Ирака.

8. Гравюры и графика Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта и Дюрера. В Британском музее содержится более 570 тысяч экспонатов графики и гравюр легендарных художников, среди которых: автор росписи Сикстинской капеллы Микеланджело Буонарроти; Альбрехт Дюрер — величайший западноевропейский мастер живописи и гравюр; Рафаэль Санти, написавший самую известную из «мадонн» — «Сикстинскую мадонну»; голландский мастер «человеческих переживаний» и потрясающий рисовальщик Рембрандт ван Рейн и др.

9. Графика и рукописи Леонардо да Винчи. Гениальный итальянский живописец, скульптор, ученый, писатель, изобретатель и архитектор Леонардо да Винчи оставил после себя колоссальное культурное и научное наследие. В Британском музее хранится 20 листов графики да Винчи (в том числе, «Изабелла д’Эсте» — рисунок сангиной и профиль воина), а также рукописные тексты известного итальянца, например, Кодекс Арунделла — записи об исследованиях в области геометрии и архитектуры и его личная записная книжка, датированная 1478-1518 гг.

10. Уникальная коллекция монет. Нумизматическое собрание Британского музея образовалось одновременно с открытием самого музея – в 1753 году. Ядро коллекции составляют собрания монет английских антикваров Роберта Коттона и Хенса Слоуна, а также поступившие через некоторое время коллекция британского короля Георга IV и Английского банка. Сегодня в Британском музее хранится 85 тысяч древнегреческих, 84 тысячи римских, 76 тысяч европейских и 71 тысяча мусульманских, индийских и дальневосточных монет.

Читальный зал

Читальный зал Британского музея заслуживает отдельного пункта в списке шедевров музея. Удивительной конструкции круглый зал с неоренессансной отделкой и крытым стеклянным куполом поражает своими размерами. Когда-то в стенах этого зала работали Карл Маркс, Владимир Ленин, Махатма Ганди, Герберт Уэллс и другие известные личности. В этом зале снимал свой фильм «Шантаж» Альфред Хичкок, именно здесь разворачивался сюжет британского фильма ужасов «Ночь демона» 1957 года. Сегодня войти в читальный зал могут только профессиональные исследователи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector