Изобразительное искусство Индии. Vinayak Deshmukh

Изобразительное искусство Индии. Vinayak Deshmukh

Изобразительное искусство Индии. Vinayak Deshmukh

Индийская живопись
Традиция живописи на Индийском субконтиненте уходит корнями в далекое прошлое. Доказательствами высокого мастерства индийских художников служат сохранившиеся до нашего времени фрески в пещерах Аджанты и Эллоры, буддистские манускрипты на пальмовых листьях, миниатюрная живопись могольской и раджпутской школы и многое др.
Посредством рисунка индийское классическое живописное искусство выражает радостность жизни, щедрость ее даров, религиозные чувства и торжество духовного совершенства. Характерной чертой индийской живописи является отсутствие в ней, в отличии от европейской, темы трагичности.
Индийское классическое изобразительное искусство можно условно разделить на два вида: на настенную живопись (фрески) и на миниатюру. Со временем эти виды развились в смесь различных стилей, влиявших один на другой. К примеру, от пещерной настенной живописи впоследствии возникает индийская храмовая настенная роспись.

Пещерные (наскальные) фрески
История наскальной живописи Индийского полуострова восходит ко II тысячелетию до н. э. Ярким примером этого могут служить пещерные фрески Багха, Ситтанавасала. Отдельного внимания заслуживают фрески Аджанты и Эллоры, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющие собой сокровищницу древнего художественного искусства.

Пещеры Аджанты (Ajanta), датируемые II в. до н.э. — V в. н.э., когда-то были обителью буддистских монахов. Позже, покинутые, как считается, во времена расцвета Эллоры, они были забыты вплоть до 1819 г. Обнаруженные по случайности британским охотничьим отрядом, пещеры открыли миру высшее художественное мастерство древней Индии. В пещерах находится множество великолепных фресок, написанных темперой. Отреставрированные в 20-х годах ХХ столетия фрески Аджанты демонстрируют истории из жизни Будды, а также царственных персон и окружения. Сегодня наскальная живопись Аджанты признана историческим наследием и культурным достоянием Индии.


Настенная роспись Аджанты


Падмапани Бодхисаттва (Аджанта)

В пещерном храмовом комплексе Эллоры (Ellora) наскальные фрески сохранились в основном в храме Кайласа. Одни из них изображают бога Вишну и его супругу Лакшми, другие — небесных куртизанок апсар, а также риши — святых мудрецов.


Фрески Эллоры

Высеченные в скале пещеры Багх (Bagh), расположенные в штате Мадхья-Прадеш, славятся своей настенной живописью. Согласно легенде, эти пещеры были основаны буддистским монахом Датакой. Ранее считалось, что пещеры Багх датируются VII в. н. э., но найденные в них настенные надписи указывают на то, что пещеры были созданы в период с IV по VI в. н.э.
В X в. с упадком буддизма пещеры были заброшены, но в 1982 г. их отреставрировали. Самые знаменитые фрески Багха выполнены темперой.


Багх


Фрески Багха

Пещера Ситтанавасал (Sittanavasal/Chithannavasal) — это прекрасный пример наскальной живописи средневековой Индии, расположенный в штате Тамил-Наду. Пещера представляет собой вырезанный в скале джайнийский храм-монастырь, известный как Аривар Койл (Arivar Koil), датируемый VII-IX вв. н.тэ. Он примечателен своими фресками, которые были написаны растительными и минеральными красками на нанесённой тонким слоем мокрой штукатурке. На стенах изображены прекрасный лотосовый пруд, танцующие фигуры людей, животные, птицы.


Ситтанавасала


Фрески Ситтанавасала


Фрески Ситтанавасала

Индийская миниатюра

Миниатюра — это изящный вид живописи Индийского субконтинента. Изюминкой этого искусства является сложная и деликатная манера письма. Краски для написания миниатюр традиционно делали из натуральных материалов: минералов, растений, драгоценных камней, золота, серебра, раковин моллюсков. Написание миниатюрных картин является очень сложным, кропотливым искусством, где без внимания не остается ни одна из деталей.

Восточно-индийская школа миниатюрной живописи XIXII вв.
Школа живописи Пала
Самые ранние экземпляры индийской миниатюры относятся к периоду правления буддистской империи Пала, охватывавшей территории современных Зап. Бенгалии, Бангладеша и Бихара. Миниатюры Пала представляют собой иллюстрации к религиозным буддистским манускриптам, датируемым XI-XII вв. Стиль школы Пала — это искусные изящные линии, приглушенные тона, умелое моделирование фигур, использование натуральных красок. Этот натуралистический стиль напоминает идеально отлитые формы бронзовых скульптур и перекликается с фресками Аджанты. Школа Пала уделяет особое внимание символическому использованию цвета в картинах, заимствованному из тантризма.


Бодхисаттва Майтрея (Пала)


Мамаки (Пала)


Херука (Пала)

Западно-индийская школа миниатюрной живописи XIIXVI вв.
Джайнская миниатюра
Западно-индийский стиль миниатюрной живописи развился и доминировал на территориях Гуджарата, Раджастана и Мальвы. Одной из движущих сил творчества в этом регионе, на тот период времени, был джайнизм, покровительствовали которому с середины X в. до конца XIII в. правители династии Чалукьев. Огромное количество религиозной джайнийской литературы широко использовалось среди знати и богатых купцов того времени. Множество из этих манускриптов хранятся сегодня в джайнийских книгохранилищах (Бхандара/Bhandara) во многих местах Западной Индии. Рисунки в этих рукописях сильно стилизованны и искаженны. Акцент в джайнской миниатюре делается на несоразмерность частей тела, глаз, бедер и груди, на их существенное преувеличение. Джайнская школа мниатюрной живописи уделяет особое внимание чистым цветам, тяжелым золотым контурам и минимизации одежды.
Начиная с XV в. на западно-индийскую школу живописи начинает оказывать влияние персидский стиль изобразительного искусства. Об этом свидетельствуют присущие персидской живописи типы лиц на картинах, формы цветущих деревьев, присутствие сцен охоты, трава растущая пучками, небеса и облака. Особенно заметно это влияние в использовании ультрамаринового и золотого цветов, преобладающих в изобразительном искусстве Персии. Ранними примерами персидской живописи в Индии являлись иллюстрированные манускрипты, многие из которых копировались и постепенно распространялись по всему Индостану.


Бахубали (Джайнская миниатюра)

Могольская школа миниатюрной живописи
Могольская миниатюрная живопись отражает сочетание индийского и персидского стилей. Как искусство она возникла в период правления могольского императора Хумаюна (1530-1540 гг.; 1555-1556 гг.). Вернувшийся в Индию из Персии, где он находился в изгнании, Хумаюн привез с собой двух персидских художников, положивших начало развитию могольской миниатюрной живописи. Со временем персидская живопись, впитавшая местные традиций, сформировала свой характерный стиль. Основной тематикой могольской миниатюры являются сцены охоты, боя, сцены из придворной жизни, моменты из легендарных историй, природный ландшафт, изображения животных и портреты.


Джахангир

Nova Deep Trip

четверг, 29 июня 2017 г.

История искусств. Лекция 12: Искусство Древней Индии

Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. На протяжении этого времени многочисленные народы, населяющие территорию Индии, создали высокохудожественные произведения литературы и искусства. Многие из этих произведений относятся к древнему периоду истории Индии, охватывающему промежуток времени с 3 тысячелетия до н.э. по 5 в. н.э. В географическом отношении Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек Инда и Ганга и примыкающие к ним области. В северной части Индии, в плодородных долинах больших рек главным образом и развивалась культура Древней Индии.

Читать еще:  Искусство - это игра. Alexander Daniloff

Культура Древней Индии начала складываться уже в 3 тысячелетии до н.э., в период разложения первобытно-общинного строя и становления классового общества. Как и в других странах Древнего Востока, в Индии процесс формирования рабовладельческого строя шел медленно. Пережитки первобытно-общинных отношений в Индии сохранились вплоть до средних веков.

Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. В изобразительных искусствах и архитектуре Индии (особенно в первые века н.э.) проявились черты связи с искусством Древней Греции, а также с искусством стран Средней Азии; последние в свою очередь восприняли многие достижения индийской культуры.

Первые известные произведения индийского искусства относятся к периоду неолита. Археологические находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие к 2500 — 1500 гг. до н.э.; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку. Общество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений. Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами.

Раскопками, начатыми в 1921 г., открыты города со строгой планировкой улиц, которые тянулись параллельно с востока на запад и с севера на юг. Города обносились стенами, здания строились высотой в 2 — 3 этажа, из обожженного кирпича, штукатурились глиной и гипсом. Сохранились развалины дворцов, общественных зданий и бассейны для религиозных омовений; система водостоков этих городов была самой совершенной в Древнем мире.

Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе. Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии времени Шумера и Аккада, с которыми, по-видимому, Древняя Индия была связана торговыми отношениями. Изображения, вырезанные на печатях, чрезвычайно напоминают шумерийского мифологического героя Гильгамеша, борющегося со зверями. С другой стороны, в них уже наметились многие иконографические черты, развитые в дальнейшем в искусстве Индии.

Индия. Искусство Индии. Искусство древней Индии

Каждая эпоха уникальна своей особенной культурой. Точно так же и искусство Индии постоянно менялось на протяжении многих веков. В этой стране развивались такие виды искусства, как живопись, архитектура и скульптура.

Становление искусства в стране Индия

Искусство Индии берет свое начало с доисторических наскальных рисунков. В целом, элементы индийской культуры являются чистым отражением ментальных установок этой страны, что делает их в большей степени интроспективными. Одной из них становится идея йоги о важности отрешения от всех отвлекающих внешних воздействий и мимолетных эмоций. Поэтому окружающая действительность играет второстепенную роль в стране Индия. Искусство Индии отличается тем, что основное внимание в иконографии уделяется религиозному и метафизическому, даже в том случае, когда в орнаментах, костюмах и т. д. заимствуются элементы современной жизни.

Особенности изображения окружающего мира

Вопрос об окружающей среде следует рассмотреть в контексте эстетики этой страны, которая не приемлет поверхностного натурализма, реалистичности или иллюзий. Что действительно имеет значение, так это «создание правды», которая предполагает идеальные пропорции. Искусство средневековой Индии очень простое, потому что сама природа создана сложной и разумной, и только благодаря знакам и символам стало возможным ее выражать. Вот почему символы здесь играют решающую роль. Простота с этой точки зрения не несет никакого уничижительного смысла, что можно было наблюдать в декадентском искусстве. Она сводится к развитию ряда приемов для выражения истинного значения предметов или объектов, которые художник и скульптор запечатлели.

Способы изображения окружающей действительности в искусстве всегда в большей или меньшей степени отражают современные взгляды той или иной эпохи. Здесь мы не говорим о перспективе, но приемы и средства, служащие для передачи идей зрителям, которые в разные периоды времени отличались, с эстетической точки зрения не имели каких-либо преимуществ над другими в стране Индия. Искусство Индии часто очень символическое, особенно в плане передачи природы вещей.

Искусство II в. до н.э. — III в н.э

В древнем искусстве, в период II в. до н.э. — III в н.э., можно обнаружить определенный акцент на социальной среде. Такие художники, как, например, Амаравати, пытались возразить против окружающей действительности. В своих поисках через символы они стремились представить не только эпизоды из жизни Будды, но также, например, поклонение Якша и деревьям, что было очень распространено среди народа в тот период. Но не все искусство древней Индии было посвящено аспектам повседневной жизни. Художники всегда стремятся подчеркнуть то, что внешние явления природы могут вызвать лишь ограниченные чувства. Природа, по их мнению, богата глубокими символическими значениями. Искусство древней Индии богато следами космологии, которые невозможно понять без обращения к древней индийской литературе. Такие особенности можно встретить вплоть до VI века в росписях Аджанты и Баг.

Индийская культура VI — X вв.

С началом эпохи Гупта начали появляться новые элементы. Художники потеряли интерес к человеку, но начали проявлять его к богам и их среде обитания. И даже при таком смещении акцентов они все же уделяли внимание обыденности, хотя и в меньшей степени. Изображение природы стало носить более стереотипный характер. В написанной в этот период Вишну-дхармоттара-пуране можно найти специальный раздел, посвященный живописи, где говорится о том, как должны соблюдаться условности. В последующие столетия в искусстве мы можем наблюдать в основном только темы, посвященные богам, и совсем мало — текущей в ту пору жизни.

Искусство X — XIV вв.

После 10 века в индийской живописи, так же как и в буддистских манускриптах, можно встретить очень мало элементов природы и современной жизни. Игнорируя окружающее, художники концентрировались исключительно на буддистских богах, богинях и Мандалах. Так как в своем распоряжении они обладали ограниченным пространством, то живописцы довольствовались изображением богов и богинь. Это наполняет рукописи, которые они иллюстрировали, магической силой, делает их объектом преклонения почитателей в стране Индия. Искусство Индии очень самобытно. Единственными внешними влияниями, с которыми считались художники, были убеждения тантрического буддизма. Их не волновали ни природа, ни социальные условия того периода.

Искусство Индии XIV — XVI вв.

К концу 14 века художники стали немного более заинтересованы в темах окружающей социальной жизни. В их работах можно заметить проявление мусульманских стереотипов в изображении всех иноземцев, которые фигурировали в них. Это говорит о том, что они имели определенные мнения о турках, которые в тот период управляли северной и западной частями Индии. В их работах ландшафты изображались как отдельная часть композиции, а не только как фон к конкретным сценам.

Читать еще:  Динамика, "скрытая" внутри статичной фигуры. Nata Zaikina

Изобразительное искусство Индии дает гораздо более наглядное представление о жизни людей, чем какие-либо другие литературные источники того времени. В 16 веке все еще сохранялась эта заинтересованность. Здесь впервые появляются, например, изображения конкретных жителей сельской местности, земледельцев и пастухов, а также женщин, вовлеченных в ежедневный домашний быт. Природа также стала представлена гораздо шире, появились полномасштабные иллюстрации лесов и диких животных. Искусство Индии стало наполняться новыми смыслами.

Искусство древней Индии

Индия в древности считалась страной чудес, несметных природных богатств, замечательных ремесленных изделий. Оттуда вывозили дорогие пряности, драгоценные камни, красивые изделия из слоновой кости, самую прочную булатную сталь, лучшие краски, среди них синюю—индиго. Но больше всего ценились индийские ткани из хлопка, их называли «сотканный воздух», «струящаяся вода» — так тонки и прозрачны они были!

Далекая сказочная Индия привлекала завоевателей, торговцев и путешественников.

Греки, побывавшие в Индии в IV в. до н. э., рассказывали, что в столице государства Магадхи — г. Паталипутре (что означает «Сын цветка») они видели удивительные чудеса. Колонны царского дворца были обвиты золотыми виноградными лозами, а среди них сидели очаровательные птички из серебра. Дворец стоял в густом парке, спускавшемся к могучему Гангу. В парке гуляли прирученные павлины и фазаны, порхали стайки попугаев. В водоемах плавали огромные ручные рыбы.

Поразительна была и роскошь царских праздничных выездов. Махараджу везли в золотом паланкине, украшенном нитями жемчуга. Его одежда, вышитая золотыми и пурпуровыми нитями, ослепительно сверкала. Процессия приближенных и телохранителей несла и везла золотые и медные сосуды, унизанные драгоценными камнями, большие ветви и даже целые деревья, на которых сидели звонкоголосые птицы. Слуги вели ручных леопардов. Шли. многочисленные слоны в попонах, украшенных золотом и серебром, ехали колесницы, запряженные четверками лошадей.

Город был окружен широким и глубоким рвом, по которому могли плавать суда. Над рвом поднималась стена с 64 воротами и 570 боевыми башнями.

Город был построен из дерева. Влажный индийский климат, пышная растительность, а также иноземные завоеватели постепенно уничтожили старинные деревянные строения, сказочная красота которых так удивила греческого посла Мегасфена.

В III в. до н. э. при могущественном царе Ашоке, когда почти весь Индостан и ряд соседних стран были объединены в гигантскую империю, начался расцвет строительства, культуры и искусства. От времен Ашоки (273—232 гг. до н. э.) сохранились сооружения из камня: отдельные колонны со скульптурными изображениями на них, небольшие храмы, высеченные в скалах, и погребальные памятники — ступы.

Ступы строились в виде полушария и окружались оградой с четырьмя воротами. В ступах хранили урны с пеплом сожженных умерших людей или какие-нибудь священные предметы.

Самая известная и большая ступа находится в Центральной Индии, в Санчи. Это полусфера высотой с четырехэтажный дом. Раньше ее поверхность была облицована каменными плитами со скульптурным изображением. И хотя большинство рельефов на воротах ступы передает сцены из преданий буддизма, древние скульпторы черпали материал из окружающей их жизни. Вот стадо могучих великанов джунглей — слонов отдыхает в палящий зной под тенью деревьев. А вот сцена осады укрепленного города. Мы видим боевые колесницы, лучников, слонов. В другом месте прекрасно переданы архитектура жилых домов и облик жителей. В этих произведениях искусства чувствуется любовь художников к родной стране, к ее изобильной могучей природе, к своему народу.

Самая знаменитая древняя скульптура Индии — капитель двухметровой высоты от каменной колонны, поставленной по велению Ашоки в г. Сарнатхе. Капитель изваяна в виде четырех львов, как бы сросшихся спинами.

В те времена было очень развито ювелирное искусство, требовавшее от мастера умения производить тщательную полировку драгоценных камней. При Ашоке искусно полировались и сооружения из камня. Колонна, увенчивавшаяся капителью со львами, весила 50 тонн. По отзыву паломника-китайца, вся она «блестела и сверкала, как свет!»

При Ашоке начали высекать пещерные храмы и кельи для отшельников. Одна из таких пещер (I в. до н. э.) находится в Западной Индии, в Карли. Входящий видит один продолговатый зал, вдоль него два ряда мощных колонн. На дальнем конце зала высечена небольшая ступа. Капители колонн изваяны в виде людей, сидящих на коленопреклоненных слонах. И все это вырублено и вырезано из цельного массива скалы!

В Северо-Западной Индии (в районе Гандхары) найдены прекрасные образцы скульптуры, созданные в I в. н. э. и позднее.

Это главным образом изображения Будды. Гандхарская скульптура сильно отличается от скульптуры других областей Индии того времени. Здесь заметно влияние греческого и римского искусства. Фигура стоящего Будды напоминает позой и одеждой статуи римских императоров, философов или богов. Только лицо у него индийского типа. Эти статуи были изваяны греческими мастерами, которых пригласили местные правители Кушаны, чтобы впервые изобразить Будду в облике человека. Раньше Будда изображался в виде различных символов.

Индийские мастера, работавшие вместе с греческими, стали делать изваяния Будды в соответствии с представлениями своего народа. Созданные ими фигуры сидящего Будды со скрещенными и поджатыми ногами напоминают своей позой изображения отшельников и философов древней Индии.

Последний великий взлет древнего искусства Индии был в V—VI вв., когда на севере страны процветало могущественное государство, управляемое царями династии Гупта.

В это время создавалось много каменных построек, пещерных храмов и монастырей. Самое знаменитое место, где более 2 тыс. лет назад жили буддийские монахи и где сохранилось 29 пещер, — Аджанта в Центральной Индии. Здесь не только проповедовалось учение буддизма, но и изучались многие науки. В Аджанте были покрыты чудесными росписями все свободные от скульптуры и резьбы места на стенах и потолках. Многие стенописи сохранились.

Росписи Аджанты — это наглядная энциклопедия древнеиндийской жизни. Не знаешь, чем больше восхищаться: живыми сценами народного быта, животными, птицами и растениями, изображенными особенно искусно, или очарованием красочных сочетаний, плавных контуров фигур, выразительными жестами и движениями людей. Можно без конца любоваться этими стенописями и изучать по ним жизнь древней Индии.

В одной сцене изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в клетках, играющих детей, среди которых и маленький Будда.

В другом месте перед нами молодая женщина на качелях. С ней беседует только что примчавшийся на коне всадник. Фигуры людей полуобнажены — в те времена в Индии носили очень легкие одежды, но одевали много драгоценных украшений. Как хорошо видны на росписи прозрачность ткани и украшения, оттеняющие смуглую кожу! Радостное восприятие мира и любовь к жизни, к человеку и всей природе— отличительная черта великого искусства Аджанты.

Читать еще:  Интимная красота. Viola Kunst

Когда рабовладельческий строй в Индии сменился феодальным, усилилась власть касты жрецов, стремящихся с помощью искусства проповедовать религиозное учение о высших силах мира. Сильно изменилась скульптура Индии. В пещерном храме VIII в. на «Острове Слона» близ г. Бомбея высечен бюст трехглавого божества Шивы. Это гигант почти шестиметровой высоты! На головах Шивы короны со змеями, украшенные драгоценностями.

На юге в это время получили особое распространение отлитые из металла статуэтки Шивы, у которого, правда, одна голова, но зато четыре руки. Шива изображен вечно танцующим. Это — олицетворение религиозного учения о том, что Вселенная вечно движется, а Шива — ее сила. В древнем искусстве божества изображались более похожими на обыкновенных людей.

В искусстве появились и другие важные особенности: храмы стали украшать тысячами скульптурных изображений, которых было гораздо меньше в древности. Среди религиозных скульптур народные мастера могли теперь высекать сцены из жизни людей.

Храмы на севере стали высокими, со вздымающимися крутыми надстройками — башнями. А на юге их крыши делали совсем плоскими или в виде ступенчатой усеченной пирамиды.

В XV в., когда в Индии побывал Афанасий Никитин, он увидел много совсем иных построек. Это были мавзолеи и мечети — храмы новой мусульманской религии Индии. Последователям этой религии — мусульманам запрещалось изображать людей и божества. Поэтому их архитектура была лишена скульптуры. Особенную прелесть мусульманским зданиям придавали стройные купола, башенки-минареты, стрельчатые арки.

И в наши дни славится огромный беломраморный мавзолей Тадж-Махал в Агре (1650). Когда пылает солнце, купол мавзолея похож на «облачко, отдыхающее на воздушном троне» — так говорят индийцы. А при лунном свете сказочно прекрасное здание очаровывает зеленоватым сиянием.

Многим советским зрителям эта жемчужина индийской архитектуры знакома по картине художника Верещагина, находящейся в Третьяковской галерее. Тадж-Махал — гордость народа Индии, создавшего своеобразное, полное фантазии и красоты, жизнерадостное искусство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Искусство Индии

С глубокой древности разрабатывались в Индии принципы воплощения в пластических конкретно-чувственных образах людей и антропоморфных божеств, отвлеченных понятий и концепций. Этому служили иконографические и иконометрические каноны, сложная система символов и атрибутов. Но в основе лежала мысль об исконной соотнесенности человека и Вселенной. Эта мысль легла в основу концепций развитых философских и религиозных систем Индии. Идея неисчерпаемости человека, несущею в себе все, что есть во Вселенной, послужила причиной широкого развития скульптуры как вида искусства, основной предмет которого человеческая фигура. Этим объясняется огромная содержательность скульптурных образов Индии; ее зритель чувствует раньше, чем знакомится с конкретными сюжетами и символическим языком индийского искусства.

Этико-философские идеи, оформленные в религиозные системы индуизма, буддизма, джайнизма в различные исторические периоды, находили свои формы воплощения. Наивные, излучающие простодушную радость бытия эпохи Сатавахан и Кушан I-II веков новой эры олицетворяют плодоносные силы природы. Тысячью нитей они связаны с культом матери-земли.

В V веке, в эпоху Гуптов, достигается высшая степень идеализации образа Будды, что отвечает концепции сущности Будды, которую развивал в первых веках новой эры буддизм махаяны. Вместе с тем, изображая Будду, скульптор не выходит за пределы естественного облика человека.

Многоголовые, многорукие божества более свойственны эпохе средневековья. В индийском искусстве были выработаны пластически столь логичные композиции фантастических фигур, что вымысел приобретал убедительность реальности. Скульптура Бхайравы, гневной, устрашающей ипостаси бога Шивы (период Хайхайев, IX век), поражает не дополнительной парой рук, а трагическим обликом человека, несущего искупление за совершенное им ужасное преступление.

Композиции, подобные «Шива Трипурунтака» (эпоха западных Чалукьев VIII века) или «Вараха» (эпоха Чанделлов, X-ХI века), — часть скульптурных фризов, опоясывающих средневековые индийские храмы. Связь изображения со стеной храма или стелой — характерная особенность каменной и терракотовой скульптуры Индии.

Практически только фигуры, отлитые из металла, выполнялись в полном объеме. Наибольшего расцвета бронзовая скульптура достигла в Южной Индии в эпоху Чола IX XII веков. Произведениям этого времени присущ особый лаконизм в раскрытии сюжета.

Лишь положение рук, как бы держащих лук и стрелу, указывает на то, что перед нами Шива Трипурунтака — разрушитель трех городов демонов. Героический характер персонажа и его деяний проявляется в великолепной постановке фигуры с широко развернутыми плечами, в упругой позе, общей гармоничной сбалансированности объемов.

В период средневековья на территории Индии возникают мусульманские государства. Это привело в области культуры к сложному взаимодействию собственно индийской и мусульманской традиций. Проследить этот процесс в изобразительном искусстве возможно только на материале живописи, поскольку скульптурные изображения божеств запрещались исламом. При дворе мусульманских правителей сложилась могольская школа миниатюры, во многом воспринявшая изобразительные средства иранской миниатюры.

Творчество могольскик художников оказало заметное влияние на работы других индийских миниатюристов, но отнюдь не подчинило их себе. Средневековый период отличается исключительным богатством различных живописных школ с собственным ярко выраженным стилем. Мастера Раджастхана, Декана, гималайских княжеств создают произведения на темы древнеиндийских мифов и эпосов. Особенно популярны сюжеты из легенд о божественном пастухе Кришне.

В отличие от скульптуры в миниатюре разрабатывается большое количество светских сюжетов. Иллюстрирование книг, описывающих жизнь монгольских императоров, обращало внимание художников к многообразным явлениям реальной жизни. Разрабатываются такие жанры, как охотничьи, батальные сцены и сцены придворной жизни. Источником сюжетов для миниатюры служила также поэзия.

Особая тема миниатюры — изображение в зримых образах различных видов музыкальных мелодий — paг и рагинь. Эта тема присутствует во всех школах индийской миниатюры. Чрезвычайно изысканная уже по самой своей задаче — изображению музыки, она требовала от художника высокоразвитого чувства ритма, гармонии цветовых сочетаний.

Из всех видов классического искусства Индии миниатюра наиболее долго сохраняла высокий художественный уровень. Произведения первой половины XIX века отличаются той же свежестью, ясностью образов, что и ранние произведения. Поэтому миниатюра послужила одной из главных опор для художников нового времени в их поисках развития традиции изобразительного искусства Индии в условиях современного мира.

Автор: Э. Ганевская.

P. S. Духи вещают: А вообще индийское искусство очень разное, бывает созидательное, бывает и разрушительное. Разрушительное?! Разве может искусство быть разрушительным? – вероятно спросите вы. Разумеется, может, ведь искусству известно и такое явление как картины убийцы, но пожалуй это уже тема для новой интересной статьи нашей рубрики «искусство».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector